Рефераты

Органы юстиции. Нотариат. Адвокатура в Российской Федерации

Органы юстиции. Нотариат. Адвокатура в Российской Федерации

2

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Белгородский юридический институт

Кафедра «Уголовного процесса»

Дисциплина «Правоохранительные органы в РФ»

РЕФЕРАТ

по теме: «Органы юстиции РФ. Нотариат РФ. Адвокатура РФ»

Автор:

Адъюнкт кафедры

рядовой милиции

Ловин В.А.

Белгород - 2008

План

Вступительная часть

1. Понятие, задачи и система органов юстиции РФ.

2. Понятие, задачи и организация государственного и частного нотариата в РФ.

3. Понятие, задачи и принципы организации адвокатуры.

4. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатом, его права и обязанности.

Заключительная часть (подведение итогов).

Литература:

1. Основная:

1. Комментарий к Конституции РФ. Изд-во БЕК., М., 1994.

2. Уголовно-процессуальный кодекс РФ принятый 18.12.2001 г..

3. Гуценко К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы: Учебник. - М., Зерцало. 2002. Гл. 15.

4. Правоохранительные органы РФ: Учебник, под ред. В.П. Божьева. -М., Спарк. 2004. Гл. 14.

5. Правоохранительные органы РФ: Учебное пособие, под ред. В.К. Боброва. -М., Щит-М. 1998. Гл.2. параграф 5.

2.Дополнительная:

1. “О мерах по развитию органов юстиции РФ”. Указ Президента РФ от 2 мая 1996г. // СЗ. 1996. №19. Ст.2259.

2. Концепция реформирования органов и учреждений юстиции РФ: Утвер. Постановлением Правительства РФ от 7 октября 1996г. // СЗ. 1996. №42. Ст.4806. “О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ”. Указ Президента РФ от 8 октября 1997 г. // СЗ. 1997. №41. Ст.4683.

“О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ” Указ Президента РФ от 28 июля 1998 г. // СЗ.1998 . №31, Ст.3841.

“О судебных приставах”. Федеральный закон РФ от 21 июля 1997 г. // СЗ. 1997 ., №30. Ст. 3590.

“О передаче уголовно-исполнительной системы МВД РФ в ведение Министерства юстиции РФ”. Указ Президента РФ от 28 июля 1998г. // СЗ.1998 . №31. Ст. 3841.

3. Положение о Министерстве юстиции РФ. Утв. Постановлением Правительства от 4 ноября 1993 г. // СЗ. 1993. №48. Ст.4650.

4. Положение об адвокатуре РСФСР. Утв. Верховным Советом РСФСР 20 ноября 1980 г. // ВВС РСФСР. 1980. №48. Ст.1596.

5. Положение о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории РФ. Утв. постановлением Правительства РФ от 15 февраля 1995 г. // СЗ. 1995. №17. Ст.1550 Об адвокатуре Российской Федерации. Проекты законов. // Российская газета. 1994. 22 окт., 23 нояб.

Введение.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является министерство юстиции Российской Федерации.

Возложенные на эту систему задачи выполняются как непосредственно самим министерством, так и посредством органов юстиции, а именно: министерства (управления) юстиции субъектов федерации. В систему министерства юстиции РФ входят также некоторые учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют определенные управленческие и методические функции: адвокатура, нотариат, ЗАГСы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов и других изданий.

Помимо органов юстиции в РФ юридическую помощь гражданам оказывают государственный и частный нотариат, а также адвокатура.

Нотариат - это правовой институт, призванный обеспечить стабильность гражданского оборота, а также защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц, посредством совершения нотариальных действий Российская юридическая энциклопедия / Под ред. Сухарева А.Я. М.:, 1999. С. 607..

Значение нотариата в современной России подчеркивается необходимостью укрепления правовых начал государственности, усиление борьбы с коррупцией. Президент Российской Федерации В.В.Путин не случайно подчеркнул, что во Французской системе если нотариус поставил печать, то это не просто закон, но «железобетонное решение». Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации: Учебник для вузов. - М.: Издательство НОРМА, 2001. С. 4-5 (предисловие).

Деятельность нотариусов служит также решению задач повышения юридической грамотности населения, поскольку в процессе своей работы нотариус разъясняет смысл каждого положения сделки и последствия их применения.

Адвокатура - это самоуправляемая общественная организация, призванная оказывать населению и организациям квалифицированную юридическую помощь посредством консультаций, составления различных документов и деловых бумаг, а также осуществлять представительство.

Цели и задачи, которые стоят перед адвокатами и их объединениями, определяются объективной необходимостью профессиональной защиты естественных и благоприятных прав граждан и юридических лиц. В связи с этим можно сказать, что цели и задачи, стоящие перед адвокатурой, ставят не сами адвокаты, а общество. Адвокатура удовлетворяет запросы общества, обеспечивает его дальнейшего развитие.

Обеспечение охраны общества от преступных посягательств, несомненно, согласуется с задачей охраны чести, достоинства, свободы и неприкосновенности интересов личности Смирнова Е.М. Адвокатура : Учебное пособие. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002, С. 7-8.

, а, следовательно, одним из важнейших конституционных принципов является право на защиту, более того Конституцией РФ каждому гражданину РФ гарантировано право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ).

На лекции мы рассмотрим понятие, задачи органов юстиции, нотариата и адвокатуры в РФ.

Перейдем к рассмотрению первого вопроса.

Вопрос 1. Понятие, задачи и система органов юстиции РФ.

Центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции, является министерство юстиции Российской Федерации.

Возложенные на эту систему задачи выполняются как непосредственно самим министерством, так и через органы юстиции: министерства (управления) юстиции субъектов федерации. В систему министерства юстиции РФ входят также некоторые учреждения и организации, в отношении которых органы юстиции осуществляют определенные управленческие и методические функции: адвокатура, нотариат, загсы, лаборатории судебных экспертиз, Российская правовая академия, Научный центр правовой информации, редакции некоторых журналов и других изданий.

Правовое положение Министерства юстиции РФ определяется Конституцией РФ, законом РФ “О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации”, Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 4.11.93 г., Постановление Правительства РФ “Об утверждении Концепции реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации” от 7.10.96 г. и рядом иных нормативных актов.

В соответствии с Положением и иными нормативными актами на Министерство юстиции РФ возлагается выполнение следующих задач:

1. участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ;

Указом Президента РФ от 2.05.96 г. на Министерство юстиции РФ возложена юридическая экспертиза проектов федеральных законов и иных нормативных актов, вносимых в Правительство РФ. На министерство возложен также контроль за соответствием ведомственных нормативных актов Конституции РФ, федеральным законам, Указам Президента РФ.

2. проведение юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ;

Постановлением Правительства РФ от 3.06.95 г. № 550 “О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации” на министерство возложена обязанность проведения юридической экспертизы правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. государственная регистрация ведомственных нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти;

Указом Президента РФ от 21.01.93 г. “О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации” учреждена государственная регистрация нормативных актов федеральных министерств и ведомств, затрагивающих права и свободы граждан или носящих межведомственный характер. Акты не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу и не могут служить законным основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний.

4. регистрация уставов общественных и религиозных организаций;

Регистрация уставов религиозных и общественных организаций закрепляет их правовой статус: только зарегистрированное объединение получает права юридического лица. Задача по государственной регистрации уставов общественных объединений возложена на органы юстиции в соответствии с Федеральным законом РФ “Об общественных объединениях” от 19.05.95 г. № 82-ФЗ. В соответствии с Указом Президента РФ “О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации” от 2.05.96 г. № 642 органы юстиции наделены полномочиями осуществлять контроль за соответствием деятельности общественных объединений их уставным целям. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется в соответствии со ст.11 Федерального закона РФ “О свободе совести и о религиозных объединениях” от 26.09.97 г. № 125-ФЗ.

5. государственная регистрация юридических лиц;

Принятие нового Гражданского кодекса Российской Федерации выдвинуло вопрос о системе регистрации юридических лиц и в настоящее время эти права предоставлены министерству юстиции, которое включает их в единый государственный реестр юридических лиц. Но, вместе с тем, в настоящее время до введения закона о регистрации юридических лиц регистрацией юридических лиц занимаются также муниципальные власти, и специально созданные регистрационные палаты.

6. государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

Данная регистрация производится органами юстиции на территории регистрационного округа по месту нахождения недвижимого имущества в соответствии с Федеральным законом РФ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”. Она включает в себя:

- проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

- проверку наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

- государственную регистрацию права;

- выдачу документов, подтверждающих государственную регистрацию прав;

- выдачу информации о зарегистрированных правах.

7. государственная регистрация актов гражданского состояния;

Акты гражданского состояния - действия граждан или события, влияющие на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей, а также характеризующие правовое состояние граждан. Этот вид деятельности Минюста осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона РФ “Об актах гражданского состояния” от 15.11.97 г. № 143-ФЗ.

Данный Федеральный закон определяет:

- органы, которые производят государственную регистрацию актов гражданского состояния;

- порядок государственной регистрации актов гражданского состояния;

- порядок формирования книг государственной регистрации актов гражданского состояния;

- порядок исправления, изменения, восстановления и аннулирования записей актов гражданского состояния;

- порядок и сроки хранения книг государственной регистрации актов гражданского состояния;

8. обеспечение установленного порядка деятельности судов

Одной из центральных задач судебно-правовой реформы в Российской Федерации является реформирование исполнительного производства и создание специальной службы обеспечения установленного порядка деятельности судов.

Исходя из Федеральных законов РФ “О судебных приставах” от 21.07.97 г. № 118-ФЗ и “Об исполнительном производстве” от 21.07.97 г. № 119-ФЗ принудительное исполнение судебных и иных решений является прерогативой и обязанностью не судебной, а исполнительной власти. В соответствии с данными законами создана служба судебных приставов, которая включает в себя две категории должностных лиц:

- судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов;

- судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

Им присваиваются классные чины работников органов юстиции, а судебным приставам военных судов - воинские звания. Судебным приставам может быть гражданин РФ, достигший 20-летнего возраста, имеющий среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование (для старшего судебного пристава - высшее юридическое образование), способный по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья

9. обеспечение исполнения уголовных наказаний

В соответствии с Указом Президента РФ от 8.10.97 г. “О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации” органы уголовно-исполнительной системы РФ переданы в ведение министерства юстиции РФ.

Правовую основу деятельности органов уголовно-исполнительной системы составляют Конституция РФ, Федеральные законы: “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”, “О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы”, Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и иные нормативные правовые акты.

Систему органов исполнения наказаний составляют центральный орган (Главное управление исполнения наказаний) и территориальные органы в субъектах Российской Федерации (управления исполнения наказаний).

Основными задачами ГУИН являются:

- организация исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, а также исключительной меры наказания;

- организация содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

- обеспечение правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих наказания, безопасности персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждений, содержащихся в них осужденных, а также охраны объектов уголовно-исполнительной системы;

- организация привлечения осужденных к труду;

- организация обеспечения основного общего и начального профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных;

- обеспечение надлежащих условий отбывания наказания, охраны здоровья осужденных и заключенных;

- содействие другим правоохранительным органам в осуществлении оперативно-розыскной деятельности, в работе по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений.

10. организация и развитие системы юридических услуг;

Министерство осуществляет регистрацию и выдачу лицензий гражданам и юридическим лицам на право занятия юридической деятельностью по оказанию правовых услуг. Выдача лицензий на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг определяется Положением о лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 г. Выдавшие лицензию органы юстиции осуществляют контроль за соблюдением лицензиатом установленных законом требований. Органы юстиции вправе приостановить и аннулировать действие лицензий. Министерству юстиции дано право назначать нотариусов, как работающих в государственных нотариальных конторах, так и занимающихся частной практикой, право контролировать исполнение профессиональных обязанностей нотариусами, занимающимися частной практикой, а также осуществлять государственный контроль за деятельностью нотариата в целом. Органы юстиции в соответствии с Федеральным законом РФ “О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства о нотариате” от 6.10.95 г. получили право истребовать от нотариуса сведения о совершенном нотариальном действии и иные документы; утверждать (или не утверждать) решения, принимаемые нотариальными палатами. Органы юстиции вправе направлять в суд ходатайство о лишении нотариуса лицензии на право нотариальной деятельности, а также право приостанавливать деятельность нотариуса.

11. реализация государственной политики в области правовой защиты интеллектуальной собственности;

Данная задача возложена на органы юстиции Указом Президента РФ от 2.05.96 г. № 642 “О мерах по развитию органов юстиции Российской Федерации”.

12. руководство деятельностью судебно-экспертных, научных и образовательных учреждений юстиции;

13. руководство системой органов и учреждений юстиции, обеспечение кадрами органов, организаций и учреждений юстиции, повышение квалификации кадров;

14. участие в международно-правовой охране прав и законных интересов граждан.

Таким образом, министерство юстиции, как орган, осуществляющие юридическую помощь гражданам, структурно состоит из департаментов (конституционного, социального, экономического, гражданского законодательства, законодательства о государственной безопасности и правоохранительной деятельности, судебных приставов и др.). Департаментам подчиняются службы. Имеются Федеральный центр судебной экспертизы и Научный центр правовой информации.

Вопрос 2. Понятие, задачи и организация государственного и частного нотариата в РФ.

Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которых возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других, предусмотренных законом действий в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия классифицируются по их направленности следующим образом:

- направленные на удостоверение бесспорных прав;

- направленные на удостоверение бесспорных фактов;

- по приданию долговым и платежным документам исполнительной силы;

- охранительные нотариальные действия, к которым обычно относят: принятие мер к охране наследственного имущества, наложение запрета на отчуждение имущества и принятие документов на хранение.

В отличие от суда, который рассматривает в гражданском процессе споры о праве, нотариат выполняет функции, направленные на юридическое закрепление гражданских прав и предупреждение их возможного нарушения в будущем.

Основными нормативными актами, регламентирующими деятельность нотариата являются: Конституция РФ, Закон РФ “Основы законодательства РФ о нотариате” от 11.02.93 г., Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР, утвержденная Министерством юстиции РСФСР 6.01.87 г., Инструкция о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти № 1055 от 19.03.96 г. и целый ряд нормативных актов различных уровней, раскрывающий механизм реализации отдельных положений Основ.

В соответствии с указанными выше нормативными актами, на должность нотариуса назначаются граждане Российской Федерации, имеющие высшее юридическое образование, прошедшие стажировку сроком не менее 1 года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавшие квалификационный экзамен и имеющие лицензию на право нотариальной деятельности. Срок стажировки для лиц, имеющих стаж работы по юридической специальности не менее 3 лет, может быть сокращен решением органа юстиции и нотариальной палаты до 6 месяцев.

Лицензия на право нотариальной деятельности выдается уполномоченным органом юстиции в течении месяца после сдачи квалификационного экзамена на основе решения квалификационной комиссии. Лица, не прошедшие квалификационный экзамен, допускаются к повторной сдаче не ранее чем через год. Гражданин, получивший лицензию, но не приступивший к работе в должности нотариуса в течении 3 лет, допускается к участию в конкурсе на замещение вакантной должности нотариуса только после повторной сдачи квалификационного экзамена.

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется органом юстиции совместно с нотариальной палатой. Они же определяют количество должностей нотариусов в нотариальном округе.

Компетенция частных нотариусов и нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, за некоторым исключение одинакова.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, в обязательном порядке должны стать членами Нотариальной палаты, которая является некоммерческим профессиональным объединением нотариусов, занимающихся частной практикой.

Нотариальные палаты образуются в каждом субъекте Российской Федерации.

Нотариальная палата представляет и защищает интересы нотариусов, оказывает им помощь и содействие в развитии частной нотариальной деятельности, организует стажировку и повышение профессиональной квалификации, возмещает затраты на экспертизы, назначенные судом по делам, связанным с деятельностью нотариусов, организует страхование нотариальной деятельности.

Высшим органом нотариальной палаты является общее собрание его членов. Руководят палатой избранные собранием правление и президент. Их полномочия регламентированы уставом нотариальной палаты.

Нотариальные палаты объединены в Федеральную нотариальную палату.

Увольнение нотариуса, работающего в государственной нотариальной конторе осуществляется в соответствии с КЗОТ РФ. Нотариус, занимающийся частной практикой, слагает полномочия по собственному желанию либо освобождается от полномочий на основании судебного решения в случаях:

- осуждения его за совершение умышленного преступления - после вступления приговора в законную силу;

- ограничения дееспособности или признания недееспособным в установленном законом порядке;

- по ходатайству нотариальной палаты за неоднократное совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства, а также в случаях невозможности исполнять свои обязанности по состоянию здоровья.

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечение прибыли. Поэтому нотариусы не вправе:

- заниматься самостоятельной предпринимательской и иной деятельностью, кроме нотариальной, научной и преподавательской;

- оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

При совершении нотариальных сделок нотариус обязан соблюдать общие и специальные правила.

К общим правилам относятся такие, как установка личности и проверка подлинности подписи лица и его документов, откладывание нотариального действия в случае необходимости истребования необходимых документов, разъяснения порядка обжалования отказа в совершении нотариального действия, отсутствие у нотариуса иного интереса, кроме служебного при совершении сделки, беспристрастность при совершении нотариального действия, и т.д.

К специальным правилам относятся такие, как соблюдение тайны совершаемых нотариальных действий.

Таким образом, во всех случаях нотариус обязан оказывать содействие гражданам и организациям в осуществлении их прав и законных интересов с тем, чтобы их юридическая неосведомленность не могла быть использована во вред заинтересованным лицам.

Вопрос 3. Понятие, задачи и принципы организации адвокатуры.

Адвокатура - это самоуправляемая общественная организация, призванная оказывать населению и организациям квалифицированную юридическую помощь посредством консультаций, составления различных документов и деловых бумаг, а также осуществлять представительство.

Цели и задачи, которые стоят перед адвокатами и их объединениями, определяются объективной необходимостью профессиональной защиты естественных и благоприятных прав граждан и юридических лиц. В связи с этим можно сказать, что цели и задачи, стоящие перед адвокатурой, ставят не сами адвокаты, а общество. Адвокатура удовлетворяет запросы общества, обеспечивает его дальнейшего развитие.

Обеспечение охраны общества от преступных посягательств, несомненно, согласуется с задачей охраны чести, достоинства, свободы и неприкосновенности интересов личности Смирнова Е.М. Адвокатура : Учебное пособие. СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2002, С. 7-8.

, а, следовательно, одним из важнейших конституционных принципов является право на защиту, более того Конституцией РФ каждому гражданину РФ гарантировано право на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ).

Адвокатура - добровольное профессиональное объединение граждан, занимающихся, в соответствии с законодательством, защитой на предварительном следствии, дознании, в суде по уголовным делам, осуществление представительства интересов истцов и ответчиков по гражданским делам, а также для оказания юридической помощи лицам, привлекаемым к административной ответственности.

Правовая помощь по своему содержанию охватывает широкий круг действий: помощь в поиске нужного нормативного акта, разъяснение его содержания, содействие в составлении документа, подбор аргументов, определение органа, способного наиболее эффективно решить возникшую проблему, осуществление представительства, ведение защиты и т.д.

Адвокатура - не государственная структура, а профессиональное объединение, независимое от органов власти.

Правовой основой деятельности адвокатуры являются Конституция РФ, Положение об адвокатуре РСФСР утвержденное Верховным Советом РСФСР 20.11.80 г., УПК РСФСР, ГПК РСФСР.

Общая задача адвокатуры - оказание юридической помощи - конкретизируется в отдельных видах этой помощи, к которым относятся:

консультации и разъяснения, устные и письменные справки по юридическим вопросам;

составление заявлений, жалоб и других документов правового характера;

представительство в судах, других государственных органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

участие в уголовном судопроизводстве в качестве защитника и представителя потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика;

участие в качестве представителей сторон в Конституционном Суде РФ;

защита прав граждан при оказании им психиатрической помощи;

иная не запрещенная деятельность (разработка уставов, подготовка к регистрации юридических лиц, заключение контрактов, правовое обслуживание коммерческих операций и т.д.).

В основе организации деятельности адвокатуры лежат следующие правовые принципы.

Гуманизм. Адвокатура служит для служения человеку - защите его доброго имени, чести, достоинства, жизни, здоровья, личных тайн, собственности, прав.

Законность. Адвокат обязан вести защиту только законными методами, немедленно реагировать на все нарушения закона судом, прокурором, органами предварительного следствия и дознания, должностными лицами и т.д.

Добровольность. Любое лицо, имеющее юридическое образование, может подать заявление о приеме в адвокатуру. Лица, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет, принимаются в адвокатуру без прохождения стажировки, однако им может быть назначен испытательный срок продолжительностью до 3 месяцев. Лица, не имеющие стажа, до зачисления в адвокатуру должны пройти стажировку сроком от 6 месяцев до года. Адвокат и стажер не вправе совмещать адвокатскую деятельность со службой в государственных и общественных организациях за исключением научной и преподавательской деятельности, а также для адвокатов, работающих в районах, где объем адвокатской деятельности является недостаточным, Адвокат имеет право на получение гонорара за свою работу. Взимание гонорара или части его, минуя кассу юридической консультации, рассматривается как уклонение от налогообложения, нарушение норм адвокатской этики и влечет соответствующую ответственность.

Самоуправление. Адвокатское сообщество управляет своими делами самостоятельно, решая наиболее важные вопросы на общем собрании (конференции) коллегии, предоставляя определенные полномочия ее выборным органам - президиуму,, председателю президиума, ревизионной и квалификационной комиссиям. Президиумом коллегии организуются юридические консультации для организации работы адвокатов по оказанию юридической помощи. Это основное рабочее звено. Члены коллегии адвокатов входят в состав какой-либо юридической консультации и там проводят свою работу. Численность юридических консультаций различна: от 2-3 человек в сельской местности до 50-60 в Москве. Во главе юридической консультации стоит заведующий, назначаемый президиумом коллегии адвокатов. Каждая юридическая консультация должна отчислять на общие нужды коллегии до 30% валового поступления средств. Реально в различных коллегиях этот процент различен. Эти отчисления составляют бюджет коллегии, расходуемый на нужды самих юридических консультаций (аренда и ремонт помещений, приобретение литературы и оргтехники, зарплата технических работников и т.д.). Непосредственно на содержание президиума отчисляются очень незначительные суммы.

Независимость адвокатуры означает недопустимость какого-либо вмешательства в ее дела со стороны государственных органов. Численный состав, штаты, смета расходов и доходов коллегии не утверждается исполнительными органами. Минюст больше не устанавливает правил оплаты труда адвокатов, поскольку размеры их гонораров определяются соглашениями между адвокатами и клиентами.

Некоторые полномочия в отношении адвокатских объединений сохраняет Министерство юстиции РФ. Оно рассматривает ходатайства об образовании новых адвокатских коллегий, оценивает с точки зрения закона их уставы, выдает им лицензии на право заниматься адвокатской деятельностью. Если деятельность вновь созданной коллегии адвокатов противоречит ее уставу или закону, Минюст вправе лишить ее лицензии.

Гласность, открытость в деятельности адвокатуры заключается в том, что адвокаты вправе знать о положении дел в их профессиональной организации. Они вправе внести на обсуждение общего собрания любой вопрос, касающийся деятельности этой организации.

Адвокатская тайна - необходимое условие существование адвокатуры. В содержание адвокатской тайны включаются:

сам факт обращения гражданина в коллегию адвокатов за юридической помощью и мотивы, побудившие к такому обращению;

сведения о преступлении, его участниках, последствиях, данные о личной жизни, сообщаемые обвиняемым или потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком;

те же сведению, сообщенные адвокату родственниками обвиняемого (подозреваемого) и другими лицами при обращении за юридической помощью;

сведения о личной жизни граждан, почерпнутые из уголовного дела при ознакомлении с ним;

сведения, сообщенные адвокату лицом, которое он представляет в гражданском или административном процессах;

сведения, содержащиеся в переписке между адвокатом и обвиняемым (представляемым) и в адвокатских досье.

Существуют пять основных гарантий сохранения адвокатской тайны:

требование закона не разглашать сведения, сообщенные в связи с осуществлением защиты и оказанием другой юридической помощи;

запрет допрашивать в качестве свидетеля защитника обвиняемого - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением обязанностей защитника;

запрет допрашивать в качестве свидетеля представителя по гражданскому делу - об обстоятельствах, которые стали ему известны в связи с исполнением обязанностей представителя;

разрешение встреч защитника с обвиняемым (подсудимым, осужденным) наедине без ограничения их количества и продолжительности;

отсутствие уголовной ответственности адвоката за недоносительство о любом преступлении, ставшем ему известным со слов обвиняемого или его родственников, если они обратились за юридической помощью.

Адвокат обязан сохранять в тайне доверенные ему сведения бессрочно, даже после смерти лица, доверившего эти сведения, за исключением случаев, когда они служат его реабилитации.

Адвокат не вправе оказывать конфиденциальное содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Децентрализация как принцип организации адвокатуры означает самоуправление на уровне каждой коллегии, невмешательство одной коллегии в дела другой, отсутствие общефедерального органа, стоящего над коллегиями и управляющего их делами.

Приобретение статуса адвоката.

1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.

2. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:

1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

3. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате субъекта Российской Федерации (далее - квалификационная комиссия) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката (далее также - претендент), квалификационного экзамена.

4. В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:

1) в качестве судьи;

2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;

3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;

4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;

5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;

6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;

7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;

8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

9) в качестве адвоката;

10) в качестве помощника адвоката;

11) в качестве нотариуса.

5. Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.

6. Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Допуск к квалификационному экзамену.

1. Лицо, отвечающее требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в квалификационную комиссию с заявлением о присвоении ему статуса адвоката.

2. Претендент помимо заявления представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.

Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты