Нормы таможенного права: толкование, применение и действие
Нормы таможенного права: толкование, применение и действие
Нормы таможенного права: толкование, применение и действие
Понятие и виды таможенно-правовых норм
Норма таможенного права представляет собой писанное правило поведения участников таможенных правоотношений, которое устанавливается государством в строго определенных порядке и форме и вступает в силу в конкретный законодательный срок. А совокупность таможенных норм составляет предмет и содержание самого таможенного права как формирующейся юридической науки. Отдельно взятая норма таможенного права, группа таких норм - это еще не само таможенное право. Таможенное право, как и право вообще, - прежде всего «система юридических норм, которая в наиболее полном и общем виде выражает в этих нормах государственную волю, ее общечеловеческий … характер, пронизана едиными закономерностями и принципами, обусловленными экономической, политической и духовной структурой общества» См.: Байтин М.И. Нормы права // Теория государства и права. М., 1977. С. 313.. Норма таможенного права, в отличие от социальных норм вообще, - это достаточно самостоятельное и независимое понятие, которое обладает своими специфическими особенностями и признаками. К наиболее важным из них, можно отнести следующие.
Во-первых, нормы таможенного права, в отличие от других социальных предписаний (за некоторыми исключениями), сами выступают в виде целостных правовых образований и сообразно воли государства призваны регулировать специфический вид отношений в обществе - таможенные отношения. Особенность таких отношений состоит в том, что они предполагают наличие не только правовых субъектов и объектов воздействия, но и социально-экономических, организационных и иных взаимоотношений и фактов в широком смысле этого слова.
Во-вторых, нормы таможенного права всегда готовятся и издаются с санкции государства и выражаются в установленной в законодательстве либо в общепризнанной форме. Например, они могут выступать в форме норм Конституции Республики Беларусь, законов, декретов и указов Президента Республики Беларусь, постановлений и распоряжений Правительства Беларуси.
В-третьих, нормы таможенного права всегда охраняются государством, и государство заинтересовано в их правовом качестве и в действительном исполнении в ходе правового воздействия на таможенные отношения.
В-четвертых, нормы таможенного права, в отличие от других социальных норм, всегда содержат общеобязательные установки и предписания. Сама норма в этом свете есть некая правовая модель, мера, эталон, масштаб поведения тех или иных участников таможенных отношений. Помимо общепризнанных компонентов данная норма может включать нечто, противоположной гипотезе, логический результат либо без такового, программную и прогностическую информацию См.: Кудрявцев Ю.В. Нормы права как социальная информация. М.: Юридическая литература, 1981. С. 71-79..
В норме таможенного права всегда выражается определенное предписание о том, как должны поступать участники рассматриваемых правоотношений в различных ситуациях. Такое предписание, или веление, заключается в любой норме таможенного права независимо от того, выражена ли она в законе, подзаконном акте, или в обычае, или в ином положении.
По характеру правил поведения участников таможенных правоотношений, составляющих содержание таможенно-правовой нормы, нормы таможенного права могут быть различных видов. Это, прежде всего, материальные и процессуальные нормы.
Материальные нормы таможенного права регламентируют структуру таможенного законодательства, систему таможенно-правового пространства Беларуси, права и обязанности физических и юридических лиц в таможенной сфере, их поведение, то есть закрепляют материально правовое содержание прав и обязанностей участников таможенных отношений.
Процессуальные нормы таможенного права устанавливают порядок и действие норм материального права. Так, в Законе Республики Беларусь «О таможенном тарифе» законодатель определяет совокупность ставок таможенных пошлин, систематизированных в соответствии с принятой товарной номенклатурой и реализуемых конкретными субъектами при перемещении товаров через таможенную границу.
По направленности поведения участников таможенных отношений рассматриваемые нормы можно классифицировать на: обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
Норма таможенного права может прямо предписывать участникам правоотношений совершение определенных действий, то есть непосредственно возлагать на них определенные обязанности. Подобные нормы можно называть обязывающими таможенно-правовыми нормами. Например, ст. 173 ТК констатирует: «При декларировании товаров и транспортных средств декларант обязан произвести декларирование товаров и транспортных средств в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим кодексом». Эта норма предписывает декларанту совершение определенных действий и, таким образом, является обязывающей нормой таможенного права.
Норма таможенного права, может запрещать участникам таможенных отношений совершение определенных действий. Эти нормы называются запрещающими нормами таможенного права. Так, ст. 176 ТК гласит о том, что в процессе изменения или дополнения таможенной декларации нельзя расширять или сужать ее действия. При этом, должностные лица таможенных органов не вправе по собственной инициативе, по поручению или по просьбе лица заполнять письменную таможенную декларацию, изменять и дополнять сведения, указанные в таможенной декларации, за исключением внесения в нее тех данных, которые отнесены к компетенции таможенных органов, а также изменения или дополнения кодированных сведений, используемых для машинной обработки, если такие сведения в некодированном виде имеются в таможенной декларации. Следовательно, эта статья запрещает расширять или сужать сферу действия декларации при ее изменении или дополнении, а также запрещает производить какие-либо действия сотрудникам таможенных органов помимо таможенной декларации; в противном случае наступят меры административного наказания. Данную норму можно считать запрещающей нормой таможенного права.
Многие нормы таможенного права вообще не предписывают определенных действий и не запрещают их, а предоставляют участникам таможенно-правовых отношений возможность совершать те или иные действия, управомочивают их на совершение данных действий. Эти нормы называются управомочивающие нормы таможенного права. Например, ст. 226 ТК устанавливает, что в целях таможенного оформления таможенные органы имеют право брать пробы и образцы товаров и производить их исследование (экспертизу), если они не управомочены в это время совершать также иные действия. Следовательно, указанная статья устанавливает управомочивающую норму таможенного права.
Нормы таможенного права могут быть классифицированы по степени определенности выражения в них правил поведения участников таможенных правоотношений.
Значительное число данных норм устанавливает вполне определенные правила поведения, подлежащие соблюдению. Такие нормы называются определенными.
Некоторые нормы таможенного права самого содержания правил поведения участников таможенных отношений не определяют, а предоставляют это другим - специальным органам, лицам и иным субъектам права. Такие таможенно-правовые нормы называются бланкетными. К бланкетным нормам можно отнести ст. 124 ТК, устанавливающую ответственность за просрочку времени задолженности при взыскании таможенных платежей. Однако о том, кто и как обращает взыскание на имущество нарушителя при отсутствии у него денежных средств, как действует в этом случае нарушитель и другие, здесь точно не говорится. Эти вопросы решаются соответствующими государственными органами и должностными лицами, а рассмотренная статья лишь при указанных условиях является бланкетной нормой.
В этом контексте следует также назвать и отсылочные таможенно-правовые нормы. К отсылочным нормам таможенного права относятся такие, которые, формируя определенное правило поведения, отсылают по какому-либо вопросу к другим юридическим нормам, актам и их пунктам. Так ст. 219 ТК гласит: «Контрабанда, незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, сырья, материалов, оборудования, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; невозвращение на территорию Республики Беларусь историко-культурных ценностей; уклонение от уплаты таможенных платежей являются преступлениями и наказываются в соответствии с УК. Здесь при решении вопросов уголовной ответственности по выше изложенным статьям законодатель отсылает нас к уголовному законодательству. Иногда отсылочные таможенно-правовые нормы мало чем отличаются от бланкетных, поскольку первые, и вторые содержат указание на какую-либо иную норму, положение, пункт и др. В то же время отсылочные таможенно-правовые нормы ссылаются на другие, уже принятые и используемые на практике нормы; и в итоге норму отсылочной делает лишь законодатель. Эту норму без особого труда можно превратить в другую норму, то есть не в отсылочную. Но, для этого необходимо ее отредактировать, иначе повторить в ней положения закона, на который она ссылается, не меняя содержание нормы. Отсылочную норму таможенного права можно рассматривать как определенную, а не бланкетную. Бланкетные же нормы ссылаются на другие нормы, которые нередко не установлены, и при этом говорится о том, кто и как рассматриваемую норму устанавливает.
Структура нормы таможенного права
Норма таможенного права, то есть регламентированное или санкционированное государством правило поведения участников таможенных отношений, независимо от того, в какой форме она выступает (закон, подзаконный акт, одна, две статьи закона и т.д.), состоит из трех основных элементов (или компонентов) - гипотеза, диспозиция и санкция. В норме таможенного права отражено, в первую очередь, указание на условие, при котором эта норма вводится в действие и применяется (гипотеза), затем дается характеристика самого правила поведения участников таможенных отношений (диспозиция) и, наконец, описываются последствия нарушения требований рассматриваемой нормы (санкция). В ходе анализа этих элементов правовой нормы важно иметь ввиду, что норма таможенного права, как правило, выражается в законе, отдельной статье или в ином акте таможенной направленности, так как статья данного закона фиксирует, часто описывает норму таможенного права, но она не всегда идентична ей. На практике бывает и так: одна статья закона таможенной направленности вбирает в себя одну норму таможенного права. Бывает и иначе - одна статья закона таможенной направленности может содержать несколько таможенно-правовых норм, и наоборот, одна норма таможенного права может быть расписана в двух, трех и т.д. статьях рассматриваемого акта. Следовательно, когда мы говорим об элементах таможенного права, нужно рассматривать прежде всего именно ту или иную норму, а не статью какого-то закона.
Подробнее остановимся на основных элементах нормы таможенного права.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть таможенно-правовые отношения, и указывает на субъектов этих отношений. Понятие гипотезы как элемента нормы таможенного права имеет важное теоретическое и практическое значение. Обычно гипотеза - это предположение о наступлении определенных явлений и процессов в обществе либо об их причинах, условиях и закономерностях проявления. Такая гипотеза, как правило, формируется в ходе научно-исследовательской работы учеными, а в процессе исследования она или превращается в стройную теорию или, систему взглядов, или отвергается. Гипотезе же в области таможенного права придается несколько иное значение. Она характеризуется совокупностью условий, которые необходимы для осуществления в правоприменительной практике отраженного в норме правила поведения участников таможенных правоотношений.
В определенном количестве норм таможенного права гипотеза усложнена и не четко выделяется, но она имеется и следует из содержания той или иной нормы. Например, ст. 236 ТК гласит: «Должностные лица несут ответственность за административного таможенного правонарушения, если в их служебные обязанности в момент совершения ими правонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленных настоящим кодексом, а также иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу и международным договорам Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы Республики Беларусь». Здесь гипотеза усложнена и ясно не отделена от диспозиции, но она есть и очевидна. Её можно изложить так: если в служебные обязанности должностных лиц в момент совершения им правонарушения входило обеспечение выполнения требований, установленных настоящим кодексом, а также иными актами законодательства Республики Беларусь по таможенному делу и международными договорами Республики Беларусь, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы, то соответствующие таможенные органы имеют право привлечь их к ответственности за нарушение таможенных правил (диспозиция). Следовательно, в первой части указанной статьи заключена гипотеза, то есть условие, при котором применяется данное правило поведения, и диспозиция, то есть само правило поведения. Хотя в этих гипотезе и диспозиции содержится и своя мера ответственности, то есть она заключает и прямой смысл определенной санкции.
Санкция указывает на последствия несоблюдения нормы таможенного права, которые в ней содержатся и непосредственно вытекают из действий участников таможенных правоотношений. Санкция здесь выступает в роли результирующего компонента рассматриваемой нормы. В ряде норм таможенного права санкция, пусть даже и не четко выраженная, в общем плане упоминается в самом тексте закона, причем с нечетко выраженной гипотезой. Например, ст. 193-10 КоАП гласит, что «Транспортировка, хранение, приобретение товаров и транспортных средств, ввезенных на таможенную территорию Республики Беларусь помимо таможенного контроля, либо с сокрытием от такого контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации влечет за собой наложение штрафа на граждан в размере от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией товаров и транспортных средств или без их конфискации либо с взысканием стоимости этих товаров и транспортных средств или без взыскания их стоимости». Первое положение этой статьи представляет нечеткую гипотезу: если транспортировка, хранение[...] товаров и транспортных средств, ввезенных помимо таможенного контроля, либо с сокрытием. В конце статьи зафиксирована санкция (расплывчатая).
В ряде законодательных актов таможенной направленности санкция прямо не указывается: или она вытекает из нормы таможенного права, либо указана в других нормах. Например, в статье 56 ТК, указано, что ответственность за уплату таможенных платежей может нести владелец магазина беспошлинной торговли. В этих статьях санкции не указаны, то есть четко не сказано, что последует за тем, если, скажем, какое-то лицо (либо лица) допустит нарушение этого правила (говорится «может быть возложена ответственность», а может быть и не возложена, или «ответственность несет владелец», а может и не несет). Однако в иных актах предусмотрена ответственность за уплату таможенных платежей с согласия таможенного органа. Отсюда санкция обычно или имеется, или предполагается в той или иной норме таможенного права, хотя она может и не быть отражена в тексте нормативного акта, в статье и др., в которых зафиксирована диспозиция и норма. Санкция является частью нормы таможенного права, которая определяет принудительные меры, обеспечивающие соблюдение участниками правоотношений таможенно-юридических норм.
Необходимо отметить своеобразие норм уголовного права, которые регулируют некоторые таможенно-правовые отношения. Эти нормы предусматривают некоторые виды преступлений в сфере таможенного дела и наказания, подлежащие применению к лицам, их совершившим. В этих нормах санкция, как правило, определяется четко и ясно - конкретные меры наказания тут же следуют за соответствующие преступления в таможенной сфере. Гипотеза и диспозиция в них зачастую просто сливаются. Вследствие этого таможенно-правовые нормы, содержащиеся в таможенном законодательстве, порой состоят не из трех, а из двух элементов - из диспозиции (куда вливается и гипотеза) и санкции. В статье 229 УК указано, что незаконный экспорт товаров, технологий, услуг и иных объектов экспортного контроля, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, вооружения и военной техники, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации. Первая часть нормы описывает само преступление в таможенной сфере (это диспозиция); содержат в себе гипотезу и ее без труда можно выразить, на примере так: незаконный экспорт товаров, технологий, услуг и иных объектов экспортного контроля, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения. Вторая часть указанной нормы, устанавливает вид и размер наказания за указанные неправомерные действия, - наказывается лишением свободы на срок до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации, - что составляет санкцию нормы таможенного права.
Учитывая последние разработки ученых-юристов, занимающихся теоретическим анализом норм права См., напр.: Байтин М.И. Нормы права // Теория государства и права. М., 1997. С.316-324., можно следующим образом классифицировать элементы норм:
· в зависимости от их построения гипотезы бывают простые (эти гипотезы предполагают какое-то одно условие, посредством которого реализуется норма таможенного права); сложные (здесь необходимо выполнить два и более условий для применения данной нормы);
· в зависимости от формы выражения - абстрактные (гипотеза указывает на действия норм таможенного права и акцентирует их внимание на общих, родовых признаках); казуистические (гипотеза связывает реализацию рассматриваемой нормы с отдельными случаями, которые трудно или невозможно отразить посредством абстрактной гипотезы).
Диспозиции в зависимости от формы их выражения, как и нормы таможенного права, можно классифицировать на: уполномочивающие (представляют субъектам таможенных правоотношений право на совершение положительных действий); обязывающие (возлагают на этих субъектов обязанность совершения определенных действий); запрещающие (содержат запрет на совершение противоправных действий или бездействие).
Санкции в таможенной сфере можно классифицировать прежде всего в зависимости от степени их определенности на: абсолютно-определенные (точно указывают меру государственного принуждения, которая должна быть применена в случае нарушения норм таможенного права, например, указанный выше восьмилетний срок лишения свободы); относительно-определенные (устанавливают низшую и высшую меру государственного принуждения к правонарушителям норм таможенного права (допустим, наказывается штрафом) и альтернативными (позволяют правоприменителю выбрать из двух, трех одну меру наказания к нарушителю таможенного законодательства (например, наказывается штрафом или исправительными работами на определенный срок)).
Санкции в таможенной сфере также различают по функциональности и отраслевой принадлежности. В этом контексте можно говорить о функциональных дисциплинарно-правовых санкциях (например, освобождение от должности, перевод на другую работу), об административно-правовых санкциях (в частности, штраф, конфискация товаров); о гражданско-правовых санкциях (изъятие транспортных средств, возмещение убытков, уплата неустойки и др.); об уголовно-правовых санкциях (например, обязательные работы, лишение свободы нарушителя).
Применение норм таможенного права
Для точного и правильного применения норм таможенного права к той или иной таможенной ситуации необходимо, прежде всего, чтобы тот, кто применяет ту или иную рассматриваемую норму (начальник таможни, инспектор, юрист и др.), четко уяснил ее смысл и содержание. Каждая норма таможенного права выражена в законах как источниках таможенного права. В законах отражается содержание норм таможенного права, их цели, направленность, суть, взаимосвязи с другими нормами т.д., поэтому для уяснения конкретной нормы таможенного права требуется изучение самого закона, в котором данная норма содержится, его анализ, исследование структуры, регулятивных возможностей и потенций. В результате уяснения смысла, содержание закона в таможенной сфере выступает как его толкование, так и непосредственное изучение в целях дальнейшего применения на практике. К такому толкованию закона в таможенной области либо иных актов по таможенному делу приходится прибегать в процессе применения указанных законов и актов к конкретным ситуациям, при решении правовых задач в ходе правового регулирования таможенных отношений.
Толкованию подлежит любой источник таможенного права, то есть закон или иной акт таможенной направленности, устанавливающий правовые предписания, правила поведения субъектов таможенных правоотношений. Нормы таможенного права заключают в себе специфические правила поведения и регулируют типичные правовые ситуации, которые представляют практический интерес для субъектов таможенных отношений. Эти нормы, так или иначе, не принимают во внимание особенности каждой отдельной ситуации, задачи, казуса, а характеризуют лишь их основные, наиболее значимые черты. Например, ст. 174 ТК устанавливает, что подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, необходимых для таможенных целей. Таможенный орган вправе запросить дополнительные сведения с целью проверки информации, содержащейся в таможенной декларации, представленных документах и для иных таможенных целей. Перечень указанных документов и дополнительных сведений определяется ГТК. Ни статья кодекса, ни перечень иных документов и дополнительных сведений ГТК не могут предусмотреть всех данных фактов и коллизий, которые могут возникнуть между этими участниками правоотношений; и они не могут отразить все виды информации, необходимые для реализации обозначенных таможенных целей. Поэтому в статье устанавливаются лишь наиболее общие и типичные моменты при передаче информации таможенному органу; при этом они отдельно не расписываются.
По этим и иным причинам применение конкретных норм права в конкретной ситуации непременно предполагает уяснение смысла и содержание указанной нормы, ее расширительного толкования, объяснения, увязки с поведением отдельных людей. Прежде чем приступить к толкованию закона в рассматриваемой сфере, применяющий норму таможенного права субъект права должен удостоверится в наличии данного закона (или статьи) и в подлинности текста. Наличие данного закона и его текста должно быть установлено субъектом, применяющим рассматриваемую норму, по официальному изданию конкретного закона или кодекса, а не по перепечатке последних в книге либо сборнике статей. Необходимо убедиться, действует ли в этот момент исследуемый закон и не отменен ли он; одновременно нужно удостовериться, не вносились ли в него какие-либо изменения и дополнения. После установления наличия интересующего закона и его текста очень важно определить, что именно в нем содержится необходимое вам правовое предписание (норма) и что это предписание (норма) имеет юридическую силу и является обязательной для исполнения.
В процессе применения нормы таможенного права необходимо также убедиться в том, что эта норма может быть сориентирована на интересующие вас отношения и что она принята органом, имеющим по закону право применять подобные нормы. Например, при применении законов, декретов или указов Президента Республики Беларусь в таможенной сфере такого вопроса не возникает, поскольку компетенция высшего законодательного органа и Президента Беларуси, принимающих подобные акты, а также порядок издания данных актов регламентированы в Конституции Республики Беларусь либо других законах.
В ходе применения норм таможенного права, содержащихся в актах ГТК, Совета Безопасности, министерств экономики, финансов, налогов и других органов Республики Беларусь, часто возникает необходимость выяснить, действовал ли тот или иной орган в соответствии с Конституцией и таможенным законодательством и принял ли он именно тот акт, который поможет эффективно регулировать таможенные отношения. Эти вопросы встают, когда министерства и ведомства пытаются путем принятия своих актов жестко влиять на таможенную деятельность. После того, как выявлено наличие закона или акта в рассматриваемой сфере, подлинность их текста и установлена юридическая сила, тот или иной субъект таможенного права переходит к непосредственному толкованию закона в прямом его значении, то есть характеризует смысл и содержание заключенных в нем норм и положений.
Толкование норм таможенного права
Среди ученых-юристов нет единого подхода к проблеме видов толкования законов: одни говорят о нормативном толковании законодательных актов, о судебном и доктринальном их анализе, другие - об официальном, неофициальном и грамматическом толковании правовых предписаний, третьи - обо всех вместе взятых О наиболее интересной классификации видов толкования законов см., напр.: Осипов А.В., Толкование права. Теория государства и права. М., 1997. С. 442-445.. Основываясь на имеющихся исследованиях и разработках, в таможенном праве можно говорить, прежде всего, об официальном и научном толковании законов.
Официальное толкование законов в рассматриваемой сфере - это прежде всего толкование их уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. Этот вид толкования закрепляется в законодательном порядке и подлежит неукоснительному и бесспорному исполнению.
Официальное толкование бывает легальным и судебным.
Легальное толкование законов в таможенной сфере дается уполномоченными на то государственными органами и является обязательным для их применения к конкретным ситуациям. Особым видом официального толкования законов в таможенной сфере является судебное толкование, которое может даваться судом в ходе разрешения конкретного таможенного дела или случая, по которому этот закон применяется. Например, в Вестнике Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь разъясняется практика разрешения судебных споров с участием таможенных органов Республики Беларусь, а также обсуждаются вопросы совершенствования порядка проведения и контроля внешнеторговых операций Постановление № 13 от 07.12.2000 г. Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. «О практике разрешения споров с участием таможенных органов» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Минск. № 1. 2001. С. 19-25. Указ Президента Республики Беларусь № 7 от 04.01.2000 г. «О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Минск. № 1. 2000 г. С. 34-43.. Здесь также освещаются проблемы применения таможенного законодательства Беларуси. Судебное толкование содержится в решениях или приговорах суда и обязательно лишь по рассмотренному таможенному делу (случаю) Серебрякова И., Ярусевич В. На повестке ООН: незаконный оборот оружия. Европа и Беларусь. Судебный вестник. Мн. № 2. 1997. С. 60-61.. Практике известны факты толкования норм таможенного законодательства и другими государственными органами (например, ГТК организации работы своих служб), однако самостоятельным видом толкования законов в таможенной сфере является в первую очередь судебное толкование, поскольку решение либо приговор суда по разрешению таможенного дела (случая) приобретает властные очертания и даже некую законодательную силу; и оно в этом смысле не может сравниться с толкованием норм таможенного законодательства иными министерствами и ведомствами.
Наиболее распространенным видом толкования законов таможенной направленности сейчас является научное толкование, которое базируется на научных исследованиях, разработках и публикациях в области таможенного права, экономики таможенного дела, управления таможенными органами и т.д. Толкование законов, осуществляемое в монографиях, комментариях, в учебных пособиях по таможенному праву, играет большую роль для совершенствования действующего таможенного законодательства, рационализации работы ГТК, его управлений, служб, таможенных постов и других и укрепления законности и правопорядка в таможенной области. Этот вид толкования законов неофициальный, и он не имеет обязательного юридического значения для таможенных и иных государственных органов и должностных лиц, применяющих нормы таможенного права. Представители этих органов, сотрудники, юристы, таможенные агенты и другие в ходе своей правоприменительной деятельности, безусловно, обязаны знать последние достижения науки и мнения ученых в таможенной сфере, но в процессе своей повседневной деятельности они должны опираться на законы и иные акты, обязательные для исполнения всеми. Научное толкование указанных законов могут давать не только ученые-юристы, и оно может отражаться не только в научных источниках, книгах и т.д. Научное толкование актов по таможенному праву и таможенному делу в целом может осуществляться начальниками таможенных служб, юристами, инспекторами, экспертами в их статьях, выступлениях и т.д. Например, в таможенных органах консультирование любых заинтересованных лиц по вопросам таможенного дела (а в этом случае присутствует и толкование актов, документов…) осуществляют специально уполномоченные должностные лица таможенных органов. Консультирование является платным. Консультация производится в устной или письменной форме. Устные консультации производятся в порядке очередности в пределах отведенного для консультирования времени. Консультации в письменной форме - на основании поданной заявке установленного образца. Ответ дается не позднее 30 дней со дня получения заявки. Срочные письменные консультации предоставляются в течении 7 дней. Должностное лицо таможенного органа при даче консультации не вправе вносить изменения и дополнения в представленные документы, совершать на документах распорядительные надписи, давать разъяснения по вопросам, связанным с привлечением лиц к административной и уголовной ответственности, связанным с обжалованием решений таможенных органов, не входящим в компетенцию таможенных органов. При консультировании должностные лица таможенных органов не проверяют от имени таможенного органа декларации и иные документы, которые подлежат представлению в таможенный орган. Консультирование, связанное с заполнением указанных деклараций и документов, оказывается только в устной форме, без проверки информации, предоставленной заинтересованным лицом Макаревич В.В. Интервью. Граница: пересечение интересов и проблем. С. 6.. Если подобное консультирование носит научный характер, основано на достоверном анализе норм права, фактов, то оно тоже может рассматриваться как научное толкование и использоваться в ходе применения норм таможенного права.
С точки зрения способов и средств, используемых в ходе толкования, можно выделить еще и следующие виды толкования законов в таможенной сфере: историческое, системное, логическое и грамматическое.
Историческое толкование рассматриваемых законов - это как бы предварительный вид толкования, предшествующий применению того или иного закона. Это толкование позволяет в самом начале работы уяснить смысл закона или нормы посредством анализа обстоятельств и причин, в связи с которыми рассматриваемый закон или норма в свое время были приняты. Здесь могут анализироваться и акты, которые действовали ранее, в другом историческом периоде.
Системное толкование законов в таможенной сфере предполагает комплексное, взаимоувязанное изучение структуры, функций и возможного механизма применения данного закона. При этом исследуется среда возможного действия законодательного акта и его результативность.
Логическое толкование выражается в изучении закона по тому или иному вопросу таможенного дела с точки зрения правил и средств логики, при этом детально характеризуется с позиции логики гипотеза, диспозиция и санкция отдельных норм таможенного права, их связь, виды, выясняется логический характер отраженного в законе правила поведения участников таможенных правоотношений.
Грамматическое толкование выделенных законов - заключительный этап их толкования. На этом уровне характеризуются словесные выражения в законе (норме) посредством использования правил грамматики. Грамматическое толкование осуществляется путем разбора связи слов законодательного акта, нормы, членов предложений, знаков препинания и т.д.
Обозначенные виды толкования законов не стоят особняком друг от друга, они взаимосвязаны и взаимодействуют. Это как бы различные ступени изучения законов, актов перед их применением (или в ходе применения), и в то же время они друг без друга не обходятся и зачастую предполагают одновременное либо последовательное их использование. Например, чтобы перед применением ст. 113 ТК изучить различные аспекты применения акцизов к товарам, ввозимым на территорию Республики Беларусь и вывозимым с этой территории, порой необходимо обратиться к самым различным видам толкования и анализа норм права. Сначала нужно выяснить, применялись ли до сегодняшнего времени, в прошлом статьи или законы об акцизах и как они применялись (историческое толкование); как связана рассматриваемая проблема с другими положениями действующего законодательства, в чем сущность исследуемых норм, их функции, механизм действия и как нужно применять данные нормы в связи с иными родственными нормами права (элементы системного толкования). Одновременно целесообразно также определить логическое содержание статьи, наличие в ней гипотезы и диспозиции и обозначить возможные меры ответственности за нарушение нормы (логическое толкование). Перед применением указанной статьи важно проанализировать ее словесные выражения, предложения, знаки препинания и другие (грамматическое толкование). Только после этого можно приступать к применению данной нормы. Иными словами, здесь можно (да и нужно) одновременно применять все четыре вида анализа, хотя бывают нередко и иные ситуации.
С точки зрения границ правового действия толкование законов в таможенной сфере может быть: строго обусловленным законом, ограничительным и расширительным.
Толкование, строго обусловленное законом, предполагает следующее: содержание нормы таможенного права строго вычленяется точно в таком виде, в каком оно расписано в тексте закона. В этом случае применяется буквальное толкование нормы, то есть ее характеристика в соответствии с точным текстом закона. Этот вид толкования осуществляется с помощью любых иных обозначенных видов толкования, он никогда ни уже, ни шире выражения нормы в законе. Например, ч. 2 ст. 114 ТК гласит: «За таможенное оформление товаров и транспортных средств вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов таможенные сборы взимаются в двойном размере». Выраженное в этой статье положение именно таково, как оно буквально расписано в тексте закона. Здесь строго и ясно сказано, что за указанное таможенное оформление товаров и транспортных средств таможенные сборы взимаются таможенным органом в двойном размере. Иного толкования здесь не дано, оно строго обусловлено законом.
Ограничительное толкование - это такое толкование, в ходе которого содержание нормы таможенного права сужается, то есть оно в ходе анализа оказывается уже, чем расписано в самом законодательном акте. Оно зафиксировано в самом тексте закона и используется в том случае, если формулировка закона шире, нежели сама его идея или мысль. И чтобы правильно понять эту идею или мысль, необходимо ограничить ее, несмотря на содержание закона. Так, в ст. 28 Закона Республики Беларусь «О таможенном тарифе» указывается лишь на три основных критерия достаточной переработки товаров: а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по товарной номенклатуре на уровне любого из первых четырех знаков, происходящее в результате переработки товара; б) выполнение производственных или технических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место; в) изменение стоимости товара (правило адвалорной доли), когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара. Из буквального текста статьи может быть понятно, что речь идет лишь об этих и больше ни о каких иных критериях достаточной переработки товаров в данной стране. В этом случае текст статьи в связи с предстоящим правоприменением сужается.
Расширительное толкование законов в таможенной сфере есть такое толкование, в ходе которого содержание нормы таможенного права оказывается шире, нежели оно расписано в тексте закона, то есть в этом случае сам закон толкуется широко и его применение предполагает более широкий охват объектов и явлений. Расширительное толкование в таможенном праве используется тогда, когда по смыслу законодательного акта оно обязано быть шире того, что зафиксировано в тексте нормативного акта. Например, ст. 199 ТК устанавливает, что таможенные органы осуществляют валютный контроль за перемещением лицами через таможенную границу Беларуси, за исключением периметров свободных таможенных зон и свободных складов, валюты Республики Беларусь, ценных бумаг в валюте Республики Беларусь, валютных ценностей, а также за валютными операциями, связанными с перемещением через указанную границу товаров и транспортных средств. По смыслу этой статьи объем компетенции таможенных органов в области валютного контроля не является полным, исчерпывающим и подробно расписанным. В случае рассмотрения каких-либо вопросов и споров Президент или Правительство могут учесть и иные обстоятельства: работу таможенных органов страны с национальным банком, коммерческими банками, финансовыми органами и т.д. Следовательно, данная статья может быть подвергнута расширительному толкованию.
Ограничительное и расширительное толкования законов в таможенной сфере должно быть научно обосновано, подтверждено необходимостью практической реализации и самое главное -- не должно вредить интересам участников таможенных правоотношений, государства и общества. Эти два вида толкования возможны, если несут всеобщую пользу и не ведут к произволу и правонарушениям в таможенной сфере.
Нормы таможенного права как правила поведения людей в таможенной сфере реализуются на практике в процессе регулирования разнообразных правовых отношений. При этом ими руководствуются все субъекты права, сообразуя с ними свои действия и поступки, и в ходе правоприменительной деятельности достигают стоящих перед ними целей и задач. А само применение норм таможенного права выступает как специфическое действие данного права, как реализация его норм, положений, статей; оно характеризует осуществление тех предписаний и правил, которые устанавливает таможенное законодательство. Задачей применения норм таможенного права является в первую очередь полная реализация законов, актов, положений и т.д. таможенного характера в точном соответствии с их содержанием и смыслом, без малейшего отступления от закона. Применение норм таможенного права - это, прежде всего, форма их реализации, под которой в теории права понимается «претворение, воплощение предписаний юридических норм в жизнь путем правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных лиц, общественных организаций, граждан)» См.: Григорьев Ф.А., Черкасов А.Д. Применение права /Теория государства и права. М., 1997. С. 412.. Реализация норм таможенного права всегда связана с правомерным поведением участников таможенных правоотношений, то есть таким поведением, которое не предполагает совершения правонарушений (преступлений) в таможенной сфере. Это правомерное поведение может выступать как в форме активных действий (скажем, желание перевозчика перевезти детское питание через таможенную границу), так и форме бездействия (допустим, воздержание названного перевозчика от своих целей). Само применение норм таможенного права как особая форма их реализации тоже выступает в виде активных действий субъектов права и их бездействия и характеризуется рядом специфических черт.
Во-первых, применение таможенно-правовых норм, являясь одним из видов организующе-властной деятельности соответствующих таможенных органов, постов и прочего, связано с конкретными способами разрешения ситуаций на таможенной границе, споров в суде и т.д., оно требует от участников таможенных правоотношений специальных знаний в области права, подготовки и компетенции. Для этого законодатель наделяет их всем этим, имея в виду, что правоприменительная деятельность в таможенной сфере обладает повышенной социальной экономической значимостью.
Во-вторых, применение норм таможенного права осуществляется в рамках таможенно-правовых отношений, и правомочия участников этих отношений весьма различны и нередко плохо урегулированы законом. Особенно это касается проблем экономической безопасности Беларуси, внешнеэкономической деятельности таможенных органов, таможенных режимов, валютного регулирования и т.д.
В-третьих, таможенная правоприменительная деятельность - весьма сложная деятельность, и ее реализация на практике производится в самых разных видах и формах. Это может быть и организационная работа в области таможенного дела, и работа, связанная с исполнением законодательства о платежах, таможенных тарифах, и расследование преступлений в таможенной области, и т.д.
В-четвертых, применение норм таможенного права не всегда завершается в строго установленных правовых рамках. Здесь применение норм часто может сопровождаться лишь констатацией реализации каких-то юридических фактов, экономических событий, не предполагать наказание виновных.
Применение норм таможенного права есть один из видов государственной деятельности, направленный на укрепление экономической безопасности той или иной страны и на наполнение государственного бюджета необходимыми средствами. В ходе этой деятельности государство организует строгое и неукоснительное соблюдение рассматриваемых таможенно-правовых предписаний, охрану и защиту таможенных прав и интересов всех участников таможенных правоотношений.
Как вид государственной деятельности применение норм таможенного права осуществляется в различных формах. Основной формой применения норм таможенного права является точное и неукоснительное их соблюдение всеми участниками таможенно-правовых отношений (прежде всего сотрудниками таможенных органов и гражданами). Нормы таможенного права - это общеобязательные правила социально-экономического поведения. Они применяются в обществе таким образом, что указанные субъекты правоотношений в большинстве своем добровольно подчиняются и следуют данным нормам, действуют так, как того требуют последние и воздерживаются от правонарушений в таможенной сфере. Так же поступают и участники иных правоотношений (гражданских, административно-правовых, уголовно-правовых), которые реализуют конкретные таможенно-правовые функции. Другой формой применения норм таможенного права является реализация соответствующими органами государства или должностными лицами социальных актов, которые позволяют претворить в жизнь норму таможенного права в конкретном, индивидуальном случае. При этой форме правоприменения государственный орган либо должностное лицо в пределах своих полномочий разрешает какую-то ситуацию либо задачу, используя соответствующие законы и юридические предписания в области таможенного дела. Таможенный орган в ходе рассмотрения дела (например, дела о контрабанде по законодательству Беларуси), производство по которому входит в его компетенцию, на основе соответствующих норм принимает решение о возбуждении по этому факту уголовного дела в отношении подозреваемых и, руководствуясь нормами уголовно-процессуального права, производит все неотложные следственные действия.
В приведенных и иных примерах применение норм таможенного права выражается в осуществлении государственным органом либо должностным лицом (таможенный орган, дознаватель, суд) специальных действий, актов, которыми анализируемый тот или иной случай, казус подводится под действие соответствующей нормы и определяются меры к нарушителям либо таковые не применяются.
Применение норм таможенного права основано на строгом соблюдении законов и норм права. Из этого следует, что в каждой конкретной ситуации подлежит применению именно та норма таможенного права, которая и регулирует эту ситуацию. Другая норма, которая регулирует иные правоотношения, здесь не может быть применена. Кроме того, данная норма таможенного права применяется в этом случае не по усмотрению кого-то, а в строгом и точном соответствии с ее смыслом и содержанием и так, чтобы она в будущем не вызывала возражений со стороны заинтересованных субъектов права и жалоб. ГТК, их работники, декларанты, предприятия, фирмы и т.д. не могут отступать от норм таможенного права, изменять и по-своему толковать их, то есть они в своей правоприменительной деятельности должны строго придерживаться принципа законности. Субъекты таможенных правоотношений также призваны соблюдать специальные стадии правоприменительной деятельности, которые представляют собой некий целостный процесс, предполагающий решение организационных, правовых, экономических и иных задач по реализации норм таможенного права. Этот процесс включает следующие стадии: постановка целей правоприменения; сбор, обработка и оценка информации по возникшей ситуации (или по делу); принятие определенного решения по ситуации (делу); передача принятого решения для реализации. На первой стадии, например, инспекторы таможенного поста, имея правовые основания для отказа в выпуске товара через таможенную границу (законодательство о таможенном тарифе), ставят перед собой цель: применить к нарушителям указанное положение закона и добиться устранения выявленных нарушений о порядке выпуска товаров через границу. Для этого инспекторы таможенного поста беседуют с лицами, перемещающими товар через таможенную границу, получают у них сведения о стране происхождения товара, о том, как ими оформлен сертификат, уплачена ли таможенная пошлина и др. При этом таможенники ведут свой анализ и исследование через призму своих обязанностей, квалифицируют действия указанных лиц; одновременно подбираются соответствующие нормы таможенного права, иные акты, которые предполагается применить к нарушителям, если таковые появятся. На следующей стадии сотрудники таможенного поста (начальник, инспекторы и др.) на основе обработанной и тщательно проанализированной информации о ситуации выносят решение. И это решение может касаться самых разных вопросов, урегулированных и не урегулированных нормами таможенного права: например, конкретного порядка выпуска или невыпуска указанных товаров, наказания нарушителей, применения льгот по уплате платежей и т.д. На этой стадии субъект права - таможенный орган, таможенники и другие - осуществляет свои полномочия и непосредственно применяет законодательство о таможенном тарифе. Через ее действие во властной форме реализуются на практике требования нормы таможенного права и устанавливается окончательная связь нормы с казусом, подлежащим разрешению. Сотрудники таможенного органа, поста и т.д. доводят до заинтересованных лиц принятое решение (либо решения) и добиваются, основываясь на законе, его выполнения. В исполнении принятого решения проявляется и исполнение закона, и конкретной нормы таможенного права. Применение норм таможенного права может включать лишь установление фактической основы дела, анализ юридической ситуации и принятие решения по делу. Однако не в этом смысл анализа, а в том, чтобы показать, что применение норм таможенного права представляет собой цельный и в то же время развивающийся процесс, который предполагает исследование и других, и в первую очередь пространственно-временных характеристик правоприменения в рассматриваемой сфере.
Действие таможенно-правовой нормы во времени и пространстве
Нормы таможенного права, как и все остальные юридические нормы, применяются на определенном пространстве и в течение определенного времени, то есть в процессе правоприменительной деятельности в таможенной сфере необходимо четко представлять себе действие указанных норм в пространственном и во временном измерениях. Проблема применения норм таможенного права в пространстве решается обычным способом. Например, законы и иные акты таможенного характера, принятые соответствующими государственными органами страны и в установленном порядке, действуют на всей территории Беларуси. В законе или ином акте таможенной направленности может быть прямо записано, что их применение возможно лишь на территории определенной местности, например, Брестской области Беларуси.
Применение норм таможенного права во времени несколько усложнено. В первую очередь нужно иметь в виду начало и окончание действия данной нормы либо закона или акта в целом. Основополагающим при этом является правило, согласно которому в таможенной сфере применяются нормы таможенного права, действующие на день принятия таможенной декларации и иных документов таможенных органов, причем действующими нормативными актами признаются акты, вступившие в силу. Например, законы вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования. В данных законах, в постановлениях о введении в действие закона могут устанавливаться конкретные даты вступления закона в силу, разное время начала действия отдельных норм, содержащихся в одном законе. Декреты и указы Президента, постановления Правительства вступают в силу по истечении семи дней после их официального опубликования, если в указанных актах не установлен срок вступления их в силу.
Нормативные правовые акты ГТК подлежат обязательному опубликованию в течение десяти дней после их регистрации в Министерстве юстиции. Нормативные акты ГТК вступают в силу по истечении 30 дней после их официального опубликования, за исключением случаев, когда акты законодательства обязывают ГТК ввести в действие нормативные акты по таможенному делу в более краткие сроки.
Нормативные акты ГТК (кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера), не прошедшие государственную регистрацию или прошедшие ее, но не опубликованные в установленном порядке, считаются не вступившими в силу и не могут применяться для регулирования таможенных правоотношений. По общему правилу нормативные акты других таможенных органов вступают в силу немедленно, если в них не установлен иной срок.
В таможенной области новые нормативные акты могут иметь обратную силу, а старые - применяться к отношениям, возникшим или существовавшим в период их действия, по решению нормотворческих органов, закрепленному в ТК, в самом нормативном акте или акте о введении его в действие. Согласно ст. 11 ТК нормативные акты ГТК общего характера вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования, за исключением случаев, когда эти акты устанавливают более льготные правила. Для регулирования правоотношений, возникающих при незаконном перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, применяются нормы таможенного права, действующие на день фактического перемещения через границу товаров и транспортных средств.
В таможенных отношениях действует правило: противозаконность и наказуемость действий или бездействия определяется нормой, действовавшей во время совершения этого деяния. Однако норма, устанавливающая противозаконность и наказуемость деяния имеет обратную силу, то есть с момента вступления ее в силу распространяется также на деяния, совершенные до ее выхода в свет. С момента вступления в силу нормы, устанавливающей противозаконность, соответствующие деяния, совершенные до ее вступления в силу, не считаются таможенными правонарушениями.
Нормы, устанавливающие наказуемость деяния или устанавливающие за него конкретные наказания, обратной силы не имеют.
Действие таможенного права в пространстве характеризуется тем, что пространственные пределы действия таможенного права определяются таможенной территорией. Под таможенной территорией здесь понимается территория, на которой в полном объеме действуют единое таможенное право, единые таможенные тарифы и другие средства таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Таможенная территория в этом смысле практически совпадает с государственной территорией. Например, таможенную территорию Республики Беларусь составляют сухопутная территория страны, территориальные и внутренние воды и воздушное пространство над ними (ст. 3 ТК). Акты государственных органов по таможенным вопросам - законы, указы Президента, постановления Правительства, нормативные акты ГТК - действуют на всей таможенной территории Республики Беларусь. Акты таможенных органов действуют на территории деятельности соответствующего таможенного органа. В случае противоречивости актов различных таможенных органов на таможенной территории действует правовой акт вышестоящего таможенного органа.
Однако общее правило территориального действия таможенного права не является абсолютным. Оно сочетается с принципом экстерриториальности. Экстерриториальность выступает в форме особого правового регулирования таможенных отношений на отдельных участках таможенной территории Республики Беларусь. Такими территориями являются свободные таможенные зоны, свободные склады, магазины беспошлинной торговли. О некоторых вопросах деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь от 9 июня 2005 г. № 262, п.п. 1.5.
Свободная таможенная зона и свободный склад - это таможенные режимы, при которых иностранные товары размещаются и используются в соответствующих территориальных границах или помещениях (местах) без применения установленного таможенно-тарифного регулирования, административного режима внешнеторговых отношений и других требований таможенного права. С точки зрения таможенного права территории свободных таможенных зон и свободных складов считаются заграницей.
Экстерриториальность свободных таможенных зон закреплена в ст. 3 ТК: «На территории Республики Беларусь могут находиться свободные таможенные зоны и свободные склады. Территории свободных таможенных зон и свободных складов рассматриваются как находящиеся вне таможенной территории Республики Беларусь, за исключением случаев, определяемых ТК и иными законодательными актами». ТК допускает возможность исключения из принципа экстерриториальности отдельных таможенных зон и свободных складов, то есть в конкретном случае свободные таможенные зоны или свободные склады могут одновременно признаваться частью таможенной территории Республики Беларусь, на которой в полном объеме действует таможенное право.
На пространственные пределы действия таможенного права существенное влияние оказывает практика создания с другими государствами таможенных союзов, зон свободной торговли, заключение соглашений по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права.
Таможенный союз - объединение государств на основе международного договора, в соответствии с которым создается единая таможенная территория, включающая таможенные территории таких государств, на которой не применяются таможенные пошлины, налоги, сборы и иные ограничения внешней торговли между составляющими ее таможенными территориями в отношении всей или значительной части торговли товарами или в отношении всей или значительной части торговли товарами, происходящими с этих составляющих таможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимости ограничений на основе норм международных договоров. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г. - № 193, 2/1096. ст. 1.
Таможенный союз представляет собой зону свободной торговли, участники которой согласовали свою таможенную политику по отношению к государствам - не членам союза. Создание таможенного союза означает: объединение государственных таможенных территорий в общую таможенную территорию; проведение согласованной таможенной политики и формирование единого таможенного права, действующего на территориях стран - участников таможенного союза. Примером этого может служить образование российско-белорусского таможенного союза в соответствии с Соглашением о таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 6 января 1995г.
Признать Таможенный союз зоной свободной торговли нельзя, поскольку зона свободной торговли - таможенные территории, на которых в соответствии с международным договором с одним или несколькими государствами (группами государств) не применяются таможенные пошлины и другие меры ограничения внешней торговли товарами в отношении всей или значительной части торговли товарами, происходящими с данных таможенных территорий, за исключением возможности применения при необходимости таких мер на основе норм международных договоров. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 347-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2004 г. - № 193, 2/1096. ст. 1. Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. // Национальный реестр правовых актов, 2004 г. - № 193, 2/1096.
Действие таможенного права по кругу лиц характеризуется тем, что принципы территориального действия таможенного права предопределяют и его действие в отношении лиц. Таможенное право распространяется на всех предусмотренных в его нормах лиц, находящихся на таможенной территории Республики Беларусь. При этом в разных случаях юридическое значение имеет пересечение границы, подача таможенной декларации и иных документов таможенным органам, нахождение в зоне таможенного контроля, незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу и т.д. Из этого общего правила имеются исключения. Например, действие таможенного права не распространяется в определенной части на лиц, пользующихся иммунитетами. Под иммунитетами в таможенном праве понимаются отдельные виды изъятия представителей иностранных государств и имущества таких государств из сферы принудительного воздействия со стороны таможенных органов.
Иностранные физические лица не могут быть субъектами некоторых таможенных правоотношений, например государственно-служебных. Декларантом может быть только белорусское лицо, за исключением случаев перемещения через таможенную границу Республики Беларусь физическими лицами товаров не для коммерческих целей и иных случаев, определяемых ГТК. Белорусские лица (юридические и физические) обязаны подчиняться требованиям таможенного права и в том случае, если они находятся вне таможенной территории Республики Беларусь.