Научно-теоретические основы в отношении лиц с ограниченными возможностями
p align="left">Что касается экономических, социальных и культурных прав, то каждое государство-участник обязуется принимать, максимально задействуя имеющиеся у него ресурсы, а в случае необходимости -- прибегая к международному сотрудничеству, меры к постепенному достижению полной реализации этих прав без ущерба для тех сформулированных в настоящей Конвенции обязательств, которые являются непосредственно применимыми в соответствии с международным правом.
При разработке и применении законодательства и стратегий, направленных на осуществление настоящей Конвенции, и в рамках других процессов принятия решений по вопросам, касающимся инвалидов, государства-участники тесно консультируются с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлекают их через представляющие их организации.
Государства-участники признают, что все лица равны перед законом и по нему и имеют право на равную защиту закона и равное пользование им без всякой дискриминации.
Государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве.
Для поощрения равенства и устранения дискриминации государства-участники предпринимают все надлежащие шаги к обеспечению разумного приспособления.
Конкретные меры, необходимые для ускорения или достижения фактического равенства инвалидов, не считаются дискриминацией по смыслу настоящей Конвенции.
Государства-участники признают, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды подвергаются множественной дискриминации, и в этой связи принимают меры для обеспечения полного и равного осуществления ими всех прав человека и основных свобод. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения всестороннего развития, улучшения положения и расширения прав и возможностей женщин, чтобы гарантировать им осуществление и реализацию прав человека и основных свобод, закрепленных в настоящей Конвенции [15, 204].
Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.
Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права.
Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:
- на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
- на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.
Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы:
- разрабатывать минимальные стандарты и руководящие ориентиры, предусматривающие доступность объектов и услуг, открытых или предоставляемых для населения, вводить их в действие и следить за их соблюдением;
- обеспечивать, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, учитывали все аспекты доступности для инвалидов;
- организовывать для всех вовлеченных сторон инструктаж по проблемам доступности, с которыми сталкиваются инвалиды;
- оснащать здания и другие объекты, открытые для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме;
- предоставлять различные виды услуг помощников и посредников, в том числе проводников, чтецов и профессиональных сурдопереводчиков, для облегчения доступности зданий и других объектов, открытых для населения;
- развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации;
- поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет;
- поощрять проектирование, разработку, производство и распространение изначально доступных информационно-коммуникационных технологий и систем, так чтобы доступность этих технологий и систем достигалась при минимальных затратах [25, 156].
Государства-участники вновь подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.
Государства-участники принимают в соответствии со своими обязательствами по международному праву, включая международное гуманитарное право и международное право прав человека, все необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности инвалидов в ситуациях риска, включая вооруженные конфликты, чрезвычайные гуманитарные ситуации и стихийные бедствия.
Государства-участники обеспечивают инвалидам наравне с другими эффективный доступ к правосудию, в том числе предусматривая процессуальные и соответствующие возрасту коррективы, облегчающие выполнение теми своей эффективной роли прямых и косвенных участников, в том числе свидетелей, во всех стадиях юридического процесса, включая стадию расследования и другие стадии предварительного производства.
Чтобы содействовать обеспечению инвалидам эффективного доступа к правосудию, государства-участники способствуют надлежащему обучению лиц, работающих в сфере отправления правосудия, в том числе в полиции и пенитенциарной системе.
Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды наравне с другими:
- пользовались правом на свободу и личную неприкосновенность;
- не лишались свободы незаконно или произвольно и чтобы любое лишение свободы соответствовало закону, а наличие инвалидности ни в коем случае не становилось основанием для лишения свободы.
Государства-участники обеспечивают, чтобы в том случае, если на основании какой-либо процедуры инвалиды лишаются свободы, им наравне с другими полагались гарантии, согласующиеся с международным правом прав человека, и чтобы обращение с ними соответствовало целям и принципам настоящей Конвенции, включая обеспечение разумного приспособления.
1.4 Структура органов социальной защиты в Украине
Государственное управление в области обеспечения социальной защищенности инвалидов осуществляется центральным органом исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики, Министерством здравоохранения Украины и органами местного самоуправления Украины.
Представители республиканских общественных организаций инвалидов являются членами коллегий центрального органа исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики и Министерства здравоохранения Украины.
Центральный орган исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики совместно с другими министерствами и другими центральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями инвалидов осуществляет разработку и координирование долгосрочных и краткосрочных программ по реализации государственной политики относительно инвалидов и контролирует их выполнение.
Центральный орган исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики с учетом мнения общественных организаций инвалидов может входить в Кабинет Министров Украины с предложениями относительно совершенствования законодательства по проблемам инвалидности, содействует развитию сотрудничества государственных и общественных организаций с зарубежными странами в отрасли социальной защищенности инвалидов.
Финансирование работы по социальной защищенности инвалидов осуществляется Фондом социальной защиты инвалидов. Положение о фонде утверждается Кабинетом Министров Украины с учетом мнений республиканских общественных организаций инвалидов.
Бюджет Фонда социальной защиты инвалидов формируется за счет средств республиканского бюджета, благотворительных взносов организаций, трудовых коллективов и граждан, других поступлений, в том числе от предпринимательской деятельности фонда, что не противоречит действующему законодательству.
Органы местного самоуправления имеют право создавать собственные фонды социальной помощи инвалидам. Порядок и условия расходования средств этих фондов определяются центральным органом исполнительной власти по вопросам экономической политики с учетом предложений общественных организаций инвалидов [27, 114].
Средства таких фондов находятся на специальном счете в банковских учреждениях и изъятию не подлежат.
Общественные организации инвалидов создаются с целью осуществления мер по социальной защите, социально-трудовой и медицинской реабилитации инвалидов и привлечению их к общественно полезной деятельности, занятиям физической культурой и спортом.
Центральные и местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления должны оказывать помощь и способствовать общественным организациям инвалидов в их деятельности. Общественные организации инвалидов осуществляют производственную, хозяйственную, финансовую и другую деятельность, не запрещенную действующим законодательством.
Продукция предприятий (объединений) и организаций, общественных организаций инвалидов, номенклатура и объемы производства которой согласованы с государственными заказчиками, включается в государственный заказ. Объекты капитального строительства, которые возводятся за счет средств общественных организаций инвалидов, в заявленном объеме включаются в государственный заказ.
Государство способствует обеспечению материально-техническими и другими ресурсами выполнения государственных заказов, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи.
Предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право на льготы по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) в соответствии с законами Украины по вопросам налогообложения. Применять указанные льготы такие предприятия и организации имеют право при наличии разрешения на право пользования льготами по налогообложению, которое предоставляется межведомственной Комиссией по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов (далее -- Комиссия).
Комиссия является специальным уполномоченным государственным органом, созданным с целью определения целесообразности предоставления государственной помощи общественным организациям инвалидов, их предприятиям и организациям в виде льгот по налогообложению, финансовой помощи, кредитования, предоставления приоритетов при размещении государственного заказа и в других формах, а также осуществления учета и контроля за использованием такой помощи.
Положение о межведомственной Комиссии по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов и типовое положение о региональных комиссиях по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов утверждаются Кабинетом Министров Украины.
В состав Комиссии входят по одному представителю от центрального органа исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики, Фонда социальной защиты инвалидов, Государственной налоговой администрации Украины, Государственной таможенной службы Украины, Министерства транспорта Украины, Министерства финансов Украины, центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики, Государственного комитета Украины по земельным ресурсам, народный депутат Украины -- представитель профильного Комитета Верховной Рады Украины по вопросам социальной защиты инвалидов и представитель, делегированный общественными организациями инвалидов.
Сопредседателями Комиссии по должности является Министр труда и социальной политики Украины и Председатель Комитета Верховной Рады Украины по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов.
Комиссия имеет региональные (территориальные) органы -- комиссии по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе.
В состав региональных (территориальных) комиссий входят по одному представителю от соответствующих управлений Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, центрального органа исполнительной власти по вопросам труда и социальной политики, Фонда социальной защиты инвалидов, Государственной налоговой администрации Украины, Государственной таможенной службы Украины, Министерства транспорта Украины, Министерства финансов Украины, центрального органа исполнительной власти по вопросам экономической политики, Государственного комитета Украины по земельным ресурсам, представитель комитета (комиссии) по вопросам социальной защиты инвалидов соответственно Верховной Рады Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских советов и представитель, делегированный общественными организациями инвалидов.
Сопредседателями региональных (территориальных) комиссий является соответственно заместитель Председателя Совета министров Автономной Республики Крым, заместители председателей областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций и председатели профильных комиссий по вопросам социальной защиты инвалидов Верховного Совета Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских советов.
Решение о предоставлении разрешения на право пользования льготами по налогообложению предприятиями и организациями общественных организаций инвалидов принимается Комиссией на основе следующих документов, представляемых на ее рассмотрение соответствующей общественной организацией:
- заявления;
- свидетельства о государственной регистрации общественной организации инвалидов и предприятия и организации, учрежденные такой общественной организацией;
- нотариально заверенных копий учредительных документов общественной организации инвалидов и предприятия и организации, учрежденные такой общественной организацией;
- справки о включении общественной организации инвалидов и предприятия и организации, учрежденные такой общественной организацией, в Единый Государственный реестр предприятий и организаций Украины;
- бизнес-плана деятельности предприятия и организации общественной организации инвалидов;
- обоснования значимости предприятия и организации общественной организации инвалидов для социальной защиты инвалидов;
- справки органа социальной защиты инвалидов о количестве работающих инвалидов и общем количестве работающих на предприятии и в организации общественной организации инвалидов;
- заключения региональной комиссии относительно обоснованности предоставления льгот (кроме предприятий, учреждений и организаций всеукраинских организаций инвалидов и предприятий и организаций, имеющих за предыдущий налоговый год валовой доход в объеме менее 8400 минимальных заработных плат и общее количество работающих не более 25 человек) [41, 169].
Решение комиссии о предоставлении разрешения на право пользования льготами по налогообложению или отказ в нем должен быть мотивированным и базироваться на анализе социальной значимости соответствующей общественной организации инвалидов и ее предприятия или организации и возможности трудоустройства инвалидов.
Региональные комиссии имеют право принимать решения относительно предоставления разрешения на право пользования льготами по налогообложению предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов, которые получили за предыдущий налоговый год валовой доход в объеме менее 8400 минимальных заработных плат и имеют общее количество работающих не более 25 человек.
Решение об отмене разрешения на право пользования льготами по налогообложению предприятию и организации общественных организаций инвалидов принимается Комиссией в случае:
- получения заявления от общественной организации инвалидов относительно отмены указанного разрешения;
- представления соответствующих органов государственной налоговой службы и других государственных органов о нарушении законодательства Украины предприятием или организацией;
- ликвидации предприятия, организации.
Местные органы общественных организаций инвалидов, а также трудовые коллективы их предприятий (объединений), учреждений и организаций вправе вносить в органы местного самоуправления предложения по вопросам социальной защиты инвалидов.
Порядок создания, деятельности и ликвидации общественных организаций инвалидов регулируется законодательством Украины об общественных организациях, уставами этих организаций, зарегистрированными в установленном порядке [25, 159].
Выводы по первому разделу
Материальное, социально-бытовое и медицинское обеспечение инвалидов осуществляется в виде денежных выплат (пенсий, пособий, одноразовых выплат), обеспечения медикаментами, техническими и другими средствами, включая печатные издания со специальным шрифтом, звукоусилительную аппаратуру и анализаторы, а также путем предоставления услуг по медицинской, социальной, трудовой и профессиональной реабилитации, бытовому и торговому обслуживанию.
Виды необходимой материальной, социально-бытовой и медицинской помощи инвалидам определяются органами медико-социальной экспертизы в индивидуальной программе реабилитации. Помощь оказывается за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов.
Услуги по социально-бытовому и медицинскому обслуживанию, технические и другие средства (протезно-ортопедические изделия, ортопедическая обувь, средства передвижения, в том числе кресла-коляски с электроприводом, автомобили, индивидуальные устройства, протезы глаз, зубов, челюстей, очки, слуховые и голососоздающие аппараты, сурдотехнические средства, мобильные телефоны и факсы для письменного общения, эндопротезы, моче- и калоприемники и т.п.) предоставляются инвалидам и детям-инвалидам бесплатно или на льготных условиях при наличии соответствующего медицинского заключения.
Инвалиды, получающие пенсию, которая не превышает минимального размера пенсии, или государственную социальную помощь, назначенную вместо пенсии, дети-инвалиды имеют право на бесплатное приобретение лекарственных средств по рецептам врачей в случае амбулаторного лечения.
Инвалиды первой и второй групп имеют право при амбулаторном лечении на приобретение лекарственных средств по рецептам врачей с оплатой 50 процентов их стоимости. Инвалиды и дети-инвалиды при наличии медицинских показаний имеют право на бесплатное обеспечение санаторно-курортными путевками.
Порядок обеспечения инвалидов и детей-инвалидов лекарственными, техническими и другими средствами, санаторно-курортными путевками определяет Кабинет Министров Украины.
Транспортное обслуживание инвалидов осуществляется на льготных условиях. Инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов первой группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего), имеют право на бесплатный проезд в пассажирском городском транспорте (кроме метрополитена и такси), а также всеми видами пригородного транспорта.
Дети-инвалиды и инвалиды первой, второй групп по зрению и с поражением опорно-двигательного аппарата и лица, сопровождающие инвалидов первой группы или детей-инвалидов указанных категорий (не более одного сопровождающего), имеют право на бесплатный проезд также в метро.
Инвалиды, дети-инвалиды и лица, сопровожающие инвалидов первой группы или детей-инвалидов (не более одного лица, сопровождающего инвалида или ребенка-инвалида), имеют право на 50-процентную скидку стоимости проезда на внутренних линиях (маршрутах) воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта в период с 1 октября по 15 мая.
Льготную перевозку инвалидов осуществляют все предприятия транспорта независимо от формы собственности и подчинения в соответствии с Законом Украины "О транспорте". Категории инвалидов и детей-инвалидов и порядок их транспортного обслуживания на льготных условиях определяет Кабинет Министров Украины [27, 148].
В случаях, когда другими нормативно-правовыми актами предусмотрены нормы, повышающие установленный настоящим Законом уровень социальной защиты инвалидов, применяются положения тех нормативно-правовых актов, которые определяют наибольший уровень социальной защиты инвалидов.
Если инвалид имеет право на одну и ту же льготу по настоящему Закону и одновременно по другому нормативно-правовому акту, льгота ему предоставляется лишь по одному из них по его выбору (независимо от основания установления льготы).
Инвалид имеет право выбора конкретного вида социальной помощи.
Инвалид может отказаться от того или иного вида социальной помощи, если она не в полной мере соответствует его потребностям. В таком случае инвалид вправе самостоятельно решать вопрос об обеспечении себя конкретным видом помощи за счет собственных средств с учетом компенсации стоимости аналогичного вида социальной помощи, представляемой государственным органом.
Конкретные условия и порядок пенсионного обеспечения и предоставления помощи и других социальных услуг определяются законодательством о пенсионном обеспечении в Украине и решениями Правительства Украины по соответствующим вопросам.
Предприятиям и организациям, которые специализируются на производстве товаров, протезно-ортопедических изделий и изделий физкультурно-спортивного назначения, специальных технических средств и приспособлений для инвалидов, устанавливаются льготы по налогообложению в порядке и на условиях, установленных законодательством Украины [31, 149].
РАЗДЕЛ 2 СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕНТРОВ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ В УКРАИНЕ2.1 Анализ деятельности центров реабилитации в Украине
Для большинства из нас, людей вполне здоровых и независимых, проблемы инвалидов зачастую кажутся слишком далекими и чуждыми, недостаточно актуальными. Происходит это потому, что те возможности и блага, которые человеку со специфическими потребностями даются с огромным трудом, порою недоступны, в жизни полноценная личность воспринимает как должное, не придает им особого значения.
Мы привыкли видеть, слышать, ходить, заниматься любимыми делами, совсем не осознавая того, что рядом существуют и хотят жить настоящей жизнью тысячи людей с физическими, сенсорными отклонениями, а ведь они многого попросту лишены.
Сегодня около 10% всего населения мира (650 миллионов человек) являются инвалидами. Три миллиона из них проживают на территории Украины. По данным Программы развития ООН (ПРООН), на долю развивающихся стран приходится 80 процентов людей с ограниченными возможностями. Тем не менее, встретить сегодня человека на коляске или с палочкой в метро, на улице можно нечасто. Причина - неприспособленность окружения к специфическим требованиям таких людей. Это обязывает инвалидов искать и находить решение возникающих проблем самостоятельно, с помощью всевозможных средств, одним из которых является компьютер. В последнее время во всем мире произошло осознание роли информационных технологий в общественном развитии, поэтому проблема формирования информационной культуры личности человека с ограниченными возможностями приобрела особое значение [27, 56].
Одним из самых важных компонентов комплексной реабилитации инвалида, обеспечивающей человеку с ограниченными возможностями определенного рода самостоятельность и независимость, является обучение. Согласно данным ЮНЕСКО, сегодня более 90% детей с особенными потребностями в развивающихся странах не посещают школу.
Половина из всех проживающих на территории Украины инвалидов - трудоспособного возраста. Ни для кого не секрет, что подавляющее большинство людей с ограниченными возможностями живут за чертой бедности. Причины - недостаточный уровень обеспечения их со стороны государства, отсутствие возможности получения интересной и высокооплачиваемой работы. Проблема поиска рабочих мест обусловлена несколькими факторами: неимение у людей необходимых знаний и навыков, нежелание работодателей иметь дело с инвалидами. С точки зрения экономиста, государственным и социальным структурам намного выгоднее предоставить инвалидам возможность получения соответствующих профессиональных знаний, поиска достойной работы, нежели вести политику поддержания особого морального настроя и своевременного предупреждения депрессий и самоубийств. Как говорится, выгоднее и проще научить человека добывать пищу, нежели кормить его всю жизнь.
Сегодня из 100 инвалидов получить высшее образование удается только двум абитуриентам. Большинство отечественных вузов аргументирует свое нежелание сотрудничать со студентами-колясочниками или инвалидами по слуху банальной неприспособленностью программ и несоответствием условий обучения специфическим требованиям инвалидов. Тем не менее, как показывает опыт вузов других стран, наиболее эффективным способом решения этих вопросов является использование в учебном процессе компьютерных систем. Трудно поверить, но сегодня более 70% людей с ограниченными возможностями, живущих в Норвегии, Голландии, Финляндии получают профессиональное образование именно с помощью информационных технологий.
Среди наиболее распространенных методик обучения инвалидов:
- дополнительное обучение - организация объединениями инвалидов или работающими в этой сфере организациями обучающих тренингов, семинаров и курсов;
- раздельное обучение - подготовка специалистов в специализированных учреждениях;
- интегрированное обучение - инвалиды обучаются наравне с обычными студентами или слушателями;
- дистанционное обучение - реализуемый посредством современных технологий коммуникации и Интернета тип обучения, который предусматривает удаленное взаимодействие преподавателя и учащегося.
Каждая из этих методик имеет свои преимущества и недостатки, однако, судя по данным экспертных оценок и статистики, наиболее эффективным для людей с ограниченными возможностями является применение IТ именно в рамках дополнительного обучения [31, 152].
Наряду с вышеперечисленными методами обучения, широкой популярностью в нашей стране пользуются компьютерные центры. На данный момент в Украине действует около ста учреждений, предлагающих людям с ограниченными возможностями услуги бесплатного обучения, как компьютерной грамотности в целом, так и по специальностям. На протяжении долгого времени популяризация таких организаций во многом зависела от доступности технологий, средств, программного обеспечения. Сейчас, к счастью, компьютер уже не является дорогим удовольствием, позволить которое себе могут только обеспеченные люди.
Вопрос максимально возможной реабилитации людей с инвалидностью стоит во всех странах мира. Под реабилитацией мы понимаем помощь индивиду в достижении максимальной физической, психической, социальной и экономической полноценности, на которую он будет способен в рамках существующего заболевания, направление его на такие виды социальной активности, которые в наибольшей степени будут способствовать удовлетворению всех его потребностей.
С 1950-х годов в мире начала развиваться концепция интеграции инвалидов в обычное общество, и особый упор был сделан на создание доступной среды, возможность получения образования и профессиональной подготовки. Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 года и вступившая в силу 3 мая 2008 года, стала базовым документом в этой области. Одновременно с Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный Протокол к ней. По состоянию на начало июля 2010 года 87 государств являются участниками Конвенции, 54 - участниками Факультативного Протокола.
Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов - орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомендации, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствами-участниками Протокола.
В Украине Конвенция и Факультативный протокол вступили в силу 6 марта 2010 г. У нас в стране права инвалидов были закреплены в законе «Про реабилитацию инвалидов в Украине» от 06.10.2005 г. и других правовых документах. Существуют определённые возможности для инвалидов и детей-инвалидов получать образование [23, 151].
У нас в стране существует система учебных заведений по обучению инвалидов. Прежде всего, это интернаты, где обучение, проживание и питание для инвалидов бесплатные.
Таких интернатов в Украине шесть.
1. Харьковский учётно-экономический техникум-интернат принимает инвалидов 1-й, 2-й и 3-й групп без возрастных ограничений. Дневная форма обучения на базе 9 классов здесь проходит 2 года 10 месяцев, на базе 11 классов и заочная - 1 год 10 месяцев.
2. Черниговский юридический колледж принимает выпускников 9-х классов, срок обучения - 2 года 5 месяцев.
3. Житомирский технический лицей-интернат принимает инвалидов 2-й и 3-й групп со сроком обучения 3 года на базе 11 классов. На специальность «оператор вычислительных машин» - 2 года.
4. Каменец-Подольский планово-экономический техникум - интернат принимает на стационарное обучение инвалидов 2-й и 3-й групп по специальностям «бухгалтерский учёт, аудит», «экономика предприятий» на базе 9-11 классов.
5. Луганское профтехучилище-интернат принимает без экзаменов инвалидов 2-й и 3-й групп в возрасте от 15 до 35 лет на специальности «пошив мужской и женской верхней одежды и обуви» со сроком обучения 3 года.
6. Самборское профтехучилище-интернат принимает 15-25-летних инвалидов 2-й и 3-й групп без экзаменов на специальность «швея» на базе 9-ти классов.
Инвалиды с дефектами зрения могут получить образование в Киевском государственном техникуме легкой промышленности по профессии «швейное производство», в Медицинской школе при Дарницком медицинском объединении (Киев) и Геническом медицинском училище Херсонской области по профессии «массажист».
Инвалидов с дефектами слуха ждут различные учебные заведения по всей Украине с большим спектром профессий, по которым возможно обучение:
- Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт» (инженерная механика, технология машиностроения), Киевский национальный университет технологий и дизайна (экономика предприятия);
- Национальная металлургическая академия Украины (экономическая кибернетика);
- Донецкий техникум промышленной автоматики (обслуживание компьютерных и интеллектуальных сетей);
- Одесское ПТУ № 35 (швея);
- Киевский государственный колледж эстрадно-циркового искусства (артист цирка, артист эстрады);
- Украинский государственный лесотехнический университет (технология деревообработки);
- Ужгородский колледж искусств имени А.М. Эрдели (керамика, художественная обработка дерева, художественная обработка металла);
Всеукраинский центр профреабилитации инвалидов расположен недалеко от Киева - на базе санатория «Лютеж». Здесь обучают таким профессиям:
- оператор компьютерного набора - 5 месяцев обучения на базе среднего или профтехобразования;
- секретарь руководителя - 5 месяцев обучения на базе среднего, среднетехнического образования или образования без стажа работы;
- слесарь по ремонту автомобиля І-ІІ разрядов - 5 месяцев;
- обувщик по ремонту обуви - 3,5 месяца обучения [27, 146].
Выпускникам выдают свидетельство государственного образца. В Центр принимают инвалидов І-III групп трудоспособного возраста. Документы и заявление о зачислении необходимо подать в Центр социальной защиты по месту проживания.
Кроме того, возможно обучение в Винницком Межрегиональном Центре «Поділля» по специальностям:
- продавец продовольственных товаров, маникюрша, оператор компьютерного набора, обувщик по ремонту обуви, оператор котельной, конторский служащий, швея, плиточник-облицовщик, парикмахер-модельер, флорист-озеленитель, бармен-буфетчик, кондитер, маляр-штукатур, обувщик по индивидуальному пошиву обуви, кассир банка, портной. Срок обучения - от 3 до 8 месяцев.
В Евпатории действует Межрегиональный Центр трудовой, медико-социальной и профессиональной реабилитации инвалидов «Приморье». Здесь можно стать оператором компьютерного набора, секретарем руководителя, вышивальщицей, столяром строительным, плиточником-облицовщиком - срок обучения 5 месяцев, обувщиком и мастером народных промыслов - 3,5 месяца, а также портным - 7,5 месяца. Документы и заявление о принятии в Центр необходимо подать в управление социальной защиты по месту проживания.
В соответствии с рекомендациями, данными в индивидуальных программах реабилитации, профессиональным обучением инвалидов занимается и Государственная служба занятости. Инвалиды, которые зарегистрированы там как безработные, имеют право на профессиональную подготовку по рабочим профессиям, повышение квалификации и переподготовку за счет средств Фонда социальной защиты инвалидов.
Если проанализировать перечень предлагаемых специальностей, то мы, практически, не увидим в нём высшего образования, которое могло бы дать возможность людям с ограниченными физическими возможностями обрести престижную и, соответственно, достойно оплачиваемую профессию.
Об инклюзивном образовании для людей с проблемами опорно-двигательного аппарата говорить вообще не приходится, поскольку ни школы, ни вузы не оборудованы средствами доступности. О возможности пользоваться общественным транспортом людям с серьёзными проблемами опорно-двигательного аппарата мы пока можем вообще не говорить, поскольку этих возможностей нет. Решением могло бы стать создание дистанционного образования на базе нескольких ведущих вузов страны, но, к сожалению, работа в этом направлении в Украине продвигается медленно.
Одесским областным обществом инвалидов было проведено изучение проблем получения образования инвалидами в Одесской области за счёт гранта Международного фонда помощи инвалидов (ФПИ).
Анализ полученных результатов показал низкую информированность инвалидов о праве на бесплатное образование. В среднем по региону эта цифра не превышает 50 %. Количество детей-инвалидов, знающих о льготах при внешнем независимом тестировании, в среднем по области не превышает 26%. Количество детей-инвалидов, желающих сдавать единый экзамен, в среднем, составил 29%. Количество детей-инвалидов, желающих получить профессиональное образование, не превысило 20%. Количество инвалидов, получивших отказ в бесплатном образовании, составило около 10% опрошенных.
Эти данные говорят об очень низком уровне информированности инвалидов, в районах области, о тех льготах, которые они могут использовать для получения образования и профессии, неумении отстоять свои права, предоставляемые законодательством. Подтверждением этого факта является то, что в Одессе отказов инвалидам в бесплатном образовании практически нет, а процент желающих получить профессиональное образование заметно выше.
Одним из следствий этого являются низкая мотивация и неверие в свои силы и возможности. Очевидна необходимость психолого-социальной реабилитации, информирования о возможностях, льготах, центрах реабилитации и обучения. Примеры людей с ограниченными физическими возможностями, которые достигли высоких результатов в образовании, спорте или предпринимательстве, должны чаще освещаться в СМИ. Должны проводиться постоянные мониторинги в сфере образовательно-трудовой реабилитации инвалидов и более подробное изучение существующих проблем для скорейшего их решения.
Усилия государственных структур, занимающихся проблемами инвалидов, общественных организаций инвалидов, благотворительных организаций должны быть более скоординированы для достижения максимального результата в сфере образования, обучения и трудоустройства инвалидов [26, 175].
2.2 Характеристика основных видов реабилитации инвалидов
Под реабилитацией понимается система мероприятий, цель которых -- быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни и общественно полезному труду. Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.
Медицинская реабилитация направлена на полное или частичное восстановление или компенсацию той или иной нарушенной или утраченной функции или на замедление прогрессирования заболевания.
Право на бесплатную медицинскую реабилитационную помощь закреплено законодательствами о здравоохранении и труде. Предусмотрено пенсионное обеспечение в случае утраты трудоспособности; право граждан на материальное обеспечение предусмотрено на весь срок нетрудоспособности.
Реабилитация в медицине является начальным звеном системы общей реабилитации, ибо заболевший человек, прежде всего, нуждается в медицинской помощи.
По существу, между периодом лечения заболевшего человека и периодом его медицинской реабилитации, или восстановительного лечения, нет четкой границы, так как лечение всегда направлено на восстановление здоровья и возвращение к трудовой деятельности, однако мероприятия по медицинской реабилитации начинаются в больничном учреждении после исчезновения острых симптомов заболевания -- для этого применяются все виды необходимого лечения -- хирургическое, терапевтическое, ортопедическое, курортное и др.