p align="left">Мы что существующая система двух учредительных документов общества с ограниченной ответственностью введена ошибочно и необходимо отказаться от учредительного договора в его нынешнем понимании.
Следовательно, требуется внесение соответствующих изменений в статью 89 Гражданского кодекса и статью 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Учредительный договор общества с ограниченной ответственностью относится к многосторонним сделкам Козлова Н.В. Правовая природа учредительных документов юридического лица // Хозяйство и право. - 2004. - № 1. - С. 55-74.. По своей юридической природе он является консенсуальным, взаимным и возмездным договором организационного, имущественного и фидуциарного характера Савельев А.Б. Договор простого товарищества в российском гражданском праве // В кн.: Актуальные вопросы гражданского права / Под ред. Брагинского М.И. - М., Статут. 1998. - С. 284..
Учредительный договор о создании общества с ограниченной ответственностью подлежит заключению в письменной форме.
Существенные условия учредительного договора общества с ограниченной ответственностью перечислены в статье 89 ГК РФ и в пункте 1 статьи 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». При отсутствии в учредительном договоре общества одного из этих условий, такой договор в соответствии со статьей 432 ГК РФ не считается заключенным, что свидетельствует о нарушении установленного порядка образования общества.
Учредительный договор выражает волю участников на создание юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью и содержит условия, определяющие экономическую основу общества. На основе учредительного договора, учредители общества утверждают его устав. Это означает, что между учредительным договором и уставом общества с ограниченной ответственностью существует тесная взаимосвязь.
Устав - это основной корпоративный документ общества с ограниченной ответственностью. Он регулирует отношения между участниками общества, участниками общества и обществом, между органами управления обществом, а также между обществом и третьими лицами. Являясь основным документом общества, устав содержит требования, обязательные для исполнения всеми участниками общества, а также органами управления обществом. Некоторые положения устава подлежат непосредственному применению судами при разрешении споров с участием общества с ограниченной ответственностью.
Это касается положений устава, изменяющих содержание диспозитивных норм права, либо регламентирующих отношения, не урегулированные законом или иными правовыми актами.
Требования к уставу общества с ограниченной ответственностью предусмотрены как Гражданским кодексом, так и Законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Причем, необходимо отметить, что закон не ограничивается простым перечислением сведений, которые должны быть включены в устав общества. Во многих статьях, посвященных регулированию иных вопросов деятельности общества, также содержатся и требования к уставу. Так, например, статья 33 Закона определяет компетенцию общего собрания участников общества. В пункте 1 указанной статьи говорится, что компетенция общего собрания участников общества определяется уставом общества в соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Следовательно, в этой статье содержится перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников общества, которые могут быть отражены и в уставе, иные вопросы уставом общества не могут относиться к компетенции общего собрания.
Создание общества с ограниченной ответственностью условно можно разделить на несколько стадий, представляющих собой совокупность действий учредителей и регистрирующего органа, в результате которых возникает новый субъект гражданского права - юридическое лицо.
На первом этапе формируется воля учредителей на создание юридического лица в форме общества с ограниченной ответственностью, а также состав его учредителей. Данные действия не регламентируются правом, здесь все определяется интересами учредителей, их возможностями и личными отношениями между ними. Учредители определяют наименование будущего общества, размер его уставного капитала, виды деятельности, размер доли каждого учредителя и иные вопросы.
На втором этапе учредители общества разрабатывают учредительные документы общества, в которых фиксируют достигнутые между ними договоренности, после чего учредители заключают учредительный договор и утверждают устав общества (пункт 1 статьи 11 Закона). В целях юридического закрепления отношений по созданию общества с ограниченной ответственностью созывается собрание учредителей общества, на котором и происходит подписание учредительного договора и утверждения устава. Кроме того, такое собрание учредителей принимает целый ряд других решений, необходимых как для создания общества, так и для его дальнейшей деятельности. Так, в частности, собранием учредителей избираются исполнительные органы общества. В случае внесения учредителями неденежных вкладов в уставный капитал общества, собрание учредителей также утверждает денежную оценку вносимых вкладов, причем такое решение принимается всеми учредителями единогласно.
На третьем этапе происходит внесение учредителями вкладов в уставный капитал общества, т.е. формирование уставного капитала. Порядок и сроки внесения вкладов определяются учредительным договором общества, однако, согласно пункту 2 статьи 16 Закона на момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину. Срок для полного внесения вклада в уставный капитал не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества. Внесение вкладов учредителями подтверждается соответствующим документом, вид которого определяется характером вклада. Внесение денежного вклада подтверждается справкой банка, в котором открыт временный счет для оплаты уставного капитала. Внесение иного имущества, как правило, подтверждается передаточным актом, подписанным учредителем и исполнительным органом общества. Документ об оплате учредителями уставного капитала в дальнейшем представляется регистрирующему органу для государственной регистрации юридического лица.
Четвертым этапом является государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью. В соответствии со статьей 13 Закона государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Указанный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы и при ведении единого государственного реестра юридических лиц Комментарий к Федеральному закону «О государственной регистрации юридических лиц» / Под общ. ред. Тихомирова М.Ю. - М., Изд-во М.Ю. Тихомирова. 2001. - С. 56..
Под государственной регистрацией юридических лиц понимается акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных предусмотренных законом сведений о юридических лицах.
Для государственной регистрации учредители общества с ограниченной ответственностью обязаны представить в регистрирующий орган учредительный договор и устав общества, документы об оплате уставного капитала и иные документы, предусмотренные законом. Требования к оформлению документов, представляемых для государственной регистрации юридического лица, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года № 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению» СЗ РФ. - 2002. - № 26. - Ст. 2586..
Государственная регистрация общества с ограниченной ответственностью осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.
Моментом государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц, не позднее следующего рабочего дня заявителю выдается документ, подтверждающий данный факт.
Государственной регистрацией завершается процедура создания общества с ограниченной ответственностью.
1.3 Реорганизация и ликвидация обществ с ограниченной ответственностью
Формы прекращения деятельности юридического лица можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от последствий прекращения деятельности юридического лица принято различать реорганизацию и ликвидацию.
Действующее законодательство не содержит определения реорганизации, оно лишь указывает на формы, в которых реорганизация может осуществляться. Однако, как справедливо отмечается в литературе, «...до настоящего времени не выработано единого подхода к определению реорганизации и в теории» Коровайко А.В. Реорганизация хозяйственных обществ. Теория, законодательство, практика: Учеб. Пособие. - М., Дело. 2001. - С. 7..
Под реорганизацией юридического лица чаще всего понимается прекращение юридического лица с правопреемством по всем его обязательствам. В частности, по мнению Е.А. Суханова реорганизацией юридических лиц является их прекращение, влекущее, однако, переход прав и обязанностей ранее существовавших юридических лиц к другим юридическим лицам, т.е. правопреемство Суханов Е.А. Реорганизация акционерных обществ и других юридических лиц // Хозяйство и право. - 1996. - № 1. - С. 148.. B.C. Мартемьянов считает, что «реорганизация означает только прекращение существования предприятия в его прежнем виде (путем слияния, разделения, присоединения, преобразования в иную организационно-правовую форму) без прекращения его дел и имущества на основе правопреемства». Наконец, в литературе высказано мнение о том, что «реорганизация -- это прекращение коммерческой организации, связанное с изменением ее имущественного комплекса (или организационно-правовой формы), направленное на достижение цели, для которой организация создавалась» Мартемьянов B.C. Хозяйственное право: Курс лекций. Т. 1. - М., Норма. 1994. - С. 68..
Однако, реорганизация может сочетать элементы как создания, так и прекращения юридических лиц. Такие формы реорганизации как слияние, разделение и преобразование характеризуются и прекращением, и созданием юридических лиц; в случае реорганизации в форме присоединения происходит только прекращение присоединяемого общества, а при выделении происходит только создание нового общества. Кроме того, прекращение реорганизуемого юридического лица не является целью реорганизации Трофимов К.Т. Реорганизация и ликвидация коммерческих организаций: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1995. - С. 37..
Необходимо отметить, что Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» регулирует лишь порядок реорганизации обществ с ограниченной ответственностью с использованием этой организационно-правовой формы, поскольку статья 1 Закона четко определяет сферу его применения - порядок создания и правовое положение обществ с ограниченной ответственностью. Следовательно, Закон не может вмешиваться в сферу правового регулирования других законов и регламентировать порядок создания других юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации обществ с ограниченной ответственностью, а также устанавливать порядок прекращения других юридических лиц в случае их слияния с обществом с ограниченной ответственностью или присоединения к обществу Дивер Е.П. Преобразование как форма реорганизации коммерческих организаций. // Частное право: проблемы и перспективы. Межвузовский научный сборник / Под ред. Цыбуленко З.И. - Саратов., Изд-во Саратовского ун-та. 2003. - С. 67..
Если иное не предусмотрено законом, возможно слияние, присоединение юридических лиц различных организационно-правовых форм, так же как и выделение юридического лица другой организационно-правовой формы, и разделение на юридические лица различных организационно-правовых форм.
Принятие решения о реорганизации общества с ограниченной ответственностью Законом (пп. 11 п. 2 ст. 33) отнесено к исключительной компетенции общего собрания участников общества. Подобное решение может быть принято только всеми участниками общества единогласно.
Общество с ограниченной ответственностью считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица.
Надлежащим образом утвержденный и подписанный договор о слиянии по своему юридическому значению приравнивается к учредительному договору, наряду с уставом общества с ограниченной ответственностью он является учредительным документом общества. Следовательно, на такой договор распространяются требования, предъявляемые Законом к учредительному договору. Это касается его содержания, а также формы и порядка заключения.
Наряду с утверждением договора о слиянии и устава вновь создаваемого общества, общие собрания участников реорганизуемых обществ также утверждают передаточный акт, в соответствии с которым активы и пассивы реорганизуемых обществ переходят к вновь возникшему обществу.
Пункт 3 статьи 57 ГК РФ предусматривает, что в случаях, установленных законом, слияние обществ может быть осуществлено лишь с согласия уполномоченных государственных органов.
Процедура проведения реорганизации в форме присоединения в основном совпадает с процедурой проведения реорганизации в форме слияния. Отличие состоит в том, что совместное общее собрание участников обществ, участвующих в присоединении, принимает только решение о внесении изменений в учредительные документы общества, к которому осуществляется присоединение. Такие изменения связаны с изменением состава участников общества, а также с определением размеров их долей. Необходимость внесения иных изменений может быть предусмотрена договором о присоединении. Что касается иных вопросов, то их вынесение на совместное собрание участников по Закону не является обязательным. Такие вопросы могут рассматриваться лишь в случае необходимости.
Отличие процедуры присоединения от слияния состоит также в том, что утверждение передаточного акта относится к компетенции общего собрания.
Разделение является формой реорганизации, при которой одно юридическое лицо разделяется на два или более юридических лица, в результате чего разделяемое юридическое лицо прекращает свое существование и возникает два или более новых общества. Права и обязанности реорганизуемого общества переходят к вновь создаваемым обществам в соответствии с разделительным балансом. Общее собрание участников реорганизуемого общества принимает решение о реорганизации в форме разделения, о порядке и условиях разделения общества, а также о создании новых обществ. Кроме того, указанное собрание утверждает разделительный баланс общества. В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» СЗ РФ. - 1996. - № 48. - Ст. 5369. перед составлением разделительного баланса в обществе должна быть проведена инвентаризация его имущества и обязательств. Подобная инвентаризация проводится в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств Утверждены приказом Минфина РФ от 13.06.95 г. № 49 «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» // Экономика и жизнь. - 1995. - № 29. - С. 11..
Между участниками каждого из обществ, создаваемых в результате разделения, заключается учредительный договор. Общее собрание участников каждого вновь создаваемого общества с ограниченной ответственностью утверждает устав своего общества и формирует органы управления общества.
Возможно и принудительное разделение общества по решению уполномоченного государственного органа или суда.
Выделение - это создание одного или нескольких обществ с передачей им по разделительному балансу части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения последнего.
Выделение характеризуется сингулярным (частным) правопреемством, при котором, в отличие от универсального (общего) правопреемства, правопреемник занимает место правопредшественника не во всех, а только в некоторых правоотношениях Жданов Д.В. Реорганизация в форме выделения. // Законодательство. - 1999. - № 5. - С. 23..
Права и интересы участников общества с ограниченной ответственностью в процессе реорганизации защищаются тем, что они принимают участие в решении вопроса о реорганизации и, тем самым, имеют возможность отстаивать свои права. Решение о реорганизации общества с ограниченной ответственностью принимается только всеми участниками общества единогласно, поэтому любой участник, даже обладающий незначительной долей вправе наложить вето на подобное решение, если считает, что реорганизация общества ущемляет его права и интересы. О способах защиты гражданских прав писали такие известные ученые-цивилисты как В.П. Грибанов и В.А. Тархов Грибанов В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. - М., Юридическая литература. 1972. - С. 65; Тархов В.А. Гражданские права и ответственность. - Уфа., 1996. - С. 43..
Ликвидация общества с ограниченной ответственностью влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. В связи с тем, что общество с ограниченной ответственностью создавалось для участия в гражданском обороте и к моменту ликвидации участвует в определенных имущественных отношениях, при ликвидации общества необходимо завершить такие имущественные отношения с его участием Трофимов К. Ликвидация юридических лиц: вопросы имущественной ответственности // Хозяйство и право. - 1995. - № 9. - С. 58-66..
Порядок ликвидации обществ с ограниченной ответственностью установлен Гражданским кодексом РФ, а также Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью». Ликвидация общества может добровольной или принудительной. Общество может быть ликвидировано в добровольном порядке по различным причинам. Это и истечение срока, на который было создано общество с ограниченной ответственностью, достижение цели, ради которой оно создавалось, признание нецелесообразным дальнейшего продолжения деятельности общества и т.д.
В принудительном порядке общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано на основании судебного решения. Основания для принудительной ликвидации общества перечислены в п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса. В связи с принятием ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» в п. 2 ст. 61 ГК РФ внесены изменения. В ранее действовавшей редакции этой статьи основаниями для ликвидации общества по решению суда являлись: осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. В новой редакции законодателем указано дополнительное основание для такой ликвидации - допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер. Ранее такие нарушения не являлись самостоятельным основанием для ликвидации юридического лица, они рассматривались в качестве основания для признания судом недействительной регистрации юридического лица, само же юридическое лицо в этом случае подлежало ликвидации по решению его учредителей (участников) Гутников О.В. Состояние и перспективы развития корпоративного законодательства в Российской Федерации // Журнал российского права. - 2007. - № 2. - С. 21..
Внесение указанных изменений в п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса представляется нам вполне обоснованным, поскольку ранее даже установленный решением суда факт грубых и неустранимых нарушений закона при создании юридического лица не вызывал его автоматической ликвидации. По крайней мере, такое юридическое лицо могло спокойно существовать еще в течение какого-то времени, пока его учредители не примут решение о ликвидации. А поскольку механизм контроля за принятием такого решения был налажен слабо, этот период времени становился неопределенным. В настоящее же время процесс ликвидации должен начинаться с момента вступления решения суда в законную силу. С этого момента на участников общества возлагается обязанность осуществить ликвидацию. Если в установленный срок ликвидация не произведена, суд вправе назначить ликвидатора и поручить ему осуществить ликвидацию юридического лица. При этом, в соответствии с п. п. 23 и 24 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», суд должен применять соответствующие положения законодательства о банкротстве Вестник ВАС РФ. - 1996. - № 9. - С. 32..
Считаем необходимым отметить и еще один, важный, на наш взгляд, момент, касающийся принудительной ликвидации обществ с ограниченной ответственностью. Общество с ограниченной ответственностью может быть ликвидировано по решению суда лишь в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК РФ, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом (например, в случае, предусмотренном п. 4 ст. 90 ГК РФ). Следовательно, в иных законах, а, тем более, в подзаконных нормативных актах не могут указываться дополнительные основания для ликвидации общества с ограниченной ответственностью по решению суда. В действительности такие основания нередко предусматриваются иными законами. Так, п. 3 ст. 59 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» предусматривает, что могут быть ликвидированы те общества, которые не привели свои учредительные документы в соответствие с данным законом. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» также устанавливает, что юридическое лицо может быть ликвидировано в судебном порядке, если оно не прошло перерегистрацию в соответствии с этим законом.
Представляется, что подобные нарушения могут быть основанием для принудительной ликвидации юридического лица только в случае, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения закона или иного правового акта. Данный вывод подтверждается и материалами судебной практики.
Арбитражным судом Московской области вынесено решение о ликвидации товарищества с ограниченной ответственностью «Витас» в связи с неприведением учредительных документов товарищества до 1 января 1999 года в соответствие с Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ данное решение отменил, указав на то, что при рассмотрении иска о ликвидации юридического лица по этому основанию арбитражный суд, проанализировав учредительные документы юридического лица, должен был установить, какие конкретно допущены нарушения закона, и оценить их характер, после чего решать вопрос о его ликвидации. Эти требования выполнены не были, что привело к принятию решения по неполно выясненным обстоятельствам Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.07.2001 г. № 2163/01 // Вестник ВАС РФ. - 2001. - № 12. - С. 61-62..
Процедура ликвидации обществ с ограниченной ответственностью подробно регламентируется Гражданским кодексом РФ. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» устанавливает лишь некоторые особенности ликвидации данного вида юридических лиц.
Если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии общества должен включаться представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта Российской Федерации, продавца государственного имущества субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Порядок распределения между участниками ликвидируемого общества его имущества, оставшегося после завершения расчетов с кредиторами, либо в случае, когда общество не имеет обязательств перед кредиторами на момент принятия решения о ликвидации определен в ст. 58 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Руководство процессом ликвидации общества осуществляет ликвидационная комиссия (ликвидатор) общества. Ликвидационная комиссия назначается решением общего собрания участников общества по предложению Совета директоров, исполнительного органа общества или любого из участников ликвидируемого общества. Решение по данному вопросу принимается большинством голосов от общего числа голосов участников общества. Уставом общества может быть предусмотрена необходимость получения большего числа голосов. В соответствии с п. 4 ст. 49 ФЗ «Об акционерных обществах» аналогичное решение в акционерном обществе может быть принято лишь квалифицированным большинством в три четверти голосов акционеров - владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. Считаем данное положение акционерного законодательства более правильным, поскольку решение о назначении ликвидационной комиссии является чрезвычайно важным как для самого общества, так и для его участников. Важность этого решения обусловлена тем, что с момента его принятия именно к ликвидационной комиссии переходят все полномочия по управлению обществом, исполнительный орган общества, а также, в основной части, и общее собрание участников общества прекращают свою деятельность. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает и в суде.
Имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в порядке очередности, установленной ст. 58 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Оставшееся имущество распределяется между участниками общества с ограниченной ответственностью пропорционально их долям в уставном капитале общества. Выплаты могут осуществляться как в деньгах, так и в иной имущественной форме. Следовательно, стоимость полученного имущества не обязательно будет равна вкладу участника в уставный капитал общества, т.е. номинальной стоимости его доли, здесь все зависит от стоимости чистых активов общества.
Ликвидация общества с ограниченной ответственностью в связи с объявлением его несостоятельным (банкротом) регулируется специальными нормами законодательства о банкротстве Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (в ред. от 19.07.2007) // СЗ РФ. - 2002. - № 43. - Ст. 4190..
Под несостоятельностью (банкротством) понимается признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанности по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты исполнения. Обязательным условием для возбуждения дела о несостоятельности является сумма задолженности должника, она должна быть не менее ста тысяч рублей. При этом не учитываются обязательства юридического лица по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью, задолженность по выплате заработной платы, выходных пособий, авторского вознаграждения, а также обязательства перед участниками юридического лица, вытекающие из такого участия (например, обязательства по выплате распределенной, но не выплаченной прибыли).
Ликвидация общества с ограниченной ответственностью считается завершенной, а общество - прекратившим свое существование с момента внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц.
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
2.1 Правовая сущность уставного капитала общества с ограниченной ответственностью
Действующее законодательство уделяет большое внимание правовому регулированию уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Это вполне объяснимо и оправданно, учитывая большое значение уставного капитала как для самого общества и его участников, так и для кредиторов общества.
В соответствии с п. 1 ст. 14 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников.
В юридической литературе Долинская В.В. Уставный капитал акционерного общества // Закон. - 1997. - № 5. - С. 35; Кашанина Т.В. Корпоративное право. - М., Юристъ. 2004. - С. 348; Ломакин Д.В. Акционерный и уставный капитал: соотношение понятий по действующему законодательству // Право и экономика. - 1996. - № 15. - С. 8. традиционно выделяют три основные функции уставного капитала: 1) обеспечительную (или стартовую), которая выражается в том, что уставный капитал составляет начальную материальную основу деятельности общества, которая дает старт к дальнейшей деятельности общества, обеспечивает возможность такой деятельности; 2) гарантийную, которая состоит в том, что уставный капитал - это тот минимум средств, наличие которых гарантируется обществом при любых условиях, это определенная гарантия удовлетворения требований кредиторов общества.
«Кредиторы общества, вступая с ним в обязательственные отношения, должны знать, в пределах какой стоимости может быть обеспечено исполнение обществом принятых на себя обязательств» Шиткина И. Правовое регулирование уставного капитала акционерного общества. // Хозяйство и право. - 1997. - № 8. - С. 122.. И, наконец, третьей функцией уставного капитала общества с ограниченной ответственностью является функция определения долей участия учредителей (а впоследствии и участников) в обществе и его прибылях. Это проявляется в том, что уставный капитал позволяет определить номинальную стоимость доли каждого участника. Именно количество и размер долей характеризуют положение отдельного участника в обществе с ограниченной ответственностью, от этого зависит объем его возможностей по определению деятельности общества, размер получаемой от деятельности общества прибыли и т.д.
В действующем законодательстве отсутствует определение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Это можно объяснить тем, что законодатель не ставил перед собой цели дать определение этому институту, это не требуется и с позиций юридической техники.
Характеристика этого понятия дается через определение основных функций уставного капитала, регламентацию порядка и способов его формирования, уменьшения и увеличения и т.д. Формулирование определений - это задача науки гражданского права, а не законодательства. Однако, в научной литературе предпринималось не так много попыток дать определение уставного капитала. Так, например, по мнению И.В. Елисеева, уставный капитал - «...это зафиксированная учредительными документами и определенная в рублях сумма всех вкладов, которые учредители (учредитель) решили объединить (выделить) при создании юридического лица» Гражданское право. Учебник. Часть I. / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М., Проспект. 2005. - С. 142..
Правовое регулирование уставного капитала направлено на обеспечение его стабильности, при этом упор явно делается на защиту интересов кредиторов общества с ограниченной ответственностью. Это проявляется в следующем.
Во-первых, законом устанавливается минимально допустимый размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью. Этот размер должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда на дату представления документов для государственной регистрации общества (абзац 2 пункта 1 статьи 14 Закона). Таким образом, на сегодняшний день вновь создаваемое общество с ограниченной ответственностью не может иметь уставный капитал менее 10 000 рублей. Очевидно, что эта сумма настолько мала, что является чисто символической гарантией для кредиторов (даже при том, что уставный капитал реально сформирован и не завышена оценка имущественных вкладов). Уставный капитал в таком размере не способен выполнять ни стартовую, ни гарантийную функции, поскольку этой суммы недостаточно ни для начала предпринимательской деятельности, ни для предоставления реальных гарантий кредиторам общества. Не следует забывать и об инфляции, которая постоянно снижает реальную стоимость уставного капитала. Из вышесказанного следует вывод, что норма, предусматривающая минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, нуждается в доработке. Необходимо увеличить минимальный размер уставного капитала общества с ограниченной ответственностью хотя бы до 300-500 минимальных размеров оплаты труда. Это повысило бы значение и реальную ценность уставного капитала, позволило бы ему эффективно выполнять все свои функции. Наряду с этим, такое правило позволило бы ограничить количество обществ-однодневок, которые создаются порой для совершения какой-либо одной сделки.
В качестве еще одного аргумента в пользу нашей позиции, упомянем о том, что в настоящее время государственная пошлина, взимаемая за регистрацию юридического лица, а также за регистрацию изменений в учредительные документы юридического лица (регистрационный сбор), составляет 2000 рублей Ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 24.07.2007) // СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340., т.е. 20 % от минимально допустимого уставного капитала. Вводя такую сумму, законодатель, прежде всего, заботился о наполнении бюджета, преследовал фискальные цели, и совсем не задумывался о том, что данная сумма станет непосильной для тех или иных юридических лиц. Установив столь низкий минимум для уставного капитала общества с ограниченной ответственностью, законодатель, видимо, наоборот исходил из возможностей большинства населения, стремился сделать общество с ограниченной ответственностью одной из наиболее доступных организационно-правовых форм юридического лица. Где же логика? По нашему мнению, общество с ограниченной ответственностью не должно быть самой доступной организационно-правовой формой, ведь для тех, кто не в состоянии сформировать достаточно высокий уставный капитал есть другие формы предпринимательства, а невозможность создания юридического лица для потенциальных учредителей должна быть связана с невозможностью сформировать его уставный капитал на необходимом уровне или обеспечить иные условия деятельности, но никак не с невозможностью уплатить регистрационный сбор.
Для обществ с ограниченной ответственностью, в соответствии с законом имеющих особенности в правовом положении, специальными законами может быть установлен иной (более высокий) минимальный размер уставного капитала. Так, например, в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» минимальный размер уставного капитала вновь создаваемых кредитных организаций (в том числе и обществ с ограниченной ответственностью) устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Специальные правила установлены и для обществ с ограниченной ответственностью в сфере страховой деятельности.
Законодательства большинства европейских стран также содержат нормы о минимальном размере уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
Так, например, в Германии минимальный размер уставного капитала (основного капитала) общества с ограниченной ответственностью составляет 50 000 марок Акционерное общество и товарищество с ограниченной ответственностью. Сборник зарубежного законодательства / Под ред. Туманова В.А. - М., Норма. 2005. - С. 4., во Франции по закону уставный капитал общества не может быть менее 50 000 франков Акционерное общество и товарищество с ограниченной ответственностью. Сборник зарубежного законодательства / Под ред. Туманова В.А. - М., Норма. 2005. - С. 32..
Во-вторых, установлено правило об обязательности оплаты уставного капитала вновь создаваемого общества с ограниченной ответственностью не менее чем на 50 % на дату представления документов для государственной регистрации общества. Оставшаяся часть подлежит оплате в течение первого года деятельности общества, в противном случае, по окончании первого года общество будет обязано уменьшить свой уставный капитал до фактически оплаченного либо принять решение о ликвидации (если в результате уменьшения уставный капитал окажется ниже установленного законом минимального размера).
В-третьих, законодателем подробно регламентируется порядок формирования уставного капитала общества. В качестве вклада в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью могут выступать как деньги, так и иное имущество, т.е. вещи, ценные бумаги, имущественные права. Денежная оценка вносимого в качестве вклада в уставный капитал имущества производится по соглашению между учредителями общества с ограниченной ответственностью. При возникновении спора между учредителями о стоимости неденежного вклада, они вправе для определения стоимости привлечь независимого оценщика. В судебном же порядке данный спор разрешению не подлежит.
В случае внесения в уставный капитал имущества, стоимость которого превышает двести установленных федеральным законом минимальных размеров оплаты труда, оценка такого имущества в обязательном порядке должна производиться независимым оценщиком. В качестве оценщика может выступать лицо, имеющее соответствующую лицензию на право осуществлять оценку того или иного имущества. Порядок и общие условия проведения такой оценки регламентируются Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 3813.. Правило об обязательной оценке неденежного вклада в равной мере подлежит применению как при учреждении общества, так и в случае последующего увеличения его уставного капитала.
На защиту интересов кредиторов общества направлено и установленное законом положение об ответственности участников общества и независимого оценщика за завышение стоимости неденежных вкладов. В этом случае участники общества и независимый оценщик могут быть солидарно привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам общества при недостаточности его имущества для погашения долгов перед кредиторами.
Такая ответственность участников общества и независимого оценщика может наступить в пределах завышения стоимости соответствующих неденежных вкладов. Привлечение указанных лиц к субсидиарной ответственности по долгам общества возможно лишь в пределах трех лет со дня государственной регистрации общества либо государственной регистрации изменений в уставе, касающихся увеличения уставного капитала.