Определение юридических лиц в российском гражданском законодательстве
Определение юридических лиц в российском гражданском законодательстве
49
Содержание
Введение
1. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
1.1 Понятие и сущность юридического лица
1.2 Виды юридических лиц
1.3 Правоспособность и дееспособность юридического лица
2. Особенности организационно-правовой формы общества с ограниченной ответственностью
2.1 Общая характеристика законодательства об обществах с ограниченной ответственностью
2.2 Понятие общества с ограниченной ответственностью. Основные правовые признаки
2.3 Актуальные изменения в законодательстве о деятельности Общества с Ограниченной Ответственностью (ООО)
Заключение
Список использованных источников
Введение
Общество с ограниченной ответственностью является одной из самых распространенных организационно-правовых форм юридических лиц в Российской Федерации, чем объясняется актуальность и значимость курсовой работы.
Благодаря сравнительной простоте регистрации и мягким законодательным требованиям к минимальной величине уставного капитала эта форма особенно популярна у субъектов малого бизнеса. Кроме того, нормы Гражданского кодекса РФ и Федерального закона от 08 февраля 1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, регулирующие деятельность обществ, в своем большинстве - диспозитивные, оставляющие решение значительного круга вопросов на усмотрение участников общества. Структура же общества дает возможность маневрирования для участников общества. В связи с этим становление и совершенствование законодательства, регулирующего деятельность обществ с ограниченной ответственностью, является необходимым условием нормального и динамичного их развития.
Целью курсовой работы является комплексный анализ норм действующего законодательства, судебной практики и доктрины об организационно-правовой форме общества с ограниченной ответственностью; системно-структурный анализ основных теоретических и практических проблем в данной сфере; изучение и выработка предложений по усовершенствованию действующего законодательства. При этом особое значение имеют вопросы, связанные с вступлением в силу Федерального закона № 312-ФЗ, внесшего значительные изменения в законодательство об обществах с ограниченной ответственностью, касающиеся практически всех вопросов функционирования Обществ.
В связи с этим требуется разрешение следующих задач:
- раскрыть сущность понятия юридическое лицо;
- определить виды юридических лиц, обозначенные в российском гражданском законодательстве;
- выявить признаки правоспособности и дееспособности юридических лиц;
- исследовать особенности организационно-правовой формы общества с ограниченной ответственностью;
- дать общую характеристику законодательства об обществах с ограниченной ответственностью;
- исследовать актуальные изменения, произошедшие в законодательстве о деятельности обществ с ограниченной ответственностью;
- сделать выводы по обозначенным проблемам и внести предложения по их решению.
В основу анализа статуса общества с ограниченной ответственностью положены научные труды Е.А. Суханова, В.М. Залесского, Т.В. Кашаниной, Н.В Козловой, С.Д. Могилевского, О.В. Петниковой, И.Ш. Файзутдинова, В.Е. Яркова и других ученых.
Таким образом, учитывая популярность обществ с ограниченной ответственностью как организационно-правовой формы, избираемой для вновь создаваемого юридического лица в России, большое количество новелл ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», и недостаточное количество научно-исследовательских и аналитических работ, можно с уверенностью заключить, что правовые проблемы исследования природы, содержания и особенностей прав участников общества с ограниченной ответственностью и выработка рекомендаций по использованию правовых средств регулирования корпоративных отношений в обществе с ограниченной ответственностью приобретают особую актуальность и имеют большую теоретическую и практическую значимость для законодательной и правоприменительной деятельности.
1. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
1.1 Понятие и признаки юридического лица
Согласно п.1 ст. 34 Конституции РФ “Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности”. Конституция РФ 1993 г.: Принята 12 декабря 1993 г. - М.: Юридическая литература, 2009. - С. 15.
Участниками предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности являются не только физические лица (граждане), но и юридические лица - организации, специально создаваемые для участия в гражданском обороте. Гражданское право, В 4 т. Т. 1: Общая часть. / Под ред. Е.А. Суханова. - М.: Волтерс Клувер, 2006. - С. 210.
В соответствии с п. 1 ст. 48 Гражданского кодекса РФ «юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде». Гражданский кодекс РФ. Части первая, вторая, третья, четвертая. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - С. 18.
Выделяют такие признаки юридического лица:
а) организационное единство;
б) имущественная обособленность;
в) самостоятельная имущественная ответственность по своим обязательствам;
г) участие в гражданском обороте от своего имени.
Организационное единство выражается в том, что юридическое лицо представляет собой организацию, которая имеет самостоятельный правовой статус, отделенный от правового статуса создавших или входящих в нее участников (учредителей). Такая обособленность юридического лица закрепляется в учредительных и иных документах организации, определяющих порядок ведения ее дел.
Учредительные документы определяют правовой статус юридического лица. При этом учредительными являются документы, на основании которых учреждается (создается и регистрируется) и действует данная организация.
Гражданский кодекс в п. 1 ст. 52 указывает на три вида учредительных документов: устав, учредительный договор и общее положение об организациях данного вида. Юридические лица действуют либо на основании одного из указанных документов, либо на основании двух документов - устава и учредительного договора. Там же - С. 19.
Пункт 2 ст. 52 ГК содержит требования, предъявляемые к содержанию учредительных документов. Подобные требования носят императивный характер для всех юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы. В учредительные документы организации в обязательном порядке включаются сведения о наименовании, месте нахождения, органах управления юридического лица. В отношении отдельных видов юридических лиц этот перечень может быть конкретизирован ГК и специальными законами об этих организациях (например, п. 2 ст. 70 ГК относительно полных товариществ, п. 3 ст. 98 ГК относительно акционерных обществ). Законом не запрещается включать в учредительные документы и иные положения, не предусмотренные действующим законодательством России, при условии, что они не противоречат ему.
Согласно ст. 7.1 Федерального закона “О некоммерческих организациях” государственная некоммерческая корпорация создается на основании закона, который заменяет ей все учредительные документы. О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ (в действующей редакции) // Справочная система «Консультант Плюс».
Наличие организационного единства предполагает также существование определенной внутренней структуры организации, которая отвечала бы целям и задачам юридического лица и выражалась в наличии у нее органов управления.
Имущественная обособленность юридического лица означает, что имущество организации должно быть обособлено от имущества любых иных лиц, в том числе от ее учредителей (участников).
Пункт 1 ст. 48 ГК РФ указывает, что такое имущество организация может иметь в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении.
Большинство юридических лиц обладает имуществом на праве собственности (п. 1 ст. 48, ст. 216 ГК РФ). Исключение составляют государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113, 114, 294 ГК РФ), обладающие имуществом на праве хозяйственного ведения; а также учреждения (ст. 120, ст. 296, 298 ГК) и казенные предприятия (ст. 115, 296, 297 ГК РФ), которым имущество принадлежит на праве оперативного управления.
Помимо этого, некоторые виды образовательных, культурных, научных учреждений вправе самостоятельно распоряжаться доходами, полученными от разрешенной хозяйственной (предпринимательской) деятельности, а также приобретенным на них имуществом (ст. 298 ГК РФ).
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 48 ГК РФ юридическое лицо должно иметь самостоятельный баланс (а учреждение - также и смету его расходов, утвержденную собственником). Порядок ведения бухгалтерского баланса установлен Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». О бухгалтерском учете: Федеральный закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в действующей редакции) // Справочная система «Консультант Плюс». Находящееся на балансе организации имущество характеризует его обособленность от имущества учредителей (участников). Структурное подразделение юридического лица также может составлять отдельный баланс, который не является самостоятельным, так как в нем не отражается ряд затрат, без которых деятельность данного подразделения невозможна. Кроме этого, данные подразделения не вправе без согласия юридического лица распоряжаться каким-либо его имуществом.
Самостоятельная имущественная ответственность организации заключается в том, что по своим долгам юридическое лицо отвечает только принадлежащим ему имуществом. Из этого следует, что ни учредитель (участник), ни собственник, ни третьи лица не отвечают по обязательствам юридического лица, кроме случаев предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Участие в гражданском обороте от своего имени означает, что юридическое лицо от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, т.е. выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельного субъекта права, в том числе в качестве истца и ответчика в суде.
Для индивидуализации юридического лица и выделения его из класса подобных лиц каждое юридическое лицо имеет свое наименование (ст. 54 ГК РФ).
Наименованием юридического лица является его название, под которым оно выступает в гражданском обороте. Наименование организации указывается в ее учредительных документах и должно включать в себя указание на ее организационно-правовую форму.
Наименование юридического лица состоит из двух частей - собственно имени (наименования) и указания на организационно-правовую форму юридического лица. В юридической литературе, особенно дореволюционной, обозначение организационно-правовой формы юридического лица считалось корпусом наименования, а собственно имя (наименование) юридического лица - добавлением. Грешников И.П. Субъекты гражданского права: юридическое лицо в праве и законодательстве. - СПб.: Питер, 2002. - С. 214-215.
При регистрации коммерческой организации в качестве юридического лица его наименование становится фирменным наименованием (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Фирменное наименование наряду с товарным знаком и знаком обслуживания является объектом интеллектуальной собственности (ст. 138 ГК РФ).
Наименование некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях и коммерческих организаций, должно содержать указание на характер их деятельности. Так, например, словосочетание «центральная компания финансово-промышленной группы» включается в фирменное наименование общества, выполняющего функции такой компании в соответствии с п. 3 ст. 11 ФЗ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ «О финансово-промышленных группах» О финансово-промышленных группах: Федеральный закон РФ от 30 ноября 1995 г. № 190-ФЗ (в действующей редакции) // Справочная система «Консультант Плюс»..
Согласно постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 14 февраля 1992 г. № 2355-1 “О порядке использования наименований “Россия”, “Российская Федерация” и образованных на их основе слов и словосочетаний в названиях организаций и других структур” наименования “Россия” и “Российская Федерация” и образованные на их основе слова и словосочетания в наименованиях юридических лиц, за исключением политических партий, профессиональных союзов и религиозных объединений, могут использоваться только с согласия Правительства Российской Федерации и в соответствии с принятыми законодательными актами. Грешников И.П. Указ соч. - С. 219.
Согласно ст. 150 и п. 7 ст. 152 ГК РФ юридическое лицо обладает также деловой репутацией, под которой понимается оценка деловых качеств лица в общественном мнении. ГК РФ. - С.56 - 57.
Анализ судебной практики по данному вопросу осуществлен в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2005 г. № 3 “О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц” и в Информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 сентября 1999 г. № 46 “Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации. Российская газета. - 15 марта 2005 г. - N 50. - С. 10.
Помимо наименования и деловой репутации каждое юридическое лицо должно иметь свое место нахождения. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.
Организация может иметь юридический и фактический адреса. Под юридическим адресом понимается место нахождения постоянно действующего исполнительного органа организации на момент регистрации, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ (в действующей редакции) // Справочная система «Консультант Плюс». . Юридический адрес указывается в учредительных документах организации. Фактический адрес - это адрес, по которому реально располагается постоянно действующий исполнительный орган юридического лица. У организации может совпадать юридический и фактический адреса.
1.2 Виды юридических лиц
В соответствии с п. 2 и п. 3 ст. 48 ГК в зависимости от того, какие права сохраняют его учредители (участники) в отношении этого юридического лица или его имущества, юридические лица делятся на:
1) юридические лица, в отношении которых их участники имеют обязательственные права (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы);
2) юридические лица, на имущество которых их учредители имеют вещное право (государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения);
3) юридические лица, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав (общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц).
Указанная классификация не основана на единых критериях. В первом случае имеется в виду отношение участников к организации как к субъекту права; во втором - отношение учредителей к имуществу юридического лица.
Гражданский кодекс указывает, что все юридические лица могут создаваться только в той организационно-правовой форме, которая предусмотрена законом.
В зависимости от основной цели деятельности (ст. 50 ГК) юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие.
Основной целью деятельности коммерческой организации является получение прибыли и возможность ее распределения среди участников.
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками (п. 1 ст. 2). О некоммерческих организациях: Федеральный закон от 12 января 1996 № 7-ФЗ (в действующей редакции) // Справочная система «Консультант Плюс».
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
ГК РФ (п. 3 ст. 50) разрешает некоммерческим организациям заниматься предпринимательской деятельностью при условии, что указанная деятельность служит достижению целей, ради которых она создана и которым соответствует. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающее целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие позволяет выявить все разновидности юридических лиц, определить (выделить) правовой статус конкретных их групп и провести разграничение организаций с неодинаковыми типами правосубъектности, предусмотреть их организационно-правовые формы и тем самым исключить возможность создания не закрепленных законом организаций. При этом в юридической литературе высказываются сомнения относительно того, насколько оправданно получившее легальное закрепление деление юридических лиц на коммерческие и некоммерческие организации с точки зрения как последовательности его проведения, так и связанных с ним практических последствий. Одни коммерческие организации наделяются общей правоспособностью, другие - специальной; банкротом может быть признана не только коммерческая организация (кроме казенных предприятий), но и некоммерческая (потребительский кооператив или фонд); одни кооперативы (производственные) относятся к коммерческим организациям, другие (потребительские) - к некоммерческим, хотя потребительские общества активно занимаются предпринимательской деятельностью. Толстой Ю.К. К разработке теории юридического лица на современном этапе // Проблемы современного гражданского права: сб. статей. - М.: Норма, 2000. - С. 100.
Вместе с тем следует признать, что такое деление юридических лиц является принципиальным шагом, имеющим первостепенное значение в систематизации всех юридических лиц как участников гражданских правоотношений. Беляев К.П. Некоммерческие организации в системе юридических лиц // Цивилистические записки: межвузоский сборник научных трудов. Выпуск 3. Москва, Екатеринбург, 2004. - С. 392.
В пункте 2 ст. 50 ГК содержится исчерпывающий перечень коммерческих организаций. К ним относятся:
1) хозяйственное товарищество:
а) полное товарищество (ст. 69 ГК);
б) товарищество на вере (коммандитное товарищество) (ст. 82 ГК);
2) хозяйственное общество:
а) общество с ограниченной ответственностью;
б) общество с дополнительной ответственностью (ст. 95 ГК);
в) акционерное общество;
3) производственный кооператив (артель);
4) государственное (муниципальное) унитарное.
Перечень некоммерческих организаций, содержащийся в п. 3 ст. 50 ГК РФ не является исчерпывающим. Это объясняется тем, что для некоммерческих организаций юридическая личность имеет вспомогательное значение, поэтому они могут существовать в формах, предусмотренных как Гражданским кодексом, так и иными законами. Однако, как верно отмечается в юридической литературе, не ограничив перечень форм некоммерческих организаций в Гражданском кодексе, мы тем самым открыли «ящик Пандоры». На сегодняшний день, после принятия большого числа законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций, появилось множество организационно-правовых форм как действительно новых, так и тех, которые на самом деле таковыми не являются либо отличаются друг от друга лишь незначительными нюансами, не имеющими формообразующего значения. Именно поэтому для того чтобы создать стройную систему юридических лиц, необходимо установить исчерпывающий перечень форм некоммерческих организаций в одном законе - Гражданском кодексе Российской Федерации, так же как и для коммерческих организаций, и не отсылать к другим законам, которые могут иметь только специальный характер, раскрывая категории, определенные в Гражданском кодексе. Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях // Хозяйство и право. - 2009. - № 5. - С. 53.
1.3 Правоспособность и дееспособность юридического лица
В соответствии с п. 3 ст. 49 ГК РФ гражданская правоспособность и гражданская дееспособность юридического лица возникают в момент его создания и прекращаются в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц. Объем гражданской правоспособности юридического лица (способности иметь гражданские права и нести обязанности) определяется его учредительными документами (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой Гражданского кодекса Российской Федерации / А.Н. Гуев. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С. 49.
Следует согласиться с точкой зрения Н.В. Козловой о том, что юридические и физические лица наделены равными возможностями для участия в гражданском обороте. Вместе с тем в ряде конкретных правоотношений допускается участие единственно юридических лиц. Так, например, только юридические лица могут быть страховщиками (ст. 938 ГК РФ), вправе осуществлять деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, могут наделяться имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 120, п. 2 ст. 113, ст. 294, 296 ГК РФ). Козлова Н.В. Правосубъектность юридического лица. - М., 2005. - С. 42.
Правоспособность юридических лиц может быть общей (универсальной) и специальной (ограниченной).
Общая (универсальная) правоспособность дает юридическим лицам возможность осуществлять любые виды деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.
Специальной (ограниченной) правоспособностью обладают лишь те организации, для которых такая правоспособность прямо установлена законом или учредительными документами организации. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 // Справочная система «Консультант Плюс». При этом установление специальной правоспособности обусловлено целями их создания, определенными учредителями.
Общей правоспособностью обладают коммерческие организации, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий (ст. 113-115 ГК РФ), банков (согласно Закону «О банках и банковской деятельности»), фондовых бирж (в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг»), страховых организаций (согласно Закону РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»). Сумской Д.А. Статус юридических лиц: учебное пособие для вузов. - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006. - С. 151.
Специальной правоспособностью обладают помимо указанных выше отдельных видов коммерческих организаций и некоммерческие организации.
В случае совершения юридическим лицом сделок с выходом за пределы его правоспособности (ultra vires) такие сделки признаются недействительными. При этом законодатель различает недействительность сделок, совершенных с выходом за пределы правоспособности юридического лица, специальная правоспособность которого установлена законом или иным нормативным правовым актом, и сделок, совершенных с выходом за пределы гражданской правоспособности, определенной учредительными документами организации. Там же. Первые в силу ст. 168 ГК являются ничтожными вне зависимости от того, знали ли контрагенты данной организации о подобных ограничениях, заключая с ней сделки, или нет. Вторые, согласно ст. 173 ГК, являются оспоримыми, так как для признания подобных сделок недействительными необходимо доказать тот факт, что другая сторона по сделке знала или должна была знать об имеющихся ограничениях гражданской правоспособности юридического лица.
Иногда законодатель устанавливает ограничения правоспособности для юридических лиц определенной организационно-правовой формы. Так, например, согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» государственным (муниципальным) предприятиям и учреждениям запрещено выступать в качестве покупателей при приватизации государственного (муниципального) имущества. В соответствии со ст. 64 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» на стадии наблюдения органы управления юридического лица - должника не вправе принимать решения, в частности, о реорганизации и ликвидации, о создании филиалов и представительств.
Перечень видов деятельности, которыми юридические лица могут заниматься на основании специального разрешения (лицензии), определяется законодательными актами (абз. 3 п. 1 ст. 49 ГК РФ). На сегодняшний день таким законом является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». О лицензировании отдельных видов деятельности: Федеральный закон РФ от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ (в действующей редакции) / Справочная система «Консультант Плюс».
Лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
К лицензионным видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
Лицензирование осуществляется органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. При этом возникающие при лицензировании правоотношения являются по своей природе административно-правовыми, которые складываются в порядке государственного регулирования экономики.
При этом следует иметь в виду, что выдача лицензии не превращает общую правоспособность юридического лица в специальную. Строго говоря, получение или утрата (приостановление, аннулирование) лицензии вообще не влияют на их правоспособность или дееспособность, установленную законом (иными правовыми актами). Правда, для некоторых юридических лиц, обладающих специальной правоспособностью, выдача лицензии означает приобретение субъективного права на осуществление их основной деятельности в рамках специальной правоспособности. В связи с этим аннулирование (отзыв) лицензии у такого юридического лица равносильно лишению его специальной правосубъектности, а потому неизбежно влечет его ликвидацию. Прежде всего это касается кредитных организаций, страховщиков, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов, имеющих специальную правоспособность. Козлова Н.В. Указ соч. - С. 28.
При исследовании правоспособности юридического лица интерес представляет вопрос о возможности юридического лица иметь личные неимущественные права.
Юридическое лицо может обладать правами на средства индивидуализации товаров и услуг, в том числе правом на товарный знак или знак обслуживания, наименование места происхождения товаров. Юридическому лицу могут также принадлежать права на результаты творческой деятельности (авторские, патентные и другие).
Под дееспособностью лица понимается способность приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (п. 1 ст. 21 ГК РФ).
По мнению сторонников теории фикции, гражданской дееспособности у юридического лица нет. Захаров В.А. Создание юридических лиц: Правовые вопросы. - М., 2005. - С. 33-34. Однако с подобным выводом согласиться нельзя, так как в этом случае становится неясным, каким образом приобретает и осуществляет гражданские права и создает для себя гражданские обязанности организация.
Представляется верной точка зрения Н.В. Козловой, по мнению которой, поскольку юридическое лицо обладает своей самостоятельной волей, отличной от воли его учредителей (участников, членов), оно обладает и дееспособностью. Козлова Н.В. Указ соч. - С. 35.
Гражданская дееспособность юридического лица возникает одновременно с его гражданской правоспособностью с момента государственной регистрации организации и обладает специальным содержанием. Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР (часть первая) // Избранные труды по гражданскому праву. 2-е издание, исправленное. - М., 2003. - С. 325-333.
Традиционно в юридической литературе в качестве элементов гражданской дееспособности выделяют:
- сделкоспособность, т.е. возможность своими действиями приобретать гражданские права и создавать гражданские обязанности;
- способность самостоятельно осуществлять гражданские права и исполнять гражданские обязанности;
- деликтоспособность, т.е. способность нести ответственность за гражданские правонарушения (ст. 56 ГК РФ). Козлова Н.В. Указ соч. - С. 37.
Согласно ст. 53 ГК РФ юридическое лицо реализует дееспособность либо через свои органы, либо через участников (при этом законодатель имеет в виду участников полного товарищества и товарищества на вере, которые вправе, согласно ст. 72 и 84 ГК РФ, выступать в гражданском обороте от имени данного юридического лица).
По мнению В.А. Плотникова, юридическое лицо нельзя ограничить в дееспособности или признать недееспособным. Однако с подобным выводом согласиться нельзя. В соответствии с п. 2 ст. 49 ГК РФ дееспособность юридического лица может быть ограничена в случаях, предусмотренных законом. Семина А.Н. Правоспособность и дееспособность юридического должника в ходе процедур банкротства: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 2003. - С. 10-14. Так, например, согласно ст. 295-297 ГК РФ ограничивается право государственных и муниципальных унитарных предприятий распоряжаться имуществом, находящимся у них на праве хозяйственного ведения. Плотников В.А. Неосторожность как форма вины в гражданском праве: диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М., 1993. - С. 65.
Таким образом, в первой главе представленного исследования мы дали понятие юридического лица и выявили основные признаки юридических лиц, рассказали о правоспособности и дееспособности этих субъектов хозяйственной деятельности. Также в первой главе представленного исследования было рассказано о различных классификациях юридических лиц на виды. В соответствии с российским законодательством одной из наиболее распространенных организационно-правовых форм юридических лиц является общество с ограниченной ответственностью, более подробная характеристика которого будет дана во второй главе.
2. Особенности организационно-правовой формы общества с ограниченной ответственностью
2.1 Общая характеристика законодательства об обществах с ограниченной ответственностью
Влияние на правовую модель общества с ограниченной ответственностью оказала высокоразвитая законодательная база стран континентальной и англосаксонской систем права. Заслуживающие внимание нормы содержатся в законодательстве Франции, Германии, США.
Первый закон об обществах с ограниченной ответственностью был принят в 1890 г. в Германии. В дальнейшем данный вид корпораций был заимствован Австрией, где правовое регулирование соответствующих отношений почти полностью совпадало с нормотворческой практикой Германии. В начале XX века общества с ограниченной ответственностью получают распространение в России, США и странах Западной Европы.
В настоящее время общества с ограниченной ответственностью действуют во многих развитых странах, но наиболее широкое распространение они получили в государствах континентальной Европы. В Германии действует закон об обществах с ограниченной ответственностью от 4.07.1980г.; во Франции этому виду корпораций посвящен специальный раздел закона о торговых товариществах 1966 г.; В Швейцарии такие общества регулируются отдельными нормами Обязательственного закона. При чем нормы, установленные в Германском законе об обществах с ограниченной ответственностью, оказывают заметное влияние на законодательство и практику других стран.
В настоящее время система законодательства России об ООО имеет пирамидальный характер.
Гражданский кодекс РФ определяет конструкцию ООО и предусматривает минимальные гарантии прав участников и кредиторов общества, регулирует порядок образования, реорганизации, ликвидации ООО и т.д. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью», построенный на основе норм ГК РФ, в свою очередь, развивает и детализирует его положения. Он определяет в соответствии с ГК РФ порядок создания и правовое положение ООО, права и обязанности их участников, а также обеспечивает защиту их прав и интересов.
Представляется не совсем корректной позиция некоторых авторов, делающих вывод, что принятие специального закона, регулирующего отношения, означает распространение юрисдикции административного права на ООО. Спорным является мнение, что создание отдельного закона обосновано тогда, когда соответствующее рыночное отношение должно подчиняться и определенным административным правилам и контролю, когда для надлежащего его осуществления необходимо значительное количество норм административного права. Совокупностью этих условий объясняется наличие специальных законов об обществах с ограниченной ответственностью. Шиткина И.С. Правовое обеспечение деятельности обществ с ограниченной ответственностью. Комплект локальных нормативных актов / И.С. Шиткина. -- М.: Фонд «Правовая культура», 2007. - С. 20-21.
Закон об ООО распространяется на все общества с ограниченной ответственностью, созданные или создаваемые на территории Российской Федерации. Однако приведенное правило имеет исключения (ч. 2 ст. 1). Сам Закон об ООО в той же ч. 2 ст. 1 предполагает возможность ограничения сферы его действия.
Во-первых, согласно ч. 2 ст. 1 Закона об ООО особенности создания и правового положения ООО в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности определяются федеральными законами. Указанное положение не означает, что Закон об ООО не распространяется на банковскую, инвестиционную и страховую деятельность. Речь идет о том, что Федеральными законами будут определены лишь особенности создания и правового положения ООО в данных сферах деятельности. Таким образом, применяется правило: “Специальный закон отменяет действие общего”, и Закон об ООО будет применяться к ООО - банкам, инвестиционным институтам и страховым организациям субсидиарно, т.е. в тех случаях, когда более специальные нормы не установлены иными федеральными законами.
Во-вторых, ограничение по сфере действия Закона об ООО связано с вопросом о численности участников в обществе с ограниченной ответственностью. Вопрос этот с учетом существующей российской практики не мог получить четкого и однозначного решения. Ранее ГК РФ в ч. 1 ст. 88 установил, что число участников ООО не должно превышать числа, установленного Законом об ООО, в противном случае оно подлежит преобразованию в АО в течение года, а по истечение этого срока -- ликвидации в судебном порядке, если их число не уменьшится до установленного законом предела. Таким образом, вопрос о предельной численности участников ООО разрешен не был. С учетом существующей мировой практики наиболее оптимальным числом представлялось 50.
Кроме того, в случаях и в пределах, предусмотренных ГК РФ и другими законами и иными правовыми актами, отношения в обществе с ограниченной ответственностью могут быть урегулированы актами министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (п. 7 ст. 6 ГК РФ), недопустима регламентация отношений актами органов власти субъектов Российской Федерации.
Диспозитивные нормы действующего законодательства позволяют ООО конкретизировать права и обязанности субъектов обществ с ограниченной ответственностью О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 9 декабря 1999 года № 90/14 // Ведомости Высшего Арбитражного суда РФ. - 1999. - № 6.. Альтернативные нормы представляют ООО в лице их органов управления возможность выбрать один из обозначенных в централизованном акте государственного регулирования вариантов решения (поведения). Императивные нормы необходимы для того, чтобы однозначно разграничить сферу интересов, установить приоритеты и предпочтения, предписать модель поведения любого субъекта хозяйственной деятельности.
Система локального нормотворчества субъектов предпринимательской деятельности должна соответствовать определенным критериям. К таким требованиям относят, в частности Шиткина И.С. Указ соч. - С. 43.:
1. Легитимность системы локального нормотворчества -- нормы должны быть основаны на законе, то есть разработаны и приняты по прямому предписанию либо в пределах предоставленного законом усмотрения. Локальное нормотворчество нельзя, на мой взгляд, рассматривать лишь как восполнение пробела в законодательстве. Здесь мы имеем дело скорее с формой делегированного права.
2. Требование функциональной (по сфере правового регулирования) полноты и согласованности служит критерием для локального нормотворчества “снизу”. По сфере правового регулирования локальные нормативные акты можно разграничить на несколько основных категорий: