Рефераты

Общие условия предварительного расследования

работе следственной группы могут быть привлечены должностные лица органов, осуществляющих оперативно - розыскную деятельность11 ст.13 Федерального закона от12 августа 1995 г. № 144- ФЗ « Об оперативно - розыскной деятельности» . к таким органам относятся:

· Органы внутренних дел Российской Федерации

· Органы федеральной службы безопасности;

· Федеральные органы государственной охраны;

· Таможенные органы Российской Федерации;

· Органы службы внешней разведки Российской Федерации;

· Органы Федеральной службы исполнения наказаний;

· Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

· Оперативное подразделение органа внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации.

Подобные следственно- оперативные группы создаются путем издания совместных приказов территориальных руководителей правоохранительных органов на период раскрытия конкретных преступлений11 Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, (утверждена приказом МВД России от 20 июня 1996г. № 334).. В соответствии с совместным указанием Генеральной прокуратуры и МВД Российской Федерации от 2 июня 1993 г. № 315-16-93; от 2 августа 1993г. № 1/3452 «О введении в действие Типовой инструкции об организации работы постоянно действующих следственно оперативных групп по раскрытию убийств» постоянно действующие следственно-оперативные группы для раскрытия убийств могут создаваться в республиках, краях, областях, крупных городах и на транспортных узлах.

Следует иметь в виду, что оперативные сотрудники вправе осуществлять оперативное сопровождение предварительного следствия при наличии подозреваемого (обвиняемого) и выполнять отдельные следственные действия лишь по поручению руководителя следственной группы. Руководитель следственного отдела осуществляет контроль над своевременностью действий следователей по раскрытию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия. Он наделен правом, проверять уголовные дела, давать указания следователю о производстве предварительного следствия, о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела, о производстве отдельных следственных действий, передавать дело от одного следователя другому, поручать расследование дела нескольким следователям. Указания руководителя следственного отдела по уголовному делу даются следователю в письменной форме и обязательны для исполнения. Обжалование полученных указаний прокурору не приостанавливает их, исполнения за исключением указаний о привлечении в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и объеме обвинения, о направлении дела в суд или о прекращении дела. Указания прокурора по уголовным делам, данные в соответствии с законом, обязательны для начальника следственного отдела. Обжалование этих указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения.

Руководитель следственного органа - это должностное лицо, возлагающее соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель11 п 38.1 ст. 5 Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации с изменениями на 2008г. . Он выносит постановление о возбуждение уголовного дела и производстве предварительного следствия следственной группой либо, если уголовное дело уже возбуждено, о производстве, предварительного следствия следственной группой.

Важной гарантией соблюдения законности при производстве предварительного следствия является судебный контроль за деятельностью следователя. Если при рассмотрении дела судом по первой инстанции, в кассационном порядке или в порядке надзора будет установлена неполнота расследования, неправильная квалификация действий обвиняемого и др. нарушения, суд принимает меры к устранению допущенных нарушений, причем он при наличии к тому оснований может вынести частное определение (постановление), которым обращает внимание на установленные по делу факты нарушения закона и требует принятия необходимых мер к устранению нарушении закона и недопущению их в будущем.

Таким образом, предварительное следствие - форма предварительного расследования, обладающая специфическими чертами и проводимая по подавляющему большинству уголовных дел. Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания осуществляемое на всем протяжении их деятельности.

Кроме вышеперечисленных специальных форм и видов взаимодействия органов дознания и предварительного следствия существуют общие - действия, которые не ограничивается определенными временными рамками. Одним из таких форм взаимодействия является совместное планирование. Согласованное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий должно охватывать все этапы расследования преступления. Ответственность за его непрерывность возлагается на руководителя оперативного подразделения.

2. УСЛОВИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО РАССЛЕДОВАНИЯ

2.1 Подследственность уголовных дел

Подследственность можно определить как такую совокупность юридических признаков уголовного дела, указанных законом, которая определяет, какой орган должен производить предварительное расследование по этому делу. Термин подследственность встречается в ст. ст. 151-152 УПК РФ и имеет несколько значений.

Под подследственностью подразумевается, прежде всего, совокупность признаков преступления, которая обусловливает расследование его соответствующим органом предварительного расследования.

Кодексом установлено, когда предварительное расследование проводится, а когда не проводится и уголовное преследование осуществляется потерпевшим.

Подследственность11 Ожигов С.И. Словарь русского языка - под общей редакции профессора Скворцова Л.И. - 24-е издание, испр - М.: ООО Издательский дом «ОНИКС 21 ВЕК», ООО Издательство « Мир и образование»; 2003г. с 796. обозначает также компетенцию органов предварительного следствия и дознания, следователей различных ведомств, органов дознания и дознавателей по расследованию преступлений. Ею устанавливается, какой из органов предварительного следствия и органов дознания расследует то или иное преступление, кто в силу закона, какой орган предварительного расследования уполномочен расследовать то или иное преступление.

Подследственность - это совокупность признаков преступления (общественно-опасного деяния), по которым его расследование в полном объеме относиться к компетенции строго определенного органа предварительного расследования (следствия и дознания) конкретной структурной единицы ведомства (например, не просто к компетенции следователя, а к компетенции следователя военной прокуратура).

Иногда понятие подследственности дается через категорию компетенции или раграничения полномочий. Как видно из приведенного определения, понятие «подследственность» и «компетенция» взаимосвязаны, но не являются синонимами. Компетенция это определенная совокупность прав и обязанностей субъекта. Подследственность - это признаки, позволяющие определить, распространяется ли право органа расследовать преступление в полном объеме на данный конкретный состав, но не само это право.

Подследственность определяется по категории преступлений и их виду (предметный, родовой признак), месту его совершения (территориальный, местный признак), субъекту преступления (персональный признак) и альтернативный (смешанный).

Предметная подследственность определяется признаками, относящимися к квалификации преступления. Каждый состав преступления правомочен, расследовать в полном объеме конкретный следователь или орган дознания. В зависимости от того, какое преступление предполагается (или точно установлено) совершено, его должно расследовать строго определенное учреждение или должностное лицо.

В предметной подследственности изложен перечень составов, по которым не обязательно производство предварительного следствия11 ст.151. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации с изменениями на 2008г. . К числу таковых законодателем отнесены, например, умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, по которым предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры, а по каким - также следователями органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел. Названной статьей определены признаки предметной подследственности применительно к предварительному следствию, «дознанию» в порядке ст. 150 УПК РФ и смешанному расследованию. В правовой предметной подследственности органов дознания. Обосновывается необходимость запрещения производства расследования ими в полном объеме. Смешанная подследственность. В ст. 151 УПК РФ определены также признаки, составляющие альтернативную и персональную подследственность. Смешанная (альтернативная) подследственность характеризуется тем, что расследование некоторых категорий преступлений в зависимости от тех или иных обстоятельств может входить либо в компетенцию одного, либо другого органа. К примеру, расследование бандитизма, контрабанды, не возвращения на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран подследственно тому органу, который возбудил данное уголовное дело. Если при расследовании этих дел, а также ряда других специально оговоренных в законе преступлений, будут установлены должностные преступления (ст. ст. 285, 286, 289-293 УК РФ), связанные с преступлениями, по которым возбуждено дело, то они расследуются органом, возбудившим дело.

В ст. 151 п. 6 УПК РФ, закреплено правило, что по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 307-312, 316 УК РФ, предварительное следствие, производится тем органом, к чьей подследственности относится преступление, в связи, с которым возбуждено уголовное дело.11 п. 1а ч. 2 ст. 151. Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации с изменениями на 2008г.

Дознание производится дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации - по всем условным делам, указанным в ч. 3-6 ст. 151 УПК РФ. Органы дознания не наделены правом вести предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным (п. 1а ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Персональная подследственность - это совокупность признаков, зависящих от того, какой субъект совершил либо предполагается, что совершил преступление. К примеру, производство предварительного следствия обязательно по всем делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел. Дела же о преступлениях, совершенных военнослужащими, подследственны следователям следственного комитета при военной прокуратуре.

Территориальная подследственность. Признаки территориальной подследственности закреплены в ст. 152 УПК РФ. Здесь сказано, что предварительное следствие производится в том районе, где совершенно преступление. Оно может производиться по месту обнаружения преступления, а также по месту нахождения подозреваемого, обвиняемого или большинства свидетелей тольео в целях обеспечения наибольшей быстроты, объективности и полноты расследования11 Рыжаков А.П. Предварительное расследование - М.: Издательский дом «Филинъ», 2003г. с 94.

Установив, что данное дело ему не подследственно, следователь обязан произвести все неотложные следственные действия, после чего передать дело прокурору для направления по подследственности. Вопрос о подследственности дела решается прокурором по месту, где следствие начато. Споры о подследственности недопустимы/

Однако в случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить производство этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не свыше десяти суток.

Предметный (родовой) признак выражается в квалификации преступления. Он дает возможность определить, нужно ли проводить в данном, конкретном случае предварительное расследование; если нужно, то в какой форме; если в форме предварительного следствия, то следователем какого ведомства; если в форме дознания, то какому из органов дознания, дознавателей какого органа дознания.

При определении подследственности уголовного дела эти признаки оцениваются одновременно и в совокупности. В качестве дополнительного средства разрешения коллизий подследственности уголовно-процессуальный закон предусматривает также ряд правил о подследственности. Заметным новшеством, привнесенным УПК РФ в существовавший ранее способ определения подследственности, является отказ от исчерпывающего определения круга дел, по которым производство предварительного следствия необязательно. Из ч. 3 ст. 150 и ч. 1 ст. 223 УПК РФ необходимо заключить, что дознание может производиться по уголовным делам всех преступлениях небольшой и средней тяжести, возбуждаемых в отношении конкретных лиц.

Это принципиально новое положение связано с усилением руководящей и координирующей роли надзирающего прокурора по отношению к государственным органам уголовного преследования во время досудебного производства.11 п. п. 2, 4, 8, 9 ч. 2 ст. 37 Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации. с изменением на 2008г

Прокурор полномочен, возбуждать уголовное дело или давать согласие на его возбуждение органом уголовного преследования. С этим связаны его исключительные полномочия, по определению, как самой формы предварительного расследования, так и органа, который будет его проводить. Особенно это актуально в настоящий момент в связи с неопределенностью в вопросе о предметной подследственности Госнаркоконтроля РФ, в аппарате которого предусмотрены как следственные подразделения, так и органы дознания (ст. 8 Положения о Государственном комитете РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 23. ст. 2198).

Прокуроры в ходе реализации функции уголовного преследования согласно ч. 1 ст. 8 Закона о прокуратуре координируют деятельность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенной службы, службы судебных приставов и других правоохранительных органов.

Специальными поводами для проявления универсальных полномочий прокурора по определению подследственности уголовного дела являются случаи, предусмотренные: 1) п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ; 2) ч. 7 ст. 151 УПК РФ; 3) ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК РФ.

Прокурор вправе передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому в соответствии с правилами, установленными ст. 151 УПК РФ, изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю с обязательным указанием оснований такой передачи (п. 11 ч. 2 ст. 37 УПК РФ). Это полномочие неразрывно связано с другим полномочием прокурора, закрепленным в п. 12 ч. 2 ст. 37 УПК, - изымать любое уголовное дело у органа предварительного расследования, федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и передавать его следователю Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, с обязательным указанием оснований такой передачи.

Следует отметить в качестве новшества законодательной техники то, что в ст. 151 УПК РФ предметная последовательность определяется применительно к органам следствия (подп. «а» п. 1, п. п. 2,0 3, 5, ч. 151 УПК РФ) и органам дознания (ч. 3 ст. 150, ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Территориальный признак подследственности определяется местом совершения преступления. Согласно ст. 152 УПК РФ дело подследственно тому подразделению соответствующего органа предварительного расследования, в районе деятельности которого совершенно преступление. Есть пять исключений из этого основного правила: уголовное дело расследуется по месту окончания преступления, если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом (ч. 2 ст. 152 УПК РФ); уголовное дело может расследоваться по месту совершения большинства из совершенных нескольких преступлений (ч. 3 ст. 152 УПК РФ); уголовное дело может расследоваться по месту совершения наиболее тяжкого из совершенных преступлений (ч. 3 ст. 152 УПК РФ); предварительное расследование проводится по месту нахождения обвиняемого (ч. 4 ст. 152 УПК РФ); предварительное расследование проводится по месту нахождения большинства свидетелей (ч. 4 ст. 152 УПК РФ).

Следует полагать, что именно прокурору надлежит принимать решение о месте проведения предварительного расследования во всех названных пяти исключительных случаях, а не только в ситуации, указанной в ч. 4 ст. 152 УПК РФ.

Определять подследственность уголовного дела о преступлении, место совершения которого неизвестно, является прерогативой прокурора того города (района), на территории (либо объекте) которого обнаружены достаточные данные, указывающие на признаки преступления11 п. 4 Приказа Генерального прокурора РФ от 5 июля 2002г. № 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».. При определении территориальной подследственности прокурор должен руководствоваться положениями Приказа Генерального прокурора РФ от 9 сентября 2002г. № 54 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур».

Персональный признак подследственности определяется особенностями личности обвиняемого (подозреваемого) или потерпевшего. В подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ указывается данный признак применительно к определению подследственности дел следователям прокуратуры, а именно: профессиональная деятельность обвиняемого (подозреваемого) или потерпевшего. Персональный признак подследственности определяется особенностями личности обвиняемого (подозреваемого) или потерпевшего11 Макаров Л.В. Участие обвинения и его защитники в уголовно - процессуальном доказывании: Автореф. Дис. Канд. Юридических наук. Саратов, 2003 с. 38. В подп. «б» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ указывается данный признак применительно к определению подследственности дел следователям прокуратуры, а именно: профессиональная деятельность обвиняемого (подозреваемого) или потерпевшего.

В соответствии с подп. «б» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях в отношении лиц, перечисленных в ст. 447 УПК РФ, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст.151 УПК РФ, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью.

В соответствии с подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ по делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно - исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации, военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части, соединения, учреждения, гарнизона, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью, предварительное расследование в форме предварительного следствия проводится следователями Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Очевидно, к подследственности следователей Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации относятся и уголовные дела в отношении должностных лиц органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Следователь Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации проводит дознание по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, совершенных лицами, указанными в подп. «б» и «в» ч. 2 ст. 151 УПК РФ. Из буквального смысла норм, содержащихся в подп. «б», «в» п. 1 ч. 2, а также в п. 7 ч. 3 ст. 151 УПК РФ, следует заключить, что в случае совершения преступления в отношении указанных в них категорий лиц следователи Следственного комитета при прокуратуре Российской

Федерации проводят расследование по уголовному делу исключительно в форме предварительного следствия. Однако окончательное решение вопроса о форме расследования уголовного дела принимается прокурором, который вправе дать указание на проведение предварительного расследования и в форме дознания. В указанных ситуациях персональный признак имеет приоритетное значение для определения подследственности уголовного дела, по которому предварительное расследование проводится в форме дознания. Ввиду отсутствия следственного аппарата в органах Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, в таможенных органах Российской Федерации, а также органах Государственной противопожарной службы предварительное расследование по делам, относящимся к их подследственности, может быть поручено прокурором следователю любого из следственных органов. Прокурор реализует при этом свое полномочие, предусмотренное п. п. 8, 9, ч. 2 ст. 37 и ч. 8 ст. 151 УПК РФ. В то же время применительно к уголовным делам, подследственным дознавателям органов внутренних дел или Госнаркоконтроля РФ, прокурор может поручить производство предварительного следствия следователю соответствующего ведомства. Персональный признак применительно к определению подследственности дел следственному аппарату ФСБ приведен в ч. 4 ст. 151 УПК РФ.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 275, 276, 283, 284 УК РФ, в совершении которых обвиняются лица, перечисленные в подп. «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ, предварительное следствие производится следователями органов ФСБ. Законодатель специально не предусмотрел возможность проведения дознания следователями органов ФСБ по делам данной категории, однако таковая возможность имеется. Она может быть реализована надзирающим прокурором. Необходимо учесть, что помимо признака профессиональной деятельности на подследственность органов предварительного расследования оказывает действие то обстоятельство, что по некоторым делам предварительное расследование возможно только в форме предварительного следствия.

В отношении лица, совершившего запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, или лица, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, обязательно производство предварительного следствия11 ч. 1 ст. 434 Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации, с изменениями на 2008г.. Предварительное следствие производится следователем того органа, к предметной подследственности которого относится данное дело, если иное не будет определено надзирающим прокурором.

Теперь - о специальных правилах подследственности, которые позволяют определить подследственность в тех случаях, когда имеет место конкуренция родовой подследственности нескольких органов предварительного расследования и в законе не имеется указаний на персональную подследственность. Правило о подследственности по связи дел содержится в ч. 6 ст. 151 УПК РФ. По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 150, 285, 286, 290-293, 306-310, 311 (ч. 2), 316 и 320 УК РФ, предварительное следствие производится следователями того органа, к чьей подследственности относится преступление, в связи с которым возбуждено данное уголовное дело.

Следователь любого следственного аппарата может расследовать эти дела, причем как в форме предварительного следствия, так и в форме дознания - в частности по делам о преступлениях.11 ч. 1 ст. 150 Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации, с изменениями на 2008г

Особо надо указать на то обстоятельство, что ст. ст. 290-293 УК РФ, приведены в перечнях статей уголовного закона, относящихся к родовой подследственности и следователей органов внутренних дел (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ), и следователей прокуратуры (подп. «а» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ). Если в данном указании законодателя заложен определенный смысл, то можно говорить об ограничении действия рассматриваемого правила о подследственности уголовных дел. Впрочем, здесь скорее следует говорить о небрежности законодательной техники. Нельзя разумно объяснить, почему по делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 290-293 УК РФ, предварительное следствие не могут производить следователи ФСБ или органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Правило о подследственности по связи дел не должно иметь такого рода изъятий. Сложнее сделать вывод относительно определения подследственности уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст. 205 УК РФ (подследственность органов внутренних дел, прокуратуры и ФСБ), ст. 211 УК РФ (подследственность органов внутренних дел, прокуратуры и ФСБ), ст. 227 УК РФ (подследственность органов внутренних дел и прокуратуры), ст. 304 УК РФ (подследственность органов внутренних дел и прокуратуры) и ст. 359 УК РФ (подследственность следственного комитета при прокуратуре РФ и ФСБ). Предметные подследственности в приведенных случаях перекрывают друг друга. Кроме того, как следует из п. 1 ч. 3 ст. 150, п. п. 3, 4 ч. 3 ст. 151, а также ч. 5 ст. 151 УК РФ, по делам о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 188 УК РФ, может производиться дознание дознавателями органов ФСБ, или дознавателями таможенных органов, или следователями органа, выявившего эти преступления. Причем последние могут проводить по ним и предварительное следствие.

Полагаем, что во всех приведенных случаях конкуренции подследственности применимо правило об альтернативной подследственности11 Глушков А.И. Уголовный процесс. - М.: Академия, 2003г. с. 157.

Правило об альтернативной подследственности приводится в ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Суть этого правила состоит в том, что предварительное расследование производится дознавателем или следователем органа, выявившего данное преступление. Согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 159 (ч. ч. 2 и 3), 160 (ч. ч. 2 и3), 171 (ч. 2), 171.1 (ч. 2), 172-174, 174.1, 176, 183, 185, 187, 188, 190, 191 (ч. 2), 192, 193, 195-197, 201, 202, 204, 206, 208-210, 222 (ч. ч. 2 и 3). 226 (ч. ч. 2-4), 272-274, 282.1, 282.2, 308, 310, 327 (ч. 2), 327.1 (ч. 2) УК РФ, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.

Помимо случаев, специально указанных законом, данное правило применяется для разрешения и других случаев конкуренции предметных подследственностей нескольких органов предварительного расследования, которые выше были приведены нами. Это правило позволяет компетентному органу, так сказать, явочным порядком распространить свою подследственность на то или иное дело.

Конечно, значение этого правила не абсолютно. Ибо, как уже указывалось, прокурор обладает универсальными (исключительными) полномочиями на определение подследственности уголовных дел. С учетом сказанного отметим, что в современных условиях правило об альтернативной подследственности проявляется двояко. Во-первых, правило об альтернативной подследственности прямо сформулировано для случаев, которые непосредственно указаны в ч. 3 ст. 151 УПК РФ, а во-вторых, это правило фактически действует в ситуациях реальной конкуренции предметных подследственностей двух и более ведомств.

В последнем случае окончательное решение по определению подследственности остается за прокурором. Прокурор определяет орган, да и саму форму предварительного расследования, что вытекает из его процессуальных полномочий, приведенных в п. п. 2, 4, 8, 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ.

Прокурор, руководствуясь ст. 153 УПК РФ, принимает решение о соединении уголовных дел, дает согласие на выделение уголовного дела. Решение о выделении уголовного дела, если оно выделяется в отдельное производство для производства предварительного расследования нового преступления или в отношении нового лица, может быть принято или самим прокурором, или дознавателем, следователем с согласия прокурора - на основании ч. 4 ст. 146, п. п. 2, 4 ч. 2 ст. 37 УПК РФ. В ст. 154 УПК РФ ничего не говорится о том, кто и по каким правилам определяет подследственность выделенного в отдельное производство уголовного дела. Полагаем, что последнее слово в решении этого вопроса - за прокурором.11 Указание Генеральной Прокуратуры РФ от 10 июня 1993г. № 19/22 «О разграничении подследственности уголовных дел»

2.2 Начало и окончания предварительного расследования

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, вне зависимости от того, принято ли оно к производству, о чем следователь, дознаватель, орган дознания выносит соответствующее постановление11 Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) с практическими разъяснениями и постатейными материалами. 3-е издание, переработанное и дополненное. Автор комментариев и составитель - А.Б.Борисов- М: Книжный мир.2009-928 с. - ст.156 УПК РФ:

- о возбуждении уголовного дела и о принятии его к своему производству;

- о возбуждении уголовного дела и передаче его прокурору для определения подследственности.

Если уже возбужденное дело передается следователю, дознавателю в соответствии с подследственностью или по иным основаниям, предусмотренным УПК РФ (например, отвод следователя, расследовавшего дело), то он выносит постановление о принятии его к своему производству, либо о передаче уголовного дела прокурору для направления по подследственности.

Необходимо подчеркнуть, что принятие следователем (дознавателем) уголовного дела к производству является важным в процессуальном смысле юридическим фактом, позволяющим следователю, дознавателю осуществлять процессуальные действия и принимать процессуальные решения, в частности, о применении мер уголовно-процессуального принуждения.

Отсутствие постановления о принятии уголовного дела к своему производству либо отсутствие в постановлении о возбуждении уголовного дела решения следователя (дознавателя) о принятии его к своему производству служит основанием для признания доказательств, полученных в ходе производства по уголовному делу, недопустимыми. Если следователю или дознавателю поручается производство, по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента его вынесения направляется прокурору.

Окончание предварительного расследования - это завершающий этап стадии предварительного расследования11 Комментарий к уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) с практическими разъяснениями и постатейными материалами. 3-е издание, переработанное и дополненное. Автор комментариев и составитель - А.Б.Борисов- М: Книжный мир.2009-928 с. - ст.158 УПК РФ.

На этом этапе совершается ряд процессуальных действий, направленных на оценку всех собранных по делу доказательств, осуществляются восполнение пробелов проведенного расследования, оформление материалов уголовного дела, формулирование и обоснование окончательных выводов.

При окончании предварительного расследования следователь или дознаватель анализируют и оценивают все материалы уголовного дела, проверяют полноту, всесторонность и объективность исследования обстоятельств совершенного преступления. Придя к убеждению, что в процессе расследования использованы все предусмотренные законом возможности для установления истины по делу, доказаны все необходимые обстоятельства, они прекращают производство следственных действий и сбор доказательств, систематизируют материалы дела и принимают решение о дальнейшем его направлении.

Закон предусматривает три формы окончания предварительного следствия (ст. 158 УПК РФ):

1) составление обвинительного заключения и направление дела прокурору;

2) прекращение уголовного дела;

3) составление постановления о направлении дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

Дознание заканчивается:

1) составлением обвинительного акта и направлением дела прокурору;

2) прекращением уголовного дела.

Поскольку дознание не производится по делам лиц, совершивших общественно опасное деяние в состоянии невменяемости или заболевших психическим заболеванием после совершения преступления, оно не может закончиться направлением дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.

Предварительное расследование заканчивается составлением обвинительного заключения или обвинительного акта, когда полно, всесторонне и объективно исследованы все обстоятельства совершенного преступления, полностью доказана виновность обвиняемого и отсутствуют основания для прекращения уголовного дела.

Признав, что все следственные действия по уголовному делу произведены, а собранные доказательства достаточны для составления обвинительного заключения, следователь уведомляет об этом обвиняемого и разъясняет ему право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела как лично, так и с помощью защитника, законного представителя. О факте уведомления и разъяснения указанного права составляется протокол.

Об окончании следственных действий следователь также уведомляет защитника и законного представителя обвиняемого, если они участвуют в уголовном деле. Одновременно следователь должен сообщить о месте, дате и времени ознакомления с материалами уголовного дела.

Кроме того, правом на ознакомление с материалами дела обладают потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители11 ст.158 Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации, с изменением на 2008г . Следователь обязан сообщить им об окончании предварительного следствия и выяснить, желают ли они ознакомиться с материалами уголовного дела.

Если от кого-либо из этих лиц поступит устное или письменное ходатайство об этом, следователь знакомит вначале потерпевшего и его представителя со всеми материалами дела, а гражданского истца, гражданского ответчика или их представителей - с материалами дела, относящимися к заявленному иску.

Если представитель потерпевшего гражданского истца, гражданского ответчика по уважительным причинам не могут явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то следователь откладывает ознакомление, но не более чем на 5 суток.11 ч. 7 ст. 162 Уголовно - процессуальный кодекс Российской Федерации, с изменением на 2008г

После ознакомления названных выше участников процесса с материалами уголовного дела следователь обязан ознакомить с ними обвиняемого и его защитника. Они могут знакомиться с делом как вместе, так и раздельно.

Если по делу привлечено несколько обвиняемых, каждому из них материалы дела для ознакомления предъявляются отдельно.

В случае если защитник, законный представитель обвиняемого по уважительным причинам не могут явиться для ознакомления с материалами уголовного дела в назначенное время, то предъявление материалов дела может быть отложено на срок не более 5 суток. При невозможности явки избранного обвиняемым защитника следователь по истечении 5 суток вправе предложить ему избрать другого защитника или, при наличии ходатайства обвиняемого, принимает меры для явки другого защитника. Если обвиняемый отказывается от назначенного защитника, то следователь предъявляет ему материалы уголовного дела для ознакомления без участия защитника, за исключением случаев, когда участие защитника в уголовном деле является обязательным.

Если обвиняемый, не содержащийся под стражей, не является для ознакомления с материалами уголовного дела без уважительных причин, то следователь по истечении 5 суток со дня объявления об окончании следственных действий либо со дня окончания ознакомления с материалами уголовного дела иных участников производства составляет обвинительное заключение и направляет материалы уголовного дела прокурору.

Правила ознакомления с материалами уголовного дела одинаковы для всех участников процесса.

Материалы дела представляются для ознакомления в подшитом и пронумерованном виде. По ходатайству заинтересованных лиц им предъявляются также вещественные доказательства, фотографии, аудио-, видеозаписи и иные приложения к протоколам следственных действий. Однако могут не предъявляться материалы, касающиеся анкетных данных, биографических и иных сведений об участниках процесса, если это необходимо для обеспечения их безопасности, а также безопасности их близких. Если невозможно предъявить вещественные доказательства (в силу их громоздкости, нахождения на хранении у потерпевшего или других лиц и т.п.), следователь должен вынести об этом постановление.

При ознакомлении с материалами дела участники процесса вправе выписывать из него любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. При этом они не могут ограничиваться во времени, необходимом им для ознакомления со всеми материалами дела. Вместе с тем, если содержащийся под стражей обвиняемый и его защитник явно затягивают ознакомление с материалами дела, то судья по ходатайству следователя может установить для этого определенный срок. Если же и в этот срок они не ознакомятся с материалами дела без уважительных причин, следователь вправе своим постановлением прекратить ознакомление, о чем делается отметка в протоколе.

По окончании ознакомления участников процесса следователь выясняет, имеются у них ходатайства или иные заявления11 Гриненко А.В. Псевдомотивированый отказ в удовлетворении ходатайств на предварительном следствии // Уголовное право - 2003г. № 4. - с. 58.

Обвиняемому следователь обязан разъяснить право ходатайствовать при наличии на то оснований: о рассмотрении его дела коллегией из трех федеральных судей; судом присяжных; о применении особого порядка судебного разбирательства; о проведении предварительных слушаний.

Если заявленное кем-либо из участников процесса ходатайство обосновано, следователь обязан его удовлетворить. В этом случае он вправе произвести дополнительные следственные действия, после чего предоставить участникам процесса возможность ознакомиться с дополнительными материалами уголовного дела.

В случае полного или частичного отказа в удовлетворении ходатайства следователь выносит об этом мотивированное постановление, которое объявляется лицу, заявившему ходатайство, и разъясняется порядок его обжалования.

Кроме того, по окончании ознакомления с материалами дела следователь обязан выяснить, какие свидетели, эксперты, специалисты подлежат вызову в судебное заседание для подтверждения позиции стороны обвинения или защиты.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты