Рефераты

Некоммерческие организации как юридические лица

p align="left">В соответствии с действующим федеральным законом о выборах депутаты избираются по смешанной системе. Половина депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства. При этом избирательные округа должны быть примерно равны по числу зарегистрированных на их территориях избирателей, а также не допускается образование одномандатного избирательного округа из территорий двух и более субъектов Российской Федерации.

Норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа зарегистрированных избирателей, проживающих на территории Российской Федерации, на общее число (225) одномандатных избирательных округов. Голосовать в одномандатном избирательном округе может избиратель, постоянно или преимущественно проживающий на территории этого избирательного округа.

Право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации. Политическая партия, избирательный блок вправе выдвигать по одному одномандатному избирательному округу не более одного кандидата.

Избранным по одномандатному избирательному округу признается зарегистрированный кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе голосов полученных зарегистрированными кандидатами избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше.11 Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.12.2003г. № 175-ФЗ ст.83, ч. 5.

Другая половина депутатов Государственной Думы избирается в федеральном округе, включающем в себя всю территорию Российской Федерации. В этом случае депутаты Государственной Думы избираются пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, выдвинутые политическими партиями и избирательными блоками. Такая система соответствует предназначению выборов как высшего непосредственного выражения власти народа.

К распределению депутатских мандатов допускаются зарегистрированные федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 5% и более голосов избирателей, при условии, что таких списков было не менее трех и за все эти списки подано в совокупности более 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу. В этом случае иные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются. Если менее чем за три федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 5% и более голосов избирателей, подано в совокупности более 50% голосов, а остальные списки получили менее 5% голосов, к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, которые получили 5% голосов и более, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей списки, получившие менее 5% голосов, до того, как общее число списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов, не достигнет трех.11 Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.12.2003г. № 175-ФЗ ст.84, ч. 3.

Федеральный закон о выборах предусмотрел некоторые условия допущения к распределению мандатов баллотирующихся в федеральном избирательном округе списков кандидатов помимо 5% заградительного пункта. До распределения мандатов между федеральными списками кандидатов из каждого списка исключаются депутаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам. Далее Центральная избирательная комиссия Российской Федерации подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу за федеральные списки кандидатов, допущенные к участию в распределении депутатских мандатов. Эта Сумма делится на 225, и полученный результат есть первое избирательное частное. Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, который получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения мандатов. Если после этих действий остаются нераспределенные депутатские мандаты, они передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказывается наибольшей дробная часть числа, полученного в результате деления на первое избирательное частное. При равенстве дробных частей преимущество отдается тому федеральному списку кандидатов, за который подано больше число голосов избирателей.22 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2004.-431-432с.

Государственная Дума избирает из своего состава Председателя, Первого заместителя и заместителей Председателя тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.

Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы выдвигают депутатские объединения и депутаты Государственной Думы. В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность Председателя Государственной Думы, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов.

Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов. Если на должность Председателя Государственной Думы были выдвинуты более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата. Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого числа голосов, Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы либо принимает решение о выборах первого заместителя Председателя и заместителей Председателя Государственной Думы. В этом случае, после избрания по крайней мере одного из заместителей Председателя Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя.

Решение об избрании Председателя Государственной Думы оформляется постановлением без дополнительного голосования.11 Габричидзе Б.Н., Чирнявский А.Г. Конституционное право России: Учебник для вузов.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и К», 2005.-823-825с.

Регламент Государственной Думы закрепляет полномочия Председателя, который:

ведет заседание палаты;

ведает вопросами внутреннего распорядка палаты;

организует работу Совета Государственной Думы;

осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы;

назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы и его первого заместителя;

представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством РФ, субъектами РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральным прокурором РФ, ЦИК РФ и с другими государственными органами, общественными объединениями, а также с парламентами зарубежных государств и в международных парламентских организациях;

участвует в согласительных процедурах для разрешения разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов РФ;

направляет поступившие в Государственную Думу законопроект и материалы к нему в депутатские объединения для сведения и в комитет Государственной Думы в соответствии с вопросами его ведения;

подписывает постановления Государственной Думы;

направляет в Совет Федерации для рассмотрения, одобренные Государственной Думой законы РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные и федеральные конституционные законы;

направляет Президенту РФ федеральные законы, принятые Государственной Думой;

издает распоряжения и поручения по вопросам, отнесенным к его компетенции.11 Регламент Государственной Думы: ст.11.

Вопрос о числе заместителей Председателя решается Государственной Думой. Кандидатов на должности заместителей могут выдвигать депутатские объединения, депутаты Государственной Думы. Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в список для тайного голосования. Избранными на должность заместителей Председателя считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.22 Регламент Государственной Думы: ст.10. ч. 1, 2, 5.

Заместители председателя Государственной Думы по поручению Председателя ведут заседание палаты, замещают Председателя в его отсутствие, координируют деятельность комитетов и комиссий Государственной Думы, решают другие вопросы внутреннего распорядка деятельности палаты согласно распределению обязанностей между ними.

Решение об освобождении от должности Председателя Государственной Думы, его первого заместителя и заместителей принимается большинством голосов от общего числа депутатов.33 Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы// Конституционное и муниципальное право.- 2005.-№6.-С.12.

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и Регламентом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

К исключительному ведению Государственной Думы относятся:

дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства Российской Федерации. Согласно Регламенту Государственной Думы, в случае внесения в Государственную Думу Президентом РФ предложения о кандидатуре Председателя Правительства РФ Председатель Государственной Думы незамедлительно извещает об этом депутатов. Дума рассматривает предложенную Президентом кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство общего числа депутатов. Если Дума отклонит кандидатуру, Президент в течение недели со дня ее отклонения вносит предложение о новой кандидатуре.

Президент вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового. Независимо от числа представлявшихся кандидатов после третьего отклонения представленной кандидатуры Государственная Дума подлежит роспуску;

решение вопроса о доверии Правительству РФ. Вотум недоверия Правительству означает правительственный кризис, который может быть разрешен отставкой Правительства и созданием нового, которое пользовалось бы доверием Государственной Думы или роспуском Думы и избранием новой, с которой Президент нашел бы понимание в вопросе о правительственной политике. Мотивированное предложение о выражении недоверия Правительству РФ может вносить группа численностью не менее одной пятой от общего числа депутатов «нижней» палаты. Государственная Дума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству РФ в недельный срок после его внесения. Постановление о недоверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ. Президент РФ представляет на рассмотрение Государственной Думы кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Центрального банка РФ, который считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Думой кандидатуры, Президент РФ в течение двух недель вновь представляет кандидатуру для назначения на должность. Одна кандидатура не может быть представлена более двух раз;

назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Государственная Дума назначает шесть аудиторов Счетной палаты на 6-летний срок. Согласно Регламенту Государственной Думы, кандидатуры на должности Председателя и аудиторов представляются Комитетом по бюджету и налогам. Назначение производится на сессии, ближайшей к моменту истечения полномочий назначенных в Счетную палату лиц. Для назначения Председателя и каждого из аудиторов требуется большинство голосов общего числа депутатов, то есть не менее 226 голосов;

назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека. Эта должность учреждается в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. Уполномоченный способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека;

объявление амнистии. Амнистия - есть однократное освобождение от уголовной ответственности или смягчение ее для лиц, совершивших определенные актом об амнистии преступления до установленной в этом акте даты. Круг таких лиц может быть различным и определяется: видом совершенных преступлений, размером назначенных наказаний, возрастом, полом, наличием детей, прежними заслугами и иными обстоятельствами. Амнистия может быть общей или частной. Общая амнистия распространяется на всех лиц, попадающих под общие условия акта, частная - на конкретных лиц, совершивших определенные преступления в определенном месте и в определенное время;

выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. По вопросу об отрешении Президента от должности никакого законодательного регулирования нет. Общая характеристика этого института содержится в Конституции РФ. Отрешение возможно только на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Инициатива об этом должна исходить не менее чем от 1/3 Государственной Думы, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Думой. Государственная Дума выдвигает обвинение 2/3 голосов от общего числа депутатов, которое должно быть подтверждено заключением Верховного Суда. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.11 Конституция Российской федерации: ст.103.

Важным руководящим органом Государственной Думы является Совет Государственной Думы, который создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. В его состав входят Председатель Государственной Думы, руководители депутатских объединений с правом решающего голоса. В работе Совета Государственной Думы участвуют с правом совещательного голоса заместители Председателя Государственной Думы и председатели комитетов Государственной Думы. На заседаниях Совета вправе присутствовать и депутаты Государственной Думы.22 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2004.-435с.

Государственная Дума собирается на первое заседание на 30-й день после избрания. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат. В дальнейшем до избрания Председателя Государственной Думы или заместителя Председателя поочередно на ее заседаниях председательствуют представители всех депутатских объединений по согласованию между ними.

Заседание Государственной Думы начинается с регистрации присутствующих депутатов, которую проводит председательствующий. Заседание является правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Регистрация осуществляется после каждого перерыва в заседаниях палаты.

Депутаты Государственной Думы своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Все необходимые проекты документов и другие материалы предоставляются депутатам не позднее, чем за три дня до рассмотрения этих материалов на заседании палаты.

Работа в Государственной Думе осуществляется на русском языке. Депутат, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, заблаговременно уведомляет об этом Совет Государственной Думы. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.11 Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы// Конституционное и муниципальное право.- 2005.-№6.-С.13-14.

Согласно Конституции Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях трехкратного отклонения представленных главой государства кандидатур на должность Председателя Правительства РФ и в случае несогласия Президента РФ с принятым решением Государственной Думой о недоверии Правительству РФ, если вопрос о доверии был поставлен Председателем Правительства РФ. В случае роспуска Государственной Думы Президент РФ назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.22 Конституция Российской федерации:ст.111. ч.4; ст.117. ч.3.

Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания, а также, если ею было выдвинуто против Президента обвинение с момента выдвижения до принятия соответствующего решения Совета Федерации. Кроме того, Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания полномочий Президента Российской Федерации.33 Конституция Российской федерации: ст.109, ч.3, 4, 5.

Обобщая данную главу можно отметить, что Совет Федерации и Государственная Дума - это две палаты Федерального Собрания, эффективное взаимодействие которых является необходимым условием политической стабильности в России, не смотря на то, что каждая из них имеет свой порядок формирования, сферу своей компетенции, сроки полномочий членов палат, процедуры роспуска и режим работы.

Нормы Конституции Российской Федерации в самом общем виде регулируют взаимоотношения палат парламента в организационной, законотворческой и иных сферах деятельности. Обширное поле для взаимодействия палат определяется в законотворчестве. Принадлежащее Совету Федерации и его отдельным членам право законодательной инициативы предполагает возможность внесения ими законопроектов в государственную Думу. В свою очередь принятые Государственной Думой федеральные законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительные комиссии для преодоления возможных разногласий.

Подводя итоги, можно отметить, что деловые отношения двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы - важнейшее условие поступательного развития российского парламентаризма. Конституция четко определяет статус и формы взаимоотношений обеих палат парламента как составных частей единого представительного и законодательного института - Федерального Собрания.

ГЛАВА 3. КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ ПАЛАТ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ

В соответствии со ст. 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат.

Комитеты Государственной Думы по вопросам, отнесенным к их ведению:

осуществляют предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовку к рассмотрению Государственной Думой; осуществляют подготовку заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной Думы;

в соответствии с решением палаты подготавливают запросы в Конституционный Суд Российской Федерации;

согласно решению Совета Государственной Думы, поручению Председателя Государственной Думы осуществляют подготовку проектов постановлений Государственной Думы о направлении представителей Государственной Думы в Конституционный Суд РФ;

организует проводимые Государственной Думой парламентские слушания;

дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального Бюджета;

решают вопросы организации своей деятельности.

Государственная Дума может создавать комиссии, деятельность которых ограничена определенным сроком или конкретной задачей.11 Горобец В.Д. Система комитетов и комиссий палат Федерального Собрания//Государственное право.-2002.-№8.-С.33-34.

Государственная Дума в соответствии с Регламентом Государственной Думы учреждает следующие комитеты:

Комитет Государственной Думы по законодательству;

Комитет Государственной Думы по государственному строительству;

Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике;

Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам;

Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам;

Комитет Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству;

Комитет Государственной Думы по собственности;

Комитет Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям;

Комитет Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи;

Комитет Государственной Думы по обороне;

Комитет Государственной Думы по безопасности;

Комитет Государственной Думы по международным делам;

Комитет Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками;

Комитет Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике;

Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления;

Комитет Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы;

Комитет Государственной Думы по информационной политике;

Комитет Государственной Думы по охране здоровья и спорту;

Комитет Государственной Думы по образованию и науке;

Комитет Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи;

Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам;

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам и природопользованию;

Комитет Государственной Думы по экологии;

Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций;

Комитет Государственной Думы по делам национальностей;

Комитет Государственной Думы по культуре и туризму;

Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока;

Комитет Государственной Думы по делам ветеранов.11 Регламент Государственной Думы: ст.20.

В случае необходимости могут образовываться и другие комитеты. Решение об их образовании или о ликвидации оформляется постановлением палаты.

Комитеты Государственной Думы образуются на срок, не превышающий срок полномочий Государственной Думы данного созыва. Положение о комитетах утверждается постановлением палаты.

Государственная Дума образует комитеты и комиссии, как правило, на основе принципа пропорционального представительства депутатских объединений. Численный состав каждого комитета и каждой комиссии определяется Государственной Думой, но не может быть, как правило, менее 12 и более 35 депутатов палаты. Каждый депутат Государственной Думы, за исключением Председателя Госдумы, его заместителей, руководителей депутатских объединений, обязан состоять в одном из комитетов Государственной Думы. Депутат Государственной Думы может быть членом только одного комитета.

Председатели комитетов, комиссий и их заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы по представлению фракций и депутатских групп. Решение об избрании оформляется постановлением палаты, об освобождении от должности - также большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

В нормах Регламента подробно регулируются вопросы организации деятельности комитета, комиссии Государственной Думы.

Заседание комитета, комиссии Государственной Думы правомочно, если на нем присутствуют более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание проводит председатель комитета, комиссии и его заместитель. Они проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

Внеочередное заседание комитета, комиссии созывает председатель комитета, комиссии по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии.

О заседании комитета, комиссии председатель комитета, комиссии уведомляет не менее чем за двое суток членов данных комитета, комиссии, а также заблаговременно информирует других участников заседания. Необходимая информация для депутатов Государственной Думы помещается на доске объявлений палаты.

Депутат Государственной Думы обязан присутствовать на заседаниях комитета, комиссии, членом которых он является. О невозможности присутствовать там по уважительной причине депутат Государственной Думы заблаговременно информирует председателя комитета, комиссии.

Решение комитета, комиссии принимается большинством голосов числа членов комитета, комиссии, присутствующих на заседании, если иное не предусмотрено Регламентом. Протоколы заседаний подписывает председательствующий. Депутаты Государственной Думы вправе знакомиться с протоколом заседаний комитета, комиссии.11 Габричидзе Б.Н., Чирнявский А.Г. Конституционное право России: Учебник для вузов.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и К», 2005.-833-834с.

Депутат - представитель комитета, комиссии по поручению комитета, комиссии имеет право выступать на заседаниях палаты, заседаниях других комитетов и комиссий с докладами и содокладами по вопросам, относящимся к ведению представляемого им комитета, комиссии.

В заседании комитета, комиссии могут принимать участие с правом совещательного голоса депутаты Госдумы, не входящие в их состав; вправе присутствовать полномочный представитель Президента РФ в Государственной Думе, полномочный представитель Правительства РФ в Государственной Думе, представители субъектов права законодательной инициативы, законопроекты которых рассматриваются на заседании комитета, комиссии, а также вправе присутствовать статс-секретари - заместители (первые заместители) руководителей федеральных органов исполнительной власти; на заседание комитета, комиссии могут быть приглашены эксперты, а также представители заинтересованных государственных органов и общественных объединений, средств массовой информации.11 Червонюк В.И. Конституционное право России: Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2003.-211-212с.

Комитеты, комиссии вправе проводить совместные заседания, однако решения на таких заседаниях принимаются комитетами, комиссиями раздельно.

Для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении комитетов и комиссий, комитеты и комиссии могут организовывать парламентские слушания, проводить конференции, совещания, «круглые столы», семинары и принимать участие в их работе.

Для подготовки отдельных вопросов комитет, комиссия могут создавать рабочие группы из числа членов данных комитета, комиссии, других депутатов Государственной Думы, представителей государственных органов и иных организаций. Они вправе привлекать к своей работе экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и других экспертов, а также принять решение о проведении независимой экспертизы законопроектов.

Деятельность комитета, комиссии основана на принципах свободы обсуждения, гласности. На их заседаниях могут присутствовать представители средств массовой информации. Комитеты и комиссии палаты вправе запрашивать документы и материалы, необходимые для их деятельности, у руководителей государственных органов и иных организаций.

Комиссии Государственной Думы формируются из числа депутатов Государственной Думы. Государственная Дума также формирует следующие комиссии: мандатная (образуется на срок полномочий Государственной Думы данного созыва и в части обеспечения своей деятельности имеет статус комитета Государственной Думы); по этике; для проверки определенных данных о событиях и должностных лицах; для дачи заключения, предусмотренного ч. 2 ст. 93 Конституции РФ и др.

Задачи комиссии, срок ее деятельности, ее полномочия, состав, положение о комиссии, а также дата представления и форма отчета о ее деятельности, включающего информацию об израсходованных финансовых средствах, определяются постановлением палаты.11 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2004.-455-456с.

В соответствии с ч. 3 ст. 101 Конституции Российской Федерации Совет Федерации образует комитеты, комиссии Совета Федерации из числа членов палаты. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.

Комитеты Совета Федерации:

осуществляют подготовку заключений по проектам законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральных конституционных законов, одобренным Государственной Думой, по федеральным законам, принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации;

готовят предложения по нормативным правовым актам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, а также модельным законодательным актам, принятым Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств, Межпарламентским Комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации;

разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных правовых актов;

организуют проведение парламентских слушаний;

решают вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты;

по поручению Совета Федерации осуществляют контроль за исполнением решений Совета Федерации, принимаемых по вопросам организации внутренней деятельности Совета Федерации, а также информирует членов Совета Федерации об их рассмотрении и исполнении;

рассматривают в пределах своей компетенции иные вопросы, относящиеся к ведению Совета Федерации.11 Горобец В.Д. Система комитетов и комиссий палат Федерального Собрания//Государственное право.-2002.-№8.-С.36-37.

Каждый член Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации, обязан состоять в одном из комитетов Совета Федерации. Член Совета Федерации может быть членом только одного комитета палаты.

Численный состав каждого комитета Совета Федерации определяется Советом Федерации, но при этом в состав комитета Совета Федерации должны входить не менее восьми членов палаты.

Состав комитета Совета Федерации утверждается палатой большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации. Это решение оформляется постановлением Совета Федерации.

Председатель, заместители председателя комитета Совета Федерации избираются на заседании комитета большинством голосов от общего числа членов комитета.11 Габричидзе Б.Н., Чирнявский А.Г. Конституционное право России: Учебник для вузов.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашко и К», 2005.-838с.

Совет Федерации образует:

Комитет по конституционному законодательству;

Комитет по судебно-правовым вопросам;

Комитет по обороне и безопасности;

Комитет по бюджету;

Комитет по финансовым рынкам и денежному обращению;

Комитет по социальной политике;

Комитет по экономической политике, предпринимательству и собственности;

Комитет по промышленной политике;

Комитет по международным делам;

Комитет по аграрно-продовольственной политике;

Комитет по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии;

Комитет по делам Федерации и региональной политике;

Комитет по делам Севера и малочисленных народов;

Комитет по вопросам местного самоуправления;

Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды;

Комиссия по регламенту и организации парламентской деятельности;

Комиссия по контролю за обеспечением деятельности Совета Федерации;

Комиссия по взаимодействию со Счетной палатой РФ;

Комиссия по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации;

Комиссия по делам молодежи и спорту;

Комиссия по информационной политике;

Комиссия по естественным монополиям.

Совет Федерации может принять решение о ликвидации отдельных комитетов либо об образовании новых комитетов Совета Федерации.11 Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп.-М.: Юристъ, 2004.-587с.

Регламентом также предусмотрена постоянная комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам. Эта комиссия:

готовит заключения по принятым Государственной Думой федеральным законам по вопросам, регулирующим статус члена Совета Федерации, и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Совета Федерации;

анализирует и обобщает предложения, поступающие от комитетов и членов Совета Федерации, вырабатывает рекомендации и вносит на рассмотрение палаты предложения о внесении изменений и дополнений в Регламент Совета Федерации;

консультирует руководство Совета Федерации, комитетов, комиссий палаты, членов Совета Федерации, руководителей Аппарата Совета Федерации, руководителей его структурных подразделений по положениям Регламента;

проверяет соответствие документов, подтверждающих полномочия членов Совета Федерации, положениям ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»;

готовит заключения и вносит на заседание Совета Федерации проекты постановлений Совета Федерации о подтверждении, прекращении (досрочном прекращении) полномочий членов Совета Федерации;

готовит заключения по представлению Генерального прокурора РФ о лишении члена Совета Федерации неприкосновенности;

организует аналитическую работу по проблемам парламентских процедур в Совете Федерации, в том числе с использованием опыта парламентов иностранных государств, государств - участников СНГ, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ.11 Регламент Совета Федерации: ст.27. ч.1.

Заседание комитета, комиссии Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины от общего числа членов комитета, комиссии. Заседание проводит председатель или заместитель председателя по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц. Место проведения заседания определяется соответствующим комитетом, о чем уведомляются члены Совета Федерации. Внеочередное заседание комитета, комиссии Совета Федерации созывает председатель комитета, комиссии либо по своей инициативе, либо по поручению Председателя Совета Федерации или заместителя Председателя Совета Федерации, координирующего работу данного комитета, либо по предложению не менее одной четверти от общего числа членов комитета, комиссии.22 Регламент Совета Федерации: ст.32.

Деятельность комитетов и комиссий осуществляется на принципах гласности и свободного обсуждения вопросов.

Процедурные решения комитета, комиссии принимаются большинством голосов присутствующих членов, решения комитета о созыве внеочередного заседания Совета Федерации - 2/3 общего числа членов комитета, остальные решения - большинством общего числа членов комитета, комиссии.33 Горобец В.Д. Система комитетов и комиссий палат Федерального Собрания//Государственное право.-2002.-№8.-С.38.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с Конституцией РФ Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат, осуществляющие определенные функции относящиеся к их ведению. Так, в частности, Совет Федерации осуществляет подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам, и способствуют реализации положений Конституции РФ и федеральных законов, а комитеты Государственной Думы осуществляют функции контроля за реализацией законодательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из всего выше изложенного, можно определить сущность и роль Федерального Собрания в системе органов государственной власти РФ.

Федеральное Собрание - Парламент РФ, высший законодательный и представительный орган государственной власти, состоящий из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Характеристика Федерального Собрания как представительного органа означает, что оно является, прежде всего, выразителем интересов и воли народа, а как законодательного то, что основополагающей функцией его деятельности является принятие законов.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Она формируется в результате прямых и всеобщих выборов по мажоритарной системе. Половина от общего состава Государственной Думы избирается по одномандатным избирательным округам; вторая половина - по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, которые выдвигаются избирательными объединениями или партиями.

Совет Федерации и Государственная Дума избирают из своего состава Председателей, которые ведают внутренним распорядком соответствующих палат.

Весьма важнейшими структурными подразделениями палат Совета Федерации и Государственной Думы являются образуемые ими комитеты и комиссии, которые являются постоянно действующими органами. Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов; организуют проводимые палатами парламентские слушания; решают вопросы организации своей деятельности; рассматривают иные вопросы, относящиеся к их ведению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации. - М., 2006. - 64С.

2. Федеральный Закон «О Выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 20.12.2003г. № 175 - ФЗ.

3. Федеральный Закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 05.08.2000г. № 113 - ФЗ.

4. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22.01.1998г. № 2134 - II ГД. - СЗ РФ , № 7.

5. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 09.06.1999г. № 259 - СФ. - СЗ РФ, № 24.

6. Авакьян С.А. Федеральное Собрание - Парламент России//Государство и право. - 1999. - №6 . - С.96 - 98.

7. Адарчева Л.О. О совершенствовании законодательной деятельности Государственной Думы//Журнал российского права. - 2000. - № 3. - С.42-47.

8. Горобец В.Д. Система комитетов и комиссий палат Федерального Собрания//Государственное право. - 2002. - № 8. - С.33 - 38.

9. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат Федерального Собрания РФ//Журнал российского права. - 2005. - № 8. - С.23 - 31.

10. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Совета Федерации//Правовая экономика. - 2005. - № 10. С.3 - 7.

11. Гранкин И.В. Конституционно-правовое регулирование деятельности Государственной Думы//Конституционное и муниципальное право. - 2005. - № 6. - С.11 - 15.

12. Дмитриев С.В. Императивный депутатский мандат в России//Конституционное и муниципальное право. - 2001. - № 1. - С.38 - 41.

13. Кококтов А.Н. Федеральный законодательный процесс: понятия и структура//Правоведение. - 2001. - № 8.

14. Кривенко Л.Т. Право законодательной инициативы// Государство и право. - 1999. - № 8.

15. Крестьянинов Е.В. Особенности порядка принятия федеральных законов// Государство и право. - 2001. - № 2. - С.11 - 19.

16. Миронов С.м. Конституционно-правовой статус Совета Федерации и его взаимодействие с другими органами государственной власти//Журнал российского права. - 2003. - № 1. - С.3 - 8.

17. Сорокин С.С. Основные направления взаимодействия Совета Федерации и Государственной Думы//Закон и право. - 2005. - № 6. -С.7 - 9.

18. Савельева А.М. Законодательный процесс//Государство и право. - 2001. - № 4. - С.15 - 19.

19. Чиркин В.Е. Федеральное Собрание Парламент России//Государство и право. - 2000. - № 8. - С.113-114.

20. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 4-е изд., изм. И доп. - М.: Норма, 2004. - 816с.

21. Габричидзе Б.Н., Чирнявский А.Г. Конституционное право России: Учебник для вузов. - М.: Издательство торговая корпорация «Дашко и К», 2005. - 1124с.

22. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - 587с.

23. Червонюк В.И. Конституционное право России: Учебное пособие. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 432с.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты