Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их аналогов
соответствии с ч.4 ст.35 УК РФ преступление признается совершенным преступным сообществом, если оно совершено сплоченной организованной группой, созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Преступное сообщество - наиболее опасная форма соучастия. От организованной группы оно отличается признаком сплоченности и целевой установкой на совершение определенных тяжких и особо тяжких преступлений. Сплоченность предполагает обычно наличие в преступной организации сложных организационно-иерархических связей, тщательной конспирации, наличие в обороте значительных денежных средств, установление связей с правоохранительными органами (коррумпированность), наличие системы защитных мер (внутренняя контрразведка), наличие охранников, боевиков и наемных убийц. Преступное сообщество, как правило, предполагает вооруженность соответствующей преступной организации новейшими видами оружия, в том числе и зарубежного производства. Специфика особой опасности преступного сообщества такова, что законодатель сам факт создания преступного сообщества считает самостоятельным и оконченным преступлением. Так, состав организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ) образует организация преступного сообщества (преступной организации) для совершения тяжких или особо тяжких преступлений, а равно руководство таким сообществом (организацией) или входящими в него структурными подразделениями. Самостоятельным преступлением является и бандитизм (ст. 209 УК РФ), в том числе и создание устойчивой вооруженной группы (банды) с целью нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой). В обоих случаях указанные действия квалифицируются по соответствующим статьям Особенной части УК.В соответствии с ч.5 ст.35 УК РФ лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими, подлежит ответственности за их организацию и руководство в случаях, предусмотренных Особенной частью УК, а также за все совершенные организованной группой или преступным сообществом преступления, если они охватывались его умыслом. Другие участники организованной группы или преступного сообщества несут ответственность за участие в них в случаях, предусмотренных Особенной частью УК, а также за преступления, в подготовке или совершении которых они участвовали.Согласно ч.7 ст. 35 УК РФ совершение преступления группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом влечет более строгое наказание на основании и в пределах, установленных Уголовным кодексом (в соответствии с п.«в» ч.1 ст.63 УК эти обстоятельства признаются отягчающими наказание).Вместе с тем, в криминалистической литературе отмечается, что преступные группы, связанные с незаконным оборотом синтетических наркотических средств, сильно разняться между собой как по степени организованности, так и по своему составу и степени общественной опасности. Поэтому невозможно дать всеобъемлющую характеристику всех организованных групп, занимающихся изготовлением и сбытом синтетических наркотиков. Баяхчев В.Г., Курылев А.П. Расследование преступлений, связанных с изготовлением и распространением синтетических наркотических средств организованными группами.- М., 1995, с.12.Мы подробно рассматриваем этот аспект, поскольку преступность, связанная с незаконным оборотом наркотиков, носит ярко выраженный организованный межрегиональный и международный характер, прослеживается достаточно четкая связь между регионами производства и сбыта наркотических средств. В 43 регионах России в 2001 г. отмечена активизация деятельности преступных групп и их сообществ, направленная на создание разветвленных и глубоко законспирированных сетей торговцев наркотиками. При этом если в 1997 году проявления организованной наркопреступности пресекались в 55 субъектах Российской Федерации, в 1998 году - в 64, в 1999 году - в 73, то в 2000 и 2001 гг. - практически повсеместно. Итогом борьбы правоохранительных органов в 2001 г. с организованными группами наркодельцов стало раскрытие 4234 совершенных ими преступлений, что на 36,9% больше, чем в 2000 г. Ежегодники «Преступность и правонарушения». М.: МВД РФ, МЮ РФ.В последние годы усиливается внимание к России со стороны международных наркосиндикатов, которые рассчитывают на огромный рынок сбыта наркотиков в нашей стране, планируют реализовать возможность использования ее территории для налаживания магистральных каналов переброски крупных партий наркотиков с Востока на Запад (наркотрафиков), транзита наркотиков в страны Европы и США. Интерес международной организованной наркопреступности к использованию российской территории, кроме перечисленных выше факторов, объясняется также геополитическим положением страны, низким уровнем жизни населения и целым рядом других причин и условий. В связи с этим в последние годы Россия стала объектом экспансии со стороны международного наркобизнеса.Деяния, предусмотренные п. «б» ч.3 ст.228-1 УК РФ являются оконченными с момента нарушения правил, о которых указано в диспозиции этой части статьи и для этого не требуется наступления общественно опасных последствий.Диспозиция п. «б» ч.3 ст.228-1 УК РФ бланкетная и поэтому необходимо обращаться к нормативным актам, закрепляющим порядок оборота этого предмета преступления. См. например: Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. //Собрание законодательства Российской Федерации.-2000.- № 33.-Ст. 3397.Согласно п. «в» части 2 и п. «в» части 3 статьи 228-1 УК РФ законодатель особо подчеркнул, что отягчающим обстоятельством является совершение преступных деяний: «лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, в отношении заведомо несовершеннолетнего» и «в отношении лица заведомо не достигшего четырнадцатилетнего возраста», что также является новацией для данной категории преступлений. Здесь следует обратить внимание на следующее обстоятельство. Изменения в Уголовный кодекс, внесенные Федеральным законом № 162-ФЗ от 08.12.2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» коснулись и статей 151 и 230 УК РФ. Например, в части первой статье 230 («Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных веществ»), равно как и по другим статьям, устанавливающим наказание за преступления средней тяжести, был снят нижний предел санкции (сегодня - от двух до пяти лет, в новой редакции - от двух месяцев до пяти лет). Тогда как по-прежнему не предусматривается ответственность лица, склоняющего/вовлекающего несовершеннолетнего в потребление сильнодействующих веществ. Кроме того, имеет место следующее противоречие: предельное наказание по ст. 228-1 и ст. 230 УК РФ составляет лишение свободы на срок до 12 лет, а по ст. 151 УК РФ - до 6 лет. И, наконец, в чем состоит принципиальная разница между понятиями вовлечение и склонение?В связи с внесенными изменения в Уголовный кодекс статья 16 УК РФ «Неоднократность преступлений» признана утратившей силу. Отказ от института неоднократности - одно из концептуальных положений обновленного Кодекса. Данное законодательное решение позволит уйти от несправедливости при квалификации и назначении наказания лицам, которые совершили оконченное и неконченое преступление. При этом совокупностью преступлений признается просто совершение двух или более преступлений. Под преступлением, совершенным неоднократно, в действующем УК понимается совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьей или частью статьи УК. Неоднократными считались как многоэпизодные преступления, за которые лицо впервые привлекается к ответственности. Ужесточение наказания возникало вследствие формальных признаков, препятствуя суду индивидуально подходить к каждому обвиняемому. Представляется, что отмена неоднократности - решение правильное, несмотря на то, что взамен предлагается использовать институт совокупности, т.е. назначения наказания за каждый эпизод как за отдельное преступление. Таким образом, законодатель отошел от различия понятий «неоднократность преступлений» и «совокупность преступлений», признав совокупностью преступлений совершение двух или более любых преступлений. Соответственно неоднократность преступлений перестала быть обстоятельством, отягчающим наказание, исключена как квалифицирующий признак из статьи 228 УК РФ.К сказанному добавим, что в статьях 228 и 228-1 упоминаются теперь и аналоги, незаконный оборот которых (как в целях, так и без цели сбыта также будет преследоваться). Согласно Федеральному закону «О наркотических средствах и психотропных веществах», «аналоги наркотических средств и психотропных веществ - запрещенные для оборота в РФ вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят». Появление столь туманных субстанций на правовом поле изначально вызывало возражения как позволяющее привлекать к ответственности за использование препаратов (в том числе природных), в некоторой степени (неизвестно, в какой) сходных по химической структуре и свойствам с наркотиками, воспроизводящих (также без уточнений, насколько воспроизводящих) их действие. Включение данного понятия в Федеральный закон неизбежно повлекло его копирование в Уголовном кодексе, как только тому представилось время. Настояло на этом Министерство Внутренних Дел.2.2.Субъект и субъективная сторона преступленияСубъектом преступления по статье 228-1 является лицо, достигшее 16-летнего возраста. При этом согласно положению в п. «в» части 2 ст. 228-1 субъектом должно являться лицо, достигшее восемнадцатилетнего возраста, совершившее преступное деяние в отношении заведомо несовершеннолетнего.Субъект преступления по п. «б» ч.3 ст. 228-1 УК РФ - специальный, т.е. лицо, в чьи служебные или профессиональные обязанности входит соблюдение соответствующих правил.Субъективная сторона составов преступления, предусмотренных п. «б» ч.3 ст. 228-1 УК РФ характеризуется виной в виде прямого умысла.Контингент участников преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков (психотропных веществ), отличается неоднородностью. Специалисты выделяют следующие личностные типы участников рассматриваемых преступлений:крупные наркодельцы, возглавляющие организованные группы и сообщества, их ближайшие помощники;рядовые участники преступных групп и сообществ и «челядь» лидеров;лица, выращивающие наркотикосодержащие растения;сборщики наркотикосодержащих растений;сбытчики-профессионалы, также ориентированные на корыстное обогащение лица, или наркоманы. Криминология: Учебник. /Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.М. Миньковского. - М.:БЕК, 1998, с.383.Для сбытчиков и вовлекателей характерны изворотливость, напористость, умение отыскивать и убеждать «клиентуру», стремление установить взаимовыгодные связи в среде низовых сотрудников правоохранительных органов, обслуживающих данную территорию.Глава III. Анализ положений статьи 228-2 УК РФ «Нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ3.1.Объект и объективная сторона преступленияСогласно новой статье 228-2 УК РФ:«1. Нарушение правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ либо веществ, инструментов или оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ, находящихся под специальным контролем, а также культивирования растений, используемых для производства наркотических средств или психотропных веществ, повлекшее их утрату, если это деяние совершено лицом, в обязанности которого входит соблюдение указанных правил, - наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.2. Те же деяния, совершенные из корыстной заинтересованности либо повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия, - наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.».Новая статья 228-2 касается нарушений правил законного оборота работниками соответствующих производств (ныне это часть пятая статьи 228). Состав преступления в данном случае расширен за счет включения нарушений условий культивирования растений, используемых для производства наркотических средств или психотропных веществ. Однако в диспозицию статьи 228-2 включено существенное дополнение: в отличие от действующей части пятой статьи 228, нарушение правил производства, изготовления и других действий с наркотиками, совершенные лицом, в обязанности которого входит соблюдение таких правил, признается преступлением, только если это повлекло их утрату. Кроме того, для указанных действий установлены отягчающие обстоятельства (совершение нарушений из корыстных побуждений, либо если оно повлекло причинение вреда здоровью или иные тяжкие последствия). Только при наличии таких признаков нарушения законного оборота наказываются лишением свободы до 3 лет. В иных случаях предусмотрены штраф с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо без такового. Сегодня трехлетний срок лишения свободы прописан за любые нарушения правил производства, хранения, учета и других предписаний, касающихся наркотиков, инструментов и оборудования, используемых для их изготовления и находящихся под специальным контролем, независимо от того, к каким последствиям это привело. Рассматриваемое преступление посягает на нормальную деятельность государственных предприятий и учреждений, занимающихся производством и другими операциями с наркотическими средствами и психотропными веществами, а в конечном счете - на безопасность здоровья населения. Предметом преступления являются наркотические средства и психотропные вещества, а также находящиеся под специальным контролем вещества, инструменты и оборудование, используемые для изготовления наркотических средств или психотропных веществ. К последним относятся: заводские или кустарно изготовленные машины или приспособления для таблетирования указанных веществ; автоматические и ручные мешалки субстанций, веществ, не отнесенных к изделиям, входящим в кухонные наборы; полуфабрикаты, пустые ампулы, шприц - тюбики и разных объемов капсулы; приспособления для маркировки ампул, шприц - тюбиков, капсул; устройства кустарные или заводские для охлаждения жидкостей при экстракции и перегонке (за исключением бытовых холодильников), а также устройства для экстракции и перегонки; устройства для фильтрации жидкостей под вакуумом. Объективная сторона преступления, предусмотренного статьей 228-2 УК РФ выражается в нарушении специальных правил производства, изготовления, переработки, хранения, учета, отпуска, реализации, продажи, распределения, перевозки, пересылки, приобретения, использования, ввоза, вывоза либо уничтожения наркотических средств или психотропных веществ, а также веществ, инструментов либо оборудования, находящихся под специальным контролем.Следует также отметить, что статья 228-2 может быть нарушена действием и бездействием, совершенным с прямым или косвенным умыслом. Оно может, например, выражаться в отсутствии инструктажа работников соответствующего предприятия, учреждения, в несоблюдении правил санитарии при производстве, упаковке и хранении наркотических препаратов, в пренебрежительном отношении к выполнению обязанностей руководителей при осуществлении надзора за соблюдением порядка изготовления, хранения, перевозки, пересылки, отпуска указанных средств, неосуществлении необходимого контроля за выдачей наркотических веществ, что может привести к их использованию в преступных целях и т.п. Диспозиция данной статьи - бланкетная, что предполагает необходимость обращения к нормативным актам, регулирующим правила производства и оборота наркотических средств. Речь идет, например, о правилах учета, хранения, прописывания и использования наркотических лекарственных средств, утвержденных приказами Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ, и т.д. Для оконченного состава данного преступления не требуется наступления общественно опасных последствий. Достаточно самого факта нарушения правил обращения с наркотиками. Нарушение указанных правил осуществляется путем как действия, так и бездействия. Опасность данного преступления заключается в том, что оно создает условия для выхода наркотических средств и психотропных веществ из под контроля.Что же касается веществ, инструментов и оборудования, используемых для изготовления наркотических средств или психотропных веществ и находящихся под специальным контролем, то на сегодня такой контроль существует лишь в отношении веществ.Правительство России устанавливает порядок допуска лиц к работе с наркотическими средствами и психотропными веществами. Перечень инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, включая ввоз и вывоз с таможенной территории Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. Статьи о лицензировании, содержащиеся в Федеральном законе 1998 г., были в основном отменены на 10 января 2003 г. в связи с принятием Федерального Закона «О лицензировании» 2002 г. Лицензии необходимо получать ежегодно на использование каждого объекта и помещения, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Следует отметить, что существует большое разнообразие правил, положений, инструкций и других документов, принятых и утвержденных различными государственными органами, призванными выполнять положения ст.228-2 УК РФ. Необходимо сослаться на Федеральный закон 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах», где содержится полный список видов оборота, которые предполагают наступление уголовной ответственности. Результатом этого является то, что лицо не может знать о его или ее возможной уголовной ответственности, только читая УК РФ и не обращаясь к Федеральному закону 1998 г. и к другим подзаконным нормативно-правовым актам. Уголовная ответственность может наступить за совершение действия (приобретение или отпуск наркотических средств без разрешения или соблюдения необходимых формальностей, отпуск без рецепта, нарушение правил уничтожения наркотических средств и т.д.) или бездействия (несоблюдение технологии изготовления, упаковки и т.д.).Министерство здравоохранения постоянно издавало приказы и инструкции, направленные на обеспечение сохранности и учета указанных веществ, среди которых можно назвать: Типовые требования по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений с хранением наркотических средств Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.03.93 г. //Сборник нормативно-методических материалов по работе с наркотиками в лечебно-профилактических учреждениях.-М.: «Агар», 1997.; Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности от 19.09.96 г. № 346 «О номенклатуре некоторых наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ» Журнал «Здравоохранение.-1996.-№ 10.; Положение о выдаче лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ Приложение к Письму Министерства здравоохранения РФ от 29.06.98 г. № 2510/5735 - 98 - 32. и другие.Юридические лица могут принимать участие в обороте наркотических средств и психотропных веществ при условии, что в состав руководителей такой организации входит специалист, имеющий профессиональную подготовку, соответствующую конкретному виду деятельности, на который выдается лицензия. Такой специалист несет персональную ответственность за соблюдение Федерального закона 1998 г. Юридическое лицо должно предусмотреть физические условия для обеспечения учета и сохранности, а также обеспечения безопасности деятельности, связанной с оборотом наркотиков, а также получить необходимые сертификаты, справки и заключения соответствующих органов. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 28 сентября 2000 г., № 46 «О порядке предоставления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью».В настоящее время частнопрактикующим врачам не разрешается использовать наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в Списки II и III в своей медицинской деятельности. Кроме того, наркомания может не подлежать лечению наркотическими средствами и психотропными веществами, внесенными в Список II (бупренорфин). В виде исключения Министерство здравоохранения может предусматривать специальное разрешение, которое позволяет лицу(ам), ответственным за хранение и использование наркотических средств и психотропных веществ, иметь вещества, внесенные в Списки II и III, в ограниченных количествах среди препаратов первой помощи на морских и воздушных судах международного сообщения или в поездах международных линий. Использование наркотических средств и психотропных веществ в ветеринарии разрешается Министерствами здравоохранения и сельского хозяйства в соответствии с Перечнем, который они утверждают. Использование наркотических средств и психотропных веществ в научных и учебных целях может быть разрешено юридическим лицам при наличии лицензии на указанный вид деятельности; физические лица не могут иметь таких лицензий. Лицензии не требуются для применения наркотических средств и психотропных веществ в экспертной деятельности, проводимой Генеральной прокуратурой, Министерством внутренних дел, Государственным таможенным комитетом, Федеральной службой безопасности или судебно-экспертными организациями в Министерстве юстиции, так же как они не требуются для осуществления контролируемых поставок или проверочных закупок, оперативных экспериментов, сбора образцов для сравнительного исследования и так далее. Отчеты о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, вместе с отчетами о запасах во исполнение Конвенций ООН, должны представляться юридическими лицами, имеющими соответствующие лицензии. См. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июля 2000 г. № 577 «О порядке представления сведений о деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и регистрации операций, связанных с этой деятельностью», вместе с Положением о представлении юридическими лицами отчетов и Правилами хранения специальных журналов. То же самое относится к культивированию растений, производству, изготовлению, ввозу или вывозу, реализации и использованию наркотических средств и психотропных веществ в пределах квот, установленных государством. Ежемесячные инвентаризации и бухгалтерский баланс должны представляться юридическими лицами, владеющими соответствующими лицензиями, и сведения о расхождениях в балансе или несоответствии данных баланса результатам проведенной инвентаризации доводятся до сведения органов внутренних дел в трехдневный срок после их обнаружения. Любые изменения в количестве и состоянии наркотических средств и психотропных веществ в результате операций должны быть зарегистрированы в специальных журналах.Таким образом, приобретение, отпуск, реализация и распределение наркотических средств и психотропных веществ может при наличии лицензии осуществляться юридическими лицами как государственного, так и частного секторов. Отпуск этих средств и веществ может производиться физическим лицам только в аптечных организациях и учреждениях здравоохранения при наличии у них соответствующей лицензии. Наркотические средства и психотропные вещества, внесенные в списки II и III, отпускаются в медицинских целях по рецепту. Такие рецепты должны выписываться на специальных бланках; форма бланков указанных рецептов, порядок их регистрации, учет и хранение, а также правила оформления, устанавливаются в соответствии с российским законодательством. Федеральный закон 1998 г. предусматривает (статья 26), что выдача рецептов с нарушением установленных правил влечет за собой уголовную ответственность (статья 233 УК РФ). Внешняя и внутренняя упаковки и маркировка наркотических средств и психотропных веществ регулируется Федеральным законом 1998 г. и Федеральным Законом «О лекарственных средствах». Несоблюдение требований внешней и внутренней упаковки означает, что они должны быть уничтожены. На протяжении многих лет главной целью международных договоров о потреблении наркотических средств было регулирование пересечения наркотическими средствами и психотропными веществами государственных границ. Соответственно во исполнение этих конвенций российское законодательство обращает особое внимание на этот вопрос. Лицензии требуются для тех государственных унитарных предприятий, которые занимаются такой деятельностью, вместе с разрешениями в каждом конкретном случае пересечения таможенных границ от специально уполномоченных органов. Федеральный закон 1998 г. подробно регулирует эти вопросы совместно с подзаконными нормативно-правовыми актами. Транзит через таможенную территорию Российской Федерации наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров запрещен. Исключение составляют транзитные пассажиры, которые перевозят эти средства в медицинских целях. Например, Письмо Государственного таможенного комитета РФ от 5 августа 1998 г. № 01-15/16386 «Об утверждении правил провоза наркотических средств или психотропных веществ в лечебных целях больными, следующими транзитом через территорию Российской Федерации».Несмотря на то, что Федеральный закон 1998 г. предусматривает уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров, а также инструментов и оборудования, требования программ снижения вреда об уничтожении использованных игл и шприцов не находят официального признания. См. например, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 388, Министерства экономики Российской федерации № 472, Государственного таможенного комитета Российской Федерации № 726, Федеральной службы безопасности Российской Федерации № 530 и ФПС Российской Федерации № 585 от 9 ноября 1999 г.«Об утверждении инструкции о порядке изъятия из незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, инструментов и оборудования, находящихся под их специальным контролем, и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ, а также их учета, хранения, передачи, использования и уничтожения». Подзаконные нормативные правовые акты предусматривают возможные альтернативы уничтожению при определенных обстоятельствах.Новые наркотические средства и психотропные вещества могут разрабатываться только в целях, предусмотренных Федеральным законом 1998 г., а в медицинских целях они должны быть разработаны, зарегистрированы и пройти клинические испытания в соответствии с законодательством о лекарственных средствах и на основании государственного заказа.3.2.Субъект и субъективная сторона преступленияСубъектом данного преступления выступают как должностные, так и иные лица, которые в силу порученной им работы обязаны соблюдать установленные в данной области правила. Должностное лицо, допустившее нарушение этих правил, наряду с совершением преступлений против интересов государственной службы (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки и др.), подлежит ответственности по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 228-2 и ст. 285 или 290 УК.Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Надо полагать, что если действие или бездействие должностного лица вследствие небрежности повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, интересов общества или государства, охраняемых законом, судебное преследование может наступить и в соответствии со статьей 293 УК РФ.ЗаключениеПодводя итог вышеизложенному, отметим, что физическое и моральное здоровье населения является залогом существования российского общества и нормального функционирования его системы. Однако рост наркомании и наркопреступности вызывает большую тревогу и свидетельствует о больших проблемах нашего социума.В настоящее время эта проблема не является исключительно проблемой правоохранительных органов, решать ее предстоит всему обществу в целом, в том числе в мировом масштабе.Очевидно, что эффективная борьба с наркопреступностью невозможна в условиях несовершенного законодательства. В процессе применения УК РФ возникало множество вопросов. Один из них - определение на практике размера наркотических средств, влекущего уголовную ответственность по ст. 228 УК РФ за незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку, пересылку либо сбыт наркотических веществ. Речь шла, в частности, о правильном толковании и применении квалифицирующего признака ст. 228 УК РФ крупный размер наркотических средств. Основным ориентиром для следственных и судебных органов при определении указанного признака являлась «Сводная таблица заключений Постоянного комитета по контролю наркотиков об отнесении к небольшим, крупным и особо крупным размерам количеств наркотических средств, обнаруженных в незаконном хранении или обороте», составленная на основании про-токолов заседаний этого комитета.На практике органы следствия и суда воспринимали эту рекомендацию в качестве документа, имеющего исключительный характер, доминирующего в определенном смысле над самим законодательным актом. По сути, специалистами достаточно узкого профиля давалась установка, безусловно обязательная для исполнения судебно-следственными органами.Кажущаяся мелочь в определении уголовно наказуемого использования размера наркотических веществ на практике приводила не только к серьезному перекосу в правоприменительной деятельности, но и в целом в стратегии и тактике борьбы с таким социально опасным явлением, как наркомания. Фактически происходил, в ущерб другим способам предупреждения этой социальной болезни, резкий крен в сторону применения мер уголовно-репрессивного характера, повлекший, в свою очередь, в значительной степени искусственный рост преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков. Все это обуславливало необходимость скорейшего пересмотра законодательства.21 ноября 2003 года Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят внесенный Президентом РФ Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». 16 декабря 2003 года поправки вступили в силу. Фактически, по нашему мнению, следует говорить не о поправках в УК, а о новой редакции Уголовного кодекса Российской Федерации - настолько существенны внесенные в кодекс изменения и дополнения.Закон внес существенные изменения в статью 228 УК РФ. Статья 228 УК РФ (незаконные изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ) разделилась на три: ст.228 УК (незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов без цели сбыта), ст.228-1 УК (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов), ст.228-2 УК (нарушение правил оборота наркотических средств или психотропных веществ). При этом по ст.228 УК преступлением признаются незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств (психотропных веществ, их аналогов) в размере, в 10 и более раз превышающем размеры средней разовой дозы потребления соответствующего средства, размер такой доли устанавливается Правительством РФ (примечание 2 к ст.228 УК в новой редакции). Приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта наркотических средств (психотропных веществ, их аналогов) в меньшем размере преследуется теперь только в административном порядке. Надо отметить, что первоначально указанные изменения (относительно ст.228 УК), в отличие от всех остальных, должны были вступить в силу только через 3 месяца со дня официального опубликования Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации», то есть 16 марта 2004 года, теперь дата перенесена - до 16 мая 2004 г. За это время Правительству РФ предстоит определить размеры средних разовых доз наркотических средств и психотропных веществ.Завершая анализ, позволим себе высказать несколько соображений относительно новых статей Уголовного кодекса.По ст. 228-1 УК: 1) Сам факт появления самостоятельной статьи, устанавливающей ответственность за наиболее опасные действия в отношении наркотиков, психотропных веществ и их аналогов, следует, безусловно, приветствовать;2) можно, в основном, согласиться с теми квалифицирующими и особо квалифицирующими признаками, которые предложены разработчиками для этого состава;3) нет оснований и для возражений против исключения в отношении лиц, совершивших предусмотренные ст. 228-1 УК действия, возможности освобождения от уголовной ответственности;4) думаю, что между собой логически не согласованы п. «в» ч. 2 и п. «в» ч. 3 ст. 228-1 УК. Следовало бы и в ч. 3 по указанному признаку предусмотреть наличие совершеннолетнего субъекта. Такое решение лежало в русле общей идеи гуманизации уголовного закона; 5) считаю, что разрыв между минимальными и максимальными сроками лишения свободы по ч. 3 ст. 228-1 УК - недопустимо велик; он составляет 12 лет, и дает слишком широкое поле для принятия волюнтаристских или непродуманных решений там, где они должны быть совершенно исключены. Полагаю, что признак организованная группа вполне можно было бы выделить в самостоятельную - четвертую - часть ст. 228-1 УК, с соответствующей градацией наказания между ч. 3 и ч. 4 статьи. По ст. 228-2 УК: 1) полагаю, что недостатком санкции ч. 1 ст. 228-2 УК является наличие в ней только одного вида основного наказания. Это сильно ограничивает возможности суда в деле индивидуализации уголовной ответственности виновного. По ч. 5 ст. 228 УК ныне может быть назначено и лишение свободы, сроком до 3 лет. Можно было бы оставить этот вид наказания в статье, смягчив его размеры; 2) не могу согласиться с такими предусмотренными разработчиками квалифицирующими признаками состава, как «повлекшие по неосторожности причинение вреда здоровью человека или иные тяжкие последствия», по следующим причинам: во-первых, по мнению самих разработчиков проекта, преступным должен признаваться только тяжкий вред, причиненный по неосторожности. Следовало бы, поэтому, и указать на него, чтобы избежать двусмысленностей в толковании уголовного закона. Непонятно также, чем объясняется стремление законодателя включить признак «иные тяжкие последствия» в число квалифицирующих признаков анализируемого состава.Согласно изменениям, внесенным в Уголовный кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ примечание к статье 228 тоже изложены в новой редакции. Часть вторая указанного примечания определяет понятие крупного и особо крупного размера наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в зависимости от средней разовой доли потребления, размер которой должен быть утвержден Правительством Российской Федерации. Данная норма закона, определяющая, что крупным размером признается количество наркотических средств и психотропных веществ, превышающее размеры средней разовой дозы в десять и более раз, а особо крупным размером - в пятьдесят и более раз, является несовершенной и требует доработки.
Список литературыУголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. - М.: Юрист, 1998.Федеральный закон № 3 - Ф3 от 8 января 1998 г. «О наркотических средствах и психотропных веществах» // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№ 2.-Ст. 219.Федеральный закон от 8 декабря 2003 года N 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». //Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4848.Указ Президента РФ от 24 сентября 2002 г. № 1068 «О совершенствовании государственного управления в области противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ».// Российская газета.-2002.-26 сентября.Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с наркоманией» //Ведомости Верховного Совета СССР. № 18. - 1974.Протокол заседания Постоянного комитета по контролю наркотиков 9 октября 1996 года № 51/7-96. // Новые лекарственные препараты. 1998.Правила ведения и хранения специальных журналов регистрации операций, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. //Собрание законодательства Российской Федерации.-2000.- № 33.-Ст. 3397.Резолюция 9/1 от 16 февраля 1946 года Экономического и Социального Совета // Резолюции, принятые Экономическим и Социальным Советом на первой сессии с 23 января по 18 февраля 1946 г. Нью-Йорк: ООН //Бюллетень по наркотическим средствам, 1966. Т. XVIII. № 1.Типовые требования по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации помещений с хранением наркотических средств //Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.03.93 г. //Сборник нормативно-методических материалов по работе с наркотиками в лечебно-профилактических учреждениях.-М.: "Агар", 1997.Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности от 19.09.96 г. № 346 «О номенклатуре некоторых наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ» // Здравоохранение.-1996.-№ 10.Положение о выдаче лицензий на использование объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ. //Приложение к Письму Министерства здравоохранения РФ от 29.06.98 г. № 2510/5735 - 98 - 32.Александров А.И., Айнбиндер М.Я., Афанасьев В.В. и др. Наркотики в России: преступления и расследование. Научное издание.- СПб., 1999.Анисимов Л.Н. Наркотики: правовой режим. Л.: изд-во Ленинградского ун-та, 1974.Баяхчев В.Г., Курылев А.П. Расследование преступлений, связанных с изготовлением и распространением синтетических наркотических средств организованными группами. - М., 1995.Борзенков Г.Н., Лебедев В.М. Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации. - М., 2003.Волков С.Г. Из практики расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. //Вестник криминалистики.Вып.1 2002. с.85-89.Ежегодники «Преступность и правонарушения». М.: МВД РФ, МЮ РФ.Жогин Н. В., Фаткуплин Ф. Н. Предварительное следствие в советском уголовном процессе. М., 1965.Каз Ц. М. Пределы доказывания в стадии возбуждения уголовного дела // Ученые записки / Саратовский юрид. ин-т им. Д. И. Курского. Вып. XI. Саратов, 1964.Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Расширенный уголовно-правовой анализ /Под общ. ред. В.В.Мозякова.- 2-е изд.- М.: Издательство «Экзамен», 2003.Криминология: Учебник. /Под ред. Н.Ф.Кузнецовой, Г.М. Миньковского. - М.:БЕК, 1998.Лебедев В.М., Топорнин Б.Н., Комментарий к постановлениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, М., 1999.Мей Г.Л. Эволюция международного контроля наркотических средств. - ООН. // Бюллетень по наркотическим средствам, 1950. Т. II.№ I.Миньковский Г.М., Побегайло Э.Ф., Ревин В.П. Уголовно-правовые средства борьбы в наркотизмом в России: Учеб. пос.-М.:Академия МВД РФ, 1994.Мусаев С. Г. Назначение и проведение судебной экспертизы на предварительном следствии // Вопросы судебной экспертизы. Баку, 1967. № 5.Петрова В.И., Ревяко Т.И. Наркотики и яды: психоделики и токсические вещества, ядовитые животные и растения.- Минск: Литература, 1996.Результаты деятельности МВД, ГУВД, УВД в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков. - Ф. 126 р. 7.Роганов С.А. Криминалистическая характеристика и особенности расследования незаконного изготовления, хранения и сбыта синтетических наркотических средств //Дисс. канд. юридич. наук.-Спб., Санкт-Петербургский юридический институт МВД России, 1997.Российское законодательство X-XX веков. Т. 1. М., 1984.Сборник материалов по проблемам наркозависимости.- СПб.,2001.Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР. 1917 - 1953. -М.: Госюриздат, 1953.Уголовное право РФ. Особенная часть./ Под ред. Б.В.Здравомыслова.-М.:Юрист, 1999.Ярковой В. Почему наркодельцы уходят от ответственности //Российская юстиция.-2002.- № 12.Левинсон Л. Новая редакция УК: антинаркотические статьи. // Сайт Новая наркополитика. http://www.drugpolicy.ru/
Материалы судебной практики
Вестник Конституционного Суда РФ.-1998.- № 1.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 9 от 27 мая 1998 г. «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами //Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1998.- № 7.
Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О судебной практике по применению к осужденным алкоголикам и наркоманам принудительных мер медицинского характера» от 20 декабря 1973 г. с изменениями, внесёнными постановлением Пленума от 24 декабря 1985 г. № 10 /в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11 //Сборник постановлений пленума Верховного Суда РФ (1961 - 1993). - М., 1994.
Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О судебной практике по делам о хищениях наркотических средств, незаконном изготовлении и распространении наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ» от 26 сентября 1975 г. //Сборник постановлений Пленума Верховного Суда (1924 - 1977), - М., 1978.
Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР «О практике рассмотрения судами РФ дел об ограничении дееспособности граждан, злоупотребляющих спиртными напитками или наркотическими веществами» от 4 мая 1990 г. (в редакции постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11) //Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ /1961 - 1993/. - М., 1994.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 27 апреля 1993 г. (в редакции Постановления Пленума от 21 декабря 1993 г. № 11) //Сборник постановлений Пленума Верховного Суда РФ /1961 - 1993/. - М., 1994.
Бюллетень Верховного Суда РСФСР, 1990, N.7.
Бюллетень Верховного Суда СССР.-1991.- №8.
Бюллетень Верховного Суда РФ, 1992.- №2.
Бюллетень Верховного Суда РФ, 1995.- №4.
Бюллетень Верховного Суда РФ.- 1995.- №6.
Бюллетень Верховного Суда.-1997.-№ 3.
Бюллетень Верховного Суда РФ, 1998.- №10.
Бюллетень Верховного Суда РФ.-1998.-№ 7.
Бюллетень Верховного Суда РФ, 2000.- №2.
Бюллетень Верховного Суда РФ, - 2002.- №2.
Бюллетень Верховного Суда РФ, 2002.- №3.
Бюллетень Верховного Суда РФ, 2002.- № 5, с. 15.
Архив Нальчинского городского суда, Дело 22-642 (1997).