Рефераты

Нормативные-правовые акты РФ, регулирующие участие Генеральной прокуратуры в международном сотрудничестве

Нормативные-правовые акты РФ, регулирующие участие Генеральной прокуратуры в международном сотрудничестве

4

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА»

Кафедра правосудия и прокурорского надзора

Учебная дисциплина

Прокурорский надзор

Нормативные-правовые акты РФ регулирующие участие Генеральной прокуратуры в международном сотрудничестве

(курсовая работа)

Выполнил:

студент 4 курса 401 группы

Института прокуратуры

Арепьев Т.А.

Научный руководитель:

К.ю.н., доцент Асташкина Е.Н.

САРАТОВ 2010

Содержание

Введение

1. Осуществление Генеральной прокуратурой Российской Федерации функции международного сотрудничества

1.1. Главное управление международно-правового сотрудничества, его задачи, структура и правовые основы деятельности

1.2. Функции и деятельность структурных подразделений Главного управления международно-правового сотрудничества

2. Особенности осуществления Генеральной прокуратурой Российской Федерации функции международного сотрудничества по отдельным направлениям её деятельности

2.1.Осуществление Генеральной прокуратурой Российской Федерации функции международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере

2.2. Международное сотрудничество органов прокуратуры вне уголовно-правовой сферы

Заключение

Список литературы

Введение

Современная система международных отношений формируется соответственно вызовам глобальных процессов. Глобальный характер современных проблем (международный терроризм, наркотрафик, бедность, нелегальная миграция, организованная преступность, опасность распространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, изменение климата, региональные конфликты и т. д.) требует солидарного ответа со стороны всего международного сообщества.

Выработка солидарного ответа возможна в условиях сближения позиций государств, различного рода международных организаций по узловым вопросам жизни. Следовательно, международные отношения должны эволюционировать в сторону стирания резких граней между экономическими, политическими, правовыми системами при сохранении и учете самобытности, суверенности. С начала XXI в. такая эволюция международных отношений происходит.

Сотрудничество с органами власти иностранных государств, международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12 марта 2009 г. N 67 "Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации" Текст приказа официально опубликован не был; ст.2 федерального закона от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 01 июля 2010 г. // опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366). Органы прокуратуры РФ осуществляют сотрудничество с органами иностранных как в уголовно-правовой сфере, так и вне её.

В условиях глобализации, когда стираются грани между внутренней и внешней политикой, возникают возможность и необходимость расширения круга субъектов международных отношений, которые бы способствовали реализации внешнеполитического курса страны. Одним из таких субъектов международных отношений стала Прокуратура Российской Федерации. Это направление ее деятельности, законодательно оформленное, относительно новое, а потому малоисследованное. Считается, что прокуратура как надзорный орган должна работать только на правовом поле, а политико-правовая сфера - не ее удел. Однако в современном мире, переживающем фундаментальные и динамичные изменения, когда внешняя политика становится одним из главных инструментов эффективного развития страны, обеспечения ее конкурентоспособности, правовые средства должны стать одним из способов достижения политических целей. В этом смысле деятельность Прокуратуры Российской Федерации на международной арене становится политико-правовым фактором См.: Концепция внешней политики Российской Федерации (12 июля 2008 г. N Пр-1440)//Текст Концепции официально опубликован не был. Особенно это касается достижения такой внешнеполитической цели, как верховенство права в международных отношениях.

Сотрудничество с органами власти иностранных государств, международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации См.: Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12 марта 2009 г. N 67 "Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации" Текст приказа официально опубликован не был..

Цель исследования - рассмотреть осуществление функции международного сотрудничества Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Объект исследования - правоотношения в осуществления органами Генеральной прокуратуры РФ функции международного сотрудничества.

Предмет исследования - нормативные акты и теоретические источники регулирующие участие Генеральной прокуратуры РФ в международном сотрудничестве.

Задачи курсовой работы:

1). Рассмотреть теоретические вопросы международного сотрудничества прокуратуры.

2). Определить какое место занимает «международное сотрудничество прокуратуры» в ее деятельности.

3). Определить структуру органов Прокуратуры Российской Федерации в области международного сотрудничества и их функции.

4).Рассмотреть осуществление Генеральной прокуратурой Российской Федерации функции международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере.

5). Рассмотреть осуществление Генеральной прокуратурой Российской Федерации функции международного сотрудничества вне уголовно-правовой сферы.

6). Определить насколько является эффективным и продуктивным международное сотрудничество органов прокуратуры Российской Федерации в наши дни.

1. Осуществление Генеральной прокуратурой Российской Федерации функции международного сотрудничества. Межведомственные соглашения

Международному сотрудничеству Генеральной прокуратурой Российской Федерации в последние годы уделяется достаточно серьезное внимание. Об этом свидетельствует тот факт, что, например, за 2006 г. были подготовлены 26 соглашений и меморандумов о сотрудничестве Генеральной прокуратуры Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями. Проведена правовая экспертиза более 50 проектов международных нормативных актов См.: сайт Генеральной прокуратуры РФ, раздел «Международное сотрудничество»:http://www.genproc.gov.ru/ms/ по состоянию на 04.12.2010 г. 22ч.00мин..

Ранее Генеральной прокуратурой Российской Федерации заключены несколько межведомственных соглашений о правовой помощи и сотрудничестве с прокуратурами Республики Армения, Украины, Азербайджанской Республики, Республики Грузия, Республики Молдова, Республики Таджикистан, Туркменистана. С 1992 г. действует многостороннее Соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Кыргызстан, Российской Федерации, согласно которому образован Совет генеральных прокуроров. По этому Соглашению Стороны обязуются оказывать друг другу помощь по следующим вопросам: выполнение отдельных процессуальных действий, выполнение надзорных функций, связанных с расследованием преступлений, рассмотрение вопросов о реабилитации незаконно осужденных и репрессированных лиц, содействие в розыске без вести пропавших, пересылка материалов прокурорско-следственной деятельности и т.д. Сотрудничество по линии СНГ занимает одно из центральных направлений в деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Только в 2006 г. она участвовала в разработке следующих документов: Программа сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с торговлей людьми; Соглашение о создании Единой информационной базы нормативно-правовых актов государств-участников СНГ; Договор государств-участников СНГ о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма; Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств; Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными проявлениями экстремизма; Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников СНГ в сфере защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; Соглашение о сотрудничестве генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников СНГ в борьбе с коррупцией; Соглашение по сотрудничеству стран СНГ в борьбе с хищениями культурных и исторических ценностей.

За пределами СНГ подписаны двусторонние соглашения о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и прокуратурами Швейцарской Конфедерации (1994 г.), Китайской Народной Республики (1997 г.), Монголии (1997 г.), Федеративной Республики Бразилии (2006 г.) и другие.

Подписаны меморандумы о взаимопонимании между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством юстиции Финляндской Республики, о сотрудничестве между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Высшим государственным представительством Чешской Республики.

У некоторых соглашений есть свои особенности. В частности, Соглашения с КНР и Монголией предусматривают непосредственное сотрудничество между органами прокуратур приграничных регионов соответствующих стран. Во исполнение Соглашения между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховной народной прокуратурой КНР 15 октября 1997 г. в Хабаровске был подписан Протокол встречи руководителей прокуратур приграничных регионов Российской Федерации и КНР. Документ предписывает прокурорам приграничных регионов Российской Федерации и КНР в пределах своей компетенции развивать непосредственное сотрудничество по вопросам борьбы с преступностью, раскрытия, расследования и пресечения преступлений и других правонарушений, розыска и задержания преступников, скрывающихся на их территориях, а также по другим направлениям прокурорской деятельности.

Генеральная прокуратура Российской Федерации согласно Конституции не относится к органам исполнительной власти См.: Статья 129 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с поправками от 30 декабря 2008 г., текст опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 г. N 237).. Вместе с тем в соответствии со ст. 2 Федерального закона «О прокуратуре» См.: Федеральноый закон от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 01 июля 2010 г. // опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366) она правомочна в пределах своей компетенции осуществлять прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничать с ними, заключать соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвовать в разработке международных договоров Российской Федерации. Толкование статьи может быть двояким. Во-первых, можно считать, что заключаемые Генеральной прокуратурой Российской Федерации соглашения с соответствующими органами других государств не относятся к международным договорам. Во-вторых, законодатель при принятии этой нормы подразумевал, что соглашения Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью относятся к международным договорам межведомственного характера.

В целом оцениваем межведомственные соглашения, заключенные Генеральной прокуратурой Российской Федерации, как источники международного права. Тем не менее неясно, к какой отрасли права их следует причислять и какова их роль в регулировании международных отношений. Спорным остается вопрос относительно статуса межведомственных соглашений, заключаемых Генеральной прокуратурой Российской Федерации с Генеральными прокуратурами зарубежных государств.

1.1. Главное управление международно-правового сотрудничества, его задачи, структура и правовые основы деятельности

Для обеспечения такого важного направления как международное сотрудничество в июне 2006 г., приказом Генерального прокурора Российской Федерации, вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества См.: Положение о Главном управлении международно-правового сотрудничества, утвержденное Генеральным прокурором Российской Федерации Ю.Я.Чайкой 15.02.2007// Текст положения официально опубликован не был., в состав которого входят управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права.

Правовую основу деятельности Главного управления составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, а также приказы, указания и распоряжения Генерального прокурора Российской Федерации, в т.ч. Положение о Главном управлении международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации, утвержденное Генеральным прокурором Российской Федерации.

Основными задачами Главного управления являются:

1. Организация выполнения обязательств и реализации прав, вытекающих из международных договоров и законодательства Российской Федерации по вопросам выдачи и правовой помощи по уголовным делам, а также по другим вопросам международного сотрудничества, относящимся к компетенции органов прокуратуры.

2. Организация сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными органами и организациями, а также органами, организациями и учреждениями иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции органов прокуратуры.

3. Участие в нормотворческой деятельности, в т.ч. в подготовке проектов международных договоров и нормативных правовых актов по вопросам выдачи, правовой помощи по уголовным делам и другим вопросам борьбы с преступностью.

4. Координация деятельности структурных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, научных и образовательных учреждений прокуратуры Российской Федерации в сфере международного сотрудничества.

В Главное управление входят следующие структурные подразделения:

-управление экстрадиции в составе четырех отделов;

-управление правовой помощи в составе трех отделов;

-управление международного права в составе двух отделов;

-отдел документационного обеспеченияСм.: Положение о Главном управлении международно-правового сотрудничества, утвержденное Генеральным прокурором Российской Федерации Ю.Я.Чайкой 15.02.2007// Текст положения официально опубликован не был..

1.2.Функции и деятельность структурных подразделений Главного управления международно-правового сотрудничества

Управление экстрадиции, как структурное подразделение Главного управления международно-правового сотрудничества Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в своей деятельности очуществляет следующие функции:

1)организация подготовки и направления иностранным государствам запросов о выдаче в Российскую Федерацию лиц для привлечения их к уголовной ответственности либо для исполнения приговора, а также рассматривает запросы компетентных органов иностранных государств о выдаче лиц, находящихся на территории России, для привлечения к уголовной ответственности либо для исполнения приговора;

2)рассмотрение поступивших из-за рубежа обращений и подготовка запросов в компетентные органы иностранных государств о передаче лиц, совершивших общественно опасные деяния, для дальнейшего прохождения принудительного лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, а также организовывает рассмотрение обращений и принятие решений о передаче таких лиц, для прохождения принудительного лечения в иностранных государствах.

Основными функциями, осуществляемыми управлением правовой помощи являются:

- организация подготовки и направления компетентным органам иностранных государств следственных поручений по уголовным делам, находящимся в производстве компетентных органов Российской Федерации, а также рассмотрение запросов иностранных государств о производстве следственных действий на территории Российской Федерации и организует их исполнение;

- организация подготовки и направления в иностранные государства запросов об уголовном преследовании лиц, совершивших преступления на территории Российской Федерации, а также по запросам иностранных государств обеспечение рассмотрения иностранных запросов об уголовном преследовании в Российской Федерации лиц, совершивших преступления за рубежом.

Основные функции управления международного права:

1) обеспечивает сотрудничество и взаимодействие Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными органами и организациями, а также органами, организациями и учреждениями иностранных государств по вопросам, отнесенным к компетенции органов прокуратуры, в т. ч. организует участие представителей российской прокуратуры в международных мероприятиях, проводимых в России и за рубежом;

2) участвует в нормотворческой деятельности, в том числе в разработке проектов международных договоров по вопросам выдачи, правовой помощи по уголовным делам и другим вопросам международного сотрудничества, относящимся к компетенции органов прокуратуры, а также нормативных правовых актов по указанным вопросам;

3) обеспечивает разработку и подписание соглашений и иных договоренностей о сотрудничестве Генеральной прокуратуры Российской Федерации с соответствующими органами других государств и международными органами и организациями.

Как мы видим, в Генеральной прокуратуре Российской Федерации имеется полноценное главное управление, которое обладает всей полнотой функций, и надлежащей структурой для выполнения, возложенной законодательством Российской Федерации на прокуратуру, функции международного сотрудничества. Единственным недостатком, нам видится отсутствие в структуре Главного управления международно-правового сотрудничества отдельного управления, функцией которого было бы осуществление международного сотрудничества Прокуратуры Российской Федерации вне уголовно-правовой сферы. Хотя отдельными функциями в данной сфере наделено управление международного права, создание отдельного управления, действующего в международном сотрудничестве вне уголовно-правовой сферы, стоит, по нашему мнению, рассматривать как вариант совершенствования структуры Главного управления международно-правового сотрудничества, в связи с возрастающей важностью (как в дальнейшем будет видно из настоящей работы) данного направления в его деятельности См.: Положение о Главном управлении международно-правового сотрудничества..

2. Особенности осуществления Генеральной прокуратурой Российской Федерации функции международного сотрудничества по отдельным направлениям её деятельности

В соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.

К сфере деятельности Главного управления международно-правового сотрудничества относится организация взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с зарубежными партнерами и по иным вопросам, осуществляемого как на двусторонней основе, так и в многостороннем формате, а также координация участия органов и учреждений прокуратуры России в международном сотрудничестве.

Функция международного сотрудничества в деятельности Прокуратуры РФ не ограничивается только уголовно-правовым полем, к сфере деятельности Главного управления международно-правового сотрудничества относится также организация взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с зарубежными партнерами и по иным вопросам, касающимся обеспечения законности, и защиты прав и свобод человека в целом.

В связи с вышесказанным, представляется необходимым рассмотрение осуществления международного сотрудничества Прокуратурой Российской Федерации в уголовно правовой сфере отдельно от рассмотрения её деятельности на международной арене по иным, выходящим за рамки уголовной сферы, вопросам.

2.1 Осуществление Генеральной прокуратурой Российской Федерации функции международного сотрудничества в уголовно-правовой сфере

Генеральный прокурор Российской Федерации Ю. Чайка в своем докладе на седьмой конференции генеральных прокуроров государств - членов Совета Европы отметил, что прокуратура ? один из традиционных инструментов обеспечения прав личности и, несмотря на различия юрисдикции, у стран-участниц конференции в сфере правозащиты есть общие проблемы и обязанности. И в этом смысле важно правильно определить роль и место прокуратуры в государственном правозащитном механизме.

И если выделять направлениях, где нужны совместные усилия и более эффективное использование прокурорских полномочий, то прежде всего будет названа уголовно-правовая сфера, то есть безопасность и защиту граждан от преступности. Уголовное преследование и пресечение преступности с целью защиты гражданина, поддержания мира и общественного порядка - важнейшая цель всех цивилизованных государств.

Как мы уже говорили, в соответствии с международными договорами и российским законодательством Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации в вопросах выдачи и оказания правовой помощи по уголовным делам.

В частности, Генеральная прокуратура Российской Федерации была назначенаСм.: Указ Президента РФ от 18 декабря 2008 г. N 1799 "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи"// Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. N 51 ст. 6040; Указ Президента РФ от 18 декабря 2008 г. N 1800 "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества"// Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. N 51 ст. 6141 центральным органом, ответственным за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (2003 г.), касающихся взаимной правовой помощи, и положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию (1998 г.), касающихся международного сотрудничества.

Кроме того, Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом по заключенной в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (1997 г.).

Генеральная прокуратура Российской Федерации является компетентным органом Российской Федерации, который направляет в иностранные государства запросы о выдаче (экстрадиции) лиц для привлечения их к уголовной ответственности или исполнения приговоров, а также принимает решения о выдаче лиц из Российской Федерации по запросам иностранных государств и международных уголовных трибуналов (судов).

Российская Федерация имеет специальные двусторонние и многосторонние международные договоры, регламентирующие вопросы выдачи с 64 государствами. В частности, Россия является участником Европейской конвенции о выдаче 1957 г. с дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 гг., а также заключенной в рамках СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.

Сотрудничество Генпрокуратуры России с компетентными органами иностранных государств в вопросах выдачи за последние годы заметно активизировалось.

Так, в 2006 г. Генпрокуратурой России в компетентные органы иностранных государств было направлено 423 запроса о выдаче лиц, в 2007 г. - 463, а в 2008 г. - 517.

В 2006 г. удовлетворено 225 российских запросов о выдаче лиц, в 2007 г. - 283, в 2008 г. - 284, при этом более чем в 2 раза выросло число удовлетворенных запросов из государств, не входящих в СНГ.

Генпрокуратурой России приняты решения о выдаче компетентным органам иностранных государств: в 2006 г. в отношении 1064 лиц, в 2007 г. -- 1101 лица, а в 2008 г. -- 1173 лиц (большинство запросов о выдаче поступают из Украины, Республики Узбекистан, Республики Беларусь).

Российская прокуратура активно взаимодействует с компетентными органами иностранных государств в вопросах оказания правовой помощи по уголовным делам, которая осуществляется на основе международных договоров или принципа взаимности.

У Российской Федерации имеются специальные двусторонние и многосторонние договоры о правовой помощи по уголовным делам с 67 государствами. Так, Россия участвует в Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Дополнительном протоколе к ней 1978 г., а также заключенной в рамках СНГ Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Протоколом к ней 1997 г.

В 2006 г. Генпрокуратурой России рассмотрено 2400 иностранных запросов о правовой помощи, в 2007 г. - около 3200, а в 2008 г. -- более 2830 запросов.

Генпрокуратурой России в 2006 г. в компетентные органы иностранных государств направлено около 3600 запросов о правовой помощи, в 2007 г. - более 2700, а в 2008 г. - почти 2300.

В 2007 г. Генпрокуратурой России рассмотрено 165 ходатайств иностранных государств об осуществлении уголовного преследования российских граждан, совершивших преступления за пределами России, а в 2008 г. - 186 таких ходатайств См.: сайт Генеральной прокуратуры РФ, раздел «Международное сотрудничество»:http://www.genproc.gov.ru/ms/ по состоянию на 04.12.2010 г. 22ч.00мин..

Хотелось бы указать на то, что законодатель не последователен в употреблении термина "запрос о правовой помощи". В ст. 453 УПК использован термин "запрос о правовой помощи", в ч. 3 статьи указанный документ уже назван "запрос о производстве процессуальных действий", в ст. 455 УПК он называется поручением об оказании правовой помощи. Без единообразия на практике происходит путаница, что негативно сказывается на принятии решения иностранным государством об оказании правовой помощи. Кроме того, незакрепление перечня процессуальных действий в УПК приводит на практике к тому, что в поручении указываются просьбы, которые не предусмотрены в международных договорах и, соответственно, не могут быть в принципе исполнены компетентными органами иностранных государств. Так, абсолютно незаконны просьбы взять у находящегося за рубежом лица обязательство о явке в письменном виде Статья 112 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 27 июля 2010 г.)// Текст Кодекса опубликован в "Российской газете" от 22 декабря 2001 г. N 249, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921, в "Парламентской газете" от 22 декабря 2001 г. N 241-242, от 25 декабря 2001 г. N 243-244, от 26 декабря 2001 г. N 245.

Генеральная прокуратура Российской Федерации активно участвует в проводимых 2 раза в год заседаниях Постоянного совета партнерства Россия - Евросоюз, в ходе которых рассматриваются вопросы реализации положений «Дорожной карты» по общему пространству свободы, безопасности и правосудия, принятой на саммите Россия-Евросоюз в Москве в мае 2005 г. Осуществляется взаимодействие с Евроюстом - органом Евросоюза, занимающимся вопросами координации сотрудничества в вопросах выдачи и правовой помощи по уголовным делам.

Решением Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 16 декабря 2008 г. Генеральная прокуратура Российской Федерации определена головным ведомством по осуществлению взаимодействия с Группой государств против коррупции (ГРЕКО), созданной в рамках Совета ЕвропыСм.: Решение Совета по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации от 16 декабря 2008г.//Текст официально опубликован не был..

2.2 Международное сотрудничество органов прокуратуры вне уголовно-правовой сферы

Как уже нами было сказано, функция международного сотрудничества в деятельности Прокуратуры РФ не ограничивается только уголовно-правовым полем, к сфере деятельности Главного управления международно-правового сотрудничества относится также организация взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с зарубежными партнерами и по иным вопросам, касающимся обеспечения законности, и защиты прав и свобод человека в целом.

В частности, Генеральная прокуратура Российской Федерации принимает активное участие в мероприятиях по вопросам правового сотрудничества, проводимых по линии международных организаций и форумов, в частности, Организации Объединенных Наций, СНГ, Совета Европы, «Группы восьми», Европейского союза, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Шанхайской организации сотрудничества, Совета государств Балтийского региона и Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ).

В настоящее в время существует тенденция по сотрудничеству в пределах законодательства в развитии и подготовки и повышении квалификации прокурорских работников, в том числе научных и педагогических кадров, осуществлению научных и информационных связей по актуальным проблемам теории и практики деятельности органов прокуратуры, а также разработке соответствующих совместных научно-исследовательских программ и внедрению результатов исследований в прокурорскую и следственную практику См., например: Соглашение Генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве между учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями органов прокуратуры (Душанбе, 21 апреля 2005 г.) // журнал "Законность", 2005 г., № 8..

Российские прокуроры участвуют в работе ряда международных неправительственных организаций, действующих в правовой сфере. Например, Генеральная прокуратура Российской Федерации является членом Международной ассоциации прокуроров и Международной ассоциации антикоррупционных органов.

Кстати, касательно сотрудничества Российской с государствами-членами Совета Европы, так в большинстве государств - членов (точнее в 40 из 47) прокуратура наделена теми или иными полномочиями вне уголовно-правовой сферы, и это отвечает принципам демократического государства. Однако кое-кто хотел бы закрепить в качестве общеевропейского принципа, что деятельность прокуратуры должна ограничиваться только вопросами уголовного преследования. А ее функции вне уголовно-правовой сферы - это якобы наследие авторитаризма, от которого необходимо избавиться. Кстати, несколько лет назад Парламентская ассамблея Совета Европы, не очень-то разобравшись, рекомендовала российской прокуратуре отказаться от такого мощного орудия поддержания законности, как прокурорский надзор См.: Заместитель Генерального прокурора РФ А.И.Звягинцев: "Наша прокуратура - это бюро жалоб простого человека" //интернет-издание «Известия.Ру»: http://www.izvestia.ru/russia/article3124181/ по состоянию на 16ч.30мин. 01.12.2010г..

В июле 2008 года в Санкт-Петербурге состоялась конференция генеральных прокуроров стран Европы, основное место в ее работе занимал обмен опытом вне уголовно-правовой деятельности. Прокуратура РФ ознакомила зарубежных коллег с богатой российской практикой. Итоги конференции оказались крайне важными. Подчеркивалась обязанность прокуроров защищать социальные и экономические права населения. Отмечалось, что усиливающая роль государства в решении таких проблем, как защита окружающей среды, прав потребителей или здоровья населения, может привести и к расширению функций прокуратуры. А в октябре 2009г. в Страсбурге на 3-м заседании Консультативного совета европейских прокуроров было принято специальное заключение "О роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы" Заключение Консультативного совета европейских прокуроров № 3 (2008) «О роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы»// официально текст опубликован не был ; взято по ссылке сети интернет: http://www.coe.int/t/dghl/cooperation/ccpe/conferences/2008/ConclusionsRussia_ru.pdf по состоянию на 12ч.00мин. 01.12.2010. Принятие сопровождалось бурной дискуссией. Усилиями российской делегации и при поддержке представителей Венгрии и Португалии проект был существенно улучшен. В итоге, можно сказать, что Генпрокуратуре РФ удалось убедить зарубежных коллег в ценности правозащитной функции прокуратуры для общества.

Подходя к заключению, в данной главе, хотелось бы процитировать фрагмент Концепции внешней политики России «Россия оказывает существенное влияние на формирование новой архитектуры международных отношений... На передний план в качестве главных факторов влияния государств на международную политику, наряду с военной мощью, выдвигаются экономические, научно-технические, экологические, демографические и информационные. Все большее значение приобретают: уровень защищенности интересов личности, общества и государства; ... сравнительные преимущества государств в интеграционных процессах...». Как мы видим, процитированный фрагмент содержит те приоритеты, задачи, которые имеют прямое отношение к деятельности Прокуратуры Российской Федерации на международной арене.

Прокуратура Российской Федерации в свою очередь со всей полнотой ответственности подходит организации международного сотрудничества с компетентными органами иностранных государств в вопросах, касающихся уголовно-правовой сферы, защиты прав и интересов личности, и обеспечения верховенства права в международных отношениях в целом.

Заключение

Подводя итог вышеизложенному, отмечу, что сотрудничество с органами власти иностранных государств, международными органами и организациями является одним из приоритетных направлений деятельности Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Органы прокуратуры РФ осуществляют сотрудничество с органами иностранных как в уголовно-правовой сфере, так и вне её.

Международному сотрудничеству Генеральной прокуратурой Российской Федерации в последние годы уделяется всё больше внимания. За последние годы подготовлено большое количество соглашений и меморандумов о сотрудничестве Генеральной прокуратуры Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными организациями. В одном только 2006 году проведена правовая экспертиза более 50 проектов международных нормативных актов. Но всё же спорным остается вопрос относительно правового статуса межведомственных соглашений, заключаемых Генеральной прокуратурой Российской Федерации с Генеральными прокуратурами зарубежных государств.

Для обеспечения такого важного направления как международное сотрудничество в июне 2006 г., приказом Генерального прокурора Российской Федерации, вместо Международно-правового управления было создано Главное управление международно-правового сотрудничества, в состав которого входят управление экстрадиции, управление правовой помощи и управление международного права, то есть на настоящий момент в Генеральной прокуратуре Российской Федерации имеется полноценное главное управление, которое обладает всей полнотой функций, и надлежащей структурой для эффективного выполнения, возложенной законодательством Российской Федерации на прокуратуру, функции международного сотрудничества.

Уголовное преследование и пресечение преступности с целью защиты гражданина, поддержания мира и общественного порядка - важнейшая цель всех цивилизованных государств, поэтому деятельность в уголовно - правовой сфере в функции международного сотрудничества прокуратуры является приоритетной. Но нельзя забывать, что международное сотрудничество в деятельности Прокуратуры РФ не ограничивается только уголовно-правовым полем, к сфере деятельности Главного управления международно-правового сотрудничества относится также организация взаимодействия Генеральной прокуратуры Российской Федерации с зарубежными партнерами и по иным вопросам, касающимся обеспечения законности, и защиты прав и свобод человека в целом.

Развитие международного сотрудничества прокуратурой не прекращается, о чем свидетельствует, в том числе, подписанная 10 ноября 2010г. в ходе встречи Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки и Генерального прокурора Республики Корея Джун Гю Кима «Программа сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховной прокуратурой Республики Корея на 2011-2012 годы» Программа сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховной прокуратурой Республики Корея на 2011-2012 годы, утверждена Генеральным прокурором Российской Федерации Юрием Чайкой и Генеральным прокурором Республики Корея Джун Гю Кимом//Текст официально опубликован не был..

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты :

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с поправками от 30 декабря 2008 г., текст опубликован в "Российской газете" от 25 декабря 1993 г. N 237).

2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 27 июля 2010 г.)// Текст Кодекса опубликован в "Российской газете" от 22 декабря 2001 г. N 249, в Собрании законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. N 52 (часть I) ст. 4921, в "Парламентской газете" от 22 декабря 2001 г. N 241-242, от 25 декабря 2001 г. N 243-244, от 26 декабря 2001 г. N 245.

3. Федеральный закон от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 01 июля 2010 г. // опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366).

4. Указ Президента РФ от 18 декабря 2008 г. N 1799 "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, касающихся взаимной правовой помощи"// Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. N 51 ст. 6040;

5. Указ Президента РФ от 18 декабря 2008 г. N 1800 "О центральных органах Российской Федерации, ответственных за реализацию положений Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию, касающихся международного сотрудничества"// Собрание законодательства Российской Федерации от 22 декабря 2008 г. N 51 ст. 6141

6. Решение Совета по противодействию коррупции при Президенте Российской Федерации от 16 декабря 2008г.//Текст официально опубликован не был .

7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 12 марта 2009 г. N 67 "Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации" Текст приказа официально опубликован не был.

8. Положение о Главном управлении международно-правового сотрудничества, утвержденное Генеральным прокурором Российской Федерации Ю.Я.Чайкой 15.02.2007// Текст положения официально опубликован не был.

9. Программа сотрудничества между Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Верховной прокуратурой Республики Корея на 2011-2012 годы, утверждена Генеральным прокурором Российской Федерации Юрием Чайкой и Генеральным прокурором Республики Корея Джун Гю Кимом//Текст официально опубликован не был.

Учебная литература, периодические издания и источники в сети интернет:

1. Сухарев А.Я. Прокурорский надзор: Учебник / 3-е изд., - М.: Норма, 2009 г.

2. Заместитель Генерального прокурора РФ А.И.Звягинцев: "Наша прокуратура - это бюро жалоб простого человека" //интернет-издание «Известия.Ру»: http://www.izvestia.ru/russia/article3124181/ по состоянию на 16ч.30мин. 01.12.2010г.

3. Сайт Генеральной прокуратуры РФ, раздел «Международное сотрудничество»:http://www.genproc.gov.ru/ms/

4. Соглашение Генеральных прокуратур (прокуратур) государств-участников Содружества Независимых Государств о сотрудничестве между учебными заведениями и научно-исследовательскими учреждениями органов прокуратуры (Душанбе, 21 апреля 2005 г.) // журнал "Законность", 2005 г., № 8.

5. Заключение Консультативного совета европейских прокуроров № 3 (2008) «О роли прокуратуры вне уголовно-правовой сферы»// официально текст опубликован не был; взято по ссылке сети интернет:

http://www.coe.int/t/dghl/cooperation/ccpe/conferences/2008/ConclusionsRussia_ru.pdf


© 2010 Современные рефераты