p align="left">При определении содержания криминалистической характеристики необходимо учитывать положения наук уголовного права, уголовного процесса, криминологии и др.
Уголовный закон, определяя общие признаки преступного деяния и элементы состава преступлений отдельных видов, тем самым обусловливает направленность криминалистической характеристики, нацеливает ее на создание предпосылок для установления обстоятельств, значимых с точки зрения уголовного права. Большое значение для криминалистической характеристики имеют также нормы уголовно-процессуального законодательства, в частности, нормы, определяющие предмет доказывания по уголовному делу. [2.36,с.303 ]
В то же время важно уяснить, что положения уголовного права, уголовного процесса, криминологии не входят в содержание кри-миналистической характеристики, ибо по своей сути они не относятся к предмету криминалистики. Поэтому вряд ли есть смысл включать в криминалистическую характеристику, например, сведения о подследственности, сроках расследования, законодательно закрепленных особенностях производства по делам данной категории.
Важное место в расследовании занимает выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Прежде всего, необходимо различать общие положения крими-налистической характеристики и криминалистические характеристики преступлений отдельных категорий.
Криминалистические характеристики преступлений отдельных категорий включают в себя сведения, непосредственно относящиеся к конкретному массиву преступлений. По своему значению эти сведения -исходная теоретическая и информационная база для разработки частных методик расследования. [2.35,с.381]
В основе деления криминалистической характеристики на виды лежит криминалистическая классификация преступлений:
-криминалистическая характеристика отдельных категорий преступлений;
-криминалистическая характеристика видовых групп преступлений;
-криминалистическая характеристика межвидовых групп преступлений;
-криминалистическая характеристика укрупненных видовых групп преступлений (например, в сфере незаконного оборота оружия и т. д.);
-криминалистическая характеристика подгрупп данных преступлений (например, хищений оружия со складов, хищение отдельных элементов оружия с заводов, незаконная торговля оружием и т. д.);
-криминалистическая характеристика укрупненных межвидовых групп преступлений (например, совершенных лицами в состоянии наркотического, алкогольного или токсического опьянения , совершенных лицами с психическими недостатками, и т. д.)
-криминалистическая характеристика подгрупп данных преступлений (например, совершенных рецидивистами, преступлений, совершенных психопатами, и т. д.) [2.5,с.425]
Следует учитывать, что чем ниже уровень общности крими-налистической характеристики (т. е. чем уже характеризуемая группа преступлений), тем шире возможности определения общих для данной группы криминалистически значимых признаков и, соответственно, тем выше практическая отдача криминалистической характеристики.
В то же время выделение подвидов отдельных категорий преступлений имеет свои пределы. Критерием является возможность установления применительно к выделяемой группе преступлений криминалистически значимых закономерностей. По этой причине нельзя говорить о криминалистической характеристике отдельного преступления. Данный термин применим лишь к категориям преступлений.
Разработка криминалистической характеристики - результат анализа достаточно широкой совокупности преступлений. В отношении отдельных можно говорить лишь о криминалистически значимых признаках.
Криминалистическая характеристика как система общих положений и криминалистические характеристики отдельных категорий преступлений существуют не сами по себе, а испытывают взаимное обогащающее влияние. Общие положения криминалистической характеристики, являясь общетеоретической базой для построения частных криминалистических характеристик, в свою очередь, могут подвергаться корректирующему воздействию последних в связи с получением при их разработке общезначимых результатов. [2.55,с.18]
3.2. Основные понятия и термины, используемые при расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Криминалистическая характеристика преступлений данного вида.
Оружие - устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. [2.60,с.22]
К оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия).
Огнестрельное оружие - оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда.
Основные части огнестрельного оружия, как уже говорилось ранее - ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка.
Метательное оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства. Пневматическое оружие - оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии сжатого, сжиженного или отвержденного газа. [2.13,с.9]
Газовое оружие - оружие, предназначенное для временного поражения живой цели путем применения слезоточивых или раздражающих веществ.
Боеприпасы - предметы вооружения и метаемое снаряжение, предна-значенные для поражения цели и содержащие разрывной, метательный, пиротехнический или вышибной заряды либо их сочетание. Патрон - устройство, предназначенное для выстрела из оружия, объе-диняющее в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение.
Сигнальное оружие - оружие, конструктивно предназначенное только для подачи световых, дымовых или звуковых сигналов.
Гражданское оружие - оружие, предназначенное для использования гражданами Российской Федерации в целях самообороны, для занятий спортом и охоты. Гражданское огнестрельное оружие должно исключатьведение огня очередями и иметь емкость магазина (барабана) не более 10 патронов. [2.15,с.21 ]
Гражданское оружие подразделяется на следующие виды:
-оружие самообороны: огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе, с патронами травматического действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации;
-огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства с патронами травматического, газового и светозвукового действия, соответ-ствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации;
-газовое оружие - газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним, механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, разрешенными к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации; электрошоковые устройства и искровые разрядники отечественного производства, имеющие выходные параметры, соответствующие требованиям государственных стандартов Российской Федераций и нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации;
-спортивное оружие:
а) огнестрельное с нарезным стволом;
б) огнестрельное гладкоствольное;
в) холодное клинковое;
г) метательное;
д) пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж;
-охотничье оружие: огнестрельное с нарезным стволом;
а) огнестрельное гладкоствольное, в том числе с длиной нарезной части не более 140 мм;
б) огнестрельное комбинированное (нарезное и гладкоствольное), в том числе со сменными и вкладными нарезными стволами;
в) пневматическое с дульной энергией не более 25 Дж; холодное клинковое;
сигнальное оружие;
холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с казачьей формой, а также с национальными костюмами народов Российской Федерации, атрибутика которых определяется Правительством Российской Федерации.
К служебному оружию относится оружие, предназначенное для ис-пользования должностными лицами государственных органов и работниками предприятий и организаций, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами (далее - юридические лица с особыми уставными задачами).
На территории Российской Федерации запрещается:
1) оборот в качестве гражданского и служебного оружия: огнестрельного длинноствольного оружия с емкостью магазина (барабана) более 10 патронов, имеющего длину ствола или длину ствола со ствольной коробкой менее 500 мм и общую длину оружия менее 800 мм, а также имеющего конструкцию, которая позволяет сделать его длину менее 800 мм и при этом не теряется возможность производства выстрела;
- огнестрельного оружия, которое имеет форму, имитирующую другие предметы;
огнестрельного гладкоствольного оружия, изготовленного под патроны к огнестрельному оружию с нарезным стволом;
кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов;
- патронов с пулями бронебойного, зажигательного, разрывного или трассирующего действия, а также патронов с дробовыми снарядами для газовых пистолетов и револьверов;
оружия и иных предметов, поражающее действие которых основано на использовании радиоактивного излучения и биологических факторов;
газового оружия, снаряженного нервнопаралитическими, отравляющими, а также другими веществами, не разрешенными к применению Министерством здравоохранения Российской Федерации, способного причинить средней тяжести вред здоровью человека, находящегося на расстоянии более одного метра;
- оружия и патронов к нему, имеющих технические характеристики, не соответствующие криминалистическим требованиям Министерства внут-ренних дел Российской Федерации, согласованным с Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации;
- огнестрельного бесствольного оружия самообороны, электрошоковых устройств и искровых разрядников, имеющих выходные параметры, пре-вышающие величины, установленные государственными стандартами Российской Федерации и соответствующие нормам Министерства здра-воохранения Российской Федерации, а также подобных видов оружия, произведенных за пределами территории Российской Федерации; холодного клинкового оружия и ножей, клинки и лезвия которых либо автоматически извлекаются из рукоятки при нажатии на кнопку или рычаг и фиксируются ими, либо выдвигаются за счет силы тяжести или уско-ренного движения и автоматически фиксируются, при длине клинка и лезвия более 90 мм; [2.17,с.542]
хранение или использование вне спортивных объектов спортивного огнестрельного оружия с нарезным стволом либо спортивного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, а также спортивного холодного клинкового и метательного оружия, за исключением хранения и использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира;
установка на гражданском и служебном оружии приспособлений для бесшумной стрельбы и прицелов (прицельных комплексов) ночного видения, за исключением прицелов для охоты, порядок использования которых устанавливается Правительством Российской Федерации, а также их продажа;
пересылка оружия;
5) ношение гражданами оружия при проведении митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования и других массовых публичных мероприятий;
6) ношение гражданами в целях самообороны огнестрельного длинноствольного оружия и холодного оружия, за исключением случаев перевозки или транспортирования указанного оружия;
7) продажа, передача, приобретение оружия и патронов к нему, производимых только для экспорта в соответствии с техническими условиями, отвечающими требованиям стран - импортеров. [2.13,с.544 ]
Право на приобретение оружия на территории Российской Федерации имеют:
государственные военизированные организации;
юридические лица с особыми уставными задачами;
юридические лица, занимающиеся производством оружия или торговлей им (далее - юридические лица - поставщики);
юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия;
спортивные организации и организации, ведущие охотничье хозяйство;
организации, занимающиеся оленеводством в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также специализированные предприятия, ведущие охотничий или морской зверобойный промысел;
образовательные учреждения;
граждане Российской Федерации. [2.13,с.543 ]
Возраст, при достижении которого граждане Российской Федерации могут получить разрешения на хранение или хранение и ношение охот-ничьего огнестрельного гладкоствольного оружия, может быть снижен не более чем на два года законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации.
Лица за незаконное ношение, хранение, приобретение, изготовление, сбыт или хищение оружия подлежат уголовной ответственности. [1.5]
Криминалистическая характеристика преступлений данного вида состоит из следующих элементов:
- способ совершения и сокрытия незаконных приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения, изготовления огнестрельного оружия; обстоятельства, при которых готовилось и было совершено такого рода преступление (время, место и т. д); особенности оставляемых преступниками следов (механизм следообразования); личность преступника;
- сведения о закономерных связях данного преступления с другими. [ ] Отметим, что криминалистическая характеристика преступлений,
связанных с незаконным ношением или перевозкой, хранением, приобретением, изготовлением, сбытом, передачей огнестрельного оружия, не включает элементы, обязательные для многих других видов преступлений - непосредственный предмет преступного посягательства на личность погибшего. [2.53.с.13]
Центральным звеном криминалистической характеристики рас-сматриваемых преступлений являются способы их совершения и сокрытия.
Способы незаконных приобретения, передачи, сбыта, хранения, перевозки или ношения, изготовления огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств весьма разнообразны. В широком уголовно-правовом плане они перечислены в ч. 1 ст. 222, 223 Уголовного кодекса РФ.
Наиболее распространенными способами совершения данной категории преступлений являются: незаконное приобретение, незаконное ношение, незаконное хранение огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Большинство рассматриваемых преступлений носят очевидный характер, совершаются чаще в одиночку, чем в группе, и складываются обычно из двух-трех противоправных действий: ношение или хранение ранее приобретенного или изготовленного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств; реже из одного, хотя и длящегося противоправного действия. [2.52,с.678]
Для ношения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств можно выделить такие криминалистически значимые способы, как ношение указанных предметов непосредственно при себе в предметах одежды: в боковых и внутренних карманах пиджака, куртки, пальто; в карманах брюк; непосредственно на теле; в сопутствующих предметах (портфели, сумки, трости). При хранении -- хранение в специально приспособленных тайниках, в доме, в гараже, в подсобных помещениях, при себе, в транспортных средствах. Почти во всех случаях незаконное хранение предметов преступления осуществляется тайно.
Рассматривая такой способ совершения преступления, как изго-товление огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, можно выделить: а) изготовление, т. е. создание оружия заново; б) переделку или приспособление; в) ремонт. [2.14,с.15 ]
Отметим, что сбыт огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств может осуществляться путем продажи, обмена, дарения, расплаты. Криминалистически значим и такой способ совершения преступления, как передача оружия другим лицам по корыстным или иным мотивам (передача оружия в аренду).
Распространенность сбыта огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств путем продажи и расплаты обусловлена тем, что указанные предметы, являющиеся предметом сделки, могут рассматриваться в качестве товара или услуги, имеющих высокую денежную стоимость. Это дает толчок не только законной торговле, но и преступной деловой деятельности.
Необходимо выделить такой криминалистически важный способ совершения преступления, как перевозка огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В последние годы быстро растет число лиц и организаций, занимающихся перевозкой запрещенных товаров. Для перевозки предметов преступления правонарушители используют воздушный, морской, железнодорожный, автомобильный транспорт. [2.14,с.17 ]
Как правило, способы незаконного распространения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, как и способы совершения любых преступлений, не выбираются преступниками произвольно, а определяются сложившимися условиями. При этом необходимо учитывать, что совершение преступлений рассматриваемого вида носит тайный характер и нередко включает в себя действия по сокрытию преступных деяний. [2.15,с.11]
Наиболее распространенными способами сокрытия рассматриваемых нами преступлений являются: утаивание самого преступника или соучастников преступления; утаивание источников приобретения либо сбыта предметов преступления. [2.17,с.9]
Механизм следообразования во многом зависит от выбора пре-ступником того или иного способа совершения преступления. Исследованиями специфических следов можно установить интересующие следствие факты ношения, хранения, изготовления, переделки, перевозки, приобретения и сбыта огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. На факт ношения предметов преступления данным лицом могут указывать, помимо наличия огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств, также следы в виде отложений частиц металлов, ржавчины, смазочных масел или отпечатков деталей оружия на одежде и теле человека. На этот факт могут указывать при определенных обстоятельствах и следы выстрелов (копоть, снятая с кисти руки стрелявшего), если они, очевидно, свидетельствуют о факте применения оружия данным лицом. Так, определением по следам выстрела на одежде и теле осматриваемого того, что выстрел произошел из короткоствольного оружия, которое при выстреле находилось под его верхней одеждой, устанавливается одновременно и факт ношения оружия этим лицом, хотя к моменту его осмотра (обыска или освидетельствования) оружия при нем не оказалось. Это может быть случайный выстрел с саморанением из оружия, находившегося за поясом брюк, в кармане или за бортом одежды. [49,с.7]
На факт - хранения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств в определенном помещении указывают: факт производства в нем выстрела или взрыва со всеми возникающими материальными следами; обнаруженные упаковка и части боеприпасов, отдельные детали оружия, а также его отпечатки в кобурах, чехлах, на одежде, на оберточных материалах, в тайниках-хранилищах. По отпечаткам отдельных деталей экспертным исследованием в ряде случаев удается определить модель хранившегося оружия, а когда оно найдено, то и отождествить его. Не исключается, что в одной кобуре или в тайнике в разные периоды хранилось оружие различных видов или моделей. Тогда может наблюдаться сдвоенность отпечатков от деталей различного оружия. Соответственно, эти следы могут совпадать с признаками оружия не одного вида (модели). Если такие совпадения установлены, то может быть сделан вывод о соответствующем количестве видов (моделей) оружия, хранившегося в кобуре или тайнике. [2.64,с.12]
На факт изготовления огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств могут указывать разнообразные объекты, носящие на себе следы преступного деяния: материалы, которые использовались для изготовления или ремонта оружия и элементов патронов,
взрывных устройств, снаряжения патронов, специальные приборы для снаряжения ружейных гильз капсюлями («Барклай», «Диана», рикопер), закрутки для заделки картонных корпусов гильз, слитки, полосы свинца, пресс-формы для штамповки и отливки снарядов, куски войлока, картона, бумаги и других волокнистых материалов, высечки для изготовления пыжей, полуфабрикаты, заготовки, чертежи и слепки отдельных частей оружия, боеприпасов и взрывных устройств (выполненные подозреваемым или другими лицами и т. п.); инструменты, в частности, пуансоны для набивания номерных знаков, а также бездымный и дымный порох, его компоненты, масса спичечных головок, химические вещества и реактивы, частицы смазочного материала, частицы металла на инструментах, применявшихся для переделки патронов, оружия, взрывных устройств. Нередко в местах изготовления, ремонта огнестрельного оружия, боеприпасов или в непо-средственной близости преступником производятся контрольные выстрелы.
При этом одно материальное следообразование, например, внедрение частиц пороха с отложением копоти выстрела на мишени, может служить в качестве объекта в различных по своему содержанию исследованиях для разрешения нескольких вопросов. Во-первых, по его характеристикам как следа-вещества (т. е. по его физическим и химическим свойствам) можно выяснить: дымный или бездымный порох использовался. Во-вторых, по его параметрам как следоповреждения (по глубине и радиусу зон внедрения частиц пороха и отложения копоти) можно определить дистанцию выстрела. В-третьих, по его признакам (по количеству, взаимному расположению и форме зон) можно установить модель применявшегося огнестрельного оружия. [2.54,с.321]
Кроме того, фактические данные об обстоятельствах изготовления, хранения, ношения, перевозки, приобретения, передачи, сбыта огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств содержатся в протоколах следственных действий (осмотра,
обыска, допроса и др.), заключениях экспертов и в приложениях к ним (фотоснимках, чертежах, фонограммах, видео-фонограммах и т. п.).
Передача, сбыт огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств обычно осуществляется по месту жительства, на улицах, рынках, вокзалах и т. д.
Для перевозки указанных предметов с учетом их количества ис-пользуются практически все виды транспорта. Отметим, что рас-сматриваемые нами преступления являются длящимися, следовательно, местом их совершения будет любое место, где в течение какого-то времени оно осуществлялось. [2.6,с.3]
Незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение, изготовление огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств являются почти исключительно мужским «занятием». Доля женщин в общем числе преступников минимальна.
Рассматриваемые преступления совершаются, главным образов, взрослыми лицами. Наибольшую опасность для граждан представляют лица в состоянии опьянения, имеющие в руках оружие.
Анализ следственной практики свидетельствует о том, что незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение, изготовление огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств обычно связаны с преступлениями других видов (убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, хулиганство, вымогательство и др.). Поэтому можно говорить о самостоятельном элементе криминалистической характеристики данного вида преступлений -сведениях о закономерных связях с другими преступлениями.
Знание элементов криминалистической характеристики рассматриваемой категории преступлений, корреляционных связей между ними должны учитываться следователями, оперативными работниками при планировании расследования, построении версий, розыске лиц, совершивших преступление, а также при установлении всех иных обстоятельств дела.
3.3. Использование криминалистической характеристики в
расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом
оружия.
Особенности использования криминалистической характеристики в расследовании преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия зависят от того, к какому из элементов ее структуры относятся те или иные данные об обстоятельствах совершения преступления. Информация о типичных элементах ситуаций совершения преступлений рассматриваемой категории представляет собой общую характеристику конкретного массива преступлений, позволяет ориентироваться в их признаках и особенностях совершения. Правильное определение круга типичных элементов ситуаций совершения преступлений создает необходимые предпосылки для выявления криминалистически значимых связей между ними. Сведения о последних, в свою очередь, используются для выдвижения версий о преступниках, способах преступления, местах сокрытия похищенного и т. д. Характеристика механизма следообразования учитывается при проведении следственных действий и иных мероприятий с целью обнаружения возможных источников информации, следов преступления.
Рассмотрим более подробно основные направления практического использования криминалистических характеристик.
1.Обнаружение преступлений, выдвижение версий о преступном характере того или иного события.
В процессе расследования конкретного преступления кримина-листическая характеристика находит применение для обнаружения и других преступлений, совершенных обвиняемым.
Наличие сведений о частоте рецидива пф определенной категории преступлений, связи этих преступлений с другими является важной предпосылкой установления преступной деятельности в полном объеме. [ ]
2.Выдвижение версии о личности преступника. Требование параллельной или одновременной проверки всех версий о виновных лицах многие криминалисты считают аксиоматичным. По их мнению, если отдать предпочтение одной из версий, то из-за этого может быть упущено время для проверки других. [2.29,с.19]
Однако требование параллельности проверки версий не означает, что следователь в одно и то же время с одинаковой интенсивностью работает по всем версиям. Иное понимание параллельности было бы излишне прямолинейным и догматичным. Не надо забывать, что проверка одной версии может привести к опровержению, а иногда и подтверждению конкурирующих с ней версий.[2.26,с.23 ]
Таким образом, работая в первую очередь по наиболее вероятным направлениям, мы тем самым получаем результаты, значимые для проверки маловероятных версий. Параллельность проверки последних будет выражаться и в том, что необходимо безотлагательно проводить действия, промедление с которыми может исключить или существенно затруднить в последующем проверку этих версий.
Вероятность той или иной версии оценивается на основе материалов конкретного дела, личного опыта расследования других преступлений, соответствующих криминалистических рекомендаций.
Объективность подобной оценки возрастает при использовании криминалистической характеристики преступлений, поскольку она -- результат достаточно широкого обобщения следственной практики. Сопоставление материалов расследования преступления с крими-налистической характеристикой аналогичных преступлений позволяет выдвинуть обоснованные версии о личности преступника.
3. Выдвижение версии о совершении преступления группой лиц.
4. Использование сведений о типичных местах сокрытия и реализации похищенного для розыска предметов посягательства.
5. Применение данных о механизме следообразования для правильного определения круга возможных источников информации о преступлении, более целенаправленной работы по их выявлению, для обнаружения материальных следов преступления в ходе осмотра. [2.36,с.512]
Надо предостеречь от шаблонного, нетворческого подхода к ис-пользованию криминалистической характеристики. Важно помнить, что сведения, содержащиеся в ней, служат лишь общим ориентиром при расследовании конкретных преступлений.Обстоятельства совершения преступлений, сопоставляемые с криминалистической характеристикой, должны быть достоверно установлены и объективно оценены.
Разработка и эффективное применение криминалистических ха-рактеристик зависят от правильной оценки их современного состояния и определения путей совершенствования этой части криминалистических методик.
В заключении данной главы хочется сделать следующие выводы:в последние два десятилетия криминалисты проявляют повышенный интерес к рассматриваемой проблеме. Это, однако, не означает, что раньше соответствующие сведения вовсе не отражались в криминалистических рекомендациях и не учитывались при расследовании преступлений. Криминалисты издавна придавали важное значение изучению способов преступления, личности преступника, механизма следообразования. [2.54,с.612] Менее исследованы были качественны и особенно количественные аспекты закономерных и вероятностных связей между элементами криминалистической характеристики. Активизация работы в этом направлении связана с уточнением предмета криминалистики, ее ориентацией на познание закономерностей механизма совершения преступлений и их расследования. [2.52,с.402]
К сожалению, криминалистические характеристики в их сегодняшнем виде пока еще мало отвечают современным требованиям, служат скорее достижению сугубо научных, чем практических целей, страдают неполнотой и ошибочной интерпретацией полученных данных
Необходимо от рассуждений по поводу того, что такое криминалистическая характеристика, сколько в ней элементов и какие они, переходить к массовому изучению уголовных дел. Иначе при оценке значения тех или иных элементов и связей по-прежнему придется оперировать весьма неопределенными категориями «больше» и «меньше», «чаще» и «реже», а не точными количественными показателями. Трудно ожидать серьезных перемен к лучшему при существующем подходе к решению проблемы, поскольку проводимые исследования основываются обычно на результатах изучения 200, от силы 500 уголовных дел. Естественно, что на таком массиве сложно определить, являются те или иные связи случайными либо закономерными.
Выделение криминалистической характеристики преступлений в самостоятельный раздел частных криминалистических методик создает предпосылки для углубленного изучения проблемы, но думается, что в дальнейшем криминалистическая характеристика будет пронизывать все содержание методики расследования, использоваться для обоснования тех или иных частнометодических рекомендаций. [2.53,с.12]
Формирование учения о криминалистической характеристике преступлений способствует как развитию науки криминалистики, так и дальнейшему совершенствованию следственной практики.
4.Регулирование международной торговли оружием в Российском законодательстве
В России система норм, направленных на регулирование торговли оружием, базируется на конституционных положениях, закрепленных в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ, в которой провозглашена свобода экономической деятельности, и п. «л» ст. 71 Конституции РФ, согласно которой определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества является компетенцией Российской Федерации.
Основные принципы внешнеэкономической деятельности России изложены в Федеральном законе от 13 октября 1995 г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»[1.8], в котором закреплены механизмы государственного регулирования внешнеэкономических связей.
Демонстрируя приверженность провозглашенному принципу свободы экономических отношений и с целью установления эффективного контроля за исполнением законодательства по обороту оружия Правительство РФ 4 сентября 1995 г. приняло постановление «О совершенствовании системы контроля за экспортом и импортом продукции, работ и услуг военного назначения в Российской Федерации», которым утверждено Положение с одноименным названием. Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия, регулируются Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. «Об оружии»[1.7], а также рядом других нормативных актов: постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 898 «О порядке выдачи лицензий на разработку и производство вооружений, военной техники и боеприпасов», указом Президента Российской Федерации от 20 августа 1997 г. «О мерах по усилению контроля внешнеторговой деятельности в сфере военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами» (которым утверждены 3 положения: «О порядке осуществления в Российской Федерации контроля внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения», «О порядке предоставления организациям Российской Федерации права осуществления внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения” и «О Координационном межведомственном совете по военно-техническому сотрудничеству Российской Федерации с иностранными государствами»), [2.63.] письмом Государственного таможенного комитета от 5 ноября 1996 г. № 01-15/19636 «О пропуске патронов к гражданскому и служебному оружию», письмом ГТК от 14 ноября 1996 г. № 25-20/6153 «О разъяснении порядка ввоза гражданами Российской Федерации оружия», постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 574 «Об утверждении Положения о порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий», постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. № 575 «Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из РФ оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется» [2.63 ] и др.
За незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль, а также за производство или распространение оружия массового поражения предусмотрена уголовная ответственность (ст.ст. 189, 353 УК РФ).
Нормативные правила оборота вооружений, действующие в Российской Федерации, предусматривают последовательную систему мер, направленных на то, чтобы поставить под контроль государственных органов весь процесс от производства вооружений до их использования.
«Положение о порядке осуществления в Российской Федерации контроля внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения» устанавливает, что контроль внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения осуществляется в целях защиты национальных интересов Российской Федерации и соблюдения ее международных обязательств по нераспространению оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия и технологий их создания. Российские юридические лица осуществляют рассматриваемую деятельность в строгом соответствии с единым списком продукции военного назначения, утверждаемым Президентом Российской Федерации. Участие в разработке списка принимает Координационный межведомственный совет по военно-техническому сотрудничеству.
Таким образом, контрольные функции по осуществлению внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения на этапе принятия решения о возможности такой сделки сконцентрированы в руках Президента России. Несколько иная ситуация на стадии лицензирования экспорта и импорта продукции, работ и услуг военного назначения. «Положение о порядке лицензирования в РФ экспорта и импорта продукции, работ и услуг военного назначения» предусматривает, что лицензия выдается при совершении каждой внешнеторговой сделки и имеет ограниченный срок действия - до 12 месяцев. Лицензия выдается только юридическим лицам Российской Федерации, получившим в установленном порядке право на внешнеэкономическую деятельность в области военно-технического сотрудничества. При этом контрольные функции и ответственность между министерствами и ведомствами распределяются следующим образом: Министерство внешних экономических связей отвечает за правомерность выдачи лицензии, Министерство обороны Российской Федерации ведает вопросами отнесения продукции, работ и услуг к категории военного назначения, оценивает в каждом случае целесообразность сделки по экспорту и импорту данных предметов, контроль за вывозом и ввозом осуществляется Государственным таможенным комитетом Российской Федерации. [2.59.] Следует признать, что эффективность контроля в таких условиях во многом зависит от согласованности действий всех названных ведомств.
Основные нормативные акты по товарам двойного назначения, такие как: постановление Правительства РФ № 1030 от 11 октября 1993 г. «О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях», распоряжение Президента РФ от 11 февраля 1994 г. № 74-рп “О контроле за экспортом из РФ отдельных видов сырья, материалов, оборудования, технологий и научно-технической информации, которые могут быть применены при создании вооружения и военной техники” и ряд других, названных выше, законодательно закрепляет комплекс мероприятий, направленных на выполнение обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров (услуг) двойного применения в заявленных целях, а также на предотвращение несанкционированного реэкспорта из Российской Федерации товаров (услуг) двойного применения, импортированных в РФ с предоставлением гарантий использования в заявленных целях. В них определяется порядок оформления обязательств российских организаций и предприятий по использованию таких товаров в заявленных целях, осуществление государственного контроля.
Изложенное выше позволяет констатировать, что в России правительственными органами принят и действует пакет документов, способных обеспечить надлежащий контроль в области оборота вооружений и товаров двойного назначения. Кроме того, российское уголовное законодательство включает в себя ряд норм, предусматривающих ответственность за незаконные действия, совершаемые в отношении оружия, что следует рассматривать как важнейший элемент обеспечения законности оборота данной группы предметов.
Заключение
Научная новизна исследования определяется выбором темы (как малоисследованной комплексно в юридической литературе) и кругом выносимых для рассмотрения положений.
Целью дипломной работы являлось: исследование комплекса криминологических и уголовно-правовых вопросов, относящихся к незаконному обороту оружия, а так же подробное изучение криминалистической характеристики преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, подтверждение актуальности и важности данной проблемы на сегодняшний день
В соответствии с этой целью были поставлены и решены следующие задачи:
- проведено исследование исторического происхождения и развития состава преступления в сфере незаконного оборота оружия;
- исследованы причины и условия, способствующие незаконному обороту оружия в России;
- дана криминологическая характеристика лиц, занимающихся незаконным оборотом оружия;
- дана уголовно-правовая характеристика действующего состава преступления, предусматривающего ответственность за незаконный оборот оружия (ч. 1 ст. 222 УК РФ);
- исследованы квалифицированный (ч. 2 ст. 222 УК РФ) и особо квалифицированный (ч. 3 ст. 222 УК РФ) виды этого преступления;
- внесены предложения по совершенствованию направления борьбы с этим опасным явлением;
Предметом исследования стали: уголовное законодательство, действующее как в историческом аспекте, так и сегодня; систематическая отчетность, справки, обзоры судебной практики, конкретные уголовные дела о преступлениях, связанных с незаконным оборотом оружия.
Основные выводы и положения, ….. из дипломной работы:
1. Состояние незаконного оборота оружия находится в прямой зависимости от степени правопорядка в государстве. Незаконный оборот оружия можно рассматривать как своеобразный индикатор, позволяющий оценивать состояние государства и национальной безопасности. Уровень незаконного оборота оружия значительно вырастает в те исторические периоды, когда нарушаются устои государственности, нарушается и ослабляется социальный контроль в обществе.
2. Описывая характерные признаки собирательного социального портрета лица, занимающегося незаконным оборотом оружия, можно выделить наиболее значимые из них: лица мужского пола в возрасте от 18 до 25 лет, имеющие отношение к военной службе в Вооруженных Силах России, со средим образованием, не имеющие, как правило, судимостей.
3. Причинный комплекс незаконного оборота оружия неразрывно связан с современными условиями жизни общества, производен от общих причин и условий преступности и заключается во взаимодействии негативных факторов в социально-экономической, социально-культурной, воспитательной, политической, правовой, организационно-управленческой и технической сферах жизни общества. Повышенный спрос на оружие придал экономический характер незаконному обороту оружия, поскольку он является источником высоких криминальных доходов.
4. В целях предупреждения незаконного оборота оружия в России необходимо создать специальный государственный орган по контролю за оборотом оружия, который выполнял бы следующие задачи:
- создание автоматизированной системы учета огнестрельного оружия, имеющегося на территории России;
- осуществление контроля за оборотом оружия на всех его этапах, начиная с момента производства и заканчивая утилизацией;
- оказание помощи правоохранительным органам в пресечении и раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия;
- контроль экспорта и импорта вооружения;
- координация деятельности ведомств, вовлеченных в оборот оружия.
5. В современных условиях необходимо принять на федеральном уровне основополагающий документ об основах государственной политики в области контроля за вооружением. В связи с этим необходимо разработать концепцию государственной политики в области контроля за вооружением, которая должна отражать современное состояние и тенденции, развития оборота оружия, комплекс мер по предупреждению его незаконного оборота, рассчитанного на длительный период.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в следующем: в теоретическом плане могут представлять интерес положения работы о сущности незаконного оборота оружия, проблемах уголовно-правового аспекта этого понятия. Предложения, обоснованные и сформулированные в работе, могут быть использованы при дальнейшем совершенствовании уголовного законодательства. Внедрение в деятельность правоприменительных органов рекомендаций, разработанных в процессе исследования, позволит избежать нередких ошибок в их правоприменительной деятельности.
Список использованных источников
1.Законодательство и официальные документы
1.1.Европейская Конвенция Совета Европы « О контроле за приобретением и хранением огнестрельного оружия частными лицами». Страстбург. 28 июня. 1978г.
1.2.Конституция Российской Федерации: принята 12 декабря 1993г.
1.3.Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации
1.4.Монреальская конвенция « О маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения».
1.5.Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации., Н.А.Громов и др. -М:ГроссМедиа, 2007г.
1.6.Уголовный кодекс Российской Федерации ( по сост. на 10 февраля. 2008г.)- Новосибирск., изд-во,2008г..,изд-во,2008г.
1.7.ФЗ от 13.12.1996г. №150-ФЗ (ред. от 29.06.2004) « Об оружии»
1.8.ФЗ от 13.10.1995г. «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности».
2. Специальная литература
2.1.Андреечев, Ю., Борьба с незаконным оборотом оружия в Москве. Российская юстиция.№11, Ноябрь. -М., Юридическая литература, 2003г.
2.2.Аханов B.C. Криминалистическая экспертиза огнестрельного оружия и следов его применения, Волгоград, 1989.
2.3.Невский, С. А. Борьба с незаконным оборотом оружия /Закон и право №11. М:ЮНИТИ-ДАНА, 2003г.
2.4.Башилов, В. В. Борьба с организованным формами преступного оборота огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.М.,2000г.
2.5.Бакаев А., Шелковникова Е. Контроль над оборотом оружия: ретроспективный взгляд в прошлое.- М., 1997.
2.6.Безлепкин, Б.Т, Учебник для ВУЗов «Уголовное право»:М.2003
2.7.Бекмурзин, М. С., Некоторые аспекты законодательного регулирования расследования преступлений, связанных с незаконным хранением и изготовлением огнестрельного оружия., Юридический журнал №1 ЗАО «1С:Компьютерный аудит» М,2006
2.8.Белкин Р.С. Курс советской криминалистики.- М., 1979.- Т.З Криминалистическая характеристика преступлений.- М., 1984.
2.9.Боте М., Мараун Т. Торговля оружием: сравнительные аспекты права:
Обзор вопросов международного права. Брюссель: BRUYLANT,1993.
2.11.Вотченко И.А. Криминологическая и уголовно-правовая характеристики незаконного обращения с огнестрельным оружием/ Автор.дисс. канд. юрид. наук.-М., 1993г.
2.12.Возгрин И. А. Принципы методики расследования отдельных видов преступлений.-- Л., 1989г.
2.13.Герасимов С.И, Проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия и меры по его предупреждению.// О состоянии борьбы с незаконным оборотом оружия и мерах по ее усилению.- М., 2000г.
2.14.Герасимов И. Ф. Криминалистические характеристики преступлений в методике расследования // Методика расследования преступлений,- М., 1986.
2.15.Герасимова О. В Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств :Вестник криминалистики. Отв.ред. А.Г. Филиппов. Выпуск 1/М: Спартак,2000г.
2.16.Гонтарь, С. А., Гражданское холодное оружие : Российская юстиция.№9, сентябрь. -М., Юридическая литература, 2003г.
2.17.Горячев П. А Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств :
2.18.Гречко Е. П., К вопросу о правовых нормах, квалифицирующих преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, и других предметов, представляющих повышенную опасность Российская юстиция.№11, Юридическая литература, 2003г.
2.19.Григорянц С.А., Криминологическая характеристика лиц, осуществляющих незаконный оборот оружия Российская юстиция.№3, Март. -М., Юридическая литература, 2003г.
2.20.Долгова А.И. Преступность, ее организованность и криминальное общество.-М., 2003
2.21.Дмитриев С. А Незаконный оборот оружия : Российская юстиция.№11, Ноябрь. -М., Юридическая литература, 2003г.
2.22.Доронин А. М Деятельность департамента полиции МВД Российской Империи по борьбе с незаконным ввозом в страну оружия и пропагандисткой литературы в XIX - начале XX века :Ростов на Дону, 1996г.
2.23.Ежов А. Н Криминологический анализ незаконного оборота оружия в вооруженных силах : Вестник криминалистики. Отв.ред. А.Г. Филиппов. Выпуск 1/М: Спартак,2000г.
2.24.Ельчанинов А. П Криминологическая характеристика и уголовно-правовые меры противодействия незаконному обороту оружия, ч. 1 - 3 ст. 222 УК РФ Российская юстиция.№10, Октябрь. -М., Юридическая литература, 2003г.
2.24.Ельчанинов А. П Механизм правового противодействия незаконному обороту оружия, взрывных устройств и взрывчатых веществ в Российской Империи в начале XX века, М. Юридическая литература, 2003г.
2.25.Загайнова Ю. В Уголовно-правовая и криминологическая характеристика незаконного оборота оружия: Законность:Ежемесячный правовой журнал. Генеральная прокуратура РФ №9-М.20002.26.Зварыгин В. Е Незаконный оборот огнестрельного оружия :
2.27.Иванов, И Какова ответственность за незаконный оборот охотничьего оружия ? Законность, 2004г.
2.28.Иванова И."Черный рынок" оружия / «Черные дыры в Российском законодательстве, Юридический журнал №1.,(ISSN 0236-4964)
2.29.Корецкий Д. А, Личность вооруженного преступника и предупреждение вооруженных преступлений. СПб Газовое оружие : Законность: Ежемесячный правовой журнал.№6-М.2003
2.30.Корецкий Д. А. Оружие и его незаконный оборот : Закон и право: Ежемесячный правовой журнал. №5-М.2004
2.31.Корецкий Д. А., Пособина Т.А. Современный бандитизм-СПб, Оборот оружия : Закон и право: Ежемесячный правовой журнал. №5-М.2004
2.32.Корецкий Д.А. « Оборот оружия: понятие, виды, содержание».// Закон и право», 2004. №2 Комментарий к УК РФ.- Ростов н/Д. -2002.
2.33.Кравцов А. И Криминологическая характеристика хищений огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств в 1999 году., Борьба с преступностью-Москва-незаконный оборот-оружие-РФ-статистические данные.
2.35.Криминалистика / Под ред. А. Н. Васильева и Н. П. Яблокова.- М, 1971.
2.36.Курс уголовного права. Особенная часть.Т.4 Учебник. Под ред. Г.Н. Борзенкова.- М.: ИКД « Зерцало-М», 2002
2.37.Ложникова А. М Незаконное приобретение, хранение оружия и другие преступления в области оборота оружия : Законность: Ежемесячный правовой журнал. Генеральная прокуратура РФ №11-М.2000
2.38.Мартынников Н. В., Криминалистические требования МВД Российской Федерации - одно из основных направлений противодействия незаконному обороту оружия на территории России ., Криминалистический семинар.
2.39.Мелешко Г. С Групповая преступность в сфере незаконного оборота оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств / Юридический журнал №1 ЗАО «1С:Компьютерный аудит» М,2006
2.40.Наумов А., Квалификация незаконного оборота гладкоствольного охотничьего оружия. Законность: Ежемесячный правовой журнал. Генеральная прокуратура РФ №7-М.2000
2.41.Невский, С.А. Ответственность за незаконный оборот оружия по уголовному законодательству второй половины XIX - начала XX века
2.42.Невский, С. А Криминологические и уголовно-правовые проблемы борьбы с незаконным оборотом оружия : Вестник криминалистики. Отв.ред. А.Г. Филиппов. Выпуск 1/М: Спартак,2000г.
2.43.Невский, С. А., Контрабанда оружия : Законность: Ежемесячный правовой журнал. Генеральная прокуратура РФ №4-М.2000
2.44.Незаконный оборот оружия: уголовно-правовые вопросы // Современное общество и правоохранительные органы: проблемы теории и практики: Сб. трудов докторантов, адъюнктов и соискателей. Вып. 18. Часть 2 / Под общ. ред. В.П. Сальникова. СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2003г.
2.45.Никитина, О. А Международно-правовое сотрудничество в борьбе с незаконным оборотом оружия
2.46.Орлов, В. А Незаконный оборот стрелкового оружия и легких вооружений. Закон и право №11. М:ЮНИТИ-ДАНА, 2003г.
2.47.Павлухин, А. Н Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления, предусмотренные статьей 222 УК РФ
2.48.Пронькина, Е. А Актуальные проблемы, связанные с огнестрельным оружием как предметом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 222 УК РФ
2.49.Першуткин Н.И., Оружие ,как средство самообороны, Закон, 1998, №1
2.50.Рогатых, Л. Ф Незаконный оборот оружия - проблема и болезнь государства., Закон и право №7, 2006г.
2.52.Российское уголовное право.: В 2-х т. Т.2 Особенная часть/ Под ред. проф. А Рарога.- М.: Профобразование, 2003.
2.53.Рустамбаев М.Х. Уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с незаконным владением и применением оружия/ Автореф. дисс. канд. юрид. наук.- Ташкент, 1983г.
2.54.Семенцова И.А. Уголовное право России ( Особенная часть): изд. 3-е-Москва: Ростов н/Д.: Изд. центр « МарТ», 2004.
2.55.Селиванов Криминалистические характеристики преступлений и следственные ситуации в методике расследования // Соц. законность. 1995.-№2.
2.56.Советская криминалистика. Теоретические проблемы.- М., 1994.- С. 182.
2.57.Соколов, А. Ф, Квалифицирующие признаки как средство дифференциации ответственности за преступления, связанные с незаконным оборотом оружия Российская юстиция.№11, Юридическая литература, 2003г.
2.58.Солоницкая, Э. В Криминологическая характеристика незаконного оборота оружия и меры борьбы с ним : Вестник криминалистики. Отв.ред. А.Г. Филиппов. Выпуск 1/М: Спартак,2000г.
2.59.Собрание законодательства РФ. 1995. № 42. Ст. 3923.
2.60.Танасевич В. Г. Теоретические основы методики расследования преступлений //Сов. государство и право.-1989.-№ 6.
2.61.Танасевич В. Г., Образцов В. А. О криминалистической характеристике преступлений // Вопросы борьбы с преступностью.-- М., 1994.- Вып. 25.
2.62.Телегин, А.А.,К вопросу об освобождении от уголовной ответственности за незаконный оборот оружия и др. Закон и право №8, 2006г.
2.63.Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 44.Ст.4199.
2.64.Цыганов, И. Ю Незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка, ношение огнестрельного орудия и его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств : Закон и право №7, 2006г.
2.65.Шапиро Л.Г., К вопросу о правовых нормах, квалифицирующих преступления, связанные с незаконным оборотом оружия, и других предметов, представляющих повышенную опасность/ Закон и право №11. М:ЮНИТИ-ДАНА, 2003г.
2.66.Шелковникова, Е. Д Изменения организованного криминального рынка оружия и вооруженности организованной преступности Закон и право №4, 2003г.
2.67.Шелковникова, Е. Д Организованный криминальный рынок оружия и вооруженность организованной преступности - о чем говорит и умалчивает статистика Оружие и снаряжение, Закон и право №4, 2003г.
2.68.Шелковникова, Е. Д., Предмет незаконного оборота оружия и наркотиков. Закон и право №11. М:ЮНИТИ-ДАНА, 2003г.
2.69.Шелковникова Е.Д, Изменения организованного криминального рынка оружия и вооруженности организованной преступности// Преступность в России и борьба с ней: региональный аспект.- М., 2003
3.Материалы юридической практики
3.1.Постановление Правительства РФ от 26.01.2005 №38 « Об обеспечении служебным и гражданским оружием, патронами к нему и специальными средствами работников организаций федеральной почтовой связи».
3.2.Постановление Правительства РФ от 03.09.2001 №648 (ред.от 01.02.2005) « О холодном клинковом оружии, предназначенном для ношения с казачьей формой».
3.3.Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12.03.2002 №5 « О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывных веществ и взрывных устройств» от 12 марта 2002г. №5// Российская газета. -2002.- №48.-19 марта.
3.4.Приказ МВД РФ от 12.04.1999 №288 (ред. от 15.07.2005) « О мерах по реализации постановлений Правительства РФ от 21.07.1998г. №814 вместе с «Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ».
3.5.Обвинительный Акт по обвинению Рябова Владимира Евгеньевича в совершении преступления, предусмотренного ст.30 ч.3 ст.222 ч.2 УК РФ.
3.6.Приговор Синарского районного суда г. Каменска-Уральского, по по делу Липина Леонида Александровича.