Рефераты

Обращение взыскания на имущество должника как мера принудительного исполнения судебного акта

p align="left">Прием_передача арестованного имущества осуществляется при двустороннем подписании акта приема_передачи имущества и фактическом вручении судебным приставом_исполнителем данного имущества представителям специализированной организации.

Новая редакция Закона об исполнительном производстве позволяет варьировать цену предложения имущества (имущественных прав) потенциальным покупателям, установленную постановлением судебного пристава_исполнителя, не только в сторону увеличения, как это было предусмотрено Законом об исполнительном производстве 1997 г., а и возможность поэтапной уценки имущества, не реализованного на торгах или на комиссионных началах, на 15 % от первоначальной цены в рамках реализации и 25 % при предложении нереализованного имущества взыскателю.

Таким образом, даже в случае завышения стоимости арестованного имущества, установленной постановлением судебного пристава_исполнителя, и отсутствия спроса со стороны потенциальных покупателей уценка арестованного имущества должников обеспечивает дополнительные гарантии удовлетворения имущественных требований взыскателей.

В рамках исполнительного производства проведение аукционов направлено на создание условий состязания предложений о покупке в целях выручения максимальной цены за реализуемое имущество.

Начальная цена имущества, которое выставляется на торги, формируется в размере, равном стоимости арестованного имущества должника, указанной судебным приставом_исполнителем в постановлении об оценке вещи или имущественного права, и доводится до сведения потенциальных участников торгов путем размещения в СМИ извещения о торгах.

Начальная продажная цена заложенного имущества, на которое обращено взыскание в судебном порядке, не может быть ниже цены, которая определена судебным актом. В данном случае в судебном решении и исполнительном листе указывается конкретное имущество, а также его начальная продажная цена.

Следует учитывать, что Законом об исполнительном производстве предусмотрены основания снижения начальной цены имущества на вторичных торгах, которые проводятся в случае объявления первичных торгов несостоявшимися.

Аукцион начинается с оглашения аукционистом наименования, основных характеристик и начальной цены продажи имущества, выставленного на торги, а также шага аукциона. В результате его проведения имущество, выставленное на торги, может быть приобретено участником торгов по объявленной цене, превышающей начальную цену продажи имущества.

Реализация ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, осуществляется на торгах организатора торговли на рынке ценных бумаг.

Организатором торговли на рынке ценных бумаг является профессиональный участник рынка ценных бумаг, т. е. юридическое лицо, предоставляющее услуги, непосредственно способствующие заключению гражданско_правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг.

Ценные бумаги, арестованные в соответствии с Законом об исполнительном производстве, подлежат продаже на торгах брокером или управляющим (если ценные бумаги переданы ему в управление), являющимся участником соответствующих торгов.

Деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг регулируется Законом о рынке ценных бумаг, Федеральным законом от 20.02.1992 № 2383_1 «О товарных биржах и биржевой торговле», законом «Об ипотечных ценных бумагах» и другими нормативными правовыми актами.

Срок проведения торгов, составляет два месяца со дня получения организатором торгов имущества для реализации по акту приема_передачи.

Торги - комплекс мероприятий по продаже имущества, осуществляемый в соответствии с правилами, установленными ст. 447-449 ГК, Законом об исполнительном производстве, иными нормативными правовыми документами. Организатором торгов, арестованным имуществом является ФАУГИ, его филиал (представительство) или поверенный, непосредственно осуществляющий подготовку и проведение торгов. В целях детализации процедуры торгов, проводимых в рамках исполнительного производства, статья 90 Закона предусматривает издание специального постановления Правительства РФ.

До принятия соответствующего постановления Правительства РФ порядок организации и проведения торгов регламентируется актом государственного учреждения - Порядком организации и проведения торгов по продаже арестованного и изъятого имущества, а также конфискованного, бесхозяйного и иного имущества, обращенного в собственность Российской Федерации, утвержденным распоряжением РФФИ от 29.11.2001 № 418.

Статья 91 Закона предусматривает исчерпывающий перечень оснований признания торгов несостоявшимися. В частности, в случае, если заявки на участие в торгах подали менее двух лиц или на торгах не обеспечено присутствие как минимум двух участников торгов, торги признаются несостоявшимися. Такие последствия связаны с необходимостью обеспечения конкуренции покупателей, публичного характера торгов и защиты законных интересов сторон исполнительного производства.

Учитывая, что п. 5 ст. 447 ГК РФ определены лишь общие рамки проведения торгов, Законом об исполнительном производстве перечень оснований признания торгов несостоявшимися. Согласно п. 3 ст.91Закона об исполнительном производстве, имущество не может быть продано на первичных торгах по цене, эквивалентной начальной цене имущества.

Если ни один из участников торгов не поднял билет после оглашения начальной цены имущества, предмет торгов после троекратного объявления указанной цены снимается с продажи, а торги признаются несостоявшимися.

Последним основанием признания торгов несостоявшимися является неоплата в течение пяти дней со дня проведения торгов стоимости имущества в полном объеме лицом, выигравшем торги.

Решение организатора торгов в лице комиссии по проведению торгов об объявлении торгов несостоявшимися оформляется протоколом.

В статье 92 Закона об исполнительном производстве установлены правовые последствия объявления торгов несостоявшимися по основаниям, предусмотренным ст. 91 Закона об исполнительном производстве.

После объявления торгов несостоявшимися организатор торгов не ранее десяти дней, но не позднее одного месяца со дня объявления торгов несостоявшимися назначает вторичные торги. В течение 14 календарных дней со дня принятия комиссией решения о признании торгов несостоявшимися организатор торгов организует подготовку и публикацию извещения об объявлении торгов несостоявшимися.

Извещение о признании торгов несостоявшимися публикуется в том же издании, в котором было опубликовано извещение о проведении торгов.

Судебный пристав_исполнитель выносит постановление о снижении начальной цены имущества на вторичных торгах на 15 %. В случае, если торги были признаны несостоявшимися по причине неоплаты лицом, выигравшем торги, стоимости имущества в полном объеме, данная норма не применяется.

В данной статье также предусмотрены правовые последствия объявления вторичных торгов несостоявшимися. В этом случае судебный пристав_исполнитель предлагает взыскателю оставить имущество за собой по цене на 25 % ниже его стоимости в порядке, закрепленном ст. 87 Закона об исполнительном производстве. В случае объявления вторичных торгов по продаже дебиторской задолженности несостоявшимися судебный пристав_исполнитель предлагает взыскателю оставить имущественные права за собой по цене на 25 % ниже их начальной цены на первичных торгах, засчитав эту сумму в счет погашения взыскания.

Торги могут быть признаны судом недействительными также по иску заинтересованного лица в случае проведения их с нарушением правил, установленных законом (ст. 449 ГК). Из формулировки данной статьи следует, что сделки, нарушающие правила, установленные законом в отношении проведения торгов, нужно считать оспоримыми сделками.

Признание торгов недействительными возможно в случае нарушения положений ст. 447 и 448 ГК, в которых регламентируется порядок проведения публичных торгов.

Одним из наиболее типичных нарушений порядка проведения торгов следует выделить нарушение порядка опубликования извещения об их проведении: отсутствие в извещении о торгах сведений, предусмотренных п. 2 ст. 448 ГК, ненадлежащая форма доведения информации о публичных торгах (без опубликования в печатных СМИ) и т. п.

Размещение информации о проведении торгов с нарушением установленного срока уменьшает возможность участия в торгах потенциальных покупателей и, следовательно, влияет на формирование цены реализации. Указанное обстоятельство непосредственно затрагивает интересы взыскателя и должника, заинтересованных в продаже имущества за наиболее высокую цену, выявленную в ходе представления конкурирующих заявок.

Ненадлежащая форма доведения информации о публичных торгах также является достаточным основанием для признания их недействительными, поскольку извещение о проведении торгов направлено на привлечение наибольшего количества заинтересованных в покупке лиц.

Нарушение указанных требований к процедуре торгов является обстоятельством, достаточным для признания торгов недействительными.

При рассмотрении иска о признании публичных торгов недействительными суд в обязательном порядке должен оценить, являются ли нарушения, на которые ссылается истец, существенными и повлияли ли они на результат торгов.

Нарушения, допущенные судебным приставом_исполнителем при наложении ареста на имущество должника, его оценке, передаче на реализацию, не являются основанием для признания судом торгов недействительными, поскольку указанные нарушения не связаны с правилами проведения торгов.

Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (п. 2 ст. 449 ГК). В случае реализации на торгах имущества, не подлежащего продаже в соответствии с законодательством РФ в силу особого правового статуса, договор купли_продажи, заключенный в нарушение требований закона, может быть признан ничтожным в силу ст. 168 ГК.

ГЛАВА 3 Особенности обращения взыскания на имущество должника-организации

3.1 Порядок обращения взыскания и меры по обеспечению исполнения исполнительного документа при обращении взыскания на имущество должника-организации

Ст. 94 Закона об исполнительном производстве устанавливает особенности обращения взыскания на имущество организации_должника, что не исключает применения при проведении исполнительных действий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей ст. 69-79 Закона об исполнительном производстве.

Следует учитывать, что ст. 69-79 Закона об исполнительном производстве применяются в указанной ситуации в той степени, в которой это не противоречит гл. 10 названного Закона, в том числе и положениям ст.94 Закона. При этом стоит отметить, что коллизии между названными статьями имеют место быть.

Так, например, в соответствии с ч. 3 ст. 69 Закона об исполнительном производстве взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях. Однако ч. 1 анализируемой статьи в качестве имущества должника_организации, на которое взыскание обращается в первую очередь (не беря во внимание очередность обращения взыскания на иное имущество), определяет только денежные средства, т. е. перечень имущества, указанный в ч. 3 ст. 69 Закона об исполнительном производстве, шире и включает в себя, помимо денежных средств, иные ценности, которыми могут быть драгоценные металлы и камни, относящиеся, согласно ч. 1 ст.94 Закона, к иному имуществу должника_организации. На такое имущество, когда должником является организация или индивидуальный предприниматель, взыскание обращается только при отсутствии денежных средств.

Нормы, содержащиеся в гл. 10 Закона об исполнительном производстве, в том числе и в анализируемой статье, по отношению к нормам, содержащимся в ст. 69-79 Закона об исполнительном производстве, являются специальными, поскольку регламентируют порядок совершения исполнительных действий в отношении «специальных» субъектов - субъектов предпринимательской деятельности, а нормы ст. 69-79 Закона подобной конкретизации не содержат и, соответственно, могут быть применены как в отношении физических лиц, так и в отношении юридических лиц. Однако при наличии коллизий между специальными и общими нормами применению подлежат нормы специальные [41, с. 98].

Обращение взыскания на имущество организаций возможно при наличии у судебного пристава_исполнителя доказательств отсутствия на счетах должника или в наличной форме денежных средств в рублях и иностранной валюте, а также иных ценностей, в том числе находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных организациях.

Обратить взыскание на имущество в силу рассматриваемой статьи возможно, если оно находится у организации_должника на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления. Понятие права собственности юридических лиц определяется в п. 3 ст. 213 ГК.

Задачей судебного пристава_исполнителя является обнаружение имущества, на которое он может обратить взыскание в порядке ч. 1 ст.94 Закона. Данные сведения он может получить из данных баланса, первичных бухгалтерских документов, сообщений, полученных на основании его запросов, оформляемых в порядке ч. 8 ст. 69 Закона об исполнительном производстве, от органов по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастровых органов, органов ГИБДД, Роспатента, Инспекции ФНС России, Гостехнадзора, Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, ФМС России, Главной инспекции по безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ Департамента воздушного транспорта, а также иных государственных учреждений, осуществляющих государственную регистрацию прав на объекты гражданских прав.

При определении имущества организации судебный пристав_исполнитель также руководствуется приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово_хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в ред. от 18.09.2006).

В силу ст. 69 Закона об исполнительном производстве обращение взыскания включает в себя либо изъятие имущества, либо его принудительную реализацию, либо передачу взыскателю.

Частью 1 ст. 94 Закона об исполнительном производстве предусмотрена очередность изъятия имущества организации. При обращении взыскания на имущество юридических лиц установлено четыре очереди взыскания. В первую очередь изымается движимое имущество, которое непосредственно не участвуюет в производстве товаров, выполнении работ, а также оказании услуг, в том числе и на ценные бумаги (за исключением ценных бумаг, составляющих инвестиционные резервы инвестиционного фонда), предметы дизайна офисов, готовую продукцию (товары), драгоценные металлы и драгоценные камни, изделия из них, а также лом таких изделий. В соответствии со ст. 130 ГК все вещи, не относящиеся к недвижимому имуществу, относятся к движимому. Задачей судебного пристава_исполнителя является выделение из всех движимых объектов организации имущества, не участвующего в производственной деятельности для обращения взыскания по первой очереди.

В ранее действующей ст. 59 Закона об исполнительном производстве не упоминалось об имущественных правах, поэтому дебиторская задолженность, несмотря на то, что последствием ее реализации являлась уступка права требования от должника к приобретателю такой задолженности, относилась постановлением Правительства РФ от 27.05.1998 № 516 «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» в первую очередь взыскания. С 1 февраля 2008 г. обращение взыскания на дебиторскую задолженность регламентируется ст. 76 Закона об исполнительном производстве. В соответствии с данной нормой при согласии взыскателя судебный пристав_исполнитель обязывает должника перечислить задолженность на счет взыскателя, а при отсутствии согласия - на счет службы судебных приставов_исполнителей. И только при неисполнении данной обязанности судебный пристав_исполнитель осуществляет продажу дебиторской задолженности на публичных торгах.

Взыскание на дебиторскую задолженность обращается в размере, который необходим для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с учетом взыскания тех расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, которые наложены судебным приставом в процессе исполнения исполнительного документа, но не более того объема дебиторской задолженности, который существовал на день обращения взыскания.

Права требования, реализованные в процессе обращения взыскания на имущество организации_должника, могут быть предъявлены дебитору должника в том объеме, в котором они были приобретены.

Законом об исполнительном производстве предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, на основании которых судебный пристав_исполнитель не вправе обратить взыскание на дебиторскую задолженность:

1) срок исковой давности для ее взыскания истек;

2) дебитор находится в иностранном государстве, с которым Российской Федерацией не заключен договор о правовой помощи.

3) дебитор находится в процессе ликвидации;

4) дебитор прекратил свою деятельность в качестве юридического лица и исключен из Единого государственного реестра юридических лиц;

5) в отношении дебитора введена процедура банкротства.

3.2 Порядок обращения взыскания при введении процедур банкротства, реорганизации, а также ликвидации должника-организации

Впервые в Закон об исполнительном производстве введена статья, предусматривающая действия судебного пристава_исполнителя по исполнению судебных актов, принятых в отношении юридических лиц, в отношении которых возбуждено дело о банкротстве либо находящихся в стадии ликвидации по иным основаниям. Согласно ч. 1 статьи 96 после 1 февраля 2008 г. судебный пристав_исполнитель самостоятельно по получению определения суда о введении в отношении вышеназванных процедур банкротства выносит по каждому возбужденному в отношении должника исполнительному производству постановление о приостановлении. При вынесении соответствующих постановлений судебный пристав_исполнитель должен учитывать, что все судебные акты о введении соответствующих процедур банкротства подлежат немедленному исполнению, поэтому постановление о приостановлении должно быть вынесено немедленно по получении данного документа.

Как показывает практика, в одном сводном производстве может быть значительное (исчисляемое сотнями) количество отдельных производств. Полагаю, что достаточным будет вынесение одного постановления о приостановлении исполнительных производств, в котором будут перечислены номера всех исполнительных производств в рамках сводного, подлежащих приостановлению.

В полном соответствии с Законом о банкротстве в ч. 1 вышеуказанной статьи предусмотрено, что исполнение не приостанавливается по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу до даты введения соответствующей процедуры решений (судебных приказов) о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, компенсации морального вреда, о взыскании задолженности по текущим платежам. Таким образом, получив определение суда, судебный пристав_исполнитель анализирует каждое исполнительное производство, возбужденное в отношении должника, выделяя в отдельную группу судебные акты, подлежащие исполнению, а затем по каждому из оставшихся производств принимает постановление о приостановлении со ссылкой на соответствующее определение суда о введении процедуры банкротства, п. 5 ч. 1 ст. 40 и ч. 1 ст. 96 Закона об исполнительном производстве. Данное постановление должно быть направлено во все организации, которые непосредственно исполняют решения суда (например, в банк, которому направлялось постановление о принудительном списании денежных средств со счета, организаторам торгов). Судебный пристав_исполнитель вряд ли будет затрудняться в определении дел, по которым исполнение должно быть продолжено. Исключение составляют текущие платежи, понятие которых дано в п. 1 и 2 ст. 5 Закона о банкротстве и п. 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона" О несостоятельности (банкротстве)"». Под текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

В случае если судебный пристав-исполнитель оканчивает исполнительное производство, он снимает аресты с имущества должника и иные ограничения по распоряжению этим имуществом, которые наложены в ходе исполнительного производства, за исключением тех арестов и ограничений, которые необходимы для исполнения требований по не приостановленным исполнительным производствам.

Все исполнительные документы с копиями постановлений об окончании исполнительного производства в течение трех дней направляются конкурсному управляющему. Постановление об окончании исполнительного производства направляется также взыскателям. В ч. 5 ст. 96 Закона указывается на обязательность направления постановления сторонам исполнительного производства, к которым относится и должник.

Аналогичный порядок окончания исполнительного производства и направления всех исполнительных документов с копиями постановлений об окончании ликвидатору (ликвидационной комиссии) предусмотрен при ликвидации юридического лица.

При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада или договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате финансовых санкций и требований индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов по открытым для осуществления данных видов деятельности счетам), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Федеральным законом от 23.12.2003 № 177_ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (в ред. от 13.03.2007).

Требования каждой очереди удовлетворяются только в том случае, если происходит полный расчет с кредиторами предыдущей очереди, за исключением требований по обязательствам, которые обеспеченны залогом имущества ликвидируемого юридического лица. При недостаточности имущества для расчетов с кредиторами оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований.

В отличие от ранее действовавшего порядка, который был предусмотрен ст. 61 Закона об исполнительном производстве 1997 г., с 1 февраля 2008 г. взыскание по исполнительным документам, независимо от того, кем они были выданы, в случае реорганизации юридического лица производится только на основании судебного акта. Таким образом, если исполнительный лист выдавался на основании решения арбитражного суда, суда общей юрисдикции или мирового судьи, заявитель, получив сведения о реорганизации должника, обязан обратиться с заявлением о замене должника в тот же суд.

На основании вынесенного судом определения о процессуальном правопреемстве судебный пристав-исполнитель производит взыскание по исполнительным документам в отношении должника-организации, который будет

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Практическое применение Федерального Закона «Об исполнительном производстве» №229-ФЗ от 02.10.2007 года реально показало возросшие возможности судебных приставов-исполнителей в деле принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, в части наложения ареста на имущество должника, его изъятие, оценки и реализации. Вместе с тем выявились некоторые недостатки и просчеты.

До принятия в 1997 году первого Федерального закона "Об исполнительном производстве" эффективность обращения взыскания на имущество должника в правовой теории подвергалась сомнению. Считалось, что значительно проще и быстрее реализовать постановление путем обращения взыскания на заработную плату. Как аргумент в пользу данного положения назывались неопределенная продолжительность, неэкономичность и трудоемкость процесса описи и реализации имущества должника, когда судебный пристав-исполнитель должен отыскать имущество должника, описать его с участием понятых, оценить, передать на хранение соответствующим лицам, определить долю должника в имуществе, которое находится в совместной собственности с другими лицами, ждать, пока суд не рассмотрит и не разрешит иски об освобождении имущества от ареста, и решение суда не вступит в законную силу, передать вещи для продажи на комиссионных началах, переоценивать непроданное имущество и т.д. Все это так. Но реальность приводит к тому, что многие физические лица в целях сокрытия от налогообложения занижают свои доходы, иногда не показывая их вовсе, занимаясь коммерческой деятельностью и официально регистрируясь на бирже труда как безработные.

Кроме того, никакое взыскание с заработной платы, пенсии или стипендии не будет иметь такого воспитательного значения для должника, как визит судебного пристава-исполнителя для описи его имущества.

В связи с принятием нового Федерального закона "Об исполнительном производстве" от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ правовое регулирование принудительного исполнения судебных актов, актов иных органов и должностных лиц подверглось определенным изменениям. Разработчики рассматриваемого Закона попытались учесть недостатки прежнего законодательства в этой сфере, а также сложившуюся правоприменительную практику и, как следствие, ввели в Закон 2007 г. целый ряд новых статей. В частности, выделена отдельно ст. 75, которая посвящена обращению взыскания на имущественные права. Кроме того, теперь и на законодательном уровне закреплена норма об обращении взыскания на дебиторскую задолженность.

Ранее действовавший Закон об исполнительном производстве 1997 г. не содержал каких-либо специальных норм, посвященных дебиторской задолженности. Возможность и непосредственно сам порядок обращения взыскания на нее предусматривались Временной инструкцией о порядке ареста и реализации прав (требований), принадлежащих должнику как кредитору по неисполненным денежным обязательствам третьих лиц по оплате фактически поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг (дебиторской задолженности) при обращении взыскания на имущество организаций-должников, п. 1 и само название которой свидетельствовали о возможности обращения взыскания лишь на дебиторскую задолженность должников - юридических лиц. При этом из орбиты исполнительного производства необоснованно была исключена дебиторская задолженность физических лиц, что подрывало частноправовой принцип равенства правового положения участников регулируемых отношений. Новым Законом об исполнительном производстве предусмотрена возможность обращения взыскания на дебиторскую задолженность должников, которыми могут быть: гражданин, организация или объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. Безусловно, такое расширение субъектного состава должников, на дебиторскую задолженность которых возможно обращать взыскание в ходе исполнительного производства, не может не заслуживать одобрения.

Но достаточно спорными оказываются отдельные положения нового Закона об исполнительном производстве, посвященные аресту имущества и, в частности, имущественных прав должника. Арест имущества должника включает запрет распоряжаться имуществом, а при необходимости - ограничение права пользования имуществом или изъятие имущества (ч. 4 ст. 80 Закона). Изъятие же имущества по смыслу ст. 84 Закона предполагает ограничение (лишение) должника его правомочия владения имуществом, что соответственно приводит нас к выводу о том, что содержание ст. 80 Закона охватывает случаи наложения ареста на имущество в узком смысле (вещи, включая деньги и ценные бумаги). Следовательно, имущественные права в понимании ст. 75 Закона вышеназванной правовой нормой не охватываются, и сама возможность наложения на них ареста, по всей видимости, должна быть предусмотрена иной статьей. Однако такой статьи в новом Законе мы не найдем. Вместо нее сформулирована лишь норма, посвященная наложению ареста на дебиторскую задолженность, которая по своей юридической природе является лишь одной из разновидностей имущественных прав (ст. 83). В этой связи приходится признать отсутствие легальной возможности ареста имущественных прав, за исключением дебиторской задолженности. Более оправданным явилось бы закрепление самостоятельной нормы об аресте имущественных прав должника, но, к сожалению, этого сделано не было.

Так же осталось не урегулированной такая мера принудительного исполнения как обращение взыскания на исключительные права. Для всех случаев обращения взыскания на исключительные права ныне действующий Закон предусматривает одну единственную статью, предоставляя практике искать выход в общих правилах обращения взыскания на имущественные права должника, каковых, кстати сказать, в систематизированном виде также не существует. Отдельные правила об обращении взыскания на имущественные права разбросаны между разными статьями, которые посвящены по преимуществу специальным видам имущественных прав (дебиторская задолженность, права на бездокументарные ценные бумаги) и не могут быть использованы при обращении взыскания на исключительные права.

Все эти вопросы ожидают своего разрешения, без чего один из наиболее массовых и перспективных товаров современного экономического оборота (исключительное право) будет либо оставаться недоступным для механизма исполнительного производства, либо вовлекаться в него от случая к случаю с нежелательными издержками как для взыскателей, так и должников.

Но наряду с недостатками есть немало и положительных аспектов, нашедших свое отражение в новом законе об исполнительном производстве.

Важнейшим нововведением Закона об исполнительном производстве является установление минимума имущества, на которое не может быть наложено взыскание. Ранее данное положение содержалось только в гражданском законодательстве и его отсутствие в законодательстве об исполнительном производстве приводило к коллизиям правовых норм и создавало необоснованные конфликты в правоприменительной практике.

Впервые в Законе об исполнительном производстве регламентирован механизм наложения взыскания и ареста на такие виды имущества и прав, как паи и акции, а также установлен порядок продажи этих активов.

Значительному изменению подверглись положения прежнего Закона об оценке и реализации арестованного имущества должника.

Теперь судебный пристав-исполнитель вправе производить оценку лишь того имущества, стоимость которого не превышает тридцать тысяч рублей. Оценщик в обязательном порядке должен привлекаться также для оценки недвижимого имущества; ценных бумаг, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов); имущественных прав; драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий; коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте; предметов, имеющих историческую или художественную ценность.

Особо следует отметить положения нового Закона об исполнительном производстве, предусматривающие возможность уценки и повторной продажи (передачи взыскателю) по сниженной цене нереализованного имущества (включая недвижимость). Прежний Закон такой возможности не предусматривал, что в ряде случаев не позволяло реализовать имущество должника и удовлетворить требования взыскателя.

Новая редакция Закона четко определила виды имущества, реализация которого осуществляется путем проведения открытых торгов в форме аукциона. Это недвижимое имущество должника, ценные бумаги (за исключением инвестиционных паев открытых паевых инвестиционных фондов, а по решению судебного пристава-исполнителя - также инвестиционных паев интервальных паевых инвестиционных фондов), имущественные права, заложенное имущество, на которое обращено взыскание для удовлетворения требований взыскателя, не являющегося залогодержателем, предметы, имеющие историческую или художественную ценность, а также вещь, стоимость которой превышает пятьсот тысяч рублей, включая неделимую, сложную вещь, главную вещь и вещь, связанную с ней общим назначением (принадлежность).

В новый Закон об исполнительном производстве также включена самостоятельная глава, регламентирующая вопросы реализации имущества на торгах. При этом в отличие от прежнего Закона 1997 года, данная глава содержит нормы, касающиеся объявления торгов несостоявшимися и последствия этого объявления, предусматривающие возможность проведения вторичных торгов по сниженной цене, что будет способствовать реальному исполнению требований исполнительного документа.

Изменение порядка оценки и реализации арестованного имущества должника было продиктовано не только необходимостью создания механизма, который бы позволил наиболее эффективно осуществлять указанные процедуры, но и обеспечения прозрачности соответствующих действий судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства.

Одной из основных идей нового Закона об исполнительном производстве является гармонизация прав взыскателя и должника. После принятия настоящего Закона стороны исполнительного производства, а также иные заинтересованные лица могут оспаривать постановления и действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов в судебном порядке, а также обжаловать их в порядке подчиненности [55].

Надеюсь, что существенно обновленный Закон об исполнительном производстве позволит упрочнить российскую систему защиты прав и основных свобод человека, общества, государства и приблизить ее к европейским стандартам.

В заключение хочется отметить, что новый Закон об исполнительном производстве без преувеличения можно назвать долгожданным нормативным правовым актом, с которым у многих связывались надежды на качественно иной уровень правового регулирования исполнительного производства. Но, не смотря на все нововведения, многие моменты так и остались, не урегулированы. Ярким тому подтверждением служат нормы об обращении взыскания на имущественные права. С одной стороны, сам факт их появления в Законе - уже шаг вперед, однако, с другой - налицо определенная несогласованность с положениями гражданского законодательства и, более, того внутренняя противоречивость нормативного материала. Все это позволяет говорить о том, что реформа отечественного законодательства об исполнительном производстве еще далека от своего завершения, и принятие нового Закона является лишь очередным этапом на ее пути.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета. - 2009. - 21 января. - №7.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. - 1994. - N 32. - ст. 3301.

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 17.07.2009) // СЗ РФ. - 1996. - N 5. - ст. 410.

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 30.06.2008) // СЗ РФ. - 2001. - N 49. - ст. 4552.

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 24.02.2010) // СЗ РФ. - 2006. - N 52 (1 ч.). - ст. 5496.

6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 09.03.2010, с изм. от 19.03.2010) // СЗ РФ. - 2002. - N 46. - ст. 4532.

7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.06.2008) // СЗ РФ. - 1996. - N 1. - ст. 16.

8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2010) // СЗ РФ. - 1996. - N 25. - ст. 2954.

9. Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3591. (Недействующая редакция утратившего силу документа).

10. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (ред. от 27.09.2009, с изм. от 17.12.2009) // СЗ РФ. - 2007. - N 41. - ст. 4849.

11. Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (ред. от 25.11.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 30. - Ст. 3590.

12. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ред. от 07.04.2010) // СЗ РФ. - 1997. - № 30. - Ст. 3594.

13. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (ред. от 27.12.2009) // СЗ РФ. - N 17. - 1996. - ст. 1918.

14. Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (ред. от 24.07.2007) // СЗ РФ. - 1998. - N 13. - ст. 1463.

15. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (ред. от 23.07.2008) // СЗ РФ. - 1997. - N 39. - ст. 4465.

16. Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" ред. от 27.12.2009 // СЗ РФ. - 1998. - N 31. - ст. 3813.

17. Федеральный закон от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" (ред. от 25.11.2009) // СЗ РФ. - 2003. - N 52 (часть I). - ст. 5029.

18. Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (ред. от 04.03.2010) // СЗ РФ. - 2008. - N 20. - ст. 2290.

19. Постановление Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 "О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства" (ред. от 15.09.2008) // СЗ РФ. - 2002. - № 17. - ст. 1677.

20. Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" (ред. от 30.04.2009) // СЗ РФ. - 2008. - N 23. - ст. 2721.

21. Постановление Правительства РФ от 07.07.1998 N 723 "Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества" // СЗ РФ. - 1998. - N 28. - ст. 3362. (Документ утратил силу).

Учебная и научная литература

22. Андреева Т.К., Шерстюк В.М. Исполнительное производство в РФ в вопросах и ответах. - М., 2000. - 107 с.

23. Валеев Д.Х. Исполнительное производство. - СПб.: Знание, 2002. - 238 с.

24. Власов Ю.Н., Домина А.П. Исполнительное производство. - М.: Издательство Юрайт, 1998. - 167 с.

25. Головин В.В., Калганова Л.А. Повышение эффективности государственного управления (на примере Федеральной службы судебных приставов России) / под общей редакцией Н.А. Винниченко. - М.: Юрид. Лит., 2005. - 720 с.

26. Гольмстен А.Х. Учебник русского гражданского судопроизводства. - СПб.: Знание, 1997. - 415 с.

27. Грицай О.В. Исполнительное производство в РФ: Учебное пособие. - Самара, 2004. - 138 с.

28. Гуреев В.А. Проблемы правового регулирования обращения взыскания на имущественные права в рамках исполнительного производства. - М., 2006. - 214 с.

29. Денисова Е.И. Новеллы ГПК РФ в сфере исполнительного производства. - М., 2004. - 123 с.

30. Зиченко А.И. Исполнительное производство: Учебно-методические материалы. - Саратов, 2006. - 256 с.

31. Иоффе О.С. Советское гражданское право. - М., 1967. - 352 с.

32. Исполнительное производство: учебно-практическое пособие для системы высшего и дополнительного образования / Отв. ред. И.Н. Смотриченко; Мос. гос. университет экономики, статистики, информатики. - М.: МЭСИ, 2000. - 203 с.

33. Корчагина Н.П. Новые правила обращения взыскания на исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности. - М., 2001. - 194 с.

34. Коршунов Н.М. Исключительные права как объект взыскания. - М., 2002. - 184 с.

35. Кузнецов В.Ф. Гражданское процессуальное право и исполнительное производство. - Челябинск, 2005. - 318 с.

36. Кузнецова Л.В. Обращение взыскания на дебиторскую задолженность по новому законодательству об исполнительном производстве. - М., 2008. - 170 с.

37. Ларина Г.М. Новое в законодательстве об исполнительном производстве. - М.: Юрист, 2004. - 278 с.

38. Матузов, Н. И. Теория государства и права: учебник / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - М.: Юристъ, 2001 - 511 с.

39. Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ / отв. ред. Н. А. Винниченко; науч. ред. А.Ф. Смирнов; ФССП России; ГОУ ВПО РПА Минюста России. - М.: Издательство Юрайт; ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2009. - 456 с.

40. Осипенцев Д.В. Процессуальная форма применения принудительных мер в исполнительном производстве. - М.: Юрист, 2005 - 302 с.

41. Пиляева В.В. Исполнительное производство. - М., 2006. - 224 с.

42. Чекмарева А.В. Защита прав взыскателя, должника и других лиц, участвовавших в исполнительном производстве. - М., 2006. - 168 с.

43. Шабунина И.С. Исполнительное производство: учебно-методический комплекс. - Ульяновск, 2005. - 256 с.

44. Шерстюк В.М., Юков М.К. Научно-практический комментарий к Федеральному закону РФ «Об исполнительном производстве». - М., 2004. - 452 с.

45. Шпачева Т.В. Споры связанные с исполнительным производством. - СПб., 2004. - 168 с.

46. Ярков В.В. Исполнительное производство: практикум для старших судебных приставов: учебное пособие. - М., 2000. - 364 с.

47. Ярков В.В. Комментарий к Федеральному закону "Об исполнительном производстве" и к Федеральному закону "О судебных приставах". - М., 2000. - 378 с.

48. Ярков В.В. Принудительная реализация актов органов гражданской юрисдикции. - М., 1999. - 234 с.

Материалы практики

49. Обзор ФССП РФ "О нарушениях законодательства судебными приставами-исполнителями" // Номенклатурное дело службы судебных приставов Новосибирской области. - 2010. - № 11 - 1361/10 РТ. - С. 17.

50. Обзор отдела организации работы по реализации имущества должников Управления ФССП по Новосибирской области "О нарушениях, допускаемых при составлении актов о наложении ареста (описи имущества) за 2009 год" // Номенклатурное дело службы судебных приставов Новосибирской области. - 2010. - № 01. - 316/10 РТ. - С. 49.

51. Обзор ФССП РФ "О нарушениях, выявленных в ходе внеплановой целевой проверки управления ФССП России по Республике Коми" // Номенклатурное дело службы судебных приставов Новосибирской области. - 2009. - № 12/02. - 20760 АП. - С. 236.

52. Информационное письмо Управления ФССП РФ по НСО "О направлении информации" // Номенклатурное дело службы судебных приставов Новосибирской области. - 2010. - № 11. - 1091/10 РТ. - С. 147.

53. Информационное письмо ФССП РФ "О мерах воздействия в отношении должностных лиц Росимущества в связи с ненадлежащим исполнением ими функциональных обязанностей по реализации арестованного имущества" // Номенклатурное дело службы судебных приставов Новосибирской области. - 2010. - № 12/02. - 693 АП. - С. 215.

54. Указания ФССП РФ "Об алгоритме действий по организации реализации имущества должников". // Номенклатурное дело службы судебных приставов Новосибирской области. - 2010. - № 01. - 140/10 РТ. - С. 179.

55. Архив отдела судебных приставов по Ленинскому району г. Новосибирска УФССП по Новосибирской области: Постановление начальника отдела судебных приставов - старшего судебного пристава по Ленинскому району г. Новосибирска С.А. Савиных от 02.04.2010 № 55 - ж - ф/57 "Об отказе в удовлетворении жалобы на действия судебного пристава-исполнителя" (опубликован не был).

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты