Рефераты

Нормы права, регламентирующие вопросы дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел

p align="left">К признакам объективной стороны дисциплинарного проступка прежде всего относится само противоправное деяние, посягающее на государственную дисциплину. Оно может быть выражено в форме как действия, так и бездействия. Круг таких деяний весьма широк и неоднороден, что является одной из причин отсутствия в дисциплинарном законодательстве единой, целостной системы составов проступков. См.: Государственная дисциплина и ответственность / Под. ред. Л.И. Антоновой, Б.И. Кожонина. - Л., 1990. - С. 83.

Субъектами дисциплинарного проступка в юридической литературе признаются только физические лица. В качестве субъектов дисциплинарных проступков могут выступать как рядовые гражданские служащие, так и должностные лица, причем в отличие от законодательства об административных правонарушениях должностные лица несут дисциплинарную ответственность на равных основаниях с рядовыми служащими.

Субъективной стороной дисциплинарного проступка в государственном аппарате является совокупность признаков, характеризующих психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию и к его возможным вредным последствиям. Прежде всего в качестве такого признака выступает вина. С точки зрения теории наличие виновности лица является одним из обязательных условий его привлечения к юридической ответственности (некоторые исключения предусмотрены при привлечении лица к гражданско-правовой ответственности, которая носит правовосстановительный характер). Поскольку дисциплинарная ответственность наряду с административной и уголовной относится к карательным видам юридической ответственности, то в данном случае речь идет скорее о недостаточном уровне юридической техники, чем о принципиальной позиции законодателя, установившего дифференцированный подход к основаниям дисциплинарной ответственности для публичных служащих и иных категорий работников.

В зависимости от формы вины дисциплинарные проступки квалифицируются как умышленные (совершенные с прямым и косвенным умыслом) и неосторожные (явившиеся результатом самонадеянности или небрежности). Умышленным является такое поведение гражданского служащего, когда он сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично. Неосторожность имеет место, если лицо не предвидит вредных последствий своего поведения, однако могло и должно было предвидеть их наступление. Чанов С.Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих / С.Е. Чанов // Трудовое право. - 2006. - № 6.

Таким образом, как и для привлечения к любой иной ответственности, для применения мер дисциплинарной ответственности требуется наличие состава правонарушения.

Во-первых, действия работника должны быть противоправными, то есть нарушать законодательство, либо локальные нормативные акты, либо требования трудового договора.

Во-вторых, действия работника причинили вред работодателю независимо от его характера. Это может быть имущественный ущерб либо вред, нанесенный порядку, существующему в организации.

В-третьих, вина. При отсутствии вины работника привлечение его к ответственности недопустимо. Матвеенко П.В. Ответственность должностных лиц организации за нарушение трудового законодательства // Налоги. - 2007. - № 3.

Единообразное правовое определение понятия «дисциплинарный (должностной) проступок» в российском законодательстве отсутствует. Наиболее широкое распространение как в нормотворческой практике, так и в теории получила следующая дефиниция: дисциплинарный проступок - неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Сергеев А.В. Основание дисциплинарной ответственности / А.В. Сергеев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. - 2005. - № 4. - С. 78. Термин «дисциплинарный проступок» традиционно используется в юридической литературе, а также в нормативных правовых актах, относящихся к трудовому праву. Термин «должностной проступок» применяется в законодательстве, регулирующем вопросы государственной и муниципальной службы. Сравнительный анализ позволяет сделать вывод о фактическом совпадении этих двух терминов. Подобная унификация юридической терминологии представляется вполне целесообразной, так как позволяет избежать неясностей в вопросе о соотношении этих двух терминов.

В целом дисциплинарное законодательство не содержит исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков. В этом проявляется одна из особенностей дисциплинарной ответственности. В то же время в действующем законодательстве можно встретить примеры отдельных деяний, признаваемых дисциплинарными проступками для некоторых категорий работников. Так, статья 7 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» предусматривает дисциплинарную ответственность должностных лиц, принявших решение о засекречивании не подлежащих засекречиванию сведений в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. О государственной тайне : Закон от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 01.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.12.2007) // Собрание законодательства. - 1996. - № 15. - Ст. 1768; 1997. - № 41. - Ст. 8220-8235, ст. 4673; 2002. - № 52 (2 ч.). - Ст. 5288; 2003. - № 6. - Ст. 549; № 27 (ч. I). - Ст. 2700; № 46 (ч. 2). - Ст. 4449; 2004. - № 27. - Ст. 2711; № 35. - Ст. 3607; 2007. - № 49. - Ст. 6055, ст. 6079.

Помимо общего определения дисциплинарного проступка, приведенного ранее, в российском законодательстве имеются специальные дефиниции, учитывающие особенности правового статуса отдельных категорий работников и служащих, характер выполняемых ими служебных обязанностей, а также специфику некоторых трудовых и учебных коллективов. Например, ст. 12.1 ФЗ «О статусе судей в РФ» определяет дисциплинарный проступок как нарушение норм настоящего закона, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей. О статусе судей в Российской Федерации : Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 24.07.2007) // Российская газета. - 1992. - № 170; 2007. - № 165. Схожая трактовка дисциплинарного проступка содержится в ст. 15 ФКЗ «О конституционном суде РФ». О Конституционном суде Российской Федерации : Конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2007) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447; 2007. - № 7. - Ст. 829. Основание дисциплинарной ответственности учащихся высших учебных заведений закреплено в ст. 9 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»: в соответствии с этой статьей дисциплинарные взыскания могут быть применены в случае нарушения студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 13.07.2007) // Российская газета. - 1996. - № 164; 2007. - № 152. Согласно ст. 48 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ, военнослужащие лично несут дисциплинарную ответственность за нарушение воинской дисциплины или общественного порядка. См.: Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 № 2140) (ред. от 30.06.2002). - М., 1994; Российская газета. - 2002. - № 119. Как нетрудно заметить, в приведенных определениях дисциплинарного проступка законодатель уточняет содержание понятия «служебные обязанности» для отдельных категорий субъектов дисциплинарной ответственности, используя при этом бланкетные нормы. В других случаях понятие дисциплинарного проступка может расширять территориальные границы действия дисциплинарной ответственности, выводя ее за рамки конкретного рабочего места. Так, в ст. 13 Устава о дисциплине работников морского транспорта дисциплинарным проступком признается нарушение работником морского транспорта трудовой дисциплины не только на борту судна, но и в служебных помещениях, и на территории организаций морского транспорта. Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта : Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 № 395 // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 22. - Ст. 2311.

От сотрудника органов внутренних дел как обязанного лица требуется не просто поведение как таковое‚ а поведение‚ соответствующее образцу. Образец такого поведения зафиксирован в Кодексе поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятом 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

Кодекс поведения для должностных лиц по поддержанию правопорядка устанавливает, что те, кто обладает полицейскими полномочиями, обязуются уважать и защищать права человека по отношению ко всем лицам. См.: Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов.- М., 1990. - С. 319 - 325

Кодекс чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации закрепляет, что сотрудники органов внутренних дел должны быть внимательны, справедливы и беспристрастны при выполнении своих функций и, в частности, в своих отношениях с общественностью. Они никогда не оказывают какое бы то ни было неправомерное предпочтение какой-либо группе лиц или отдельному лицу, не допускают дискриминации по отношению к какой-либо группе лиц или отдельному лицу или не злоупотребляют иным образом предоставленными им полномочиями и властью. См.: Об объявлении решения коллегии МВД России от 29 октября 1993 г. № 5 КМ/1 (вместе с «Кодексом чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» : Приказ МВД РФ от 19.11.1993 № 501 / СПС «КонсультантПлюс».

В юридическом плане о дисциплинарном проступке можно говорить лишь тогда, когда в действиях лица содержатся все признаки состава дисциплинарного проступка. Состав дисциплинарного проступка может быть определен как «совокупность признаков, характеризующих деяние с объективной и субъективной сторон, необходимых и достаточных для привлечения лица к дисциплинарной ответственности». Сергеев А.В. Основание дисциплинарной ответственности / А.В. Сергеев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. - 2005. - № 4. - С. 80.

В действующем законодательстве действия или бездействие, образующие должностной проступок, в отличие от уголовных преступлений и административных правонарушений не представлены составом юридических фактов в силу их чрезвычайного многообразия. Именно по этой причине любые нарушения обязанностей, возложенных на государственного служащего, считаются должностным проступком. Имело место нарушение служебных обязанностей или нет, решает компетентный орган или руководитель по обстоятельствам каждого конкретного случая.

Характерной особенностью дисциплинарной ответственности является тот факт, что в нормативных актах, как правило, нет описаний конкретных составов дисциплинарных проступков, которые влекли бы применение установленных дисциплинарных взысканий. В первую очередь это связано с большим разнообразием трудовых и учебных коллективов, и соответственно разнообразием должностных обязанностей нарушение которых является дисциплинарным проступком. Это не свойственно другим видам карательной юридической ответственности (административной и уголовной), где составы правонарушений определены предельно четко и каждому составу соответствует своя санкция.

Кроме того, необходимо учитывать, что привлечение работника к дисциплинарной ответственности - это право, а не обязанность работодателя. Поэтому ничто не мешает работодателю в каждом конкретном случае внимательно изучить обстоятельства совершенного правонарушения, в том числе и меры ответственности, которые уже были применены к лицу, его совершившему, и на этой основе принять решение о привлечении лица к дисциплинарной ответственности или ограничиться устным замечанием.

Некоторые исследователи, решая вопрос о соотношении дисциплинарной ответственности с иными видами карательной юридической ответственности, в качестве особого основания для применения дисциплинарных взысканий указывают совершение лицом иных видов правонарушений (уголовных преступлений или административных правонарушений). См., например : Молодцов М.В. Трудовое право: Учебник для вузов / М.В. Молодцов, С.Ю. Головина. - М., 2003. - С. 176; Кожохин Б.И. Государственная дисциплина и ответственность / Б.И. Кожохин, Л.И. Антонова. - Л., 1990. - С. 82.

Для отдельных категорий работников предусмотрена дисциплинарная ответственность за совершение ими аморального проступка, или проступка, порочащего его честь и достоинство.

На наш взгляд, аморальные поступки (действия, порочащие честь и достоинство лица) невозможно выделять в качестве самостоятельного основания дисциплинарной ответственности. С теоретических позиций основанием любого вида юридической ответственности может служить лишь соответствующий вид правонарушения. Аморальные поступки нарушают нормы морали и нравственности и являются основанием иного вида социальной ответственности - моральной. Между правовыми и моральными (нравственными) нормами существует теснейшая взаимосвязь.

В соответствии с требованиями п. 13.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации См.: Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД от 14.12.1999 № 1038 (в ред. от 05.05.2006) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2000. - № 17; 2005. - № 21. взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое. При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершенном проступке).

Крайней мерой дисциплинарного взыскания признается увольнение из органов внутренних дел (п. 13.5 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации).

Условием применения мер дисциплинарной ответственности является признание неисполнения или ненадлежащего исполнения служебных обязанностей должностным проступком. Полномочным органом (руководителем) должны быть выявлены юридические признаки действия или бездействия государственного служащего, образующие в своей совокупности состав конкретного должностного проступка. По завершении проверки составляется заключение, которое представляется руководителю. Заключение будет являться основанием для издания приказа о привлечении работника к дисциплинарной ответственности.

В соответствии с п. 13.9 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам милиции, имеющим дисциплинарные взыскания, в качестве меры поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Таким образом, Инструкцией о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрены специальные правила привлечения сотрудников милиции к дисциплинарной ответственности. Так, наложение дисциплинарного взыскания за проступки, совершенные во время дежурства, несения патрульно-постовой службы, может быть осуществлено только после смены виновного сотрудника с дежурства, караула, поста или после его замены другими лицами.

При привлечении сотрудника к ответственности за пребывание на службе в нетрезвом состоянии необходимо руководствоваться результатами медицинского освидетельствования, а в случае отказа сотрудника от освидетельствования -- показаниями не менее двух свидетелей. Получать какие-либо объяснения от сотрудника милиции, предположительно находящегося в состоянии опьянения, до его вытрезвления запрещается. См.: Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД от 14.12.1999 № 1038 (в ред. от 05.05.2006) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2000. - № 17; 2005. - № 21.

Наложенное на сотрудника дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение года со дня его наложения этот сотрудник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.

Наложенное дисциплинарное взыскание сотрудником милиции может быть обжаловано в судСм. : Определение Судебной коллегии Верховного Суда РФ от 16 сентября 1994 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 1995. - № 4. и (или) вышестоящему в порядке подчиненности начальнику. Между тем подача такой жалобы не приостанавливает приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания.

Однако зависимость между дисциплинарным проступком и дисциплинарным взысканием не объясняет наказуемости, не отвечает на вопрос, почему виновного следует наказывать, привлекать к дисциплинарной ответственности. Командир (начальник) имеет определенные дозволения, связанные с применением дисциплинарного взыскания. Подводя итог данному параграфу, отметим, что основанием дисциплинарной ответственности является нарушение сотрудниками органов внутренних дел служебной дисциплины, выраженное в дисциплинарном проступке. Дисциплинарный проступок можно определить как неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником органов внутренних дел по его вине возложенных на него должностных обязанностей, не соблюдение требований морали и нравственности, предъявляемых к субъектам правоохранительной деятельности международными правовыми актами и обществом в целом, не влекущее уголовной ответственности.

2.3 Дисциплинарное производство. Порядок наложения и исполнения дисциплинарных взысканий

Конституционное закрепление административного судопроизводства в качестве самостоятельной формы правосудия Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М., 1993. - 64 с. позволяет констатировать надобность законодательного развития такого важного процессуального института, как дисциплинарное производство. По традиции отечественной науки дисциплинарное производство рассматривается в рамках административного процесса. Поэтому формирование модели дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел должно осуществляться с учетом особенностей данного вида судопроизводства.

Вопросы о привлечении сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности решаются в ходе дисциплинарного производства. Под дисциплинарным производством в юридической литературе понимаются нормативно установление порядок и формы осуществления юридических действий рассмотрения и разрешения дисциплинарных проступков, а также юридические формы результатов соответствующих процессуальных действий. Дроздов А.Г. Дисциплинарная ответственность судей Российской Федерации / А.Г. Дроздов, В.И. Кайнов. - СПб., 2004. - С. 103.

Правовую основу дисциплинарного производства в отношении сотрудников органов внутренних дел составляют Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и раздел 13 Инструкции о порядке применения данного Положения.

Еще в 1888 году Н.О. Куплевасский писал: «Дисциплинарное разбирательство часто не имеет в виду взыскание за проступок, а имеет в виду разрешение спорного вопроса - совместимо ли данное положение служащего лица с обязанностями службы, или нет. Под дисциплинарными взысканиями разумеются такие, которые налагаются или для того, чтобы направить данное должностное лицо на путь, требуемый его долгом, то есть с целью улучшения его для государственной службы, или же, в крайних случаях, для того, чтобы очистить среду должностных лиц путем удаления из нее лиц, по нравственным качествам непригодных». Куплеваский Н.О. Государственная служба в теории и в действующем праве Англии, Франции, Германии и Цислейтанской Австрии / Н.О. Куплевасский. - Харьков, 1888. - С. 4.

Всемерное укрепление законности и дисциплины является одной из важнейших задач руководителей органов внутренних дел и их подразделений. При нарушении служебной дисциплины подчиненным сотрудником начальник обязан предупредить его о недопустимости таких действий, а при необходимости, в зависимости от тяжести совершенного проступка и степени вины, провести служебную проверку, наложить на виновного дисциплинарное взыскание или передать материалы о проступке на рассмотрение суда чести.

В российском законодательстве термины «расследование» и «служебное расследование» употребляются в уголовном и административном процессах. В уголовном процессе этот термин обозначает понятие форм предварительного расследования (ст. 150 УПК РФ). Названные термины закреплены также в позитивном (правоприменительном) и юрисдикционном видах административного процесса.

КоАП РФ содержит ст. 28.7 «Административное расследование», определяющую порядок этой процедуры. Дисциплинарное (или кадровое) производство, представляющее собой вид административно-юрисдикционного процесса, включает такую стадию, как возбуждение дела о дисциплинарном проступке (служебное расследование).

Термин «расследование» определяет большую группу производств позитивного процесса по установлению причин происшествий природного и техногенного характера. При этом единого понимания этого термина в различных нормативных актах, регулирующих производство расследования, нет. Трудовым кодексом РФ узаконено расследование несчастных случаев на производстве. Появилась новая форма расследования - парламентское.

Процедура наложения дисциплинарного взыскания должна включать следующие стадии:

1) выявление дисциплинарного проступка и расследование дела.

2) вынесение решения о необходимости привлечения сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности и выбор применяемой меры ответственности.

3) исполнение дисциплинарного взыскания.

4) обжалование взыскания.

5) прекращение дисциплинарного дела в связи с окончанием срока действия дисциплинарного взыскания или досрочным его снятием. См.: Полетаев Ю.Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда / Ю.Н. Полетаев. - М., 2005.

1). На стадии выявления дисциплинарного проступка и расследования представитель нанимателя до применения дисциплинарного взыскания должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме (согласно ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел). При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки. См.: Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (ред. от 02.03.2007) // Ведомости СНД и ВС РФ.- 1993. - № 2. - Ст. 70; Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 10. - Ст. 1151.

Затребовав указанное объяснение, представитель нанимателя сможет установить в действиях работника вину, правильно оценить ее степень, выявить причины и обстоятельства нарушения служебной дисциплины, а следовательно, и определить справедливую меру наказания. При этом отказ гражданского служащего дать указанное объяснение в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. В этом случае составляется соответствующий акт.

В работе по укреплению служебной дисциплины и законности важную роль играет обучение руководящего состава органов внутренних дел практике проведения служебных проверок. Их назначение состоит в том, чтобы обеспечить субъекта дисциплинарной Власти подробной информацией, необходимой для законного и объективного решения дела, Она может иметь место лишь при наличии данных, указывающих на совершение лицом дисциплинарного или иного проступка. С целью обучения личного состава ОВД методике и порядку проведения служебных проверок учебными заведениями ОВД периодически издаются методические рекомендации о порядке проведения служебных проверок.

Задачами служебной проверки в органах внутренних дел являются:

- полное, объективное и всестороннее исследование обстоятельств нарушения служебной дисциплины или иных правонарушений, совершенных сотрудниками органов внутренних дел;

- выявление причин и условий, способствовавших их совершению;

- установление виновных и обеспечение правильного применения действующих нормативных актов с тем, чтобы каждый, совершивший нарушение, был подвергнут справедливому наказанию Нырков В.В. Поощрение и наказание как парные юридические категории : Автореф. дис… канд. юрид. наук / В.В. Нырков. - Саратов, 2003. - С. 22. и ни один невиновный не был привлечен к ответственности.

К проведению служебных проверок в первую очередь привлекаются руководители, сотрудники кадровых аппаратов, службы собственной безопасности. В отдельных случаях на основании письменного приказа или распоряжения их можно поручать сотрудникам, обладающим опытом следствия или дознания, а также знающим специфику той служебной деятельности, в сфере которой совершено нарушение.

В процессе служебной проверки должны быть установлены:

1) событие и виновность сотрудника (время, место, способ и другие обстоятельства совершения проступка);

2) причастность сотрудника к совершению проступка (цели и мотивы нарушения);

3) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности нарушителя, как отягчающие, так и смягчающие его вину;

4) деловые и моральные качества лица, совершившего проступок, и другие данные, характеризующие его личность;

5) причины и условия, способствовавшие совершению данного проступка.

Для решения поставленных вопросов применяются различные методы и средства собирания доказательств. К ним относятся: получение объяснений и справок; истребование и анализ необходимых документов; назначение инвентаризации, документальной ревизии и др. Доказательства совершения сотрудником дисциплинарного проступка должны быть закреплены письменно. В необходимых случаях опрашиваются очевидцы проступка, которые могут и не являться сотрудниками данной организации. Показания свидетелей оформляются объяснительными записками на имя лица, проводившего проверку, или протоколами опроса, составляемыми со слов очевидцев и подписанными ими. В ходе проверки от сотрудника должно быть истребовано письменное объяснение.

По окончании служебной проверки должно быть подготовлено мотивированное заключение для утверждения. Служебная проверка должна быть закончена не позднее чем в месячный срок со дня поступления в орган внутренних дел заявления, жалобы, информации, сообщения о правонарушении. См.: Шамаров В.М. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел / В.М. Шамаров, Х.Х. Лойт. - СПб., 2001. - С. 59-60.

2). На стадии вынесения решения о необходимости привлечения сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности и выбор применяемой меры ответственности.

В отношении нарушителя служебной дисциплины избирается мера дисциплинарного взыскания, о чем издается соответствующий акт. За каждое нарушение трудовой дисциплины, как уже отмечалось, может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.

Однако понижение в должности (то есть фактически перевод на другую работу) как средство поддержания дисциплины (в том числе в системе государственной службы) считается в соответствии с международными нормами формой принудительного труда.

Так, в статье 2 Конвенции Международной Организации Труда № 29 «О принудительном или обязательном труде»См.: Относительно принудительной организации труда : Конвенция Международной организации труда № 29 // Ведомости ВС СССР. - 1956. - № 13. - Ст. 279. под принудительным или обязательным трудом понимается всякая работа или служба, требуемая от какого-либо лица под угрозой какого-либо наказания, для которой это лицо не предложило добровольно своих услуг. Статья 1 Конвенции Международной Организации Труда № 105 «Об упразднении принудительного труда» См.: Об упразднении принудительного труда : Конвенция Международной организации труда № 105 // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 50. - Ст. 4649. обязывает каждого Члена Международной Организации Труда, ратифицировавшего настоящую Конвенцию, упразднить принудительный или обязательный труд и не прибегать к какой-либо его форме, в том числе в качестве поддержания трудовой дисциплины. Кроме того, в Российской Федерации принудительный труд запрещен Конституцией (п. 2 ст. 37).

Дисциплинарные взыскания объявляются приказами лично, перед строем или на собрании (совещании). Замечание и выговор могут быть объявлены устно (без вынесения соответствующего приказа).

Наложено дисциплинарное взыскание должно быть до истечения 10 суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном дисциплинарном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее 1 месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения судом, иным компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения (не считая времени болезни виновного сотрудника ОВД или нахождения его в отпуске) См.: Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (ред. от 02.03.2007) // Ведомости СНД и ВС РФ.- 1993. - № 2. - Ст. 70; Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 10. - Ст. 1151..

Однако дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника ОВД либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более 6 месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - более 2 лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника ОВД в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Дисциплинарные взыскания применяются прямыми начальниками в пределах предоставленных им прав. При этом под прямыми начальниками понимаются начальники, которым сотрудники ОВД подчинены по службе, хотя бы и временно.

Права начальников по наложению дисциплинарных взысканий устанавливаются Министерством внутренних дел РФ. Если к сотруднику ОВД, по мнению начальника, необходимо применить меры наказания, выходящие за пределы его прав, то он ходатайствует об этом перед вышестоящим начальником. При этом вышестоящий начальник имеет право отменить или смягчить дисциплинарное взыскание, наложенное нижестоящим начальником, либо наложить более строгое взыскание, если ранее объявленное не соответствует тяжести совершенного проступка.

Начальник, превысивший предоставленные ему права по наложению дисциплинарных взысканий, несет за это дисциплинарную ответственность.

3). Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно либо через определенный срок, но не позднее 1 месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.

Письменное дисциплинарное взыскание считается снятым, если в течение 1 года со дня его наложения сотрудник ОВД не будет подвергнут новому взысканию. Устное взыскание считается снятым по истечении 1 месяца. В порядке поощрения дисциплинарное взыскание (как письменное, так и устное) может быть снято досрочно - начальником, наложившим это взыскание, равным ему или вышестоящим прямым начальником (ст. 39 Положения).

4). Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать наложенное на него дисциплинарное взыскание последовательно вышестоящим начальникам вплоть до Министра внутренних дел Российской Федерации, а в установленных законом случаях - и в суд. Каких бы то ни было ограничений права работника органов внутренних дел на судебное обжалование наложенного на него дисциплинарного взыскания ни Положение о службе в органах внутренних дел, ни Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» не устанавливают.

Споры об обоснованности наложения дисциплинарных взысканий должны рассматриваться судами по правилам искового производства.

В случае подачи жалобы в суд либо вышестоящему в порядке подчиненности начальнику приведение в исполнение наложенного дисциплинарного взыскания не приостанавливается.

5). В силу Закона о государственной гражданской службе (ч. 8 и ч. 9 ст. 58), если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

Прекращение дисциплинарного дела может быть связано с отменой соответствующими органами незаконно наложенного дисциплинарного взыскания или прекращением служебного контракта.

Дисциплинарное производство в отношении сотрудников органов внутренних дел основывается на следующих принципах:

- законности;

- объективной истины;

- презумпции невиновности;

- обеспечения гарантий неприкосновенности личности;

- охраны чести и достоинства личности;

- обеспечения права на защиту;

- гласности;

- публичности;

- равенства сторон;

- состязательности;

- самостоятельности принятия решения;

- ответственности субъектов дисциплинарного производства.

По справедливому замечанию П.П. Сергуна, «совершенствование законодательства о дисциплине, в том числе и о служебной дисциплине в органах внутренних дел Российской Федерации, необходимо рассматривать как одну из важнейших задач правовой науки. Любой вновь принятый законодательный акт, регулирующий дисциплинарные отношения, это, с одной стороны, научное достижение, проявляющееся в реализации выводов, предложений, рекомендаций различных научных исследований, с другой стороны, это постановка других задач, изучение новых аспектов правового регулирования, накопление практики действия данного законодательного акта». Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития / П.П. Сергун. - Саратов, 1998. - С. 174.

Неотвратимость дисциплинарной ответственности означает, что ни один дисциплинарный проступок, совершенный сотрудником ОВД, не должен оставаться вне поля зрения. В то же время реализация этого принципа должна быть закреплена в обязанности возбуждения дисциплинарного дела по каждому случаю нарушения сотрудником служебной дисциплины. Это само по себе будет иметь большое превентивное значение независимо от того, завершается дисциплинарное производство стадией реализации дисциплинарной ответственности или же с учетом личности нарушителя и обстоятельств совершения сотрудником дисциплинарного проступка прекращается до нее.

Таким образом, для достижения позитивных результатов в укреплении дисциплины руководителям необходимо:

- раскрывать нравственное положение норм служебной дисциплины, этикета, такта, профессионально-ориентированного поведения;

- обеспечить поддержание в органах внутренних дел уставного порядка, четкой регламентации деятельности личного состава, систематически повторяемых действий, приучающих к служебной дисциплине (развод, инструктаж, занятия, доклад о выполнении, разбор, подведение итогов);

- добиваться выработки у личного состава привычки к организованности, пунктуальности, безупречности поведения;

- использовать коллективное и общественное мнение, моральные санкции и силу группового мнения, собраний, общественных организаций, комиссий, советов ветеранов, наставников;

- обеспечить адекватное использование дисциплинарной практики.

В качестве выводов можно отметить, что на сотрудников внутренних дел могут налагаться как дисциплинарные взыскания, так и поощрения.

Основанием привлечения к дисциплинарной ответственности является совершение должностного проступка.

Под дисциплинарным производством в юридической литературе понимаются нормативно установление порядок и формы осуществления юридических действий рассмотрения и разрешения дисциплинарных проступков, а также юридические формы результатов соответствующих процессуальных действий.

Процедура наложения дисциплинарного взыскания включает следующие стадии:

1) выявление дисциплинарного проступка и расследование дела.

2) вынесение решения о необходимости привлечения сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности и выбор применяемой меры ответственности.

3) исполнение дисциплинарного взыскания.

4) обжалование взыскания.

5) прекращение дисциплинарного дела в связи с окончанием срока действия дисциплинарного взыскания или досрочным его снятием.

Порядок наложения и исполнения дисциплинарных взысканий в органах внутренних дел имеет свои особенности и недостатки.

Дисциплинарные взыскания объявляются приказами лично, перед строем или на собрании (совещании). Замечание и выговор могут быть объявлены устно (без вынесения соответствующего приказа).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В представленном нами исследовании рассмотрены сущность, значение служебной дисциплины в органах внутренних дел и меры по ее обеспечению. Как нами было выявлено, служебная дисциплина является одной из отраслевых разновидностей государственной дисциплины. Сущность служебной дисциплины может быть выявлена, на наш взгляд, на основе признания ее комплексного характера. Поэтому служебную дисциплину мы рассматривали в двух аспектах: во-первых, как совокупность правовых норм, устанавливающих служебные обязанности, права и ограничения для государственных служащих; во-вторых, как практическое соблюдение этих правил, т.е. в объективном и субъективном смыслах.

В работе указан механизм правового регулирования служебной дисциплины в органах внутренних дел. Административно-правовое регулирование служебной дисциплиной в органах внутренних дел представляет собой основанный на законах и других нормативно-правовых актах процесс последовательного использования субъектами дисциплинарной практики административно-правовых средств для достижения целей укрепления служебной дисциплины. Дисциплинарные отношения возникают в связи с регулированием служебной дисциплины нормами права и носят комплексный, межотраслевой характер, т.е. возникают на основе действия норм различных отраслей права. Они являются неимущественными служебными отношениями, возникающими в связи с принадлежностью сотрудника милиции к единому организационному целому - процессу выполнения органом милиции правоохранительной службы.

Также в работе проанализированы предмет и функции дисциплинарной практики в органах внутренних дел. Элементами процессуальной деятельности субъектов дисциплинарной практики являются: процедурная деятельность по применению мер дисциплинарных поощрений и юрисдикционная деятельность по применению мер дисциплинарной ответственности. Предметом дисциплинарной практики в органах внутренних дел является совокупность общественных отношений, возникающих на основании применения законов в процессе организации и деятельности командиров и начальников, наделенных дисциплинарной властью по применению мер дисциплинарных поощрений и взысканий.

В исследовании рассмотрены содержание и виды мер дисциплинарного воздействия в органах внутренних дел. В соответствии со ст. 38 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за нарушение служебной дисциплины на сотрудников органов внутренних дел могут налагаться следующие виды дисциплинарных взысканий:

- замечание;

- выговор;

- строгий выговор;

- предупреждение о неполном служебном соответствии;

- понижение в должности;

- снижение в специальном звании на одну ступень;

- лишение нагрудного знака;

- увольнение из органов внутренних дел.

Согласно ст. 36 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации за образцовое исполнение обязанностей и достигнутые высокие результаты в службе для сотрудников органов внутренних дел предусматриваются следующие виды поощрений:

объявление благодарности;

выдача денежной премии;

награждение ценным подарком;

занесение в Книгу почета, на Доску почета;

награждение Почетной грамотой;

награждение нагрудным знаком;

награждение личной фотографией сотрудника, снятого у развернутого Знамени органа внутренних дел;

награждение именным оружием;

досрочное присвоение очередного специального звания;

присвоение специального звания на одну ступень выше звания, предусмотренного по занимаемой штатной должности.

В качестве поощрения может применяться досрочное снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания.

Нами выявлены основания привлечения сотрудников органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности. Основанием дисциплинарной ответственности является установленный в предусмотренном правовыми нормами порядке факт совершения лицом дисциплинарного (должностного) проступка. как и для привлечения к любой иной ответственности, для применения мер дисциплинарной ответственности требуется наличие состава правонарушения.

Во-первых, действия работника должны быть противоправными, то есть нарушать законодательство, либо локальные нормативные акты, либо требования трудового договора.

Во-вторых, действия работника причинили вред работодателю независимо от его характера. Это может быть имущественный ущерб либо вред, нанесенный порядку, существующему в организации.

В-третьих, вина. При отсутствии вины работника привлечение его к ответственности недопустимо.

Также в работе проанализирован порядок наложения и исполнения дисциплинарных взысканий.

До наложения взыскания от сотрудника ОВД согласно ст. 39 Положения о службе в органах внутренних дел должно быть истребовано письменное объяснение. При необходимости проводится проверка указанных в нем сведений с вынесением заключения по результатам проверки.

Наложено дисциплинарное взыскание должно быть до истечения 10 суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном дисциплинарном проступке, а в случаях проведения служебной проверки, возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении - не позднее 1 месяца соответственно со дня окончания проверки, рассмотрения судом, иным компетентным органом или должностным лицом уголовного дела или дела об административном правонарушении и вынесения по ним окончательного решения (не считая времени болезни виновного сотрудника ОВД или нахождения его в отпуске). См.: Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (ред. от 02.03.2007) // Ведомости СНД и ВС РФ.- 1993. - № 2. - Ст. 70; Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 10. - Ст. 1151.

Однако дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника ОВД либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более 6 месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - более 2 лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника ОВД в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Дисциплинарное взыскание приводится в исполнение, как правило, немедленно либо через определенный срок, но не позднее 1 месяца со дня его наложения. По истечении этого срока взыскание в исполнение не приводится, но подлежит учету.

Все вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы:

1. Служебная дисциплина сотрудников внутренних дел есть точное и неуклонное соблюдение сотрудниками органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, обязательств, предусмотренных контрактом о службе, приказов прямых и непосредственного начальников, а также положений Кодекса чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Преимущество данного определения заключается, на наш взгляд в том, что в нем учтены этические требования, предъявляемые к сотрудникам внутренних дел.

2. На основе результатов исследования нормативных правовых актов, в первую очередь Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ 23 декабря 1992 г. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (ред. от 02.03.2007) // Ведомости СНД и ВС РФ.- 1993. - № 2. - Ст. 70; Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 10. - Ст. 1151., а также научной литературы См., например: Маюров Н. П. Правовые особенности служебной дисциплины сотрудников милиции / Н.П. Маюров // История государства и права. - 2003.- №5. - С. 17-20; Бахрах Д.Н. Дисциплинарно-правовое принуждение в Российской Федерации / Д. Н. Бахрах // Государство и право. - 2006. - № 6. - С. 43-50., в которой в той или иной степени рассматривается феномен служебной дисциплины сотрудников милиции, мы можем выделить следующие ее особенности. Служебная дисциплина сотрудников милиции:

1) основывается на строгом единоначалии;

2) предполагает глубокое понимание сотрудниками милиции своего служебного долга и личной ответственное-то за исполнение служебных обязанностей;

3) отличается характером власти и подчинения; требует безусловного соблюдения порядка и правил, установленных законами и иными нормативными актами;

4) предусматривает применение специальных мер дисциплинарного воздействия на сотрудников;

5) предоставляет начальникам органов, учреждений и подразделений больший объем дисциплинарной власти, чем руководителям других государственных органов;

6) строится на основе установленных государством строгих правил служебного этикета и атрибутики;

7) распространяется не только на служебную деятельность сотрудников, но в ряде случаев и на их поведение вне службы;

8) предъявляет значительно более высокие требования к сотрудникам, нежели трудовая - к работникам.

3. Основной особенностью служебной дисциплины в органах внутренних дел является ее специальное нормативное регулирование. Правовую основу служебной дисциплины составляют федеральные законы, регламентирующие деятельность органов внутренних дел, Положение о службе в органах внутренних дел Российской федерации, Присяга, контракт о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, приказы Министра внутренних дел Российской Федерации и прямых начальников.

4. Дисциплинарная практика органов внутренних дел - это основанная на законах юридическая деятельность начальников органов внутренних дел и их подразделений в процессе оценки служебной дисциплины подчиненных, выраженная в форме издания индивидуальных правовых актов по применению мер дисциплинарных поощрений и взысканий, объективированная в статистической информации.

5. Функции дисциплинарной практики проявляются на двух уровнях:

- на внешнем, когда роль, которую выполняет социальный институт или система относительно потребностей или интересов всей социальной системы государства, общества, т.е. организации (системы) более высокого уровня. Так, институт дисциплинарной практики в органах внутренних дел, являясь типом практики юридической, выполняет свою роль внутри системы органов исполнительной власти;

- на внутреннем - когда роль, которая ставится в зависимость и наблюдается между различными компонентами единого социального процесса, когда изменения одной части системы оказываются производными от изменений в другой ее части. Например, изменив (ужесточив или ослабив) нормы дисциплинарной ответственности за какой-либо вид дисциплинарных проступков, правомерно и логично ожидать изменений в правоотношениях субъектов дисциплинарной практики.

Кроме общесоциальных можно выделить две основные собственно юридические функции дисциплинарной практики: регулятивную и охранительную.

6. Таким образом, рассмотрение дисциплинарной практики органов внутренних дел позволяет сделать вывод о том, что:

- функции дисциплинарной практики - это относительно обособленные направления однородного ее воздействия на субъективную и объективную реальность, в которых конкретизируется ее природа, проявляются динамизм, творчески преображающий характер, социально-правовое назначение, место и роль в правовой системе (жизни) общества;

- в функциях выражается сущность дисциплинарной практики, особенности ее отдельных сторон и свойств. Изменение функций влияет на структуру дисциплинарной практики, определенные элементы, ее содержания и формы;

- в функциях особенно четко проявляется организационно-конструктивный и динамичный характер дисциплинарной практики, способность связывать воедино ее разнообразные элементы, формировать нормативную базу, объяснять и конкретизировать правовые предписания, обеспечивать их интеграцию и реализацию.

7. Процедура наложения дисциплинарного взыскания должна включать следующие стадии:

1) выявление дисциплинарного проступка и расследование дела.

2) вынесение решения о необходимости привлечения сотрудника органов внутренних дел к дисциплинарной ответственности и выбор применяемой меры ответственности.

3) исполнение дисциплинарного взыскания.

4) обжалование взыскания.

5) прекращение дисциплинарного дела в связи с окончанием срока действия дисциплинарного взыскания или досрочным его снятием.

8. В соответствии с требованиями п. 13.4 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД от 14.12.1999 № 1038 (в ред. от 05.05.2006) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2000. - № 17; 2005. - № 21. взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины.

9. Состав дисциплинарного проступка включает в себя четыре элемента:

субъект (сотрудник органов внутренних дел),

субъективная сторона (вина сотрудника органов внутренних дел),

объект (общественные отношения, складывающиеся в связи с выполнением задач, возложенных на сотрудников органов внутренних дел отношения, связанные с соблюдением служебной дисциплины, а также морально-нравственных установлений в органах внутренних дел),

объективная сторона (конкретное действие или бездействие сотрудников органов внутренних дел, которое нарушает служебную дисциплину).

10. При определении вида и меры взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был допущен, прежнее поведение сотрудника, допустившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другое. При нарушении дисциплины совместно несколькими лицами дисциплинарные взыскания налагаются на каждого виновного в отдельности и только за совершенное им нарушение (с учетом степени вины сотрудника в совершенном проступке).

Крайней мерой дисциплинарного взыскания признается увольнение из органов внутренних дел.

Результаты проведенного исследования позволяют сформулировать следующие предложения и рекомендации:

1. Недостаточная эффективность как положительного, так и отрицательного стимулирования вызывается, по нашему мнению следующими причинами:

- запаздыванием стимулирования, особенно положительного (В среднем поощрения за качественно выполняемую работу, проявленную инициативу, упорство, большой объем проделанной работы и т.д. сотрудники получают спустя 4-5 дней, а в отдельных случаях и немного позже);

- отсутствием морального поощрения за какие-то действия, работу и т.д., которые по своей значимости не являются существенными и в силу этого, с одной стороны не могут служить основанием для серьезного поощрения, но с другой - отражают происходящие у сотрудников изменения в лучшую сторону в отношении к выполнению данного им поручения, в качестве выполняемой работы, ответственности в ситуации, когда можно было от нее и уклониться и т.д.;

- отсутствием у сотрудников при получении ими премий по итогам деятельности за квартал, полугодие, год ощущения связи этих поощрений с индивидуальным их вкладом в общие результаты деятельности;

- недостаточной объективностью руководителей при исполнении ими санкций на своих подчиненных.

Мы считаем, что для укрепления служебной дисциплины в органах внутренних дел необходимо конкретизировать основания применения всех форм поощрения и санкций и более детально урегулировать порядок применения к сотрудникам мер дисциплинарного воздействия.

2. Целесообразно рекомендовать руководителям для достижения позитивных результатов в укреплении дисциплины:

- раскрывать нравственное положение норм служебной дисциплины, этикета, такта, профессионально-ориентированного поведения;

- обеспечить поддержание в органах внутренних дел уставного порядка, четкой регламентации деятельности личного состава, систематически повторяемых действий, приучающих к служебной дисциплине (развод, инструктаж, занятия, доклад о выполнении, разбор, подведение итогов);

- добиваться выработки у личного состава привычки к организованности, пунктуальности, безупречности поведения;

- использовать коллективное и общественное мнение, моральные санкции и силу группового мнения, собраний, общественных организаций, комиссий, советов ветеранов, наставников;

- обеспечить адекватное использование дисциплинарной практики.

Для выполнения данных предложений необходимо совершенствование правовых нормативных актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Законодательные и другие официальные материалы

1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М., 1993. - 64 с.

2. О Конституционном суде Российской Федерации : Конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 05.02.2007) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 13. - Ст. 1447; 2007. - № 7. - Ст. 829.

3. Закон о милиции с новыми поправками. Положение о службе в ОВД. Финансирование милиции : [в ред. 2006 г.]. - М., 2007. - 80 с.

4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ (ред. от 13.07.2007) // Российская газета. - 1996. - № 164; 2007. - № 152.

5. О системе государственной службы Российской Федерации : Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 06.07.2006) // СЗ РФ. - 2003. - № 22. - С. 2063; 2006. - № 29. - Ст. 3123.

6. О государственной тайне : Закон от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 01.12.2007) (с изм. и доп., вступающими в силу с 15.12.2007) // Собрание законодательства. - 1996. - № 15. - Ст. 1768; 1997. - № 41. - Ст. 8220-8235, ст. 4673; 2002. - № 52 (2 ч.). - Ст. 5288; 2003. - № 6. - Ст. 549; № 27 (ч. I). - Ст. 2700; № 46 (ч. 2). - Ст. 4449; 2004. - № 27. - Ст. 2711; № 35. - Ст. 3607; 2007. - № 49. - Ст. 6055, ст. 6079.

7. О статусе судей в Российской Федерации : Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 (ред. от 24.07.2007) // Российская газета. - 1992. - № 170; 2007. - № 165.

8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. - М., 2006. - 336 с.

9. О дисциплинарном уставе органов внутренних дел : Указ Президиума ВС СССР от 03.05.1984 № 128-XI // Свод законов СССР. - 1990. - Т. 10. - С. 296.

10. О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, имеющих специальные звания милиции или юстиции : Постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. № 445 // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 4. - Ст. 360; 2007. - № 1 (2 ч.). - Ст. 251.

11. Об утверждении Устава о дисциплине работников морского транспорта : Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 № 395 // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 22. - Ст. 2311.

12. Об объявлении решения коллегии МВД России от 29 октября 1993 г. № 5 КМ/1 (вместе с «Кодексом чести рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации» : Приказ МВД РФ от 19.11.1993 № 501) [Электронный ресурс] / СПС «КонсультантПлюс».

13. Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации : Приказ МВД от 14.12.1999 № 1038 (в ред. от 05.05.2006) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2000. - № 17; 2005. - № 21.

14. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : Постановление ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-1 (ред. от 02.03.2007) // Ведомости СНД и ВС РФ.- 1993. - № 2. - Ст. 70; Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 10. - Ст. 1151.

15. Дисциплинарный устав Вооруженных сил Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 14.12.1993 № 2140) (ред. от 30.06.2002). - М., 1994; Российская газета. - 2002. - № 119.

16. Положение о советской милиции : Утверждено постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1962 г. Ст. 13 // Свод законов СССР. - 1990. - Т. 10. - С. 236.

Международные правовые акты

17. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (Принят 17.12.1979 Резолюцией 34/169 на 106-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов. - М., 1990. - С. 319 - 325.

18. Об упразднении принудительного труда : Конвенция Международной организации труда № 105 // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 50. - Ст. 4649.

19. Относительно принудительной организации труда : Конвенция Международной организации труда № 29 // Ведомости ВС СССР. - 1956 г. - № 13. - Ст. 279.

Книги и статьи

1. Административное право: Учебник / Под. ред. Л.Л. Попова. - М., 2002. - 418 с.

2. Адян А.О. Стимулирование в органах внутренних дел: анализ существующей практики и пути ее совершенствования // Рос. следователь. - 2003. - № 12. - С. 60-64.

3. Бахрах Д.Н. Дисциплинарно-правовое принуждение в Российской Федерации / Д.Н. Бахрах // Государство и право. - 2006. - № 6. - С. 43-50.

4. Бахрах Д.Н. Ответственность за нарушение общественного порядка / Д.Н. Бахрах, А.В. Серегин. - М., 1997 - 189 с.

5. Бахрах Д.Н. Практикум по административному праву : учеб. пособие / Д.Н. Бахрах. - М., 2005. - 124 с.

6. Ведерников Л.М. Служебная дисциплина в органах внутренних дел и средства ее обеспечения : Автореф. дис… канд. юрид. наук / Л.М. Ведерников. - М., 1996.

7. Габричидзе Б.Н. Юридическая ответственность : учеб. пособие / Б.Н. Габричидзе, А.Г. Чернявский. - М., 2005. - 685 с.

8. Гавриленко Д.А. Дисциплина в советском государственном аппарате и организационно-правовые средства ее обеспечения / Д.А. Гавриленко. - Минск, 1979. - С. 7.

9. Государственная служба в России: история и современность : Сб. нормативных документов. - М., 2005. - 486 с.

10. Григонис Э.П. Административное право и административная деятельность / Э.П. Григонис. - СПб., 2003 - 448 с.

11. Григорьев В.А. Наградное (поощрительное) право как средство предупреждения коррупции среди государственных служащих / В.А. Григорьев // Конституционное и муниципальное право. - 2003. - № 3.

12. Гуценко К.Ф. Правоохранительные органы / К.Ф. Гуценко, М. А. Ковалев. - М., 1998. - 244 с.

13. Дзарасов М.Э. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка организации и дисциплины труда / М.Э. Дзарасов //Законодательство и экономика. - 2004. - № 3. - С. 19-22.

14. Дроздов А.Г. Дисциплинарная ответственность судей Российской Федерации / А.Г. Дроздов, В.И. Кайнов. - СПб., 2004. - 176 с.

15. Жукова Ю.А. Дисциплинарная ответственность работников как правовое средство обеспечения исполнения трудовых обязанностей : Дис… канд. юрид. наук / Ю.А. Жукова. - Саратов, 2005. - 186 с.

16. Зубач А.В. Административная деятельность ОВД в вопросах и ответах / А.В. Зубач, А.Н. Кокорев. - М., 2006. - 351 с.

17. Карпенко О.И. Дисциплинарная ответственность работника в трудовом праве: понятие и виды : Автореф. дис… канд. юрид. наук / О.И. Карпенко. - М., 2003. - 45 с.

18. Касюлин В.В. Проблемы дисциплинарной практики органов внутренних дел : Дис… канд. юрид. наук / В.В. Касюлин. - М., 2003. - 210 с.

19. Колосков А.М. К вопросу о служебной подчиненности как признаке дисциплинарной ответственности государственных служащих / А.М. Колосков // Рос. следователь. - 2007. - № 17. - С. 34-36.

20. Коренев А.П. Административное право России. Учебник в 3-х частях / А.П. Коренев. - М., 2001. - Ч. 1. - С. 42.

21. Корякин В.М. Комментарий законодательства о дисциплинарной ответственности военнослужащих / В.М. Корякин, А.В. Кудашкин, К.В. Фатеев // За права военнослужащих. Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант», 2007.

22. Коссов И.А. Правовые требования к документационному оформлению дисциплинарных взысканий / И.А. Косов // Делопроизводство. - 2007. - № 3. - С. 26-34.

23. Курочкина В. Материальная ответственность сотрудников органов внутренних дел / В. Курочкина // Рос. юстиция. - 2000. - № 3. - С. 11-15.

24. Лазарев В.В. Правомерное поведение как объект юридического исследования / В.В. Лазарев // Государство и право. - 2003. - № 10. - С. 30 - 37.

25. Липинский Д.А. Проблемы юридической ответственности / Д.А. Липинский. - СПб., 2004. - 407 с.

26. Луговик С.В. Проблемы защиты трудовых прав работников органов внутренних дел / С.В. Луговик // Рос. следователь. - 2007. - № 18. - С. 24-27.

27. Манохин В.Н. Административное право Российской Федерации / В.Н. Манохин. - М., 2004. - 617 с.

28. Манохин В.М. Государственная дисциплина в народном хозяйстве / В.М. Манохин. - М, 1970. - 165 с.

29. Матвеева Н.В. Правовые организационные основы прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации : Дис… канд. юрид. наук / Н.В. Матвеева. - СПб., 2005. - 198 с.

30. Маюров Н.П. Понятие и основные признаки дисциплинарного отношения в органах милиции / Н.П. Маюров // История государства и права. - 2004. - № 2. - С. 20-24.

31. Маюров Н.П. Правовые особенности служебной дисциплины сотрудников милиции / Н.П. Маюров // История государства и права. - 2003. - № 5. - С. 17-20.

32. Маюров Н.П. Роль товарищеских судов чести рядового и начальствующего составов в укреплении служебной дисциплины сотрудников милиции в 60 - 80-е годы XX века / Н.П. Маюров // История государства и права. - 2006. - № 1. - С. 43-46.

33. Мехович А.М. Дисциплинарные отношения в органах внутренних дел: история и современность / А.М. Мехович, А.С. Мордовец // Известия вузов. Сер. Правоведение. - 1999. - № 3. - С. 154 - 162.

34. Мирнова Л.И. «Внутренняя» профилактика проявлений делинквентного поведения сотрудников органов внутренних дел / Л.И. Мирнова // Рос. следователь. - 2007. - № 12. - С. 31-32.

35. Мирнова Л.И. Роль подразделений собственной безопасности в предупреждении преступлений, совершаемых сотрудниками ОВД / Л.И. Мирнова // Юридический мир. - 2007. - № 6. - С. 40-41.

36. Никифоров А.В. Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел : Автореф. дис... канд. юрид. наук / А.В. Никифоров.-- Омск, 1998 - 23 с.

37. Нургалиев Б.М. Основные направления укрепления законности в деятельности следственного аппарата / Б.М. Нургалиев // Проблемы обеспечения законности в деятельности органов внутренних дел. - Караганда, 2004. - С. 125-129.

38. Нырков В.В. Поощрение и наказание как парные юридические категории : Автореф… канд. юрид. наук / В.В. Нырков. - Саратов, 2003. - 23 с.

39. Полетаев Ю.Н. Правовое положение государственных гражданских служащих в сфере труда / Ю.Н. Полетаев. - М., 2005.

40. Половинко В. Парадоксы дисциплинарной ответственности / В. Половинко, Р. Кирсанов // Человек и труд. - 2006. - № 6. - С. 64-65.

41. Родионова Е.В. Социальная ответственность офицера / Е. В. Родионова // Военно-юридический журнал. - 2007. - № 2.

42. Розенфельд В.Г. Административное принуждение, административная ответственность: Учебное пособие / В.Г. Розенфельд, Ю.Н. Старилов. - Воронеж, 2003. - 158 с.

43. Рыжаков А.П. Постатейный комментарий к закону РФ от 18 апереля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» [Электронный ресурс] / А.П. Рыжаков / СПС «КонсультантПлюс».

44. Сергеев А.В. Основание дисциплинарной ответственности / А.В. Сергеев // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право. - 2005. - №4. - С. 77-86.

45. Сергун П.П. Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: состояние и теория развития / П.П. Сергун. - Саратов, 1998. - 240 с.

46. Сергун П.П. Служба в органах внутренних дел: Справочник / П.П. Сергун. - М., 2002. - 314 с.

47. Сорокин В.Д. Проблемы административного процесса / В.Д. Сорокин. - М., 1968. - 297 с.

48. Старилов Ю.Н. Административная юстиция / Ю.Н. Старилов. - М., 2001. - 315 с.

49. Стремоухов А. В. Воспитательно-правовая работа по укреплению законности и служебной дисциплины среди сотрудников органов внутренних дел : Лекция / А.В. Стремоухов. - СПб., 1997. - 68 с.

50. Терехова Ю.К. Дисциплинарные взыскания. Отстранение от работы [Электронный ресурс] / Ю.К. Терехова / СПС «КонсультантПлюс».

51. Трофимов Е.Н. Порядок назначения и проведения разбирательства по фактам нарушений воинской дисциплины / Е.Н. Трофимов // Закон и армия. - 2005. - № 8.

52. Федулаев Д.А. Факторы, влияющие на нарушение законности в деятельности органов внутренних дел, и средства воздействия на них / Д.А. Федулаев, Н.Э. Марыненко // Адвокатская практика. - 2005. - № 6.

53. Чаннов С.Е. Особенности дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих / С.Е. Чаннов // Трудовое право. - 2006. - № 6. - C. 62-65.

54. Шамаров В.М. Воспитательная работа с личным составом органов внутренних дел / В.М. Шамаров, Х.Х. Лойт. - СПб., 2001. - 315 с.

55. Шамаров В.М. Правовые и организационные основы государственной службы в РСФСР : Учебн. пос. / В.М. Шамаров. - М., 1998. - 198 с.

56. Шугрина Е. Возможность привлечения к дисциплинарной ответственности / Е. Шугрина // Муниципальная власть. - 2006. - № 2. - С. 12-15.

57. Янбухтин Р.М. Личность сотрудника органов внутренних дел как объект управленческих отношений / Р.М. Янбухтин // Вестник Оренбург. гос. ун-та. - 2005. - № 3 (II Ч.). - С. 193-197.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты