Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль оформи-лась в общей системе права относительно недавно.
В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, эта от-расль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором со-циальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике.
Общественное отношение по социальному обеспечению по своей эко-номической природе являются распределительными. Через системы соци-ального обеспечения распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.
В советский период бедность и безработица не признавались офици-альным основанием для социальной поддержки, а социальное страхование лишь декларировалось. Механизм финансирования заключался в том, что в государственном бюджете предусматривались соответствующие статьи рас-ходов на выплату пенсий, пособий и т.д. В теории советского права социаль-ного обеспечения соответствующие источники финансирования рассматри-вались как особая правовая категория - « Фонды для нетрудоспособных». Однако таких фондов не существовало. Ситуация несколько изменилась лишь с введением государственного пенсионного страхования. Этот способ введения полностью игнорировал возможность соизмерения уровня пенси-онного обеспечения с размерами страховых платежей.
Таким образом государство превратилось в гаранта равенства в бедно-сти, предоставления старым людям, инвалидам, семьям с детьми, хотя и не высокий, но стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это спо-собствовало социальной однородности общества, препятствовало расслое-нию населения по уровню доходов.
Пока не завершится процесс формирования федеральной системы со-циального обеспечения, его нормы будут подвергаться постоянной транс-формации. В то же время остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению. В связи с этим каждому, а юри-сту тем более необходимо знать законодательство о социальном обеспече-нии. Это позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социаль-ными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.
1. Основные этапы становления систем социального обеспечения.
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу та-ких людей относятся дети и старики.
По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, ко-торые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщин-ном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае не-трудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграж-дается предоставлением земельного надела.
Феодальный период характеризуются господством натурального хо-зяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по матери-альному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот период государ-ственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким обра-зом, пенсия в это время имела характер награды, а не обеспечения нетрудо-способных.
Как свидетельствует начальная летопись, с принятием в 988 г. христи-анства на Руси князь Владимир велел: «Всякому нищему и убогому прихо-дить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны.» Он забо-тился также о создании богоделен, странноприимных домов.
С этого периода на Руси начали создаваться госпитали, больницы, бо-годельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, аптеки, работные дома, смирительные дома. При Екатерине II в России был учреж-ден первый дом для инвалидов.
Российское законодательство в XIX в. делило нищих на четыре катего-рии:
1. те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;
2. те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако мо-жет работать;
3. те, которые могут трудится, но нищенствуют по лености и дурному по-ведению;
4. те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.
Очевидно. Такая «классификация» нуждающихся была необходима для
определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.
В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принципиально новый этап - социальное обеспечение наемных работни-ком начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государ-ством. В качестве способа его организации вводится государственное со-циальное страхование наемных работников. Первые законы об обязатель-ном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка. Вслед за Германией такие законы принимаются и в других странах Европы.
В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важ-ный этап, когда наряду с государственным и производственными соци-альным страхованием наемных работников в странах с рыночной эконо-микой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.
Именно с принятия законов об обязательном социальном страховании трудящихся появляются государственные системы социального обеспече-ния. Государственный характер этих систем выражается в том, что зако-нодательно организационно-правовые способы осуществления социально-го обеспечения, которые в последствии дополняются новыми; но неиз-менным остается одно: обязательность им придает само государство.
1.1. Понятие и функции социального обеспечения.
Социальное обеспечение как реально существующее общественное яв-ление нуждается в научно-обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущест-венные признаки. К числу сущностных признаков социального обеспече-ния на современном этапе можно отнести:
* во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе
общественного продукта через систему социального обеспечения;
* во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рис-ков, признаваемых государством в качестве оснований для предос-тавления тех или иных видов социального обеспечения;
* в-третьих, закрепление в нормах права, либо в договорах, санкцио-нированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;
* в четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законода-тельного закрепления видов обеспечения его уровня и условий пре-доставления.
Эти признаки социального обеспечения связаны с выполнением им в обществе экономической функции, которая позволяет раскрыть экономиче-ский аспект данного понятия.
Социальное обеспечение - это один из способов распределения час-ти валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам ма-териальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях строго нормируемых обществом, го-сударством, для поддержки их полноценного социального статуса.
Классификация функций социального обеспечения:
* экономические функции социального обеспечения. Ее сущность за-ключается в том, что государство использует социальное обеспечение в каче-стве одного из способов распределения части валового внутреннего продук-та, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утрачен-ного заработка;
* производственная функция выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уро-вень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознагражде-ния за труд;
* социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различ-ных видов материального обеспечения. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения целью которой является восстановление полноценной жизнедеятельности человека;
* политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспече-ние выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.
* демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, стимулирование рождаемости и т.д.
Наряду с вышеуказанными функциями социального обеспечения стоит и духовно - идеологическая функция, в составе которой выделяются: идео-логическая, моральная и социально-психологическая подфункции.
Права и свободы человека и гражданина закреплены во всеобщей дек-ларации прав человека (1948 г.). Декларация закрепляет право каждого как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходи-мых для поддержания его достоинства и для свободного развития его лично-сти прав в экономической, социальной и культурной областях. Каждый че-ловек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жи-лище, медицинский уход и необходимой социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдов-ства, наступление старости или иного случая утраты средств к существова-нию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
Таким образом, Декларация закрепляет, во-первых, право каждого как члена общества на социальное обеспечение; во-вторых, право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основных потребностей, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния каждого и его семьи; в-третьих, перечень социальных рис-ков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение; в-четвертых, в качестве самостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматривается материнство и младенчество.
Право каждого на социальное обеспечение , включая социальное стра-хование, закреплено и в Международном пакте об экономических, социаль-ных и культурных правах (1966 г.). В Пакте признается, что самая широкая
охрана и помощь должны предоставляться семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества.
Вслед за Всеобщей декларацией Пакт также признает право каждого: на достойный уровень жизни для него и для семьи, включающей достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, призна-ется одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.
Гарантированность провозглашенных прав обе5спечивается государст-вом путем проведения им соответствующей политики, согласно Конститу-ции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво-бодное развитие человека.
Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион-ную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и граж-данина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощение в ре-альной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.
Экономические блага - это результаты созидательной производствен-ной деятельности людей. Задача государства - стимулировать получение максимально возможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующей экономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью экономи-ческой политики, проводимой государством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечении беспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право на социальное обеспечение.
Государство должно гарантировать каждому социальную поддержку в необходимых случаях и без учета трудовой деятельности. С этой целью го-сударство должно выделить в составе государственного бюджета соответст-вующие средства за счет которых социальное обеспечение предоставляется каждому как члену общества на условиях и по нормам также закрепленных в Федеральном законе.
Таким образом, можно сделать вывод, что роль государства в реализа-ции конституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно вели-ка.
1.2. Формирование российской Федеральной системы социального
обеспечения.
Государственная система социального обеспечения, как уже говорилось, яв-ление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих гражданам социальную поддержку, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по видам, регулируемых общественных отношений к различным отраслям пра-ва.
Формирование пенсионной системы. Первый этап осуществления пенсионной реформы в России связан с применением Закона от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В связи с этим законом был создан Пенсионный Фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система.
В связи с принятием этого закона были ликвидированы привелегиро-ванные и ущербные пенсионные системы. Закон закрепил равную для пенси-онного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности и оплаты за нее; закрепил механизм сохранения реальной оценки пенсии путем защиты ее от инфляции предотвращая таким образом снижение уровня жиз-ни пенсионеров. В первоначальной редакции закон закреплял принципиаль-ное положение, в силу которого минимальный размер пенсий не может быть ниже прожиточного минимума.
Единая пенсионная система в России сохранялась недолго. В начале 1993 года начался интенсивный процесс декодификации пенсионного зако-
нодательства. Его началом послужило принятие 12 февраля 1993 года еще одного пенсионного закона - Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их се-мей». Лицам, предусмотренным в данном законе, было предоставлено право выбора получения пенсии по одному из пенсионных законов.
Закон 1993 года закрепил такой уровень пенсионного обеспечения, ко-торый гарантирует получение пенсии в размере до 85% сумм денежного до-вольствия военнослужащего и без ограничения размера пенсий твердым мак-симальным пределом.
Формирование систем иных денежных выплат гражданам в по-рядке их социального обеспечения. В данном случае речь идет о системе пособий и компенсаций.
Первоначально пособия по беременности и родам регулировалось За-коном от 4 апреля 1992 года «О дополнительных мерах по охране материнст-ва и детства», нормы которого затем были инкорпорированы в ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в свя-зи с чем закон от 4 апреля 1992 года был признан утратившим силу.
Впервые в нашей стране устанавливается пособие по безработице. Оно вводится в России одним из первых законов - от 19 апреля 1991 года «О за-нятости населения в РСФСР».
Законом от 12 марта 1992 года «О ритуальном пособии» впервые в Рос-сии вводится ритуальное пособие, которое назначается любому лицу, взяв-шему на себя похороны умершего. В последствии нормы этого закона инкор-порируются в Федеральный Закон от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле», который ввел бесплатные ритуальные услуги всему насе-лению, а если такие услуги не предоставлялись, то лицам, взявшим на себя похороны умершего, выплачивается социальное пособие на погребение.
Введен ряд других новых пособий: единовременные пособия преду-смотрены для лиц, пострадавших в связи с участием их в борьбе с террориз-мом; для медицинских работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией при вы-полнении своих обязанностей; при возникновении поствакционального ос-ложнения у граждан; для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.
Формирование системы социального обслуживания. Наряду с пенсион-ной системой пособий, реформированию подвергалась система социальных услуг, как необходимый элемент государственной системы социального обеспечения. В советский период предоставление гражданам социального обеспечения не в денежной форме, а в виде «натурального обеспечения» ре-гулировалось в основном актами министерств и ведомств. Россия законода-тельно закрепляет эту подсистему. К числу социальных услуг условно мож-но отнести также медицинскую помощь и лечение.
В настоящее время предоставление гражданам медицинской помощи и лечение регулируется принятыми 22 июля 1993 года Верховным Советом РФ Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».
Законодательное закрепление получает и система социального обслу-живания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми. Федеральными зако-нами от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инва-лидов», от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания на-селения в Российской Федерации» предусматривается социальное обслужи-вание на дому пожилых и инвалидов, нуждающихся в постоянной помощи.
Формируется система социальной поддержки в виде социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми, детям, лишенных родительской опеки и попечительства; детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По за-щите их прав были приняты законы от 24 июля 1989 г. «Об основных гаран-тиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. « О до-полнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей».
Общая характеристика современной российской системы социального обеспечения была бы неполной без учета социальных льгот. Основной закон, который регулирует предоставление льгот по системе социального обеспече-
ния, это ФЗ «О ветеранах», принятый в 1994 году и изложенный в новой ре-дакции ФЗ от 2 января 2000 года.
Достаточно широким и разнообразным стал перечень льгот. Однако ре-альное положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены, таково, что эти права носят зачастую декларированный харак-тер. Многие виды социального обслуживания остаются дефицитными, по-скольку не обеспечены соответствующим государственным финансировани-ем.
1.3. Формы социального обеспечения.
Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.
К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:
1. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;
2. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного фи-нансового источника;
3. виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъ-ектов;
4. систему органов осуществляющих социальное обеспечение.
Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Ис-пользуемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на:
* обязательное социальное страхование;
* социальное обеспечение за счет бюджетных средств;
* смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов.
Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюд-жета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательно-го социального страхования являются: страховые взносы, дотации, другие средства федерального бюджета.
Управление системой обязательного социального страхования осуще-ствляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательст-вом РФ.
В России с начала 90-х годов созданы как самостоятельные кредитно-финансовые системы четыре фонда:
- Пенсионный Фонд РФ;
- Фонд социального страхования РФ;
- Государственный фонд занятости населения РФ;
- и фонды обязательного медицинского страхования. Основными доходами этих фондов являются страховые взносы.
С января 2001 г. контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в государственные социальные внебюджетные фонды уплачиваемых в составе единого социального налога средств осуще-ствляется налоговыми органами РФ. Что касается порядка расходования средств, зачисляемых в фонды, а также иных условий, связанных с использо-ванием этих средств, то они, как и прежде, устанавливаются законодательст-вом РФ.
Виды страхового обеспечения соответствуют конкретным видам соци-ального страхового риска.
ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» к видам со-циальных страховых рисков относят следуюпще: необходимость получения медицинской помощи; временную нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потерю кормильца; признание безработным; смерть застрахованно-го лица или нетрудоспособных членов его семьи; находящихся на его ижди-вении.
Вторая централизованная форма социального обеспечения - это соци-альное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеются в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, ме-стных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавли-ваются федеральными законами, в связи с чем имеют обязательную силу на всей территории России, то есть гарантируются самим государством. На фе-деральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта РФ, либо средства местных бюджетов.
К кругу лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, относятся лица, получающие обеспечение в связи с определенной общественно-полезной деятельностью; все население страны, обеспечиваемое определен-ными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом чело-века.
Многообразие видов социального обеспечения за счет бюджетных средств обусловливает и многообразие органов, предоставляющих такое обеспечение. Это специальные службы определенных ведомств, а также ор-ганы социальной зашиты населения, здравоохранения, образования, службы занятости, опеки и попечительства и др.
На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна - тре-тья централизованная форма социального обеспечения социального обеспе-чения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функ-ционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме со-циального обеспечения, когда государство одновременно использует в отно-шении определенных субъектов первую и вторую форму социального обес-печения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящих-ся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансо-вого источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа акку-муляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.
К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социаль-ного обеспечения, относятся судьи, прокурорские работники, государствен-ные служащие, депутаты.
Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.
Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование ука-занных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социаль-ном обеспечении. Следовательно, этот уровень может быть только повышен. Региональные формы социального обеспечения представляют собой органи-зационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по соци-альному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет его собст-венных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся допол-нительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, кото-рые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.
К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер со-циальной защиты населения, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц для которых предусматриваются меры дополнительной со-циальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реа-гировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще не ограничены.
Практическая часть,
1. Назовите объективные причины, которыми обусловлено становление и
функционирование в обществе систем социального обеспечения?
Социальное обеспечение, как реально существующее общественное яв-ление нуждается в научно обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущност-ные признаки.
Ученые выделяют такие конституционные признаки как:
1) объективные основания, вызывающие потребность в особом меха-низме социальной защиты по поддержанию определенного уровня жизнеобеспечения;
2) особые фонды, источники социального обеспечения;
3) особые способы предоставления создания этих фондов;
4) особые способы предоставления социального обеспечения в соци-альных, в том числе правовых, нормах.
2. Задача.
Ровенский является инвалидом 2 группы от общего заболевания, про-живает в 2-х комнатной квартире, получает пенсию по инвалидности. Имеет ли он право на льготы по квартплате и коммунальным платежам? По условию задачи сформулируйте пенсионной дело.
Решение.
Согласно Закона «О социальной защите инвалидов в РФ» Ровенский име-ет право на льготы, так как является инвалидом 2-й группы. Также со-гласно Постановления Правительства от 18 июля 1996 года №707 он име-ет право получать выплаты на оплату жилья (субсидии) и коммунальных услуг, причем компенсационные выплаты будут выплачиваться в преде-лах социальной нормы жилой площади и нормативов потребления комму-нальных услуг с учетом прожиточного минимума.
Заключение.
Право социального обеспечения, как самостоятельная отрасль сформи-ровалась в общей системе права относительно недавно, но потребность в со-циальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человече-ского общества. В любом обществе независимо от его экономического и по-литического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин не могут собственными усилиями приобретать ис-точник средств своего существования. К числу таких людей относятся, преж-де всего, дети и старики.
Следовательно, социальное обеспечение - это один из способов рас-пределения части ВВП путем предоставления гражданам материальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на усло-виях строго нормируемых обществом, государством для поддержки их пол-ноценного социального статуса.
Для обеспечения социального обслуживания населения государство реализует следующие функции:
Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, призна-ется одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.
Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион-ную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и гражда-нина, создавать надлежащие материальные политические, правовые и иные условия ддя осуществления этих прав и свобод, их воплощения в реальной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.
К сожалению, реальная ситуация на современном этапе в России тако-ва, что положение старшего поколения наших соотечественников и всех тех, кто кроме социальных выплат не имеет иного источника средств существо-вания, поистине трагическое.
Библиографический список.
1. Конституция РФ 1993 г.
2. ФЗ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20 нояб-ря 1990 г.
3. ФЗ «О пенсионном обеспечении лиц, проходящих военную службу, службу в органах внутренних дел, их семей» от 12 февраля 1993 года.
4. ФЗ «О дополнительных мерах по охране материнства и детства» от 4 апреля 1992 года.
5. ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года.
6. ФЗ «О занятости населения в РСФСР» от 19 мая 1995 года.
7. ФЗ «О ритуальном пособии» от 12 марта 1992 года.
8. ФЗ «О погребении и похоронном деле» от 12 января 1996 года.
9. ФЗ «Об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года.
10.ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инва-лидов» от 2 августа 1995 года.
11.ФЗ «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 года.
12.ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» от 10 де-кабря 1995 года.
13.ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24 июля 1989 года.
14.ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года.