Рефераты

Основания административной ответственности в области природы и охраны законодательства за нарушение порядка землепользования

p align="left">Деградация почв с частичной или полной утратой плодородия происходит и в результате нарастающего химического загрязнения земель кислотными дождями, тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.

В Республике Беларусь площадь сельскохозяйственных угодий уменьшилась почти на 1,5 млн. гектаров, на одного жителя - с 1,15 до 0,91 гектара, из них пашни - с 0,74 до 0,59 гектара. Это произошло в связи с отводом продуктивных земель для строительства промышленных и иных объектов, зарастанием земель кустарником и мелколесьем, загрязнением радионуклидами земель в Гомельской, Могилевской и в других областях. [43. с. 2].

Правовая охрана земель - одно из направлений охраны. Она осуществляется путем установления правового режима отдельных категорий земель, прав и обязанностей собственников, владельцев и пользователей земли, порядка их возникновения и оснований прекращения, установления приоритета земель сельскохозяйственного назначения, особой охраны высокопродуктивных сельскохозяйственных угодий и многими другими средствами. Охрана земель связана с мерами по сохранению земель, их восстановлению и улучшению.

При этом сохранение земель не означает неиспользование земельного фонда. Оно предполагает пользование землей такими способами и приемами, при которых не наступает ухудшение земель. Под восстановлением понимаются меры по рекультивации земель. Улучшение состояния земель означает меры мелиоративного характера, повышающие их социальную ценность. Среди мер охраны земель важное место занимают меры профилактики: не допустить преждевременного истощения почв, возникающего в ходе обработки земли, непринятия мер по борьбе с водной и ветровой эрозией и других.

Профилактика включает меры по предупреждению загрязнения земель отходами промышленности, коммунально-бытовыми и иными источниками. Значительные площади сельскохозяйственных земель изымаются для нужд развития городов, промышленности, транспорта. Охрана земель предполагает меры по предупреждению необоснованных изъятий сельскохозяйственных угодий. Правовая охрана земель представляет собой комплексный правовой институт. Нормы, относящиеся к данному институту, содержатся как в Кодексе о земле, так и в Законе об охране окружающей среды, других экологических законодательных актах.

Охрана земель преследует следующие цели:

- предотвратить деградацию и нарушение земель, другие неблагоприятные последствия хозяйственной деятельности путем стимулирования природоохранных технологий;

- введением экономического механизма рационального использования и охраны земель, установлением особых выплат собственникам, землевладельцам и землепользователям за ухудшение качества их земель, если это вызвано хозяйственной деятельностью иных субъектов, обеспечить улучшение и восстановление земель, подвергшихся деградации или нарушению;

- создать механизм учета и проверки экологического состояния земель, а также обеспечить собственников, владельцев и пользователей земли экологическими нормативами режимов оптимального использования земельных участков.

- охранять права собственности на землю, права владения и пользования ею.

Земельное законодательство закрепляет и содержание требований к охране земель. Загрязнение земель связано с изменением физических свойств и химического состава в результате поступления в почву загрязняющих веществ, применения минеральных удобрений, других агрохимикатов. Значительная часть территории Республики Беларусь загрязнена в результате аварии на Чернобыльской АЭС. Негативное воздействие на состояние земель оказывают производственные и иные отходы сельскохозяйственных и промышленных предприятий. В Беларуси значительное число нарушенных земель - следствие разработки месторождений торфа и других полезных ископаемых, строительства дорог, нефте- и газопроводов и других хозяйственных объектов. В целях охраны здоровья человека и охраны окружающей среды в порядке, определяемом законодательством, устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных микроорганизмов и других вредных микробиологических веществ, загрязняющих землю, сорных растений, вредителей и болезней (ч. 4 ст. 135 Кодекса о земле).

При производстве сельскохозяйственной продукции на землях, загрязненных радионуклидами, предусматривается осуществление комплекса агротехнических, мелиоративных и других защитных мероприятий в условиях радиоактивного загрязнения земель. Значительное число земель загрязнено отходами. В процессе производства на промышленных предприятиях образуются значительные объемы токсичных отходов. Один из источников их пополнения - пришедшие в негодность в результате неправильного хранения пестициды. Хранение (складирование), переработка и захоронение отходов проводятся только в разрешенных местах и на разрешенных объектах в соответствии с требованиями Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по согласованию с другими государственными органами. Государственная программа охраны и рационального использования земель способствует ускорению разработки технико-экономических обоснований и проектов по утилизации и захоронению токсичных отходов. Так, предполагается определение площадей вдоль автомобильных дорог, подвергающихся загрязнению тяжелыми металлами.

Земли засоряются бытовыми, промышленными отходами, мусором, строительными конструкциями и другими твердыми телами, в результате нерационального использования пахотных угодий [41. с. 4].

Причем истощение земель и деградация почв происходят с частичной или полной потерей плодородия: опустынивание, водная и ветровая эрозии, затопление, подтопление, отчуждение для несельскохозяйственных нужд особо ценных сельскохозяйственных угодий, нарастающее химическое загрязнение, нарушение правил обработки земель, невыполнение требований агротехники, отсутствие научно обоснованной системы земледелия.

Использование в сельскохозяйственном обороте для посевов зерновых и пропашных культур торфяно-болотных почв, и особенно мелкозалежных торфяников, привело к отрабатыванию торфа и образованию нового типа минеральных и торфяно-минеральных почв с низкой производительной способностью. По имеющимся данным, только на территории Белорусского Полесья площадь таких почв - 55 тысяч гектаров.

В целях совершенствования и активизации работ по использованию земель и улучшению санитарного состояния территорий Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 5.06.2002г. № 731 утвердил задания и мероприятия по наведению порядка в использовании земель и улучшению санитарного состояния территорий. Этим постановлением, в частности, предусмотрены задания по рекультивации карьеров, нарушенных земель с истекшими сроками пользования, по наведению порядка на землях, занятых животноводческими фермами, машинными дворами, в садоводческих товариществах и населенных пунктах. Предусмотрено образование площадок для складирования бытовых отходов в сельской местности (мини-полигонов) и ряд других мероприятий по охране земель и улучшению организации их использования.

Содержание охраны земель включает основные требования, предъявляемые к собственникам, владельцам и пользователям земли, а также ко всем иным организациям и гражданам в области охраны земель. Порядок охраны земель закреплен в земельном законодательстве (в ст. 64-65, 136 Кодекса о земле).

Землепользователи, землевладельцы, собственники, в том числе арендаторы, осуществляют:

рациональную организацию территории;

восстановление и повышение плодородия и других свойств почвы;

защиту земельных участков от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания, засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от других процессов разрушения;

защиту от зарастания сельскохозяйственных земель кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения технического состояния земель;

мероприятия по сохранению торфяных почв в ходе их использования, предотвращению процессов минерализации торфяников;

консервацию деградированных сельскохозяйственных угодий, если иными способами невозможно восстановить плодородие почв;

рекультивацию нарушенных земель, повышение их плодородия и других полезных свойств земли;

снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Рациональная организация территории предполагает выполнение требований внутрихозяйственного землеустройства, а также эффективное использование земель.

К числу нерационально используемых земель отнесены по законодательству Республики Беларусь:

- сельскохозяйственные угодья всех категорий, на которых фактический уровень урожайности (продуктивности кормовых угодий) в среднем за пятилетний период ниже нормативного показателя, определенного по кадастровой оценке;

- земли, на которых в результате хозяйственной деятельности происходит снижение плодородия почв и других свойств земли (уменьшение содержания гумуса, повышение кислотности и т.д.), развитие эрозии и иных негативных процессов;

- земли, на которых в результате хозяйственной деятельности происходит их загрязнение отходами производства, химическими, радиоактивными веществами, оказывается негативное воздействие на растительный и животный мир, другие компоненты природной среды, ухудшается общая экологическая обстановка и т.д.;

- земли, на которых не соблюдается установленный проектами внутрихозяйственного землеустройства режим и условия их использования, не произведены почвозащитная организация территории и другие мероприятия, направленные на рациональное использование и охрану земель;

- земли лесного фонда, занятые малоценными лесными породами и пригодные по почвенным и иным условиям для освоения в качестве сельскохозяйственных угодий (за исключением лесных насаждений защитного назначения);

- земли населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения, используемые не по целевому назначению, а также, если фактические показатели их использования (плотность застройки, отраслевые нормы отвода земель и т.д.) не соответствуют проектным или нормативным показателям. Исключение составляют земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения.

Такие земельные участки отграничиваются от других земель на планах землевладений и землепользовании. По результатам выявления таких земель определяется их дальнейшая судьба. Так, возможно прекращение права владения и пользования такими землями, консервация деградированных сельскохозяйственных угодий, заявление таких земель в специальный фонд земельного запаса для последующего предоставления их крестьянским хозяйствам, арендаторам, сельскохозяйственным кооперативам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и других нужд.

Восстановление и повышение плодородия почв в некоторых случаях предполагает их мелиорацию - улучшение почвы, направленное на повышение или восстановление ее продуктивности. Виды мелиорации зависят от природных условий объекта: гидротехнические (орошение, осушение, двойное регулирование водного режима и др.), агротехнические, кулътуртехнические, химические, биологические, лесотехнические, комбинированные. В Республике Беларусь, как и в других государствах СНГ, наблюдалось преобладание гидротехнических мелиорации. В результате осушались и передавались хозяйствам большие площади новых земель, были образованы целые хозяйства на мелиорированных землях. Однако не было охраны этих ценных земель и организации рационального их использования - земли зарастали кустарником, мелколесьем, забрасывались землевладельцами и землепользователями.

Рациональное использование мелиорированных земель предполагает:

- применение систем земледелия, обеспечивающих постоянное повышение почвенного плодородия мелиорированных земель и систематический рост урожайности сельскохозяйственных культур;

- совершенствование технологии выращивания сельскохозяйственных культур на орошаемых и осушенных сельскохозяйственных угодьях;

- выведение и внедрение перспективных сортов сельскохозяйственных культур интенсивного типа;

- создание и внедрение экономически высокопроизводительных машин для возделывания сельскохозяйственных культур на мелиорированных землях.

В Государственной программе охраны и рационального использования земель подчеркивается, что в мелиоративном строительстве предстоит повысить эколого-экономический эффект мелиорации, определить приоритетные направления ее развития, выбрать первоочередные мелиоративные объекты, усовершенствовать методы и способы проектирования мелиоративных систем. Важными задачами в этой связи считают:

- реконструкцию и восстановление недействующих мелиоративных систем, проведение дополнительных мероприятий на мелиорированных землях;

- повышение продуктивности угодий, включение, в сельскохозяйственный оборот исходя из экономической и экологической целесообразности выбывших из него площадей, заболоченных, закустаренных и других земель, не используемых в сельском хозяйстве.

Среди основных требований охраны земель - рекультивация нарушенных земель. К таким землям относятся участки, утратившие свое назначение и хозяйственную ценность из-за нарушения их почвенного покрова, гидрологического режима. Землепользователи, землевладельцы, собственники земельных участков, в том числе арендаторы, обязаны в силу ст. 136 Кодекса о земле проводить рекультивацию нарушенных земель, осуществлять снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Впервые в законодательном порядке данная обязанность промышленных, строительных и иных предприятий была установлена в Земельном кодексе 1970 г. (ст. 23).

Содержание рекультивации и порядок проведения работ по рекультивации земель определен Положением о рекультивации земель, нарушенных при разработке полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ, которое утверждено постановлением Госкомзема Республики Беларусь от 25 апреля 1997 года. В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле контроль за снятием, хранением и рациональным использованием плодородного слоя почвы землевладельцами, землепользователями и иными субъектами хозяйствования, проводящими работы, связанные с нарушением почвенного покрова, а также за своевременной и полноценной рекультивацией земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, изыскательских, строительных и иных работ, осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы, а также землеустроительная служба республики.

Положением о рекультивации земель, нарушенных при разработке полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ определены порядок восстановления (рекультивации) земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ. Оно является обязательным для всех собственников земли, землевладельцев, землепользователей, в том числе арендаторов, а также иных субъектов хозяйствования, осуществляющих все виды строительства (промышленное, жилищно-гражданское, транспортное, энергетическое, водохозяйственное и др.), разрабатывающих месторождения полезных ископаемых открытым или подземным способом, выполняющих геологоразведочные, поисковые, геодезические и другие изыскательские работы, связанные с нарушением почвенного покрова. Положение обязывает землевладельцев, землепользователей и иные субъекты хозяйствования, выполняющие указанные работы на предоставленных им во владение и пользование землях, рекультивировать эти земельные участки, т.е. приводить их в состояние, пригодное для последующего их целевого использования, оговоренное условиями предоставления.

В зависимости от последующего целевого использования нарушенных земель выделяют следующие основные направления рекультивации:

- сельскохозяйственное - осуществление комплекса работ по приведению нарушенных земель в состояние, пригодное для использования под сельскохозяйственные земли (пахотные, кормовые и др.);

- лесохозяйственное - подготовка нарушенных земель для создания лесонасаждений различного направления (противоэрозионных, водоохранных, лесопарковых, насаждений производственного назначения);

- рыбохозяйственное - создание на рекультивированных землях водоемов для рыборазведения;

- водохозяйственное - создание на рекультивированных землях водоемов различного назначения (противопожарных, для орошения, водопоя скота и т.д.);

- рекреационное - создание на рекультивированных землях зон отдыха;

- природоохранное - подготовка поверхности нарушенных земель для восстановления биологического разнообразия и гидрологического режима;

- строительное - приведение нарушенных земель в состояние, пригодное для промышленного, гражданского и внутрихозяйственного строительства.

Виды использования рекультивированных земель определяются на стадии проектирования с учетом качественных характеристик нарушенных земель, географических и экономических условий зоны размещения нарушенных земель, технико-экономических и социальных факторов.

Положение устанавливает условия проведения рекультивации в зависимости от их видов. Рекультивация земельных участков производится в ходе проведения земляных работ, а при невозможности этого - не позднее чем в месячный срок после их завершения, исключая период замерзания почвы.

Земледельцы, землепользователи и прочие субъекты хозяйствования, осуществляющие промышленное или иное строительство, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых, а также проводящие другие работы, связанные с нарушением почвенного покрова, обязаны снимать, хранить и рационально использовать плодородный слой почвы.

Снятие и рациональное использование плодородного слоя почвы при проведении земляных работ следует производить на землях всех категорий.

При снятии, складировании и хранении плодородного слоя почвы принимаются «меры, исключающие ухудшение его качества (смешивание с подстилающими породами, загрязнение маслами и топливом, другими загрязнителями), а также предотвращающие размыв, выдувание складированного плодородного слоя почвы путем закрепления поверхности отвала посевом трав или другими способами. Условия приведения земельных участков, нарушенных при разработке полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ, в состояние, пригодное для последующего целевого использования в соответствии с направлениями, а также порядок использования снимаемого при проведении указанных работ плодородного слоя почвы устанавливаются на основании соответствующих проектов органами, предоставляющими земельные участки в пользование.

Приведение сельскохозяйственных, лесных и других земель, предоставленных во владение и пользование, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, при строительстве предприятий, зданий и сооружений или при проведении других работ, в состояние, пригодное для использования по назначению, производится в соответствии с проектом рекультивации земель. Такой проект входит в состав рабочего проекта строительства предприятия, здания, сооружения, другого объекта. Проект рекультивации прилагается к землеустроительному делу на предоставление земельного участка. В него включается и стоимость работ по рекультивации земель.

Рекультивация земель, почвенный покров которых нарушен землевладельцами, землепользователями при разработке месторождений общераспространенных полезных ископаемых для внутрихозяйственных нужд и при внутрихозяйственном строительстве, производится ими за свой счет с отнесением затрат на стоимость этих работ и объектов. Отвод земельных участков для разработки месторождений полезных ископаемых и добычи торфа субъектами хозяйствования производится, как правило, после осуществления ими рекультивации ранее отведенных земельных участков, в которых миновала надобность, в установленные сроки, и передачи этих участков землевладельцам и землепользователям, определенным при отводе земель. После завершения разработки месторождений полезных ископаемых и добычи торфа земельные участки, приводимые в состояние, пригодное для использования в сельском хозяйстве, должны быть спланированы, покрыты плодородным слоем почвы, оборудованы в необходимых случаях дорогами, дренажем и другими коммуникационными сооружениями в соответствии с проектом. Мощность наносимого плодородного слоя почвы определяется проектом рекультивации земель, но не должна быть меньше снимаемого слоя как того требует п. 4 Положения о рекультивации земель, нарушенных при разработке полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ. Восстановление плодородия (биологическая рекультивация) нарушенных добычей полезных ископаемых и торфа земель для использования их в сельском хозяйстве осуществляется субъектами хозяйствования, которым передаются (возвращаются) земли, за счет средств предприятий, организаций и учреждений, проводивших на этих землях работы, связанные с нарушением почвенного покрова. Рекультивация сельскохозяйственных и лесных земель, почвенный покров которых нарушен при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и иных работ, а также улучшение малопродуктивных угодий снятым плодородным слоем почвы производится на основании проектов, разрабатываемых на договорной основе юридическими и физическими лицами, имеющими лицензии на данные виды проектных работ.

Пунктом 19 Положения о рекультивации земель, нарушенных при разработке полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, строительных и других работ установлены важные требования к проведению рекультивации земельных участков из-под торфоразработок. В этих случаях мощность природного (защитного) слоя торфяной залежи в осушенном состоянии должна быть не менее: на предназначенных для возделывания сельскохозяйственных культур - 0,5 м, лесоразведения - 0,3 м, водохозяйственного и рыбохозяйственного использования - 0,15 м; водоотводящая и осушительная сеть, гидротехнические сооружения должны соответствовать техническим условиям и нормам проектирования для установленного хозяйственного использования.

В соответствии с Кодексом Республики Беларусь о земле контроль за снятием, хранением и рациональным использованием плодородного слоя почвы землевладельцами, землепользователями и иными субъектами хозяйствования, проводящими работы, связанные с нарушением почвенного покрова, а также за своевременной и полноценной рекультивацией земель, нарушенных при разработке месторождений полезных ископаемых и торфа, проведении геологоразведочных, изыскательских, строительных и иных работ, осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы, а также землеустроительная служба республики.

Передача рекультивированных земель для использования их по назначению производится в соответствии с «Положением о порядке передачи рекультивированных земель землевладельцам и землепользователям субъектами хозяйствования, разрабатывающими месторождения полезных ископаемых и торфа, а также проводящими геологоразведочные, изыскательские, строительные и иные работы, связанные с нарушением почвенного покрова», утвержденным приказом Государственного комитета по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь от 25 апреля 1997 г. № 22.

В целях сохранения сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда земельное законодательство предусматривает возмещение потерь сельскохозяйственного производства. Основным специальным нормативным правовым актом, регламентирующим данные вопросы, является постановление Совета Министров Республики Беларусь от 08.09.1999 г. № 1397 «О возмещении потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства».

Данным постановлением правительства утверждены Порядок определения потерь сельскохозяйственного производства, подлежащих возмещению, и нормативы возмещения таких потерь с коэффициентами к ним, Порядок определения потерь лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, и соответствующие нормативы возмещения этих потерь с коэффициентами к ним.

В силу ст. 134 Кодекса о земле потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства подлежат возмещению при:

- изъятии сельскохозяйственных земель, земель лесного фонда для использования их в целях, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства;

- ограничении прав землепользователей, землевладельцев, собственников земельных участков, в том числе арендаторов;

- ухудшении качества земель в результате влияния, вызванного деятельностью юридических и физических лиц.

Эти потери компенсируются помимо возмещения убытков, предусмотренных ст. 133 Кодекса о земле [3. с. 50].

Указанные потери возмещаются юридическими и физическими лицами:

- при предоставлении им сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда для нужд, не связанных с ведением сельского и лесного хозяйства;

- при установлении охранных, санитарных зон с исключением из оборота сельскохозяйственных земель и земель лесного фонда или переводом их в менее ценные земли.

Размеры потерь сельскохозяйственного производства, подлежащих возмещению, определяются по нормативам возмещения потерь сельскохозяйственного производства с коэффициентами к ним, учитывающими месторасположение земельных участков, качество почв, интенсивность сельскохозяйственного производства, степень мелиоративного обустройства земель.

Юридические и физические лица обязаны до отвода им земельных участков в натуре (на местности) перечислить средства, предназначенные на возмещение потерь сельскохозяйственного производства, на транзитный счет инспекции Государственного налогового комитета Республики Беларусь по месту регистрации плательщика.

Средства, предназначенные на возмещение потерь сельскохозяйственного производства, используются на:

- освоение новых земель (болота, земли, покрытые древесно-кустарниковой растительностью, пески, участки, высвобождаемые из-под дорог, хозяйственных дворов, усадеб, и другие, не используемые в сельском хозяйстве земли) под сельскохозяйственные земли, проведение проектных, изыскательских и других работ по сельскохозяйственному освоению новых земель;

- повышение плодородия почв (проведение культуртехнических работ на землях, не требующих осушения, ремонт мелиоративных систем и улучшение мелиорированных земель, рекультивация нарушенных земель, реконструкция осушительной сети, увеличение мощности плодородного слоя почвы малопродуктивных сельскохозяйственных земель и повышение их плодородия, включая отвод поверхностных вод, доставку и нанесение накопленного плодородного почвенного слоя), проведение проектных, изыскательских и других работ по повышению плодородия почв;

- землеустройство и оснащение землеустроительной службы.

Использование средств, предназначенных на возмещение потерь сельскохозяйственного производства, осуществляется в пределах поступления этих средств в соответствии со сметой расходов, разрабатываемой Государственным комитетом по земельным ресурсам, геодезии и картографии Республики Беларусь по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь.

Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются при изъятии сельскохозяйственных земель для:

- строительства мелиоративных систем, предназначенных для орошения и осушения земель сельскохозяйственного назначения;

- строительства прудовых и озерных рыбных предприятий, рыбопитомников, нерестово-выростных хозяйств и рыбоводных предприятий (за исключением пахотных земель, земель, занятых постоянными культурами, сенокосных и пастбищных земель, на которых проведены работы по их коренному улучшению);

- строительства жилых домов, школ, детских дошкольных учреждений и лечебных заведений [больницы (клиники), поликлиники, амбулатории и фельдшерско-акушерские пункты, диспансеры, станции скорой медицинской помощи и переливания крови, медицинские специализированные лечебные центры, дома ребенка и родильные дома], домов-интернатов для инвалидов и престарелых, объектов культурно-бытового и культового назначения;

- строительства, реконструкции и ремонта местных автомобильных дорог;

- строительства кладбищ;

- восстановления и реставрации памятников истории, архитектуры, археологии и культуры.

Потери сельскохозяйственного производства не возмещаются также:

- при передаче в установленном порядке сельскохозяйственных земель в ведение государственных органов лесного хозяйства;

- при создании заповедников и национальных парков;

- при отводе сельскохозяйственных земель во временное пользование для строительства воздушных линий электропередачи, воздушных и кабельных линий связи, когда это строительство осуществляется в согласованные с землепользователями, землевладельцами и собственниками земельных участков сроки, обеспечивающие беспрепятственное выполнение сельскохозяйственных работ. В соответствии с Порядком определения потерь лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, размеры потерь лесохозяйственного производства, подлежащих возмещению, определяются по нормативам возмещения потерь лесохозяйственного производства и коэффициентам к ним, учитывающим защитные, водоохранные и другие природоохранные функции лесов. Средства, предназначенные на возмещение потерь лесохозяйственного производства, используются на:

- создание насаждений, выполняющих защитные, водоохранные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции;

- освоение переувлажненных, малопродуктивных и закустаренных сельскохозяйственных земель, а также земель, передаваемых для облесения, песков и других неиспользуемых земель, улучшение их качества, строительство лесохозяйственных дорог;

- повышение продуктивности земель лесного фонда;

- реконструкцию лесных насаждений в зонах промышленных выбросов с целью повышения их устойчивости;

- благоустройство лесов в зонах интенсивного посещения населением (строительство дорог и устройство тропиночной сети, стоянок для транспортных средств, площадок для разбивки лагерей и других объектов) для регулирования рекреационного использования лесов;

- охрану, защиту, воспроизводство, улучшение породного состава, качества, повышение продуктивности лесов;

- проведение противопожарных мероприятий в лесах;

- проведение научно-исследовательских, изыскательских и проектных работ, связанных с повышением лесистости территории и продуктивности лесов, усилением их природоохранных функций, улучшением санитарного состояния и рационального лесопользования, выявлением антропогенных влияний на леса, развитием лесного мониторинга.

В соответствии с п.6 вышеуказанного Порядка потери лесохозяйственного производства не возмещаются при изъятии земель лесного фонда для:

- строительства жилых домов, школ, детских дошкольных учреждений, лечебных заведений, поликлиники, амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты, диспансеры, станции скорой медицинской помощи и переливания крови, медицинские специализированные лечебные центры, дома ребенка и родильные дома, домов-интернатов для инвалидов и престарелых, профилакториев, учреждений отдыха, объектов культурно-бытового назначения, культовых сооружений и кладбищ;

- восстановления и реставрации памятников истории, архитектуры, археологии и культуры;

- организации заповедников, национальных и дендрологических парков, ботанических садов;

- строительства, реконструкции и ремонта местных автомобильных дорог;

нужд, связанных с ведением сельского хозяйства сельскохозяйственными предприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами;

- добычи сапропелей на удобрение и торфа на удобрение и топливо.

Кодекс о земле 1999г. устанавливает меры экономического стимулирования рационального использования и охраны земель (ст. 138). Экономическое стимулирование охраны земель направлено на повышение заинтересованности землевладельцев и землепользователей, в том числе арендаторов, в сохранении и воспроизводстве плодородия почв, на защиту земель от негативных последствий производственной деятельности.

Экономическое стимулирование рационального использования и охраны земель включает: - выделение средств республиканского или местного бюджетов на восстановление земель, нарушенных не по их вине; - освобождение от платы за земельные участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения или улучшения их состояния, в период, предусмотренный проектом производства работ; - предоставление льготных кредитов; - частичную компенсацию снижения дохода с земельных участков, нарушенных в результате временной консервации; - поощрение за улучшение качества земель, повышение плодородия почв и продуктивности земель лесного фонда, производство экологически чистой продукции.

Согласно Закону «О платежах за землю» (ст. 8) в целях стимулирования рационального использования земли районный Совет депутатов может повышать или понижать ставки земельного налога на землю сельскохозяйственного назначения, но не более чем на 30%. Районные, городские (поселковые) и сельские Советы депутатов могут повышать или понижать ставки земельного налога на земельные участки граждан. Сельские, поселковые и районные Советы депутатов могут полностью или частично освобождать от уплаты земельного налога опытные хозяйства и экспериментальные базы научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного профиля (земли, на которых проводятся долголетние опыты), государственные сортоиспытательные станции и участки, гидрометеорологические центры, станции, посты, установки и устройства контроля загрязнения природной среды (ст. 17 Закона «О платежах за землю»); по мотивированной просьбе плательщика могут предоставлять льготы по взиманию налога в виде полного или частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты и понижения ставки в случае, если землевладелец или землепользователь проводит коренное улучшение земель.

Анализ аграрной, экономической и юридической литературы, а также нормативных актов показывает, что осуществление земельной реформы связывается в первую очередь с совершенствованием земельных отношений в сфере сельскохозяйственного производства; рациональным использованием земель в этой области. Землями сельскохозяйственного назначения признаются все земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей (ст. 95 Кодекса о земле). Кодекс о земле (ч. 2 ст. 95) установил, что не относятся к землям сельскохозяйственного назначения земельные участки садоводческих товариществ и земельные участки общего пользования садоводческих товариществ, предоставленные для ведения коллективного садоводства и дачного строительства, а также земельные участки, предоставленные для дачного строительства.

Законодатель, определяя понятие земель сельскохозяйственного назначения, исходит из двух основных признаков: хозяйственное назначение земель, используемых для сельскохозяйственных целей; сельскохозяйственные цели, для которых эти земли предназначены к использованию в будущем.

Не все земли, признанные в установленном порядке пригодными для сельского хозяйства, используются для сельскохозяйственных целей. Часть их включена в состав земель лесного фонда, часть - в состав земель населенных пунктов. Режим таких земель, хотя и названных сельскохозяйственными, подчиняется режиму соответствующей категории земель.

Земли сельскохозяйственного назначения характеризуются единством хозяйственного использования -- для нужд сельского хозяйства. Однако по своему составу они неоднородны. Показателями, выражающими экономическую и правовую сущность землепользования в сельском хозяйстве, являются земельные угодья. Земельные угодья являются экономической хозяйственной формой использования земли как средства производства.

Сельскохозяйственные земельные угодья - участки земли, отличающиеся своими природными, хозяйственно-экономическими особенностями, характером использования в соответствии с планами развития сельского хозяйства. В основе такого выделения лежит их целевое использование. Однако следует иметь в виду, что одни и те же территории могут использоваться как для основных, так и для побочных целей, как основной и иной вид угодий. Так, временно сенокос может использоваться под пастбище.

Виды и количество земельных угодий зависят от характера использования земли. Природные ее свойства и факторы предрешают целесообразность и возможность хозяйственного использования для тех или иных нужд.

По характеру правового режима сельскохозяйственные угодья делятся на:

- пахотные земли (пашни),

- многолетние насаждения,

- сенокосы,

- пастбища,

- залежь и др.

Для использования каждого вида угодий устанавливаются свои правила. В составе земельных угодий главное место занимают пахотные земли - площади, занятые посевами (однолетними культурами), чистые поля, огороды. Признание земель (особенно пахотных) пригодными для сельскохозяйственных целей производится на основании данных государственного земельного кадастра.

На пашне производится основная сельскохозяйственная продукция, на эти угодья падает большая доля затрат в сельском хозяйстве. Говоря об основной задаче сельскохозяйственного производства, академик В.Р. Вильяме писал: «...Мы производим скрытую (потенциальную) энергию, которая лежит в основе всей жизни человека. Мы производим пищу».

К числу важнейших сельскохозяйственных угодий относят многолетние насаждения - сады, ягодники и др. На них получают особо ценную продукцию. В отличие от пашни использование этих земель осуществляется для выращивания многолетних древесных и кустарниковых растений. Причем значительный период времени затрачивается на закладку сада, ягодника, их использование для этих нужд потому носит длительный характер. В числе сельскохозяйственных угодий - сенокосы и пастбища. Их по обыкновению называют естественными (природными) кормовыми угодьями. Иногда в сельскохозяйственной литературе встречается термин «угодья луговодства», а вместо названия «сенокос» - луг. Эти угодья служат кормовой базой для общественного и личного животноводства. В составе сельскохозяйственных земель может быть и залежь (те пахотные угодья, которые временно не используются для посевов сельскохозяйственных и иных культур). Сельскохозяйственные угодья делятся на подвиды. При этом используются различные критерии, степень освоения земель, природные признаки, характеризующие состояние того или иного угодья (например, степень эрозированности, засоленности, закустаренности и др.). Сенокосные и пастбищные угодья подразделяются на отдельные виды: - заливные, - заболоченные, - суходольные, - пастбищные угодья - летние, осенне-весенние и т.п.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты