p align="left">Денежные средства не назначаются и не выплачиваются на тех подопечных, родители которых:
а) могут лично осуществлять воспитание и содержание своих детей, но добровольно передают их под опеку (попечительство) другим лицам;
б) находятся в длительных служебных командировках;
в) проживают раздельно с детьми, но имеют условия для их содержания и воспитания.
Кроме того, денежные средства не назначаются и не выплачиваются на подопечных, которые находятся на полном государственном обеспечении в образовательных учреждениях или содержатся в специальных учебно-воспитательных учреждениях для подростков, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения. При назначении и выплате денежных средств на содержание подопечных детей не учитываются размеры выплачиваемых на них алиментов, пенсий, пособий Королев Ю. А. Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: “Юридический дом “Юстицинформ”, 2003. С. 67..
Денежные средства на подопечного выплачиваются опекуну (попечителю) ежемесячно в полном размере органом управления образованием или отправляются по почте. Причем денежные средства на содержание несовершеннолетнего подопечного не подлежат обложению налогами, а расходы по их доставке опекуну (попечителю) производятся за счет местного бюджета.
На необходимость выплачивать на детей, находящихся под опекой (попечительством), денежные средства на питание, приобретение одежды, другие нужды, исходя из установленных норм, по фактическим ценам данного региона обращено внимание в определении коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 14 марта 1997 года.
Основанием для прекращения выплаты средств на содержание подопечного ребенка является освобождение опекуна (попечителя) от выполнения своих обязанностей (при устройстве подопечного в воспитательное учреждение, усыновлении его и др. обстоятельства). Прекращение выплаты денежных средств производится по постановлению или распоряжению органа опеки и попечительства Королев Ю. А. Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: “Юридический дом “Юстицинформ”, 2003. С. 69..
Права и обязанности опекуна (попечителя) прекращаются о достижении подопечным ребенком возраста восемнадцати лет, при вступлении его в брак, а также в случае эмансипации несовершеннолетнего подопечного (статья 40 Гражданского кодекса Российской Федерации). Основанием для прекращения прав и обязанностей опекуна (попечителя) может стать его освобождение или отстранение от исполнения обязанностей органом опеки и попечительства (статья 39 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Законодателем закреплены права и обязанности опекунов и попечителей. Согласно статье 150 Семейного кодекса Российской Федерации, опекун (попечитель) ребёнка имеет право и обязан воспитывать ребёнка, находящегося под опекой (попечительством), заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; вправе самостоятельно определять способы воспитания ребёнка, находящегося под опекой (попечительством), с учётом мнения ребёнка и рекомендаций органа опеки и попечительства; имеет право выбора, с учётом мнения ребёнка, образовательного учреждения и формы обучения ребёнка до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение ребёнком основного общего образования; вправе требовать по суду возврата ребёнка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребёнка без законных оснований, в том числе от близких родственников ребёнка. (Приложение 3)
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОПЕКИ (ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА)
3.1 Возникновение опеки (попечительства)
Российское государство и общество всегда уделяло большое внимание защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Обездоленные дети-сироты, дети, брошенные и покинутые своими родителями, всегда относились к числу нуждающихся в так называемом призрении (заботе) со стороны государства. В настоящее время официальное признание получил термин «дети, оставшиеся без попечения родителей». Об их праве на особую защиту, государственную помощь специально говорится в статье 20 Конвенции о правах ребенка. (Приложение 1)
В пункте 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации названы наиболее распространенные причины, по которым дети утрачивают попечение родителей: смерть родителей, лишение их родительских прав, ограничение в родительских правах, признание родителей недееспособными; болезнь, длительное отсутствие родителей; уклонение родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе отказ родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений. Из приведенного в пункте 1 статьи 121 Семейного кодекса Российской Федерации перечня следует, что причины могут быть как объективного, так и субъективного характера. К первым относятся: смерть родителей; их тяжелая болезнь, делающая невозможной заботу о ребенке, защиту его прав; признание родителей недееспособными; ограничение или лишение родителей родительских прав.
Другие причины утраты родительского попечения - следствие либо невозможности защищать ребенка, заботиться о нем из-за пребывания родителей в условиях изоляции (местах лишения свободы, медицинском
учреждении и т.п.), либо нежелания выполнять свой родительский долг. Правда, такое нежелание, в свою очередь, может объясняться как немотивированным уклонением от выполнения родительских обязанностей, так и стечением обстоятельств (новая семья, проживание в другой местности и т.п.).
Наиболее острой формой проявления безразличия к ребенку со стороны родителей является отказ взять его из учреждения, где он находится. Если это больница или другое медицинское учреждение, то в результате такого отказа после излечения несовершеннолетний попадает в категорию детей, утративших родительское попечение. То же самое можно сказать о ситуациях, когда ребенок находится в воспитательном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо другом аналогичном учреждении, куда он был помещен родителями на время. Нежелание взять ребенка может рассматриваться как основание для последующего его устройства. При этом не имеет значения, какими соображениями руководствуется родитель, что мешает ему взять к себе своего ребенка. Основанием же для лишения родительских прав является отказ забрать ребенка без уважительных к тому причин Королев Ю. А. Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: “Юридический дом “Юстицинформ”, 2003. С. 76..
Возможно возникновение какой-то другой жизненной ситуации, способной повлечь за собой прекращение попечения о ребенке со стороны его родителей. Отсутствие в Семейном кодексе ограничений в определении причин и признаков такой ситуации превращает данное положение закона в гибкий инструмент помощи детям, попавшим в бедственное положение. Но если ребенок растет в семье родителей-беженцев, временных переселенцев, то он, по общему правилу, делит с ними все трудности. Поэтому его нельзя причислить к детям, оставшимся без попечения родителей: они заботятся о ребенке по мере своих возможностей. Если же такой заботы почему-либо нет, имеют место все признаки утраты родительского попечения, отягощенные положением ребенка-беженца, временного переселенца.
При наличии обстоятельств, перечисленных в статье 121 Семейного кодекса, возникает обязанность органов опеки и попечительства принять меры по защите прав и интересов детей, которая одновременно является правом этих органов как уполномоченных государством на ее осуществление.
Смерть родителей удостоверяется свидетельством о смерти. Началом утраты родительского попечения в этом случае будет день, когда она наступила. При лишении родительских прав, ограничении в родительских правах, признании родителей недееспособными утрата родительского попечения наступает с момента вступления решения суда в законную силу. То же самое относится к ситуации, когда родитель лишается свободы. В таких случаях за точку отсчета нужно брать дату взятия под стражу. При болезни родителей дело обстоит несколько сложнее. Если она связана с помещением на длительное лечение, то утрата родительского попечения возникает, когда родителя помещают в медицинское учреждение. Аналогично решается вопрос в случае, если родители страдают хроническим алкоголизмом или наркоманией Зайцева Т.И. Защита семейных прав в нотариальной практике // Бюллетень нотариальной практики, №4, 2003. С. 100..
В случае, когда возникает проблема в определении степени заботы родителей о своем ребенке, которая может быть большей и меньшей, для утраты родительского попечения характерно отсутствие всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании. Именно тогда возникает опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего либо угроза ее наступления. Когда же эта забота сводится к минимуму, возникает ситуация, свидетельствующая о появлении тревожного симптома - неблагополучия в семье, что требует применения мер профилактического характера.
Если точную дату утраты родительского попечения установить невозможно, она определяется в зависимости от конкретной ситуации представителем органа опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. После проверки поступившей в эти органы информации составляется акт обследования с выводами о наличии или отсутствии факта утраты родительского попечения.
Непосредственным правовым основанием возникновения отношений по опеке и попечительству является такой юридический факт, как назначение опекуна или попечителя.
Назначение согласно статье 35 Гражданского кодекса Российской Федерации производится органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке и попечительстве. Однако опекун или попечитель «при наличии заслуживающих внимания обстоятельств» может быть назначен и по месту его жительства. Это возможно, если, например, ребенок или недееспособный гражданин находятся не по месту своего постоянного жительства, а проживают у лица, желающего установить опеку. В таком случае гражданин, изъявивший такое желание, вправе подать заявление об установлении опеки по месту своего жительства. Назначая опеку, орган опеки и попечительства, однако, обязан выяснить наличие у подопечного имущества, находящегося на территории другого муниципального образования, и принять меры по охране такого имущества Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. М., 1998. С. 53..
Для того чтобы назначение опекуна или попечителя состоялось, необходимо наличие одного из предусмотренных законом условий:
1. Утрата ребенком родительского попечения или попечения со стороны иных лиц, обязанных осуществлять его воспитание, а также не достижение родителем (родителями) ребенка шестнадцатилетнего возраста.
2. Вступление в законную силу решения суда о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства (статья 29 Гражданского кодекса Российской Федерации).
3. Вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности гражданина вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (статья 30 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Во всех случаях закон предусматривает обязанность различных должностных лиц, граждан и суда сообщать органу опеки и попечительства о наличии перечисленных обстоятельств. Однако само по себе наличие одного из данных фактов не является безусловным основанием к тому, чтобы орган опеки и попечительства занялся подбором опекуна или попечителя. Исключение составляют две причины:
1. Нуждающееся в опеке лицо следует поместить в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты или иное аналогичное учреждение. В таких случаях обязанности опекуна возлагаются на данное учреждение, и назначение опекуна не производится. Указанные обязанности возникают с момента принятия решения о помещении лица в учреждение, оформленного в виде постановления или иного административного акта, который должен издать соответствующий орган в пределах своей компетенции.
2. Оставшийся без попечения родителей ребенок передается на усыновление или в приемную семью, что исключает необходимость назначения ему опекуна (попечителя).
Таким образом, опекун или попечитель назначается, если органом опеки и попечительства установлена необходимость предоставления недееспособному или не полностью дееспособному лицу в случаях, предусмотренных законом, индивидуальной защиты его нрав и интересов.
Согласно действующему законодательству для назначения опекуна или попечителя не требуется заявления такого лица. Необходимо только его согласие (пункт 3 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации). Таким образом, как указывается в большинстве законов субъектов Российской Федерации, посвященных опеке и попечительству, «орган опеки и попечительства производит подбор кандидатуры опекуна или попечителя».
Подбор кандидатуры должен осуществляться в соответствии требованиями статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 146 Семейного кодекса Российской Федерации, анализ которых позволяет предложить следующие рекомендации органам опеки и попечительства.
Чтобы назначить опекуна (попечителя) ребенку, необходимо потребовать от кандидата удостоверение личности, провести его медицинское обследование, опросить членов его семьи и самого подопечного ребенка. При выражении кандидатом письменного согласия на назначение его опекуном (попечителем) это лицо должно указать, что оно не лишено дееспособности, не ограничено в дееспособности, не лишено родительских прав, не привлекалось к уголовной ответственности, не злоупотребляет спиртными напитками или наркотическими средствами и т.д. Защита прав ребенка. Социальные и юридические аспекты. - М.: НАН, 1999. С. 17..
Органы опеки и попечительства разработали на практике систему мер по выявлению информации о кандидатуре опекуна (попечителя). Так, от кандидата испрашиваются характеристики с места работы, места жительства, сведения о наличии детей и о месте их жительства. Однако действующее законодательство не устанавливает обязательность предъявления таких документов, поэтому, строго говоря, кандидат их представлять не должен.
Кроме того, дополнительно в необходимых случаях органы опеки и попечительства прибегают к помощи органов внутренних дел и составляют запрос о наличии или отсутствии судимости у того или иного кандидата. Повторим, что данная процедура по закону также не является обязательной.
В тех случаях, когда лицо, желающее стать опекуном или попечителем, постоянно проживает в другой местности, задача органа опеки и попечительства усложняется, поскольку получить информацию о личности кандидата по месту его жительства затруднительно, а в месте жительства подопечного, скорее, всего, невозможно.
Действующее законодательство не предусматривает обязанности органа опеки и попечительства выдавать назначенному опекуну или попечителю удостоверение.
Таким образом, утрата родительского попечения - факт, имеющий юридическое значение. Он порождает беззащитность несовершеннолетнего гражданина, а соответственно и необходимость принятия мер по его защите. Одной из них и будет передача на опеку или попечительство.
Установление и прекращение опеки или попечительства определяются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» Опекуном или попечителем может быть только совершеннолетнее дееспособное лицо, обладающее необходимыми нравственными и личными качествами, давшее своё согласие быть опекуном (попечителем), а также имеющее состояние здоровья позволяющее исполнять обязанности по воспитанию ребёнка.
Опекун или попечитель может быть назначен только с его согласия. Не могут быть назначены опекунами и попечителями лица, которые могут нанести моральный и нравственный вред воспитанию детей. Так же учитывается желание самого ребёнка.
3.2 Прекращение опеки (попечительства)
Основания прекращения опеки и попечительства предусмотрены статьи 39, 40 Гражданского кодекса Российской Федерации. Опека над малолетним подопечным автоматически прекращается по достижении им возраста четырнадцати лет. При этом гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом (пункт 2 статьи 40 Гражданского кодекса).
Без особого решения прекращается попечительство над несовершеннолетними по достижении ими возраста восемнадцати лет (пункт 3 статьи 40 Гражданского кодекса). Другими основаниями для прекращения попечительства над несовершеннолетними без особого решения являются такие юридические факты, как вступление несовершеннолетнего в брак (пункт 2 статьи 21 Гражданского кодекса) или его эмансипация (статья 27 Гражданского кодекса), то есть объявление несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия попечителя, либо при отсутствии такого согласия - по решению суда Чефранова Е. Применение семейным отношениям норм гражданского законодательства//Российская юстиция, № 10. 1996. С.76..
Опека (попечительство) могут быть прекращены в результате освобождения опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей. Так, освобождение опекунов или попечителей от исполнения ими своих обязанностей производится органом опеки и попечительства при возвращении несовершеннолетнего подопечного родителям или передаче его на усыновление. В случае помещения подопечных в соответствующие воспитательные, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения или другие аналогичные учреждения (организации) органы опеки и попечительства могут принять такое решение при условии, что это не противоречит интересам подопечного (пункт 1 статьи 39 Гражданского кодекса). При наличии уважительных причин (болезнь, изменение имущественного положения, отсутствие взаимопонимания с подопечным и т.п.) опекун или попечитель может быть освобожден от исполнения им своих обязанностей по его просьбе (пункт 2 статьи 39 Гражданского кодекса). (Приложение 2)
В случае ненадлежащего выполнения опекуном или попечителем возложенных на него обязанностей, в том числе при использовании им опеки или попечительства в корыстных целях или при оставлении подопечного без надзора и необходимой помощи, орган опеки и попечительства может отстранить опекуна или попечителя от исполнения этих обязанностей и принять необходимые меры для привлечения виновного гражданина к установленной законом ответственности (пункт 3 статьи 39 Гражданского кодекса). Так, согласно статье 156 Уголовного кодекса неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего опекуном (попечителем), связанное с жестоким обращением с ребенком, наказывается штрафом в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет.
В том случае, если лицо, отстраненное от обязанностей по опеке (попечительству), отказывается передать ребенка органу опеки и попечительства, последний вправе обратиться в суд с иском об отобрании ребенка (пункт 16 постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. № 10).
Отстранение опекуна (попечителя) от своих обязанностей является санкцией за виновное поведение и как мера ответственности влечет для него неблагоприятные последствия. Такие лица не могут в дальнейшем быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями (статьи 127, 146, 153 Семейного кодекса).
Опека и попечительство над несовершеннолетними подопечными прекращается без вынесения специального решения об этом при достижении предусмотренного законом возраста (14 и 18 лет соответственно). Опека переходит в попечительство автоматически, если подопечный достиг четырнадцати лет. Тогда опекун становится попечителем без всяких к тому усилий со своей стороны и без согласия на то органов опеки и попечительства Защита прав ребенка. Социальные и юридические аспекты. - М.: НАН, 1999.С. 10..
Достижение 18 лет гражданином любого пола означает, что он стал полностью дееспособным и отныне сам в состоянии приобретать все гражданские права, исполнять соответствующие обязанности, защищать их в случае нарушения. Поэтому потребность в попечительстве прекращается автоматически в день его восемнадцатилетия, даже если он не готов к самостоятельной жизни. В таких случаях постановление о прекращении попечительства не выносится. Если же ставший "взрослым" гражданин не может разумно руководить своими действиями и поступками по не зависящим от него причинам (например, из-за тяжелого психического заболевания), требуется решение суда о признании его недееспособным, что дает возможность установить над ним опеку. Злоупотребление восемнадцатилетним гражданином спиртными напитками или наркотическими средствами может повлечь признание его ограниченно дееспособным с последующим установлением над ним попечительства.
Другой случай достижения несовершеннолетним полной дееспособности связан с изменением его семейно-правового статуса после вступления в брак (часть 1 пункт 2 статьи 21 Гражданского кодекса), зарегистрированный в установленном законом порядке. В этом случае не требуется специальное разрешение на прекращение попечительства, которое перестает существовать автоматически с момента регистрации брака.
Возможность вступления в брак лицами до достижения ими 16 лет предусматривает статья 13 Семейного кодекса Российской Федерации, но лишь в виде исключения, с учетом особых обстоятельств, если условия и порядок заключения брака в таких случаях установлены законами субъектов Российской Федерации.
После регистрации брака граждане, не достигшие 18-летнего возраста, приобретают дееспособность в полном объеме. Это правило необходимо для обеспечения равноправия супругов в браке, что является принципом семейного законодательства. На снижение брачного возраста согласие родителей или других законных представителей не требуется, но их мнение, конечно, при этом учитывается. Регистрация брака лиц, которым был снижен брачный возраст, осуществляется в общем порядке. Несовершеннолетний может не воспользоваться полученным разрешением и отказаться от заключения брака. Тогда он не приобретает дееспособности в полном объеме. Однако при расторжении брака до наступления совершеннолетия дееспособность сохраняется. Если же брак с несовершеннолетним признается недействительным по основаниям, предусмотренным семейным законодательством, то суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности.
Надобность в попечительстве над несовершеннолетним отпадает и в случае его эмансипации (статья 27 Гражданского кодекса Российской Федерации) - еще одной разновидности признания независимости в осуществлении гражданских прав и обязанностей Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М.. 1984. С. 132..
Эмансипация является новым основанием приобретения дееспособности в полном объеме до наступления совершеннолетия. Целью эмансипации является освобождение несовершеннолетнего от необходимости каждый раз получать от законных представителей согласие на заключение сделок. Претендующий на эмансипацию должен удовлетворять двум требованиям закона: во-первых, достичь шестнадцати лет и, во-вторых, либо работать по трудовому договору, в том числе по контракту, либо с согласия законных представителей заниматься предпринимательской деятельностью. Законом предусмотрено два варианта процедуры эмансипации в зависимости от наличия согласия на эмансипацию законных представителей несовершеннолетнего. При наличии согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства. При отсутствии такого согласия - по решению суда.
Несовершеннолетний, объявленный эмансипированным в соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса, обладает в полном объеме гражданскими правами и несет гражданские обязанности, за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законодательством установлен возрастной ценз (например, статья 13 Закона Российской Федерации «Об оружии», статья 19 Закона Российской Федерации «О воинской обязанности и воинской службе»).
Эмансипированный несовершеннолетний самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации. Эмансипированный несовершеннолетний полностью деликтоспособен, то есть несет полную ответственность по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.
Такая независимость наступает автоматически со дня объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным. Специальное постановление органов опеки и попечительства о прекращении попечительства здесь не требуется.
Основанием для прекращения опеки и попечительства должно быть также нарушение условий назначения опекуна, попечителя, предусмотренных пункт 2 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации. На практике в этих случаях органы опеки и попечительства выносят постановление о прекращении опеки, попечительства, однако непосредственно в Гражданском кодексе последствия несоблюдения пункта 2 статьи 35 не предусмотрены Защита прав ребенка. Социальные и юридические аспекты. - М.: НАН, 1999. С. 12..
Опека и попечительство прекращаются также в случае смерти опекуна (попечителя) или подопечного (без вынесения решения органом опеки и попечительства). При этом подопечному может быть назначен другой опекун (попечитель) или органы опеки и попечительства могут избрать другую форму устройства несовершеннолетнего подопечного (поместить его в детское государственное учреждение, передать на воспитание в приемную семью, на усыновление).
Таким образом, существует несколько оснований для прекращения опеки и попечительства. Опека над несовершеннолетними прекращается автоматически по достижении им 14-летнего возраста, переходя в попечительство. С наступлением совершеннолетия прекращается и попечительство, установленное над ребенком. Существуют и некоторые исключения из общего правила (вступление в брак до достижения совершеннолетия пункте 2 статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации и эмансипация статьи 27 Гражданского кодекса Российской Федерации). Опека и попечительство так же могут прекратить свое существование вследствие освобождения или отстранения опекуна (попечителя) от исполнения им своих обязанностей вследствие решения органа опеки и попечительства.
Порядок прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми не регулируется Семейным кодексом Российской Федерации, как не относящийся напрямую к семейным отношениям. Согласно пункту 3 статьи 145 Семейного кодекса установление и прекращение опеки или попечительства над детьми определяются гражданским законодательством (статьи 35, 39, 40 Гражданского кодекса Российской Федерации) и в соответствии с пунктом 1 статьи 35 Гражданского кодекса Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заботясь о детях, которые остаются без попечения родителей, государство в нормах действующего законодательства устанавливает порядок их содержания, воспитания и образования. Согласно статье 145 Семейного кодекса Российской Федерации формами такового содержания и воспитания, а также защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей являются опека и попечительство.
Нами исследована тема: «Опека (попечительство) как форма семейного воспитания детей в Российской Федерации», в процессе которой были выявлены положительные стороны опеки (попечительства):
1. опека и попечительство как форма семейного воспитания представляет собой универсальную форму индивидуального временного устройства несовершеннолетних детей;
2. предназначена для восполнения воспитательной функции;
3. состоит в выполнении опекуном (попечителем) юридических или (и) фактических действий в интересах подопечного;
4. опека устанавливается решением главы местного самоуправления, вследствие чего оформляется быстрее, чем усыновление, так как не требуется решения суда;
5. на опекаемого ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, оказывается содействие опекуну в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого;
6. по исполнении опекаемому 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет;
7. менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий.
Так же нами выявлены негативные стороны опеки (попечительства) и связанные с этим проблемы:
ребенок имеет статус воспитуемого и в подростковом возрасте может ощущать свою неполную принадлежность к семье опекуна;
нет тайны передачи ребенка под опеку, и контакты ребенка с кровными родственниками возможны;
смена фамилии затруднена, изменение места рождения и даты невозможно.
не исключено вмешательство органа опеки или появления претендента на усыновление ребёнка.
Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что действующие нормы, регулирующие опеку и попечительство в Гражданском кодексе, не образуют отдельный самостоятельный раздел и включены в главе 3 «Граждане (физические лица)», а процедура установления опеки или попечительства закреплена в нормах Семейного кодекса. Отдельные вопросы, как-то: обеспечение социальных пособий, дополнительные гарантии на труд, образование, законодательством отнесены к ведению других отраслей права. Назрела необходимость систематизации норм об опеке и ее видах, преобразования их совокупности в систему.
Так же целесообразным представляется законодательное закрепление предварительной опеки (попечительства) - правоотношения, возникающего на кратковременный срок на тех же основаниях, что и обычная опека (попечительство), но с применением упрощенной процедуры. Это положение может быть применимо, когда речь идет о близких родственниках (к примеру, при установлении опеки (попечительства) бабушек и дедушек над внуками после смерти их родителей). По истечении определенного срока предварительная опека (попечительство) должна либо прекратиться, либо трансформироваться в постоянную - в случае если опекун (попечитель) предоставляет все необходимые сведения и отсутствуют основания для отказа ему.
Очевидные преимущества опеки и попечительства для государства вполне могли бы привести к широкому их распространению на практике, однако большая часть детей, оставшихся без попечения родителей, по-прежнему содержатся в специальных детских учреждениях. Отсутствие широкого применения опеки и попечительства на практике связано в немалой степени с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Однако не может не радовать, что последние изменения в законодательстве направлены на изменение этого положения, расформирование детских домов и семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Представляется очевидным, что в современной России при условии безвозмездности исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей государством фактически эксплуатируется определенный материальный интерес лица, пожелавшего стать опекуном или попечителем. В то же время четко не закреплены соответствующие меры контроля за действиями опекунов (попечителей), гарантирующие осуществление прав и интересов подопечных лиц.
Следует отметить, что практика применения положений гражданского и семейного законодательства об опеке и попечительстве показала, что назрела необходимость проведения комплексной реформы этого института.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации // Российская газета. № 237. от 25 декабря 1993.
Конвенция ООН "О правах ребенка" // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, №45. 1990.
Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (с изм. от 28 марта 1997 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (специальное приложение). № 3. 1999.
Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. № 1. 1996.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 30 ноября 1994. №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. №32. 1994.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть II от 26 января 1996. №14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. № 5. 1996.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изменениями от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля 2004 г.). М., 2004.
Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. № 31. 1998.
Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»// Собрание законодательства Российской федерации. 2008.
Федеральный закон от 31.12.2005 N 199-ФЗ «Об актах гражданского состояния» // Собрание законодательства Российской федерации. 2005.
Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. №542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" // СЗ РФ. №19. 1996.
Постановление Правительства РФ от 1 июля 1995 г. N 676 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. от 14 октября 1996 г., 28 августа 1997 г., 30 марта 1998 г.) // СЗ РФ. № 28. 1995.; № 36. 1997.
Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 г. №829 "О приемной семье" // СЗ РФ. №31. 1996.
Приказ Минобразования РФ от 19 августа 1999 г. N 199 "Об утверждении Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)" // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 10. 2000.
Письмо Минобразования РФ от 24 ноября 1993 г. N 214-М "Об упорядочении усыновления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изм. от 31 августа 1994 г.) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств Российской Федерации. № 6. 1994.
1. Литература
Азарова Е.Г. Комментарий к законодательству о пособиях и льготах гражданам с детьми - М.: Инфра-М, Норма, 1997.
Акимова М.Н. и др. Организация работы с приемными семьями. -- Самара: Самвен, 1998.
Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. -- М.: ГНИИ семьи и воспитания, 2000. -- 160с.
Антокольская М.В. Семейное право. М., 1996.
Басов А.В. К вопросу о предмете социальной педагогики // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.1. -- Москва -- Тула, 1993. -- 71-72с.
Беличева С.А. Служба социальной защиты семьи и детства. // Педагогика. 1992. -- №№ 7-8. -- 23-27с.
Беспалов Ю. Причинитель вреда - несовершеннолетний // Российская юстиция, №10. 1996.
Беспалов Ю. Судебная защита семейных прав и интересов ребенка // Российская юстиция, № 12. 1996.
Беспалов Ю. Средства судебной защиты гражданских прав ребенка // Российская юстиция, № 3.1997.
Брускова Е.С. Семья без родителей. -- М.: Центр развития социально-педагогических инициатив и SOS -- Интернациональ, 1993.
Брутман В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей- сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. -- М., 1998.
Варывдин В.А., Клемантович И.П. Управление системой социальной защиты детства. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 192с.
Возвращение домой. Из опыта работы с родителями уличных детей. / Под общей ред. Галияхметова Р.Р. - СПб.: УСПХПБОФ «Служение» Социальный приют «Радуга Надежды», 2002. - 38с.
Волкова Е., Грибанова Л. Иные родители, иная семья. Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. -- М.: АСИ, 2001.
Ворожейкин Е.М. Семейные правоотношения в СССР. М., 1974.
Вышкина С.В. Защита прав несовершеннолетних при приватизации жилья // Законодательство, №3. 1998.
Гражданское право: Учебник. Т. II. Полутом 1 / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: БЕК, 2002.
Гражданское право: Учебник. Ч. 2 / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. - М.: Проспект, 1997.
Государственный доклад “О положении детей в Российской Федерации 2001 год”. М., 2002.
Денисов И. Комментарий к примерному положению о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации // Российская газета. 24 сентября. 1996.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Методическое пособие для кандидатов в усыновители, опекуны (попечители), приемные и патронатные родители, а также для лиц, занимающихся данной проблемой. / Сост. Н.А.Палиева и др. - Ставрополь: СКИПКРО, 2002.
Дюжева О. А. Проблемы законодательства о международном усыновлении // Государство и право, № 6. 1995.
Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. -- М.: «Вопросы психологии», 2002.
Защита прав ребенка. Социальные и юридические аспекты. - М.: НАН, 1999. - 120с.
Захаров С. Права и обязанности родителей по воспитанию детей и ответственность за их нарушение // Право и жизнь, № 12.1997.
Здравомыслова О.М., Арутюнян М.Ю. Российская семья на европейском фоне (по материалам международного социологического исследования). - М., 1998.
Зыков О.В., Артемчук А.Д., Баушева И.Л. Защита прав ребенка. Социальные и юридические аспекты. -- М.: НАН, 1999. -- 120с.
Зайцева Т.И. Защита семейных прав в нотариальной практике // Бюллетень нотариальной практики, №4, 2003
Ершова Н.М. Опека, попечительство, усыновление. М., 1984.
Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. М., 1977.
Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье. -- М.: Дом, 1993. -- 30с.
Кабышев О. А. Усыновление. Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми. М., 1998.
Козырева А. На полпути от улицы к детдому // Российская газета. 22 ноября. 1996.
Комментарий к Гражданскому кодексу РФ. Часть первая (под ред. проф. Т.Е. Абовой и А.Ю. Кабалкина) - Юрайт - Издат; Право и закон, 2002.
Короткова Л.П., Вихров А.Н. Семья - только в рамках закона // Правоведение. 1994. № 5-6.
Королев Ю. А. Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: “Юридический дом “Юстицинформ”, 2003.
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Кузнецова И.М. М., 1996.
Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации / Под общ. Ред. Крашенинникова П.В. и Седугина П.И. М., 1997.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой / Отв. ред. О.Н.Садиков. - М., 1995.
Кошелева Л.Н. и др. В Семье и без семьи. -- Сургут: Гради, 2001.
Красницкая Г.С. и др. Вы решили усыновить ребенка. -- М: Дрофа, 2001.
Лаврененко И.М. Социальная работа: проблема, поиск решений (вопросы профессиональной деятельности социального работника) // Российский журнал социальной работы. -- №2. -- М., 1995.
Масевич М. Г., Кузнецова И. М., Маришева Н. И. Новый Семейный Кодекс РФ. //Дело и право, № 1. 1996.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Они ждут нашей помощи. -- М.: Педагогика, 1991.
Майерс Д. Социальная психология / Перев. с англ. - СПб., 1999.
Михеева Л.Ю. Опека (попечительство) как вид социальной заботы. - М.: СТАТУТ, 2002. - 99с.
Научно-практический комментарий к Гражданскому Кодексу Российской Федерации, части первой // под ред. Мозолина В.П., Малеиной М.Н., «Норма», 2004
Научно-практический комментарий к Гражданско-процессуальному кодексу РФ // под ред. Жуйкова В.М., Пучинского В.К., Треушникова М.К., «Городец», 2003
Нечаева А.М. Семейное право. Курс лекций. М., 1998.
Нечаева А. М. Охрана детей-сирот в России: история и современность. М., 1994.
Нечаева А.М. Брак, семья, закон. М., 1984.
Осокина Г. Понятие, виды и основания законного представительства // Российская юстиция, № 1. 1998.
Олифриенко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Критерии и показатели отнесения детей к категории нуждающихся в государственной помощи и поддержке. -- М., 2002. -- 84с.
О Положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад за 2003 год. -- М.: Министерство труда и социального развития РФ, 2003.
Пергамент А.И. К вопросу о правовом положении несовершеннолетних // Уч. зап. ВИЮН. Вып. 3. - М., 1955.
Приёмная семья -- проблемы, настоящее, будущее. Тезисы докладов межд. практ. конф. (28-31 мая 1999 г.). -- СПб.: Из-во Общественного Благотворительного Фонда “Родительский мост” (серия “Это -- я”), 1999.
Пчелинцева Л.М. О семейном законодательстве субъектов Федерации // Журнал русского права, № 3. 1998.
Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. -- М.: Педагогика, 1990.
Пчелинцева Л.М. Семейное право России. М., 1999.
Рясенцев В.А. Семейное право. М., 1971.
Сорокин С. Имущественные права ребенка в семье // Российская юстиция, №2. 2000.
Свердлов Г.М. Советское семейное право. - М., 1958.
Семейное законодательство. Сборник нормативных актов и документов. М., 1995.
Советское семейное право / Под ред. В.А.Рясенцева. - М., 1982.
Терновская М.Ф., Иванова Н.П. Развитие патронатного воспитания в регионах России. -- М.: Слово, 2002.
Терновская М.Ф. Реабилитационный детский дом и служба патронатного воспитания детей-сирот и детей из неблагополучных семей //Защити меня -- М.: Внешторгиздат, 1998.
Терновская М.Ф., Дзугаева А.З. Новая модель организации работы органов опеки и попечительства над детьми //Защити меня -- М.: Внешторгиздат, 1999.
Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства // Российская юстиция, № 10. 1996.
Чефранова Е. Обязанности родителей по воспитанию и содержанию детей // Российская юстиция, №8. 1996.
Шафорст Г. М. Семейное право: учебное пособие - М.: Мир образования, 2001.
Эриксон Э. Детство и общество. -- СПб: Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. -- 592с.