Рефераты

Общий трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж

Общий трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж

2

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Контрольная работа

по Праву социального обеспечения

тема: Общий трудовой стаж. Непрерывный трудовой стаж.

План

1. Общий трудовой стаж.

2. Непрерывный трудовой стаж.

Литература

1. Общий трудовой стаж

Одним из важнейших юридических фактов, с которыми законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере социального обеспечения, является трудовой стаж. В одних случаях от трудового стажа зависит само право на материальное обеспечение, а в других - его размер, в-третьих - и то и другое.

Трудовой стаж - это суммарная продолжительность не только трудовой, но и иной общественно полезной деятельности, причем как оплачиваемой, так и не оплачиваемой, независимо от того, где и когда она протекала, и имелись ли в ней перерывы.

Трудовой стаж имеет качественную и количественную характеристику. Количественной характеристикой трудового стажа является его продолжительность, качественная характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая деятельность.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц выделяет общий трудовой стаж, под которым понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г., учитываемая в календарном порядке.

В общий трудовой стаж включаются следующие периоды:

1) работы в качестве рабочего, служащего (в т.ч. работа за пределами территории РФ), члена колхоза или другой кооперативной организации, иной работы на которой работник подлежал пенсионному страхованию, индивидуальной трудовой деятельности и т.д.;

2) творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;

3) служба в Вооруженных Силах РФ и иных созданных в соответствии с законодательством РФ воинских формированиях, органах внутренних дел РФ, спецслужбах РФ, федеральных органах исполнительной власти в которых предусмотрена военная служба и т.д.;

4) временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;

5) пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;

6) получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства.

По сравнению с ранее действовавшим пенсионным законодательством содержание общего трудового стажа резко сужено. Так, сейчас в общий трудовой стаж не включаются периоды обучения, проживания граждан в районах, временно оккупированных во время войны; проживания в г. Ленинграде в периоды его блокады; ухода за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, престарелым; ухода неработающей матери за каждым ребенком в возрасте до трех лет и 70 дней до его рождения; проживания жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудоустроиться; проживания за границей жен (мужей) работников советских учреждений и международных организаций и др.

Из общего трудового стажа исключены, как упоминалось выше, периоды, связанные с историей нашей страны - это лица, пережившие репрессии, блокаду, оккупацию. Они крайне обостренно воспринимают данное нововведение.

Отсутствие необходимой преемственности в правовом регулировании трудового стажа влечет за собой пересмотр размеров пенсий для самых разных категорий пенсионеров, в т.ч. весьма преклонного возраста.

Юридическое значение общего трудового стажа для целей пенсионного обеспечения уменьшается. Раньше трудовой стаж был необходим как для назначения пенсии, так и для ее расчета.

По Закону РФ от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» с учетом общего трудового стажа устанавливалась пенсия по старости, а в соответствующих случаях - пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца.

Так, например, пенсия по старости на общих основаниях устанавливалась мужчинам по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

От продолжительности общего трудового стажа зависел размер пенсии по старости. Пенсия устанавливалась в размере 55% от среднемесячного заработка при необходимом стаже и увеличивалась на 1% за каждый полный год общего трудового стажа, превышающий требуемый, но не более, чем на 20%.

2. Непрерывный трудовой стаж

Непрерывный трудовой стаж - это продолжительность последней непрерывной работы в одной организации или нескольких при условии, что перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством сроков.

Юридическое значение непрерывного трудового стажа заключается в том, что его продолжительность влияет на размер пособия по нетрудоспособности.

При определении размера пенсии или момента начала ее выплаты непрерывность стажа не учитывается. Данный вид трудового стажа не должен иметь превышающих установленные пределы промежутков времени, в течение которых трудоспособный работник не осуществлял трудовой деятельности и не предпринимал действий к трудоустройству. Данное условие является определяющим при установлении непрерывности стажа.

Непрерывный трудовой стаж является самостоятельной оценочной категорией трудовой деятельности работника, характеризующей не общую продолжительность времени работы, а конкретный промежуток трудового стажа работника.

Не является непрерывным стаж работника, имеющий определенной продолжительности промежутки времени, в течение которых не осуществлялась трудовая деятельность после увольнения. Обычно трудовой стаж прерывается вследствие несоблюдения именно этих сроков. Конкретные сроки, которые в зависимости от причин увольнения отводятся работнику на поиск новой работы или на обращение в органы занятости, установлены Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252 с изменениями от 1 июля 1991 г. (далее - Правила).

По общему правилу при переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превысил одного месяца Правила исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г. № 252.. Особые сроки устанавливаются как вышеуказанными Правилами, так и другими нормами действующего законодательства.

Согласно п. 3-10 Правил, непрерывный трудовой стаж сохраняется:

1) если перерыв в работе не превысил трех недель в случае увольнения после 1 сентября 1983 г. по собственному желанию без уважительных причин;

2) если перерыв в работе не превысил двух месяцев в случае:

- поступления на другую работу лиц, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, после увольнения с работы по истечении срока трудового договора;

- поступления на работу в РФ после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях РФ за границей или в международных организациях;

- поступления на работу в РФ граждан, переселившихся из стран, с которыми Россия заключила соглашения или договоры о социальном обеспечении, после освобождения от работы в учреждениях, организациях и на предприятиях этих стран (двухмесячный период в этом случае исчисляется, начиная со дня приезда в Россию);

3) если перерыв в работе не превысил трех месяцев в случае:

- поступления на работу лиц, высвобождаемых с предприятий, из учреждений и организаций в связи с их реорганизацией или ликвидацией либо осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата работников, а также при поступлении на работу рабочих и служащих, увольняемых из частей, учреждений, организаций из предприятий Вооруженных Сил РФ в связи с проведением мероприятий по сокращению их в соответствии с решениями Правительства РФ;

- поступления на работу после окончания временной нетрудоспособности, повлекшей в соответствии с действующим законодательством увольнение с прежней работы, а также при поступлении на работу после увольнения с работы в связи с инвалидностью либо после увольнения инвалидов по другим основаниям (кроме оснований, не обеспечивающих сохранение непрерывного стажа), по которым не установлены более льготные условия сохранения непрерывного трудового стажа (трехмесячный период в этих случаях исчисляется начиная со дня восстановления трудоспособности, дня вынесения заключения об этом врачебно-консультационной комиссией (ВКК) либо дня, по который была установлена инвалидность);

- поступления на работу после увольнения вследствие обнаружившегося несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе по состоянию здоровья, препятствующему продолжению данной работы (согласно медицинскому заключению, вынесенному в установленном порядке);

- поступления на работу учителей начальных классов общеобразовательных школ, освобожденных от работы в школе в связи с переводом 4-х классов на систематическое преподавание основ наук и временным сокращением числа учащихся начальных классов;

4) независимо от продолжительности перерыва в работе в случае:

- поступления на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность;

- поступления на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости либо после увольнения пенсионера по старости по другим основаниям, кроме оснований, не обеспечивающих сохранение непрерывного стажа (это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям, например за выслугу лет, если они одновременно имеют право на пенсию по старости).

Положения п. 3-10 Правил от 13 апреля 1973 г. дополняет приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 г. № 2 «Об утверждении Инструкции о порядке предоставления социальных гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действующими нормативными актами».

Правилами, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 13 апреля 1973 г., предусмотрены случаи несохранения непрерывного трудового стажа. Это своего рода расплата за ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на работника трудовым законодательством. Так, непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по следующим основаниям:

- систематическое неисполнение без уважительных причин обязанностей, возложенных трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка;

- прогул (в том числе отсутствие на работе больше трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин либо появление на работе в нетрезвом состоянии;

- вступление в законную силу приговора суда, которым рабочий или служащий осужден к лишению свободы, исправительным работам не по месту работы либо к иному наказанию, исключающему возможность продолжения данной работы;

- утрата доверия со стороны администрации к работнику, непосредственно обслуживающему денежные или товарные ценности;

- совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы;

- требование профсоюзного органа;

- увольнение в качестве дисциплинарного взыскания, налагаемого в порядке подчиненности или в соответствии с уставом о дисциплине;

- совершение работником других виновных действий, за которые законодательством предусмотрено увольнение с работы;

- повторное увольнение после 13 декабря 1979 г. по собственному желанию без уважительных причин, если со дня предшествующего увольнения по такому же основанию не прошло 12 месяцев.

Трудоспособный гражданин может заниматься трудовой по существу деятельностью без заключения трудового договора (например, по договору подряда). Кроме того, в силу определенных препятствий на пути к трудовой деятельности трудоспособный гражданин (потенциальный работник) может в течение определенного времени не реализовывать свои способности к труду.

Правилами учтены интересы временно нетрудоспособных, а также переселяющихся в другую местность (обычно под другой местностью понимают другой населенный пункт), которые затрачивают на излечение или переселение немалое количество времени, что также могло стать формальной причиной прерывания стажа. Установлено, что во всех случаях, когда при переходе с одной работы на другую меняется место жительства, допускаемый перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для проезда к новому месту жительства. Это правило в более узком понятии закреплено также в п.2 ст.28 Федерального закона от 20 апреля 1996 г. № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации», где указано, что время, необходимое для переезда по направлению органов службы занятости в другую местность и трудоустройства, не прерывает трудового стажа и засчитывается в общий трудовой стаж. Если же в течение срока поступления на новую работу, которым обусловлено сохранение непрерывного трудового стажа, работник был временно нетрудоспособен и представил справку об этом, выданную лечебным учреждением за подписями лечащего и главного врачей, удостоверенными печатью, то этот срок удлиняется на число дней нетрудоспособности.

В случае же установления работнику инвалидности в срок непрерывного трудового стажа включается весь срок инвалидности и еще три месяца (предусмотренные для принятия мер к трудоустройству).

Литература

Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебное пособие / М.О. Буянова, С.И. Кобзева, З.А. Кондратьева. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2006.

Голенко Е.Н. Ковалев В.И. Трудовой кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий (для командиров воинских частей, профсоюзных работников и гражданского персонала). - М.: «За права военнослужащих», 2004. - (Серия «Право в Вооруженных Силах - консультант»)

Журнал «Кадровая политика и управление персоналом», № 12, 2005.


© 2010 Современные рефераты