Рефераты

Опека и попечительство как форма устройства несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей

p align="left">Орган опеки и попечительства в течение трех дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

2. Руководители образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данной организации.

3. Орган опеки и попечительства в течение месяца со дня поступления сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обеспечивает устройство ребенка и при невозможности передать ребенка на воспитание в семью направляет сведения о таком ребенке по истечении указанного срока в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение месяца со дня поступления сведений о ребенке организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта Российской Федерации, а при отсутствии такой возможности направляет указанные сведения в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и оказания содействия в последующем устройстве ребенка на воспитание в семью граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.

Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Порядок формирования и пользования государственным банком данных о детях, оставшихся без попечения родителей, определяется федеральным законом, «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

4. За неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи, за предоставление заведомо недостоверных сведений, а также за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители организаций и должностные лица указанных в пунктах 2 и 3 настоящей статьи органов привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом.

Своевременное выявление детей, оставшихся без попечения родителей является важной предпосылкой для принятия органами опеки и попечительства мер по защите их прав и интересов. Это непосредственная функциональная обязанность должностных лиц органов опеки и попечительства, управомоченных на осуществление деятельности по охране прав детей. Вместе с тем в целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении таких детей закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать о всех ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.

Сообщать органам опеки и попечительства такие сведения обязаны: близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы ЗАГСа (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений, органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности связаны работой с детьми и семьей, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.

Данная обязанность не обеспечена прямыми юридическими санкциями, и ее следует рассматривать как закрепление должного поведения в интересах защиты прав ребенка.

Органы опеки и попечительства поддерживают постоянный контакт с теми, кто может располагать информацией о неблагополучном положении в семье, о безнадзорных детях. В ряде случаев сами родители, временно не имеющие возможности воспитывать своих детей (болезнь, отъезд в длительную командировку и др.), могут обратиться в органы опеки и попечительства.

Семейный кодекс устанавливает правило, согласно которому органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей (в течение трех дней) провести первичное обследование. Цель такого обследования - проверка достоверности полученной информации (знакомство с ребенком, ознакомление с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения - выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребенком. В зависимости от обстоятельств ребенок незамедлительно должен быть определен в воспитательное, лечебное учреждение, учреждение социальной защиты населения.

На основании первичного обследования составляются два документа: акт обследования и основанное на нем заключение (оценка собранных фактов, выводы и предложения о форме возможного устройства ребенка). Одновременно при необходимости должны быть приняты меры по охране его имущества (составлена его опись и т.д.).

Все данные о ребенке заносятся в журнал первичного учета установленной формы, и затем принимаются меры по его устройству.

Устанавливается правовая обязанность руководителей учреждений (независимо от их ведомственной принадлежности и организационно-правовой формы), в которых находятся дети, сообщить в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения информацию о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью. При несообщении таких сведений, нарушении установленных законом сроков их предоставления (не позднее 7 дней со дня, когда им стало об этом известно, т.е. появились установленные законом основания для передачи ребенка в семью), предоставлении заведомо недостоверных сведений, а также при совершении иных действий, направленных на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, руководители учреждений привлекаются к ответственности в порядке, установленном законом. Так, КоАП РФ устанавливает ответственность за данное правонарушение в статье 5.36. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. М: Проспект, 2009. (проверить действие статьи)

Законодательством определен порядок учета детей, оставшихся без попечения родителей. В частности, установлено, что при невозможности устройства ребенка в семью по месту его фактического нахождения (как и ранее, в течение месяца со дня установления факта утраты родительского попечения) сведения о нем направляются органами опеки и попечительства одновременно в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого проживает ребенок (в региональный банк данных), и в федеральный орган исполнительной власти, ведущий централизованный учет, в государственный банк данных.

В настоящее время осуществление централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на Государственный банк данных. Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения). Основная цель учета (формирования регионального и федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей) - оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории РФ.

Целями формирования и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, являются:

а) осуществление учета детей, оставшихся без попечения родителей;

б) оказание содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ;

в) создание условий для реализации права граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, на получение полной достоверной информации о детях, оставшихся без попечения родителей.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, состоит из регионального и федерального банков соответствующих данных. Их формирование осуществляется следующим образом. В том случае, если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не был передан в течение одного месяца со дня его первичной регистрации органом опеки и попечительства на воспитание в семью по месту его фактического нахождения, орган опеки и попечительства направляет сведения о нем (в виде анкеты) региональному оператору государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ), которым создается региональный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей). Следует заметить, что предоставление сведений о детях, оставшихся без попечения родителей, региональным оператором или федеральному оператору не освобождает органы опеки и попечительства, органы исполнительной власти субъектов РФ от обязанности по устройству или организации устройства детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ.

Правила ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием утверждены постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2002 г. №217 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления и контроля за его формированием и использованием».

В государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, содержится документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей (Анкета ребенка). Анкета ребенка, оставшегося без попечения родителей, включает следующую информацию:

а) фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, место жительства или нахождения ребенка;

б) приметы ребенка (рост, вес, цвет глаз, волос и другие примет);

в) состояние здоровья ребенка, его физическое и умственное развитие;

г) особенности характера ребенка (общительный, замкнутый и другие особенности);

д) этническое происхождение ребенка;

е) причины отсутствия родительского попечения над ребенком;

ж) фамилии, имена, отчества, даты рождения, гражданство, принадлежность к определенной религии и культуре, состояние здоровья, место жительства и место пребывания родителей либо единственного родителя ребенка.

з) фамилии, имена, отчества, пол, даты рождения, состояние здоровья, место жительства и место пребывание несовершеннолетних братьев и сестер ребенка;

и) фамилии, имена, отчества, пол, даты рождения, место жительства и место пребывания других известных органам опеки и попечительства совершеннолетних родственников ребенка, реквизиты документов, подтверждающих отказ указанных родственников принять такого ребенка на воспитание в свои семьи;

к) возможные формы устройства ребенка на воспитание в семью;

л) информацию о мерах, предпринятых органами опеки и попечительства, региональным оператором и федеральным оператором по устройству и оказанию содействия в устройстве ребенка на воспитание в семью граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ;

м) информацию о прекращении (с указанием причин) учета сведений о ребенке в государственном банке данных о детях.

Государственный банк данных от детях, оставшихся без попечения родителей, включает в себя документированные сведения о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившиеся за соответствующей информацией к федеральному и региональным операторам государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Документированная информация о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи (анкета гражданина), осуществляется на основании их заявлений в письменной форме при наличии у таких граждан установленных законом оснований быть усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями. В анкету граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, включается следующая информация:

а) фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, семейное положение, место жительства и (или) место пребывания, номер контактного телефона и реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина;

б) реквизиты заключения органа опеки и попечительства по месту жительства гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о его возможности быть усыновителем, опекуном (попечителем) или приемным родителем либо реквизиты заключения об условиях жизни и возможности иностранного гражданина быть усыновителем, соответствующего законодательству об усыновлении государства, гражданином которого является иностранный гражданин, желающий усыновить (удочерить) ребенка в (в отношении гражданина РФ, постоянно проживающего за пределами РФ, или лица без гражданства, желающего усыновить (удочерить) ребенка, - законодательству государства, в котором указанный гражданин или лицо имеет постоянное место жительства);

в) информация о ребенке, которого гражданина желал бы принять на воспитание в семью;

г) информация о направлениях, выдаваемых гражданину, желающему принять ребенка на воспитание в свою семью, для посещения выбранного им ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждении, в котором он находится, с указанием даты выдачи направлений, фамилий, имени, отчества указанного ребенка;

д) информация о принятом гражданином решении о принятии ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в свою семью или об отказе от принятия такого решения с указанием причин отказа;

е) информация о прекращении (с указанием причин) учета сведений о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Документированная информация о детях, оставшихся без попечения родителей, и гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, является конфиденциальной. Порядок и условия доступа к ней имеют особенности, определенные ст. 10 12 федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей).

Основанием прекращения учета сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в государственном банке данных о детях являются следующие юридические факты:

а) устройство ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью;

б) возвращение ребенка, оставшегося без попечения родителей, его родителям или родителю;

в) достижение ребенком, оставшемся без попечения родителей, совершеннолетия или приобретения таким ребенком полной дееспособности до достижении им совершеннолетия;

г) смерть ребенка оставшегося без попечения родителей.

К юридически фактам (основаниям), прекращающим учет сведений о гражданине, желающем принять ребенка на воспитание в свою семью, в государственном банке данных о детях, относятся:

а) принятие гражданином ребенка на воспитание в свою семью;

б) заявление в письменной форме гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью, о прекращении учета сведений о нем в государственном банке данных о детях;

в) изменение обстоятельств, которые предоставляли гражданину возможность принять ребенка на воспитание в свою семью.

С учетом приоритета семейных форм воспитания детей на руководителей воспитательных и иных учреждений (лечебных, социальной защиты), в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, возложена обязанность в семидневный срок со дня получения известия о том, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения (п. 2 ст. 122 СК). Последующее устройство ребенка в семью на основании этих сообщений (в форме усыновления или передачи его в приемную семью, под опеку (попечительство) должно происходить в строгом соответствии с требованиями закона.

За неисполнение обязанностей по выявлению и учету детей, оставшихся без попечения родителей, и их последующему устройству или за иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи семью, руководители воспитательных и иных учреждений, в которых находятся дети, а также должностные лица органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов РВ в соответствии с п. 4 ст. 122 СК РФ могут быть привлечены к ответственности в порядке установленном законом (в частности, к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда - ст. 5.36 КоАП).

Невозможность подобрать опекуна или попечителя может обусловить устройство нуждающегося в опеке или попечительстве ребенка в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации (социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, социальном приюте для детей и подростков, центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей).

За неисполнение обязанностей по выявлению и устройству детей в установленные сроки должностные лица органов местного самоуправления (органы опеки и попечительства), а также органов исполнительной власти субъектов РФ несут административную ответственность.

Орган опеки и попечительства подбирает лиц, которых можно назначить опекуном (попечителем), осуществляет надзор за деятельностью опекунов и попечителей, в необходимых случаях оказывает им помощь и содействие, рассматривает жалобы на неправильные действия опекунов и попечителей, принимает соответствующие, меры в случае обнаружения обстоятельств, отрицательно влияющих на подопечного, и т.д.

Орган опеки и попечительства осуществляет постоянный надзор за деятельностью опекунов (попечителей) с помощью контрольных проверок, проводимых не менее двух раз в год. Надзор за выполнением обязанностей опекуна (попечителя) сочетается с оказанием ему различного рода помощи в воспитании подопечного, бытовых вопросах, вопросах материального обеспечения и т.д. Опекуны и попечители обязаны предъявлять ежегодные отчеты о своей деятельности.

Действия опекунов и попечителей по управлению и распоряжению имуществом и имущественными правами подопечных поставлена под жесткий контроль органов опеки и попечительства. Чефранова Е. Применение к семейным отношениям норм гражданского законодательства. // Российская юстиция, 1996, №10, С. 43. Сюда относится и дача согласия на совершение определенных сделок и контроль за условиями, в которых живет подопечный и проведение консультации по наиболее важным вопросам. Особенно важным представляется вопрос о отчуждении жилой площади, на которой зарегистрированы по месту жительства или которой владеют несовершеннолетние.

Иногда опекуны совершают сделки с имуществом, сознательно не получая согласия на совершение сделки со стороны органов опеки и попечительства, когда такое согласие необходимо (ст. 37 ГК РФ).

1. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Они выполняют функцию защиты личных и имущественных прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения. Это особая их функция, возложенная на них Семейным Кодексом РФ.

2.2 Опекуны и попечители как субъекты института опеки и попечительства

Опекун (попечитель) назначается органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Местом жительства несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет, считается место жительства его родителей. То же самое можно сказать о детях более старшего возраста. Таким образом, опека (попечительство) устанавливается не по фактическому местонахождению ребенка, а там, где он зарегистрирован по месту его жительства. Чаще всего здесь легче выяснить, почему нет родителей, а если они есть, то почему не проявляют заботы о своих детях. В исключительных случаях, при наличии заслуживающих внимание обстоятельств (например, в случае, если подопечный уже проживает в семье лица, желающего стать его опекуном) опекун (попечитель) может быть назначен по его месту жительства. В случае проживания лица, подлежащего опеке (попечительству) и будущего опекуна (попечителя) на территории разных государств СНГ действует Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22 января 1993 г.) (с изм. от 28 марта 1997 г.) // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (специальное приложение). 1999. № 3. Март.

Согласно п. 4 ст. 33 Конвенции «опекуном или попечителем лица, являющегося гражданином одной Договаривающейся Стороны, может быть назначен гражданин другой Договаривающейся Стороны, если он проживает на территории Стороны, где будет осуществляться опека или попечительство».

Все документы, необходимые для установления опеки (попечительства), принимаются управомоченным на то лицом, которое готовит проект постановления органа опеки и попечительства о назначении опекуна (попечителя). Выносится это постановление главой муниципального образования единолично. Оно обязательно для исполнения всеми юридическими, физическими лицами и действительно на всей территории Российской Федерации.

Срок установления опеки (попечительства) - один месяц с момента, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости устройства ребенка. Тем самым сводится к минимуму возможность его оставления без заботы со стороны лиц, управомоченных на защиту его прав и интересов. Если почему-либо в этот срок не удается оформить опеку (попечительство), органы опеки и попечительства действуют в соответствии со ст. 123 СК РФ.

Гражданский и Семейный кодексы РФ содержат достаточно четкий перечень требований к опекунам, а также закрепляют их права и обязанности. В соответствии с законодательством, опекуном или попечителем может стать гражданин, достигший 18-летнего возраста, полностью дееспособный. Не может стать опекуном или попечителем гражданин, хотя и удовлетворяющий всем указанным условиям, но лишенный родительских прав.

Данный перечень требований расширен в п. 3 ст. 146 СК РФ, где сказано, что опекунами или попечителями не могут также стать лица:

1) страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией;

2) ранее отстраненные от выполнения обязанностей опекунов или попечителей;

3) у которых дети были отобраны без лишения родительских прав, т.е. ограниченные в родительских правах;

4) бывшие усыновители, если усыновление было отменено по их вине;

5) которые по состоянию здоровья не могут осуществлять воспитание ребенка.

Постановлением Правительства РФ от 01.05.1996 №542 был утвержден перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять ребенка под опеку (попечительство), взять в приемную семью. К их числу таких заболеваний относятся:

- туберкулез;

- заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации;

- злокачественные онкологические заболевания;

- инфекционные заболевания, до снятия с диспансерного учета;

- психические заболевания, вследствие которых больной был признан недееспособным или ограниченно дееспособным;

- алкоголизм, наркомания, токсикомания;

- заболевания и травмы, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающей трудоспособность Постановление Правительства РФ от 1 мая 1996 г. N 542 "Об утверждении Перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью" // Собрание законодательства Российской Федерации, 6 мая 1996 г., №19, Ст. 2304..

Таким образом, органы опеки и попечительства при решении вопроса о возможности установления опеки или попечительства обязаны затребовать медицинские документы об отсутствии выше перечисленных заболеваний. Это не может не создавать серьезных трудностей при устройстве детей, лишившихся попечения родителей, в частности, при установлении опеки (попечительства) бабушек и дедушек над внуками после смерти их родителей. Представляется, что в интересах детей органы опеки и попечительства должны проявлять в подобных ситуациях более гибкий подход. Целесообразно было бы также предусмотреть возможность временной выплаты пособий на детей в тех случаях, когда своевременное решение вопроса об устройстве ребенка в семью, где он фактически находится, задерживается из-за сбора медицинских документов.

При выборе опекуна или попечителя должны учитываться и его личные качества, способность выполнения им данных обязанностей, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Для соблюдения последнего правила по возможности стараются учитывать желание самого подопечного.

Опекун (попечитель) получает опекунское удостоверение. Одновременно заводится личное дело подопечного.

Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка определены в статье 148-1 СК РФ, а также в федеральном законе «Об опеке и попечительстве», как правило аналогичны правам и обязанностям родителей ребенка, закрепленных в ст. 63, 64 СК РФ.

Опекун или попечитель ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, находящегося под их опекой или попечительством, заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии ребенка. Вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой или попечительством. Ответственны за получение ребенком основного общего образования и создание условий для получения среднего (полного) общего образования.

Различие состоит в том, что у опекуна (попечителя) права и обязанности ограничены по времени. Они прекращаются с достижением подопечным совершеннолетия, а также в случаях, когда несовершеннолетний вступает в брак или объявляется его эмансипация. Основанием для прекращения прав и обязанностей опекуна (попечителя) служит также его освобождение или отстранение. И, наконец, опекун перестает быть обладателем этих прав, если опека установлена на определенный период времени, обозначенный в решении (постановлении) органа опеки и попечительства. Прекращение прав и обязанностей опекуна (попечителя) касается как личной, так и имущественной сфер жизни ребенка, находившегося под опекой.

Так же, как и родитель, опекун (попечитель) вправе самостоятельно определять способы воспитания своего подопечного. Однако при этом ему следует учитывать, во-первых, мнение ребенка, во-вторых, рекомендации органов опеки и попечительства. Подобное предписание больше носит рекомендательный характер и имеет педагогическое содержание, ориентирующее на установление в опекунской семье благоприятной атмосферы.

Поскольку опека (попечительство) является контролируемой формой семейного воспитания, в необходимых случаях опекун, во-первых, может обратиться за советом в органы опеки и попечительства, во-вторых, этот орган вправе корректировать действия и поступки опекуна (попечителя) как воспитателя. Опекун имеет также права на различного рода льготы, помогающие ему осуществлять воспитание подопечного.

Так же, как и родитель, опекун (попечитель) с учетом мнения ребенка имеет право выбора образовательного учреждения и формы обучения подопечного до получения им основного общего образования и обязан обеспечить получение несовершеннолетним основного общего образования.

Опекун управомочен государством в установленном законом порядке защищать права, интересы несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей. От его воли зависит, привлекать или нет родителя к решению вопросов, связанных с воспитанием и образованием подопечного ребенка. Он является в подобного рода ситуации единственным законным представителем ребенка и выступает в этом качестве в отношениях с любыми физическими, юридическими лицами, в частности, с учебными, медицинскими учреждениями, учреждениями социальной защиты населения.

Опекуны и попечители являются законными представителями своих подопечных и в суде. В подтверждение своих полномочий на ведение дел подопечного, они обязаны предъявить суду опекунское или попечительское удостоверение. Однако для совершения таких действий, как полный или частичный отказ от иска, заключение мирового соглашения и т.п. опекун (попечитель) обязан предоставить предварительное разрешение органа опеки, т. к. названные процессуальные акты относятся к той сфере имущественных прав и интересов подопечного, самостоятельно распоряжаться которым опекуну (попечителю) закон не дозволяет.

За вред, причиненный несовершеннолетним подопечным, не достигшим 14 лет, несет ответственность опекун. Причем обязанность возместить вред, причиненный малолетним (не достигшим 14 лет), не прекращается с достижением им совершеннолетия или получением им имущества, достаточного для возмещения вреда.

Семейный Кодекс предусматривает защиту прав опекуна (попечителя), которые он приобрел в установленном законом порядке. Эта защита заключается в предоставлении опекуну (попечителю) возможности требовать по суду возврата подопечного от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных к тому оснований (без решения суда о передаче ребенка на воспитание, решения об усыновлении, о передаче под опеку (попечительство), в приемную семью и т.п.), в том числе от близких родственников ребенка - родителей, дедушки, бабушки, братьев и сестер.

Требовать возврата подопечного от родителей опекун (попечитель) вправе в случаях, если они признаны недееспособными, лишены родительских прав или ограничены в родительских правах, а также признаны ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.

Оправданно поддержание всяческого контакта подопечного со своими близкими. Тем более, что каждый ребенок имеет право на общение с родителями и другими родственниками, а родители и другие родственники ребенка имеют право на общение с ним. Поэтому опекун (попечитель), непосредственно выполняющий функции по защите прав, интересов своего подопечного, не должен препятствовать общению подопечного как с родителями ребенка (даже если они лишены родительских прав), так и с его родственниками безотносительно к степени их родства.

Однако и здесь следует учитывать желание ребенка, которое может быть выражено прямо или косвенно в зависимости от его возраста. Никакое отступление от правила о неукоснительном соблюдении интересов подопечного в подобного рода ситуации недопустимо. Исключение составляют случаи, когда такое общение не в интересах подопечного. Немотивированный отказ может послужить основанием для прекращения опеки (попечительства). Все вопросы, связанные с обеспечением опекуном (попечителем) общения с перечисленными лицами, решаются органами опеки и попечительства.

Согласно п. 1 ст. 36. ГК и п. 5 ст. 150 СК, обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, кроме случаев, предусмотренных законом.

Во Владимирской области согласно закона №266-ОЗ от 03.12.2004 г. «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», во время пребывания в образовательном учреждении, в семье опекуна (попечителя), приемных родителей, детском доме семейного типа предусмотрено государственное обеспечение бесплатным питанием, комплектом одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметами хозяйственного обихода, личной гигиены, играми, игрушками, книгами, проживанием и медицинским обслуживанием или предусмотрено возмещения полной их стоимости.

Дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, обучающиеся в учреждениях начального профессионального образования обеспечиваются горячим питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем либо получают компенсацию. А при обучении в образовательных учреждениях среднего профессионального образования получают компенсацию на питание, на приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря.

Также предусмотрена компенсации, в доле, приходящееся на ребенка, стоимости жилищных и коммунальных услуг по месту регистрации и фактического его проживания. При отсутствии центрального отопления выплачивается денежная компенсация на приобретение топлива.

Нормы обеспечения (в денежном выражении) питанием, одеждой, обувью и мягким инвентарем индексируются с учетом уровня инфляции.

Все вопросы о назначении денежных средств на подопечного рассматриваются, как правило, одновременно с установлением опеки и попечительства. Денежные средства на детей, находящихся под опекой (попечительством), назначаются и выплачиваются опекунам (попечителям) до достижения подопечным 16-летнего (учащимся образовательных учреждений - до 18-летнего) возраста.

Основанием для прекращения выплаты денежных средств является освобождение опекуна (попечителя) от выполнения его обязанностей при устройстве подопечного в дом ребенка, детский дом, дом-интернат, школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, усыновлении его и т.п. Прекращение выплаты денежных средств на ребенка производится по распоряжению органов опеки и попечительства. При переезде опекуна (попечителя), получающего денежные средства на содержание подопечного, на новое место жительства выплата этих средств продолжается.

Содержание этих правоотношений зависит от объема дееспособности подопечного лица, из чего следует, что статус законного представителя во всех видах правоотношений с участием подопечного должен быть предоставлен только опекуну. Попечитель может быть признан законным представителем подопечного и, следовательно, имеет право замещать его волю, лишь в исключительных случаях, а именно - только в публичных правоотношениях и только в целях, оправданных охраной интересов подопечного лица.

2.3 Опекаемые и подопечные как субъекты института опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми

Семейный кодекс уделяет особое внимание правам и интересам детей, находящихся под опекой (попечительством).

Права детей, находящихся под опекой (попечительством) закреплены в статье 148 СК.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на:

- воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

- обеспечение им условий для содержания, воспитания, образования, всестороннего развития и уважение их человеческого достоинства;

- причитающиеся им алименты, пенсии, пособия и другие социальные выплаты;

- сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством;

- защиту от злоупотреблений со стороны опекуна (попечителя) в соответствии со статьей 56 СК.

Дети, находящиеся под опекой (попечительством) обладают также правами, предусмотренными статьей 55 (право ребенка на общение с родителями и другими родственниками) и статьей 57 (право ребенка выражать свое мнение) СК.

Семейный Кодекс РФ подчеркивает, что оставшийся без попечения родителей ребенок, с одной стороны, ничем не отличается от любого несовершеннолетнего, с другой - находится в особом положении. Каждый подопечный имеет прежде всего право на воспитание в семье, но теперь этой семьей является семья опекуна (попечителя). И только в исключительных случаях, когда опекун (попечитель) не может по уважительным причинам сам осуществлять воспитание, он вправе прибегнуть к временной помощи детского учреждения. Отсюда проистекает право несовершеннолетнего на заботу со стороны опекуна (попечителя), заменяющего родителей. Королев Ю. А. Комментарии к Семейному кодексу Российской Федерации - М.: “Юридический дом “Юстицинформ”, 2003. С 163.

Осуществляя личное воспитание несовершеннолетнего, опекун (попечитель) поддерживает непосредственный и постоянный контакт с ним, даже если они проживают по разным адресам. Поэтому, по общему правилу, они должны жить вместе. Исключение делается только для подростков, достигших 16 лет, на что требуется согласие органов опеки и попечительства.

Чаще всего отдельно живут дети, обычно работающие или обучающиеся в средних, высших учебных заведениях. Попечитель обязан регулярно посещать своего подопечного. Что же касается детей более раннего возраста, то правило о совместном проживании опекуна и подопечного применительно к ним исключений не имеет. Однако в любом случае, живет ли опекун (попечитель) в жилом помещении своего подопечного или, наоборот, последний на площади своего опекуна (попечителя), ни один из них не приобретает права на жилую площадь другого.

Предусмотренное ст. 148 СК РФ право подопечного ребенка на обеспечение ему условий для содержания подкрепляется установленной ГК (п. 1 ст. 36) обязанностью опекунов (попечителей) заботиться о содержании своих подопечных. Для исполнения этой обязанности опекун (попечитель) вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства производить необходимые для содержания несовершеннолетнего подопечного расходы за счет сумм, причитающихся подопечному в качестве его дохода (п. 3 ст. 37 ГК). Таким образом, распоряжаясь предназначенными для несовершеннолетнего подопечного ребенка средствами, опекун (попечитель) обеспечивает ему необходимые условия для содержания. В свою очередь, государство устанавливает и гарантирует конкретные формы материального обеспечения детей, оставшихся без попечения родителей, и тем самым создает необходимые условия для их содержания.

Источниками средств существования подопечного, предоставляемых ему государством, являются денежные средства на содержание опекаемых детей, а в случаях, когда они не выплачиваются, - пособия, причитающиеся гражданам, имеющим детей. Материальной базой для подопечного являются получаемые им алименты, выплачиваемые его опекуну (попечителю). Если алименты на ребенка не выплачиваются, опекун (попечитель) должен принять меры к их получению с родителей ребенка. Отказ от получения алиментов на несовершеннолетних детей не допускается.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты