Рефераты

Орхусская конвенция, как источник экологического права

Орхусская конвенция, как источник экологического права

10

Содержание

1. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды (Орхусская конвенция) как источник экологического права.

2. Правовая охрана озонового слоя.

Задача 1

Задача 2

Список использованных источников

1. Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды (Орхусская конвенция) как источник экологического права

Конституция Республики Беларусь урегулировало право граждан на благоприятную для жизни и здоровья окружающую среду [9, ст. 46]. Согласно ст. 34 Конституции Республики Беларусь граждане имеют право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды. Названные конституционные нормы составляют правовую основу экологических прав белорусских граждан. Их содержание раскрыто в специальном экологическом законодательстве: ст. ст. 5-8 Закона «Об охране окружающей среды» и определяют один из существенных элементов правового статуса граждан - права и обязанности в области охраны окружающей среды. Право на благоприятную окружающую среду является новым для конституционного законодательства Республики Беларусь.

Впервые право на благоприятную окружающую среду было закреплено в Законе «Об охране окружающей среды». Закон называет в качестве одного из принципов охраны окружающей среды - обеспечение права граждан на благоприятную для жизни, труда и отдыха окружающую среду [14, ст. 2].

Право на благоприятную окружающую среду, предполагает знание об её состоянии. Реализовать права и обязанности граждан в области охраны окружающей среды возможно только при наличии доступа к экологически значимой информации и участии общественности в принятии решений, затрагивающих проблемы окружающей среды. Правовые аспекты доступа к экологически значимой информации на международно-правовом уровне урегулированы в Конвенции «О доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды». Конвенция принята под эгидой ООН 23-25 июня 1998 г. в городе Орхусе (Дания) и признана нашим государством [12, с. 541].

Конвенция Европейской Экономической Комиссии ООН «О доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию, касающихся окружающей среды» - революционный документ для стран постсоветского пространства. Орхусская конвенция имеет силу закона в странах - сторонах конвенции. В Беларуси Орхусская конвенция подписана 16 декабря 1998 года, ратифицирована 9 марта 2000 г.

В Конвенции разработаны и введены такие значимые для экологических прав граждан понятия, как «экологическая информация», «доступ к экологической информации», а также урегулированы условия доступа к экологической информации и правосудию в вопросах, касающихся состояния окружающей среды.

Реализация права на свободу информации о состоянии окружающей среды невозможна без установления правовых гарантий, к которым могут быть отнесены:

- свободный доступ к экологической информации;

- свободное функционирование средств массовой информации;

- возможность беспрепятственного обращения граждан и общественных объединений в государственные органы.

Свободный доступ к экологически значимой информации обеспечивается, в частности, тем, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных секретах» на сведения о состоянии окружающей среды, как правило, не должен распространяться режим секретности.

Ст. ст. 4, 5 Конвенции регулируют условия получения, сбора и распространения экологической информации: государственные органы в ответ на запрос об экологической информации предоставляют общественности названную информацию в рамках национального законодательства, включая копии фактических документов, содержащих или охватывающих эту информацию. В соответствии со ст. 9 Конвенции государства, её подписавшие, гарантируют доступ к процедуре рассмотрения решения об отказе в экологической информации в суде или ином независимом органе согласно с законом. Обязанность предоставления экологической информации возлагается на государственные органы.

Орхусская конвенция позволяет любому человеку получать необходимую экологическую информацию, участвовать в принятии экологически значимых решений и отстаивать эти права в суде.

Здесь находятся ресурсные материалы для людей, желающих использовать права, предоставляемые конвенцией. В ресурсных материалах трактуются положения Орхусской конвенции, приводятся практические советы и примеры применения положений Конвенции государственными органами и общественностью. Материалы, содержат комплексные учебно-методические материалы с подробными рекомендациями по проведению обучения по Орхусской конвенции и публикацию, описывающую двенадцать примеров выполнения Конвенции на практике. Материалы конвенции содержат ресурсы, отражающие специфику выполнения конвенции в странах-участницах проекта, а также информацию регионального характера, которая может быть полезна для других стран Центральной и Восточной Европы, Кавказа и Центральной Азии [4, с. 345].

Таким образом, Орхусская конвенция представляет интерес для правового анализа, поскольку действующее в Беларуси законодательство не только не содержит правовых механизмов реализации конституционного права на доступ к экологической информации, но и в целом не раскрывает содержание понятия «экологическая информация».

Международные договоры, соглашения и конвенции в области природопользования и охраны окружающей среды, в которых участвует Республика Беларусь, традиционно являются источниками национального экологического права. Международные договоры, конвенции и соглашения - это особый источник права. Его нормы обладают приоритетом перед нормами, предусмотренными национальным законодательством.

Согласно ст. 8 Конституции Республики Беларусь, если международным договором установлены иные правила, чем предусмотрены законом Республики Беларусь, то применяются правила международного договора. Придание договору особой роли вызвано потребностью поддержания и обеспечения мирового правопорядка в сфере взаимодействия общества и природы. Белоруссия является участницей многих многосторонних международных договоров, соглашений и конвенций.

Конституция Республики Беларусь к источникам национального права отнесла общепризнанные принципы и нормы международного права [9, ст. 8].

2. Правовая охрана озонового слоя

Озоновый слой - это слой атмосферного озона, расположенный в стратосфере, который поглощает биологически опасное солнечное ультрафиолетовое излучение.

Охрана озонового слоя - одно из важнейших направлений природоохранительной деятельности, осуществляемое в глобальном и национальном масштабах. Разрушение озонового слоя влияет на здоровье людей не только нашей страны, но и всего мира.

В настоящее время нормативная база Республики Беларусь в сфере охраны озонового слоя весьма обширна. В нее входят многочисленные международно-правовые, национальные и локальные акты. Например:

- Закон Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. (с изменениями и дополнениями от 15 ноября 2004 г.) «Об охране озонового слоя»;

- Закон Республики Беларусь от 26.11.1992г. (ред. от 20.07.2006г.) «Об охране окружающей среды»;

- Постановления Правительства Республики Беларусь, санитарно-гигиенические нормативы Минздрава Республики Беларусь.

Охрана озонового слоя представляет собой систему мер, осуществляемых государственными органами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями по предотвращению разрушения озонового слоя, восстановлению озонового слоя в целях защиты жизни и здоровья человека и окружающей среды от неблагоприятных последствий, вызванных разрушением озонного слоя.

Государственное регулирование деятельности в области охраны озонового слоя в соответствии с Законом «Об охране озонового слоя» осуществляют:

- Президент Республики Беларусь;

- Совет Министров Республики Беларусь;

- Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальные органы;

- местные Советы депутатов;

- исполнительные и распорядительные органы в пределах совей компетенции, которая определена законодательством Республики Беларусь.

Основными задачами и направлениями государственного регулирования деятельности в области охраны озонового слоя являются:

- правовое, экономическое, организационное и техническое обеспечение выполнения Венской конвенции об охране озонового слоя от 22 марта 1985 г., Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой 1987 г. [6, с. 418];

- уточнение перечней озоноразрушающих веществ и продукции, содержащей озоноразрушающие вещества, в соответствии с изменениями, принимаемыми сторонами Монреальского протокола и ратифицированными Республикой Беларусь;

- введение ограничений и запретов на обращение с озоноразрушающими веществами;

- определение порядка обращения с озоноразрушающими веществами в Республики Беларусь;

- лицензирование деятельности, связанной с обращением с озоноразрушающими веществами;

- организация финансирования и материально-технического обеспечения мероприятий по охране озонового слоя;

- государственные органы контролируют соблюдение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя;

- осуществление международного сотрудничества в целях обмена информацией, разработки и реализации согласованных мероприятий, направленных на охрану озонового слоя.

В соответствии со ст. 5 Закона «Об охране озонового слоя» Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции в области охраны озонового слоя:

- принимает государственные целевые программы по охране озонового слоя;

- утверждает перечень озоноразрушающих веществ, ограниченных или запрещенных для потребления в Республике Беларусь;

- устанавливает размер платы за ввоз в нашу страну озоноразрушающих веществ и (или) продукции, содержащей озоноразрушающие вещества;

- устанавливает порядок проведения мониторинга озонового слоя и использования его данных [15, ст. 5].

Министерство природы как республиканский орган государственного управления в области охраны окружающей среды в пределах своей компетенции:

- организует и координирует разработку и выполнение государственных целевых программ по охране озонового слоя;

- координирует деятельность национального научного исследовательского центра мониторинга озоносферы;

- определяет порядок лицензирования деятельности связанной с обращением с озоноразрушающими веществами;

- устанавливает требования в области охраны окружающей среды при обращении с озоноразрушающими веществами;

- разрабатывает и принимает нормативно-правовые акты в области охраны озонового слоя;

- осуществляет государственный контроль в области охраны озонового слоя;

- выдает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений законодательства Республики Беларусь об охране озонового слоя.

В заключение данного вопроса следует повторить, что правовые меры по охране озонового слоя направлены на сохранение и улучшение его качества, а также предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду. Охрана озонового слоя представляет собой систему мер - эти меры предусмотрены Законом Республики Беларусь «Об охране озонового слоя».

Закон «Об охране озонового слоя» регулирует отношения в области охраны озонового слоя в целях обеспечения благоприятной среды обитания человека, сохранения, улучшения и восстановления природных качеств озонового слоя.

Законом Республики Беларусь «Об охране озонового слоя» предусмотрены требования по охране озонового слоя от вредного воздействия промышленного производства и другой производственной деятельности.

Белорусское законодательство соответствует выработанным международным сообществом подходов к охране озонового слоя и базируется на принципах приоритета охраны жизни и здоровья человека.

Задача 1

На территории садоводческого товарищества «Березка» находился пруд, в котором купались и ловили рыбу также жители соседних дачных массивов и местные жители. Однако данным обстоятельством были недовольны члены кооператива «Березка», так как, во-первых, пруд был выкопан за их счет, а во-вторых, присутствие большого количества людей создавало шум и мешало отдыху.

Правление садоводческого товарищества приняло решение об ограничении права пользования водным объектом. В результате около пруда появилась доска с объявлением: «Купаться и ловить рыбу разрешено только представителям садоводческого товарищества «Березка».

Правомерны ли действия правления садоводческого товарищества?

В соответствии со ст. 1 Водного кодекса Республики Беларусь водопользование представляет собой использование водных объектов для удовлетворения нужд населения и хозяйственной деятельности.

Совокупность правовых норм, определяет порядок и условия рационального использования вод, составляет право водопользования в объективном смысле.

В субъективном смысле право водопользования представляет собой правомочия конкретного водопользователя по использованию полезных свойств водных объектов в целях, предусмотренных законодательством.

Водопользователь - это юридическое или физическое лицо, которому предоставлено право пользования водным объектом. Водопользователями в Республики Беларусь могут быть юридические и физические лица, в том числе иностранные, в порядке определенном законодательством Республики Беларусь [5, ст. 19].

В соответствии со ст. 12 Водного кодекса водопользование имеет виды:

- общее и специальное;

- обособленное и совместное;

- первичное и вторичное.

Порядок и условия предоставления водных объектов в пользование различаются в зависимости от видов водопользования. Общее водопользование осуществляется без каких-либо разрешений. Специальное водопользование осуществляется в разрешительном порядке. Основаниями для возникновения права водопользования является разрешения на специальное водопользование, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов о предоставлении водных объектов в обособленное пользование или договор аренды таких объектов.

Из условия задачи мы знаем, что члены садоводческого товарищества «Березка» своими силами и за свои средства выкопали пруд. Согласно ст. 1 Водного кодекса Республики Беларусь пруд является водоемом.

Водоем - поверхностный водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием (озеро, водохранилище, пруд, пруд-копань) [5, ст. 1].

Так же из условия задачи известно, что члены кооператива «Березка» являются специальным водопользователем, так как пруд находится на территории их товарищества.

Согласно ст. 31 Водного кодекса водопользователь имеет право передавать для использования добытую воду другим водопользователям (водопотребителям) на условиях, согласованных с органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды, предоставившими право специального водопользования, и местными исполнительными и распорядительными органами. Следовательно, решение правления садоводческого товарищества правомерны.

Надо также отметить, что согласно ст. 33 Водного кодекса Республики Беларусь права водопользователей могут быть ограничены или прекращены местными исполнительными и распорядительными органами в целях охраны здоровья населения, а также в иных государственных интересах или интересах других водопользователей. При этом преимущество в использовании вод отдается обеспечению населения водой для питьевых и бытовых нужд.

Задача 2

Фермер Алексеев самовольно скосил сено на участке площадью 3 га, входящем в состав лесов 2 группы Климовичского лесхоза. Во время сенокошения, которое проводилось вне сенокосных угодий, был частично поврежден четырехлетний сосняк, предназначенный для возобновления леса.

Какие нарушения законодательства имеются в действиях Алексеева?

Как исчислить размер ущерба, причиненного действиями Алексеева?

Лес - это охраняемый законом природный объект, составная часть окружающей природной среды, представляющая собой совокупность естественной и искусственно созданной древесно-кустарниковой растительности, напочвенного покрова, животных и микроорганизмов, образующая лесной биоценоз и используемая в хозяйственных, рекреационных, оздоровительных, санитарно-гигиенических, научно-исследовательских целях [6, с. 263].

Согласно Лесного кодексу Республики Беларусь в соответствии с экономическим, экологическим и социальным значением лесного фонда, его местонахождением и выполняемыми функциями производится деление лесного фонда по группам лесов и разграничение лесов первой группы по категориям защитности.

В лесном фонде выделяются леса первой и второй групп. Ко второй группе относятся леса - эксплуатационные. Леса второй группы выполняют водоохранно-защитные и климаторегулирующие функции.

Основу лесных отношений составляет государственная собственность на леса. В ст. 13 Конституции Республики Беларусь говорится, что леса составляют исключительную собственность государства.

В нашей стране все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других действий, причиняющих вред лесу [11, ст. 73]. К числу мер правовой охраны и защиты леса относится совокупность правовых средств, содержащих предупредительные, запретительные, восстановительные, карательные меры, направленные на сохранение, восстановление и улучшение состояния лесных ресурсов.

Лесонарушением принято считать противоправное виновное действие (или бездействие), наносящее ущерб лесному хозяйству или нарушающее установленный порядок пользования, охраны, защиты государственного лесного фонда и воспроизводства лесов [20, с. 461].

Из вышесказанного следует, что фермер Алексеев за самовольное скашивание сена на участке входящем в состав лесов 2 группы Климовического лесхоза и частичное повреждение четырехлетнего сосняка будет привлечен к уголовной ответственности по ст. 277 «Незаконная порубка деревьев и кустарников» Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Согласно п. 2 ст. 277 УК Республики Беларусь действия фермера Алексеева приравниваются к причинению ущерба в особо крупном размере, так как четырехлетний сосняк был предназначен для возобновления леса.

Список использованных источников

1. Балашенко С.А. Государственное управление в области охраны окружающей среды. Учеб. пособие. Мн.: Амалфея. 2000. - 389 с.

2. Балашенко С.А., Демичев Д.М. Экологическое право/ Учебник. - Мн.: «Урожай», 2000. - 398 с.

3. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ. 2005. - 670 с.

4. Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. Правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда: Учеб. пособ. - М.: Юристъ. 2006. - 652 с.

5. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 15.07.1998г. № 191-З (ред. от 20.07.2006г.) // Ведомости Национального Собрания Республики Беларусь. -1998. -№ 33.

6. Демичев Д.М. Экологическое право. Особенная часть: Учебник. Мн.: Вышэйшая школа. 2007. - 494 с.

7. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - 2-е изд. М.: ТК Велбби, Изд-во Проспект. 2006. - 688 с.

8. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Республики Беларусь от 21.04.2003г. № 194-3 (ред. от 04.01.2007г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2003. -№ 63. -Ст. 2/946.

9. Конституция Республики Беларусь (ред. от 17.11.2004г.) // национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999.- № 1.

10. Кодекс о земле Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 4.01.1999г. № 226-З (ред. от 20.10.2006г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002. -№ 2-3.

11. Лесной кодекс: Кодекс Республики Беларусь от 14.07.2000 г. (ред. от 04.08.2005 г.) //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2005. -№ 196.2/1163.

12. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Международные отношения. 2003. - 720 с.

13. Макарова Т.И. Право общего природопользования: Проблемы правового закрепления. Мн.: Вестник БГУ. - 2004. - № 2.

14. Об охране окружающей среды: Закон Республики Беларусь от 26.11.1992г. № 1982-XII (ред. от 20.07.2006г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2002. -№ 85.

15. Об охране озонового слоя: Закон Республики Беларусь от 12.11.2001 г. (ред. от 15.11.2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2004. -№ 180.2/1084.

16. О растительном мире: Закон Республики Беларусь от 14.06.2003 г. (ред. от 19,07.2005 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -2005. - № 121.2/1139.

17. Овчаренко Е.В. Экологические преступления в уголовном праве: Учеб. пособ. М.: Юристъ-Гардарика. 1997. - 345 с.

18. Тихиня В.Г., Павлова Л.В. Основы международного права: Учеб. пособие. Мн.: Книжный Дом. 2006. - 320 с.

19. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 09.07.1999г. № 275-3 (ред. от 01.03.2007г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. -1999. -№ 76. - Ст. 277.

20. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть: Учеб. пособие/ Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, В.В. Борода; Под ред. Н.А. Бабия и И.О. Грунтова. Мн.: Новое знание. 2002. - 912 с.

21. Шестерюк А.С. Вопросы кодификации законодательства об охране окружающей среды. С-Пб.: Изд-во АСТ. 2002. - 567 с.


© 2010 Современные рефераты