Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: проблемы теории и практики
p align="left">Так, в силу отсутствия специально оборудованного помещения СУ при УВД Калужской и Липецкой областей принималось решение проведения опознания с помощью автомобиля с тонированными стеклами, где следователь, опознающий и понятые находились внутри автомобиля, а остальные участники следственного действия, в том числе еще одна пара понятых находились снаружи Зуев. С.В. Особенности производства по уголовным делам об организованной преступности: учебное пособие / П.А. Сустретов. - Челябинск, 2006. - С. 50..
Примером также может служить опознание проведённое в условиях исключающих визуальное наблюдение в процессе расследования по уголовному делу, возбужденному следователем СУ при УВД по Калининскому району г. Челябинска по ч. 2 ст. 111 УК РФ - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, было проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение, семь опознаний обвиняемых потерпевшим и свидетелями преступления. Определение судебной коллегии по уголовным делам Челябинского областного суда от 02 июля 2006 г. по делу № 785 (Текст определения официально опубликован не был) // Правовая система «ГАРАНТ-2008».
В УПК РФ не указаны основания для проведения такой меры безопасности участника уголовного процесса. Определение применения данного вида опознания происходит по усмотрению следователя. При этом либо он сам может прийти к убеждению, что необходимо провести опознание в указанных условиях, либо об этом могут ходатайствовать заинтересованные лица, либо рекомендовать данную форму опознания оперативные службы.
Из содержания ч. 8 ст. 193 УПК РФ понятно, что для проведения опознания в условиях, исключающих наблюдение опознающего опознаваемым, возможно оборудование специального помещения зеркальным экраном, но не ясно, допустима ли для такого опознания видеотрансляция из помещения, где находится опознаваемый, в место нахождения опознающего. Тем более неясно, возможна ли видеозапись опознаваемого, статистов и последующее ее предъявление опознающему. Все-таки стоит отметить, что видеоизображение опознаваемого может восприниматься опознающим с помощью видеотрансляции или при демонстрации ранее сделанной видеозаписи. Как при видеотрансляции, так и в ходе видеозаписи и последующей её демонстрации должны соблюдаться необходимые требования, предусмотренные ст. 193 УПК РФ: число лиц предъявленных для опознания, должно быть не менее трёх и пр. Должны соблюдаться и требования, обусловленные собственно применением видеоаппаратуры, в частности, оператор должен одинаково по времени и по ракурсу фиксировать внешний вид всех лиц, не уделяя особого внимания никому из опознаваемых, то есть не «подсказывая» опознающему.
В некоторых же случаях использование видеотехники может быть более доступным, а в некоторых случаях и оптимальным. Рассмотрим пример из следственной практики. 14-летние подростки - очевидцы убийства заявили, что боятся участвовать в опознании задержанного подозреваемого, в связи с чем в следственном изоляторе, естественно, с соблюдением определенных правил, была сделана видеозапись подозреваемого и сходных с ним лиц, а затем ее предъявили подросткам, и преступник был опознан. В данном случае опознаваемый содержался в СИЗО, и, возможно, нахождение в нем школьников было признано нецелесообразным Макеева Н.В. Указ. раб. С. 92..
К сожалению, об использовании видеотехнологий в ч. 8 ст. 193 УПК РФ не говорится. Более того, указание на то, что понятые должны находиться «в месте нахождения опознающего», говорит о том, что законодатель, очевидно, предполагал один вариант опознания, когда опознаваемый не видит опознающего вследствие какой-либо физической преграды (стекла с зеркальным покрытием и т.п.), а не использования видеотехнологий, и потому, как и прежде, их применение может рассматриваться судом как нарушение уголовно-процессуального закона. Но несмотря ни, что стоит отметить преимущество видеозаписи в том, что она может быть предъявлена нескольким опознающим и в разное время. В тоже время стоит учитывать, что в отличии от видеотрансляции при демонстрации видеозаписи исключается возможность по желанию опознающего предложить опознаваемому и статистам выполнить определённые действия (повернуться, пройтись, произвести определённые фразы и пр.), поэтому при видеотрансляции целесообразно показать опознаваемого как общим и средним планом так и крупно, со всеми деталями, в статике и в движении, зафиксировать его голос.
Согласно требованиям закона опознание по фотографии допускается только в случае невозможности предъявления лица (ч. 5 ст. 193 УПК РФ). Полагаем, что основанием для проведения опознания по фотографии могут быть данные о возможном неправомерном воздействии на опознающего. К сожалению, при возможности непосредственного предъявления обвиняемых и других лиц для опознания потерпевшим или свидетелям суды часто признают протоколы опознания живых лиц по фотографии доказательствами, полученными с нарушением закона.
Так, в ходе расследования уголовного дела по обвинению С. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 158, ч. 2 ст. 159 УК РФ, опознание обвиняемого было проведено по фотографии по месту жительства потерпевшей - в Тюмени. Ходатайство адвоката об исключении протокола опознания по фотографии из числа допустимых доказательств в связи с возможностью непосредственного предъявления его подзащитного для опознания потерпевшей оставлено прокурором на стадии предварительного следствия без удовлетворения. Постановлением судьи Дорогомиловского районного суда Москвы ходатайство адвоката удовлетворено, так как, по мнению суда, на дату производства опознания обвиняемый содержался в следственном изоляторе и по состоянию здоровья имел возможность принимать участие в производстве этого следственного действия. Боязнь потерпевшей мести со стороны сообщников подсудимого, особенно в случае ее приезда в Москву, затраты на оплату проезда из отдаленного региона, возраст (56 лет) и состояние здоровья потерпевшей суд посчитал недостаточными основаниями для производства опознания по фотографии Брусницын Л.И. Указ. раб. С. 76..
В целом, каким бы образом не создавались условия, исключающие наблюдение опознаваемым опознающего, главное состоит в том, чтобы остальные аспекты организации рассматриваемого следственного действия строго соответствовали требованиям УПК РФ в целях обеспечения законности опознавания и возможности использования его результатов в процессе доказывания.
Помимо перечисленных положений предотвращению посткриминального воздействия могут служить и другие уголовно-процессуальные нормы. Например, указание в протоколе следственного действия только фамилии, имени и отчества его участника, что возможно на основании п. 3 ч. 3 ст. 166 УПК РФ, где установлено, что адрес и другие данные о личности участников следственных действий указываются лишь «в необходимых случаях».
Защитой от посткриминального воздействия могут являться и меры пресечения, причем в действующем уголовно-процессуальном законодательстве такое их предназначение выражено более зримо: в ч. 1 ст. 97 УПК РФ возможные угрозы обвиняемого свидетелю и иным участникам уголовного судопроизводства прямо указаны в качестве одного из оснований для избрания мер пресечения. Важно, что в качестве основания для избрания мер пресечения названа именно возможность угроз, то есть решение об избрании меры пресечения будет своевременным (законным), если она предотвратит именно возможность угроз участникам уголовного процесса, а не прекратит высказываемые угрозы. Обеспечению безопасности потерпевших способствует также реализация ими права на обжалование постановления судьи об отказе избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу.
При ознакомлении обвиняемого и защитника по окончании предварительного расследования с материалами уголовного дела мерой безопасности является то, что в соответствии с ч. 1 ст. 217 УПК РФ обвиняемому и защитнику предъявляются материалы уголовного дела, за исключением случаев, предусмотренных ч. 9 ст. 166 УПК РФ, то есть обвиняемому и защитнику не предъявляются постановления следователя, в которых указаны подлинные данные о лицах, участвующих в уголовном процессе под псевдонимом (содержащееся в ч. 1 ст. 217 УПК РФ положение не должно рассматриваться как противоречащее п. 12 ч. 4 ст. 47 и п. 7 ч. 1 ст. 53 УПК РФ, где установлено право обвиняемого и защитника знакомиться по окончании предварительного расследования со всеми материалами уголовного дела) Зайцев О.А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного процесса. - М., 1997. - С. 103-104..
Однако вернемся к положениям ст. 166 УПК РФ. Когда речь идет о потерпевшем, это означает, что в деле уже имеется постановление о признании его потерпевшим и он должен быть допрошен в качестве потерпевшего. Следовательно, данные о личности потерпевшего уже имеются в уголовном деле и заинтересованные лица (обвиняемый, защитник) могут их узнать при ознакомлении с делом.
Кроме того, зачастую уголовные дела возбуждаются на основании заявлений потерпевших о совершении в отношении них преступлений. В заявлениях указываются данные о личности заявителя и его адрес; при ознакомлении с делом эти данные могут быть установлены обвиняемым и его защитником.
Что касается свидетелей, то на практике нередко встречаются ситуации, когда свидетели заявляют следователю о противоправном воздействии на них после того, как они уже были допрошены по делу.
Перечисленные ситуации свидетельствуют о том, что законодателю необходимо предоставить следователю возможность в случае необходимости для обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей изымать из дела данные об их личности. В этих случаях следователь с согласия прокурора выносит постановление об изъятии протоколов допросов потерпевших, свидетелей с их анкетными данными и об их повторных допросах без указания данных об их личности. В постановлении излагаются причины данного решения, указывается псевдоним участника следственного действия и образец подписи, которые он будет использовать в протоколах следственных действий, произведенных с его участием. Протоколы предыдущих допросов с данными о личности опрашиваемых и постановление помещаются в конверт, который опечатывается и приобщается к уголовному делу.
Так по данным проведённого опроса (Приложение № 1) стало известно, что лишь 51 % из числа опрошенных следователей (всего было опрошено 35 следователей) применяют на практике меры безопасности. При этом самыми распространёнными мерами применяемыми в ходе досудебного разбирательства являются:
- Выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи, оповещения об опасности - 23%;
- Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице - 20 %
- Присвоение псевдонима - 29 %;
- Опознание в условиях исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым - 17 %.
В ходе данного опроса мы также постарались уточнить причину применения мер безопасности не в достаточной мере, на что в свою очередь следователями были выбраны следующие наиболее распространённые варианты ответов:
- Незнание участниками уголовного судопроизводства своих прав - 26%;
- Участники уголовного судопроизводства не требуют применении мер безопасности - 54 %;
- Некачественное разъяснение участникам уголовного судопроизводства их прав на обеспечение безопасности - 20 %;
- Незаинтересованность следователей в усложнении уголовного процесса, мерами безопасности - 29 %.
При этом следователи ходе проведения данного опроса уточнили, что для усовершенствования данного института необходимо:
- Разработка подробной инструкции по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства - 46 %;
- Внесение существенных изменений в законодательство - 37 %;
- Выделение из бюджета дополнительных средств на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства - 46 %.
Учитывая проведенный анализ указанных норм, можно сделать вывод о том, что институт безопасности в уголовном процессе нуждается в дальнейшем совершенствовании. Об этом говорит практика применения норм УПК РФ, а также результаты опроса, проведенного среди следователей и дознавателей, в котором сотрудники правоохранительных органов указали на несовершенство института безопасности участников уголовного судопроизводства, на отсутствие механизма реализации норм УПК РФ, призванных обеспечивать безопасность указанных участников, что является одной из проблем применения на практике данных норм, порождающей неуверенность граждан в эффективности применения мер безопасности.
§ 2. Иные средства обеспечения безопасности участниковуголовного судопроизводства
Как было отмечено ранее, достаточно подробная регламентация мер обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства дана в действующем УПК РФ, при этом лишь частично разрешена проблема защиты участников уголовного процесса. Так, уголовные дела, особенно по тяжким и особо тяжким преступлениям, совершенным преступными группами, все чаще подлежат закрытию, в основном, из-за отказа свидетелей давать показания. Под давлением шантажа и угроз стремительно растет количество лжесвидетельств, неявок на судебные заседания, фактов уклонения от дачи показаний, возникают серьезные трудности при сборе доказательств по уголовным делам, вследствие чего преступники уходят от ответственности, а жертвы преступлений теряют всякую надежду на справедливость рассмотрения их дел и защиты их интересов в суде Гребенщикова Л. Уголовно-процессуальные меры обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства // Адвокат. - 2005. - № 12. - С. 28..
В этой связи на законодательном уровне была предпринята попытка устранения названных проблем путем принятия Федерального закона Российской Федерации от 20 августа 2004 года № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» наряду с Федеральным законом от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - 24 апреля. - № 17. - Ст. 1455..
Данный Закон устанавливает систему мер государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, а также их близких родственников, родственников и близких лиц, включающую меры безопасности и меры социальной защиты указанных лиц, а также определяет основания и порядок их применения.
Согласно ст. 1 Федерального закона № 119 государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства состоит в осуществлении мер безопасности, направленных на защиту их жизни, здоровья и имущества, а также мер социальной защиты указанных лиц в связи с участием в уголовном судопроизводстве уполномоченными на то государственными органами.
В Законе содержится детальная правовая регламентация оснований и порядка применения мер государственной защиты, определен перечень лиц, подлежащих такой защите, и органы, ее осуществляющие.
Так, в отношении защищаемого лица уголовного процесса могут применяться следующие меры безопасности (ч. 1 ст. 6 Закона):
1. Личная охрана, охрана жилища и имущества;
2. Выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности;
3. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
4. Переселение на другое место жительства;
5. Замена документов;
6. Изменение внешности;
7. Изменение места работы (службы) или учебы;
8. Временное помещение в безопасное место;
9. Применение дополнительных мер безопасности в отношении защищаемого лица, содержащегося под стражей или находящегося в месте отбывания наказания, в том числе перевод из одного места содержания под стражей или отбывания наказания в другое.
Перечисленные меры безопасности условно можно разделить на три группы: первоочередные, дополнительные и экстренные.
К первоочередным мерам безопасности относятся право защищаемого на личную охрана, охрану жилища и имущества; выдачу специальных средств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности.
Дополнительными мерами безопасности являются:
1. Обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
2. Временное помещение в безопасное место;
3. Перевод защищаемого лица на новое место военной службы;
4. Командирование защищаемого лица в другую воинскую часть, другое военное учреждение;
5. Командирование или перевод военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, от которого может исходить угроза защищаемому лицу, в другую воинскую часть, другое военное учреждение;
6. Направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний;
7. Перевод защищаемого лица или лица, от которого исходить угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое;
8. Раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия; изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Меры безопасности, предусмотренные п. 4 (переселение на другое место жительства), п. 5 (замена документов), п. 6 (изменение внешности), п. 7 (изменение места работы (службы) или учебы), ч. 1 ст. 6 и ч. 5 ст. 10 Федерального закона № 119, следует относить к группе экстренных Новикова М.В. Указ. раб. С. 15..
Необходимо подчеркнуть, что перечисленное в пунктах 4 и 7 осуществляется только по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях. В отношении защищаемого лица могут применяться другие меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В частности, УПК РФ содержит и ряд дополнительных мер, среди них - исключение визуального наблюдения опознающего опознаваемым. Это в том случае, когда нет необходимости встречаться с опознаваемым визуально. Обычный порядок этого требует. Еще, к примеру, закрытое судебное заседание, зашифровывание анкетных данных свидетеля или потерпевшего, представления протоколов допросов и иных документов, когда в обычном порядке это исключено.
Что касается мер обеспечения безопасности согласно нормам Федерального закона № 119, то в соответствии со ст. 7 данного Закона участники уголовного судопроизводства могут рассчитывать на личную охрану, охрану их жилища и имущества. В целях такой защиты занимаемое защищаемым лицом жилище и его имущество могут быть оборудованы техническими средствами наблюдения, а также противопожарной и охранной сигнализацией.
Также органы, осуществляющие меры безопасности, могут выдавать защищаемому лицу специальные средства индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности (ст. 8 Закона).
По решению органа, осуществляющего меры безопасности, может быть наложен запрет на выдачу сведений о защищаемом лице из государственных и иных информационно-справочных фондов, а также могут быть изменены номера его телефонов и государственные регистрационные знаки используемых им или принадлежащих ему транспортных средств (ст. 9 Закона) Евстратенко Е.В. Защита свидетелей и потерпевших в уголовном процессе России: Автореф. дисс. … на соиск… к.ю.н. - Челябинск, 2004. - С. 13..
Согласно ст. 10 Закона защищаемое лицо может быть переселено на другое, временное или постоянное, место жительства.
При переселении защищаемого лица на другое постоянное место жительства ему за счет средств федерального бюджета предоставляется жилище, возмещаются расходы, связанные с переездом, оказывается материальная помощь, гарантируется трудоустройство и оказывается содействие в подборе места работы (службы) или учебы, аналогичного прежнему.
При переселении защищаемого лица на другое временное место жительства ранее занимаемое им жилище и гарантии трудоустройства на прежнее или аналогичное прежнему место работы (службы) или учебы сохраняются за ним в течение всего периода его отсутствия по указанной причине.
В исключительных случаях может быть произведена замена документов, удостоверяющих личность, иных документов защищаемого лица с изменением его фамилии, имени, отчества и других сведений о нем, а также может быть изменена внешность защищаемого лица.
Переселение на другое место жительства, замена документов и изменение внешности защищаемого лица производятся только в случаях, если безопасность указанного лица не может быть обеспечена путем применения в отношении его других мер безопасности.
Наряду с указанными мерами, защищаемому лицу в целях обеспечения его безопасности может быть оказано содействие в устройстве на другое, временное или постоянное, подходящее ему место работы (службы) или учебы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ст. 11 Закона).
Помимо перечисленных положений предотвращению посткриминального воздействия могут служить и другие уголовно-процессуальные нормы. Например, ознакомление допрашиваемого с аудио-, видеозаписью показаний защищаемого лица - вместо проведения очных ставок, что допускается ч. 3 ст. 190 УПК РФ, где установлено, что в ходе допроса наряду с предъявлением допрашиваемому вещественных доказательств и документов могут воспроизводиться материалы аудио- и видеозаписи следственных действий.
Следующей мерой безопасности может послужить новелла в ч. 3 ст. 170 УПК РФ, устанавливающая, что в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия, предусмотренные в ч. 1 ст. 170 УПК РФ, - осмотр, следственный эксперимент, обыск и т.д. - могут производиться без участия понятых.
УПК РФ в целях защиты участников уголовного судопроизводства предусматривает выделение уголовного дела в отдельное производство для завершения предварительного расследования в целях изоляции осужденного и тем самым предотвращения с его стороны воздействия на потерпевших и свидетелей иных эпизодов преступной деятельности (ч. 1 ст. 154 УПК РФ).
В соответствии с нормами Федерального закона № 119 под государственную защиту подпадают лица, содержащиеся под стражей или находящиеся в месте отбывания наказания (ст. 14 Закона). В целях обеспечения безопасности данного лица могут применяться такие меры, как:
1. Направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний, в том числе находящиеся в других субъектах Российской Федерации;
2. Перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое;
3. Раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия;
4. Изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Содержание рассмотренных мер безопасности не противоречит общим условиям производства в досудебных стадиях, они признаны допустимыми Европейским судом и Европейской комиссией по правам человека, для их использования в этих стадиях нет каких-либо препятствий Антошина А. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: становление правового института // Российская юстиция. - 2006. - № 8. - С. 34-35..
Указанные меры безопасности выступают не только как способ осуществления государством своей конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, но и средство более эффективного осуществления самого уголовного судопроизводства.
ГЛАВА 3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ В ХОДЕ СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА
Разработка мер безопасности в стадии судебного разбирательства должны осуществляться с учетом гласности и непосредственности исследования доказательств, характеризующих данную стадию. Применение защитных мер не должно нарушать право подсудимого на защиту, международные стандарты прав участников судопроизводства, поскольку в настоящее время обоснованно констатируется, что никто уже не оспаривает факт существования общеевропейских принципов уголовного процесса, действующих наряду с системой национальных законодательств. Эти принципы сформулированы в Европейской конвенции, в том числе - право человека на справедливое судебное разбирательство, означающее «соблюдение принципа равенства состязательных возможностей сторон судебного процесса, независимо от того, является ли этот процесс гражданским, уголовным, административным или военным» Проект Декларации о праве на справедливое судебное разбирательство и возмещение. Добавление к четвертому докладу Комиссии по правам человека ЭКОСОС ООН «Право на справедливое судебное разбирательство: признание в современных условиях и меры по его укреплению» // Док. Е/СN.4/Sub.2/1993/24/Add.1, 25 june, 1993. Р. 6..
Под государственной защитой участников судебного разбирательства следует понимать совокупность установленных законом мер безопасности, правовой и социальной защиты, применяемых судом, а также иными уполномоченными на то государственными органами и их должностными лицами в целях защиты жизни, здоровья, телесной неприкосновенности, имущества, чести и достоинства лиц, участвующих в судебном разбирательстве, а также их близких родственников, родственников и близких лиц Москаленко А.В. Особенности государственной защиты участников уголовного процесса в ходе судебного разбирательства: Автореф. Дисс . …на соиск… к.ю.н. - М., 2006. - С. 15..
В ходе судебного разбирательства возможны следующие меры защиты его участников.
Одной из мер безопасности защищаемых лиц выступает закрытое судебное разбирательство.
Следует признать, что законодателем обоснованно было сделано исключение из важнейшего судопроизводственного принципа для случаев, когда гласность представляет угрозу безопасности лиц, содействующих правосудию, и, следовательно, самому правосудию.
Непосредственно судебное заседание может проводится в закрытом виде в случаях, когда это требуют интересы обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, их близких родственников, родственников или близких лиц (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ). Закрытость предполагает запрет свободного доступа граждан, не участвующим в уголовном судопроизводстве.
Закрытые судебные заседания, к примеру, по уголовным делам о преступлениях, совершенных организованными преступными формированиями, могут проводится при необходимости не в зданиях судов, а в помещениях следственных изоляторов, на территории исправительных учреждений и других охраняемых объектов. Так, в следственном изоляторе № 1 г. Москвы проходило закрытое судебное заседание по уголовному делу о взрыве на Котляковском кладбище, а в следственном изоляторе г. Новокузнецка - закрытое судебное заседание по уголовному делу о преступлениях, совершенных членами организованного преступного сообщества Жук О.Д. Уголовное преследование по уголовным делам об организации преступных сообществ (преступных организаций). - М., 2004. - С. 213..
Возможность проведения закрытого судебного разбирательства в качестве защитной меры соответствует ст. 14 (1) Международного пакта о гражданских и политических правах Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17(1831) - Ст. 291., п. 1 ст. 6 Европейской конвенции Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - 8 января. - № 2. - Ст. 163., где сказано: «Печать и публика могут не допускаться на все судебное разбирательство или часть его… когда публичность нарушала бы интересы правосудия». Под нарушением же интересов правосудия понимается, в том числе посткриминальное воздействие именно в интересах правосудия признано допустимым закрытое слушание «для защиты испытывающих большой страх потерпевших и свидетелей» Кулаков Д. Процессуальная защита свидетелей и потерпевших // Законность. - 2000. - № 4. - С. 25.. Однако безопасность лиц, подлежащих защите, не может быть обеспечена лишь посредством данной нормы.
Меры безопасности, сопряженные с производством закрытого судебного разбирательства, могут выражаться в:
1. Дополнительных мерах безопасности по доставке свидетелей и потерпевших. Так, при рассмотрении Верховным судом Республики Татарстан уголовного дела по обвинению участников организованного преступного сообщества «Хади Такташ» свидетели доставлялись в суд под охраной, в автомобилях с тонированными стеклами, на них были одеты маски и балахоны, скрывающие лицо и фигуру Жук О.Д. Указ. раб. С. 211-212.;
2. Отобрании подписки от участников судебного разбирательства о неразглашении данных, ставших им известными в ходе уголовного судопроизводства, и об их участии в судебном разбирательстве;
3. Удалении из зала закрытого судебного разбирательства потерпевших, свидетелей непосредственно после их допросов, если в их дальнейшем присутствии нет необходимости;
4. Публичное оглашение лишь вводной и резолютивной частей приговора - в соответствии с ч. 7 ст. 241 УПК РФ, если уголовное дело рассмотрено в закрытом судебном заседании. В данном случае не оглашается содержащиеся в мотивировочной части приговора показания потерпевших, свидетелей обвинения, то есть не оглашаются и сведения о последних Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности участников процесса: возможности и перспективы развития УПК // Российская юстиция. - 2003. - № 5. - С. 48-49..
Следующей мерой защиты участников уголовного судопроизводства выступает запрет председательствующим фотографирования, видеозаписи и киносъемки в судебном заседании с тем, чтобы ограничить круг граждан, которым защищаемый становится известен визуально. Возможность такого запрета предусмотрена в ч. 5 ст. 241 УПК РФ в случае, если перечисленные способы фиксации судебного процесса создают для него "препятствия". Препятствием является в том числе боязнь граждан давать показания, исполнять другие уголовно-процессуальные обязанности перед объективами фото-, видео- или кинотехники. Согласно ч. 5 ст. 241 УПК РФ не допускается и проведение аудиозаписи, если она создает препятствие для судебного разбирательства Кондратьев Е.Е. Новый УПК: защита свидетелей, потерпевших и других участников уголовного процесса // Государство и право. - 2003. - № 8. - С. 48..
Ограничение доступности сведений о потерпевшем и свидетеле фамилией, именем и отчеством в соответствии с ч. 2 ст. 278 УПК РФ, которая обязывает председательствующего перед допросом установить личность свидетеля, потерпевшего и отношение свидетеля к подсудимому и потерпевшему, но не место жительства допрашиваемого и иные сведения о нем. Естественно, это неприменимо, если, например, очевидец преступления наблюдал его совершение из окна квартиры, но удаленность ее от места происшествия обусловливает необходимость экспериментальным путем определить, была ли у свидетеля возможность правильно воспринимать обстоятельства совершенного деяния.
Удаление из зала суда нарушителей порядка на основании ч. 1 и 3 ст. 258 УПК РФ. Следует, однако, учитывать, что такое удаление - санкция, то есть реакция на уже высказанную угрозу и иные формы посткриминального воздействия, а не мера его предупреждения.
Допрос в отсутствие публики отдельных лиц при открытом в целом судебном заседании - в соответствии с ч. 3 ст. 241 УПК РФ, где установлено, что определение суда о рассмотрении дела в закрытом судебном заседании может быть вынесено «в отношении всего судебного разбирательства либо соответствующей его части» (под «соответствующей частью» судебного разбирательства следует понимать не только, например, судебное следствие в целом, но и допрос отдельного участника процесса).
Подводя итог, необходимо заметить каким бы образом не создавались условия для обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, главное состоит в том, чтобы остальные аспекты организации рассматриваемой стадии уголовного судопроизводства строго соответствовали требованиям УПК РФ.
ГЛАВА 4. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ЗАЩИТЫ СВИДЕТЕЛЕЙ И ЖЕРТВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
Интеграция России в мировое сообщество, в частности вступление в Совет Европы, требует реализации в российском законодательстве рекомендаций международного сообщества по применению мер безопасности. Сближение законодательства с общепризнанными международными стандартами предполагает дальнейшее развитие правовой системы, регулирующей деятельность в сфере обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства. Совершенно очевидно, что разработка самого механизма обеспечения безопасности невозможна без опыта зарубежных стран, где уже давно действуют правовые акты, гарантирующие эффективную защиту данных лиц от преступных посягательств.
Международное сообщество еще с начала 50-х годов ХХ века стало уделять особое внимание проблемам, связанным с обеспечением прав человека и организации деятельности органов уголовной юстиции, в связи с чем были разработаны документы, составившие основной свод международных стандартов. Вся эта деятельность осуществляется Комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию Экономического и Социального Совета ООН, Конгрессами ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Основным универсальным документом в этой связи считается принятая 29 ноября 1985 г. резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН «Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью» Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.) // Советская юстиция. - 1992. - № 9-10. - С. 39..
Декларация, имея отношение к группе документов рекомендательного характера, которые не подлежат подписанию и ратификации, между тем содержит норму в подпункте «d» п. 6, рекомендующую принять меры «для сведения к минимуму неудобств для жертв, охраны их личной жизни в тех случаях, когда это необходимо, и обеспечения их безопасности, а также безопасности их семей и свидетелей с их стороны и их защиты от запугивании и мести».
Тем не менее текст Декларации многими странами был положен в основу принятых законов, например, в Австралии принято административное положение, регламентирующее выполнение рекомендаций Декларации, на ее основе в Великобритании в 1990 году принята «Хартия жертв преступлений» Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: российский, зарубежный и международный опыт ХХ века (процессуальное исследование). - М., 2001. - С. 55.. Кроме того, Декларация послужила определенным толчком для дальнейшего развития обеспечения прав свидетелей и потерпевших в тех странах, где эта работа уже велась, например, в Соединенных Штатах Америки.
В США в течение трех десятилетий действует система помощи жертвам преступлений. С 1971 года работает специальная Федеральная программа защиты свидетелей, выступающих в судах с показаниями против опасных преступников.
Во главе механизма обеспечения безопасности свидетеля стоит Генеральный прокурор США. После получения санкции Генерального прокурора США свидетель попадает под защиту службы судебного исполнения США. Специалист по безопасности этой службы информирует защищаемое лицо о деталях Программы. Совместно определяется вариант трудоустройства, а также специалист определяет место будущего проживания.
12 октября 1982 года в США был принят «Закон о защите жертв и свидетелей преступлений», который предусматривал справедливое, уважительное обращение с потерпевшими, соблюдение конфиденциальности. Наряду с этим, Закон увеличил уголовную ответственность за действия по оказанию тайного воздействия на жертв и свидетелей преступления. Так, за применение угрозы или физической силы в отношении свидетеля, а также за попытку совершить такие действия предусмотрен штраф до 250 тыс. долларов или тюремное заключение на срок не более 10 лет, или оба вида наказания (параграф 1512. А). За причинение беспокойства лицу с целью препятствия его участию в деле в качестве свидетеля предусмотрен штраф до 25 тыс. долларов или лишение свободы сроком не более одного года, или оба вида наказания (параграф 1512. В) Макеева Н.В. Указ. раб. С. 56-57..
12 октября 1984 года Конгрессом США принят другой специальный законодательный акт - «Закон об усилении безопасности свидетеля», который усовершенствовал существующую Программу защиты и законодательно закрепил существующие механизмы ее реализации.
В 1990 году Конгрессом США принят новый Федеральный закон о правах жертв преступлений и реституции. В уголовно-процессуальных законах отдельных штатов предусмотрены конкретные нормы, направленные на обеспечение безопасности свидетеля.
В уголовном процессе США существует право свидетельской привилегии. Федеральные суды, при решении вопроса о наличии или отсутствии у конкретного лица права отказаться от дачи свидетельских показаний полностью или частично должны руководствоваться принципами общего права в свете разума и опыта.
Основу института безопасности свидетелей составляет Закон о его реформе от 12 октября 1984 года. Этот Закон определяет круг мер, которые могут быть применены для обеспечения безопасности свидетелей, стержнем которого явилось создание федерального фонда помощи жертвам.
К таким мерам можно отнести:
1. Предоставление места жительства и защиты свидетеля во время официальных процессов, касающихся преступления, если имеется вероятность совершения насильственных действий в отношении данного участника процесса;
2. Предоставление нового жилья, принятие мер по защите семьи или лиц, которые тесно связаны со свидетелем, если они подвергаются опасности из-за участия свидетеля в судебном процессе;
3. Обеспечение свидетеля законно оформленными новыми документами; перевозкой мебели и крупного имущества на новое местожительство; выплатой денег, необходимых для удовлетворения основных жизненных нужд; трудоустройством; иными услугами для самостоятельного проживания;
4. Предоставление временной защиты свидетелю в случае возникновения для него реальной опасности Зайцев О., Щерба С. Защита свидетеля в США // Российская юстиция. - 1994. - № 8. - С. 51-52..
В США существует понятие «привилегия осведомителей», под которым понимается право полиции не раскрывать личность осведомителя, давшего информацию в связи с расследованием преступления. Чтобы помочь полиции в защите осведомителя, Верховный суд США сформулировал руководящие принципы, известные под названием «привилегии осведомителя». Целью привилегии является обеспечение и защита интересов общества в области исполнения закона. При решении вопроса о разглашении личности осведомителя принимаются конкретные обстоятельства каждого дела, в том числе характер инкриминируемого преступления, возможные методы защиты обвиняемого, значение показаний осведомителя.
Нормативная регламентация системы обеспечения безопасности участников уголовного процесса сформирована в ФРГ значительно позднее, чем в США. В ФРГ длительное время отсутствовала четкая законодательная регламентация существующей практики защиты лиц, содействующих правосудию.
В начале 80-х годов под влиянием существенного роста преступности применялись такие меры безопасности для свидетелей, как допрос свидетеля судьей в отсутствии обвиняемого и его защитника, а иногда вне здания суда, после чего протокол допроса оглашался в суде. Иногда свидетели приглашались в суд, но при этом применялись акустические или оптические средства связи при их допросе. В 1983 году Большой сенат по уголовным делам своим решением запретил такую практику, аргументировав данное решение тем, что указанные действия несовместимы с уголовным процессом. Свидетелей необходимо допрашивать только в открытом судебном заседании. Это в значительной мере ограничит возможность сокрытия данных о личности свидетеля для других участников процесс. В соответствии с принципом непосредственности, который положен в основу уголовного процесса, суд обязывает использовать, главным образом, прямые доказательства. Допрос не может быть заменен оглашением протокола о ранее проведенном допросе или письменным объяснением.
В ФРГ на законодательном уровне предпринимались попытки для предотвращения нежелательного раскрытия личности участников процесса. В соответствии с параграфом 147 УПК ФРГ защитнику может быть отказано в ознакомлении с материалами дела, содержащими сведения о личности свидетеля. Параграф 68 УПК предоставляет право свидетелю не называть адрес своего местожительства, если существует повод опасаться, что свидетелю или другому лицу угрожает опасность. Параграф 247 УПК разрешает удаление подсудимого из зала судебного заседания на время допроса соучастника или свидетеля, если имеются основания полагать, что указанные лица в присутствии подсудимого не дадут полных правдивых показаний Казаков В.А. Новый закон об обеспечении социальной и правовой защиты свидетелей в ФРГ // Государство и право. - 2000. - № 9. - С. 75-76..
Закон ФРГ о защите потерпевших от 10 декабря 1986 года, стал первым шагом в системе мер, направленных на обеспечение личной безопасности жертв преступлений и их семей в ходе уголовного судопроизводства. В 1989 году Министерством внутренних дел и Министерством юстиции ФРГ образована совместная комиссия для решения проблемы борьбы с организованной преступностью, подготовлена Концепция охраны свидетелей, на основании которой в 1990 г. были приняты Общие указания федеральных и земельных министров юстиции и внутренних дел по охране находящихся под угрозой свидетелей. Данные документы закрепили цели, задачи и функции органов, обеспечивающих защиту лиц, содействующих уголовному судопроизводству.
На основании Концепции охраны свидетелей в 1993 году был принят специальный нормативный акт - Закон «О главном свидетеле», который установил защиту данного участника процесса, владеющего информацией о совершении тяжких преступлений. С учетом этого законодательного акта в ФРГ стали применяться две системы обеспечения безопасности свидетеля. Первая система представляет собой долговременную защиту, которая обеспечивается всеми доступными полицейскими методами. Вторая система направлена, главным образом, на оказание содействия защищаемому лицу в выборе нового места жительства, работы, в занятии собственным бизнесом, а также в оказании необходимой помощи материального плана. В 1998 году был принят Закон «О регулировании вопросов обеспечения защиты свидетелей, которым угрожает опасность», предусматривающий дополнительные меры, направленные на обеспечение безопасности свидетелей. Появилась возможность более «льготного» режима допроса некоторых категорий свидетелей, прежде всего, несовершеннолетних и тех, которым грозит опасность.
Законодательные акты об обеспечении безопасности лиц, содействующих правосудию, были приняты и в некоторых странах, входящих в состав бывшего СССР.
Так, 13 августа 1991 года Верховный Совет Латвийской Республики принял Закон, согласно которому в УПК республики были включены средства процессуальной защиты, среди которых выделялись возможность сокрытия подлинных данных о свидетеле или потерпевшем и применение к нему псевдонима в ходе всего производства по делу, в том числе и на стадии судебного разбирательства; возможность предъявления для опознания вне визуального контакта опознаваемого с опознающим; возможность прослушивания телефонных переговоров потерпевшего, свидетеля и других лиц по их просьбе; проведение по мотивированному определению суда закрытого судебного разбирательства.
Однако на практике эти меры применялись редко, в связи с чем в Латвии для изменения этой ситуации 12 июня 1997 г. были внесены изменения в Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы и в Закон «Об оперативной деятельности». Установленный таким образом комплекс мер призван повысить эффективность обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля и других лиц, содействующих правосудию.
К мерам уголовно-процессуальной защиты, согласно положениям обновленного УПК Латвии, относятся:
1. Исключение из материалов дела данных, могущих идентифицировать защищаемое лицо, и запрет разглашать эти данные;
2. Сокрытие данных защищаемого лица и присвоение ему псевдонима, действующего в ходе всего производства по делу, в том числе и в суде;
3. Производство очной ставки с использованием таких технических средств, которые не позволяют идентифицировать подзащитного;
4. Предъявление для опознания вне визуального контакта опознаваемого с опознающим;
5. Допрос защищаемого лица на судебном следствии с созданием таких условий, при которых другие участники процесса не смогут наблюдать его визуально, но с использованием технических средств смогут слышать ответы на задаваемые вопросы. При этом допускается создание визуальных и акустических помех, не позволяющих остальным участникам процесса идентифицировать защищаемое лицо;
6. Выделение материалов на защищаемое лицо в отдельное дело;
7. Отказ от использования показаний защищаемого лица в качестве доказательств по делу, если принятые меры защиты не могут обеспечить его безопасность;
8. Право защищаемого лица пользоваться услугами адвоката, выступающего в качестве его представителя, наделенного правами участвовать в следственных действиях, проводимых с представляемым лицом, на досудебном расследовании, судебном разбирательстве, заявлять отводы, ходатайства и приносить жалобы.
В Республике Беларусь институт обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля и иных лиц, содействующих правосудию, получил законодательное обоснование 12 июня 1990 г., когда были внесены изменения и дополнения в Основы уголовного судопроизводства Союза ССР и союзных республик. Согласно ст. 27 Основ, в случае появления достаточных данных, свидетельствующих об угрозе убийства, применения насилия, уничтожения или повреждения имущества либо возможности иных противоправных действий в отношении потерпевшего, свидетеля, а также членов их семьи или близких родственников, орган дознания, следователь, прокурор, суд обязаны принять предусмотренные законодательством меры по охране жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества этих лиц, а также к установлению виновных и привлечению их к ответственности.
В УПК Республики Беларусь законом от 17 мая 1997 г. было введено одиннадцать дополнительных статей, регулировавших вопросы защиты потерпевшего, свидетеля и других участников уголовного процесса.
Согласно ст. 603, в перечень мер безопасности, применяемых к участникам процесса, отнесены:
1. Неразглашение сведений о личности;
2. Использование технических средств контроля и прослушивания телефонных и иных переговоров;
3. Личная охрана, охрана жилища и имущества;
4. Изменение паспортных данных и замена документов;
5. Закрытое судебное заседание;
6. Запрет на выдачу сведений.
Многие страны в деятельности по обеспечению безопасности свидетеля за основу взяли международные нормы, принятые Комиссией по предупреждению преступности и уголовному правосудию Экономического и Социального Совета ООН, Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями. Вступление в Совет Европы и ратификации Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод потребовали от России ускорить процесс разработки и принятия Закона «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», однако на примере некоторых стран-участниц Совета Европы - можно видеть, что специальные законы в этой сфере ими были приняты не так давно, например, в ФРГ закон «О регулировании вопросов обеспечения защиты свидетелей, которым угрожает опасность» был введен в действие лишь в 1998 г.
Установление мер безопасности потерпевшего и свидетеля в России требует учета всего опыта, наработанного другими государствами. При этом непосредственное значение в решении проблемы обеспечения безопасности имеет максимальное использование как всей законодательной базы, имеющейся в этой области, так и последних достижений научно-технического прогресса как в России, так и за рубежом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Уголовно-процессуальное законодательство РФ впервые закрепило на национальном уровне одно из важных средств достижения цели и задач (назначения) процессуальной деятельности по уголовным делам (ст. 11 УПК РФ). Обеспечение безопасности участников процесса и их близких в связи с производством по уголовному делу необходимо рассматривать как одно из наиболее эффективных средств противодействия преступности и получения доказательственной информации о событии преступления.
Безопасность участников уголовного процесса расценивается законодателем как одна из составляющих принципа охраны прав и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве (ст. 11 УПК). Закрепление в процессуальном законе мер безопасности личности следует рассматривать как:
1. Гарантию обеспечения прав и законных интересов личности в уголовном судопроизводстве;
2. Средство достижения цели и задач (назначения) уголовного судопроизводства;
3. Новую эффективную форму противодействия наиболее опасным видам преступности (организованной, профессиональной);
4. Позитивное стремление государства привести национальное законодательство в соответствие с рядом международных документов.
Под мерами безопасности следует понимать комплекс различных действий, закрепленных действующим законодательством и осуществляемых уполномоченными должностными лицами, в целях предупреждения возникновения угрозы безопасности участников уголовного судопроизводства, а также ее пресечения и восстановления нарушенного состояния защищенности указанных лиц.
В зависимости от стадии рассмотрения и расследования уголовного дела меры по обеспечению безопасности можно разделить на следующие группы: меры безопасности, применяемые при расследовании уголовного дела на досудебных стадиях; меры безопасности в ходе судебного разбирательства.
К основным мерам защиты на досудебных стадиях можно отнести: прослушивание телефонных и иных переговоров (ч. 2 ст. 186); опознание в условиях, исключающих наблюдение опознаваемым опознающего (ст. 193); участие потерпевших и свидетелей в уголовном процессе под псевдонимом (ч. 9 ст. 166, ст. 278).
В судебном процессе безопасность участников обеспечивается рассмотрением дел в закрытых судебных разбирательствах (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ), их допросом без оглашения подлинных данных о них и в условиях, исключающих визуальное наблюдение другими участниками процесса (ч. 5 ст. 278 УПК РФ).
Указанные меры безопасности - не только один из способов осуществления государством своей конституционной обязанности по защите прав и свобод человека и гражданина, но и средство более эффективного осуществления самого уголовного судопроизводства.
Необходимо отметить тот факт, что в процессе написания дипломной работы проводилось не только теоретическое исследование института обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, но и материалов следственно-судебной практики, также был осуществлен опрос граждан по вопросам, связанным с защитными мерами данных субъектов (в конкретном случае участником процесса выступил свидетель).
Изучение статей, регулирующих обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства, а также обобщение судебной практики, свидетельствуют о том, что законодатель не последователен в определении круга субъектов защиты.
Так, в ч. 3 ст. 11 УПК РФ предусмотрена возможность применения мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса. Однако изъятие сведений из протокола следственного действия (ч. 9 ст. 166 УПК РФ) установлено только для потерпевшего, его представителя и свидетеля.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ основанием для рассмотрения дел в закрытом судебном заседании является обеспечение безопасности любого участника судебного разбирательства. Вместе с тем ст.ст. 277 и 278 УПК РФ при угрозе безопасности свидетеля, потерпевшего, а также их близких родственников, родственников или близких в качестве меры безопасности предусмотрен допрос без оглашения подлинных сведений только свидетеля и потерпевшего, который проводится вне визуального контроля со стороны других участников процесса.
С целью устранения допущенных законодателем вышеуказанных противоречий представляется возможным применение всех установленных уголовно-процессуальных законодательством РФ мер защиты в отношении любого участника со ссылкой на ст. 11 УПК РФ как норму-принцип общего характера.
Проведенный анализ существующего законодательства позволяет утверждать, что российским государством создан институт государственной защиты участников уголовного судопроизводства, который, несомненно, будет способствовать повышению эффективности борьбы с преступностью. Вместе с тем мировой опыт защиты участников уголовного судопроизводства показывает, что нашему государству необходимо приложить еще немало усилий для создания эффективной системы мер безопасности, соответствующей уровню передовых стран (переселение, предоставление жилища, охрана свидетелей и их членов семей и т.п. - Титл. 18 Свода Законов США).
Список литературы
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 06.12.2007) // Российская газета. - 2001. - 22 декабря.
3. Выводы и рекомендации Совещания Специальной группы экспертов по уменьшению риска насилия в системе уголовного правосудия // Док. Е/СN.15/1994/4/Add.3.25 February, 1994.
4. Декларация о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 июня 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1990. - № 2. - Ст. 22.
5. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступления и злоупотребления властью (утв. резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/34 от 29 ноября 1985 г.) // Советская юстиция. - 1992. - № 9-10.
6. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (ред. от 02.10.2007) «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. - 1991. - № 16. - Ст. 503.
7. Закон РФ от 25 декабря 1992 года № 4235-1 «О безопасности» (ред. от 02.03.2007) // Российская газета. - 1992. - 06 мая.
8. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS N 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - 8 января. - № 2. - Ст. 163.
9. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1976. - № 17(1831) - Ст. 291.
10. Постановление ВС РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-I «О Декларации прав и свобод человека и гражданина» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. -1991. - № 52. - Ст. 1865.
11. Проект Декларации о праве на справедливое судебное разбирательство и возмещение. Добавление к четвертому докладу Комиссии по правам человека ЭКОСОС ООН «Право на справедливое судебное разбирательство: признание в современных условиях и меры по его укреплению» // Док. Е/СN.4/Sub.2/1993/24/Add.1, 25 june, 1993.
12. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 06.12.2007) // Российская газета. - 2001. - 22 декабря.
13. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Российская газета. - 1995. - 18 августа.
14. Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // Собрание законодательства. - 2004. - № 34. - Ст. 3534.
15. Федеральный закон от 20 апреля 1995 года № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // Собрание законодательства РФ. - 1995. - 24 апреля. - № 17. - Ст. 1455.
Научная литература
1. Блищенко И.П., Солнцева М.М. Мировая политика и международное право. - М., 1991.
2. Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: российский, зарубежный и международный опыт ХХ века (процессуальное исследование). - М., 2001.
3. Брусницын Л.В. Правовое обеспечение безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию / Л.В. Брусницын. - М., 1999.
4. Даль В.И. Словарь русского языка / В.И. Даль. - М., 1999.
5. Евстратенко Е.В. Защита свидетелей и потерпевших в уголовном процессе России: автореферат дис… к.ю.н. - Челябинск, 2004.
6. Жариков Е.В. Дифференциация уголовного процесса как средство обеспечения безопасности, содействующих уголовному судопроизводству: дис… к.ю.н. - Барнаул, 2005.
7. Жук О.Д. Уголовное преследование по уголовным делам об организации преступных сообществ (преступных организаций). - М., 2004.
8. Зайцев О.А. Теоретические и правовые основы государственной защиты участников уголовного процесса. - М., 1997.
9. Зуев С.В. Особенности производства по уголовным делам об организованной преступности: учебное пособие / П.А. Сустретов. - Челябинск, 2006.
10. Макеева Н.В. Процессуальные аспекты обеспечения безопасности свидетеля в уголовном судопроизводстве: Монография. - Калининград, 2005.
11. Москаленко А.В. Особенности государственной защиты участников уголовного процесса в ходе судебного разбирательства: автореферат дис… к.ю.н. - М., 2006.
12. Никитин С.Ю. Защита прав свидетелей в уголовном судопроизводстве: монография / М.В. Новикова, А.Б. Сергеев. - Челябинск: Челябинский юридический институт МВД России, 2006.
13. Новикова М.В. Обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства как гарантия осуществления правосудия в современных условиях: автореферат дис… к.ю.н. - Екатеринбург, 2006.
14. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Н.Ю. Шведова. - М., 1996.
15. Серебрянников, В. Творческое развитие учения о войне и армии. - М., 1983.
16. Шаговой В.Н. Потерпевший и жертва преступления в уголовном процессе: защита прав и их уголовно-процессуальные правонарушения: автореферат дис… к.ю.н. - Тюмень, 2006.
Научно-публицистическая литература
1. Антошина А. Обеспечение безопасности участников уголовного процесса: становление правового института // Российская юстиция. - 2006. - № 8. - С. 34-36.
2. Брусницын Л.В. Допрос под псевдонимом // Законность. - 2003. - № 1. - С. 27-29.
3. Брусницын Л.В. Обеспечение безопасности участников процесса: возможности и перспективы развития УПК // Российская юстиция. - 2003. - № 5. - С. 48-50.
5. Галузин А.О. О теории безопасности уголовного процесса // Уголовный процесс. - 2004. - № 1. - С. 61-63.
6. Гребенщикова Л. Уголовно-процессуальные меры обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства // Адвокат. - 2005. - № 12. - С. 28.
7. Доля В. Новая Конституция РФ и уголовно-процессуальная деятельность // Российская юстиция. - 1994. - № 4. - С. 18-19.
8. Епихин А. Правовое регулирование мер безопасности участников процесса // Законность. - 2003. - № 5. - С. 45-46.
9. Зайцев О., Щерба С. Защита свидетеля в США // Российская юстиция. - 1994. - № 8. - С. 51-52.
10. Казаков В.А. Новый закон об обеспечении социальной и правовой защиты свидетелей в ФРГ // Государство и право. - 2000. - № 9. - С. 75-76.
11. Кондратьев Е.Е. Новый УПК: защита свидетелей, потерпевших и других участников уголовного процесса // Государство и право. - 2003. - № 8. - С. 46-48.
12. Кулаков Д. Процессуальная защита свидетелей и потерпевших // Законность. - 2000. - № 4. - С. 25-27.
13. Титов А.С. О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства // Закон и право. - 2006. - № 3. - С. 17-18.
14. Халиков А. Обеспечение безопасности при сокрытии данных о личности // Законность. - 2007. - № 10. - С. 43-45.
Приложение № 1
АНКЕТА И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ПРАКТИЧЕСКИХ СОТРУДНИКОВ
(всего было опрошено 35 человек)
№
п/п
Вопросы анкеты
Предполагаемые варианты ответов
Результаты опроса в процентном выражении
1
Применяли ли Вы
в своей практике
меры безопасности
к участникам уголовного судопроизводства?
Да
51%
Нет
49%
2
Какие из перечисленных мер безопасности, Вы применяли на практике?
Личная охрана, охрана жилища и имущества
6%
Выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи, оповещения об опасности
23%
Обеспечение конфиденциальных сведений о защищаемом лице
20%
Переселение на другое место жительства
8%
Присвоение псевдонима
29%
Изменение внешности
8%
Опознание в условиях исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым
17%
3
Как Вы считаете по какой причине меры безопасности в уголовном судопроизводстве
применяются не в достаточной мере?
Незнание участниками уголовного судопроизводства своих прав
26%
Участники уголовного судопроизводства не требуют применения мер безопасности
54%
Не качественное разъяснение участникам уголовного судопроизводства их права на обеспечение безопасности
20%
Не заинтересованность следователей (дознавателей) в усложнении уголовно процесса, мерами безопасности.
29%
Не знание сотрудниками правоохранительных органов своих возможностей применения мер безопасности к участникам уголовного судопроизводства
Что, по Вашему мнению, требуется предпринять для совершенствования института безопасности в уголовном судопроизводстве?
Разработка подробной инструкции обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства
46%
Внесение существенных изменений в законодательство
37%
Предусмотреть дополнительные меры безопасности участников уголовного судопроизводства
26%
Выделить из бюджета дополнительных средства на обеспечение безопасности участников уголовного судопроизводства
46%
Приложение № 2
АНКЕТА И РЕЗУЛЬТАТЫ ОПРОСА ГРАЖДАН
(всего было опрошено 50 человек)
№
п/п
Вопросы анкеты
Предполагаемые варианты ответов
Результаты опроса в процентном выражении
1
Приходилось ли Вам участвовать в качестве свидетеля по уголовным делам?
Да
17,8%
Нет
82,2%
2
Какие Вам известны меры безопасности, применяемые к свидетелям в уголовном судопроизводстве?
Личная охрана, охрана жилища и имущества
35,7%
Выдача специальных средств индивидуальной защиты, связи, оповещения об опасности
7,1%
Обеспечение конфиденциальных сведений о защищаемом лице
46,4%
Переселение на другое место жительства
35,7%
Замена документов
28,5%
Изменение внешности
28,5%
Изменение места работы, службы, учёбы
21,4%
Временное помещение в безопасное место
32,1%
3
Считаете ли Вы, что правоохранительные органы в состоянии обеспечить Вашу безопасность в случае Вашего участия в качестве свидетеля по уголовным делам?
Да
39,3%
Нет
60,7%
4
Как Вы поступите, если окажитесь очевидцем преступления?
Выступите в качестве свидетеля по уголовному делу
75%
Будете отрицать факт того, что Вы были очевидцем преступления
25%
5
Что, по Вашему мнению, требуется предпринять для повышения безопасности свидетелей по уголовным делам?
Совершенствовать законодательство
50%
Шире использовать технические средства доказывания
14,2%
Ужесточить ответственность за посягательство на жизнь и здоровье свидетелей
53,5%
Выделить из бюджета средства на обеспечение безопасности свидетелей