Рефераты

Нормы права

Нормы права

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

Стр.3

Глава 1. Правовые нормы, как вид социальных норм. Понятие, Стр. 4
признаки

Глава 2. Структура правовой нормы Стр.11

2.1. Понятие структуры нормы права и ее элементы Стр. 11

Структура отправных норм права Стр. 19

Структура норм - правил поведения Стр. 20

Глава 3. Соотношение нормы права и статьи нормативного Стр. 24 правового акта

3.1. Приемы и способы изложения правовых норм в Стр. 28 статьях нормативного правового акта

Глава 4. Виды правовых норм Стр. 31

Заключение Стр. 38

Библиография Стр. 39

Введение

Изменения, происходящие в последнее время в жизни российского общества стимулируют изыскания в области государства и права. Сами по себе такие социальные явления как государство и право представляют собой объект повышенного интереса с практической точки зрения. Они играют очень важную роль в жизни отдельного индивида и общества в целом. Правовые отношения в государственно-организованном обществе опосредуют едва ли не всю деятельность людей, а государство является довольно активным их участником.

На мой взгляд, вопрос «Нормы права» является одним из основополагающих и интересных в области теоретических познаний государства и права и поэтому я решила рассмотреть его в моей курсовой работе. Затрагиваемые в работе проблемы в известной мере традиционны и сравнительно изучены в российском правоведении, так как теория правовой нормы, отличается аргументированностью и стабильностью ее основных положений. И все же обращение к проблематике, казалось бы, достаточно изученной, представляется в данном случае оправданным. Это объясняется, прежде всего, ее практической значимостью. Вопрос о правовых нормах касается, прежде всего, того, как образуются и реализуются государственно-обязательные правила поведения. Очевидна теоретическая значимость данного вопроса и, наконец, неоднозначность подходов к рассматриваемой проблематике в специальной литературе. До известной степени это естественно: достижение полного единодушия в решении проблемы упразднило бы, вероятно, саму проблему. Вместе с тем множество мнений предполагает различную степень истинности, глубины осмысления изучаемых явлений. В своей работе я так же рассматриваю классификацию норм права, анализирую их соотношение и взаимодействие с прочими социальными нормами, сравниваю их со статьями нормативного акта.

1. В целях наиболее детального и подробного освещения основных аспектов представленной темы, объективного анализа входящих в нее проблем

работа разделена на четыре главы. При написании курсовой работы я использовала монограммные работы и учебники известных ученых в области права: Алексеева С.С, Бабаева В.К, Бурлая Е.В., Венгерова А.Б., Вострикова П.П., Голунского С.А., Пиголкина А.С, Черданцев А.Ф. и др., журналы.

Глава 1. Правовые нормы, как вид социальных

норм. Понятие, признаки

Общественные отношения, отличающиеся сложностью и многообразием, постоянно нуждаются в упорядочении, регулировании и охране.

Регулирование общественных отношений (социальное регулирование) может быть:

индивидуальным, т.е. направленным на упорядочение поведения субъектов
(общественных отношений) при помощи разовых решений, относящихся к
строго определенному случаю и к индивидуально определенным лицам;

нормативным, т.е. направленным на упорядочение поведения субъектов
(общественных отношений) при помощи общих правил (социальных норм),
которые распространяются на все случаи данного рода и на все субъекты.

Социальные нормы - это правила поведения или информационные обобщения о наиболее типичных жизненных ситуациях или явлениях, созданные людьми и обращенные к ним в целях установления и поддержания условий человеческого общежития или классового господства.

Социальные нормы -- одно из основных средств ориентации поведения личности или социальной группы в определенных условиях и средство контроля со стороны общества за их поведением. Основная функция социальных норм - функция регулирования общественных отношений -

Востриков П.П. Теория государства и права. Учебное пособие. Н. Новгород. 2003. Стр. 137

проявляется в том, что они содержат более или менее детальные "модели" поступков, так или иначе связанных со взаимоотношениями людей, оценивают полезность этих поступков, указывают на последствия их соблюдения или несоблюдения. Таким образом, социальные нормы - это средства упорядочения общественных отношений, т.е. отношений между людьми и их объединениями.

Социальные нормы различаются по видам.

По содержанию социальных нормы делятся на:

политические (регулируют политические отношения *- по поводу
политической власти);

экономические (регулируют экономические отношения - по поводу
производства и обмены материальных благ);

нормы культуры (регулируют общественные отношения в непроизводственной сфере, связанные с реализацией духовных потребностей и интересов человека);

- иные (этнические, религиозные, экологические и пр.).

По форме выражения выделяют такие социальные нормы:

- формально-определенные (имеют письменную форму выражения - нормы
права, нормы общественных организаций и т.п.);

- формально неопределенные (не имеют письменной формы выражения,
содержатся в сознании людей - обычаи, традиции и т.п.).

По способам формирования и обеспечения существуют следующие социальные нормы:

- обычаи - правила поведения, которые формируются естественно-
исторически, в результате многократного повторения наиболее рациональных
действий. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия
(обычаи реализуются в виде традиций, обыкновений, ритуалов и
церемониалов);

- нормы морали - правила поведения, которые формируются в обществе
естественно-исторически в соответствии с нравственными представлениями
людей. Их реализация обеспечивается мерами общественного воздействия;

- нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - правила
поведения, которые устанавливаются общественными организациями в целях
регулирования внутриорганизационных отношений. Их действие
распространяется только на членов этих организаций. Их реализация
обеспечивается мерами общественного воздействия, предусмотренными
уставами этих организаций;"

- и наконец, важнейший вид социальных норм -- правовые нормы.

В самом общем виде под нормой права в современной теории права понимается установленное либо санкционированное государством общеобязательное правило поведения, выражающее волю господствующего класса и служащее орудием регулирования общественных отношений."

Существует несколько определений нормы права, например А.Б. Венгеров дает такое определение:

Норма права -- это общеобязательное правило, установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.

По емкому и точному определению П.П.Вострикова:

Нормы права - это правила поведения, которые устанавливаются либо санкционируются государством в лице компетентных государственных органов. Их реализация обеспечивается государством, т.е возможностью применения государственного принуждения.

Обладая всеми качествами социальных норм, они имеют и специфические черты, определяемые их неразрывной связью с государством. Соединяя в себе свойства общесоциального и классового средства воздействия на поведение людей, имея особую форму выражения и охраны от нарушений, юридические нормы приобретают исключительные регулирующие возможности.

Юридическая норма - исходный, главный элемент права как социального образования, основополагающее понятие всей правовой системы."

2 Востриков П.П. Теория государства и права. Уч. пособ. Н. Новгород, 2003. Стр. 137, 138 J Нормы советского права. Проблемы теории. Саратов, 1987. Стр. 62-63

Понятие правовой нормы является одним из основных в общей теории права. Подобная оценка функциональной значимости данного понятия закономерна: социальное назначение правовой нормы заключается в выражении правила поведения, устанавливаемого от имени государства, от имени властной организации народных представителей, осуществляющей управленческие функции в данном общественном организме. Юридические нормы -- продукт сознательной деятельности человека как высшей формы отражения объективного мира. Они возникают как результат необходимости урегулирования правом общественных отношений.

Определить относительно полно понятие юридической нормы можно, лишь уяснив процесс ее образования, обусловленность, природу, признаки, социальную роль. При этом результаты исследований правовых явлений, анализ новейшего законодательства будут постоянно вносить коррективы в представления о юридической норме.

Таким образом, исходя из современных теоретических обоснований норма права - это общеобязательное, формально-определенное, установленное (либо санкционированное) и обеспечиваемое государством правило поведения, регулирующее (охраняющее) общественные отношения.

Итак, признаками норм права, как наиболее значимого вида социальных норм являются:

Нормативность (норма права представляет собой правило поведения
субъекта в определенной ситуации).

Общеобязательность (предписание нормы права обязательно для
широкого круга лиц).

Формальная определенность (норма права закреплена в официальном
источнике права).

Системность (норма права состоит из взаимосвязанных элементов:
гипотезы, диспозиции, санкции).

Объективно-субъективный характер (норма права обусловлена
необходимостью в урегулировании и охране общественных отношений, и в

этом смысле она объективна; норма права создается в ходе правотворческой деятельности и является результатом проявления сознания и воли людей, и в этом смысле она субъективна).

Предоставительно-обязывакющий характер (норма права одному
субъекту предоставляет право, а на другого возлагает обязанность).

Связь с государством: а) норма права устанавливается (санкционируется)
и обеспечивается государством в лице уполномоченных государственных
органов; б) нормы права юридически оформляет государство.

Волевой характер. В норме права выражена воля субъекта
правотворчества, являющаяся отражением общей или индивидуальной воли.

Норма права является государственным регулятором общественных
отношений. Она создается (либо санкционируется) государством в целях
регулирования и охраны общественных отношений, и государство же
обеспечивает реализацию нормы права возможностью применения
государственного принуждения в случае ее нарушения.5

Объектом отражения в юридических нормах являются обстоятельства социальной и прежде всего материальной жизни. Именно они, а не понятия о них выступают в качестве оригинала при создании правовых предписаний.

Отражение в юридических нормах социальной действительности имеет ряд особенностей, которые выступают в качестве особых - специфических признаков юридической нормы или нормы права (обусловленных связью права с государством) :

1. Юридические нормы отражают наиболее важные, значимые для общества или господствующего класса общественные отношения.

При этом предметом мыслительной обработки и последующего законодательного закрепления становятся прежде всего необходимые обществу социальные связи. Вредные, нежелательные общественные отношения также отражаются в нормах, но не сами по себе, а посредством регулирования конфликтных ситуаций.

Нормы советского права. Проблемы теории. Саратов, 1987. Стр. 64

Востриков П.П. Теория государства и права. Уч. пособ. Н. Новгород. 2003. Стр. 142. 143

2. Юридическая норма представляет собой классовое, государственное
отражение регулируемых отношений.6

Этот признак акцентирует внимание на классовом характере, политической целенаправленности правовых норм, раскрывает их сущность как инструментов социально-классовой регуляции, как средства защиты интересов господствующей части общества.7

Не все классовые отношения выражаются и закрепляются в праве, а лишь те из них, которые получают государственное одобрение. Поэтому отражение в правовых нормах регулируемых ими общественных отношений будет носить не только классовый, но и государственный характер. Его особенности в том, что субъектом отражения выступают специально уполномоченные на то государственные органы, а сам процесс отражения проходит четко обозначенные стадии и имеет строго определенные формы. Все это дает основания сказать, что правовые нормы исходят от государства.8

3. Юридическая норма - модель регулируемых общественных отношений.
Моделирование общественных отношений -- сформулированный законодателем
тот или иной вариант идеального поведения, представления о социальных
явлениях облекается в форму модели. Средства выражения модели
разнообразны: естественный язык, формулы, конструкции, цифры и т.д.
моделирование является не только средством освоения и обработки
существующих общественных отношений, но и позволяет прогнозировать
социальные процессы, создавать идеально функционирующие системы,
призванные наилучшим образом осуществлять процессы управления.

Как моделируемое правило поведения юридическая норма представляет собой концентрированную информацию о механизме воздействия права на поведение субъекта, о процессе принятия решения и его реализации в конкретных поступках, а также о стремлениях и интересах личности и социальных образований. Однако юридическая норма моделирует не только правила поведения, но и состояние общественных отношений, их особенности,

6 Нормы советского права. Проблемы теории. Саратов. 1987. Стр. 63-67

7 Бурлай Е.В. Нормы права и правоотношения в социалистическом обществе. Киев. 1987. Стр. 23

8 Нормы советского права. Проблемы теории. Саратов. 1987. Стр. 68

объектный и субъектный состав. В этом случае она несет информацию о признаках правовых явлений и понятий о них, пределах, методах, принципах правового регулирования, о правомерном и противоправном, о правовом и неправовом.

Благодаря содержащейся в ней информации и особому характеру моделирования общественных отношений, юридическая норма приобретает способность быть их регулятором. Отражая общественные отношения, юридическая норма тем самым наполняется содержанием, получает специфическую форму его выражения, формирует свою сущность.

4. Общеобязательность юридических норм наступает по воле власти в
отношении определенного охвата лиц (субъектов регулируемых общественных
отношений). Правовая норма выступает как государственное веление, как
распоряжение "от имени законодателя". Обязательность правовых предписаний
возникает из особого характера правовой нормативности, "этот особый
характер выраженной в нормах права воли состоит во властности".

5. Своеобразное оформление правовых нормативов. Объективация
правовых норм в нормативных актах, вырабатываемых и принимаемых в
порядке особой процедуры, отличающихся повышенной четкостью и
точностью формулировок, детальностью описания предписываемых действий,
является не только специфическим признаком, отличающим правовые нормы
от иных норм, но также существенным фактором их действенности,
результативности.' °

Таковы специфические черты юридических норм, обусловливающие своеобразие и ту особую регулирующую роль, которую они играют в общей системе нормативной социальной регуляции.

9 Нормы советского права. Проблемы теории. Саратов, 1987. Стр. 72-73

10 Бурлай Е.В. Нормы права и правоотношения в социалистическом обществе. Киев, 1987. Стр. 23-24

Глава 2. Структура правовой нормы 2.1 Понятие структуры нормы права и ее элементы

Представление о норме права будет не полным, если не рассмотреть ее структуру.

Структуры (а их несколько) у правовой нормы сложились исторически, постепенно, и тоже представляют большую социальную ценность. Их происхождение идет из глубокой древности, из обществ присваивающей экономики и даже с тех времен, когда человек еще как биологическое существо, как другие биологические виды, научился связывать свое поведение с результатами этого поведения, свои реакции на те или иные условия жизнедеятельности закреплять в коллективном опыте, в коллективном сознании по критериям «благоприятно - неблагоприятно».

Мононормы первобытного общества строились по этой схеме, и лишь в последствии «благоприятно -- неблагоприятно» переросло в отношения по критериям «можно - нельзя» (право), «хорошо - плохо», «добро - зло» (мораль).11

Структура нормы права является формой ее внутреннего содержания. Норма права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в Которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно, в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой нрава, а пожеланием.12 Поэтому структура юридической нормы представляет собой единство составляющих ее элементов, определенным образом связанных и расположенных. Определяется она строением регулируемых правом общественных отношений.13

" Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Стр. 437

12 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. Стр. 230

13 Нормы советского права. Проблемы теории. Саратов, 1987. Стр. 94

Структуре нормы права свойственна своя типовая схема (модель) связи образующих ее элементов. Главное в этой типовой схеме -- нормативное построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной воли. Это нормативное построение состоит в том, что содержание нормы не только выражается при помощи таких категорий, как права и обязанности, но и имеет характер общего правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и логических нормах.14

Структура нормы права - это ее смысловое построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования отношений между лицами, совокупность элементов. Теория структуры нормы права была разработана еще древнеримскими юристами. Они пришли к выводу, что норма права становится способной регулировать отношения только в том случае, если имеет определенную логику при формулировании предписания, которая позволяет применять данное предписание в жизни. Нормы права можно излагать при помощи различных речевых оборотов, но в любом случае при этом прослеживается формула: «Если...то...иначе...», включающая три элемента:

1) та часть нормы, в которой предусматриваются жизненные
обстоятельства, при наступлении которых в реальности возникает
определенное отношение, называется гипотезой (от греч. Hypothesis -
основание, предположение). Гипотезой обозначают ту часть нормы права, где
указаны условия (жизненные обстоятельства), наличие которых дает
возможность осуществлять правило поведения - исполнять, соблюдать,
использовать, применять это правило;

2) та часть нормы, в которой устанавливается отношение, возникающее
при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой, называется
диспозицией (от лат. disposition - расположение в определенном порядке друг
по отношению к другу). Диспозицией обозначают само правило поведения -
действие или бездействие, которое предписывает осуществлять норма права и
которому должны следовать адресаты нормы;

1 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М, 1996. Стр. 232

3) та часть нормы, в которой определяются меры ответственности субъектов права в случае совершения ими действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы, называется санкцией ( от лат. sanstio -- строжайшее постановление). Санкцией обозначают обеспечивающий механизм нормы права - указание на те неблагоприятные последствия, которые могут возникнуть у нарушителя правила поведения (диспозиции).'3, 16

Теория права идет дальше, она углубляется в изучение каждого из элементов, которые также имеют свои характеристики, признаки.

Гипотеза не просто учитывает жизненные обстоятельства, при которых действует норма права, она тем самым придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение, превращает их в юридические факты. Например, юридические факты начинаются, если имеется взаимное согласие лиц, желающих вступить в брак, достигнут ими брачный возраст, отсутствуют родственные отношения, препятствующие браку, не имеется душевных болезней или слабоумия у брачующихся, отсутствует у брачующихся другой брак, то только тогда можно вступить в брак. Согласие, возраст и другие жизненные обстоятельства -- это и есть условия действия нормы о заключении брака, это и есть юридически значимые факты, это и есть гипотеза нормы.

Современными теоретическими разработками (П.П. Востриков) используется классификация гипотез по форме изложения.

Абстрактная форма изложения предусматривает обобщающую формулировку. Например: п.1 ст.З Налогового кодекса РФ предусматривает, что «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы», при этом не обозначая какие конкретно.

Казуистической формой изложения детализированы, конкретно перечислены все обстоятельства, необходимые для реализации нормы. Статьей 15 Налогового кодекса РФ «Местные налоги и сборы» установлен точный исчерпывающий перечень местных налогов и сборов, подлежащих уплате в местные бюджеты на территории России.

15 Правоведение. Учебник для ВУЗов под редакцией Бабуриной С.Н. М., 2003. Стр.3 1-32

16 Востриков П.П. Теория государства и права. Уч. пособ. Н. Новгород, 2003. Стр. 146

17 Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 1998. Стр. 439

По своему строению различают простую, сложную и альтернативную виды гипотез.

Если в гипотезе указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической нормы, то такая гипотеза называется простой. Например: ст. 444 ГК РФ «Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту».

Если гипотеза действие нормы ставит в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более признаков, то она называется сложной. Например: п.4. ст. 101 УК РФ «Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения».

Альтернативной называют гипотезу, ставящую действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств.19 Например: ст. 387 ГК РФ «Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления одного из указанных в нем обстоятельств...», и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.

Классификация диспозиций определяется способами изложения. В зависимости от того, как излагается правило поведения, различают следующие виды диспозиций:

Диспозиция может быть простой - указание на тот или иной
однозначный вариант поведения, не раскрывая его. Например: п.1. ст. 269 ГК
РФ «Лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное
пользование, осуществляет владение и пользование этим участком...».

Может быть описательной, когда системой оценочных понятий,
различных характеристик и признаков формируется правило поведения -

18 Востриков П.П. Теория государства и права. Уч. пособ. Н. Новгород, 2003. Стр. 146

содержит описание всех существенных признаков поведения. Например: ст. 249 ГК РФ «Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению».

В теории права выделяют также отсылочную диспозицию. В этом случае
в самой норме права не излагается правило поведения, а для ознакомления с
ним отсылает к другим статьям этого же нормативного акта. Например:
согласно п. 2 ст. 34 Налогового кодекса РФ «Должностные лица таможенных
органов несут обязанности, предусмотренные статьей 33 настоящего
Кодекса,...».

Выделяют и бланкетную (открытую) диспозицию, то есть такое
правило, которое апеллирует к нормам права из других нормативных актов."11
Например: ст. 264 УК РФ устанавливает ответственность за нарушение правил
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, перечень которых
определяется Правилами дорожного движения РФ.

Теперь, о санкции, то есть той части нормы, которая указывает на неблагоприятные (физические, психические, моральные и иные) последствия, возникающие у адресата нормы в результате нарушения им диспозиции, применение адресатом нормы диспозиции в противоречии с гипотезой и т. п. нарушениях. Теория права выделяет следующие характеристики санкции. Это всегда неодобрительное отношение государства к тому или иному нарушению требований правовой нормы. Неодобрительное отношение может выражаться в порицании нарушителя, его наказании. До тех пор, пока существуют правонарушения, санкция будет оставаться действенным средством соблюдения и исполнения юридических норм, а тем самым - средством укрепления законности и правопорядка.

По назначению различают карательные/штрафные санкции - их назначение состоит в наказании правонарушителя (лишение свободы, в т. ч. условное, дисциплинарные взыскания, штрафы и т.п.). Правовосстановительные / компенсационные санкции направлены на

' Бабаев В.К. Нормы права // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 4 993. Стр. 289

восстановление нарушенного права потерпевшей стороны, на возмещение ей правонарушителем имущественного или неимущественного вреда.21

Санкции правовых норм целесообразно классифицировать по объему и размерам неблагоприятных для правонарушителя последствий - по степени определенности, выделив три группы.

Абсолютно-определенной в теории называется санкция, которая имеет
точно фиксированное выражение и не может быть изменена государственным
органом, ее применяющим. Примерами служат санкции гражданского права,
требующие, как правило, полного возмещения убытков, санкции
административного права, устанавливающие точную величину штрафа,
который должен уплатить правонарушитель. Например: ч. 1 ст. 116 Налогового
кодекса РФ «Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе влечет
взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей».

Относительно-определенной является санкция, в которой точно
установлены верхняя и нижняя границы, в рамках которых правоприменяющий
орган сам устанавливает ее точный размер. Примерами служат большинство
санкций уголовного права, многие санкции административного права.
Напротив, в гражданском праве относительно определенные санкции
практически не применяются, ибо основным принципом этой отрасли является
полное возмещение причиненного правонарушителем ущерба.22 Например: п.1.
ст.281 УК РФ «Диверсия - совершение взрыва, поджога или иных действий,
направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений,
путей сообщения и средств сообщения, средств связи... в целях подрыва
экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, -
наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет».

Альтернативные санкции, где названы и перечислены через
соединительно-разделительные союзы «или», «либо» несколько видов
неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только

20 Бабаев В.К. Нормы права II Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 1993. Стр. 299 2|Востриков П.П. Теория государства и права. Уч. пособ. Н. Новгород, 2003. Стр. 147 22 Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 1996. Стр. 235

одно - наиболее целесообразное для решаемого случая.23 Например: ст. 182 УК РФ, гласит, что «заведомо ложная реклама наказывается штрафом в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательными работами на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет».

Целесообразно исходя из сложности по построению многих альтернативных санкций отметить в качестве четвертого вида -- сложно-альтернативные санкции, когда наряду с альтернативой применения нескольких неблагоприятных последствий, возможно применение сопряженных мер воздействия. Например: ч. 1 ст. 215 УК РФ «Нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики» предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 200 до 500 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо ограничением свободы до трех лет, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового».

Также целесообразно отметить классификацию видов санкций по отраслевой принадлежности:

конституционно-правовые;

административно-правовые;

гражданско-правовые;

дисциплинарные;

уголовно-правовые.24

Ознакомление с разновидностями элементов юридической нормы дало возможность наглядно продемонстрировать, что она собой представляет и как действует. Даже простое описание структуры нормы позволяет убедиться, что это - не произвольная логическая конструкция, а выражение объективной структуры права на ее первичном уровне.

ъ Бабаев В.К. Нормы права//Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород. 1993. Стр. 302 24 Востриков П.П. Теория государства и права. Уч. пособ. Н. Новгород, 2003. Стр. 147

Вопрос о структуре нормы права является остро-дискуссионным в юридической науке. В теории права и отраслевых юридических науках есть два основных подхода к пониманию структуры нормы права:

1. Существует логическая и фактическая структура нормы права
(Строгович, Недбайло). Логическая структура нормы права включает все три
элемента (гипотезу, диспозицию, санкцию). Эти элементы образуют логическое
содержание нормы права, которое можно выразить следующей формулой:
«Если..., то..., иначе». Фактическая структура нормы права, как правило,
включает два элемента.

2. Существует только фактическая структура нормы права, состоящая из
двух элементов (Томашевский, Черданцев). Ее можно выразить формулой:
«Если..., то...».

По мнению ряда авторитетных ученых и практиков, в т.ч. П.П. Вострикова, более перспективной представляется точка зрения о двухэлементном строении нормы права.

Структура конкретно-регулятивной нормы зависит от ее (нормы) вида (по функциям права): а) регулятивная норма состоит из гипотезы и диспозиции; б) охранительная норма - из гипотезы и санкции. (Однако специалисты в области уголовного и административного права первый элемент охранительной нормы называют не гипотезой, а диспозицией. При этом под диспозицией они понимают указание не на правило поведения, а на правонарушение).

С точки зрения сторонников двухэлементной структуры нормы права -трехэлементной структуры нормы права реально не существует. Она создается путем искусственного соединения двух разных норм: регулятивной и охранительной. При таком искусственном соединении охранительная норма превращается в санкцию регулятивной нормы.

В действительности между нормами права существует четкое разделение их юридических функций: а) регулятивная функция права осуществляется регулятивными нормами; б) охранительная функция права - охранительными нормами. На этой основе осуществляются связи между нормами права и их

взаимодействие. Нарушение регулятивной нормы права вызывает реализацию охранительной нормы права, предусматривающей меры государственного принуждения э.

Структуру любой правовой нормы образует единство составляющих ее элементов. Однако характер этих элементов, их количество, расположение способ связи и назначение зависят от вида юридических норм.26

2.2 Структура отправных норм права

Эти нормы весьма неоднородны и отличаются друг от друга степенью общности, функциональным назначением, диапазоном действия, общеправовой или отраслевой принадлежностью. Но всем им присуще одно общее свойство -они законодательно закрепляют какое-либо правовое положение материального или процессуального характера. Делается это либо путем его словесного обозначения, или указания одного или нескольких существенных признаков, либо полного определения. Эти признаки правового понятия, явления, принципа выступают в качестве структурных элементов отправной юридической нормы. При этом логическая структура выражается либо полно и тогда она совпадает со структурой законодательного нормативного предписания, либо она «урезается» до констатации какого-либо факта или признака правового понятия. В последнем случае логическая структура правовой нормы восстанавливается лишь при необходимости уяснения смысла констатируемого положения.27 Примером отправной (исходной, учредительной) юридической нормы может быть ст. 1 Закона Российской Федерации «О государственной налоговой службе Российской Федерации», которая определяет эту службу как единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства (первый признак), за правильностью исчисления (второй признак), полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных

25 Востриков П.П. Теория государства и права. Уч. пособ. Н. Новгород. 2003 Стр. 148

26 Нормы советского права. Проблемы теории. Саратов, 1987. Стр. 95

27 Нормы советского права. Проблемы теории. Саратов, 1987. Стр. 96

соответствующим законодательством (третий признак). Совокупность названных признаков и образует структуру данной юридической нормы. Нет смысла, поэтому искать в отправных (исходных, учредительных) нормах гипотезу, диспозицию или санкцию. Общерегулятивная норма права не имеет внутренней структуры, так как она не устанавливает конкретного правила поведения, а закрепляет общие начала, основы правового регулирования общественных отношений.28

2.3 Структура норм - правил поведения

»

Вопрос о структуре конкретно-регулятивной нормы права является остродискуссионным в юридической науке. В теории права и отраслевых юридических науках есть два основных подхода к пониманию структуры нормы права:

1. Существует логическая и фактическая структура нормы права
(Строгович, Недбайло). Логическая структура нормы права включает все три
элемента (гипотезу, диспозицию, санкцию). Эти элементы образуют логическое
содержание нормы права, которое можно выразить следующей формулой:
«Если..., то..., иначе». Фактическая структура нормы права, как правило,
включает два элемента.

2. Существует только фактическая структура нормы права, состоящая из
двух элементов (Томашевский, Черданцев). Ее можно выразить формулой:
«Если..., то...».29

Традиционно и широко распространено до сих пор в литературе сформулированное С.А. Голунским и М.С. Строговичем мнение о трехчленном строении юридической нормы (гипотеза, диспозиция, санкция): «В правовой норме содержится прежде всего указание на условие, при котором норма полежит применению, затем изложение самого правила поведения, наконец, указание на последствия невыполнения этого правила».3' По образному

28 Востриков П.П. Теория государства и права. Уч. пособ. Н. Новгород, 2003. Стр. 148

29 Бабаев В.К. Нормы права // Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 1993. Стр. 279
j0 Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. М., 1940. Стр. 251

выражению Ю.С. Жицинского, «без диспозиции норма немыслима, без гипотезы бессмысленна, без санкции -- бессильна.31

Но не все правоведы согласны с тем, что юридическая норма состоит из трех структурных элементов. Так, например многие дореволюционные юристы исходили из двучленного строения юридической нормы и в связи с этим признавали наличие норм не обеспеченных санкциями.32 Получило известную поддержку мнение СВ. Курылева и Н.П. Томашевского о том, что всякая норма права состоит из двух элементов. Причем в одних случаях это гипотеза и диспозиция (регулятивные), в других - диспозиция и санкция (правоохранительные).

Суждения о двухэлементном строении юридической нормы - правила поведения имеют различные модификации и обоснования. Так, А.С. Пиголкин, Ф.Н. Фаткуллин считают возможным, но вовсе не обязательным элементом каждой юридической нормы гипотезу. Она, как отмечает Ф.Н. Фаткуллин -видовой, а не общий структурный элемент правовых норм, и необходима для норм, диспозиции которых приводятся в рабочее состояние лишь при наступлении определенных жизненных ситуаций. В правовых же нормах, диспозиции которых находятся в непрерывном рабочем состоянии, объективно гипотезы быть не может.33

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты