Общественные отношения в сфере деятельности органов государственной безопасности на современном этапе
Общественные отношения в сфере деятельности органов государственной безопасности на современном этапе
4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что во все исторические периоды посредником в отношениях человека с обществом выступало государство, устанавливая для регулирования наиболее значимых отношений систему юридических норм и формируя систему правоохранительных органов, призванных охранять эти нормы от нарушения. Сущностью государства определяется содержание правовых норм, формы и методы правовой охраны общественных отношений, диапазон прав и свобод граждан, ибо сущность государства и права - взаимосвязанные понятия. Но для любого государства защита прав и свобод граждан является одной из важнейших задач. В случае нарушения законных прав и свобод граждан государственными органами, учреждениями, организациями или другими гражданами будет сопряжено с нарушением конкретных норм об ответственности за преступление (правонарушения), задачи выявления, предупреждения и пресечения подобных действий; защиты жизни, здоровья и имущества граждан; государственной, общественной или частной собственности, а также восстановление нарушенных прав или наказание правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, возлагается на правоохранительные органы. Правоохранительные органы - это государственные органы, основной функцией которых является законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. То есть, это органы, на которые возложено бремя управления безопасностью государства в широком смысле этого слова.
Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопасности» Закон РФ от 5 марта 1992 г. N 2446-I «О безопасности» (с изм. и доп. от 25 декабря 1992 г., 25 июля 2002 г.) // Справочная правовая система «Гарант» от 07.03.2004 г. безопасность определяется как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. В неё включается государственная, экономическая, общественная, оборонная, информационная, экологическая и иные виды безопасности. Такое широкое понимание безопасности предполагает функционирование большого числа органов и организаций, обеспечивающих её, а также использование в целях достижения безопасности соответственно мер экономического, политического, военного, организационного, экологического и иного характера. В целях непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности государством образуются специальные органы обеспечения безопасности: органы внутренних дел, юстиции, прокуратуры и так называемые спецслужбы. Последние, в силу закрытости их деятельности от ведения «простого обывателя», представляют особый интерес. Это наиболее острый инструмент государственной власти, обеспечивающий политическое руководство объективной информацией о соответствующих внутренних и внешних угрозах. Характерной особенностью специальных служб является использованием ими в своей практической деятельности специальных форм и методов, которые не применяются другими государственными органами власти и управления. Речь идёт, прежде всего, об использовании агентуры, т.е. лиц, которые конспиративно (тайно), добровольно, инициативно или вынужденно, на постоянной или временной основе выполняют поручения спецслужб, не являясь их кадровыми сотрудниками. Именно вербовка и использование агентуры позволяют спецслужбам проникнуть к важнейшим секретам другой стороны. Эта деятельность называется агентурно-оперативной.
Спецслужбы получают информацию не только агентурным путём, но и с использованием технических средств, а также специфических методов, присущих только секретным службам, таких как перлюстрация корреспонденции, негласный обыск, досмотр помещений, слуховой контроль телефонной связи и разговоров лиц на открытых пространствах, шифрование, перехват и дешифрование электронных сообщений, проникновение в компьютерные системы и т.д.
В законодательстве нет специально сформулированного понятия «спецслужбы», как, впрочем, нет и понятия «правоохранительные органы». Под специальными службами принято понимать государственные органы, обеспечивающие защиту национальных интересов и безопасности Российской Федерации как внутри страны, так и на международной арене.
В систему специальных органов обеспечения государственной безопасности нашей страны входит Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), основы организации и деятельности которой закреплены в Законе Российской Федерации от 22 февраля 1995 года «О Федеральной службе безопасности Российской Федерации» и в Положении о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года.
Являясь федеральным органом исполнительной власти, ФСБ России возглавляет единую централизованную систему, в которую входит: федеральный орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности; управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности); управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в Вооружённых Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках); управления (отделы, отряды) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по пограничной службе - пограничные органы (в подчинении пограничной службы находятся пограничные войска); другие управления (отделы) федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, осуществляющие отдельные полномочия данного органа или обеспечивающие деятельность федеральной службы безопасности и пограничных войск (другие органы безопасности).
Функции и задачи специальных органов в России не всегда оставались постоянными - они менялись по мере изменения самих органов. Наибольший интерес представляет период в их развитии с 1917 года до наших дней, так как именно в этот исторический период спецслужба нашего государства претерпела процессы становления, развития и определения тех основных направлений деятельности, методов и форм работы, которые имеются на сегодняшний день.
Методологические основыработы -данную тему разрабатывалитакие авторы как Арсентьев Н.М. в работе «От ВЧК до ФСБ. История и современность», Ставицкий В. в работе «Лубянка: обеспечение экономической безопасности государства», Залимов Б.Ш. в лекции «Управление в сфере пограничной безопасности», Мохов Е.А. «Организованная преступность и национальная безопасность России» и многие заслуженные юристы в учебных пособиях и учебниках. В основу исследования положены такие методы, как общенаучный, исторический, сравнительно-правовой, системно-структурный и другие.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере деятельности органов государственной безопасности на современном этапе.
Предмет исследования нормативные правовые акты, регулирующие основные направления деятельности Федеральной службы безопасности.
Целью дипломной работы является комплексное структурно-логическое исследование основных направлений деятельности органов обеспечения государственной безопасности России на современном этапе.
Исходя из поставленных задач, на защиту выносятся следующие основные положения дипломной работы:
1. Основные направления деятельности органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации сводятся к обеспечению государственной безопасности.
2. Деятельность в сфере обеспечения пограничной безопасности требует дальнейшего совершенствования.
ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
§1. Пограничная деятельность органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации
Пограничная деятельность, как направление в работе органов ФСБ России, с одной стороны, является нововведением в том смысле, что ещё год назад данная деятельность ими не осуществлялась. С другой же стороны, данное направление не ново для органов обеспечения государственной безопасности как таковых, так как оно «исконно» входило в основные направления деятельности специальных органов, обеспечивающих внутреннюю безопасность нашего государства.
Любое государство, и Россия здесь не исключение, начинается с границы. В недавнем прошлом при этом слове возникала ассоциация с «железным занавесом», отделявшим СССР плотными витками колючей проволоки и контрольно-следовой полосой от остального мира. И хотя технические сооружения защиты границы сохранились, сегодня речь в большей степени идёт о комплексе мер политического, экономического, военно-технического и правового характера, делающих границу универсальным инструментом государства в его взаимоотношениях с внешним миром.
Пограничная безопасность государства взаимосвязана с другими видами безопасности, а также с соответствующими сферами и подсистемами национальной безопасности. Так, состояние экономики страны, если рассматривать эффективность мер экономической безопасности, во многом определяет возможности обеспечения пограничной, военной, экологической и иной безопасности, но одновременно зависит от степени действенности других подсистем национальной безопасности, включая пограничную. Общественная безопасность, связанная с преступностью и поддержанием правопорядка в обществе, тем выше, чем надёжнее прикрыта государственная граница от проникновения через неё криминальных элементов, провоза контрабанды, осуществления других противоправных действий. В тоже время общественная безопасность влияет на способность государства решать задачи пограничной безопасности России. Информационная безопасность, обеспечивающая безопасность информационных ресурсов, технологий, каналов связи, телекоммуникационных систем и сетей, банков данных, всей информационной сферы страны, создаёт предпосылки для повышения уровня пограничной безопасности и опирается, в свою очередь, на информационные возможности органов пограничной службы.
Система обеспечения пограничной безопасности страны имеет вневедомственный, общегосударственный характер. Она не может базироваться лишь на силах и средствах пограничных войск и других органов пограничной службы. Как свидетельствует опыт, решение сложного комплекса политических, экономических, дипломатических, социальных, оборонных и иных проблем, проявляющихся на государственной границе и приграничной территории, силами одного ведомства практически невозможно. В полном объёме обусловленные ими задачи всегда решало государство, делегируя необходимые полномочия и функции различным министерствам и органам. Сегодня в сфере защиты границы и приграничных территорий действуют подразделения, учреждения и организации около 20 федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерство обороны, МИД, СВР, таможенные органы, МВД, МЧС, Федеральная миграционная служба России и другие. Не всегда и не во всём их деятельность согласуется, преследует общенациональные интересы, подчиняется единой государственной пограничной политике. Необходимость координации общих усилий в рамках единой общенациональной системы обеспечения пограничной безопасности не вызывает сомнений.
На образованную в 1995 году Федеральную пограничную службу Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 года «О государственной границе Российской Федерации» была возложена роль главного федерального органа исполнительной власти в сфере охраны государственной границы. После интеграции в 2003 году Федеральной службы безопасности и Федеральной пограничной службы Российской Федерации, последняя потеряла свой статус самостоятельного органа исполнительной власти в области обеспечения государственной безопасности. Теперь функция обеспечения пограничной безопасности принадлежит преобразованной органам и войскам Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее Пограничная служба) - государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере охраны и защиты Государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.
Направлениями пограничной деятельности являются:
· защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;
· защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничных территорий, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.
Деятельность пограничных органов и пограничных войск федеральной службы безопасности по данному направлению осуществляется на основании статьи 30 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, существующими на сегодняшний день.
Пограничные органы и пограничные войска охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они:
§ обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;
§ осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
§ проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;
§ осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;
§ ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;
§ осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничные органы и пограничные войска;
§ участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;
§ проводят при необходимости пограничные поиски и операции.
Защиту и охрану экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничных территорий, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации Пограничная служба осуществляет на основании нескольких Федеральных законов Российской Федерации. Это:
o Федеральный закон от 30 ноября 1995 года №187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
o Федеральный закон от 31 июля 1998 года №155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»;
o Федеральный закон от 17 декабря 1998 года №191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
Защита и охрана экономических и иных законных интересов России подразумевает под собой широкий спектр деятельности Пограничной службы. На практике она заключается, прежде всего, в защите и охране морских биоресурсов. Под «морскими биоресурсами» следует понимать водные биологические ресурсы, обитающие во внутреннем море Российской Федерации, территориальном море Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в Открытом море.
Российская Федерация осуществляет суверенные права на континентальном шельфе в целях разработки его живых ресурсов (ст.5 ФЗ «О континентальном шельфе РФ»), т.е. осуществляет юрисдикцию в отношении защиты и сохранения морской среды, в частности, в связи с промыслом живых ресурсов.
В исключительной экономической зоне Россия осуществляет суверенные права в целях промысла и сохранения живых ресурсов и управления ими. Живые ресурсы исключительной экономической зоны находятся в ведении Российской Федерации. Регулирование деятельности по разработке (промыслу) таких ресурсов и их охрана входят в компетенцию Правительства РФ (ст. 5 ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ»).
Постановлением Правительства РФ от 19.01.1998г № 67 «О специально уполномоченных государственных органах по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания» установлено, что Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации осуществляет во взаимодействии с Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды, Федеральной службой лесного хозяйства России и их территориальными органами.
Система Защиты Национальных Интересов России в морском пограничном пространстве создавалась и развивалась в соответствии с развитием российского государства и, в зависимости от различных исторических периодов претерпевала различные изменения. В настоящее время она представляет совокупность организационных и правовых мероприятий, осуществляемых в целях защиты национальных интересов России в морском пограничном пространстве, включает деятельность федеральных органов, органов субъектов России, местного самоуправления, общественных и иных организаций и объединений, а также граждан и других лиц, оказывающих содействие в защите национальных интересов России. Исторический анализ подтверждает, что государство является главным субъектом безопасности личности, общества, региона и самого государства.
Для осуществления своих функций органы и войска Пограничной службы ФСБ России законодательством наделены соответствующими полномочиями. Но на практике, широты данных пограничникам полномочий явно не хватает. Простым примером тому может служить явное несоответствие штрафов, взимаемых с лиц и организаций, осуществляющих промысел морских биоресурсов в территориальных водах Российской Федерации с нарушением установленных правил, тому колоссальному ущербу, который наносится экономике нашего государства. Но это лишь малая толика того, что необходимо было бы усовершенствовать в рамках пограничной политики Российской Федерации. Как показывает анализ процессов, происходящих в пограничной сфере Российской Федерации, сложившаяся система защиты интересов страны на государственной границе не позволяет достаточно эффективно и адекватно реагировать на новые угрозы и вызовы пограничной безопасности государства. И хотя граница всегда была барометром межгосударственных отношений, медленный процесс придания ей современного облика не отвечает в полной мере геополитическому положению нашей страны, изменениям в политической, экономической, социальной и других сферах жизни общества, а также в международных, внешнеэкономических и других видах деятельности Российского государства.
Накопившийся комплекс проблем в пограничной сфере потребует принятия безотлагательных мер по их решению. Всесторонний анализ обстановки на государственной границе и на приграничной территории России, основных угроз национальной безопасности страны и их негативного влияния на общественно-политическую обстановку в стране был дан в докладе Директора ФСБ России Николая Платоновича Патрушева на заседании Совета Безопасности Коллегии ФСБ России 15 января 2004 года при подведении итогов минувшего, 2003 года.
Результаты комплексного анализа обстановки на государственной границе и на приграничных территориях России свидетельствует о том, что основные угрозы национальной безопасности России в пограничной сфере исходят от противоправной деятельности международных террористических организаций, иных преступных, в том числе трансграничных, группировок, занятых в сферах контрабандного перемещения через государственную границу наркотических средств, оружия и боеприпасов, материальных и культурных ценностей, хищения природных ресурсов и незаконной миграции.
Наибольшую опасность представляет, во-первых, террористическая деятельность. В последние годы особенную активность террористические организации и группы проявляют на государственной границе и приграничной территории. Прежде всего, это проявляется на Северном Кавказе, где при финансовой поддержке зарубежных радикально настроенных исламских группировок и организаций продолжают действовать международные террористические организации, которые не отказались от своих идей отторжения от России Северного Кавказа и создания на его территории так называемого исламского государства от Чёрного до Каспийского моря. Примером тому могут быть события декабря 2003 года в Дагестане, связанные с попыткой группы боевиков осуществить переход через государственную границу в Грузию на участке пограничной заставы «Мокок».
Попытки проникновения членов террористических организаций отмечаются практически на всех участках государственной границы. Так, за 10 месяцев 2003 года в пунктах пропуска выявлено 375 иностранных граждан, которым установленным порядком закрыт въезд в Российскую Федерацию, в том числе в связи с принадлежностью к террористическим организациям.
Во-вторых, ввиду того, что ряд стран Центральной Азии являются ведущими производителями и поставщиками наркотиков в мире, большая часть наркотических средств опийной группы идёт через южные рубежи. В 1999 - 2003 годах на таджико-афганской границе пограничными органами и пограничными войсками ФСБ России задержано около 17,9 тонны наркотиков, из которых около половины составил героин. На российско-казахстанском участке границы за последние 5 лет задержано около 2,5 тонны наркотических средств, в том числе более 790 кг героина.
Следует учесть, что значительная часть доходов от незаконного оборота наркотиков активно используется для финансирования террористической деятельности.
В-третьих, негативное влияние на экономику страны оказывает деятельность преступных группировок, занятых в сферах незаконного перемещения через государственную границу товаров и грузов.
Так, в результате осуществления пограничными органами контроля за пропуск через пункты пропуска товаров и грузов за первое полугодие 2003 года предотвращённый ущерб государству, по официальной оценке Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, составил более 1,6 млрд. рублей.
В настоящее время контрабанда через государственную границу приобрела характер организованной преступности. За последние пять лет пограничники во взаимодействии с таможенными органами изъяли контрабанды на общую сумму более 827 млн. рублей и около 6,8 млн. долларов США. Наибольшая интенсивность контрабандных потоков отмечается на российско-казахском и российско-украинском участках государственной границы, где задержано около 70 % общего объёма контрабанды, изъятой на российской границе.
В-четвёртых, по-прежнему серьёзную угрозу представляют незаконная миграция иностранных граждан в Российскую Федерацию и использование её территории для транзитного выезда в третьи страны.
За 10 месяцев 2003 года в пунктах пропуска через государственную границу не пропущено более 48 тысяч иностранцев, которые пытались въехать в Российскую Федерацию с недействительными документами, то есть потенциальных незаконных иммигрантов. При этом специалистами во всём мире отмечается, что незаконная иммиграция несёт в страну широкий спектр угроз. Таких, как нанесение ущерба экономике России путём уклонения от уплаты налогов, в том числе связанной с распространением терроризма, создание в ряде регионов напряженной демографической обстановки.
Наиболее сложная обстановка с незаконной миграцией сложилась на границе с Казахстаном, Украиной и на Дальнем Востоке.
Основные причины сложной миграционной обстановки видятся в следующем: слабая обустроенность российско-казахстанского и российско-украинского участков государственной границы; низкая активность правоохранительных органов в выявлении и выдворении незаконных иммигрантов, находящихся на территории Российской Федерации; недостаточная скоординированность международных усилий в противодействии незаконной миграции.
В-пятых, сохраняется угроза территориальной целостности Российской Федерации в связи с незавершенностью территориального разграничения и международно-правового оформления государственной границы, сохранением территориальных притязаний со стороны ряда сопредельных государств.
В-шестых, обострение экономических угроз национальным интересам России в морских пограничных пространствах, площадь которых более 40% от площади континентальной территории России.
За 10 месяцев 2003 года Морскими силами пограничной службы задержано 586 судов, конфисковано незаконно добытой рыбопродукции в объёме более 9 тыс. тонн. Наложено штрафов на сумму более 125 млн. рублей и 158 тыс. долларов США.
Одну из причин создавшейся ситуации мы видим в том, что задачи государственного контроля за использованием морских биологических ресурсов и внешнеторговыми операциями с продукцией рыбного промысла возложена более чем на 10 федеральных органов исполнительной власти. Координатором их деятельности законодательно определена Федеральная служба безопасности. Вместе с тем механизм реализации координирующей функции в нормативно-правовом отношении не определён.
В-седьмых, отдельные участки государственной границы, особенно на центрально-азиатском, забайкальском и дальневосточном направлениях, становятся опасными с точки зрения завоза на российскую территорию инфекционных болезней, карантинных вредителей, возбудителей болезней растений, сорняков. В 2002 году в приграничных с Казахстаном субъектах Российской Федерации было выявлено свыше 50 тыс. тонн недоброкачественной животноводческой продукции, а также 13 видов карантинных объектов.
Одним из факторов, оказывающих негативное влияние на ситуацию в пограничной сфере государства, следует рассматривать незавершенность процесса международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации и разграничения морских пространств.
К настоящему времени более 13 тыс. км границы России, в основном с бывшими республиками СССР (Эстонией, Латвией, Белоруссией, Украиной, Азербайджаном и Казахстаном), не оформлены в международно-правовом отношении, что составляет около 22% от общей её протяженности.
В целом, оформление правового статуса государственной границы и разграничение морских пространств Российской Федерации не завершены с девятью из шестнадцати сопредельных государств.
Конечно, пограничная политика не сводится только к реагированию на угрозы. Одна из её функций - межгосударственное сотрудничество. В настоящее время развитие наших отношений с Европой, в том числе и решение вопроса о безвизовом режиме, определяется тем, насколько успешно будет решена задача по закрытию российской границы от трансграничной преступности.
С решением пограничных проблем во многом связана динамика становления не только Евразийского экономического сообщества (Белоруссия, Киргизия, Казахстан, Россия, Таджикистан), но и единого экономического пространства (Белоруссия, Казахстан, Россия, Украина). Эффективность международного сотрудничества определяется не столько количеством заключенных договоров, сколько чётко сформулированными целями, задачами, принципами и механизмами реализации договорённостей и политической волей государств придерживаться буквы и духа прописанных документов. Иными словами, от характера пограничной политики во многом зависит будущее России.
Нарастание угроз пограничной безопасности происходит на фоне критического состояния обустроенности Государственной границы Российской Федерации. В настоящее время более 8 тыс. км, то есть почти 50% сухопутного участка границы, фактически не обустроено. Наличие значительных по протяженности необустроенных, необорудованных и слабо контролируемых участков государственной границы отрицательно сказывается на состоянии защищенности национальных интересов России.
На многих направлениях приходит в упадок существующая пограничная инфраструктура. Почти одна треть пограничных застав размещена в зданиях из сборно-щитовых конструкций, которые выслужили предельные сроки эксплуатации. Значительное количество дорог, мостов, стационарных постов технического наблюдения, причальных сооружений не соответствует предъявляемым требованиям.
Наиболее остро этот вопрос стоит на Северном Кавказе, казахстанском и украинском направлениях.
После передачи Пограничной службы в состав ФСБ России была проведена инвентаризация и паспортизация пограничных застав Северо-Кавказского регионального пограничного управления, в том числе и посредством фото- и видеосъёмки. Результаты оказались удручающими: практически все пограничные заставы нуждаются в новом строительстве или капитальной реконструкции, ко многим заставам нет подъездных путей.
Из-за неустроенности возникают серьезные проблемы в процессе создания эффективной системы контроля за перемещением через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
В неудовлетворительном состоянии находится вооружение, военная и специальная техника, основная часть которой была поставлена в пограничные войска 10 - 20 лет назад. В настоящее время более половины технических средств выработало установленные сроки эксплуатации, требует списания или капитального ремонта. Укомплектованность пограничных органов и пограничных войск современными образцами вооружений, военной и специальной техники составляет не более 10-15%.
Характер развития ситуации в пограничной сфере свидетельствует о нарастании устойчивых тенденций, оказывающих негативное влияние на общественно-политическую обстановку в стране, ход социально-экономических преобразований, развитие и укрепление международных связей Российской Федерации с государствами ближнего и дальнего зарубежья. Действующая в настоящее время система ее охраны и защиты не позволяет эффективно обеспечивать национальную безопасность, адекватно реагировать на новые угрозы и вызовы. Существующие формы и способы действий пограничных группировок по защите и охране государственной границы, их состав и структура не в полной мере соответствуют изменениям, происходящим в пограничной сфере государства. В осуществлении стратегического замысла обеспечения безопасности в пограничной сфере первостепенной задачей, на мой взгляд, является практическая реализация единой государственной пограничной политики, направленной на создание современного облика государственной границы, соответствующего изменениям, происшедшим в России и на международной арене, а также в практике формирования границ, открытых для международного сотрудничества и развития приграничных связей и одновременно закрытых для трансграничной противоправной деятельности.
В этой работе важно организовать взаимодействие всех субъектов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в пограничной сфере. Для этого в мае прошлого года учреждена Государственная пограничная комиссия во главе с Председателем Правительства Российской Федерации. На первом заседании комиссии, состоявшемся 25 ноября 2003 года, обсуждался вопрос об организации защиты национальных интересов России в пограничной сфере и первоочередных мерах по обустройству Государственной границы Российской Федерации. Долговременная государственная пограничная политика должна учитывать новые тенденции в социально-экономическом, политическом, национально-этническом развитии Российской Федерации, стран Содружества, сопредельных государств, мировой политики в целом.
По моему мнению, с целью формирования правовой основы государственной пограничной политики и упорядочения деятельности федеральных органов исполнительной власти на границе целесообразно провести системную инвентаризацию всего законодательства, относящегося к пограничной сфере.
Проводимая работа должна осуществляться при поддержке, взаимопонимании и помощи, как федеральных органов власти, так и полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, а также руководителей приграничных субъектов Федерации. Ведь из 89 субъектов Российской Федерации более половины являются приграничными, на территории которых проживает более 40% населения страны.
Проблемы обеспечения национальной безопасности России в пограничной сфере имеют сложный и многогранный характер, и очень важно определить приоритеты в их решении.
На данном этапе важнейшим приоритетом в обеспечении национальной безопасности России в пограничной сфере является организация обустройства государственных границ.
С учетом проведенного комплексного анализа состояния обустроенности российской границы необходимо внести коррективы в федеральную целевую программу по обустройству государственной границы. Программе должна объединить все имеющиеся планы поэтапного обустройства отдельных участков государственной границы. Разработку данной программы руководство Федеральной службы безопасности Российской Федерации планирует завершить до конца 2004 года.
Как подчеркнул в своем выступлении на заседании Коллегии ФСБ России Президент РФ В.В. Путин, «обустроить госграницу стоит дорого, но деньги страна нашла». Президент рассчитывает, что эти деньги будут потрачены рационально и на пользу стране.
Чтобы стратегические цели были достигнуты, уже сейчас проводится перегруппировка сил и средств.
С целью организации тесного взаимодействия с региональными органами власти ФСБ России приступила к оптимизации системы управления региональными пограничными органами. В ходе этой работы, в частности, выяснилось, что управление деятельностью Пограничной службы на Северном Кавказе оказалось оторванным от административного управления Южного федерального округа. В настоящее время границы ответственности Северо-Кавказского регионального пограничного управления приведены в соответствие с границами федерального округа. Уточняется система управления пограничной службой и в других федеральных округах.
На основе проведенного ФСБ России анализа угроз и состояния обустроенности границы в настоящее время организована разработка основных положений концепции, предусматривающей формирование современной системы защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также новые подходы к организации деятельности Пограничной службы.
В деятельности пограничников на первый план выходят не военные задачи, а противодействие трансграничной преступности. Соответственно будет меняться и облик Пограничной службы.
«Основами государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2010 года» предусматриваются сокращение войсковой составляющей и развитие Пограничной службы в системе обеспечения безопасности государства. При этом построение охраны границы должно быть адекватным существующим угрозам. Так, на Северном Кавказе организация охраны границы должна исключить проникновение на российскую территорию любых нарушителей. В то же время, к примеру, на казахстанской границе более важным является борьба с деятельностью преступных трансграничных сообществ.
В настоящий момент начато формирование системы пограничных органов ФСБ России. По мере реализации планов по переходу на профессиональную основу комплектования планируется полностью перейти от пограничных войск к системе пограничных органов. Это будет сопровождаться переходом от войсковых к другим, более эффективным способам действий. Однако на угрожаемых направлениях, прежде всего на Северном Кавказе, войсковая составляющая будет оставаться до тех пор, пока будут сохраняться военные угрозы.
Дифференцированное построение охраны границы, применение новых форм и способов действий в зависимости от возникающих угроз и обстановки на конкретных участках государственной границы, наращивание в деятельности пограничных органов и войск разведывательной и контрразведывательной функций по мере перехода преимущественно к невойсковым способам действий составят содержательную сторону поэтапного строительства и развития Пограничной службы, которая по своему составу и техническому оснащению должна эффективно решать задачи по обеспечению национальной безопасности Российской Федерации на государственной границе.
В комплектовании Пограничной службы планируется перейти на контрактную основу, создавая сотрудникам нормальные бытовые условия и обеспечивая благоустроенным жильем.
§2. Деятельность органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации в сфере обеспечения иных видов государственной безопасности
Частые реорганизации спецслужб (в 1991 - 1995 гг., как впрочем, и ряд реорганизаций в советский период) не вызывались объективными условиями внутриполитической обстановки в стране. В их основе лежали чисто субъективные факторы. Смена вывесок по существу не меняла характера их деятельности. Главная задача органов безопасности - противодействие подрывной деятельности иностранных разведок и организаций - оставалась прежней. Более того, слабость и отсутствие ряда административно-правовых режимов в сфере сохранения государственных и военных секретов, беспрепятственные поездки по стране иностранцев, в том числе и разведчиков, действующих под дипломатическим прикрытием, разного рода коммерсантов и дельцов западных стран и США, допуск иностранцев к нашим приоритетным научным разработкам и т.д. значительно усложнили ее качественное решение.
Принятием 3 апреля 1995 г. Федерального закона N 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» законодатель нормативно закрепил правовой статус нового органа обеспечения государственной безопасности. В настоящее время деятельность Федеральной службы безопасности регламентируется Положением о Федеральной службы безопасности Российской Федерации Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федеральной. Утверждён Указом Президента Российской Федерации №960 от 11 августа 2003 г // Справочная правовая система «Гарант» от 07.03.2004 г. (далее Положение). Настоящее Положение определяет назначение, правовые основы, принципы, направления деятельности, полномочия, силы и средства органов федеральной службы безопасности, а также порядок контроля и надзора за их деятельностью.