Рефераты

Общественные объединения и их характеристика

Общественные объединения и их характеристика

6

Введение

Расширение демократических процессов в обществе, повышение социальной активности граждан способствуют реализации их прав и законных интересов через создание различного рода общественных объединений. Именно поэтому число общественных объединений множится из года в год.

Основа правового статуса общественных объединений - конституционная норма о праве граждан на объединение и гарантированную свободу деятельности общественных формирований.

Сложившаяся система общественных объединений практически охватывает все стороны жизни общества. Условно их можно классифицировать по сфере деятельности (политические, экономические, социальные, культурные, спортивные и др.). По организационно-правовым формам объединения можно классифицировать как: организации, движения, фонды, общественные учреждения и органы общественной самодеятельности, которые можно в свою очередь подразделять на централизованные и нецентрализованные. По числу участников они делятся на массовые и элитарные, а по характеру - фиксированное и нефиксированное членство.

Следует принять во внимание и тот факт, что помимо упомянутых общественных объединений, немало и таких, которые не обращались за регистрацией или, получив отказ, действуют по существу нелегально.

1. Общественные объединения: признаки, функции, типы

Общественным объединением является добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации целей, указанных в уставе общественного объединения. Граждане вправе объединятся в политические партии, профессиональные союзы, благотворительные и иные организации.

Добровольность формирования - важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Создаваемые гражданами общественные объединения либо регистрируются в установленном порядке и приобретают права юридического лица, либо функционируют без государственной регистрации и приобретения права юридического лица.

Членами общественного объединения могут быть физические и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения оформляется индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправности как его членов. [2, с. 147].

Законодательство различает пять форм общественных объединений, созданных в виде организации, движения, фонда, учреждения и органа общественной самодеятельности, однако фиксированное членство предусмотрено Законодательством только для общественных организаций. В то же время закреплены четкие правовые различия движений, фондов, общественных учреждений и органов общественной самодеятельности.

Каждое из этих объединений имеет свои особенности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения установленных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения.

Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган общественной организации - выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации, и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высший руководящий орган общественного движения - съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения выступает выборный коллегиальный орган, подотчетный съезд (конференция) или общему собранию. [5, с. 109].

В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.

Общественный фонд - один из видов некоммерческих фондов, представляющий собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями и (или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. [5, с. 143].

Общественное учреждение - не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения. Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, цель которого - совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализаций программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Общественные объединения могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности ее членов с включением слова «ассоциация» и «союз». [3, с. 85].

2. Общественные движения и их виды

Особенностью современного общества является появление общественных движений, позволяющих сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общими чертами общественных организаций и общественных движений являются добровольность, а в качестве побудительного мотива к объединению выступает интерес.

Общественная организация является стабильным социальным образованием, имеет устав, управленческий аппарат, внутреннюю структуру и постоянное членство с уплатой определенного денежного взноса. В отличие от общественной организации общественное движение не представляет собой такой четко организованной структуры, имеет довольно пестрый состав участников с различными политическими взглядами, в нем отсутствует фиксированное членство и т.д.

В качестве основных отличий общественных движений от политических партий можно выделить отсутствие стремления к завоеванию политической власти и широкую социальную базу.

B становлении и развитии общественных движений можно выделить несколько стадий:

- стадия создания предпосылок движения;

- стадия разработки и формулирования целей и задач;

- стадия агитации;

- стадия развернутой деятельности;

- стадия затухания движения;

В своей деятельности общественные движения выполняют ряд функций:

- представительства и защиты интересов граждан;

- объединения граждан;

- мобилизации действий;

- посредничества;

- формирования общественного мнения. [6, с. 137].

Разнообразие типов общественных движений и большое их количество предопределило существование различных типологий:

- Политические (те, которые преследуют явно политические цели - антивоенное движение, движение за разоружение, движение в защиту прав человека) и неполитические (непосредственно с политикой не соприкасаются - движение в защиту памятников культуры, «Красный крест» и др.). Грань между ними условна и подвижна.

- В зависимости от долговременной ориентации:

а) консервативные (выступают за сохранение сложившегося порядка, поддерживают власть, опираются на нее);

б) реформаторские (выступают за постепенные перемены, но действуют в рамках установленного порядка);

в) движения протеста (резко протестуют против существующего порядка вещей, критикуют власть).

- По способам и методам действий:

а) насильственные (допускают применение насилия и террора для достижения своих целей);

б) ненасильственные (избегают силовых методов, предпочитая пассивное сопротивление и привлечение внимания общественности).

- Половозростная типология:

а) женские;

б) молодежные;

в) детские;

г) ветеранские организации и т.д.

- По социальной принадлежности:

а) рабочие;

б) крестьянские;

в) дворянские движения и т.д.

- По профессиональному признаку.

- По целям и задачам.

3 Общественные организации, их место и роль в современном обществе

Общественные организации и движения являются важнейшим элементом гражданского общества. В последние десятилетия произошли коренные изменения во всех сферах общественной жизни. Современный трансформационный процесс в российском обществе - это, прежде всего, процесс изменения институциональной структуры. Появились новые социальные слои и группы, новые социальные институты, другие институциональные образования, и значительно трансформировались старые. На современном этапе произошли качественные изменения в организации. В первую очередь, следует отметить изменения в структуре, которые приобрели устойчивый и воспроизводимый характер. Изменения стали элементом функционирования организации. «Новые» организации более гибкие, т.е. находятся в постоянной готовности для совершенствования всех своих компонентов и стремятся поддерживать баланс с внешней средой. Они ориентируются на ситуацию, постоянно меняют формы и методы деятельности. Причинами этих организационных изменений, на наш взгляд, служат и новое государственное устройство, и распространение новых норм и ценностей, и демократизация политической и общественной жизни в целом. Все это является и одной из причин падения роли политических партий. Предназначенные политическим партиям функции они не выполняют. Из всех функций востребованной оказалась, прежде всего, функция мобилизации электората в период избирательной кампании, а также селекционирование политических лидеров в структуры власти. Сегодня партии очень отличаются от классических партий конца XIX - начала XX века. Необходимо заметить, что современные российские партии являются партиями в полной мере только по названию, поскольку, как и в 90-е гг. 20 ст., они имеют довольно рыхлую организацию, не обладают прочной социальной базы. Многочисленные партии не представляют интересы социальных групп, а выражают интересы скорее бюрократического аппарата и имеют элитарный характер. [4, с. 159].

Таким образом, в настоящее время политические партии, являющиеся во всех обществах главным связующим звеном между населением и властью, вынуждены делить свое влияние с другими социальными субъектами, прежде всего, общественными организациями и движениями.

Рассматривая такие социальные субъекты, как общественные движения и социальные организации, выясним, как они соотносятся между собой.

В социологической науке выделяются следующие признаки, которыми обладает социальная организация: иерархичность, устойчивость, единство цели, эффективность, определенный набор статусов и ролей, разделение функций членов организации, присутствие в ней отношений власти, наличие определенных правил и норм, регулирующих поведение ее членов. С определенными оговорками все эти признаки можно найти и в деятельности современных российских движений. Движения имеют иерархию (самая простейшая - это организационное ядро, состоящее из функционеров, постоянных участников и участников, привлекаемых к конкретным акциям), единую цель, определенные ролевые позиции, обладают достаточной эффективностью (либо это поддержка лидера, либо работа над решением определенной проблемы). У каждого движения имеются свои программа, устав, учредительные документы, зарегистрированные в установленном порядке, правила и нормы, регулирующие поведение участников. Исключением из этого ряда признаков социальной организации может считаться степень устойчивости, хотя для ряда движений она достаточно высока. Для общественных движений связанных с политикой наблюдается определенная цикличность. Кроме того, в движениях достаточно слабо выражены отношения власти. На наш взгляд, это связано со спецификой их организационной структуры. Участник, не согласный с деятельностью общественного движения, перестает быть его участником, для этого не нужно дополнительной процедуры исключения. [5, с. 64].

Несмотря на то, что граница между организацией и движением выражена не резко, она существует. Следует согласиться с Р. Димитровым в том, что общественные движения, в отличие от организаций, имеют низкую степень формализованности, дисциплины, продолжительности. В движении человек участвует как целостная личность, индивидуальность доминирует над коллективностью. «Группа институционализируется в движении только тогда, когда она конституируется как коллективный субъект. Равно как движение, так и организации борются за институционализирование, но борются на основе различных проблемно решающих практик».

Для изучения процесса институционализации современных общественных организаций и движений наряду с другими теориями следует использовать теорию «мобилизации ресурсов». Данная теория возникла на рубеже 70-х гг. Ее представителями могут считаться М. Залд, Дж. Маккарти, М. Асим. Данный подход социологически анализирует «тактику и стратегию движения, проблему их роста, упадка и изменения». Ядром теории является понятие организации общественных движений. Организация идентифицируется с ценностями - целями того или иного общественного движения, сформированными той или иной социально-культурной ситуацией. Для успешной деятельности организации необходимы внешние (степень правового развития общества, наличие демократических традиций, развитость инфраструктуры, достаточный уровень богатства общества и пр.) и внутренние (люди, деньги) ресурсы. В рамках этой теории выделяются три группы условий, необходимых для успешности деятельности движения: легализация в общественном мнении и на уровне права, информированность в СМИ, экономическая поддержка извне. В рамках теории «мобилизации ресурсов» организации общественных движений делятся на несколько типов в зависимости от социальной базы. Наиболее распространенными являются «классический» и «профессиональный» типы. «Классический» тип - это организация, ориентирующаяся, прежде всего, на заинтересованных сторонников, тех, кто кровно заинтересован в реализации ее целей. Такое движение, как правило, имеет широкую социальную базу. Примерами служат экологическое, молодежное, женское, правозащитное движения. К «профессиональному» типу относятся организации с относительно жесткой структурой и небольшой социальной базой. Именно к такому типу движений автор диссертации относит организационно структурированные современные общественно - политические движения.

Кроме организационного ядра подобные движения включают в себя следующие группы:

1) активных участников, вкладывающих в организацию движения время и деньги;

2) сторонников, разделяющих цели и задачи движения;

3) пассивных наблюдателей, политически неактивную часть населения. «Задача всякой организации заключается в мобилизации ресурсов посредством перегруппировки аудитории: в увеличении числа участников за счет сторонников, сторонников за счет наблюдателей…». [2, с. 57].

Сторонники теории «мобилизации ресурсов» Н.Залд, Ч.Тилли определяют движение достаточно широко - как совокупность установок на социальное изменение. Эти установки являются предпосылками формирования организации движения, имеющего общественно-политическую направленность. Французский социолог А. Турен считает движения действующими акторами. По его мнению, движение - такая форма коллективной деятельности, посредством которой социальные общности вмешиваются в ход истории. Общественные движения носят конфликтный и наступательный характер: они оспаривают те или иные параметры существующих общественных отношений и культурных моделей и тем самым выступают как факторы изменений. По-мнению А.Турена, движение является основой классовой борьбы, иными словами, действием классовых сил, нацеленных на контроль за историчностью. Движение представляет собой совокупность трех составляющих: идентичности (общественное движение должно определить себя в конфликте), оппозиционности (борьба с классовым противником, которого движение должно быть способно определить), тотальности (определение актором поля конфликта). [1, с. 133].

Общественные организации и движения выступают как выразители интересов отдельных социальных слоев и групп, а также как субъекты реформационного процесса. Они способны представлять интересы населения, взаимодействовать с властью, в определенных случаях оказывать давление на нее. Общественные движения, выступая в качестве одной из самых динамичных организационных форм, быстрее других адаптируются к новым социальным условиям, аккумулируют новые идеи, приспосабливаются к изменившимся правилам. Особенностью современного общества является появление гибких социальных структур, в качестве которых выступают общественные организации и движения, позволяющие сочетать свободу и интересы индивидов с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность.

4. Анализ прав и обязанностей общественных объединений согласно белорусскому законодательству (практическая часть)

Закон Республики Беларусь от 19 июля 2005 г. № 36-З «Об общественных объединениях» (далее Закон) регламентирует права и обязанности общественных объединений в Республике Беларусь.

Согласно ст. 5 Закона общественные объединения, союзы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными актами законодательства и на основании их учредительных документов.

Ст. 20 Закона определяет круг прав общественных объединений, союзов. Общественные объединения со дня их государственной регистрации имеют право:

- осуществлять деятельность, направленную на достижение уставных целей;

- беспрепятственно получать и распространять информацию, имеющую отношение к их деятельности;

- пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, установленном законодательством;

- учреждать собственные средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность в порядке, установленном законодательством;

- защищать права и законные интересы, а также представлять законные интересы своих членов в государственных органах и иных организациях;

- участвовать в подготовке и проведении выборов в порядке, установленном законодательством;

- поддерживать связи с другими общественными объединениями, союзами;

- создавать союзы.

Союзы имеют права, предусмотренные настоящей статьей для общественных объединений, за исключением прав, предусмотренных абзацами седьмым и девятым части первой настоящей статьи.

Общественное объединение, союз могут осуществлять в установленном порядке предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности общественного объединения, союза. Такая деятельность может осуществляться общественным объединением, союзом только посредством образования коммерческих организаций и (или) участия в них.

Общественные объединения, союзы могут иметь иные права, предусмотренные настоящим Законом и другими законодательными актами.

В ст. 11 Закона указано, что общественные объединения имеют фиксированное членство.

Членами общественных объединений могут быть граждане, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие шестнадцатилетнего возраста, при наличии соответствующего письменного согласия своих законных представителей.

Юридические лица не могут быть членами общественных объединений.

Членами союза являются общественные объединения, входящие в этот союз.

Кроме прав общественные организации так же имеют определенные обязанности.

В своей деятельности общественное объединение обязано:

- соблюдать законодательство, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, информировать орган, регистрирующий объединения о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях объединения и сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

- представлять по запросу органа, регистрирующего объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, предоставляемых в налоговые органы;

- допускать представителей органа, регистрирующего объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия, а также оказывать содействие представителям регистрирующего общественного объединения, в ознакомлении с деятельностью объединения.

Общественные объединения могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы, и соответствовать этим целям.

Государство гарантирует защиту прав и законных интересов общественных объединений.

Заключение

Рассматривая общественные объединения следует подчеркнуть, что это один из фундаментальных конституционно-правовых институтов. Нормы об общественных объединениях содержатся в Конституции Республики Беларусь.

Действующее законодательство регламентирует деятельность системы общественного объединения. Оно закрепляет статус союзов общественных объединений и субъектов, входящих в их системы.

Следует отметить, что различия видов общественных объединений носят формальный характер, что подтверждает отсутствие каких бы то ни было указаний о статусе структурных подразделений. Хотя Законодательством предусмотрены четыре вида таких подразделений, оно не определяет различия в правовом положении организации, отделения, филиала и представительства.

Список использованной литературы

1 Димитров Р. Организация, движение: учебное пособие / Р.Димитров. - М.: АО «Центр ЮрИнфор», 2006. - 215 с. - ISBN 5-8648-0680-0.

2 Здравомыслова Е.А. Парадигмы и модели социологии общественных движений: учебное пособие / Е.А. Здравомыслова. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 242 с. - ISBN 5-8436-0552-3.

3 Здравомыслова Е.А. Социологические подходы к анализу общественных движений: учебное пособие / Е.А. Здравомыслова. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2006. - 161 с. - ISBN 5-8429-0545-3.

4 Коэн Д.Л. Гражданское общество и политическая теория: курс лекций / Д.Л. Коэн. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2005. - 301 с. - ISBN 5-8316-0467-3.

5 Лаперони Д. Социология социальных движений: учебное пособие / Д. Лаперони. - М.: Издательство БЕК, 2006. - 166 с. - ISBN 5-8646-0678-0.

6 Сазонов Н. Основы политологии: учебное пособие / Н. Сазонов. - М., «Юридическая литература», 2005. - 327 с. - ISBN 5-8411-0580-0.


© 2010 Современные рефераты