Рефераты

Организованная преступность

p align="left">Кроме организационно-практической стороны дела, проблема борь-бы с антиобщественным образом жизни имеет и теоретический аспект. Антиобщественное поведение нуждается в более детальном и глу-боком изучении, позволяющем определить социально-негативные по-ступки, представляющие криминогенную опасность, наиболее часто при-водящие к совершению преступлений, преимущественно предшествую-щие посягательствам на тот или иной объект (жизнь и здоровье граж-дан, половую неприкосновенность, общественный порядок). Представ-ляется перспективным исследование таких скрытых форм отклоняюще-гося поведения, как стяжательство, накопительство, аморальное пове-дение и их связи с хищениями, спекуляцией, взяточничеством, пре-ступлениями против личности и здоровья населения. Все это позволит выделить предпреступное поведение из общей массы проступков, рассматривая его как самостоятельное явление, до-статочно полно классифицировать его виды, разработать методику его наблюдения, фиксации и измерения, проследить влияние этого феномена на преступность и, возможно, установить наличие обратной связи. Корецкий Д.А. Борьба с антиобщественным образом жизни отдельных микрогрупп как способ предупреждения групповой преступности. // Актуальные проблемы борьбы с групповой преступностью. Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: изд. Омской высшей школы МВД СССР, 1983 С. 41 - 47

3.2. Обстоятельства, способствующие организованной преступности.

Социальная база организованной преступности и спектр её возможностей в командной экономике социалистического общества в СССР были одни, в переходной экономике России и иных постсоветских государствах - другие, в странах старого капитализма - третьи. Лунеев В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции. // Государство и право, 1996, № 4 . 101

В отличие от организованной преступности ряда западных стран, которая развивалась на запрещенных видах услуг - проституции, азартных играх, сбыте наркотиков, наша организованная преступность сформировалась в сфере экономики.

В дальнейшем интересы дельцов преступного бизнеса стали переплетаться с интересами традиционно преступного элемента. Поэтому в отечественной организованной преступности наиболее распространены экономическая и общеуголовная преступность. Преступные организации, представляющие функционально-иерархическую систему, стали являть собой криминальный симбиоз дельцов теневой экономики с профессиональными преступниками и продажными чиновниками государственного аппарата. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Э. Эминова. - М.: Юристъ, 1997 С. 268

Очевидна связь тенденций организованной преступности в стране с обострением общественных противоречий, кризисными явлениями в экономике, политике, общественной идеологии и пси-хологии, социальной сфере и деятельности правоохранительных органов. Иными словами, речь идет о том же круге процессов и явлений, который детерминирует неблагоприятные тенденции преступности в целом. Точно так же в принципе одинаков круг процессов и явлений, в том числе социально-психологического уровня (формирующих мотивацию поведения), который детерминирует само существование и воспроизводство как преступности в целом, так и организованных форм. Причины и условия организованной преступности не своеобразная надстройка над общес-твенными отношениями, которую можно изолировать и отсечь в кратчайшие сроки, а определенный аспект самой этой системы либо побочные, но достаточно устойчивые последствия ее функци-онирования.

Нельзя согласиться с определением причин организованной преступности как системы общественных отношений, альтернатив-ных социалистическим и базирующихся на капиталистическом способе производства и распределения, на рыночных экономичес-ких отношениях. Действительно, в большинстве развитых зарубеж-ных стран с рыночным типом экономики действует организован-ная преступность, масштабы и уровень консолидации которой превосходят те, которые присущи организованной преступности в России. Но тождественности детерминант не существует, так как в нашей стране организованная преступность в экономической сфере развивалась и до перехода к рыночной экономике с исполь-зованием возможностей, которые предоставляла ей бюрократичес-ки зацентрализованная система управления народным хозяйством, а не вопреки ей (хронический дефицит, скрытая инфляция, искус-ственность цен, необеспеченность планов ресурсами, сокрытие значительной части ресурсов приписками, ключевое положение распорядителей фондов и т. д. В свою очередь, организованная преступность общеуголовного тина функционировала благодаря предоставляющимся пенитенциарной системой возможностям со-хранения и передачи традиций преступной среды; эта преступ-ность паразитировала па организованных преступных структурах дельцов.

В последнее десятилетие круг и характер детерминант органи-зованной преступности в России качественно изменился, хотя в силу инерционности процесса воспроизводства этой преступности (как и преступности в целом) ранее действовавший механизм продол-жает оказывать достаточно существенное «остаточное» влияние. «Падение однопартийных режимов... в бывшем Советском Союзе открыло широкие возможности как для внутренней, так и для «им-портной» организованной преступности. Она быстро воспользо-валась переходным периодом между демонтажем существовавших прежде структур и их заменой эффективными структурами, отра-жающими новые политические, социальные и экономические реа-лии». По речь идет не столько о криминогенном влиянии явлений и процессов, связанных с нормальной рыночной экономикой (в ее механизме действует ряд эффективных ограничителей для орга-низованной преступности, и об этом свидетельствует ситуация в ведущих странах Запада), сколько об особенностях ситуации имен-но переходного периода. Это -- отсутствие культуры бизнеса, пре-имущественное развитие посреднической, а не производственной сферы, поддержание произвольно высоких цен, а не их конкурен-тное снижение, неурегулированность банковского дела, операций с ценными бумагами, валютных сделок, операций с недвижимым имуществом, в том числе защиты в их ходе интересов личности, общества и государства. Эти факторы, взаимоподкрепляя друг дру-га, создают широкие возможности для организованной преступ-ности и поддерживающей ее атмосферы коррупции. Характерно в этой связи, что организованные преступные структуры особо интенсивно действуют в наименее защищенных государством сфе-рах владения, пользования, распоряжения собственностью.

Специфические детерминанты организованной преступности связаны с:

а) резким имущественным расслоением в среде населения страны, выделением 5 -- 10% лиц с очень высокими доходами и возможностями приобретения особо ценного и престижного иму-щества. Механизм связи этого явления с организованной преступ-ностью имеет по крайней мере три аспекта: а) создание десятков и сотен тысяч «адресов» для корыстных и корыстно-насильственных преступлений, совершаемых ор-ганизованными группами';

б) установление взаимовыгодных криминальных связей -- для охраны от конкурентов или их устранения, для использова-ния одних криминальных структур для защиты от других, для совместной деятельности по извлечению максимальной при-были из легальных и нелегальных экономических операций, для отмывания и вложения средств, полученных преступным путем, и т. д.;

в) расширение нелегального рынка для удовлетворения со-циально негативных потребностей (бизнес на азартных играх, проституции, порнографии, наркотизме, тотализа-торе и т. д.).

Представляется, что по мере перехода к социально ориенти-рованной рыночной экономике утрата общественной необходимос-ти в теневой экономике в той части, в какой она восполняла реаль-ные нужды населения в товарах и услугах, обусловит переключение значительной части совместной криминальной активности дель-цов и общеуголовных преступников на участие в легальных хозяй-ственных структурах и бизнесе на криминальных услугах.

Однако тенденции сворачивания теневой экономики и огра-ничения тем самым поля деятельности организованной преступ-ности интенсивно противодействует фискальная необходимость для государства с его хроническим бюджетным дефицитом изъять максимально возможную часть прибыли производителей товаров и услуг по принципу «все и немедленно». Будучи вынужденными, эти усилия тем не менее толкают даже законопослушных предпри-нимателей на уход в «тень», чтобы избежать чрезмерного, с их точ-ки зрения, налогообложения путем взаиморасчетов наличными деньгами («черный нал»). В результате доля теневого сектора эко-номики в общем объеме валового внутреннего продукта (ВВП) составила, по оценкам Госкомстата, в 1996 г. 23% (в прошлые годы она не поднималась выше 20%). Доля скрытой оплаты труда в об-щем объеме ВВП составила 11% против 9% в предшествующем году, хотя объем производства уменьшился.

Неблагоприятные тенденции организованной преступности интенсивно коррелируют с такими процессами в обществе, как без-работица и утрата гарантии трудоустройства выпускников об-разовательных учреждений. По оценкам зарубежных экспертов, увеличению контингента неустроенных па 1% соответствует рост преступников па 5%. Причем этот показатель для организованной преступности выше примерно в 1,5 раза, так как из «резервной армии преступников» организованные структуры осуществляют целенаправленную вербовку нужных им специалистов, а также лиц с нужными интеллектуальными и волевыми качествами -- предпри-имчивых, решительных, контактных или озлобленных и т. д. Резерв для расширения численности участников организованной преступ-ности еще более расширяется за счет бывших спортсменов и демо-билизованных военнослужащих, ушедших на пенсию или уволен-ных работников правоохранительных органов, остро ощущающих утрату социальною статуса. За участие в организованной преступ-ной деятельности им выплачивается вознаграждение, в 10 -- 20 раз превышающее то, которое они ранее получали по должности.

Определенные возможности для вербовки новых соучастников лидеры организованных преступных структур имеют и в том кон-тингенте бывших участников боевых действий в Афганистане, Чеч-не и т. д., которые в силу психологической и социальной дезадаптации не смогли войти в обычную жизнь.

Отметим и неблагоприятные для общества перспективы, свя-занные с выходом из колоний значительного числа несовершенно-летних и лиц молодою возраста, которые, по оценке одного из уго-ловных «авторитетов», выхолят на свободу «злыми, голодными, готовыми рвать "новых русских".

Благоприятные условия для существования и воспроизводст-ва организованной преступности создают деформации нравствен-ной позиции населения и отношения общественного мнения к этой преступности. Широкое распространение злоупотреблений в эко-номической и бытовой деятельности населения (хищений в неболь-шом размере и злоупотреблений, уклонения от уплаты налогов, обмана потребителей, бытового хулиганства и т. д.), привыкание к ним как допустимым для себя и простительным для других созда-ют ситуацию, маскирующую организованную преступную деятель-ность, которая, если не знать ее масштабов, зачастую предстает именно как совокупность не связанных между собой, малозначи-тельных деяний. Общественное мнение дезориентировано публикациями о всесилии организованных преступных структур и поэтому, выражая в вербальной и обезличенной форме недовольство положением дел, вместе с тем не побуждает граждан к реальному противостоянию вымогательству или иным посягательствам, воз-можно, исходящим от организованных преступников. К сожале-нию, злоупотребление публицистами терминами «мафия», «рэкет» и т. п. при характеристике именно мелкомасштабной групповой преступности, как и увлечение поверхностными журналистскими расследованиями, сопровождающимися стандартными утвержде-ниями о бессилии власти в борьбе с организованной преступностью, существенно способствуют этой дезориентации населения. Еще одна социально неверная тенденция в публикациях относительно преступности вообще и организованной преступности в частнос-ти состоит в нарушении оптимального соотношения между резкой и во многих случаях справедливой критикой конкретных недостат-ков правоохранительной деятельности и показом ее положитель-ных сторон. В результате, по данным Общественного центра со-действия реформе уголовного правосудия, каждый второй потерпевший от тяжких преступлений сомневается в эффектив-ности обращения в правоохранительные органы; до достаточно низкой отметки упал и общий показатель доверия населения орга-нам милиции, прокуратуры, судам. Криминогенное влияние этих факторов на создание ситуаций, благоприятных для действий организованных преступников, очевидно.

В криминологических работах последних лет обоснованно от-мечается, что наряду и во взаимодействии с детерминантами орга-низованной преступности, связанными с объективными процесса-ми и явлениями в экономике, социальной сфере, политике, идеологии и психологии общества, существенное место занимают детерминанты, обусловленные самопроизводством этой преступ-ности. Выделяются факторы:

а) целенаправленная пропаганда антисоциальных ценностных ориентации, включая стремление к обогащению любой це-ной, культ насилия, жестокости, стереотипы «сильною че-ловека», свободного от обязательств перед обществом;

б) непосредственное распространение преступных обычаев;

в) поддержание автономного существования и функциониро-вания преступной среды, которая «социализирует» в себе маргинальные элементы общества;

г) неизбежность включения лиц, втягиваемых на любую роль в организованных преступных структурах, в коллективную пре-ступную деятельность;

д) неизбежность развертывания серий преступлений, «обслужи-вающих» оспенную преступную деятельность (например, де-янии, связанных с обеспечением безопасности ее участников)'.

В частности, организованные преступные структуры целенап-равленно создают условия для своего воспроизводства путем рас-пространения в среде населения азартных игр, наркотиков, про-ституции и т. д. (прямое вовлечение, пропаганда через средства массовой информации, притоносодержательство), что увеличива-ет численность фонового контингента, поддерживающего органи-зованную преступность и готового оказывать ей услуги. Использу-ется, и политическая, в том числе национально-экстремистская, фразеология; создаются молодежные территориальные группиров-ки и банды, служащие начальным этапом приобщения к организо-ванной преступности. Выборочное изучение молодежных группи-ровок негативной направленности, существующих в ряде крупных городов России, показало, что от 1/3 до 1/2 взрослых, входящих в руководящее ядро этих группировок, как правило, в возрасте 18 -- 24 лет, одновременно входили во «взрослые» организованные пре-ступные структуры и выполняли их задания, используя силу и сред-ства своих группировок.

Характеризуя непосредственную детерминацию организован-ной преступности, надо указать, наконец, на возможности, предо-ставляемые еп в результате распада действовавшей на террито-рии бывшего Союза ССР единой системы правоохранительных, пограничных, таможенных, контрольных органов при сохранении возможностей свободного перемещения людей и грузов на этой территории и установлении свободного въезда и выезда в государ-ства дальнего зарубежья. Раскрыт, в частности, ряд преступных сообществ, вывозивших па Запад ценности культуры, высокока-чественные ювелирные изделия, а также расщепляющиеся и другие стратегические материалы, нефть и нефтепродукты, цветные металлы, лес и лесопродукты и т. д.

Неблагоприятным тенденциям организованной преступности способствуют и пробелы законодательства в отношении понятия организованной преступной деятельности как обстоятельства, осо-бо отягчающего ответственность и позволяющего отделить учас-тников организованных преступных структур от других осужден-ных; понятия специального пособничества в целом, а не только в связи с конкретными деяниями. Не урегулированы в должной сте-пени процедуры доказывания и обеспечения безопасности его учас-тников по делам об организованной преступной деятельности.

В частности, существенно затрудняет привлечение к ответ-ственности лидеров преступных групп и сообществ отсутствие в УК содержательного описания этих видов преступных структур. Не удалось пока сформировать практику применения ст. 209 -- 210 УК, предусматривающих ответственность за само создание банды или преступного сообщества; «сходки» организаторов, ру-ководителей или иных представителей организованных групп пре-секаются правоохранительными органами без предъявления обви-нения их участникам по ст. 210 У К. Во многом это связано с отсутствием у оперативных работников достаточных знаний и уме-ний для использования косвенных улик, а также доказательствен-ной информации, полученной с помощью технических средств. Не полностью решены вопросы законодательного регулирования и ресурсного обеспечения содержания осужденных участников ор-ганизованной преступности в условиях, которые минимизировали бы возможности руководства соучастниками, оставшимися па сво-боде, и негативного влияния на других осужденных.

Не эффективна уголовно-правовая борьба с коррупционными преступлениями, создающими благоприятные возможности для деятельности организованных преступных структур. Так, коэффи-циент выявленных случаев взяточничества на 100 тыс. населения в возрасте уголовной ответственности составляет за последние пять лет всего 4 -- 4,5. Причем осуждается менее половины от числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за взяточничест-во (см. также главу XII).

Нельзя недооценивать и последствия призывав некоторых ав-торов примирительно относиться к внедрению в экономику средств, добытых незаконным или даже преступным путем. Так, в концептуальных положениях экономической реформы, известных под названием «500 дней», содержался тезис о необходимости ис-пользования в соответствии с логикой перехода к рынку теневых капиталов для ресурсного обеспечения реформы. В книге Е. Т. Гайдара еще более четко формулируется мысль о том, что для ро-ста экономики страны необходимы «надежные гарантии неприкос-новенности частной собственности, безотносительно к властным или криминально-силовым возможностям ее владельца».

Среди упомянутых р общей форме детерминант организован-ной преступности, связанных с состоянием социального контроля за экономической деятельностью, выделим:

-- неудовлетворительное состояние валютного и экспортного контро-ля. 11с> экспертным опенкам, за последние пять лет вывоз капитала из страны имеет годовой объем до 12 млрд. долл. Конечно, значительная часть вывозимого капитала -- это непреступные доходы, защищае-мые владельцами от нестабильности и высоких налогов. Однако, по утверждению правоохранительных органов Швейцарии, в банках этой страны находится не менее 10 млрд долл., принадлежащих «русской мафии»;

-- отсутствие противодействия проникновению в страну иностранных компаний с сомнительной репутацией. Анализ данных о компаниях, стремящихся выйти или уже работающих на российском рынке, по-казал, что только 15% из них вполне надежны, 66 % -- это слабые

-- фирмы или банкроты, пытающиеся поправить свое положение, в том числе за счет сомнительных контактов, а 19% -- это компании, дея-тельность которых носит криминальный характер;

-- достаточно широкие возможности, которые сохраняются еще у орга-низованной преступности для отмывания денег. Добытых преступным путем, и их инвестирования в легальную или теневую экономику, че-рез посредничающие компании и банки, в том числе через компании тина «почтовый ящик» (официально зарегистрированные, но не име-ющие реальных активов и не ведущие уставных операций);

-- отсутствие надежною механизма взыскания по закону задолженнос-ти недобросовестною партнера, что вынуждает кредитора обращаться к преступным структурам, специализирующимся на «выбивании» до-топ, получай за это до 50% спорной суммы.

Некоторые детерминанты организованной преступности носят технический характер. Например, только 27% музеев и 5% рели-гиозных зданий имеют современную охранную сигнализацию. Только проектируется введение маркировки деталей автомобилей, а также оружия и боеприпасов, которая позволила бы установить действительное место изготовления и принадлежность предмета.

Надо указать, наконец, и на последствия ненадлежащего ре-сурсного обеспечения борьбы с организованной преступностью. Речь идет не только о транспорте, специальном оборудовании и т. д., но и о материальном положении участников этой борьбы. Из-вестен афоризм: «Дешевая юстиция дорого обходится обществу». С особой силой он звучит в сфере борьбы с организованной пре-ступностью. Низкая оплата труда работников контрольно-ревизи-онных органов, милиции и налоговой полиции, следователей, за-держки этой оплаты, распространяющиеся и на работников других правоохранительных органов, создают, в сочетании с интенсивны-ми усилиями организованной преступности по втягиванию правоохранителей в свою сферу, многие криминогенные ситуации за счет «соблазнов», которым повседневно подвергаются соответствующие должностные лица. Криминология: Учебник / под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. Г.М. Миньковского. - М.: Издательство БЕК, 1998 С. 368

3.3. Предупреждение организованной преступности.

Предупреждение организованной преступности (преступлений) как направление профилактической деятельности предполагает:

-- четкую концептуальную и понятийную характеристику этой преступ-ности и борьбы с ней в современный период;

-- достаточную правовую базу; специализацию кадров, ведущих борь-бу с этой преступностью и их подготовку;

-- достаточное ресурсное обеспечение; современную информационную базу;

-- комплексное программирование; знание реального состояния и тен-денций организованной преступности, обоснованные прогнозные оценки.

Концептуальные основы предупреждения организованной пре-ступности (преступлений) предполагают выделение приоритетов борьбы с ней, исходя из структуры и тенденций организованной преступности, опасности последствий отдельных ее видов. В зако-нодательстве о борьбе с организованной преступностью и в прак-тике этой борьбы необходим учет ее специфики, связанной с ши-рокомасштабной коллективной преступной деятельностью и опорой на огромные средства, добытые преступным путем. В этой связи значимо закрепление в УК ответственности за сам сговор о занятии организованной преступной деятельностью (ст. 209 -- 210 УК), хотя, как отмечалось, необходимо быстрее формировать прак-тику применения этих норм. Столь же значимы законодательные и управленческие меры по противодействию отмыванию преступ-но нажитых средств, но расширению возможности выявления не-законных доходов и изъятию приобретенного на них имущества.

Общесоциальной основой предупреждения организованной преступности и максимального ограничения возможностей для ее функционирования и воспроизводства является преодоление кри-зисных явлений в стране: в экономике, политике, в общественной идеологии и психологии, социальной сфере, правоохранительной ; деятельности.

На достижение этих же целен направлены меры правительства по ликвидации льгот и других условии, способствующих коррупции и произволу в отношении хозяйствующих субъектов; но переходу к распределению го-сударственных заказов исключительно через открытый конкурс с публикацией предъявляемых требований; переходу на международ-ные стандарты бухгалтерского учета. Предусматривается преодоле-ние дезорганизации управления пакетами акций, принадлежащих государству, «чистка» комитетов по управлению имуществом от кор-румпированных чиновников. При этом предполагаются проверки правильности установления выкупной цены приватизированных объектов, а также выполнения новыми хозяевами приватизирован-ных предприятий взятых на себя инвестиционных обязательств.

Па предупреждение организованной преступности (преступ-лении) прямо «работают» нормы УК 1996 г. об ответственности за корыстные и корыстно-насильственные преступления, совершен-ные организованной группой, за вымогательство, за незаконное предпринимательство, незаконную банковскую деятельность, лжепредпринимательство, отмывание денежных средств или ино-го имущества, приобретенных незаконным путем, ограничение конкуренции и т. д. Возможности использования для совершения организованных преступлений банков финансовой и экономичес-кой информации существенно ограничены введением уголовной ответственности за компьютерные преступления. Для профилактики организованных преступлений используется и возбуждение уголовных дел о преступлениях против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления; против правосудия; против интересов службы в коммерческих и иных организациях. Соответствующие нормы УК являются нормами двойной превенции по отношению к преступ-ной деятельности организованных групп и сообществ.

В борьбе с организованной преступностью эффективную роль может сыграть закон об освобождении от ответственности тех, кто был втянут в незаконную деятельность под угрозой на-силия, а также добровольно заявил о своих связях с преступным сообществом, либо активно способствовал его разоблачению.

Есть и еще одна проблема, которая требует своего раз-решения в условиях высокой коррумпированности, общества, -это установление поощрительных правовых мер воздействия на тех, кто получает взятки или выступает посредником в них при добровольном заявлении о совершенном преступлении. Пока это касается лишь взяткодателей. Введение нормы об исключе-нии уголовной ответственности либо ее смягчении при добро-вольном заявлении виновных о получении взятки и активном участии в ее раскрытии существенно бы нарушило коррумпиро-ванные связи, создало бы позитивные стимулы к чистосердеч-ному раскаянию.

С учетом высокой технической оснащенности преступни-ков необходим и уголовный закон, предусматривающий ответ-ственность за умышленные прослушивания переговоров или перехват информации органов дознания, следователя, прокуро-ров, судей, защитников и экспертов в целях воспрепятствования правосудию.

Совершенно очевидно, что изощренная преступная дея-тельность, которую нередко консультируют профессиональные юристы, не может быть успешно доказана традиционными ме-тодами. Однако значительная часть достоверной информации. получаемой с помощью технических и оперативно-розыскных средств, сегодня не используется в доказывании преступных действий. Игнорируется самый беспристрастный источник дока-зательств - технические средства.

В качестве контраргумента выдвигается недостаточность гарантий, возможность фальсификации материалов опера-тивными работниками и следователями. Но разве нельзя фаль-сифицировать протоколы допросов, подговорить лицо к лжесви-детельству, что, кстати, сделать гораздо легче. Между тем лю-бая фальсификация устанавливается с помощью специальной экспертизы, а лица, допустившие ее, несут уголовную ответ-ственность. Такого рода аргументы в конечном итоге оказывают-ся на руку только тем, кто противопоставляет себя закону. Если речь идет о дополнительных гарантиях, то их следует разрабо-тать и утвердить, но не исключать самой проблемы по надуман-ным аргументам.

В последние годы становится массовым явлением укло-нение свидетелей и потерпевших от явки на предварительное следствие и в суды для дачи показаний. Часто это связано не с отсутствием гражданской позиции, а с воздействием на них пре-ступников. Поэтому был принят закон о защите участников про-цесса, но он не обеспечен материально, а потому бездействует. Это лишний раз говорит о том, что закон без механизма его реа-лизации - закон голый.

Значительно осложняет предупреждение проявлений ор-ганизованной преступности несовершенство или отсутствие це-лого ряда законов, регулирующих внешнеэкономическую, фи-нансовую и банковскую деятельность, не установлены меры специальной ответственности за ее нарушение. В целом же не-обходим общероссийский закон «О борьбе с организованной преступностью», который включил бы в себя целый ряд право-вых норм, регламентирующих на только ответственность, но и действия правоохранительных органов. Важную роль должны сыграть такие законы, как «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с терроризмом» и некоторые другие. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Э. Эминова. - М.: Юристъ, 1997 С. 270 - 271

Перспективными представляются профилактические меропри-ятия, связанные:

-- с восстановлением с помощью служб социального обслуживания насе-ления жизненной перспективы лиц, потерявших ее в результате без-работицы, демобилизации, ухода в отставку и т. л.; предоставление специалистам, в отношении которых особо значим риск их вербовки организованными преступными структурами, альтернативы в про-фессиональной деятельности и ее оплате; предоставление такой аль-тернативы крестьянам и другим лицам, выращивающим наркотики для извлечения дохода (включая выплаты, компенсирующие потери этого дохода);

-- с введением деклараций для государственных (муниципальных) служа-щих и их близких родственников о доходах и имуществе; декларирова-ния источников средств на приобретение ценного имущества; обязан-ности банков сообщать правоохранительным органам о принятии или перемещении крупных вкладов, подозрительных по происхождению;

-- с введением эффективного порядка конфискации преступных и иных заведомо незаконных доходов и приобретенного па эти доходы иму-щества.

Борьбе с вербовкой пополнения для организованной преступ-ности будет способствовать восстановление деятельности право-охранительных органов по профилактике формирования и функци-онирования молодежных группировок с антиобщественной направленностью, вовлечения несовершеннолетних в преступле-ния, притоносодержательства; реализация и расширение сохранив-шихся в трудовом законодательстве и законодательстве об образо-вании норм о трудоустройстве выпускников образовательных учреждений, а также детей-сирот или оставшихся без попечения родителей; восстановление системы социального контроля и по-мощи в отношении ряда категорий лиц, освобожденных из мест лишения свободы и закрытых воспитательных учреждений; кон-троль за своевременностью регистрации приезжих и оформления сдачи квартир временным жильцам.

В числе этих мер: всероссийские оперативно-профилактические и целевые опе-рации по выявлению и пресечению «воровских» сходок, деятель-ности «воров в законе», лидеров н активных участников этничес-ких преступных группировок; проверки соблюдения законности деятельности охранно-сыскных предприятий и служб безопаснос-ти частных структур; проверки соблюдения банками порядка кре-дитования негосударственных структур; подготовка правовых ак-тов о мерах обеспечения безопасности лиц, оказывающих негласную помощь в борьбе с организованной преступностью; вы-борочные проверки предприятий по добыче н переработке нефти, газа, цветных и редких металлов, отгружающих продукцию за ру-беж, и разработка па основе материалов проверок мероприятий, препятствующих криминальной деятельности организованных пре-ступных групп и коррумпированных должностных лиц в этих от-раслях; мероприятия, препятствующие проникновению организо-ванной преступности в органы государственной власти, в том числе правоохранительные органы; проведение Всероссийской научно-практической конференции по проблемам совершенствования борьбы с организованной преступностью. Нетрудно заметить, что все перечисленные меры подчинены сквозной идее сузить возмож-ности для организованной преступной деятельности путем умень-шения уязвимости от нее легальной экономики и деятельности органон государственной власти.

Выделенные приоритеты сочетаются со всем комплексом пов-седневной профилактической деятельности правоохранительных органов. Надо упомянуть возможности, которые предоставляет надзорная деятельность прокуратуры; правомочия судов по выне-сению частных определений о конфискации средств и имущества, приобретенных преступным путем. Значительные возможности открывает формируемая практика по предъявлению органами про-куратуры судебных исков о взыскании в пользу потерпевших по-хищенных организованными преступниками денег и имущества, не дожидаясь приговора по уголовному делу.

Генпрокуратура таким способом возвращает Центробанку около 3 трлн руб., па которые наложен арест по делам о фальшивых авизо, поступивших из Чеч-ни. Удовлетворение судами таких исков устраняет опасность изъ-ятия этих средств преступными структурами пли «прокрутки» их в пользу этих структур банками, в которых средства арестованы.

Закон «Об оперативно-розыскной деятельности» предусматри-вает достаточные возможности органов МВД, ФСБ, налоговой полиции, в Положениях о которых специально выделена задача борьбы с организованной преступностью, для проведения оперативных мероприятий по предупреждению организованных преступ-ных проявлений (оперативное внедрение, оперативный экспери-мент и т. д.). Положение о Министерстве внутренних дел Российской Фе-дерации (п. 8 ст. 8) // Российская газета. 1996. 31 июля.

На профилактику организованных преступлений работают и правомочия органов милиции, налоговой полиции, ФСБ, других ор-ганов борьбы с преступностью по контролю за оружием и его обо-ротом, по контролю за предметами ч веществами, изъятыми из гражданского оборота. Несомненную профилактическую направ-ленность имеют и правомочия о проверках данных о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность (вход в помеще-ние, осмотр помещений, хранилищ, документов, проведение ин-вентаризаций и ревизий, изъятие и исследование образцов, изъ-ятие предметов и веществ, хранение которых требует специального разрешения, опечатывание кассы, хранилища и т. д.).

Своеобразной формой профилактики и ограничения возмож-ностей функционирования и воспроизводства организованной преступности является развивающаяся с использованием зарубеж-ного опыта практика органов расследования по:

-- стимулированию позитивного посткриминалыюго поведения рядо-вых участников организованных преступных структур («обмен» по-мощи в раскрытии организованной преступной деятельности и изобличении ее руководителей, на освобождение от уголовной ответственности или существенное ее смягчение);

-- созданию ситуаций по захвату с поличным участников организован-ных преступлений;

-- привлечению руководителей и активных участников организованных преступных структур при затруднительности доказывания соверше-ния ими тяжких преступлений и реальности угрозы их продолжения к уголовной ответственности за менее тяжкие преступления, кото-рые могут быть доказаны.

В борьбе с преступной деятельностью организованных кри-минальных структур расширяется сотрудничество правоохрани-тельных органов и заинтересованных коммерческих организаций. И прежде всего в сфере кредитно-финансовой деятельности, на-иболее уязвимой для посягательств со стороны организованных преступников. Так, в 1995 г. подписано соглашение между МВД РФ и Ассоциацией российских банков о сотрудничестве в обеспече-нии межбанковской безопасности. В этом соглашении выделена задача предупреждения посягательств на средства банков и их кли-ентов, в том числе обмен необходимой информацией, совместная разработка рекомендаций по профилактике, помощь милиции в охране банковских учреждений и защите их руководителей и со-трудников, проверка надежности лиц, предлагающих деловое партнерство банкам, совместные действия органов внутренних дел и служб безопасности банков но предупреждению и пресече-нию фактов противоправного удержания кредитов заемщиками и т. д.

Как уже упоминалось, одно из исходных положений профилак-тики организованной преступности (преступлений), как и в целом борьбы с этой преступностью, --специализация.

В органах внутренних дел и в ФСБ выделены специальные под-разделения для борьбы с организованной преступностью, комплек-туемые сотрудниками, имеющими соответствующую правовую и специальную подготовку. В системе МВД действует Главное уп-равление по организованной преступности, которому подчиняют-ся управления в регионах. Для обеспечения взаимодействия с дру-гими структурами органов внутренних дел каждого уровня начальник специализированной структуры является первым замес-тителем соответствующего руководителя органов внутренних дел.

Осуществляется специализация прокуроров по делам об орга-низованных преступлениях; предусматривается создание специа-лизированных составов областных и им равных судов.

Профилактика организованных преступлений является одним из ведущих направлений в международном сотрудничестве Рос-сии в сфере борьбы с преступностью. Россия -- член Интерпола, участник разработки ряда международно-правовых документов по борьбе с организованной преступностью. Расширяется круг государств, с которыми имеются договоры об оказании правовой помощи (в том числе в розыске, изобличении и экстрадиции учас-тников организованных преступных групп и сообществ, выявле-нии преступно нажитого имущества). При вступлении в Совет Европы (СЕ) Россия обязалась подписать и ратифицировать мно-госторонние конвенции, касающиеся выдачи преступников, вза-имной помощи в уголовно-правовой сфере, борьбы с отмыванием доходов от преступной деятельности и др., и с момента вступления в CЕ соблюдать принципы, закрепленные в этих кон-венциях. См.: Право Совета Европы и Россия. Краснодар, 1996. С. 86.

Расширяется взаимодействие в рассматриваемся сфере и в рамках СНГ. В частности, на основе утвержденной Советом глав пра-вительств государств--участников Содружества Программы со-вместных действий по борьбе с организованной преступностью и иными опасными преступлениями (1993 г.) заключены соглаше-ния о сотрудничестве в этой сфере между министерствами внут-ренних дел стран СНГ, а также между прокуратурами этих стран (1993--95 гг.). Причем предусмотрены не только взаимный обмен оперативной, справочной и иной информацией, но и проведение совместных мероприятий, обмен опытом, обмен нормативными ма-териалами, взаимодействие в обучении специализированных кад-ров и научных исследований проблемы. Создано Бюро по коорди-нации борьбы с организованной преступностью и иными опасными преступлениями на территории СНГ, которое располагает специа-лизированным банком данных и оказывает содействие в осуществле-нии межгосударственного розыска участников организованных преступных структур и в проведении согласованных оперативно-розыскных мероприятий и комплексных операций; разрабатывает рекомендации по борьбе с транснациональной преступностью. В 1996 г. разработана и одобрена межгосударственная программа со-вместных мер борьбы с организованной преступностью до 2000 г. на территории государств -- участников СНГ. Криминология: Учебник / под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. Г.М. Миньковского. - М.: Издательство БЕК, 1998 С. 368 - 374

Заключение.

В целом перспективу развития организованной преступ-ности можно оценить как неблагоприятную для нашего общест-ва на ближайшие десять лет.

Прежде всего, ожидается дальнейшая интеграция пре-ступных объединений, использование их для отмывания денег коммерческих банков, кооперативов и совместных предприятий. В значительной мере это связано с распространением рэкета, который катализирует организованную преступность, меняет ее структуру. По данным МВД РФ, под контролем мафии находится 40 тыс. коммерческих организаций. По экспертным оценкам, эта цифра увеличивается более чем в два раза. Происходит криминализация экономики, которая будет усугубляться в ближайшие годы.

Нестабильность политической и экономической ситуации предполагает дальнейшее проникновение организованной пре-ступности в сферу государственной экономики и политики.

Крайне опасная тенденция - наращивание транснацио-нальных связей, чему в значительной мере будут способство-вать объективные предпосылки: это открытость границ, расши-рение экономических отношений между государствами, слабое правовое регулирование этих процессов.

Мафия России и стран СНГ уже имеет свои филиалы в целом ряде стран - Германии, Польше, США и других.

Преступники контрабандным путем вывозят антиквариат. лекарственное и стратегическое сырье, обратно тем же путем идет компьютерная и множительная техника, оружие, валюта.

Международная наркомафия постановила избрать для отмыва-ния грязных денег страны СНГ и особенно Россию. Появились уже и первые результаты. В последние годы разоблачены груп-пы международных мошенников, действовавших на территории России. Как правило, они представляли несуществующие фир-мы. Утвердился международный институт наемных убийц.

Следующая тенденция связана с вовлечением в преступ-ную деятельность неформальных группировок молодежи отри-цательной направленности.

Кроме того, отмечается укрепление связей лидеров орга-низованной преступности с экстремистскими элементами, вы-ступающими против существующих национальных отношений. Об этом свидетельствуют ситуации в ряде регионов России, где в кровавых событиях участвовали коррумпированные кланы при содействии лидеров преступных организаций.

Что касается перспективы противоправного бизнеса, то получат свое дальнейшее развитие: торговля наркотиками и оружием; спекуляции недвижимостью - землей, зданиями и т.д.; рэкет банковской системы и производственных предприя-тий; профсоюзный рэкет и предоставление услуг в борьбе с ним; контрабанда радиоактивного сырья и компонентов; наемное убийство; организация бизнеса в сфере трансплантации челове-ческих органов; детская проституция и ее контроль; предоставление услуг по отмыванию денег, «защиты» от налоговых служб и некоторые другие. Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Э. Эминова. - М.: Юристъ, 1997 С. 264

Россия открыла уникальные возможности для организованной преступности. Они укладываются в несколько "нет" и несколько "есть".

В России нет: необходимых законов о борьбе с организованной преступностью вообще, а транснациональной, в особенности; законов, преследующих за отмывание "грязных" денег; надежно работающей правоохранительной системы; жесткого валютного, финансового, банковского, налогового и иного экономического контроля; хорошо обустроенных границ и четко налаженной таможенной и миграционных служб; . государственного осознания опасности "своей" и "чужой" транснациональной органи-зованной преступности; политической воли для борьбы с ней.

В России есть: огромные природные и иные ресурсы; не поделенная государствен-ная собственность; высокие технологии вооружений и средств массового уничтожения, включая химические и ядерные материалы; незаполненный рынок для незаконных товаров и услуг; беспрецедентная продажность должностных лиц и других государст-венных чиновников, в том числе и в системе уголовной юстиции; нищенское положе-ние значительной части населения; масса выброшенных государством людей, в том числе и высококлассных специалистов, жаждущих выжить любым путем; боязнь влас-тей, некоторых политических и общественных деятелей прослыть "авторитарными" и установить жесткий социально-правовой контроль над криминальной экономической деятельностью. В международных документах Всемирной конференции по органи-зованной преступности справедливо подчеркивалось, что "в странах, в которых ранее существовали тоталитарные системы, отмечается большое нежелание принимать какие-либо меры, которые... связаны с новым введением контроля над обществом" Лунеев В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции. // Государство и право, 1996, № 4 С. 108

В прошлом году кривая регистрируемой преступ-ности поползла вверх, хотя и

В прошлом году кривая регистрируемой преступ-ности поползла вверх, хотя и не так стремительно, как это было в начале 90-х годов. Этот рост четко обо-значил общую негативную тенденцию развития кри-минальных явлений и процессов на рубеже третьего тысячелетия. И надо сказать, что Россия на мировом фоне в этом отношении не является исключением.

Не меньшее беспокойство вызывает динамика наи-более опасных преступных посягательств корыстной направленности. Возросло на 3,3% количество совер-шенных при отягчающих обстоятельствах краж, на 11,4% -- вымогательств, на 10,2% -- грабежей, на 12,2% -- разбойных нападений.

Не снижается активность организованных пре-ступных групп и сообществ, особенно действующих в сфере экономики. Преступные элементы, опираясь на разветвленные коррумпированные связи в структурах власти федерального и регионального уровней, стре-мятся расширить источники незаконного обогащения, "прибрать к рукам" наиболее прибыльные сферы экономической деятельности.

Зарегистрированное по итогам прошлого года уве-личение до 252,4 тыс., или на 15,3%, количества пре-ступлений, выявленных в сфере экономики, связано не только с активизацией деятельности правоохрани-тельных органов, но и достаточно объективно отра-жает общую тенденцию дальнейшего усиления кри-минализации финансово-хозяйственного комплекса.

Предпринимаемые правоохранительными органами меры по подрыву финансовой базы организованной преступности вызывают ожесточенное сопротивление криминальных структур. В попытках самосохранения и дальнейшего развития они пытаются влиять на по-литические и экономические процессы, для чего про-двигают своих ставленников во власть, используя пробелы в действующем законодательстве, подкуп, шантаж и угрозы. Не останавливаются перед убийст-вами представителей органов власти и управления, общественных деятелей и предпринимателей. В наших условиях крайне сложно, если вообще воз-можно, провести четкую грань между уголовным и политическим терроризмом. В прошлом году совер-шен 21 террористический акт. С полным основанием к проявлениям если не политического, то уголовного террора можно отнести десятки "заказных" убийств, большую часть из 850 криминальных взрывов, про-гремевших на улицах, в офисах коммерческих струк-тур и подъездах жилых домов, которые стали причи-ной гибели 180 и ранения 399 человек..

К сожалению, реалистический прогноз криминоген-ной обстановки в России на текущий год неблагоприя-тен. Двухлетний период спада криминальной активности сменяется очередным этапом роста количественных по-казателей преступности и повышением уровня ее обще-ственной опасности. Суммарная величина зарегистри-рованных преступлений возрастет по сравнению с 199S годом в среднем на 3,2% и составит около 2600 тыс преступлений. При этом далеко не все они будут пред-метом рассмотрения в органах внутренних дел. Скрытая от правоохранительных органов, "невидимая" часта преступности обладает способностью быстро разрас-таться, порождая все новые и новые жертвы, вовлекая в свои сети молодежь, разрушая сложившиеся нацио-нальные и семейные традиции.

Количество выявленных преступлений экономи-ческой направленности составит не менее 260 тыс., что примерно на 3,8% превысит уровень 1998 года, при этом количество лиц, привлеченных за соверше-ние преступлений в сфере экономики, составит не менее 190 тыс. человек, что на 25% выше прошлогод-него показателя. Скрытые криминальные проявления в экономике как минимум в 10 раз превысят офици-ально регистрируемые показатели.

Таким образом, если в 1997 году расширение тене-вого сектора экономики было официально признано в качестве одной из угроз национальным интересам России, то к концу 1999 года, если не принять упреж-дающих мер, следует ожидать глубоких изменений базовых основ общества.

В том случае, если органы внутренних дел не смо-гут найти должной поддержки со стороны населения в деле борьбы с преступностью, криминальная ситуа-ция может стать еще более тяжелой, затрагивающей жизненно важные интересы все большего количестве граждан. Поэтому именно сейчас каждый орган мест-ного самоуправления, каждый трудовой коллектив работающий на малом предприятии или промышлен-ном гиганте, каждый человек должен сделать свой выбор в пользу объединения усилий общества против криминальной экспансии.

Широкий спектр новых, более эффективных мер антикриминального содержания разработан Министерством внутренних дел для борьбы с организованной преступностью и коррупцией, защиты экономики от преступного влияния, противодействия незаконно-му обороту оружия и наркотиков. Значительная часть этих мер не может быть подвергнута широкому об-щественному обсуждению по причинам, связанным с оперативными особенностями методов, способов и приемов правоохранительной деятельности. Следует отметить, что большинство мер борьбы с организо-ванной преступностью и коррупцией разрабатывают-ся и будут реализованы Министерством внутренних дел совместно с ФСБ, ГТК, ФСНП России и органами прокуратуры Российской федерации. Речь идет о комплексе межведомственных мероприятий по реа-лизации информации в отношении преступных групп и сообществ, их лидеров, активных участников, посо-бников и контролируемых ими хозяйствующих субъ-ектов. При этом планируется интенсифицировать проведение специальных мероприятий, направленных iна обезвреживание преступных группировок, осуществляющих давление на финансовую и народнохо-зяйственную сферу государственной жизни. Уже на-чата масштабная работа, направленная на выявление и пресечение крупномасштабных преступлений, угро-жающих экономической безопасности страны, уста-новление жесткого правоохранительного контроля в сфере финансово-кредитных отношений, экспортно-импортных операций, особенно по сырьевым ресур-сам, в обороте подакцизных товаров, в оптовой тор-говле и иных наиболее доходных отраслях экономики.

Внедрение усовершенствованных и вновь разрабатываемых мер борьбы с преступностью будет сопро-вождаться реформированием и развитием системы МВД России. Уже начата отработка новых организа-ционных структур, осуществляется проверка на прак-тике правильности выбранного курса. Очевидно, что без развития инициативы снизу, повышения роли и ответственности всех звеньев государственного уст-ройства, в первую очередь -- органов местного само-управления, трудно добиться желаемых результатов от деятельности правоохранительных органов. Степашин С.В. Преступность в России как она есть. // Российская юстиция. 1999, № 6 С. 35 - 37

Как бы трудно ни проходило осознание национальных и транснациональных угроз научной общественностью, политическими партиями и законодателями, как бы ни сталкивались интересы различных социальных слоев и групп в этом кардинальном для нашего времени вопросе, неотложность его решения становится до предела оче-видной. Все, кто не на словах, а на деле заинтересован в продолжении развития цивилизованной рыночной экономики и укрепления российской государственности, должны объединить свои усилия в установлении надежного контроля над мафией. Суть его триедина: 1) криминализация организованной общественно опасной деятель-ности, 2) перекрытие каналов легализации преступных доходов, 3) законообусловленный подрыв экономического могущества преступных сообществ. Конкретные нормы для решения этих задач есть в международных документах, законодательных актах демократических стран, в давно подготовленных российских законопроектах, прошедших международную экспертизу. Для этого нужна лишь политическая воля политических сил.Лунеев В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции. // Государство и право, 1996, № 4 С. 109

Библиография.

Уголовный кодекс Российской Федерации. М. : «Ось-89», 1996

Водько Н. Уголовный кодекс о борьбе с организованной преступностью. // "Российская юстиция", 1997 г., N 4

Галиакбаров Р.Р. Совершение преступления группой лиц. Учебное пособие. - Омск, 1980

Иванов К.И. Отечественная криминология. Курс лекций. - Саратов, СГАП, 1996

Каледин Р.А. О понятии криминалистического изучения преступной группы. // Актуальные проблемы борьбы с групповой преступностью. Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: изд. Омской высшей школы МВД СССР, 1983

Корецкий Д.А. Борьба с антиобщественным образом жизни отдельных микрогрупп как способ предупреждения групповой преступности. // Актуальные проблемы борьбы с групповой преступностью. Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: изд. Омской высшей школы МВД СССР, 1983

Криминология: Учебное пособие / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой - М.: Зерцало. ТЕИС, 1996

Криминология: Учебник / Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Э. Эминова. - М.: Юристъ, 1997

Криминология: Учебник / под ред. проф. Н.Ф. Кузнецовой, проф. Г.М. Миньковского. - М.: Издательство БЕК, 1998

Криминология. Словарь-справочник. Составитель Х.-Ю. Кернер. Перевод с немецкого. Отв. ред. перевода - профессор, д.ю.н. А.И. Долгова - М.: Издательство НОРМА, 1998

Лунеев В.В. Организованная преступность в России: осознание, истоки, тенденции. // Государство и право, 1996, № 4

Ротарь Ю.Д. Некоторые особенности групповой преступности в сельской местности. // Актуальные проблемы борьбы с групповой преступностью. Межвузовский сборник научных трудов. - Омск: изд. Омской высшей школы МВД СССР, 1983

Степашин С.В. Преступность в России как она есть. // Российская юстиция. 1999, № 6

Уголовное право России. Учебник. Общая и Особенная части./ Под общ. ред. проф. Ревина В.П./ М.: «Брандес», «Альянс», 1998

Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Отв. ред. д.ю.н. Б.В. Здравомыслов. - М.: Юристъ, 1996 с. 269

Волков С. В.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты