Рефераты

Незаконная рубка лесных насаждений

p align="center">2.3 Субъективная сторона

С субъективной стороны рассматриваемое преступление совершается с прямым умыслом. Виновный сознает, что совершает незаконную порубку или повреждает деревья, кустарники либо лианы, и желает это сделать.

Мотивы преступления для квалификации значения не имеют. Чаще всего это корысть или хулиганские побуждения. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М.: Юрист. 2001.

2.4 Субъект преступления

Субъект преступления - как лицо, использующее свое служебное положение (ч. 2 ст. 260), так и любое другое лицо. Ответственность наступает с 16 лет.

В квалифицированном составе преступления (ч. 2 и 3 ст. 260 УК) под лицами, использующими свое служебное положение, понимаются как должностные лица государственных предприятий, учреждений, организаций (лесхозов, органов управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и т.п.), так и руководители хозяйствующих субъектов иных форм собственности либо их структурных подразделений, осуществляющих пользование лесным фондом либо производящих какие-либо работы.

Должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и негосударственных организациях, по распоряжению которых производится незаконная порубка сверх количества, указанного в билете (ордере), при лесозаготовках, а также при прокладке трасс для трубопроводов, линий электропередач, геологоразведочных, строительных и иных работах, при наличии признаков состава преступления несут ответственность только по ч. 2 ст. 260 УК. Квалификации по ч. 2 ст. 260 и ст. 201 и 285 УК по совокупности не требуется.

Неоднократность имеет место, если лицо совершило преступление два и более раза. При этом умысел на совершение нового преступления возникает каждый раз самостоятельно. Не неоднократное, а единое продолжаемое преступление будет, если лицо реализовало свое намерение в несколько приемов (например, в течение нескольких дней рубило деревья для постройки). Здесь все содеянное охватывается единым умыслом и направлено к единой цели. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М.: Юрист. 2001.

В соответствии со ст. 35 УК РФ преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления, а совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений.

Субъектом преступления, предусмотренного ч.1 ст.260 УК РФ, является любое, достигшее 16 -летнего возраста лицо, в том числе и должностное, не использовавшее при незаконной порубке своего служебного положения.

Пункт «в» части 2 ст.260 УК РФ предусматривает ответственность за незаконную порубку лицом с использованием своего служебного положения, то есть совершение преступления специальным субъектом.

Использование лицом, осуществляющим незаконную порубку, своего служебного положения предполагает, что оно воспользовалось при совершении преступления теми правами, которыми было наделено в силу занимаемой должности или выполняемой работы. Такими лицами могут быть должностные лица и иные работники лесхозов, управления лесным хозяйством, органов охраны лесов и других организаций, чья деятельность связана с охраной, воспроизводством, контролем, учетом лесных фондов и заготовкой древесины.

Кроме того, пункт 10 «Постановления Пленума Верховного Суда РФ» от 05.11.1998г. № 14, обязывает обратить внимание судов на то, что в случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями, также ответственность по ст.285 и ст.201 УК РФ.

При этом необходимо учитывать, что ст.256, 258 и 260 УК РФ специально предусматривается ответственность за преступления, совершенные с использованием служебного положения. Исходя из этого содеянное следует квалифицировать только по указанным нормам об экологических преступлениях без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления, либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М.: Юрист. 2001.

Таким образом, в связи с изложенным, усиливается в целом наказуемость экологических преступлений с одновременной дифференциацией уголовной ответственности в зависимости от характера и опасности содеянного, его последствий, личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих обстоятельств. Конструкция уголовно-правовых норм, как правило, учитывает характер и тяжесть вреда, причиненного экологическим преступлением здоровью или жизни человека.

Глава 3. Совершенствование борьбы с порубками деревьев и кустарников. Практика назначения наказания

3.1 Природоохранная деятельность органов внутренних дел

В соответствии с экологическим законодательством и во исполнение приказа МВД РФ от 12 июля
1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД РФ" органы внутренних дел призваны обеспечивать взаимодействие с территориальными органами Минприроды, Минздрава России и др. В области охраны окружающей природной среды они в объеме своей компетенции осуществляют: предупреждение и пресечение экологических преступлений; совместно с Министерством здравоохранения РФ надзирают за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов, а также загородных мест отдыха трудящихся и пляжей; оказывают соответствующим органам содействие в осуществлении мер по охране и защите от загрязнения природных богатств, борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты и рыболовства; контролируют и направляют работу пожарных подразделений других министерств и ведомств, определяют порядок совместной работы пожарных организаций страны; производят регистрацию, учет, а также надзор за техническим состоянием автотранспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам; осуществляют подразделениями ведомственной милиции охрану объектов природы или природных комплексов; обеспечивают проведение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов (земель, лесов, вод и других объектов природы). Петров В.В. Экологическое право России. М., 2005.

В соответствии с приказом МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД России" в МВД, ГУВД, УВД, ГУИН и ряде других специальных подразделениях создаются постоянно действующие комиссии по экологическим проблемам из представителей заинтересованных служб для организованного контроля и координации природоохранной деятельности в регионах.

Наиболее распространенными формами содействия со стороны внутренних дел природоохранным органам (рыбоохране, воднадзору, охотнадзору и др.) являются: совместная разработка комплексных планов, участие в задержании правонарушителей, установлении его личности; проверка орудий и способов охоты и рыболовства; осмотр добытых животных и рыб: организация и проведение патрулирования, рейдов и засад; изъятие у браконьеров орудий незаконной охоты и рыболовства; получение от должностных лиц и граждан объяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства; составление протоколов и т.п.

Важным направлением деятельности органов внутренних дел в области охраны природы является профилактика экологических правонарушений. Если исходить из того, что достижение наивысшей эффективности эколого-правовой деятельности органов внутренних дел проявляется в определенном снижении экологических правонарушений, то их важнейшей задачей становится выявление причин и условий, способствующих совершению экологических правонарушений, и разработка мер по их предупреждению.

При этом органы внутренних дел обязаны выявлять и устранять лишь те причины и условия, способствующие совершению правонарушений природоохранительного законодательства, которые должны и могут быть им известны с учетом их компетенции. Плешаков А.И. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями: Автореф. дис: докт. юрид. наук. М., 2004.

К числу основных причин преступного нарушения природоохранительного законодательства часто относят корыстные мотивы, например, у тех работников леспромхоза, которые производят порубку леса, грубо нарушая установленные правила, или у работников промысловых организаций, производящих лов рыбы с грубым нарушением действующего законодательства. Корысть может проявляться в стремлении к незаконному обогащению, т.е. получению незаконных дополнительных выплат (премий и т.д.), или с выгодой реализовать незаконно добытую рыбу, вывезенный лес и др. Поэтому своевременное пресечение органами внутренних дел такого рода противоправной деятельности является одним из условий предупреждения природоохранительных нарушений. Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М., 2006.

В соответствии с действующим законодательством органы внутренних дел правомочны постоянно вести работы имеющимися силами и средствами по выявлению и устранению перечисленных и иных условий, способствующих природоохранительным правонарушениям. Теория и практика выработали различные формы и методы профилактики правонарушений в области охраны природных ресурсов.

Действенной формой профилактики нарушений природоохранительного законодательства является внесение органами внутренних дел представлений в соответствующие органы по фактам правонарушений. При этом в направляемом представлении необходимо конкретно и доходчиво указывать причины и условия, способствующие нарушению природоохранительного законодательства, и предложения по их устранению. Нецелесообразно вносить представления, носящие общий характер, так как эта форма желаемого результата не дает. Нередки в практике случаи, когда по внесенным представлениям меры не принимаются и органы внутренних дел не информируются о проделанной работе. В таких случаях необходима устная или письменная информация, после чего следует обязательно ставить в известность вышестоящие органы.

Хорошо и качественно организованная воспитательная работа, в первую очередь правового характера, имеет важное значение в профилактической работе органов внутренних дел.

В предупреждении органами внутренних дел нарушений природоохранительного законодательства особая роль отводится ведомственной милиции по охране различных природных объектов (источников водоснабжения, рыбных запасов и других мест), создаваемой на базе договора с организациями-природопользователями и заинтересованными ведомствами.

Договорные отношения об охране объектов природы характеризуются рядом особенностей. Стороны не только приобретают соответствующие права, но и устанавливают, реализуют определенные права и обязанности, вытекающие из предоставленной им компетенции, зависящей от особенности охранной деятельности природного объекта. При этом в своей деятельности они исходят из государственных интересов по обеспечению сохранности объектов природы. Социальное, экономическое значение каждого природного объекта определяет способы охранной деятельности, т.е. ведомственная милиция играет очень важную роль в охране природных ресурсов и в профилактике правонарушений еще и потому, что она специально для этих целей создается. Шемщученко Ю.С., Мунтян В.Л., Розовский Б.Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев., 2000.

Охрана природных ресурсов стала одной из ряда задач, которые органы внутренних дел решают совместно с другими государственными и общественными формированиями. Для того чтобы эта работа была наиболее целенаправленной и перспективной, в настоящее время назрела необходимость в:

1) создании специального аппарата, который бы координировал деятельность органов внутренних дел по борьбе с браконьерством и другими видами нарушений природоохранительного законодательства;

2) формировании, особенно в областях, краях и республиках с наиболее обильной и редкостной фауной и флорой, специализированных групп и подразделений (экологической милиции); в компетенцию которых входили бы непосредственная организация и проведение комплекса мероприятий, связанных с охраной природных ресурсов;

3) выделении конкретных сотрудников, организующих и проводящих работу по охране природы;

4) упорядочении нормативных актов органов МВД РФ, регламентирующих обеспечение надзора охраны природных объектов и рационального природопользования. Ляпунов Ю.И. Уголовно-правовая охрана природы органами внутренних дел.М., 2003.

Таким образом, органы внутренних дел относятся к числу специальных отраслевых государственных органов, решающих, в том числе в объеме своей компетенции, и задачи в области охраны природы с помощью организационно правовых средств, реализация которых направлена на укрепление экологического правопорядка и обеспечения экологической безопасности на территории РФ.

3.2 Природоохранная деятельность прокуратуры

Важнейшим звеном в сложном государственном механизме надзора за исполнением экологического законодательства являются органы прокуратуры.

Они призваны вместе со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды обеспечивать экологический правопорядок.

Надзор за исполнением законодательства об охране окружающей природной среды является одним из главных направлений их деятельности. Он осуществляется в строгом соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации", принятом Государственной Думой 18 октября 1995 г. В нем излагаются общие задачи органов прокуратуры. Более конкретные задачи прокурорского надзора за исполнением природоохранительного законодательства нашли свое отражение в других нормативных правовых актах, а также в приказах, распоряжениях, указаниях, информационных письмах и иных документах Генерального прокурора РФ. Все они тесно связаны с основными задачами природоохраны, определяемыми Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды".

В соответствии с Законом о прокуратуре РФ, органы прокуратуры осуществляют прокурорский надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранного законодательства органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями, должностными лицами; проверку законности и полноты принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и привлечению виновных к ответственности, а также защиту конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного их здоровью экологическими правонарушениями. ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", 1995 г.

При этом прокуроры используют преимущества единой централизованной системы органов прокуратуры, независимой от местных органов, чего нет у других природоохранных структур. Органы прокуратуры в условиях нарастания экологических правонарушений активно пытаются закрывать те правовые бреши, которые не всегда могут закрыть существующие природоохранные органы. С этой целью в системе органов прокуратуры для обеспечения законности в экологической сфере созданы и успешно функционируют специализированные природоохранные прокуратуры. Литовченко В.Н. К вопросу об уголовной ответственности за посягательства на природные богатства//Актуальные проблемы уголовно-правовой борьбы с преступностью. М., 2006.

Прокурорский надзор может осуществляться всегда, когда исполняется законодательство об охране природы, но это не означает, что обязательно его осуществлять. Ведь законодательство может исполняться надлежащим образом и без вмешательства прокуратуры, когда его соблюдение контролируют природоохранные органы, т.е. тогда, когда отсутствуют явные основания для прокурорского вмешательства. Основания для такого вмешательства могут отсутствовать и тогда, когда нарушение природоохранительного законодательства может быть устранено природоохранными органами. Вместе с тем следует помнить, что, когда нарушается любое законодательство, вмешательство прокурора всегда правомерно, хотя и не обязательно. Вмешательство прокурора всегда необходимо, когда полномочия природоохранных органов недостаточны или они по какой-то причине не имеют возможности для выявления, устранения или предупреждения нарушений природоохранительного законодательства. Участие прокурора обязательно, если природоохранные органы не принимают меры к установлению и устранению нарушений законодательства об охране природы, т.е. ненадлежащим образом исполняют возложенные на них обязанности. И, наконец, всегда, когда возникает вопрос, кому проводить проверку исполнения природоохранительного законодательства, решающее слово принадлежит прокурору. Поэтому при поступлении сведений о нарушении законодательства, требующих проверки, он, прежде всего, решает, кому можно поручить проведение проверки. Всегда, когда это возможно, ее проведение следует поручать природоохранным органам. Для этого прокуроры должны хорошо знать эти органы, их основные задачи и полномочия. Виноградов В.П. Обеспечение средствами прокурорского надзора экологической безопасности на территории России. М., 2000.

Законом о прокуратуре РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требований прокурора.

В настоящее время эта проблема решается следующим образом. Если требования прокурора, содержащиеся в акте реагирования, не выполняются, им ставится вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной или административной ответственности. ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", 1995 г.

Таким образом, первоочередной задачей прокуратуры является дальнейшее повышение эффективности ее деятельности за счет усиления надзора за полным, своевременным и законным применением правомочий, предоставленных органам экологического контроля, и активного требования от этих органов проведения проверок.

3.3 Практика назначения наказаний в области охраны лесов на примере Омской области

Настоящая практика назначения наказаний по ст. 260 УК РФ приведена на основе данных ИЦ УВД Омской области за период 2006 - 2007 гг. с целью изучения экологической безопасности в Омской области и анализа профилактических мероприятий по предупреждению правонарушений и преступлений, связанных с посягательством на лесосырьевые ресурсы.

При анализе назначения наказаний по ст. 260 УК РФ особое внимание уделялось вопросам, связанным с совершением преступления лицом с использованием своего служебного положения; вопросам, связанным с возмещением причиненного ущерба; вопросам, связанным с обращением вещественных доказательств в доход государства.

Глава 26 Уголовного кодекса РФ предусматривает, что преступления, предусмотренные статьей 260 УК РФ, регламентирующей ответственность за незаконную порубку деревьев и кустарников являются экологическими преступлениями.

В общей структуре экологической преступности незаконная порубка леса занимает первое место.

Так, по данным ИЦ УВД Омской области, в 2007 году, от общего числа осужденных по экологическим преступлениям, число осужденных по делам о незаконной порубке составляет 77%.

Однако имеющиеся статистические данные позволяют сделать вывод о снижении количества поступивших в суды уголовных дел, связанных с незаконной порубкой леса на 48%, поскольку по отчетным данным в суды Омской области в 2006 году поступило 121 уголовное дело, с вынесением приговора рассмотрено 116 дел; в 2004 году поступило 69 уголовных дел, с вынесением приговора рассмотрено 65 дел.

Таким образом, сравнительный анализ показывает, что в 2006 году в суды Омской области поступило на 52 уголовных дела меньше, чем в 2007 году. По данным Омского областного суда.

Обнаруживается тенденция снижения и числа осужденных на 45%.

Проведенное исследование показало, что преобладающее большинство лиц привлекается к уголовной ответственности за незаконную порубку лесного фонда. Как известно лес имеет важное климатрегулирующее, почво- и водозащитное значение и выполняет разнообразные экологические, экономические и культурно-оздоровительные функции. Предметом рассматриваемого преступления являются деревья, кустарники, лианы и иная растительность, входящая (но и не входящая) в состав лесного фонда России. Леса государственного фонда даже при однообразном древесном составе, одинаковом возрасте и плотности древостоя имеют различное экономическое значение. Учитывая этот фактор, а, кроме того, местоположение и выполняемые функции, законодатель разделил лесной фонд на три группы лесов, а леса первой группы по категориям защитности.

В процессе анализа изучено 55 уголовных дел, поступивших из 17 районных (городских) судов Омской области. Результаты изучения уголовных дел показали, что в 2007 году к уголовной ответственности за незаконную порубку леса привлекалось 71 лицо. Осуждено 65 лиц. Оправдано 1 лицо. Прекращены уголовные дела в отношении 5 лиц. Все 100 % привлекаемых к уголовной ответственности лиц - мужчины. Наибольшее число осужденных -50%, составляют лица в возрасте от 30 до 49 лет, жители сельской местности, нетрудоустроенные, имеющие среднее образование. Вторую по численности группу -30%, составляют лица в возрасте от 18 до 24 лет, жители сельской местности, нетрудоустроенные, имеющие неполное среднее образование. Третью по численности группу - 20%, составляют лица, имеющие несовершеннолетний возраст, а также лиц в возрасте от 25 до 29лет и 50 лет и старше. Ранее к уголовной ответственности привлекалось только 5 осужденных, что составляет 7,6 % от общего числа привлеченных к ответственности. Из них, только один осужденный - за совершение незаконной порубки леса, по ст.260 ч.1 УК РФ.

Таблица № 1.

Сведения о демографических признаках лиц, привлеченных к уголовной ответственности за незаконную порубку леса. По данным ИЦ УВД Омской области.

Категории

Количество лиц

Возраст:

14-17 лет

2

18-24 лет

21

25-29 лет

8

30-49 лет

36

50 лет и старше

4

Жители сельской местности

61

Жители города

10

Образование:

Высшее

1

Средне-специальное

8

Среднее общее

44

Неполное среднее

18

Занятость:

Не работает

51

Работает

20

Незаконной является порубка, осуществляемая как юридическими, так и физическими лицами без специального на то разрешения.

В соответствии с существующими правилами участки лесного фонда предоставляются в пользование юридическим или физическим лицам при условии обязательного лицензирования. Лицензия удостоверяет право их владельца на долгосрочное пользование участками лесного фонда. Основанием для лесопользования являются лесорубочный билет, ордер или лесной билет. Эти документы выдаются на срок до одного года.

Незаконной порубка будет и в тех случаях, когда при наличии разрешения лицо осуществляет порубку не на отведенном участке, не в том количестве, не тех пород деревьев, на порубку которых дано разрешение, не в соответствии с требованиями, изложенными в разрешительных документе.

Анализируя изученные дела, можно отметить, что все лица осуждены за осуществление самовольной, безбилетной порубки леса. Других способов совершения незаконной порубки не установлено.

Как правило, осужденные - это жители территорий, прилегающих к лесным массивам, в основном не имеющие работы, или же работающие в лесозаготовительных организациях на низших должностях, ранее к уголовной ответственности не привлекались.

Основанием для возбуждения уголовного дела и привлечения к уголовной ответственности виновного является протокол о лесонарушении, в котором указывается вид лесонарушения, порода, количество, диаметр деревьев или кустарников, масса древесины в куб. метрах, стоимость древесины на корню и сумма ущерба, и к которому прилагается:

чертеж участка и перечетная ведомость;

справка о том, что лесной билет или ордер не выписывался, отвод делянки в натуре не производился;

расчет причиненного ущерба.

Замер срубленной древесины при лесонарушениях производится по диаметру у пня. Объем лесонарушения в кубометрах определяется по сортиментным таблицам в зависимости от породы и разряда высот. Разряд высот устанавливается по таксационному описанию древостоя. Разделение древесины на деловую и дровяную не производится. Объем древесины определяется в коре.

Расчет суммы ущерба определяется следующим образом:

1.Определяется стоимость древесины, отпускаемой на корню, которая исчисляется по минимальным ставкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001г. № 127. Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 г. № 127

В 2007 году, в соответствии с ФЗ РФ «О Федеральном бюджете на 2007 год», минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяются с коэффициентом 1,4. ФЗ РФ «О Федеральном бюджете на 2007 год»

В соответствии с Постановлением Законодательного собрания Омской области от 27.05.2007г. № 316-П-2 размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, увеличивается на 30%. Постановлением Законодательного собрания Омской области от 27.05.2007г. № 316-П-2.

При расчете суммы причиненного ущерба применяются таксы, установленные Постановлением Правительства РФ от 21.05.2001г. № 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации».

Согласно пункту 3, п.п.а., за незаконную порубку в лесах 2 группы ущерб составляет 50-кратную таксовую стоимость древесины. Пункт 6 п.п.а предусматривает, что в лесах 1 группы, на защитных участках лесов всех групп, а также в городских лесах размер взысканий увеличивается в 2 раза. Постановление Правительства РФ от 21.05.2001г. № 388 «Об утверждении такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному фонду и не входящим в лесной фонд лесам нарушением лесного законодательства Российской Федерации».

В статье 260 УК РФ ответственность дифференцирована в зависимости от того, в какой группе лесов осуществлена незаконная порубка:

часть 1 предусматривает ответственность за незаконную порубку в лесах первой группы или особо защитных участках всех групп;

часть 2 предусмотрена ответственность за незаконную порубку в лесах всех групп, если деяния совершены группой лиц, лицом с использованием своего служебного положения, в крупном размере;

часть 3 предусматривает ответственность за совершение деяний предусмотренных ч.1 и ч. 2 настоящей статьи, в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Как показало изучение дел, 34 лица, что составляет 51%, осуждено по части 3 ст.260 УК РФ за совершение незаконной порубки леса первой или второй группы в особо крупном размере. По части 2 ст.260 УК РФ осуждено 20 лиц ( 31%). По части 1 ст.260 УК РФ осуждено 11 лиц (17%). Действия одного лица переквалифицированы со ст.260 ч.3 УК РФ на ст.30 ч.3, ст.158 ч.1УК РФ.

Следует отметить, что в некоторых случаях возникают затруднения в квалификации действий виновного, когда лицо задержано работниками лесной охраной при погрузке древесины, а лицо, совершившее незаконную порубку деревьев, не установлено.

При изучении дел выявлено 3 лица, что составляет 4% от общего числа осужденных, которые совершили незаконную порубку с использованием своего служебного положения. В двух случаях это работники лесхоза, занимающие должности лесника и мастера.

Анализируя практику рассмотрения уголовных дел и назначения наказания можно отметить следующее. Обвинительные приговоры вынесены в отношении 65 лиц. Оправдательный приговор вынесен в отношении 1 лица. Прекращено 4 уголовных дела: в отношении 2 лиц уголовные дела прекращены на основании ст.28 УПК РФ, за деятельным раскаянием; в отношении 2 лиц уголовные дела прекращены в связи с истечением срока давности; в отношении 1 лица уголовное дело прекращено за отсутствием в его действиях состава преступления.

Изученная практика назначения наказания показала, что подавляющему большинству- 48 лицам (74%) назначено наказание без лишения свободы, с применением ст.73 УК РФ, условно с испытательным сроком. К реальному лишению свободы осуждено одно лицо, при назначении наказания по совокупности приговоров, в соответствии со ст.70 УК РФ. Наказание в виде исправительных работ назначено в отношении 3 лиц (4,6%). Наказание в виде штрафа назначено 9 лицам (13,8%).

Таблица №2.

Сведения о мерах
уголовного наказания По данным Омского областного суда.

статья

Лишение свободы

Исправительные работы

штраф

Условное осуждение к лишению свободы

Условное осуждение к иным мерам

260 ч.1

-

2

7

-

2

260 ч.2

-

1

-

17

3

260 ч.3

1

-

2

31

-

Как показали результаты исследования, суды в целом не испытывают затруднений при квалификации действий виновных. В кассационной инстанции в 2007 году из изученных дел было обжаловано 5 дел или 9 %. Из них - два приговора оставлены без изменения; два приговора изменены в части назначенного наказания; в одном приговоре исключено указание о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В надзорном порядке уголовные дела не обжаловались.

По вопросам взыскания и возмещения причиненного ущерба следует отметить, что во всех случаях материальный ущерб от преступления судами взыскивается. Затруднения в расчете суммы причиненного ущерба суды не испытывают. Однако имеются разногласия по вопросу в чью пользу должен быть взыскан ущерб. В большинстве случаев сумма причиненного ущерба взыскивается в пользу потерпевшего, которым является Лесхоз.

Вместе с тем, изучение дел показало, что механизм возмещения причиненного ущерба в практики не отработан.

Так, из всего числа изученных дел, реально ущерб возмещен только в 4 случаях, что составляет 7,4%.

В 4 случаях вынесено постановление об окончании исполнительного производства в связи с отсутствием имущества - 3 и в связи со смертью осужденного 1.

Как показало изучение уголовных дел, орудиями преступления по делам о незаконной порубке леса являются бензопилы и автотранспорт, с помощью которого осуществляется погрузка и перевозка леса. Они признаются вещественными доказательствами и приобщаются к материалам дела.

Вопросы о судьбе вещественных доказательствах судами разрешаются неоднозначно.

Из 54 уголовных дел, только в 9 случаях вещественные доказательства конфискованы и обращены в доход государства или переданы в счет возмещения ущерба. В 9 случаях бензопилы и трактор возвращены осужденным. В остальных случаях, в большой части вещественные доказательства переданы по принадлежности законным владельцам, а в иных, бензопилы органами предварительного следствия не изымались и вещественными доказательствами не признавались.

Анализируя данные о сроках рассмотрения дел указанной категории можно отметить, что преимущественное большинство дел рассмотрено судами с соблюдением процессуальных сроков. В срок до 1, 5 месяцев рассмотрено 34 дела (62%). В срок свыше 1,5 месяцев до 3 месяцев рассмотрено 14 дел (25%). В срок до 6 месяцев и свыше рассмотрено 7 дел (13%). В 3-х случаях, основанием к длительному рассмотрению дел послужило уклонение подсудимого от явки в судебное заседание, в связи с чем, суды приостанавливали рассмотрение дела и объявляли розыск подсудимого.

Таким образом, анализ практики назначения наказаний по ст. 260 УК РФ судами Омской области показал, что правоприменительная практика по охране леса ведется на должном уровне, при этом необходимо четко спланировать работу ОВД с местными лесными хозяйствами по своевременному выявлению фактов незаконной порубки и задержанию подозреваемых и, соответственно, в дальнейшем привлечению их к уголовной ответственности.

Заключение

С каждым годом число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека.

Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.

Эти органы снизу доверху замыкаются на исполнительную власть, принимающую окончательные экономические и экологические решения. В силу зависимого положения они часто вынуждены идти на компромиссы, потакать местническим и ведомственным интересам, а принципиальная позиция отдельных контролеров нередко властями просто игнорируется. В самих этих органах в последнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневой экономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц. Лесопользование в России: проблемы и пути их решения//Использование и охрана природных ресурсов в России. Ежемесячный бюллетень. 2007. N 9.

В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.

Сегодня, как никогда раньше, необходимы: укрепление авторитета природоохранных прокуратур; создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодействия их с территориальными прокуратурами и другими право- и природоохранными и контролирующими органами в сфере экологии; активное участие природоохранных прокуратур в законопроектной работе в области экологии. Лемешев М.Я. Пока не поздно: Размышления экономиста-эколога, М., 2001.

В процессе написания работы, мною в полном объеме были выполнены задачи, поставленные во введении, а именно: показана социальная обусловленность уголовной ответственности за посягательства на леса; выявлены основные тенденции развития российского уголовного законодательства о защите лесов и проанализировано действующее законодательство зарубежных стран в области охраны леса; определено понятие «лесонарушение», как одного из видов экологических преступлений; произведен анализ состава преступления в сфере лесопользования, закрепленного в ст. 260 УК РФ с выявлением проблем их уголовно-правовой регламентации и некоторых вопросов квалификации; установлен комплекс мер, осуществляемых государственными и муниципальными органами по предупреждению преступлений в сфере лесопользования, и выработаны рекомендации по совершенствованию их деятельности; обозначена практика назначения наказаний в области охраны лесов на примере Омской области.

Надзор природоохранных прокуратур необходимо распространить также на исполнение международных договоров России в области охраны окружающей природной среды, ратифицированных в установленном порядке и имеющих прямое действие, без внесения соответствующих изменений и дополнений в законы и другие нормативно-правовые акты.

Осуществление наиболее эффективного надзора за исполнением действующих в сфере экологии (включая природопользование, охрану окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности) нескольких сотен законов и указов нормативного характера Президента РФ, оказание прокуратурой действенной помощи различным ветвям власти в их деятельности в сфере экологии представляются возможными только специализированными природоохранными прокуратурами.

Именно эти прокуратуры могут наиболее квалифицированно надзирать за исполнением экологических требований законодательства в пределах территорий (акваторий), занятых объектами федеральной государственной собственности, за соответствием федеральным законам подзаконных нормативных актов, издаваемых в сфере экологии, соблюдением законодательства по вопросам защиты конституционных экологических прав и свобод человека и гражданина и исполнением иных экологических предписаний федерального законодательства.

Совершенствуя сеть природоохранных прокуратур, следовало бы не ограничиваться какой-либо одной моделью их организации. В зависимости от сложности решаемых задач, объема надзорной работы в сфере экологии одновременно могли бы функционировать несколько моделей специализированных природоохранных прокуратур. Тютекин Ю.И. Природа, общество, закон. Кишинев., 2003.

Таким образом, проведенное изучение приводит к выводу, что нынешняя организационная структура органов внутренних дел, прокурорского надзора в природоохранной области при всех ее недочетах в основе своей отвечает современным экологическим реалиям и требованиям.

Литература

Конституция РФ. М.: 1993.

Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", М.: 1995 г.

Федеральный закон РФ «О Федеральном бюджете на 2007 год»

Постановление Правительства РФ от 19.02.2001г. № 127.

Государственный доклад и Приложения к нему ("О состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации за 1999 г." и "Государственное регулирование охраны окружающей среды и природопользования"), опубликованные в 2000 г.

Постановлением Законодательного собрания Омской области от 27.05.2007г. № 316-П-2

The Contribution of Criminal Law to the Protection of tne Environment. Strasbourg: Council of Europe. 2007.

Беляев Н.А. Уголовно-правовая политика и пути ее реализации. Л., 2001.

БНА РФ. 1994. N 8.

Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев, 2006.

Бюллетень ИНФ Отерра.2006.

Вайнгольд Ю.Ю. Право как социальная категория. Фрунзе, 2006.

Виноградов В.П. Обеспечение средствами прокурорского надзора экологической безопасности на территории России. М., 2000.

Вопросы уголовного права и процесса в практике Верховных Судов СССР и РСФСР М., 1979.

ВВС РСФСР. 1960. N 40. Ст. 856.

ВВС РСФСР. 1962. N 29. Ст. 449; 1962. N 9. Ст. 1821.

ВВС РСФСР. 1972. N 51. Ст. 1270.

Гальперин И.М. Уголовная политика и уголовное законодательство//Основные направления борьбы с преступностью. М., 2007.

Декрет СНК РСФСР "О рыбной промышленности и рыболовстве" от 31 мая 1920 г.//СУ РСФСР. 1921. N 50. Ст. 265.

Денисов Ю.А. Общая теория правонарушения и уголовной ответственности в мире. Л., 2003.

Дубинин Н.П. Генетика в диалектико-материалистическом учении//М., 2006.

Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М., 2006.

Дурманов Н.Д. Преступление - акт внешнего поведения человека//Сов. государство и право. 2003. N 4.

Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. М.: Юрист. 2001.

Жаркова Ю.Г. Аннотированный перечень нормативных правовых актов в сфере экологии за 2006 г.//Экспертиза и ОВОС. М. 2006. N 1

Журнал Министерства юстиции. 1862. Т. 11. Ч. 1. С. 41.

Комментарий к УК РСФСР 1960 г./Под ред. М.Д.Шаргородского и Н.А.Беляева. Л., 1962.

Косарев А. Ответственность лесонарушителей//Советская юстиция. 1960. N 5.

Кудрявцев В.Н. Основания уголовно-правового запрета. М., 2004.

Куринов Б.А. Научные основы квалификации преступлений. М., 2004. Желваков Э.Н.

Курс советского уголовного права. Т. 5. М., 1971.

Лемешев М.Я. Пока не поздно: Размышления экономиста-эколога, М., 2001.

Лесопользование в России: проблемы и пути их решения//Использование и охрана природных ресурсов в России. Ежемесячный бюллетень. 2007. N 9.

Литовченко В.Н. К вопросу об уголовной ответственности за посягательства на природные богатства//Актуальные проблемы уголовно-правовой борьбы с преступностью. М., 2006.

Ляпунов Ю.И. Уголовно-правовая охрана природы органами внутренних дел. М., 2003.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 1. С. 162.

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 25. Ч. 2. С. 356-357.

Молчанов Б.А. Природное законодательство России (18 - начало 19 веков). Архангельск, 2000.

Олдак П.Г. Глобальная катастрофа. М.2006.

Основания уголовно-правового запрета/Под ред. В.Н. Кудрявцева и А.М.Яковлева. М., 1982.

Петров В.В. Экологическое право России. М., 2005.

Плешаков А.И. Уголовно-правовая борьба с экологическими преступлениями: Автореф. дис: докт. юрид. наук. М., 2004.

Повелицина П.Ф. Уголовно-правовая охрана природы в мире: Автореф. дис: канд. юрид. наук. М., 2002.

Полянский Н.Н. Уголовное право и уголовный суд Англии. М., 2001.

Постановление Комитета обороны г. Москвы и Московской обл. "Об отмене запрещений охоты в лесах Московской губернии" от 24 октября 1920 г.

Правда Русская. Т. 2. Комментарии. М. Л., 1974. С. 549.

Правовая охрана природы//Сов. государство и право. 1969. N 5.

Природа. 1981. N 9. С. 14.

Природа. 1987. N 11. С. 99-100.

Программа ООН по окружающей среде. Ежегодный обзор//Бюллетень ИНФОтерра. 2000. Т.XII. N 1.

ПСЗ-1. Т. 2. N 728.

ПСЗ-1. Т. 7. N 4594

СЗ СССР. 1934. N 58. Ст. 436.

СЗ СССР. 1940. N 2. Ст. 291

СЗ РФ. 2001. N 22. Ст. 2236.

СУ РСФСР. 1917. N 6. Ст. 93.

СУ РСФСР. 1918. N 35. Ст. 473.

СУ РСФСР. 1919. N 21. Ст. 256.

СУ РСФСР. 1920. N 66. Ст. 297.

СУ РСФСР. 1920. N 69. Ст. 320.

Тирский В.В., Полишук Н.Е. Об экономических последствиях преступлений//Пути повышения эффективности борьбы с преступностью. Барнаул., 2004.

Трайнин А.Н. Избранные произведения. Защита мира и уголовный закон. М., 2000.

Тютекин Ю.И. Природа, общество, закон. Кишинев., 2003.

Уголовное право зарубежных стран//Сборник законодательных актов. М., 2000.

Шемщученко Ю.С., Мунтян В.Л., Розовский Б.Г. Юридическая ответственность в области охраны окружающей среды. Киев., 2000.

Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 2000.

Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД". 2001.

Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды/Под ред. О.С. Колбасова, Н.И. Краснова. М., 2005.

Яблоков А.В., Остроумов С.А. Охрана живой природы. М., 2003.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты