Рефераты

Общая характеристика Конституции 1787 г. Соединенных Штатов Америки

Общая характеристика Конституции 1787 г. Соединенных Штатов Америки

3

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Общая характеристика конституции США
  • 1.1 Особенности конституции США
    • 1.2 Анализ Конституции США
  • Глава 2. Достоинства конституции США
  • Заключение
  • Список литературы
  • Введение
  • Как правило, конституция -- единый нормативно-правовой акт. По своему значению и роли она -- основной закон государства. Остальное законодательство не должно противоречить нормам основного закона, имеющего высшую юридическую силу. И в этом его юридическое верховенство.
  • Конституция -- основной закон государства, документ высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке специально уполномоченным государственным органом (парламентом, учредительным собранием) или народом на референдуме и регулирующий самые стабильные и важные общественные отношения:
  • - права и свободы человека;
  • - устройство государства;
  • - организацию власти в государстве (структуру, порядок формирования госорганов и распределение компетенции между ними);
  • - иные важнейшие общественные отношения, необходимость конституционного регулирования которых вызвана национальной спецификой и традициями конкретного государства. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. - Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс», 2003, С.29.
  • В данной контрольной работе мы дадим общую характеристику Конституции 1787 г. Соединенных Штатов Америки (далее - США), которая имела исторически ограниченный характер, связанный с условиями ее времени, и реакционные черты, обусловленные интересами правящих кругов, в основном плантаторов-рабовладельцев южных штатов и крупных предпринимателей Севера. В соответствии с представлениями того времени конституция ограничивалась регулированием отношений государственной власти и человека (но преимущественно в судебной сфере и в рамках некоторых личных прав индивида), а также установлением структуры и взаимоотношений высших органов государства. В тексте конституции не было статей о политических и социально-экономических правах личности. Политические права были включены первыми десятью поправками, получившими название Билля о правах, а положения о многих социальных, экономических, культурных правах отсутствуют в тексте конституции и сейчас. Конституция молчаливо закрепляла рабство негров, позволяя голосовать за них их хозяевам - плантаторам, лишала избирательных прав женщин (последнее ограничение действовало до 1919г.). Во многих отношениях (вопросы непосредственной демократии, принципы демократического режима и др.) конституция была пробельна. В соответствии с конституцией США являются по форме правления президентской республикой, по форме территориально-политического устройства - относительно централизованной федерацией, страной с демократическим государственным режимом. Как мы выяснили Конституция США многогранна и именно этим объясняется актуальность данной темы.

В данной работе я попытался дать не только общее представление Конституции США, но и осветил её достоинства.

Целью данной контрольной работы является:

- выявить основные особенности и черты Конституции США;

- раскрыть достоинства Конституции США;

В соответствии с указанной целью, основными задачами исследования являются:

- дать четкий анализ Конституции США;

- раскрыть содержание в Конституции США деятельности законодательной, исполнительной и судебной власти, полномочий президента США.

Объект исследования - это Конституция США 1787 г.

Предметом исследования - труды ведущих ученых-юристов российского и зарубежного законодательства.

Тема данной контрольной работы носит исследовательский характер и предусматривает всестороннюю характеристику объекта исследования.

Глава 1. Общая характеристика Конституции США

1.1 Особенности Конституции США

США -- родина первой в мире конституции, принятой 17 сентября 1787 г. особым учредительным органом - Филадельфийским конвентом (в его состав входили 55 делегатов от 13 штатов, учредивших США) и ратифицированной Конвентами из 13 штатов.

Конституция США 1787 г. (первоначальный текст) регулировала преимущественно вопросы организации государственной власти США:

- устройство, полномочия, порядок выборов Конгресса США;

- статус, полномочия президента республики и порядок его избрания;

- структура, порядок формирования и полномочия Верховного суда;

- вопросы организации федерации.

Конституция США -- лаконичный документ (насчитывает 7 статей). Но ее статьи объемнее статей современных конституций и в действительности являются разделами (с точки зрения сегодняшнего понимания структуры конституции). Батыра К.И. История государства и права зарубежных стран. - М.: изд-во «Проспект», 2003 год, С.114.

Конституция США относится к числу "сверхжестких". Поправка будет принята, если за нее проголосует не менее 2/3 членов обеих палат Конгресса, а затем ратифицируют законодательные собрания 3/4 штатов. Принятые поправки не изменяют текста конституции, а присоединяются к нему и размещаются после основного текста под соответствующим номером.

В течение более чем 200-летней конституционной истории США было принято и ратифицировано лишь 27 поправок. Таким образом, официальная конституция США состоит из основного текста, принятого в 1787 г. (7 статей), и 27 принятых позднее поправок. Графский В. Г. Всеобщая история государства и права. - М., 2000, С.178.

Лаконичная писаная конституция США - это не вся американская конституция. Более 200 лет конституционные пробелы заполнялись огромным количеством нормативно-правовых актов:

* законами Конгресса;

* решениями Верховного суда;

* актами президента;

* решениями законодательных собраний штатов;

* судебными прецедентами.

Совокупность нормативно-правовых актов, развивающих, дополняющих, конкретизирующих положения писаной Конституции 1787 г., получила название "живой" конституции, реально регулирующей разнообразные сферы жизни американского общества и государства.

Первые 10 поправок, именуемые "Билль о правах", были приняты Конгрессом и ратифицированы штатами в 1789 - 1791 гг. Они касались регулирования основ правового статуса личности.

Конституция США 1787 г. (а точнее ряд поправок к ней) регулирует лишь основные, с точки зрения американского законодателя, права и свободы человека:

* свободу слова;

* печати;

* петиций;

* собраний;

* личную свободу (с запретом рабства);

* свободу совести;

* право на неприкосновенность жилища;

* скорый и публичный суд присяжных;

* право не свидетельствовать против себя;

* запрет жестоких и необычных наказаний;

* право носить оружие;

* право собственности.

Социально-экономические и культурные права, согласно американской правовой доктрине, не относятся к числу основных и не нашли своего отражения в конституции, да и вряд ли они могли быть предусмотрены: конституционное закрепление данных прав повсеместно вошло в мировую практику лишь после второй мировой войны (в новых и новейших конституциях).

Декларация независимости 1776 г. провозглашала право народа на восстание против угнетения, независимость от британской короны, исходя из концепции естественных прав. Декларация, а затем и конституции закрепляли некоторые неотъемлемые права человека - на жизнь, свободу и стремление к счастью. Многие конституционные вопросы были урегулированы поправками к конституции. Поправки в основном носят характер дополнений.

Вопросы конституционного права регулируются также конституциями и законами отдельных штатов, законами конгресса и особенно решениями Верховного суда США. Последний своими толкованиями без изменения текста конституции создает новые конституционные нормы ("живая конституция"), ибо акт 1787 г. был принят в совершенно иной обстановке и в ряде случаев не отвечает современным общественным отношениям.

Изменение конституции. Конституция США - жесткая конституция. Поправки к ней могут быть приняты 2/3 членов обеих палат высшего законодательного органа - конгресса - либо специальным конвентом, созванным по инициативе 2/3 штатов (случаев такого созыва не было). Они подлежат ратификации (утверждению) законодательными собраниями 3/4 штатов либо 3/4 конвента штатов, созванных по решению федерального конгресса. В результате этих сложностей за два с половиной столетия, как отмечалось, принято лишь 27 поправок. Единичные поправки не имеют принципиального значения, так как посвящены сравнительно частным вопросам, некоторые вводят, а затем отменяют какие-либо положения.

Конституционный контроль осуществляется общими судами, а окончательное решение по федеральным актам принимает Верховный суд США, по актам штатов - обычно верховные суды штатов, но и в последнем случае по жалобе стороны (если эта жалоба пройдет необходимые судебные инстанции) Верховный суд США может принять окончательное решение. Об особенностях конституционного контроля, осуществляемого общими судами, говорилось в Общей части курса.

1.2 Анализ Конституции США

1.
Конституция США не декларирует прав и обязанностей граждан. Основные права и свободы введены позднее поправками.

2. Декларация полномочий ветвей власти в Конституции США носит более абстрактный характер. Отсутствует описание полномочий кабинета министров.

3. Конституция США предусматривает выборную должность вице-президента.

4. Конституция США, декларируя всеобщее избирательное право, не предполагает проведения прямых всеобщих выборов, оставляя такие механизмы в компетенции штатов.

5. Конституция США ограничивает право граждан быть избранными во все органы власти на основании возраста и ценза оседлости.

6. Конституция США претерпела существенные изменения от первоначальной редакции путем введения поправок.

7. Изменения Конституции США производятся путем введения поправок.

Общая характеристика Конституции США более четко дана в таблице № 1.

Таблица № 1

Общая характеристика Конституции США

Законодательная власть

- Конгресс, состоящий из Сената и Палаты Представителей;

- Палата Представителей: выборы каждые два года. Представительство штата пропорционально населению (не более 1 от 30 000). Граждане не моложе 25 лет, проживающие не менее 7 лет в США. Спикер -- выборная должность.

Сенат -- два сенатора от штата. Одна треть переизбирается каждые два года.

- Председательствует вице-президент, без права голоса.

Законодательный процесс

Законопроект готовится Конгрессом и поступает на утверждение к Президенту, вето Президента может быть преодолено двумя третями голосов каждой из палат Конгресса.

Компетенция парламента

Государственные займы; регулирование внешней торговли; эмиссия денег; стандартизация; формирование судебных органов, кроме Верховного суда; борьба с нарушениями закона; объявление войны и заключение мира; формирование и содержание армии и флота; разработка законопроектов; разрешение конфликтов между штатами; принятие новых штатов в состав США.

Исполнительная власть

Президент и вице-президент избираются сроком на четыре года коллегией выборщиков от каждого штата. Не моложе 35 лет, постоянно проживающий в США не менее 14 лет. Не более двух сроков. В случае невозможности исполнения обязанностей Президентом, их берет на себя вице-президент, затем должностное лицо по решению Конгресса.

Полномочия Президента и его обязанности

- Глава государства;

- Главнокомандующий вооруженными силами;

- Заключение договоров с иностранными государствами;

- Назначение послов, министров, членов Верховного суда.

Судебная власть

- Верховный суд, суды штатов;

- Верховный суд имеет прямую юрисдикцию в процессах, где какой-либо из сторон выступает штат в целом, или высшее должностное лицо. В остальных случаях прямую юрисдикцию осуществляют суды другого уровня, Верховный суд рассматривает апелляции;

-Решения выносит жюри присяжных.

Права субъектов федерации

Штаты имеют законодательные собрания и издают законы, действующие на территории штата

Не имеют права:

- заключения договоров и союзов;

- эмиссии денег;

- выпуска займов;

- отмены законов;

- присвоения титулов.

Не имеют права без согласия Конгресса:

- облагать налогами импорт и экспорт;

-содержать армию и флот.

Взаимоотношения субъектов федерации

- Граждане любых штатов равны в правах;

- Лицо, преследуемое за преступление в любом штате, подлежит задержанию на территории любого другого штата и передаче властям первого.

Изменения конституции

Поправки выдвигаются Конгрессом и должны быть одобрены законодательными собраниями трех четвертей штатов.

Глава 2. Достоинства конституции США

Конституция США была принята специальным учредительным собранием, на конгресс было избранно 56-ть делегатов с правом решающего голоса и 26-ть с правом совещательного голоса. Они могли привлекать к работе лучших юристов и экспертов. В соответствии с положением о конгрессе, делегаты должны разработать проект и принять его, а затем самораспуститься и поставить крест на своей политической карьере (им нельзя было, после этого занимать должности в органах государственной власти). Т.к. конституцию делали не для себя, то она получилась самой лучшей в мире. В конституцию внесло отпечаток время: первоначально по конституции рабство сохранялось, во-вторых, конституция не содержала норм, закрепляющих права и свободы гражданина и человека (т.к. тогда господствовала доктрина естественного права, согласно которой каждый человек рождается с естественными и неотъемлемыми правами (право на жизнь, достойную жизнь, на собственность, на оружие и другие), поэтому их незачем было закреплять. До принятия конституции, действовали конституции отдельных штатов, в которых содержались отдельные права и свободы, и многие делегаты считали, что нет необходимости дублировать права и свободы федеральной конституцией, и уже через 10-ть лет было принято 10-ть поправок, нормы которых закрепляют перечень буржуазно-демократических прав и свобод. Автономов А.С., Сивицкий В.А., Черкасов А.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. М., 2001, С.29.

Достоинства конституции США:

1. самая лаконичная конституция в мире и каждому гражданину США прочесть ее нетрудно;

2. это была первая конституция, которая закрепила важнейшие принципы государственного устройства и на нее равнялись по существу все другие конституции;

3. принцип разделения властей, которым дополнена система сдержек и противовесов. Именно американские конгрессмены придумали систему сдержек и противовесов:

- Президент имеет право наложения вето на законопроект, а если закон прошел, то есть Верховный Суд, который уполномочен осуществлять конституционный надзор.

- Президент не обладает правом законодательной инициативы, не имеет права распускать конгресс, а если был нечист на руку, то его привлекут к уголовной ответственности в порядке импичмента, если президент сумасшедший, в этом случае председатели палат парламента и Верховного Суда отстраняют его от власти.

- Члены Верховного Суда назначаются Президентом, но с согласия Сената, требования к ним очень жесткие: не менее 10-летнего преподавательского стажа, практическая деятельности и безупречная репутация. Если член Верховного Суда совершит преступление, его обязательно привлекут к уголовной ответственности в порядке импичмента.

- Палаты наряду с общей компетенцией обладают и еще особенной.

Это самая совершенная система, которая работает без малейших сбоев, и привела к тому, что гражданское общество и экономика функционируют без вмешательства государства, государство обеспечивает лишь внешнюю оборону, правоохранительную деятельность и практически на этом функции государства заканчиваются. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. - Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс», 2003, С.26.

4. Принцип верховенства конституции и закона.

5. Принцип демократизма - он предполагает, что в США все органы выборные, очень мало назначаемых органов. Напр., начальник почты выбирается на всеобщих выборах. Полицейские тоже выборные лица. Это и есть настоящая демократия, но она предполагает исключительно высокую культуру, высокую демократию. В США человек некомпетентный никогда не выдвинет свою кандидатуру, но и избиратели никогда не проголосуют за неуча.

6. Принцип федерализма - это первая федерация в своем классическом виде, одновременно она закрепила принцип централизма.

7. Закрепляет систему органов государства и систему органов местного самоуправления.

8. Конституция по способу изменения жесткая. Есть несколько способов изменения:

- Вносится поправка в конгресс США, за нее должны проголосовать 2/3 депутатов конгресса от списочного состава, затем должны ратифицировать 3/4 законодательных собраний штатов - тогда поправка становится законом и дается приложением к конституции.

- Второй способ, какой-то штат выступает с инициативой поправки к конституции и легистратура штата 2/3 принимает эту поправку, и отправляет письмом во все штаты Америки, как только 3/4 легистратур ратифицировали поправку, конгресс США обязан ее рассмотреть, как только он ее рассмотрел и принял большинством 2/3 поправка становится законом.

- Собирается специальное учредительное собрание и точно также как филадельфийский конгресс, принимает поправку.

- Когда созываются конгрессы штатов и принимают поправки независимо друг от друга, тогда США обязаны созвать конгресс типа филадельфийского и принять поправки. Этот способ открыл наш российский правовед, в последствии США согласились с существованием этого способа.

За всю историю существования Конституции США, фактически было принято 29-ть поправок.

Заключение

Из контрольной работы можно сделать вывод, что Конституция США была принята специальным учредительным собранием, на конгресс было избранно 56-ть делегатов с правом решающего голоса и 26-ть с правом совещательного голоса. Они могли привлекать к работе лучших юристов и экспертов. В соответствии с положением о конгрессе, делегаты должны разработать проект и принять его, а затем самораспуститься и поставить крест на своей политической карьере (им нельзя было, после этого занимать должности в органах государственной власти). Т.к. конституцию делали не для себя, то она получилась самой лучшей в мире. В конституцию внесло отпечаток время: первоначально по конституции рабство сохранялось, во-вторых, конституция не содержала норм, закрепляющих права и свободы гражданина и человека (т.к. тогда господствовала доктрина естественного права, согласно которой каждый человек рождается с естественными и неотъемлемыми правами (право на жизнь, достойную жизнь, на собственность, на оружие и другие), поэтому их незачем было закреплять. До принятия конституции, действовали конституции отдельных штатов, в которых содержались отдельные права и свободы, и многие делегаты считали, что нет необходимости дублировать права и свободы федеральной конституцией, и уже через 10-ть лет было принято 10-ть поправок, нормы которых закрепляют перечень буржуазно-демократических прав и свобод.

Содержащиеся в Конституции пробелы с годами восполняются очень незначительно. Одна из причин - повышенная "жесткость" Основного закона, сложная процедура его изменения. В результате в США наравне с писаным законом действует так называемая "живая" конституция, регулирующая отношения конституционного уровня и формируемая Конгрессом, Президентом страны, Верховным судом и включающая, в частности, и конвенционные нормы. Порядок, при котором поправки "дописываются" к основному тексту, не облегчает ее понимания, поскольку отмененный текст не устраняется. К настоящему времени некоторые поправки изменили положения предыдущих поправок, которые в свою очередь модифицировали первоначальный текст. Первоначальный текст Конституции главным образом определил структуру органов государственной власти, их взаимоотношения, построенные на основе принципа "сдержек и противовесов". Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2000, С.46.

Очевидно, что в условиях, когда Основной закон дополняется внеконституционным путем, новые аспекты действительности получают соответствующее отражение в текущем законодательстве и судебных решениях, что совсем не свидетельствует в пользу действующего акта, формально стоящего на вершине американской правовой системы. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Тома 1-2. Общая часть: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. 2-е изд., испр. и доп. / Рук. авт. коллектива и отв. ред. проф. Б.А. Страшун. М., 2004, С.241.

Принцип разделения властей проведен через все важные положения Конституции. Он выражается, в частности, в раздельном и последовательном изложении правового статуса трех ветвей власти. Созданная система органов первоначально слабо опиралась на основу государственной власти - избирательный корпус. Большинство учрежденных федеральных институтов не избиралось всеобщим и прямым голосованием. Президент получал и получает власть в результате косвенных выборов; в начальный период выборщики президента редко определялись прямыми выборами; гораздо чаще их избирали законодательные собрания штатов. Сенат - верхняя палата Конгресса - до 1913г. состоял из членов, также избиравшихся законодательными собраниями штатов, а Верховный суд и поныне остается назначаемым органом. Только Палата представителей с 1789г. формируется путем прямого голосования.

Фактические отношения между тремя основными органами власти - Конгрессом, Президентом (кстати, он именуется не Президентом республики, а Президентом Соединенных Штатов) и Верховным судом постоянно изменяются, но сам принцип разделения властей остается неизменным. Юридическим средством воздействия Президента на Конгресс является право вето в отношении законопроектов, принятых последним. Законопроект возвращается Президентом в Конгресс, который может преодолеть вето двумя третями голосов в каждой палате. В арсенале Президента имеется также так называемое карманное вето, процедура принятия которого состоит в том, что свое неодобрение акта Конгресса Президент выражает не письменным запрещением, а тем, что оставляет законопроект неподписанным до перерыва сессии Конгресса, когда такой перерыв наступает до истечения 10-дневного предусмотренного Конституцией срока для подписания акта Президентом. В этом случае Конгресс должен снова принять законопроект на следующей сессии. Президент не обязан излагать мотивы применения "карманного вето". Практика применения вето весьма разнообразна, но только в первое столетие действия Конституции 1787 г. находились у власти президенты, не пользовавшиеся своим правом. Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 2006, С.341.

Значение Конституции США неоднозначно для различных периодов в истории этой страны. В начальный период она носила исторически прогрессивный характер, поскольку способствовала развитию новых производственных отношений. Ее влияние на конституционный опыт других стран, особенно на основные законы латиноамериканских государств (структура органов государственной власти, распределение между ними компетенции, элементы федерализма, схожая компетенция верховного суда), несомненно. Что касается самой Конституции США, то она в настоящее время выглядит как умеренно-демократический документ, по многим параметрам демократии уступающий основным законам стран Западной Европы и других регионов современного мира.

Список литературы

Нормативно-правовая литература:

1. США: Конституция и законодательные акты. М., 1993;

2. Конституции зарубежных государств. Учеб. пособие. М., 2000.

Учебная литература:

1. Автономов А.С., Сивицкий В.А., Черкасов А.И. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.С. Автономова. М., 2001, С.29;

2. Алебастрова И.А. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. пособие. М., 2000, С.46;

3. Батыра К.И. История государства и права зарубежных стран. - М.: изд-во «Проспект», 2003 год, С.114;

5. Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. - М., 2000, С.178;

6. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Тома 1-2. Общая часть: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. 2-е изд., испр. и доп. / Рук. авт. коллектива и отв. ред. проф. Б.А. Страшун. М., 2004, С.241;

7. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Том 3. Особенная часть. Страны Европы: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Рук. авт. коллектива и отв. ред. проф. Б.А. Страшун. М., 2005, С.156;

8. Прудников М.Н. История государства и права зарубежных стран. - Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс», 2003, С.26;

9. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права. - М., 2004, С.11;

10. Конституционное право: Словарь / Отв. ред. В.В. Маклаков. М., 2006, С.341.


© 2010 Современные рефераты