Рефераты

Общий режим отбывания наказаний

Общий режим отбывания наказаний

Введение

Актуальность темы исследования. Режим является основным средством воздействия на лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы, ограничения свободы и ареста. В нем отражается отношение российского общества и государства к лицам, поправшим закон, мораль и нравственность общества, противопоставившим себя правопослушным гражданам. Режим в местах отбывания наказаний - категория общественная, социальная, правовая. Предметом спора политиков, социологов, психологов является содержание режима, в котором выражается отношение государства к осужденным.

«Целью и обоснованием приговора - к тюремному заключению или вообще к лишению свободы, - говорится в ст. 58 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными 1955 г., - является, в конечном счете, защита общества и предотвращение угрожающих обществу преступлений. Этой цели можно добиться только в том случае, если срок заключения используется для обеспечения того, чтобы по возможности по возвращении к нормальной жизни в обществе правонарушитель оказался не только готовым, но и способным подчиняться законам и обеспечить свое существование».

Таким образом, продолжительность срока изоляции и содержание режима на этот период призваны обеспечить восстановление социальной справедливости и исправления осужденного. Этими целями определяется режим в местах лишения свободы во всех цивилизованных государствах мира.

Целью курсовой работы является изучение основных вопросов режима содержания осужденных к лишению свободы, в частности общего режима, как основного средства их исправления.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- раскрыть понятие, содержание, функции режима в исправительных учреждениях, а также основные способы его обеспечения;

- рассмотреть особенности общего режима отбывания наказания осужденными в исправительных колониях и тюрьмах.

Теоретико-методологической основой написания данной курсовой работы послужили работы А.И. Зубкова, А.А. Игнатьева, А.С. Михлина, О.Г. Перминова, И.Л. Трунова и др.

Нормативную базу исследования составили международно-правовые документы по правам человека, Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, а также другие федеральные законы, подзаконные акты в сфере исполнения наказания в виде лишения свободы.

1. Режим как основное средство исправления осужденных к лишению свободы

1.1 Понятие, содержание и основные функции режима в исправительных учреждениях

До принятия нового Уголовно-исполнительного кодекса РФ понятие режима в исправительном учреждении не было закреплено в законодательстве, а разрабатывалось лишь в теории уголовно-исполнительного права. Новый Уголовно-исполнительный кодекс РФ (УИК РФ) от 8 января 1997 г. №1 - ФЗ законодательно определил понятие режима.

Статья 82 УИК РФ содержит понятие режима в исправительном учреждении, которое отвечает основным требованиям международного стандарта - Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными 1955 г. [1].

Согласно части 1 статьи 82 Уголовно-исполнительного кодекса РФ режимом в исправительных учреждениях называется «установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания».

Данное в ст. 82 УИК понятие режима отражает принципы уголовно-исполнительного законодательства (ст. 8 УИК), конкретизирует задачи уголовно-исполнительного права (ч. 2 ст. 1 УИК), определяет характер уголовно-исполнительных отношений, возникающих в процессе исполнения наказания.

Содержание режима исполнения и отбывания наказания, таким образом, составляют:

а) порядок исполнения лишения свободы, т.е. права, обязанности должностных лиц учреждений и органов, исполняющих наказания в виде лишения свободы, формы и методы их исполнения;

б) права и обязанности лиц, отбывающих лишение свободы;

в) права и обязанности лиц, общающихся с осужденными в процессе отбывания ими лишения свободы (сотрудников ИУ, не обладающих властными полномочиями, и граждан, не относящихся к сотрудникам ИУ);

г) права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за законностью исполнения и отбывания лишения свободы.

Режим исполнения и отбывания наказания должен обеспечить:

а) охрану и изоляцию осужденных, т.е. не допускать их не санкционированного общения как с лицами, не имеющими отношения к исполнению наказания, так и между собой внутри ИУ, когда это необходимо в интересах достижения целей наказания (колония особого режима, тюрьма, карцер, штрафной изолятор, одиночная камера);

б) постоянный надзор за соблюдением осужденными установленного порядка [6], чтобы не допустить совершение ими правонарушений и преступлений, в том числе путем проведения личного обыска или обыска помещения, в котором они проживают; досмотра вещей, изъятия у них неположенных предметов и вещей (ст. 82 УИК), проведения оперативно-розыскной работы [5] (ст. 84 УИК), использования технических средств надзора и контроля (ст. 83 УИК);

в) исполнение осужденными возложенных на них УИК РФ и Правилами внутреннего распорядка обязанностей [7];

г) реализацию осужденными их прав и интересов: получение одежды установленного образца (ч. 4 ст. 82 УИК); обжалование действий администрации (ст. 15, ч. 4 ст. 87 УИК и др.); приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 УИК РФ); получение свиданий (ст. 89 УИК); телефонные переговоры, прогулки (ст. 93 УИК), просмотр кинофильмов, телепередач, прослушивание радио (ст. 94 УИК); приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей (ст. 95 УИК), а также и иных прав и интересов, которые гарантированы Конституцией РФ и другими законами и на которые не установлены ограничения уголовно-исполнительным законодательством (ст. 14 УИК и др.);

д) личную безопасность осужденных (ст. 13 УИК) и персонала (ст. 86 УИК);

е) раздельное содержание разных категорий осужденных, разные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, продиктованное необходимостью обеспечения режима, адекватного опасности осужденного и содержания его антиобщественной установки.

Режим исполнения и отбывания наказания выполняет следующие функции [14, с. 81-82]:

- реализация кары, т.е. восстановление социальной справедливости, поскольку режим представляет совокупность ограничений прав и свобод личности (изоляция, ограничения свободы передвижения внутри исправительного учреждения, права пользования имуществом, расходования денег, права распоряжения временем по своему усмотрению, права общения с внешним миром и т.п.). Вместе с тем кара не является конечной целью исполнения наказания, а выступает в качестве побудительного средства, помогающего виновному осознать, что кара, которая переносится и физически, и морально очень тяжело, есть следствие причиненного им другим гражданам, обществу или государству вреда преступлением, за которое он наказан, и что единственный способ не навлечь на себя кару вновь - отказаться от совершения в будущем преступлений;

- воспитание в осужденном сознания необходимости соблюдать установленный порядок, уважать интересы других граждан, общества и государства путем кары, т.е. средствами режима, установленного в исправительном учреждении. Эта функция должна реализовываться в тесной связи с применением чисто воспитательных средств (ч. 2 ст. 9 УИК) - разъяснительной работой, помогающей осужденному осознать, что кара есть плата за страдания, причиненные преступлением невинным людям, которые ими переносились незаслуженно и потому более тяжело, чем виновным;

- ресоциализация - привитие осужденному социально полезных качеств, навыков и убеждений, необходимых для адаптации после отбытия наказания: стремление к полезному труду, приобретению трудовых навыков, специальностей, формирование понимания, что только честный труд служит источником нормальной жизни человека. В ст. 9 УИК общественно полезный труд неслучайно отнесен к средствам исправления осужденного, так как при отсутствии строгого режима труд в условиях исправительного учреждения либо вообще невозможен, либо не способен сформировать у осужденного полезные трудовые навыки;

- создание условий для применения других средств исправления (ч. 2 ст. 82 УИК). Эта обеспечивающая функция объединяет все средства исправления осужденного, делает их реально осуществимыми.

Обеспечивающая функция режима представляет собой правовую опору для реализации всего комплекса средств воспитательного и профилактического воздействия на осужденных, поскольку процесс исправления имеет принудительный характер. Режимные требования определяют порядок привлечения осужденных к труду и его организацию, специфику проведения общеобразовательного обучения и профессиональной подготовки, культурно-массовой и физкультурно-спортивной работы;

- социальный контроль - это профилактическая функция направлена на предупреждение совершения преступлений и иных правонарушений как осужденными, так и иными лицами, находящимися на территории и объектах исправительный учреждений и прилегающих к ним территориях.

Функции режима отбывания наказания в исправительном учреждении реализуется комплексно, они дополняют друг друга и взаимосвязаны между собой. Каждая из них, осуществляясь самостоятельно, создает одновременно условия для успешной реализации всей совокупности функций.

1.2 Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях

Строгое соблюдение режима в исправительном учреждении является залогом успеха в достижении целей наказания, в процессе его исполнения. Администрация учреждений и органов, исполняющих наказание, имеет право требовать исполнения осужденными возложенных на них УИК РФ, Правилами внутреннего распорядка и другими нормативно-правовыми актами обязанностей и призвана обеспечить их соблюдение средствами, предусмотренными этими нормами права:

- требование исполнения запретов и ограничений, надзор, меры взыскания и поощрения (ст. 114 -115 УИК),

- пресечение нарушений силой или применением оружия (ст. 86 УИК),

- использование возможностей оперативно-розыскной деятельности (ст. 84 УИК),

- пресечение злостных нарушений установленного порядка отбывания осужденных к лишению свободы (ст. 116 УИК),

- материальная ответственность осужденных к лишению свободы (ст. 102 УИК),

- введение режима особых условий в исправительных учреждениях (ст. 85 УИК) и др.

В то же время администрация обязана обеспечить права осужденных: на:

- свидания (ст. 89 УИК РФ),

- приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости (ст. 88 УИК),

- получение посылок, передач и бандеролей (ст. 90 УИК),

- переписку и отправление денежных переводов (ст. 91 УИК),

- телефонные разговоры (ст. 92 УИК),

- получение прогулки (ст. 93 УИК),

- просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач,

- получение медицинской помощи (ст. 101 УИК) и др.

Администрация органов и учреждений, исполняющих лишение свободы, не может отказать в удовлетворении прав осужденных, если законом не предусмотрено их ограничение.

Средствами соблюдения режима являются также предусмотренные законом формы контроля. Контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, является условием повышения эффективности процесса исполнения наказания и применения исправительного воздействия, обнаружение и устранение выявленных недостатков в их деятельности.

Учреждения и органы, исполняющие наказания, виды и порядок контроля за их деятельностью при реализации наказания определены в главе 3 УИК РФ. Регламентированный в данной главе контроль за деятельностью персонала может быть классифицирован по различным основаниям. В зависимости от субъектов, которые осуществляют контроль, различаются международный, государственный и общественный контроль.

Поскольку персонал учреждений и органов, исполняющих наказания, - основной субъект соблюдения правил обращения с осужденными, то за его деятельностью устанавливается не только национальный внутригосударственный, но и международный контроль.

Государственный контроль за деятельностью персонала учреждений и органов, исполняющих наказания, имеет несколько видов: контроль органов государственной власти и органов власти местного самоуправления; судебный контроль и прокурорский надзор; ведомственный контроль как разновидность контроля органов исполнительной власти.

Общественный контроль подразделяется на следующие виды: контроль государственно - общественных организаций и общественных объединений за порядком и условиями отбывания наказания; контроль правозащитных организаций и средств массовой информации, осуществляемый в специфических формах [11, с. 52-53].

Одним из способов обеспечения режима отбывания лишения свободы является регулирование администрацией исправительного учреждения в соответствии с Правилами внутреннего распорядка отношений между осужденными и лицами, работающими в исправительных учреждениях по трудовым соглашениям, а также с лицами, находящимися на территории исправительного учреждения и прилегающей к нему территории.

Администрация вправе осуществлять досмотры лиц, входящих на территорию исправительного учреждения и выходящих из него, а также во время нахождения на территории ИУ, четко регулировать отношения осужденных с иными лицами в процессе трудовой деятельности, свиданий. В соответствии со ст. 87 УИК РФ администрация вправе проводить досмотры на прилегающих к исправительному учреждению территориях, на которые распространяются режимные требования, любых лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

Серьезным способом обеспечения режима отбывания наказания являются меры безопасности, применение физической силы, специальных средств, оружия (ст. 86 УИК РФ). Впервые в законе дано детальное решение этих важных и острых вопросов. Закон не ограничивается общими ссылками на необходимую оборону и крайнюю необходимость, тем более что эти ситуации далеко не единственные, требующие применения специальных средств и оружия, а детально описывает условия применения этих средств и требования к их правомерному применению сотрудниками исправительной системы.

Закон предусматривает три вида средств: физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Применение физической силы предполагает физическое воздействие на осужденных, в том числе боевые приемы борьбы (самбо, карате, дзюдо и др.).

К специальным средствам закон относит: резиновые палки, наручники, (а при их отсутствии средства связывания), светозвуковые средства отвлекающего действия, средства разрушения преград, водометы и бронемашины, служебных собак и газовое оружие.

К огнестрельному оружию относится оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. Не относятся к огнестрельному оружию гладкоствольные охотничьи ружья, сигнальные, стартовые, газовые, строительные пистолеты, ракетницы, не содержащие взрывчатых веществ и смесей, имитационные, пиротехнические и осветительные средства [17].

Общие требования к применению этих средств сводятся к следующему:

- сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах;

- сотрудники обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, а также умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим;

- при применении физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны предупредить о намерении их использования, предоставив достаточно времени для выполнения требований. Если же промедление с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия создает непосредственную опасность жизни или здоровью персонала, военнослужащих внутренних войск МВД и иных лиц, а также осужденных и заключенных, может повлечь иные тяжкие последствия или, когда предупреждение о применении специальных средств в создавшейся обстановке неуместно или невозможно, указанные средства применяются без предупреждения;

- сотрудники, применяющие физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, обязаны обеспечить наименьшее причинение вреда осужденным и заключенным, предоставление пострадавшим медицинской помощи;

- о каждом случае применения физической силы, специальных средств или оружия сотрудник должен доложить своему непосредственному начальнику;

- о всех случаях ранения или смерти осужденных или заключенных или иных лиц в результате применения физической силы, специальных средств или оружия начальники учреждений, исполняющих наказания, обязаны сообщить прокурору;

- иные средства, не указанные в законе, сотрудники имеют право использовать только при отсутствии специальных средств или оружия и только в случаях необходимости:

- нарушение установленных требований к применению физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет за собой ответственность по закону.

Одним из средств обеспечения режима является введение режима особых условий в исправительных учреждениях. В соответствии с требованиями ст. 85 УИК в случае стихийного бедствия (пожара, наводнения, урагана и т.п.), введения в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного, особого или военного положения (по внешним причинам по отношению к деятельности исправительного учреждения), при массовых беспорядках (захват заложников), а также при групповых неповиновениях осужденных (по внутренним причинам) в исправительном учреждении может быть введен режим особых условий.

Режим особых условий дает основания при необходимости приостановить осуществление некоторых прав осужденных (свидания, прогулки, просмотр кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач, передвижение осужденного без конвоя, приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей, выезды осужденных за пределы исправительных учреждений), вводить усиленный вариант охраны исправительных учреждений и надзора за осужденными, устанавливать особый порядок допуска на объект, изменять распорядок дня, ограничивать деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных и иных служб, за исключением медико-санитарных.

Режим особых условий, введенный по внешним причинам, используется для предупреждения массовых нарушений порядка со стороны осужденных, находящихся в исправительных учреждениях, принятия мер в необходимых случаях для эвакуации осужденных в безопасные зоны. Режим особых условий, необходимость введения которого вызвана внутренними причинами, используется для устранения причин, повлекших особо опасные нарушения порядка, и обеспечения условий для нормального исполнения наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.

Режим особых условий вводится на срок до 30 суток по решению министра юстиции РФ либо начальника территориального органа уголовно-исполнительной системы субъекта Федерации, согласованному с Генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором субъекта РФ. В исключительных случаях действие режима особых условий может быть продлено указанными должностными лицами дополнительно на 30 суток, если не устранены основания, по которым он введен. Под исключительные случаи подпадают: ухудшение внешних и внутренних факторов, приведших к введению режима особых условий; не устраненные последствия, вызванные обстоятельствами, послужившими по внутренним причинам введению режима особых условий (бунт, освобождение заложников и т.п.) [13, с. 90].

В случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала и иных лиц начальник исправительного учреждения может вводить меры, входящие в режим особых условий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. Начальник, получивший доклад о введении в исправительном учреждении мер, относящихся к режиму особых условий, обязан в течение трех суток с момента получения доклада принять решение о введении режима особых условий или об отмене введенных мер.

2. Общий режим отбывания наказания осужденных к лишению свободы

2.1 Порядок и условия отбывания наказания в исправительных колониях общего режима

Места отбывания наказания осужденными к лишению свободы различаются по строгости и характеру средств воздействия на осужденных, в которых реализуется кара. Это объясняется опасностью лиц, осужденных к лишению свободы, и совершенных ими преступлений.

Исправительные учреждения - это специально создаваемые государством органы, предназначенные для исполнения наказания в виде лишения свободы. Они входят в уголовно-исполнительную систему, являясь ее наиболее важным элементом. В соответствии со ст. 74 УИК РФ, функционируют следующие виды исправительных учреждений: исправительные колонии; воспитательные колонии; тюрьмы; лечебные исправительные учреждения. Специально подчеркивается, что следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию.

Исправительные колонии предназначены для отбывания лишения свободы осужденными, достигшими совершеннолетия. Условия содержания и особенности режима исполнения наказания в каждом из видов исправительных колоний различны. Наименьшим уровнем правоограничений характеризуются колонии общего режима.

В исправительных колониях общего режима отбывают наказание мужчины, преимущественно впервые осужденные за умышленные преступления различной степени тяжести, а также осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, к лишению свободы на срок свыше 5 лет. В исправительных колониях общего режима отбывают наказание и женщины, кроме осужденных при особо опасном рецидиве.

Кроме того, в колониях общего режима могут отбывать наказание осужденные, переведенные в это учреждение по решению (определению) суда. К ним относятся: лица, переведенные из воспитательных колоний после достижения возраста 21 года (ч. 9 ст. 74 УИК); осужденные, возвращенные из колоний-поселений, если они ранее были переведены в эти колонии из колоний общего режима (ч. 4 ст. 78 УИК) и др.

В колониях общего режима отбывает наказание основная масса осужденных, которая весьма разнородна по своей характеристике. Поэтому законодатель не случайно ввел различные виды условий отбывания в пределах одного учреждения: обычные, облегченные и строгие. Подобное разграничение условий отбывания наказания в пределах одной колонии является элементом прогрессивной системы отбывания наказания, суть которой состоит в том, что изменение условий содержания осужденных во время отбывания наказания в лучшую или худшую сторону зависит от их поведения, отношения к труду, обучению и т.д.

В соответствии с ч. 2 ст. 74 УИК РФ исправительные колонии подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режима. В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима.

Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов делятся на обычные, облегченные и строгие [14, с. 84].

Дифференциация осужденных, отбывающих лишение свободы в указанных исправительных колониях, в зависимости от строгости условий в исправительном учреждении имеет весьма важное значение. Она позволяет администрации колонии своевременно и предметно реагировать на поведение лиц, отбывающих лишение свободы, путем перевода их с одних условий отбывания наказания на другие. Перспектива быть переведенным на более легкие условия отбывания наказания является стимулирующим фактором к исправлению осужденных. Наконец, дифференциация условий отбывания лишения свободы в рамках каждого вида исправительной колонии помогает подготовить лиц, заканчивающих отбывание наказания, к адаптации в обществе после освобождения из мест лишения свободы.

Таким образом, реализуются принципы «…дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения…» уголовно-исполнительного законодательства РФ (ст. 8 УИК).

Отбывание наказания в исправительной колонии общего режима регулируется ст. 120 - 121 УИК.

В обычных условиях в исправительной колонии общего режима отбывают лишение свободы осужденные:

а) поступившие в нее после вступления приговора в законную силу;

б) переведенные из колоний-поселений и воспитательных колоний, а также с облегченных и строгих условий отбывания наказания исправительной колонии общего режима.

В облегченных условиях в исправительной колонии общего режима отбывают лишение свободы осужденные, переведенные в порядке поощрения с обычных условий отбывания наказания в этой колонии по отбытии там не менее шести месяцев срока наказания, в течение которого они не имели взысканий за нарушение установленного порядка отбывания наказания и добросовестно относились к труду.

В строгих условиях исправительной колонии общего режима отбывают лишение свободы переведенные из обычных условий осужденные, признанные злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания.

Злостным нарушением осужденными к лишению свободы установленного порядка отбывания наказания в соответствии со ст. 116 УИК являются:

а) употребление спиртных напитков либо наркотических средств или психотропных веществ;

б) мелкое хулиганство;

в) угроза, неповиновение представителям администрации исправительного учреждения или их оскорбление при отсутствии признаков преступления;

г) изготовление, хранение или передача запрещенных предметов;

д) уклонение от исполнения принудительных мер медицинского характера или от обязательного лечения, назначенного судом или решением медицинской комиссии;

е) организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них;

ж) мужеложство, лесбиянство;

з) организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных правонарушений, а равно активное участие в них;

и) отказ от работы или прекращение работы без уважительных причин.

Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое нарушение осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной или дисциплинарный изолятор.

Осужденный признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания постановлением начальника исправительного учреждения по представлению администрации исправительного учреждения одновременно с наложением взыскания, предусмотренного п. «в», «г», «д», «е» ст. 115 и п. «б» ст. 136 УИК РФ.

Перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные производится не ранее чем через шесть месяцев при отсутствии взысканий за нарушение порядка отбывания наказания.

Повторный перевод из строгих условий отбывания наказания в обычные или из обычных в облегченные производится по тем же основаниям, что и первичный перевод на соответствующие условия отбывания наказания.

Осужденные, переведенные из другой исправительной колонии общего режима, отбывают наказание в тех же условиях, которые им были определены до перевода.

Лица, отбывающие наказания в исправительной колонии общего режима в обычных и облегченных условиях, размещаются в общежитиях.

Осужденные, отбывающие наказания в облегченных условиях, в целях успешной социальной адаптации постановлением начальника исправительной колонии за шесть месяцев до окончания срока наказания могут быть освобождены из-под стражи.

В этом случае им разрешается проживать и работать под надзором администрации исправительной колонии за ее пределами. Они могут проживать совместно с осужденными, которым предоставлено право передвижения без конвоя или сопровождения.

Лица, отбывающие наказание в строгих условиях, проживают в запираемых помещениях.

Условия содержания в исправительной колонии общего режима различаются по таким показателям как: место проживания; норма жилой площади в расчете на одного осужденного; ежемесячный расход средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости; количество краткосрочных и длительных свиданий в течение года; количество получаемых посылок или передач и бандеролей в течение года; количество телефонных разговоров в год; продолжительность ежедневной прогулки.

Наглядное различие режима в различных условиях отбывания наказания в исправительной колонии общего режима можно проследить, проанализировав таблицу 1.

Таблица 1. Условия отбывания наказания в исправительных колониях общего режима

Показатели условий содержания

Условия отбывания наказания

Облегченные

Обычные

Строгие

Место проживания

общежития или за пределами ИК

общежития

запираемые помещения

Норма жилой площади в расчете на одного осужденного (кв. м.)

мужчины - не менее двух женщины - не менее трех

-

-

Ежемесячный расход средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости

средства на лицевых счетах без ограничения

средства на лицевых счетах в размере 3 МРОТ

средства, заработанные в период отбывания л/с

Количество краткосрочных и длительных свиданий в течение года

6+6

6+4

2+2

Количество посылок (передач) и бандеролей в течение года

мужчинам 12 + 12 женщинам - без ограничения

6+6

3+3

Количество телефонных разговоров в год (по 15 мин.)

без ограничения (при отсутствии техн. воз-можн. - до 6)

0

-

Продолжительность ежедневной прогулки (час.)

без ограничения

1,5

-

2.2 Общий режим отбывания наказания в тюрьмах

Тюрьмы относятся к одному из видов исправительных учреждений, предназначенному для содержания наиболее опасных преступников, нуждающихся в более суровой каре за совершенные преступления или не поддающихся исправлению в других исправительных учреждениях, предназначенных для отбывания лишения свободы. Необходимостью достижения названных целей обусловлены основания направления осужденных к лишению свободы для отбывания назначенного наказания в тюрьмы.

В соответствии с ч. 2 ст. 58 УК РФ, мужчинам, осужденным к лишению свободы на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, а также при особо опасном рецидиве преступлений может быть назначено отбывание части срока наказания в тюрьме. Срок, назначенный по приговору суда для отбывания в тюрьме, исчисляется со дня прибытия осужденного в тюрьму.

Уголовно-исполнительное законодательство дополняет перечень осужденных к лишению свободы, которые могут отбывать наказания в тюрьме. К ним относятся осужденные, переведенные в тюрьму на срок до трех лет за нарушение установленного порядка отбывания наказания в исправительных колониях общего, строгого и особого режимов.

Кроме того, в тюрьмах содержатся впервые осужденные к лишению свободы на срок не свыше пяти лет, которым отбывание лишения свободы назначено в исправительной колонии общего режима и которые согласились остаться в тюрьме для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 77 УИК).

В тюрьмах установлен общий и строгий режим. Осужденным, отбывающим наказание в тюрьме на общем режиме, разрешается:

- ежемесячно расходовать на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости, помимо заработанных средств и средств, полученных в качестве соц. выплат, иные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в размере минимального размера оплаты труда;

- иметь два краткосрочных и два длительных свидания в течение года;

- получать две посылки или передачи и две бандероли в течение года;

- пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа.

Осужденные к лишению свободы, переведенные в тюрьму за злостное нарушение установленного порядка отбывания наказания из исправительных колоний общего, строгого и особого режима, отбывают наказание в тюрьме на общем режиме.

Оставленные для работы по хозяйственному обслуживанию осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в других исправительных учреждениях содержатся в тюрьме на режиме, соответствующем тому виду исправительного учреждения, в котором они должны отбывать назначенное им судом наказание.

По отбытии не менее одного года срока наказания на строгом режиме осужденные могут быть переведены на общий режим, а осужденные, отбывающие наказание на общем режиме, могут быть переведены на строгий режим при признании их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания. Повторный перевод этих лиц на общий режим допускается после отбытия или не менее одного года наказания на строгом режиме.

В тюрьмах осужденные содержатся в запираемых общих камерах. В необходимых случаях по мотивированному постановлению начальника тюрьмы с согласия прокурора осужденные могут содержаться в одиночных камерах. Под необходимыми случаями имеются в виду, например, возникновение угрозы жизни или причинения вреда здоровью осужденного, наличие ходатайства осужденного о переводе в одиночную камеру и т.п.

Размещение осужденных по камерам осуществляется с соблюдением требований ст. 80 УИК РФ.

Кроме того, раздельно содержатся осужденные, находящиеся на общем и строгом режимах. В целях сохранения здоровья по распорядку дня проводится покамерная прогулка осужденных на свежем воздухе в дневное время на специально оборудованной для этой цели части территории тюрьмы. Во время прогулки осужденные обязаны строго соблюдать установленный порядок ее проведения, в случае нарушения которого прогулка может быть досрочно прекращена.

Наглядное различие общего и строгого режима отбывания наказания в тюрьмах можно проследить, проанализировав таблицу 2.

Таблица 2. Условия отбывания наказания в тюрьмах

Показатели условий содержания наказания

Режим отбывания

Общий

Строгий

Место проживания

запираемые общие камеры или одиночные камеры

Норма жилой площади в расчете на одного осужденного (кв. м.)

не менее 2,5

Ежемесячный расход средств на приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости

средства на лицевых счетах в размере 1 МРОТ

средства на лицевых счетах в размере 60% МРОТ

Количество краткосрочных и длительных свиданий в течение года

2+2

2+0

Количество посылок (передач) и бандеролей в течение года

2+2

1+1

Количество телефонных разговоров в год (по 15 мин.)

без ограничения (при отсутствии техн. возможности - до 6)

0

Продолжительность ежедневной прогулки (час.)

1,5

1

К осужденным, содержащимся в тюрьме, применяются меры поощрения и взыскания в соответствии со ст. 113 - 119 УИК. Это позволяет администрации активно воздействовать на сознание осужденных и добиваться достижения целей, стоящих перед наказанием.

Осужденные привлекаются к труду только на территории тюрьмы. Вместе с тем возможности трудоустройства осужденных в тюрьме весьма ограничены из-за отсутствия необходимых условий.

Профессиональное обучение осужденных в тюрьмах происходит непосредственно на производстве бригадным или индивидуальным методами. В связи с необходимостью раздельного содержания разных категорий осужденных возможности общеобразовательного обучения ограничены. Для оказания помощи осужденным могут быть созданы учебно-консультационные пункты.

Воспитательная работа с осужденными проводится, в основном, по камерам. При этом используется радиофицированность камер. Осужденные могут выписывать газеты и журналы. Самодеятельные организации в тюрьмах не создаются.

По отбытии в тюрьме не менее половины срока тюремного заключения, назначенного по приговору суда, положительно характеризующиеся осужденные могут быть переведены судом из тюрьмы в исправительную колонию. В установленном порядке осужденные могут быть также представлены к условно-досрочному освобождению.

Заключение

Итак, из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы.

Одним из основных средств исправления осужденных является режим, который по своей направленности является многофункциональным и создает условия для применения других средств исправления.

Под режимом в исправительных учреждениях понимается установленный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания лишения свободы.

Режим приобретает конкретное содержание применительно к определенному виду наказания, которое определяется его спецификой, и наиболее полно реализуется при исполнении наказаний, связанных с изоляцией от общества в исправительных учреждениях. Режим регламентирует весь образ жизни осужденных, как свободное время, так и трудовую деятельность, которые находятся под контролем администрации органов, исполняющих наказание.

Таким образом, в узком смысле понятие режима означает правила общежития, в широком смысле - это совокупность условий и правил отбывания уголовного наказания осужденными, и в этой связи можно выделить следующие основные функции режима: карательная - это установленная система правоограничений, применяемых к осужденным в процессе отбывания наказания; воспитательная - режим вынуждает осужденного соблюдать установленный порядок отбывания наказания, приучает его к дисциплине; обеспечивающая - устанавливает порядок привлечения осужденных к труду, учебе, порядок проведения воспитательных мероприятий; социально-контрольная функция режима направлена на обеспечение соблюдения внутреннего распорядка исправительного учреждения, правил взаимоотношений с осужденными.

Вид режима определяет вид исправительной колонии. Исправительные колонии подразделяются на колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режима. В одной исправительной колонии могут создаваться изолированные участки с различными видами режима.

Условия отбывания лишения свободы в исправительных колониях общего режима делятся на обычные, облегченные и строгие.

В тюрьмах также существует два вида режима в пределах одного учреждения: общий и строгий. Условия отбывания наказания в тюрьме наиболее суровые по сравнению с другими исправительными учреждениями.

В колониях общего режима отбывает наказание основная масса осужденных, которая весьма разнородна по своей характеристике. Поэтому законодатель не случайно ввел различные виды условий отбывания в пределах одного учреждения: обычные, облегченные и строгие. Подобное разграничение условий отбывания наказания в пределах одной колонии является элементом прогрессивной системы отбывания наказания, суть которой состоит в том, что изменение условий содержания осужденных во время отбывания наказания в лучшую или худшую сторону зависит от их поведения, отношения к труду, обучению и т.д.

Список литературы

1. Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, утверждены ООН 30 августа 1955 г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-м пленарном заседании 31 июля 1957 г. // Советская юстиция. - 1992. - №2.

2. Конституция Российской Федерации. Сборник нормативных актов. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета. - 1996. - 345 с.

3. Уголовно - исполнительный кодекс Российской Федерации 8 января 1997 года №1 - ФЗ (в ред. Фед. закона от 01.07.2010 №132-ФЗ). - Консультант, 2010.

4. Закон РФ от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (ред. от 03.11.2010). - Консультант, 2010.

5. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». - Консультант, 2010.

6. Приказ Минюста РФ от 07.03.2000 №83 (ред. от 24.12.2002) «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях». - Консультант, 2010.

7. Приказ Министерства юстиции РФ от 3 ноября 2005 г. №205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 21.11.2005. - №47.

8. Игнатьев А.А. Уголовно-исполнительное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2007. - 304 с.

9. Комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации / Под ред. проф. А.И. Зубкова. - М.: Норма, 2009. - 193 с.

10. Коновалова И.А. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций. - М.: МИЭМП, 2006. - 43 с.

11. Перминов О.Г. Уголовно - исполнительное право РФ: Учебное пособие. - Пенза: ИИЦ ПГУ. - 148 с.

12. Перминов О.Г. Уголовно-исполнительное право: Учебное пособие. - М.: Былина, 2005. - 240 с.

13. Уголовно - исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX начала XX века/ Под ред. проф. А.И. Зубкова. - М.: Норма, 2007. - 720 с.

14. Уголовно - исполнительное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. И.Л. Трунова. - М.: Эксмо, 2006. - 768 с.

15. Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.С. Михлина. - М.: Юрайт, 2009. - 422 с.

16. Порядок и условия отбывания наказания в колониях общего режима. - Режим доступа: www.vuzlib.net

17. Степанчикова С.А. Уголовно-исполнительное право: Учебный курс (учебно-методический комплекс). Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения. - Режим доступа: www.e-college.ru.


© 2010 Современные рефераты