Общие вопросы правового регулирования труда иностранных граждан
p align="left">Таким образом, заметное и с тенденцией к расширению использование иностранной рабочей силы - одна из характерных черт занятости в современной российской экономике. Зарубежная рабочая сила оказывается в России по двум каналам. Первый из них - это официальное ее привлечение российскими предприятиями и организациями, осуществляемое, как правило, при посредничестве миграционной службы, которая после ряда изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти ныне находится в ведении Министерства внутренних дел. Второй канал - нелегальная трудовая миграция. Официальное привлечение работников из-за рубежа вызвано рядом причин. Во-первых, появляются массовые рабочие места, которые в сложившихся на данной территории и в данное время социально-экономических условиях оказываются малопривлекательными для местных жителей и не обеспечиваются притоком рабочей силы из других регионов страны. Во-вторых, растет число предприятий с участием иностранного капитала. В 2008 году на них было занято 1,7 миллиона человек, в числе которых среди руководителей и специалистов трудятся иностранцы. В-третьих, сохраняется практика деятельности иностранных компаний на территории России в форме реализации ими договоров Подряда, по которым в 2008 году трудились 39% привлеченных. Попов А.Д. Иностранная рабочая сила в экономике России. // Миграция населения и перспективы демографического развития Росси. - М. -2008. - С. 145-148. С. 64.
2.4 Специальная трудовая правосубъектность иностранных работников
Необходимость усиления защиты трудовых прав граждан Российской Федерации, в первую очередь, права на защиту от безработицы, с одной стороны, и растущая потребность в использовании иностранной рабочей силы - с другой, предопределяют важность правовой регламентации такого вопроса, как порядок привлечения иностранных работников и определение их правового статуса.
Можно выделить следующие особенности трудовой правосубъектности лиц, не являющихся гражданами России, которые заключаются в следующем: в особом (административно-разрешительном) порядке констатации государством наличия трудовой правосубъектности у указанных лиц; в особом (также административно-разрешительной) порядке реализации трудовой правосубъектности (разрешительный порядок использования иностранной рабочей силы, допуска к работам, связанным с государственной тайной); в ограничении объема трудовой правосубъектности (невозможность использования труда иностранцев и лиц без гражданства на должностях государственной службы, связанных с выполнением функций публичной власти).
Кроме того, правовой статус иностранных работников отличает и наличие специфических санкций, в частности, прекращение права на осуществление трудовой деятельности.
К примеру, в статье 14 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» установлено, что иностранный гражданин не имеет права: занимать должности на муниципальной службе, должности судьи ст. 4 Закона РФ от 26 июня 1992 г. №3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 марта 2007 г.), прокурора ст. 40.1. ФЗ РФ от 17 января 1992 г. №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 5 июня 2007 г.), следователя (Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ с изм. и доп. от 6 июня 2007 г.), нотариуса (ст. 2 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. №4462-I (с изм. и доп. от 26 июня 2007 г.), адвоката (Федеральный закон от 31 мая 2002 г. №63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 20 декабря 2004 г.), должностного лица таможенных органов (ст. 1 ФЗ от 21 июля 1997 г. №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 марта 2007 г.), патентного поверенного (Закон РФ от 23 сентября 1992 г. №3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г.), входить в состав летного гражданского воздушного судна (ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. №60-ФЗ с изм. и доп. от 26 июня 2007 г.), а также морских судовых экипажей (ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. №24-ФЗ с изм. и доп. от 26 июня 2007 г.). Они не могут заниматься добычей промысловой рыбы и других водных животных и растений в водоемах РФ, поступать на службу в милицию (Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I «О милиции» с изм. и доп. от 2 марта 2007 г.), быть призванными в ряды вооруженных сил России (ст. 15 Федерального закона от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Рожников Л.В. Некоторые вопросы специальной трудовой правосубъектности иностранных работников.- М. - 2006. - С.125-140. С. 66.
Допуск лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Постановлением правительства РФ от 22 августа 1998 года №1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне». В соответствии с пунктом 6 данного положения иностранные граждане допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства по защите передаваемых ему сведений, составляющих государственную тайну.
Правовой статус иностранных работников включает в себя санкцию, вытекающую из разрешительного порядка реализации их трудовой правосубъектности. Такой санкцией является лишение права на осуществление трудовой деятельности на территории Российской Федерации. Совершенно очевидно, что подобная санкция не может применяться к российским гражданам.
Некоторая неопределенность выявляется в вопросе о возможности включения в трудовой договор с иностранным работником условия об испытании. Положение каких-либо ограничений на этот счет не содержит, в связи, с чем представляется, что установление испытания возможно. С другой стороны, когда обосновывается целесообразность привлечения иностранных работников предполагается, что они обладают необходимыми навыками и соответствуют работе, на которую их нанимают. Цель установления испытания - проверка соответствия работника поручаемой работе. Испытание позволяет определить степень профессиональной пригодности человека, наличие у него необходимых знаний, навыков, опыта. И в этой ситуации установление испытания представляется не только нелогичным, но и неоправданным. Но, несмотря на всю свою нелогичность увольнение иностранного работника в связи с неудовлетворительным результатом испытания вполне законно. Рожников Л.В. Некоторые вопросы специальной трудовой правосубъектности иностранных работников.- М. - 2006. - С.125-140. С.67.
Представляется, что иностранный работник не может быть переведен на другую работу, поскольку в разрешении, выдаваемом Федеральной миграционной службой, указывается профессия привлекаемого работника. Кроме того, в подтверждении на право трудовой деятельности прямо указывается, что подтверждение действительно для профессиональной деятельности у указанного работодателя в качестве работника по определенной профессии (должности). В литературе встречается мнение, в соответствии с которым перевод иностранного работника на другую работу возможен. Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане: правовое положение. - М. - 2002.- С. 90. С.68.
Однозначно утвердительный ответ можно дать в том случае, когда перевод организации происходит на территории одного субъекта Российской Федерации. Поскольку решение Федеральной миграционной службы России о выдаче разрешения на привлечение иностранной рабочей силы выдается на основании предложения (заключения) органа исполнительной власти данного региона, такое разрешение вне всякого сомнения продолжает действовать при перемене места нахождения юридического лица, происходящего в пределах территории данного региона. Вопрос же о необходимости получать новое разрешение в случае перевода иностранного работника вместе с организацией в другой субъект Российской Федерации остается открытым.
Трудовой договор с иностранными гражданами может прекращаться по тем же основаниям, что и с российскими работниками. Исключением является только перевод на другую работу, о котором сказано выше, а также призыв или поступление на военную службу. Однако существуют особенности в данной области, распространяющиеся только на иностранцев. Одной из основных особенностей прекращения трудовых отношений с иностранными гражданами является тесная взаимосвязь между действием разрешения на привлечение иностранной рабочей силы и трудовым договором. При прекращении действия разрешения трудовой договор также прекращается. И, наоборот, при расторжении трудового договора прекращается действие разрешения. Федеральная миграционная служба России может приостановить действие разрешения до устранения допущенных нарушений или дать указание об их устранении в определенный срок. При не устранении нарушений в установленный срок разрешение может быть аннулировано по решению Федеральной миграционной службы России. Кроме того, работодатель может быть без предупреждения лишен права пользования разрешением за действие или бездействие, в результате которого возникает угроза гибели людей или нанесения ущерби их здоровью. Рожников Л.В. Некоторые вопросы специальной трудовой правосубъектности иностранных работников.- М. - 2006. - С. 125-140. С. 69.
Таким образом, при обосновании целесообразности привлечения иностранной рабочей силы необходимо доказывать невозможность, либо крайнюю неэффективность привлечение на данную работу российских работников. Значительные особенности заключения трудового договора с иностранными гражданами выявляются и на стадии предварительных переговоров. Учитывая указанный выше административно-разрешительный порядок привлечения на работу иностранцев, работодатель сначала проводит переговоры с иностранными работниками.
3. Актуальные проблемы использования труда иностранных работников в РФ и пути их преодоления
3.1 Основные проблемы использования иностранной рабочей силы
Международная миграция будет иметь экономические последствия как для принимающей, так и для посылающей страны. В США и Австралии в основном считают, что выигрывает, в конечном счете, принимающая страна, хотя в других странах иной взгляд на эту ситуацию. Результаты будут различаться в зависимости от типа труда, который мигрирует, и от состояния рынка труда в посылающей и принимающей странах.
Как и любое социальное явление, миграция имеет свои плюсы и минусы. Эмиграция уменьшает давление на рынок труда страны-экспортера, сокращая безработицу. Трудовые мигранты, заботясь о благополучии своих семей, как правило, пересылают значительную часть заработанных денег на родину, обеспечивая поступление сюда валюты. Странам-импортерам миграция дает возможность использовать образовательный потенциал квалифицированных иностранных работников без затрат на подготовку.
Иммиграция обеспечивает также некоторое омоложение населения, поскольку средний возраст мигрантов чаще всего меньше, чем коренного населения. К тому же у иммигрантов обычно больше детей. Правда, однозначно судить о влиянии миграции на демографические процессы нельзя.
Миграция обычно сопровождается усилением безработицы в странах-импортерах рабочей силы, осложнением жилищных проблем, понижением уровня оплаты труда (иммигранты готовы работать за низкую зарплату). В районах массового проживания иностранцев нередко ухудшается криминогенная обстановка. Правда, надо иметь в виду, что удельный вес иммигрантов в общей численности занятых невелик. (см. таблицу №3)
Таблица №1. Некоторые показатели иностранной рабочей силы Башкатов Б.И., Карпухина Г.Ю. Международная статистика труда. - М.- 2008.- С. 25-30. С. 71.
Иностранное население (ИН) (тысяч человек)
Доля ИН в структуре населения (%)
Иностранная рабочая сила (ИНР) (тысяч человек)
Доля ИНР в составе рабочей силы (%)
Австралия
3908
21,1
2238
25
Бельгия
912
9
196
6,5
Великобритания
1972
3,1
878
3,4
Германия
7314
8,9
2559
9,1
Италия
109,1
2
332
1,7
Канада
4971
17,4
2681
18,5
США
24600
7,9
11564
9,4
Франция
3597
6,3
1573
6,2
Швейцария
1338
19
709
17,9
Япония
1415
1,1
88
0,1
Существует ряд причин, побуждающих обращаться к экспорту рабочей силы не только развивающиеся страны, но и такие государства, как Италия, Португалия, Греция и Канада, которые к концу века вошли в группу крупных экспортеров трудовых ресурсов. Так, при переводе части заработной платы на родину трудящиеся иммигранты сдают в банк заработанную свободно конвертируемую валюту, а дома их семьи по действующим национальным законам получают переводы в отечественной валюте, как правило, обладающей пониженной покупательной способностью по сравнению с валютой перевода или вовсе неконвертируемой, как в случае с Россией. Кроме того, мигрантский перевод создает временной лаг в расчетах, приносящий, как известно, доходы банковской системе страны-экспортера рабочей силы. В подавляющем большинстве стран правительства проводят политику максимального поощрения как ввоза мигрантами средств производств, снижая или убирая вообще таможенные пошлины и другие платежи, так и их дальнейшего использования в предпринимательских целях путем предоставления льгот и кредитов. Одним из новых явлений в этой области стало появление кооперирование мигрантов, объединение их в кооперативы с целью приобретения необходимой дорогой техники складчину с целью ее дальнейшего совместного коммерческого использования. При этом банки, получающие прямую выгоду от экспорта рабочей силы, оказывают в подобных случаях финансовую поддержку желающим приобрести средства производства для малого и среднего бизнеса. Поскольку цены на машины и оборудование во всем мире растут довольно быстро, они практически во всех странах предоставляют эмигрантам кредиты на весьма выгодных условиях, обеспечивая в некоторых случаях даже сбыт продукции, изготовленной на этом оборудовании. Пристанева А.А. Рынок труда: занятость и безработица - М. - 2007. - С. 69-72. С. 72.
Главный недостаток существующей миграционной политики в том, что она абстрагируется от проблем экономического развития страны. Между тем рыночная экономика предъявляет очень жесткие требования к миграции, поскольку высокая мобильность рабочей силы является неотъемлемым условием ее успешного развития. Поэтому повышение мобильности населения должно находиться в центре внимания миграционной политики. Непременным условием высокой мобильности населения является свобода передвижения. Проблема не так проста, как кажется. Реализация этой конституционной нормы предполагает комплекс взаимосвязанных мероприятий, требующих для полного осуществления больших затрат и продолжительного времени. Отмена ограничений на уведомительную регистрацию по месту жительства, которые существуют во многих субъектах Российской Федерации, является первоочередной мерой, но не исчерпывает задачи.
Нынешняя экономическая ситуация в СНГ предполагает создание единого рынка рабочей силы. Следует, однако, иметь в виду два обстоятельства. Первое: в Европейском Союзе единый рынок рабочей силы складывается дольше, чем все остальные общие рынки (товаров, капиталов, услуг), и процесс его образования до сих пор не завершен. Второе: либерализация условий передвижения рабочей силы вызывает приток трудовых ресурсов в Россию из стран СНГ.
География стран - экспортеров рабочей силы в Россию одновременно и широка, и узка. Широка - поскольку включает более 100 стран со всех континентов. Последнее говорит о заинтересованности других государств в рынке труда и капитала в России, в расширении здесь своего влияния. Узка - поскольку о реальной, количественно значимой трудовой иммиграции можно говорить только в отношении очень небольшого количества стран. Это Украина (42% от общей численности привлеченной в Россию иностранной рабочей силы), Турция и Китай (около 25%). Среди наиболее значимых для России стран - экспортеров рабочей силы нет ни одной экономически высокоразвитой.
В настоящее время трудящиеся-мигранты работают в 73 из 89 субъектов Российской Федерации. Однако действительными центрами (территориями) притяжения являются только пять. Это трудодефицитные регионы севера Западной Сибири (Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа), приграничные районы юга Дальнего Востока (Приморский край), Европейской части России (Белгородская, Ростовская области), а также столичные регионы (Москва, Санкт-Петербург). В остальных регионах количество иностранных работников невелико. В 11 из них оно составляет от 10 до 100 человек, т.е. практически трудовая иммиграция здесь неощутима. В России, с ее огромной территорией, отличающейся разной степенью хозяйственной освоенности, в действительности много «белых пятен» трудовой иммиграции. О формировании иностранного сегмента рынка труда России можно говорить только в отношении отдельных территорий, где концентрируется иностранная рабочая сила. Поэтому для России трудовая иммиграция - это, прежде всего, проблема регионального уровня. Что касается территориальной направленности потоков, то к настоящему времени сформировалась их определенная географическая ориентация. Так, из Украины едут преимущественно в Западную Сибирь, из Китая - в приграничные области Дальнего Востока, из европейских стран, США, Канады - в Москву и Санкт-Петербург.
Отраслевая направленность трудовой иммиграции также очень однозначна. Реальные потоки иностранной рабочей силы идут в ведущие отрасли материального производства. Непосредственно в принимающих регионах отраслевая структура занятости иностранцев предопределяется хозяйственной структурой этих регионов. Обычно иностранные работники заняты на трудоемких предприятиях с тяжелыми условиями труда. Сюда привлекаются «синие воротнички» для выполнения работ, на которые не идет местное население или которые расположены в трудодефицитных, сложных по природно-климатическим условиям регионах, где нет достаточного количества местных кадров.
В целом по России на долю промышленности, строительства и сельского хозяйства приходится 84% привлеченной иностранной рабочей силы. Потребность в кадрах здесь устойчива даже в условиях безработицы, и именно здесь наибольшие перспективы для массовой иммиграции в Россию. Власова В.М., Сидоркина В.А. Стабилизация занятости в условиях рынка. - М. - 2002. - С. 74-78. С. 74.
Таким образом, наблюдается смягченное мигрантское давление - общее и трудовое на рынок рабочей силы в России, поскольку темпы роста мигрантского давления ниже темпов роста безработицы. Это смягчение еще больше в наиболее неблагополучных регионах. По-видимому, миграция имеет тенденцию к «самораспылению», т.е. потоки переориентируются с неблагополучных регионов на более благополучные. Особенно важно отметить, что мигрантское давление не оказывает прямого влияния на напряженность на рынке труда Российской Федерации.
3.2 Проблема нелегальной миграции в России
Проблема незаконной миграции в регионах России решается с карательно-ограничительных позиций. Этому сопутствует взяточничество на местах и слабая материальная обеспеченность исполнительных органов, занимающихся вопросами миграции. В настоящее время незаконная миграция в Россию в основном трудовая - и осуществляется по экономическим причинам. Основные потоки нелегальных мигрантов направляются из стран СНГ (Украина, Азербайджан, Молдова, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан). Мигрантов из стран дальнего зарубежья не более 15-20%. Это, по большей части, тоже трудовые мигранты, но среди них больше транзитников. Самую большую часть мигрантов из дальнего зарубежья составляют граждане Китая. Корейцы, вьетнамцы, афганцы представлены меньше. Из других государств нелегальные миграционные потоки пока достаточно слабы. В потоках нелегальных мигрантов в регионы России в последнее время нарастает число выходцев из Кавказского региона, которые заинтересованы в оседании в Российской Федерации. Среди этнических групп нелегальных мигрантов хуже всех интегрируются в российское общество выходцы из Китая. Они представляют собой замкнутые, иерархически организованные сообщества, не ассимилируются с местным населением, и хотя их число пока незначительно, представляют собой группу, обладающую самым большим миграционным потенциалом. Ареал их миграций - Дальневосточный регион. В регионах центральной России их число незначительно. Среди трудовых нелегальных мигрантов большинство - мужчины трудоспособного возраста. Наиболее образованны в этом потоке - русскоязычные мигранты из бывших союзных республик, мигранты из кавказского региона - менее образованны и квалифицированны, но обладают высоким потенциалом к адаптации. Еще ниже по квалификации и образованию - мигранты из Центральной Азии (не русскоязычные) и из Китая.
По данным исследования, проведенного ФМС РФ, штрафы различного рода официально взимаются с 20% мигрантов, в основном неофициально - примерно с трети мигрантов и всегда неофициально - с 29%.
Соответствие работы основной специальности одинаково редко встречается у всех мигрантов. Более половины мигрантов никак не используют в России свою профессиональную подготовку. Около четверти мигрантов - самозаняты (т.е. имеют собственный бизнес или заняты индивидуальным предпринимательством - с наймом или без найма работников), т.е. мигранты зачастую сами создают себе рабочие места. Это говорит как о высокой их приспосабливаемости к реальным условиям рынка труда, так и о том, что отсутствие рациональной миграционной политики в России снижает отдачу от работы иностранных работников. Очевидно, что работа с иностранцами должна вестись не только в рамках легализации их деятельности, но и рационализации использования их трудового потенциала. Работодатели склонны нанимать нелегальных мигрантов, так как их можно уволить в любой момент не оплачивать дни болезни, недоплатить им (контрактов с ними, как правило, не заключают). И так как работу найти достаточно трудно (это отмечают около половины опрошенных), то становится понятным, что условия неконтролируемого найма мигрантов становятся притягательными для большинства работодателей.
Следует говорить о вовлеченности нелегальных мигрантов в теневую экономику, а не в криминальную среду России. Ситуация с неуплатой налогов нелегалами совпадает с ситуацией уклонения от налогов легально работающих граждан России. По большей части проблема легальной трудовой деятельности иностранцев в России создается расхождением российского трудового законодательства с практикой его исполнения, когда процедура легального привлечения иностранцев крайне затруднена бюрократическими проволочками. Полетаев Д. Нелегальная миграция: результаты социологического исследования в регионах России.- М. - 2008. - С. 47-63. С. 77.
К нелегальным мигрантам относятся следующие группы лиц: Первая группа - лица, въезжающие в страны СНГ нелегально: без документов, по поддельным, чужим документам, а также иностранцы, у которых объявленная цель въезда не соответствует их подлинным намерениям. Вторая группа - иностранные граждане, обучавшиеся в странах СНГ или работавшие по трудовым контрактам и после завершения сроков учебы или работы не пожелавшие вернуться на родину. Третья группа - это транзитные мигранты, которые намереваются выехать в одну из стран Запада в целях получения там работы или статуса беженца. Наконец, к нелегальным мигрантам следует также относить тех беженцев, которые уклоняются от выезда из страны после получения отказа от убежища.
Сводный расчет численности нелегальных мигрантов из стран СНГ приведен в таблице №4.
Таблица №2. Численность нелегальных мигрантов из стран СНГ в России (по данным за 2008 г.). Башкатов Б.И., Карпухина Г.Ю. Международная статистика труда. - М., 2008.- С. 25-30. С. 78.
Численность населения на начало 2001 г. (млн. человек)
Экономически
активное
население
(млн. человек)
Оценка
интенсивности нелегальных мигрантов (в % к населению)
Расчетная
численность нелегальных
мигрантов
(тыс. человек)
Азербайджан
8,0
3,8
15,0
1200
Молдавия
3,6
1,7
5,6
202
Таджикистан
6,2
1,8
5,0
310
Армения
3,8
1,5
12,0
456
Украина
49,7
24,0
3,8
1889
Узбекистан
24,6
…
1,0
246
Белоруссия
10,0
4,5
3,0
300
Грузия
5,4
…
8,0
432
Казахстан
14,9
7,1
3,0
447
Киргизия
4,9
1,9
1,0
49
Туркмения
5,0
…
0,2
10
Таким образом, общая численность нелегальных мигрантов из всех стран СНГ, незаконно находящихся на территории России, составляет не менее 5,5 млн. человек. В зависимости от различных экономических и политических факторов эта цифра может колебаться в ту или иную сторону. Например, после дефолта 1998 г. и введения Россией визового режима с рядом стран СНГ численность нелегальных мигрантов в России уменьшилась. В летние периоды отмечается рост числа нелегальных мигрантов примерно на 1-1,5 млн. человек. С учетом нелегальных мигрантов из стран дальнего зарубежья, оцениваемых в 2,0-2,5 млн., общее число нелегалов, находящихся на территории РФ, достигает 7,5-8 млн. человек. При этом два мигранта из каждых трех являются выходцами из стран Содружества.
Однако страны-импортеры рабочей силы не только имеют доходы от нелегальной миграции, но и несут огромные невосполнимые потери. Прежде всего, обесценивается трудовой и интеллектуальный потенциал. По официальным данным, среди мигрантов доля лиц с высшим образованием примерно в два раза выше, чем среди всего населения. Например, нелегальные мигранты из Азербайджана в подавляющем большинстве - мужчины в наиболее трудоактивных возрастах - 20-35 лет, намного меньше тех, кому 35-45 лет и 16-19 лет. Высок образовательный уровень азербайджанских мигрантов: среди них по меньшей мере половину составляют лица с высшим образованием, прежде всего учителя, инженеры, военнослужащие, бухгалтеры. Работая уличными торговцами, подсобными рабочими, они теряют свою квалификацию, многие из них не возвращаются к прежней профессии совсем. Страны СНГ - импортеры рабочей силы, теряют свой демографический потенциал. Длительный отрыв мужчин молодого возраста от дома нарушает половозрастную структуру населения мест выхода мигрантов, что негативно сказывается на семейно-брачных отношениях. Часть семей распадается, дети остаются без отцов. Многие нелегальные мигранты живут в плохих условиях, неприспособленных помещениях, общежитиях, что отрицательно сказывается на их здоровье. Среди нелегальных мигрантов выше заболеваемость различными инфекционными болезнями, в том числе туберкулезом, СПИДом. Условия и режим работы приводят к психическим перегрузкам и нервному перенапряжению. Нелегальные мигранты находятся под постоянным страхом быть задержанными, потерять работу, быть высланными из страны. Влияние нелегальной миграции на экономику и социальное развитие России весьма противоречиво. Прежде всего, надо отметить, что Россия из-за нелегальной миграции несет значительные потери. Эти потери могут быть уменьшены только при сокращении размеров нелегальной миграции, легализации той части нелегалов, которая изъявляет добровольное желание выйти из тени и получить вид на жительство, вложить свои капиталы в развитие экономики России.
Таким образом, под нелегальной миграцией понимается въезд граждан одной страны в другую с целью нелегального трудоустройства. На процессы нелегальной миграции повлияли факторы, связанные с глобализацией.
3.3 Общая характеристика правонарушений, связанных с незаконным привлечением и использованием иностранной рабочей силы в РФ
Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ в ред. от 07.05.2009 г. усилил ответственность за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства и за незаконный прием на работу иностранцев. В соответствии с внесенными поправками нарушение правил миграционного учета и порядка привлечения к трудовой деятельности иностранной рабочей силы может повлечь для организации весьма серьезные финансовые последствия. Размеры штрафов (они предусмотрены кодексом об административных правонарушениях в ст. 2.6. «Административная ответственность иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц», ст. 18.8. «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима территории РФ») разнятся в зависимости от нарушения.
Так, если фирма взяла на работу сотрудника, у которого отсутствует разрешение на работу, или у самой компании нет разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, ей придется уплатить от 250 000 до 800 000 рублей или приостановить деятельность на три месяца (п. 2 ст. 18.15 КоАП). Если же работодатель не уведомил миграционную службу, центр занятости или налоговую - от 400 000 до 800 000 рублей, или приостановление деятельности на такой же срок (п. 3 ст. 18.15 КоАП). Наложение миллионного штрафа возможно только в двух ситуациях:
1. в случае привлечения к трудовой деятельности иностранца вопреки установленным федеральным законом ограничениям в отношении иностранцев на осуществление отдельных видов деятельности.
2. в случае несоблюдения иностранным юридическим лицом (его филиалом или представительством) ограничений, установленных федеральным законом, на осуществление зарубежными организациями отдельных видов деятельности.
Такие санкции уже применяются по всей стране и дают большой эффект. По такому максимуму могут наказать недобросовестного работодателя, привлекающего к трудовой деятельности иностранца без получения обязательного разрешения на использование и привлечение иностранной рабочей силы либо при отсутствии у последнего разрешения на работу. Работодателю грозит столь суровая ответственность и в случае неуведомления им соответствующего госоргана о привлечении к трудовой деятельности иностранца, если уведомление обязательно в соответствии с законом.
Следует отметить, что согласно вступившим в силу с 15.01.2007 поправкам в ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» у работодателя нет необходимости получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы, прибывающей в РФ в безвизовом порядке, но ему придется уведомить указанный орган о привлечении иностранных работников. При этом нужно иметь в виду, что размер штрафа будет многократно увеличен в случае привлечения к трудовой деятельности двух и более иностранных граждан, так как административная ответственность наступает за нарушение правил в данной сфере в отношении каждого нелегала. Нарушение законодательных ограничений в отношении иностранцев на осуществление ими отдельных видов деятельности может обернуться для работодателей и альтернативной санкцией, а именно административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток. Работодателю, принимающему на работу иностранных граждан, прибывших в безвизовом порядке, необходимо с ними заключить договор и проинформировать об этом миграционную и налоговую службу, органы занятости.
В соответствии с вышеуказанным законом, «иностранный гражданин, виновный в нарушении законодательства РФ, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом иностранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных» (ст. 33). Нелегальным мигрантом считается не только тот, кто нелегально пересек границу государства. Стать им можно, нарушив правила пребывания в стране. Самым распространенным остается нарушение визового режима, умышленное или случайное.
Законы о правовом положении иностранных граждан в РФ и о выезде иностранных граждан из РФ и въезде в РФ детально регулируют порядок пребывания мигрантов в Россию. В соответствии с ними пребывающие в РФ иностранцы обязаны зарегистрироваться в стране в течение трех суток в гостиницах или в органах внутренних дел либо в российской принимающей организации. Им разрешено свободно передвигаться по территории РФ, открытой для посещения иностранными гражданами, при условии уведомления о поездке. Но, в случае изменении места пребывания в РФ в нарушение указанного порядка, иностранцы обязаны по требованию ОВД возвратиться к прежнему месту пребывания или следовать в соответствии с избранными пунктами назначения. Иностранные граждане обязаны выехать из России по истечении определенного им срока пребывания. Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку.
При нарушении этих правил, а также иных, в том числе при нарушении: режима государственной границы; режима пропуска в контрольно-пропускных пунктах; правил использования и привлечения рабочей силы; нарушения иммиграционных правил, в отношении иностранного гражданина может наступить административная ответственность, в том числе и специальные её виды - депортация и административное выдворение.
1. Административное выдворение. (ст. 3.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Оно состоит в принудительном и контролируемом перемещении (либо контролируемом самостоятельном выезде) через Государственную границу РФ за ее пределы по решению суда (ст. 3.10, 18.8 КоАП РФ, ст. 34 Закона №115-ФЗ). При этом понятие «выдворение», по мнению ряда ученых, в частности Борзуновой О.А. Комментарий к ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” от 25 июля 2002 г. №115 (постатейный). - М.- 2004. - С. 67. С. 83, должно пониматься в самом широком смысле в качестве синонима традиционно используемого термина «высылка».
Решение о выдворении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в нашу страну в качестве туристов или по частным делам и уклоняющихся от выезда из России по истечении определенного им срока пребывания (довольно распространенный способ нелегальной миграции), принимает МВД, УВД, ГУВД субъектов РФ по согласованию с органами Федеральной службы безопасности и при необходимости с МИД России. Тюрин В.А. Меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства // «Современное право». - № 6. - 2003. - С. 27. С. 83.
Напротив, решение о выдворении при незаконном пересечении Государственной границы РФ выносится органами погранслужбы (в ведении ФСБ) на месте. Основания для этого закреплены в отдельной 18 главе КоАП РФ. В связи с этим А.В. Куракин Куракин А.В. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства // «Юрист». - № 9 - 2000. - С. 36-37. С. 83. поднимает вопрос о необходимости оптимального решения проблемы об уровне принятия решений о выдворении нелегальных мигрантов из России. Сейчас, установлена излишняя централизация в предоставлении права о принятии решений о выдворении граждан зарубежных государств и лиц без гражданства из нашей страны. Поэтому автор предлагает расширить круг органов внутренних дел, компетентных принимать решения по этому вопросу, оставив за центральными аппаратами лишь контрольные функции. Это повысит, на его взгляд, ответственность горрайорганов внутренних дел, а также будет способствовать более оперативному принятию подобных решений и их реализации. Еще одной недоработкой, по мнению Куракина, является то, что законодатель также не раскрывает содержания принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу, контролируемого самостоятельного выезда из России выдворяемых (ст. 3.10 КоАП РФ). Данная норма просто копирует ст. 32.1 КоАП РСФСР. На его взгляд, речь в данной статье закона идет, во-первых, о сокращении срока пребывания, закрытии визы, во-вторых, о принудительном содержании в спецучреждении до оформления документов по выдворению с последующим выездом под контролем органов внутренних дел во всех случаях. Эти действия должны быть отражены в специальных статьях КоАП, ибо эта процедура связана с ограничением прав человека, практически с нахождением его под стражей. В условиях нехватки денежных средств на постройку центров сортировки нелегальных иммигрантов они месяцами содержатся в милицейских приемниках, дожидаясь своего часа.
2. Депортация.
В соответствии со ст. 31 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» в случае, если иностранный гражданин не выехал из Российской Федерации в течение трех дней при сокращении срока проживания или временного пребывания либо в течение пятнадцати дней не покинул РФ при аннулировании разрешения на временное проживание или вида на жительство, то он подлежит депортации. Депортация - это принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в РФ (ст. 2 указанного закона).
По своей сути депортация ничем не отличается от административного выдворения: и в том, и в другом случае иностранный гражданин или лицо без гражданства высылается из страны. Обе меры применяются в судебном порядке. Отличие состоит в том, что административное выдворение - мера административного наказания, а депортация не является таковой (поскольку данная мера принуждения не закреплена в ст. 3.2 КоАП РФ) - это мера административного предупреждения или административного пресечения, применяемая исключительно к иностранным гражданам и лицам без гражданства в случае возникновения оснований, предусмотренных в статьях 7 и 8 Закона о правовом положении иностранных граждан.
Анализ российского законодательства и практики свидетельствует, что и выдворение нелегалов может выступать как мера административного предупреждения, как мера административного пресечения и как мера административного взыскания. В качестве административно-принудительной меры выдворение выступает, когда, например, выясняется, что нелегальный мигрант является душевнобольным, страдает инфекционным заболеванием в тяжелой форме и т.д. В данном случае его выдворение не связано с правонарушением. Оно преследует цель предупреждения инфекционных заболеваний, наступления тяжких нежелательных последствий. Аналогично обстоит дело, когда с учетом выяснения личности иностранного гражданина или лица без гражданства есть основания считать, что они могут причинить ущерб интересам обеспечения государственной безопасности или правопорядку.
В качестве меры пресечения выдворение применяется в тех случаях, когда иностранный гражданин или лицо без гражданства допускает в течение продолжительного времени систематическое нарушение общественного порядка. Например, когда он по истечении срока пребывания не убывает в свою страну, когда нарушает порядок передвижения и т.д. При таких ситуациях важно приостановить, пресечь антиобщественную деятельность иностранного гражданина и лица без гражданства. Эту роль и выполняют специальные меры административно-правового пресечения. Меры административного пресечения применяются в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, пересекающих Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.
По степени тяжести правовых последствий выдворение является одной из наиболее серьезных мер среди других видов административных взысканий, применяемых к иностранным гражданам и лицам без гражданства. Этот вид административного взыскания тесно связан с обеспечением государственной безопасности. Ягодин С. Законодательство о миграции: плюсы и минусы // «Закон». - 2003. - №7. - С. 109. С. 86.
В несколько раз возросли штрафы за нарушение режима Государственной границы. По статье 18.9 КоАП РФ за нарушение должностным лицом организации установленного порядка регистрации иностранных граждан, оформления документов устанавливается штраф до 100 МРОТ (вместо 50), а на юридических лиц - до 3000 МРОТ вместо установленных ранее 50 МРОТ. Поскольку последнее касается фирм, предлагающих услуги по регистрации, стоимость последней пропорционально возрастет. Аналогичные санкции (до 3000 МРОТ для юридических лиц) введены за нарушение правил привлечения и использования иностранной рабочей силы (ч. 1 статьи 18.10 КоАП РФ).
Уголовно-правовую ответственность за нелегальную миграцию следует классифицировать по субъектам. Во-первых, это ответственность самих нелегалов. Во-вторых, это ответственность предпринимателей и работодателей, нанимающих нелегальных мигрантов. И в-третьих, это ответственность тех, кто культивирует нелегальную миграцию, помогает нелегалам обходить законы и наживается на этом. Викторов И.С. Незваные гости? // «Закон». - 2003. - № 5. - С. 103. С. 87.
Контролировать и наказывать за данные нарушения призван уголовный закон. Например, есть ст. 322 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая наказание за незаконное пересечение Государственной границы России. Максимальное наказание за это для мигранта - 2 года лишения свободы, для организованной группы - 5 лет. Незаконное пересечение границы нередко сопровождается применением оружия или иных предметов, используемы в качестве такового. Но квалифицирующего признака по данному основанию в УК нет.
Государственная Дума внесла в Уголовный кодекс давно ожидаемую поправку, направленную на сворачивание внешней миграции. Ей введена уголовная ответственность за организацию незаконной миграции, для чего УК дополнен статьей 322.1, карающей за организацию незаконного въезда в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в стране или незаконного транзитного проезда через российскую территорию. За эти действия предусмотрены штраф, обязательные или исправительные работы либо лишение свободы на срок до двух лет. По части второй (те же деяния, совершенные организованной группой или в целях совершения преступления на территории РФ) установлено лишение свободы на срок от двух до пяти лет.
Я считаю, что ответственность организаторов незаконной миграции следует закрепить в УК, обязательно детально проработав. Например, следует ввести ответственность за контрабанду людей. В Уголовном кодексе подобной формулировки нет. Есть лишь статья 127.1 «Торговля людьми», определяющая торговлю людьми как «куплю-продажу человека либо его вербовку, перевозку, передачу, укрывательство или получения, совершенные в целях его эксплуатации». Данное понятие не полностью охватывает весь спектр признаков этого преступления, поэтому требуется более «широкое» определение, например, как: незаконный ввоз в страну мигрантов для неквалифицированной низкооплачиваемой работы в мастерских, на дому или в сельском хозяйстве. Контрабанда людей - сложная и многоаспектная проблема, которая требует совместных немедленных и решительных действий специалистов разного профиля на международном уровне. Малышева М. Глобализация, гендерное неравенство и репродуктивный труд женщин // Гендер и экономика: Мировой опыт и экспертиза российской практики. М.: Русская панорама, 2002. - С. 28-32. С. 88.
Таким образом, расширение легитимного поля трудовой миграции возможно путем введения поправок в закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» и введения специальной главы о работниках-мигрантах в ХII раздел ТК РФ. Разработка программы поэтапной легализации незаконных мигрантов, присутствующих на территории России. Введение специальных норм уголовного и административного права против организаторов нелегальной миграции и их пособников. Разработка и внедрение методик по применению новых статей УК о торговле людьми и использовании рабского труда. Разработка программ защиты жертв и свидетелей в целях более эффективного привлечения пострадавших от незаконных действий властей и работодателей. Обеспечение адекватной статистики и учета миграции, проведение научных исследований. Кооперация между ведомствами, руководящими трудовой и миграционной политикой, для определения экономической потребности в мигрантах и наиболее эффективных путей обеспечения их занятости, противодействия теневой занятости мигрантов. Борьба с коррупцией: развитие официальной инфраструктуры миграции и официально действующих служб, обеспечивающих безопасную и информированную миграцию.
Заключение
Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие выводы.
1. Проблемы миграции затрагивают почти все страны мира. Для России вопрос миграции - один из самых важных, но, к сожалению, ресурсов для решения этого вопроса катастрофически не хватает. Из России уезжают не только неквалифицированные рабочие, но и специалисты из самых разных областей науки покидают свою родину с целью увеличения заработка и проведения исследований в определенной области науки. В эпоху стремительного научно-технического развития наша страна лишается человеческого потенциала, обеспечивающего экономическую и научную конкурентоспособность. Именно поэтому Правительство РФ должно побеспокоиться о создании необходимых условий работы и проживания, как квалифицированных специалистов, так и неквалифицированных, чтобы к середине XXI века Россия не деградировала и стояла на самой низшей ступени развития в области науки, образования, экономики и других областях.
2. Основная проблема, которая стоит перед государствами мира, - как обеспечить свое участие в международном трудовом обмене. Степень участия стран мира в международном трудовом обмене различна и зависит от основных экономических параметров их развития в современных условиях. Участие России в этом мировом процессе неизбежно. Введение типов миграционной политики показало, что страны мира ведут политику, обусловленную их положением в мировых миграционных потоках. В то же время, если в экономически активное население стран-экспортеров включить их население, находящееся за рубежом, то уровень экономически активного населения у стран-экспортеров повышается, подтягиваясь к уровню стран-импортеров, а у последних, за вычетом заемных трудовых ресурсов, понижается.
3. Видно также, что миграция оказывает существенное влияние на социально-экономическое и демографическое развитие практически всех стран, участвующих в этом процессе. Это одно из самых сложных демографических явлений, так как на миграционное поведение населения воздействует целый комплекс межнациональных, политических, экономических и социальных факторов.
4. Межгосударственные отношения характеризуются тенденцией к сближению национальных рынков рабочей силы, все большей прозрачностью границ, усилиями по взаимодействию в области иммиграционного контроля. Особенно характерно это для стран с высоким уровнем экономического развития, прежде всего, Северной Америки и Западной Европы. Определенное стремление к обобщению рынков рабочей силы складывается и у стран СНГ, причем по инициативе Российской Федерации.
5. Таким образом, трудовая миграция как сложное социально-экономическое явление имеет свои плюсы и минусы. Безусловно, что трудовая миграция, прежде всего, приносит очевидные социально-экономические выгоды и способствует:
A. формированию и развитию общего рынка труда стран СНГ, замещению вакансий, которые не привлекательны для местного населения, смягчению безработицы через создание новых рабочих мест в сфере обслуживания и смежных отраслях, выживанию части населения в сложных условиях переходного периода;
B. развитию предпринимательства и малого бизнеса;
C. наполнению потребительского рынка товаров и услуг, увеличению налогооблагаемой базы страны, амортизации инфляционных процессов;
D. созданию среднего класса как социальной основы рыночной экономики;
E. развитию человеческого потенциала путем приобретения опыта работы в иностранных фирмах, освоения новых технологий и овладения новой специальностью, иностранными языками, повышения квалификации;
F. поддержанию экономических и трудовых связей между странами и народами, что является немаловажным фактором развития интеграционных процессов в Содружестве.
6. В то же время трудовая миграция, особенно в нелегальной форме, имеет и отрицательные последствия.
A. Одно из главных из них - слабая социальная защита трудящихся-мигрантов либо вообще ее отсутствие.
B. К недостаткам следует отнести и краткосрочный характер большинства заключаемых контрактов, ограниченный перечень доступных для трудящихся-мигрантов рабочих мест.
C. Нелегальная миграция является питательной средой для роста преступности, развития торговли наркотиками, оружием, теневой экономики.
Однако в целом трудовая миграция на основе трудовых контрактов приносит несомненные выгоды как странам эмиграции, так и принимающим странам. Для государств СНГ трудовая миграция - наиболее реальный путь продвижения граждан на международный рынок труда. При этом очевидна растущая роль России в данном процессе.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.), с дополнениями по состоянию на 21.07.2007. С. 46.
2. Кодекс РФ об Административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (по состоянию на 07.05.2009). С. 80. С. 81.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (с изм. и доп. от 21 июля 2007 г.). С. 46.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: Юрайт-Издат, - 2004 г. С. 65.
5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. №174-ФЗ с изм. и доп. от 6 июня 2007 г.). С. 67.
6. Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп. от 5 февраля 2007 г.). С. 65.
7. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (с изменениями от 19 июля 2007 г.). С. 66.
8. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. №125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (с изменениями от 21 июля 2007 г.). С. 67.
9. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 26 июня 2007 г.). С. 66.
10. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. и доп. на 25 декабря 2008 г.). С. 65.
11. Федеральный закон от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве РФ». С. 66.
12. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 6 января 2007 г.). С. 81.
13. Федеральный закон от 21.07.1997 №114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» (с изм. и доп. от 2 марта 2007 г.). С. 65.
14. Федеральный закон РФ от 05.11.2006 №189-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)». С. 39.
15. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (с изм. и доп. на 10 января 2007 г.). С. 47.
16. Федеральный закон РФ от 30.12.2006 №271-ФЗ «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». С. 47.
17. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (с изм. и доп. на 18.10.2007 г.). С. 67.
18. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. №1026-I «О милиции» (с изм. и доп. от 2 марта 2007 г.). С. 67.
19. Закон РФ от 17 января 1992 №2203-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп. от 5 июня 2007 г.). С. 66.
20. Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. №225 «О трудовых книжках» (с изм. и доп. от 6 февраля 2004 г.). С. 47.
21. Постановление Правительства РФ от 23.12.2006 г. №798 «Об утверждении порядка подачи уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы». С. 40.
22. Постановление Правительства РФ от 15.01.2007 №10 «Об установлении размера платы за услуги организаций федеральной почтовой связи по приему уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания на территории РФ». С. 40.
23. Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 №683 «Об установлении на 2007 г. допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субьектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории РФ». С. 48.
24. Постановление Правительства РФ от 17.02.2007 №97 «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в РФ, вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)». С. 49.
25. Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2006 г. №797 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации». С. 49.
26. Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 №681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в РФ». С. 49.
27. Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 №783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации». С. 55.
28. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. №665 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности». С. 55.
29. Постановление Правительства РФ от 15.11.2006 №682 «Об утверждении на 2007 год квоты на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, прибывшим в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы». С. 54.
30. Приказ ФМС РФ от 25.12.2006 №370 «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства». С. 52.
31. Абрамова О.В. Правовое регулирование труда иностранных граждан в Российской Федерации. // «Трудовое право» - №2 - 1997 г. С. 6.
32. Байгиреев М. «Нидерланды: суть реформы социальной защиты - в стимулировании трудовой активности» // «Человек и труд». - №1. - 2004 г. С. 43. С. 45.
33. Башкатов Б.И., Карпухина Г.Ю. Международная статистика труда. - М. - 2008 г. С. 71. С. 78.
34. Бекетова В.Д., Воронина З.И. Трудоустройство иностранцев в России и за рубежом: материальное и коллизионное регулирование // Сборник научных трудов. - Тюмень. - №5. - 2006 г. С. 4.
35. Бородин И.И., Минаева Л.А. Занятость, профсоюзы и незаконные увольнения // «Юрист». - №10. - 2002 г. С. 20.
36. Викторов И.С. Незваные гости? // «Закон». - №5 - 2003 г. С. 87.
37. Виноградова Е.В. Защита прав трудящихся-мигрантов: международные нормы и российские реалии. // «Человек и труд». - №6. - 1994 г. С. 7.
38. Виноградова Е.В. Международный рынок труда и перспективы российской трудовой эмиграции. // «Труд за рубежом». - №4. - 1996 г. С. 7.
39. Власова В.М., Сидоркина В.А. Стабилизация занятости в условиях рынка. - М. - 2002 г. С. 74.
40. Давлетгильдеев Р.Ш. К вопросу об определении понятия «внешняя трудовая миграция» в российском праве. // «Российский юридический журнал». - №4. - 1997 г. С. 6.
41. Дадев O.K. Основные направления политики ведущих западных стран по отношению к российским гражданам. // «Труд за рубежом» - №3. - 1996 г. С. 8.
42. Дадев O.K. Международное сотрудничество в области трудовой миграции. // «Труд за рубежом» - №3. - 1997 г. С. 8.
43. Дадев O.K. Социальная и экономическая поддержка соотечественников за рубежом (опыт стран Западной Европы). // «Труд за рубежом» - №1 - 2000 г. С. 8.
44. Гаврилина А. Трудоустройство работников в связи с прекращением трудового договора // «Трудовое право». - №3 - 2000 г. С. 19.
45. Герасименко Ю.В. Иностранцы: понятие и содержание их конституционно-правового статуса: Лекция. - Омск: Академия МВД России. - 1996 г. С. 6. С. 15.
46. Герасименко Ю.В. Конституционно-правовой статус иностранных граждан и роль ОВД в его обеспечении: учеб. пособ. - Омск - 2001 г. С. 6. С. 14.
47. Глазырин В.В. Правовое положение иностранных граждан в трудовых отношениях в России. - М. - 1997 г. С. 6
48. Глазырин В.В. Правовое регулирование труда иностранных граждан в России. // «Юридический мир». - №5 - 1997 г. С. 16.
49. Киселев И.А. Новый облик трудового права стран Запада. - М. - 2003 г. С. 58. С. 59. С. 61. С. 63. С. 64.
50. Киселев И.Л. Международный труд. - М. - 1997 г. С. 5.
51. Комментарий к ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25 июля 2002 г. №115 (постатейный). - М. - 2004 г. С. 83.
52. Куракин А.В. Административное выдворение за пределы РФ иностранных граждан и лиц без гражданства // «Юрист». - №9 - 2000. - С. 36-37. С. 83.
53. Лазарев Л.В., Марышева Н.И., Пантелеева И.В. Иностранные граждане: правовое положение. - М. - 2002 г. С. 28. С. 68.
54. Малышева М. Глобализация, гендерное неравенство и репродуктивный труд женщин // Гендер и экономика: Мировой опыт и экспертиза российской практики. М.: Русская панорама. - 2002 г. С. 88.
55. Медведева Г.С. Трудоустройство рабочих и служащих по законодательству скандинавских стран // Материалы по иностранному законодательству и международному частному праву: Труды. - М., 2003. - №54. С. 21. С. 25.
56. Медведев О.М. Правовые проблемы обеспечения занятости населения. - Тверь. - 2004. С. 22.
57. Метелев С.Е. Международная трудовая миграция и развитие российской экономики: монография. - М.: Закон и право. - 2006 г. С. 6.
58. Наумова Р.Л. Труд иностранцев у российского работодателя: монография. - М.: Дашков и Ко. - 2009 г. С. 7.
59. Нурмагамбетов А.М. Рынок труда: правовые проблемы и перспективы. Алматы. - 2008 г. С. 17.
60. Попов А.Д. Иностранная рабочая сила в экономике России. // «Миграция населения и перспективы демографического развития Росси». - М. - 2008 г. С. 64.
61. Полетаев Д. Нелегальная миграция: результаты социологического исследования в регионах России. - М. - 2008 г. С. 77.
62. Пристанева А.А. Рынок труда: занятость и безработица - М. - 2007 г. С. 72.
63. Рифиниус В. Полная занятость: проблемы регулирования // «Хозяйство и право». - 2000. - №6. С. 23.
64. Рожников Л.В. Некоторые вопросы специальной трудовой правосубъектности иностранных работников. - М. - 2006 г. С. 66. С. 67.С. 69.
65. Скачкова Г.С. Труд иностранцев в России: правовое регулирование. Научно-практическое пособие. - М. - 2006 г. С. 7.
66. Степанова Е.А. Правовое регулирование труда иностранных граждан. // «Профессионал». - 2003. - №10. С. 46.С. 51.С. 54.
67. Тюрин В.А. Меры административного принуждения, применяемые к иностранным гражданам и лицам без гражданства // «Современное право». - 2003. - №6. С. 83.
68. Феоктистов И.А. Трудоустройство иностранных граждан в России. - М.: ГроссМедиа. - 2008 г. С. 7.