Рефераты

Нотариат в Российской Федерации

Нотариат в Российской Федерации

39

Министерство образования Российской Федерации

Томский Государственный Университет

Юридический институт

Кафедра гражданского процесса

Курсовая работа

Тема: Нотариат в Российской Федерации

Выполнила:

Студентка III курса

694 группы

Хасаева Е. А.

Научный Руководитель:

Ст. преп. Болгарин А. В.

ТОМСК - 2002

Содержание

Введение

Глава 1. История развития нотариата

1.1 Возникновение нотариата

1.2 Появление нотариата в России

1.3 Нотариат в Советской России

2 Глава 2. Понятие нотариата, его основные характеристики

2.1 Понятие нотариата

2.2 Публично-правовой характер нотариально-правовой деятельности

2.3 Принципы нотариальной деятельности

2.4 Задачи нотариата

3 Глава 3. Субъекты нотариальной деятельности

3.1 Лица, имеющие право совершать нотариальные действия

3.2 Нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах и нотариусы, занимающиеся частной практикой

3.3 Должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия

3.4 Должностные лица консульских учреждений, совершающие нотариальные действия

Список литературы

Введение

В соответствии со ст. 1 Основ законодательства Российской федерации о нотариате целью нотариальной деятельности является защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Отношения собственности - наиболее фундаментальные, наиболее значимые для развития общества. Успешное развитие институтов различных форм собственности, установление экономически обоснованного и эффективного взаимодействия между ними невозможно без органов и организаций, удостоверяющих и подтверждающих имущественные и иные права.

Нотариальная деятельность является одним из важнейших регуляторов жизни гражданского общества. Нотариус - как бы авторитетнейший свидетель и удостоверитель наиболее значимых в гражданском обществе юридических фактов и действий, и в этом качестве нотариальная деятельность затрагивает интересы и жизни множества людей и организаций.

От качества работы нотариальных органов зависит нормальное функционирование гражданского оборота, эффективность защиты имущественных прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Значение нотариата особенно возрастает в условиях формирования рыночных отношений применительно к интересам предпринимателей, связанных с оформлением и регистрацией договоров, созданием различных форм собственности и сделок с ней.

В настоящее время нотариат является одним из объектов пристального внимания. На страницах юридической печати только и видны заголовки о значении нотариата, о путях его совершенствования, о том, что возможности нотариата невостребованы. Также с принятием актов законодательства Российской Федерации о нотариате, не прекращаются дискуссии о перспективе дальнейшего существования нотариата. Многие авторы приходят к выводу, что наличие в каждом регионе частнопрактикующих нотариусов, работающих в государственных конторах, вызывает некоторое противоречие двух систем нотариата, которое отражается на качестве обслуживания населения и организации публичной нотариальной деятельности.

Моя работа состоит из трёх разделов. В первом приводится история развития нотариата, которую я разделила на 3 этапа. Во втором разделе содержится понятие нотариата и его основные характеристики. В третьем разделе рассказывается о субъектах нотариальной деятельности и о тех действиях, которые они могут совершать.

История развития нотариата

1.1 Возникновение нотариата

Возникновение нотариата неразрывно связано с развитием гражданского оборота, необходимостью содействовать его субъектам в совершении сделок и юридическом закреплении приобретаемых прав. Нотариат возник как институт гражданского права, призванный защищать частную собственность и обеспечивающий бесспорность имущественных прав, охрану прав всех участников гражданского оборота. Исторически нотариат является составной частью правовой системы любой страны, так как осуществляемые нотариусом функции объективно необходимы и востребованы обществом.

Слово нотариус (notarius) латинского происхождения, переводится как писец, секретарь. Поэтому и возникновение института нотариата чаще всего связывают с правом Древнего Рима. Между тем многие историки юриспруденции обращаются и к памятникам древнего Вавилона Ремановский Г. П., Ремановская О. В. Организация нотариата в России. = М., 2001, с. 28.

В древнем Вавилоне с образованием частной собственности и простейшего гражданского оборота закреплению приобретаемых прав служат свидетели. Свидетель был основным лицом, оказывающим нотариальные услуги, пока не сложился обычай совершать сделки в письменной форме. В памяти свидетелей закреплялось содержание обязательств по сделке, которое при необходимости воспроизводилось. С появлением письменной формы сделок свидетель привлекается не для подтверждения их содержания, а лишь для факта совершения сделки.

Сделки совершались в письменной форме на специальных глиняных табличках.

Изложение существа сделки на табличке обеспечивало долговременное хранение юридических документов. Однако забота о долговременности вызвала к жизни ещё более гарантированную форму - таблички с конвертом: табличка с тестом посыпалась глиняной пылью и заключалась в глиняную оболочку, на которой ещё раз повторялся текст и ставилась печать. Целью таких двойных документов было избежать подделок. Если текст на конверте внушал сомнение, то конверт удалялся вынималась табличка, содержание которой могло совпадать или не совпадать с конвертом. Но в более позднее время таблички с конвертами не встречаются, что объясняется другим более совершенным способом защиты от подделки - изготовлением двух идентичных документов, из которых каждая сторона получала по одному. Этот способ обеспечения сохранности документов применяется и в настоящее время в нотариальной практике.

Таблички хранились у их владельцев в сосудах, кувшинах, других хранилищах, образуя семейные архивы, по которым можно проследить участие в гражданском обороте целых семей. Вместе с тем частные документы хранились и в храмовых архивах, куда они помещались по просьбе их владельца с целью лучшей сохранности.

Потребность в закреплении гражданских прав обеспечивалась также строжайшим формализмом, сочетавшимся с исключительной и юридической сжатостью. Схема договора была следующая: объект, имена сторон, их права и обязанности, свидетели, печать, дата.

Каждый совершавший сделку не знал, конечно, схему документа, сложившиеся формулировки, тем более, что большинство населения было неграмотным. Табличку заполнял писец, он же обладал необходимыми знаниями правильного оформления.

Во времена республики в Древнем Риме у римлян существовал институт должностных лиц, именуемых писцами, в функции которых входило оформление письменных распоряжений, издаваемых магистратами, судебных формул, выносимых преторами, ведение судебных журналов и различного рода записей, носивших публично-правовой характер.

Наряду с институтом должностных писцов существовала категория частных писцов, которые состояли в качестве домашних секретарей у богатых римлян, вели деловую переписку и оформляли различного рода юридические сделки для них. Лиц, выполнявших эти функции , “называли нотариусами” - от слова notta, означающего стенографический знак.

Развитие гражданского оборота вызвало появления института табеллионов, который считается родоначальником современного нотариата.

Табеллионы считались лицами свободной профессии, но государство осуществляло контроль за их деятельностью. Табеллионы занимались составлением юридических актов и судебных бумаг для любого лица за вознаграждение. Государство устанавливало размер получаемого ими вознаграждения.

Дальнейшее развитие институт нотариата получил через нотариат итальянских морских городов, основной функцией которого было закрепление прав кредиторов по отношению к должникам, вытекавших из кредитных сделок по морской торговле, через королевских и сеньориальных нотариусов средневековой Франции, когда должность нотариуса становится пожизненной, наследственной и превращается в объект купли-продажи.

В странах западной Европы развитие нотариата имело свою специфику, что было обусловлено многими причинами, связанными с различными путями исторического развития той или иной страны и той правовой системой, которая там господствовала.

Так, для развития нотариата во Франции было характерно отделение спорной (судебной) юрисдикции от бесспорной, каковой являлась нотариальная форма защиты права. Нотариусы - это государственные чиновники, и этим определялось направление и содержание их деятельности. Нотариусы имели во Франции свою собственную корпоративную организацию, которая возглавлялась Советом. Функции Совета состояли в том, чтобы защищать интересы членов корпорации - нотариусов - и регулировать их отношения с клиентурой. Надзор за деятельностью нотариусов в тоже время осуществляли и судебные органы.

В функции нотариусов во Франции входило удостоверение сделок, различного рода актов, документов, имеющих публичный характер (например, опись имущества, брачный контракт, акт усыновления и т.д.). Акты, совершаемые нотариусами, носили правовой характер, приравнивались к судебным решениям и подлежали обязательному исполнению.

Денежные требования, основанные на нотариальных актах, удовлетворялись без вынесения судебного решения.

В Германии до 1939 года нотариальные действия совершались как нотариальными органами, так и судами, то есть судьями как должностными лицами судебных органов. Функции нотариусов сводились к совершению и свидетельствованию верности гражданско-правовых сделок, свидетельствованию подписью и учинению векельных протестов. Нотариусы находились в подчинении судебных органов, чем была ограничена сфера их деятельности. Они считались государственными чиновниками и находились на государственной службе.

В Англии нотариальные действия наравне с нотариусами могли также совершать судебные и административные органы. Для этой системы было характерно частое совмещение деятельности нотариуса с деятельностью адвоката (стряпчего). Нотариусы совершали различного рода гражданско-правовые акты, принимали на хранение подлинные документы, удостоверяли различного рода даты и события, имевшее правовое значение для их клиентов.

1.2 Появление нотариата в России

Развитие нотариата в России можно условно разделить на несколько этапов, первый из которых начинается в XVI веке и заканчивается Соборным уложением 1649 года. Этот период характеризуется тем, что формирование нотариальных органов и порядок совершения нотариальных действий определялись отдельными указами царя.

Тогда в России появилось сословие площадных подьячих. Оно представляли собой своеобразную корпорацию профессиональных писцов, специализировавшихся в совершении за плату гражданских сделок в интересах обращавшихся к ним лиц. Назначение на площадь осуществлялось указом царя, собственно в этом и заключался контроль за их деятельностью вначале. Желающий быть площадным подьячим подавал челобитную царю с просьбой о назначении, при этом выборные старосты должны были дать ему нравственную и деловую характеристику, а всю корпорация профессиональных писцов несла за своего члена круговую поруку в случае причинения и ущерба от своей деятельности. Занятие это было прибыльным, и отставка от него была тяжелейшим наказанием. Постепенно контроль за деятельностью площадных подьячих со стороны государства ожесточался. Выборные старосты наделялись правом осуществлять надзор за подьячими. Царь Фёдор Иоаннович издал в 1597 году указ, в соответствии с которым была введена обязательная справка отдельных видов купчих крепостей в холопьем приказе.

Справка представляла собой свидетельский допрос с целью установления подлинности и добровольности заключения сделки, проверки принадлежности имущества продавцу и наличия обременений и запрещений на его отчуждение. Только после записи акта в книгу приказа и приложения печати имущество считалось отчуждённым и право собственности возникало у приобретателя. Так контроль со стороны государства за деятельностью площадных подьячих стал фактическим.

Второй этап охватывает период с 1649 года по 1886-й. Уложение 1649 года царя Алексея Михайловича в некоторой степени систематизировало действовавшие до этого времени указы, обязав стороны совершать сделки только через площадных подьячих с составлением вправки и последующей записью в поместном приказе, таким образом впервые разграничив функции органа, совершающего сделку, и органа, регистрирующего её.

Следующий период начинается 14 апреля 1866 года и заканчивается 29 октября 1917 года принятием ленинского “Декрета о земле”, который ознаменовал начало ликвидации частного гражданского права.

В XVII - XVIII веках нотариальное дело в России претерпело множественные изменения. В 1699 году крепостные дела были переданы в ведения ратуш, но проявленные их чиновниками абсолютная некомпетентность и взяточничество заставили Петра Великого вернуть крепостные дела в ведение площадных подьячих. В XVIII веке нотариальные дела неоднократно передавались различным учреждениям, гражданским, уездным судам, крепостным отделениям, экспедициям гражданских судов.

В 1775 году по приказу Екатерины II нотариальные функции в России были возложены на суды. Крепостные акты в то время совершались в отделениях при палатах гражданских судов и при уездных судах. Сделки делились на крепостные и явочные. Крепостной порядок был учреждён для сделок, связанных с куплей-продажей недвижимости, крепостных крестьян, то есть наиболее важных объектов купли-продажи.

Крепостные акты оформлялись в присутствии суда для придания им важности. После проверки их правильности они регистрировались в крепостной книге и с этого момента приобретали силу крепостного документа, имеющего все правовые последствия.

Что же касается сделки, оформленной явочным порядком (для иных случаев), то она регистрировалась в крепостной книге без той церемонии, которая сопровождала совершение крепостной сделки.

Коренное преобразование нотариата произошло после утверждения Александром II в 1866 году Положения о нотариальной части как развитие судебной реформы 1864 года. В России возникли две обособленные части нотариальных учреждений. Это крепостная и собственно нотариальная части.

Особое внимание государство уделяло крепостной части, и это определялось признанием “особой важности актов о поземельной собственности, определяющих отношения не только частных лиц между собой, но и отношение к государству”. Все совершённые крепостным порядком сделки являлись бесспорными, при соблюдении всех правил о вводе во владение сделка признавалась бесповоротной, а её принудительное исполнение осуществляли административные органы.

Основные требования к совершению сделок, предъявляемых писцами в крепостных отделениях, экспедициях или судах, сохранились и по настоящее время. Стороны были обязаны представить в доказательство своей личности справку полиции о самоличности и в доказательство принадлежности отчуждаемого имущества продавцу справку органа местного самоуправления или акт укрепления. Кроме того, устанавливалось наличие запрещений и обременений на отчуждаемое имущество по своду запрещений, находившемуся здесь же. В случае необходимости запросы о запрещениях делались к другим столоначальникам, так как по правилам того времени стороны не были связаны местом нахождения имущества и сами определяли, где именно удостоверить сделку. После этого составлялся проект сделки, который переписывался начисто на узаконенной гербовой бумаге, подписывался в присутствии нотариуса (маклера) дающим акт и тремя свидетелями.

После уплаты всех крепостных, канцелярских пошлин, гербового и других сборов акт вносился в крепостную книгу и выдавался сторонам под расписку в особом журнале. Экспедиция была обязана огласить удостоверенный акт через сенатские ведомости и направить копию объявления в гражданскую палату и уездный суд по месту нахождения имущества

В конце XIX века в России сложилось четыре группы органов и должностных лиц, наделённых правом совершать нотариальные действия:

Публичные (городовые) нотариусы;

Биржевые маклеры и нотариусы, корабельные маклеры;

Узкоспециализированные маклеры: судоходных расправ, государственного коммерческого банка, частные, слуг и рабочих людей, цеховые, ремесленных управ, Кронштадтского общества вольных матросов;

При отсутствии нотариуса или маклера их функции выполняли магистраты, ратуши, думы, таможенные чиновники, становые пристава, торговые словесные суды.

Кандидаты на должность нотариуса (маклера) отбирались на основании конкурса из числа наиболее порядочных чиновников и после назначения на должность давали присягу, в противном случае не допускались к работе. Особых правил при этом не существовало, однако закон прямо запрещал назначать на должность нотариусов и маклеров людей неграмотных.

Инструкции о порядке совершения нотариальных действий в то время не было, особой регламентации закон не содержал, но все лица, исполняющие нотариальные обязанности, должны были осуществить при засвидетельствовании явки договора следующие функции: установить самоличность сторон, проверить право- и дееспособность сторон, убедиться в подлинности договора, установить соответствие договора действующему законодательству, записать договор в книгу, взыскать пошлину и сборы, совершить на подлиннике договора надпись, которая обязана была содержать время засвидетельствования и номер по книге.

Важнейшей функцией деятельности нотариуса было совершение актов по имуществу. Однако нотариус осуществлял и другие обязанности: выдавал выписки из актовых книг и копии актов, свидетельствовал всякого рода , протесты, копии подлинности подписей, время предъявления ему документов, нахождения лиц в живых, передавал заявления одного лица другому, оформлял доверенности, заёмные обязательства, договоры и протесты, мировые и третейские записи и прошения, принимал на хранение документы и составлял проекты радела наследства Куприна Н. История российского нотариата//Российская юстиция, 1997, №12, с. 31 .

1.3 Нотариат в Советской России

Для советского нотариата было характерно подчинение его государству.

Декрет №1 о суде от 24 ноября 1917 года упразднил все ранее действовавшие до этого времени судебные установления. И хотя не было ничего сказано об упразднении Положения о нотариальной части, регулировавшего до того времени институт нотариата, он перестал существовать.

А нотариальные действия стали совершать различные учреждения: нотариальные отделы местных Советов, которые возглавляли народные нотариусы, отделы юстиции, социального обеспечения, записей актов гражданского состояния, то есть различные административные органы.

Дальнейшее развитие институт нотариата получил в Декрет №2 о суде, в котором было подчёркнуто, что нотариальные действия заверяются нотариусами, а в случае их отсутствия - лицами, их замещающими.

В 1919 году нотариальные отделы местных Советов были заменены нотариальными столами. Нотариальные столы состояли при губернских отделах юстиции и при уездных бюро юстиции. После их упразднения государство приступило к упорядочению нотариального дела и была сделана попытка его единообразной организации. Циркуляр Народного комиссариата юстиции РСФСР от 2 февраля 1920 года возложил выполнение нотариальных функций на уездные и губернские отделы юстиции, а менее сложные нотариальные действия, такие, например, как засвидетельствование копий, подлинности подписей, были отнесены к компетенции народного суда.

В целом, можно сказать, что в период с 1918 по 1920 гг., организации и деятельности нотариата уделялось мало внимания, что было обусловлено, прежде всего, тем, что в обстановке так называемого военного коммунизма почти полностью отсутствовал имущественный оборот, обязательственные отношения сводились к семейно-имущественным: бытовой купле-продаже, бытовому подряду, невыходящем за пределы домашнего обихода.

Переход к новой экономической политике, развитие частного оборота, отношений между государственными организациями и частными лицами на новой экономической основе привёл к тому, что в 1921 году был издан ряд декретов, согласно которым требовалось обязательное нотариальное засвидетельствование договоров о государственных подрядах и поставках и сделок по купле-продаже муниципализированных строений и определён сбор за нотариальное засвидетельствование. Все эти функции возложены на нотариальные столы при губернских отделах уездных бюро юстиции.

В период НЭПа государственные, кооперативные, общественные предприятия, организации участвовали в гражданском с представителями частного иностранного капитала, отличавшимися накопленным коммерческим опытом, неразборчивость в средствах получения прибылей. Необходимо было обеспечить законность сделок гражданского оборота, имущественных интересов государства и граждан. На нотариат, как и на ряд других органов, ложилась задача предупреждения злоупотреблений НЭПои. Нотариат был необходим, но в прежних формах он не мог быть восстановлен. В своих постановлениях Наркомюст, с одной стороны, признавал значимость института нотариата как органа наблюдения за законностью гражданско-правовых сделок, а с другой - ориентировал на поиски наиболее эффективных новых форм организации, предупреждая от механического копирования системы иностранного нотариата в российскую действительность.

Сложные задачи предупреждения правонарушений в гражданском обороте потребовали создание более квалифицированного аппарата, занимающего самостоятельное место в системе государственных органов. Была признана необходимость организации специальных органов нотариата. Первое положение о государственном нотариате было принято Советом Народных Комиссаров РСФСР от 4 октября 1922 года. Во всех городах Российской Федерации предусматривалось учреждение государственных нотариальных контор. Там, где нотариальные конторы не учреждались, совершение нотариальных действий возлагалось на народных судей. Во главе нотариальных контор стояли нотариусы, назначенные президиумами губернских советов народных судей из числа лиц, пользующихся избирательными правами и выдержавших установленные испытания в комиссии, назначавшейся президиумом совета народных судей по программе, утверждённой Наркомюстом.

Контроль за деятельностью нотариальных контор был возложен на президиум Совета народных судей, а общее руководство и надзор возлагались на Народный комиссариат юстиции РСФСР на всей территории государства.

Функции нотариальных контор состояли в следующем: совершение и засвидетельствование договоров, сделок и векселей, удостоверение бесспорных обстоятельств, принятие документов на хранение и др. Совершая нотариальное действие, нотариус должен был разъяснять сторонам их права и обязанности, проверять законность заключаемой сделки.

Принятие Гражданского кодекса РСФСР 1923 года, который предусматривал обязательное нотариальное заверение ряда сделок, изменения в положении о судоустройстве РСФСР, связанное с созданием в РСФСР государственных нотариальных контор, привело к появлению Положения о государственном нотариате РСФСР от 24 августа 1923 года. Это положение значительно расширило компетенцию нотариальных органов.

В 1924 году союзное законодательство: Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик от 15 июня 1924 года усыновили единую структуру нотариальных органов, определили порядок назначения и смещения нотариусов губернскими и уездными исполнительными комитетами местных Советов, определили возможность совершения некоторых нотариальных действий народными судами, а также волостными и районными исполкомами. Позднее постановлением ВЦИК и СНК РСФСР “О реорганизации нотариальных органов” от 10 июня 1936 года районные исполкомы были освобождены от совершения нотариальных действий.

В других союзных республиках нотариальное законодательство развивалось аналогично, но за отсутствием общесоюзных руководящих начал в нормах права различных союзных республик не было единства, что вызывало в практике серьёзные трудности. Поэтому 14 мая 1926 года ЦИК и СНК СССР было принято постановление ''Об основных принципах организации государственного нотариата''. Это был первый общесоюзный нормативный акт в области нотариального законодательства. Постановлением от 14 мая 1926 г. устанавливалось, что удостоверение сделок и выполнение иных нотариальных действий производятся государственными нотариальными конторами, действующими в порядке, определённом законодательством союзных республик в соответствии с общесоюзным законом. Отдельные функции государственных нотариальных контор могли законодательством союзных республик возлагаться на народные суды и исполкомы местных Советов. Вознаграждение за труд все сотрудники нотариальных контор могли получать только от государства.

Период Великой Отечественной войны характерен тем, что был введён ряд правил о совершении нотариальных действий в отношении военнослужащих, облегчавших порядок их совершения.

31 декабря 1947 года утверждено новое Положение о государственном нотариате РСФСР. Оно содержало правовые нормы об организации и деятельности нотариальных органов и об их отдельных действиях. Руководство нотариальными конторами было возложено на краевые, областные суды, Верховные суды автономных республик и союзных республик в связи с упразднением управлений юстиции при краевых, областных Советах депутатов трудящихся.

30 сентября 1965 года было принято новое Положение о государственном нотариате РСФСР и 28 января 1966 года утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР. Согласно этим законодательным актам руководство нотариальными конторами возлагалось на управления юстиции при областных (краевых) Советах депутатов трудящихся и министерства юстиции автономных республик. Назначение на должность и увольнение нотариусов, утверждение штатов нотариальных контор, было возложено на начальников этих управлений. Общее руководство осуществляло Министерство юстиции СССР и министерства юстиции союзных республик. Министры юстиции назначали и освобождали т занимаемой должности старших нотариусов первых государственных нотариальных контор. Нотариусами могли быть лица, имеющие высшее юридическое образование, а в отдельных случаях - лица без высшего юридического образования, но имеющие стаж практической работы не менее 3х лет по юридической специальности.

Некоторые нотариальные действия возлагались на исполкомы районных, городских, поселковых и сельских Советов депутатов трудящихся. Их могли совершать председатель, секретарь или член исполкома этих Советов.

19 июля 1973 года был принят закон СССР “О государственном нотариате”. Он содержал нормы о задачах и организации государственного нотариата, принципах его деятельности, компетенции, общих правилах совершения нотариальных действий и о применении законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. В соответствии с ним был принят и действовал до последнего времени Закон РСФСР “О государственном нотариате” от 1 ноября 1974 года.

Согласно эти законодательным актам для совершения нотариальных действий организовывались государственные нотариальные конторы. Руководство государственным нотариатом было возложено на Совет Министров РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполкомы Советов, а также на Министерства юстиции союзных и автономных республик.

Назначение на должность старших государственных нотариусов первых государственных нотариальных контор производилось министром юстиции РСФСР, а нижестоящие нотариусы назначались начальниками отделов юстиции соответствующих исполкомов.

Наконец, в начале 1993 года были приняты действующие ныне Основы законодательства российской Федерации о нотариате. Основная новелла этого закона заключается в том, что наряду с государственными нотариусами вводятся институт нотариусов, занимающихся частной практикой.

2 Понятие нотариата, его основные характеристики

2.1 Понятие нотариата

''Нотариат в Российской федерации призван обеспечивать в соответствии с конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации'' - гласит ст. 1 Основ Законодательства Российской Федерации о нотариате. Указанны действия совершаются специально назначенными на то лицами - нотариусами, - не только в отношении российских граждан и организаций, но и в отношении граждан и организаций иностранных государств, а также лиц без гражданства. Отдельные нотариальные действия в пределах установленной законодательством компетенции могут также совершаться должностными лицами исполнительных органов власти Российской Федерации, а на территории других государств - консулами от имени Российской Федерации.

Государство гарантирует защиту прав человека и гражданина. Права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Перечень прав и свобод человека закрепляется конституцией Российской Федерации, не является исчерпывающим. Среди них можно выделить те, которые в большей степени связаны с нотариальной деятельностью.

Статья 19 Конституции Российской Федерации гарантирует равенство прав и свобод независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и деятельностного положения, отношения лица к религии и т.п. Лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации, законно находящиеся на её территории, пользуются правами и свободами, а также несут обязанности граждан России (если они не ограничены Конституцией, законами и международными договорами). Каждый имеет право на пользование государственным языком, каждый имеет право быть собственником, то есть имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и другими объектами собственности как индивидуально, так и совместно с другими лицами. Законом гарантируется право наследования, каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону. Государственные органы, учреждения и должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

В научной литературе существуют различные точки зрения по поводу понятия “нотариат”. Учебник гражданского процесса под редакцией М. К. Грушникова Гражданский процесс: Учебник. - М., 2001, с.616 устанавливает, что ''нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других предусмотренных законом действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц''. Практически такое же определение содержится в учебнике Гражданского процесса под редакцией В. А. Мусина, И. А. Гегиной, Д. М. ЧесотаГражданский процесс: Учебник. - М., 1997, с. 431: ''Нотариат представляет собой систему органов и должностных лиц, которые обеспечивают и осуществляют юридическую деятельность, направленную на подтверждение и закрепление бесспорных фактов и прав''.

Другие авторы полагают, что нотариат представляет собой систему специальных нотариальных действий, а некоторые, что нотариат включает в себя отрасль законодательства, регулирующего нотариальную деятельность и соответствующий учебный курс Ярков В. В. Нотариат в правовой системе России//Нотариус. 1997. №2 (4). С. 4.

Г. Б. Ремановский определяет нотариат следующим образом Ремановский Г.Б., Ремановская О. В. Организация нотариата в России. - М., 2001, с. 9: ''Это система специальных уполномоченных органов, действующих от имени государства и осуществляющих на профессиональной основе нотариальные действия в случаях и порядке, установленном действующим законодательством''.

В региональных законах, в отличие от федерального акта, который не включает в себя официальное понятие нотариата, предпринимаются попытки нормативно определить понятия нотариата,. Например, ст.2 Закона Республики Карелия “О нотариате” закрепляет, что ''нотариат в Республике Карелия - это система органов и должностных лиц, призванных обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплять правопорядок и законность путём правильного и своевременного совершения нотариальных действий, направленных на юридическое закрепление прав и обязанностей''.

Многие уч1ные рассматривают нотариат как ''институт'' предупредительного (превентивного) правосудия. Действительно, между нотариатом и правосудием есть немного общего. И это общее можно усмотреть в целях, в принципах организации деятельности и в полномочиях.

Цель одна и для правосудия, и для нотариата - это обеспечение защиты прав граждан и юридических лиц. Говоря о принципах организации деятельности судей и нотариусов, можно найти несколько совпадений. Во-первых, и судья, и нотариус действуют от имени государства, только суд - носитель государственной власти, а нотариус - лишь представитель государства. Во-вторых, и нотариус, и судья должны быть независимы и от государства, и от участников процесса. Федеральных судей назначает президент страны, но отстранить судью от должности может только квалификационная коллегия судей. Равно как и прекратить деятельность нотариуса помимо его воли можно только по судебному решению. В-третьих, ещё один принцип организации деятельности судьи и нотариуса - объективность, беспристрастность, подчинение только закону и недопустимость вмешательства в их профессиональную деятельность. Что касается полномочий, то суть деятельности правосудия - это осуществление властных полномочий. Определённые властные полномочия есть и в деятельности нотариусов как у представителей государства, хотя носителями государственной власти они не являются. Например, нотариусы обладают полномочиями налагать запреты на отчуждение имущества. Также нотариусы совершают исполнительные подписи, обеспечивают доказательства.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что нотариат может сыграть большую роль в защите прав граждан без обращения к правосудию и облегчить осуществление правосудия тогда, когда возникает потребность обратиться за такой защитой в суд.

В качестве примера, когда нотариусы способны снизить нагрузку на суды, В. Герасимов приводит установление факта наличия родственных отношений В. Герасимов Потенциал нотариата невостребован//Российская юстиция. 2000. №1, с.31. Этот вопрос часто возникает при оформлении наследственных прав и нередко сопровождается ситуацией, когда документа, подтверждающего наличие родственных отношений, наследники представить не могут. Сейчас в подобном случае нотариус обязан направить стороны в суд, который делает те же запросы, что уже направлялись нотариусом., и и в каждом счёте вызывает свидетелей, которые могут подтвердить наличие отношений родства. Нотариусы вполне могут сами осуществлять эту процедуру, тем более, что они в соответствии с законодательством вправе удостоверять свидетельские показания.

''Законодательство ряда стран континентальной Европы и Америки допускает включение в нотариально удостоверенные соглашения о взаимных обязательствах сторон положений о возможности их немедленного исполнения'' В. Жуйков Нотариат ''разгружает'' суды//Российская юстиция. 2000. №3. С.31. То есть эти соглашения сами по себе являются исполнительными документами и принудительное исполнение по ним возможно без обращения в суд. А это значительно ускоряет, упрощает и увеличивает защиту прав кредиторов, то есть существенно повышает её эффективность, поскольку разбирательство дела в суде влечёт для кредиторов потери времени и денежных средств.

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что использование возможностей нотариата позволило бы освободить суды от рассмотрения лишних дел, уменьшить огромную нагрузку на них.

Возможно, одной из причин невостребованности возможностей нотариата является низкая правовая культура, которая проявляется также и “в стремлении обойти закон в целях ''экономии'', которая зачастую оборачивается гораздо большими убытками” Там же (6). Если бы граждане осознавали целесообразность соблюдения требований законодательства, то это позволило бы в значительной степени стабилизировать гражданский оборот и снизить нагрузку на суды.

2.2 Публично-правовой характер нотариальной деятельности

''Уникальность института нотариата, его полезность, а также экономичность для общества заключается в том, что нотариат позволяет обеспечивать правоохранительные функции, законность и правомерность действий участников гражданского оборота за счёт их самих, без каких -либо затрат со стороны государства'' В. Ярков Публично-правовой характер нотариальной деятельности//Российская юстиция. 1997. №6. С.31

Нотариальная деятельность, по организации, функциям, формам их реализации и характеру контроля, носит публично -правовой характер, что подтверждается следующим

В соответствии с ч.1 стю48 Конституции Российской Федерации каждому гарантировано право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Нотариат наряду с прокуратурой призван обеспечивать реализацию указанного конституционного права граждан на юридическую помощь, в том числе бесплатную, путём совершения нотариусами действий (ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате). В этом прежде всего проявляется публично-правовое значение института нотариата в современном обществе и сложившейся правовой системе России.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты