Рефераты

Основания прекращения прав на земельные участки

p align="left">2. объекты использования атомной энергии;

3. объекты обороны и безопасности;

4. объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

Таким образом, в соответствии со ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд возможно при соблюдении двух условий: размещении объектов, перечисленных в статье, и при отсутствии иных вариантов их размещения.

Земельный кодекс не содержит исчерпывающего перечня оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, отсылает к иным федеральным законам и разрешает в законах субъектов федерации устанавливать основания изъятия земель, находящихся в собственности субъекта Федерации или муниципального образования.

В комментарии к Земельному кодексу РФ приводится Федеральный закон от 14 марта 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях», в соответствии с которым при создании особо охраняемых природных территорий (национальных парков, заповедников, заказников) земельные участки могут изыматься у их правообладателей (ст. 26 Закона).

При изъятии земель для государственных или муниципальных нужд обязательно должны учитываться требования законодательства, ограничивающие или запрещающие перевод земель из одной категории в другую. Указанные требования содержаться в Федеральном законе от 21 декабря 2004 г. «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Выяснив случаи, при наступлении которых возможно изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, необходимо охарактеризовать процедуру принятия соответствующего решения.

Решение об изъятии земельного участка принимается органами государственного управления или местного самоуправления, компетенция которых определяется в зависимости от цели изъятия земельного участка. В соответствии со ст. 9-11 ЗК РФ земельные участки для федеральных нужд изымаются федеральными органами управления; для нужд субъекта Федерации - органами исполнительной власти субъекта Федерации; для муниципальных нужд - органами местного самоуправления. Однако в данных нормах не учитывается форма собственности на земельный участок, поэтому применять их необходимо с учетом того, что земельные участки могут находиться в государственной или муниципальной собственности.

Законодатель устанавливает определенные гарантии прав обладателей земельными участками. Собственник земельного участка должен быть, не позднее чем за год до предстоящего изъятия земельного участка уведомлен об этом органом управления, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Собственник земельного участка, подлежащего изъятию для государственных или муниципальных нужд, с момента государственной регистрации решения об изъятии участка до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе участка может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование участка в соответствии с его назначением. Однако собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены земельного участка затрат и убытков, связанных с новым строительством, расширением и реконструкцией зданий и сооружений на земельном участке в указанный период (ст. 280 ГК РФ).

Правообладателю земельного участка до вынесения решения об изъятии должны быть полностью возмещены причиненные убытки. В соответствии с п. 1 ст. 63 ЗК РФ изъятие земельного участка, в том числе путем их выкупа, для государственных или муниципальных нужд осуществляется после:

1) предоставления по желанию лиц, у которых изымаются, в том числе выкупаются, земельные участки, равноценных земельных участков;

2) возмещения стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых земельных участках;

3) возмещения в соответствии со ст. 62 ЗК РФ в полном объеме убытков, в том числе упущенной выгоды.

Порядок возмещения причиненных убытков определен в ст. 57 ЗК РФ, Постановлении Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 262 «Об утверждении Правил возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков убытков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц» Собрание законодательства РФ 2003. № 19. Ст. 1849.

Убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, включаются в плату за изымаемый земельный участок (выкупную цену), порядок определения которой регулируется гражданским законодательством.

Согласно ст. 281 ГК РФ плата за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд (выкупная цена), сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником участка. Соглашение включает обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемый участок.

При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ указанного выше основанием для возмещения убытков собственникам земельных участков является:

а) соглашение о временном занятии земельного участка между собственником земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

б) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав собственника земельного участка, соглашение о сервитуте;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

г) решение суда.

Основанием для возмещения убытков землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков является:

а) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд;

б) соглашение о временном занятии земельного участка между землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка и лицом, в пользу которого осуществляется временное занятие земельного участка;

в) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ограничении прав землепользователя, землевладельца, арендатора земельного участка, соглашение о сервитуте;

г) акт государственного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления об ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц;

д) решение суда.

Возмещение убытков осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков либо ухудшение качества земель.

При определении размера убытков, причиненных арендаторам земельных участков изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд, учитываются убытки, которые арендаторы земельных участков несут в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенная выгода, арендная плата, уплаченная по договору аренды за период после изъятия земельного участка, а также стоимость права на заключение договора аренды земельного участка в случае его заключения на торгах.

Если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене или других условиях выкупа, государственный орган, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд. Иск о выкупе земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику участка уведомления, указанного в п. 3 ст. 279 Кодекса (282 ГК РФ). В соответствии с п. 2 ст. 55 ЗК РФ принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда.

В случаях, когда земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, находится во владении и пользовании на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного пользования, прекращение этих прав осуществляется применительно к правилам, предусмотренным ст. 279 -282 ГК РФ (283 ГК РФ).

Глава 3. Прекращение права на земельный участок и юридическая ответственность при нарушении законодательства

§3.1 Прекращение права при совершении земельного правонарушения

Земельные правонарушения, являющиеся основания для изъятия земельных участков, определены в ст. 45-47 ЗК РФ: использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными статьями 7 и 8 ЗК РФ; использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки; неустранение совершенных умышленно следующих земельных правонарушений: отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие за собой причинение вреда здоровью человека или окружающей среде; нарушение установленного соответствующими нормами статей 95, 100 ЗК РФ режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению; систематическое невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв; систематическая неуплата земельного налога; неиспользование в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Необходимо предложить небольшую характеристику правонарушений перечисленных взаконодательстве. В ЗК РФ закрепляется обязанность правообладателей земельных участков использовать земельные участки строго в соответствии с их целевым использованием. Целевое использование земельного участка характеризуется двумя элементами: целевое назначение и разрешенное использование. Характеристика целевого назначения земельного участка содержится в 7 ЗК РФ, а ст. 8 и Федеральном законе «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую» определяет порядок его изменения. Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков - эти понятия используемые только в земельном законодательстве.

Целевое назначение земельного участка - это отнесение его к той или иной категории земель. Все земельные участки в зависимости от целевого использования относятся: к землям сельскохозяйственного назначения - это земли, используемые и предназначенные для использования в сельскохозяйственном производстве; землям поселений (ранее - земли населенных пунктов)-это земельные участки, находящиеся в пределах черты города или иного населенного пункта; землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и иного специального назначения - это земельные участки, находящиеся за пределами черты поселений, занятые выше перечисленными объектами; землям особо охраняемых территорий и объектов - это земельные участки, занятые объектами природно-заповедного фонда и историко-культурного назначения, лечебными объектами, предназначенные для организации отдыха; землям лесного фонда - это лесные земли и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли; землям водного фонда - это земельные участки, занятые водными объектами и земли, водоохранных зон и зон охраны водозаборов и иных водохозяйственных сооружений и объектов; землям запаса - это земли, не предоставленные гражданам или юридическим лицам.

Правовое значение разграничения земель на категории заключается в том, что по каждой категории земель устанавливается свой правовой режим использования.

В Кодексе определены документы, в которых должна указываться категория земель актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; документах государственного кадастра недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Кроме целевого использования каждый земельный участок имеет и разрешенное использование - это конкретная цель, для которой он представлен. В земельном законодательстве не определены виды разрешенного использования земельных участков. Лишь в п. 2 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Более детально данные отношения регулируются ГрК РФ. В п. 1 ст. 37 ГрК определены виды разрешенного использования:

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии со ст. 45-47 ЗК РФ основанием прекращения права на земельный участок является только использование его не в соответствии с целевым назначением, т.е. не в соответствии с той категорией, в которую он включен.

Прекратить право на земельный участок возможно и в том случае, когда он используется способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки. Однако в земельном законодательстве не предусмотрены критерии определения существенного снижения плодородия земель и значительного ухудшения экологической обстановке. Эти понятия являются оценочными, так как в законодательстве не определены критерии, в каждом конкретном случае оценка будет иметь субъективный характер. Законодателю следует предложить уточнить эти понятия.

Не содержится в земельном законодательстве и понятий «отравление», «загрязнение», «порча или уничтожение плодородного слоя почвы». В комментариях к УК РФ предлагается следующие определение этих понятий: под отравлением имеется в виду насыщение почвы ядохимикатами или ядовитыми (токсичными) продуктами хозяйственной деятельности, в результате которого земля становится опасной для здоровья людей, животных, насекомых, растений и иных организмов и пользование ею может вызвать их гибель; под загрязнением следует понимать физическое, химическое, биологическое изменение ее качества, превышающее установленные нормативы вредного воздействия и создающее угрозу здоровью человека, состоянию растительного и животного мира Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2004. .

В ст. 45 ЗК РФ уточняется вследствии каких действий может произойти порча и уничтожение плодородного слоя почвы - нарушение правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, при этом требуется причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Право на земельный участок может быть прекращено и при нарушение установленного соответствующими нормами статей 95, 100 ЗК РФ режима использования земель особо охраняемых природных территорий, земель природоохранного, рекреационного назначения, земель историко-культурного назначения, особо ценных земель, других земель с особыми условиями использования, а также земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Режим использования земель особо охраняемых территорий и объектов определен не только ЗК РФ, но и специальным Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», полностью или частично изымающими эти земли из хозяйственной деятельности. Следовательно, не соблюдением установленных запретов и ограничений является основанием прекращения права на земельный участок.

В земельном законодательстве отсутствует определение обязательных мероприятий по улучшению земель, охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих состояние почв. В ст. 12-13 ЗК РФ определяются цели охраны земель и ее содержание, перечислены общие мероприятия, которые не являются обязательными для конкретного обладателя участка. Можно предполагать, что обязательными мероприятия будут являться те, которые определены в проектах улучшения земель, освоения новых земельных участков для сельскохозяйственного производства и др.. Необходимо преложить законодателю определить случае обязательного проведения указанных мероприятий и что понимать под систематичностью их невыполнения.

В ст. 54 ЗК РФ установлен порядок прекращения прав на земельные участки. Принудительное прекращение права осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа. Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением органа, предусмотренного ст. 29 ЗК РФ, предоставившего земельный участок.

Предупреждение должно содержать: указание на допущенное земельное правонарушение; срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено; указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения; разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок; иные необходимые условия. Форма предупреждения устанавливается Правительством Российской Федерации.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, которые направляют в суд заявление о прекращении права на земельный участок. По истечении десятидневного срока с момента принятия решения суда о прекращении права на земельный участок исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, направляет заявление о государственной регистрации прекращения права на земельный участок с приложением акта в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Решение об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего использования земельного участка может быть обжаловано в судебном порядке.

Таким образом, ЗК РФ, с одной стороны, обеспечивает публичные интересами, требую рационального использования земель и их охраны, устанавливает ответственность невыполнение этих требований, а с другой стороны, защищает интересы правообладателей земельных участков, допуская прекращения права на них только при соблюдении достаточно длительной процедуры, включающей привлечение к административной ответственности. Следует, что КоАП РФ не за все правонарушения, перечисленные в ст. 45 ЗК РФ, предусматривает административную ответственность. По указанным выше основаниям и в порядке, установленном ст. 54 ЗК РФ, прекращаются права на земельные участки, не являющиеся собственностью: право пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования; аренды, безмозмездного срочного пользования.

Основания прекращения права собственности определены в ст. 44 ЗК РФ. Право собственности на земельный участок прекращается при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

В соответствии со ст. 284 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Согласно ст. 285 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования установлен в ст. 286 ГК РФ. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285ГК РФ, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

§3.1 Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства

Законодательством закреплены четыре основные формы ответственности:

дисциплинарная;

административная;

уголовная;

гражданско-правовая.

Каждая из этих правовых форм ответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения: дисциплинарного проступка, административного проступка, уголовного преступления, гражданско-правового нарушения. Понятие, виды, составы, содержание, меры ответственности предусмотрены в соответствующих отраслях законодательства: трудовом, административном, уголовном, гражданском. При этом, гражданско-правовая ответственность, наступающая в случае причинения имущественного ущерба, может быть самостоятельной или же может применяться наряду с уголовной, дисциплинарной, административной ответственностью. Иными словами, гражданско-правовая ответственность может "сопровождать" основные формы ответственности.

Дисциплинарная ответственность за совершение земельных правонарушений предусмотрена в ст.75 Земельного кодекса. В ней речь идет о двух видах земельных правонарушений: проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающих негативное (вредное) воздействие на состояние земель, и загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами, производственными отходами и сточными водами.

Ранее действовавший ЗК РСФСР 1991 года не выделял в качестве самостоятельного вида ответственности за земельные правонарушения дисциплинарную ответственность. Однако возможность и основания ее применения и меры ответственности существовали в законодательстве и ранее (см. подл. 3.3.3). Субъектами дисциплинарного проступка выступают должностные лица и работники организаций. При этом Земельный кодекс не определяет порядок привлечения виновных должностных лиц или работников организации к дисциплинарной ответственности.

Согласно п. 2 ст. 75 порядок привлечения к дисциплинарной ответственности определяется трудовым законодательством, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. В некоторых отраслях народного хозяйства для отдельных категорий работников действуют уставы и положения о дисциплине. Дисциплинарная ответственность глав администраций устанавливается специальным положением.

Невыполнение или ненадлежащее выполнение работником его трудовых обязанностей, а должностным лицом - должностных является нарушением лишь в том случае, если они действовали виновно (то есть умышленно или по неосторожности).

Основанием административной ответственности является административное правонарушение (проступок). Субъектами земельных правонарушений, за которые применяются меры административной ответственности, могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

В п.1 ст.74 Земельного кодекса, в отличие от Земельного кодекса РСФСР 1991г., не содержится ни состав земельных правонарушений, за которые наступает административная ответственность, ни санкций, которые применяются за их совершение. Говорится, что виновные лица несут административную или уголовную ответственность за земельные правонарушения в порядке, установленном законодательством.

Кодекс об административных правонарушения РФ 2001г. предусматривает штрафы за следующие виды земельных правонарушений:

самовольное занятие земельного участка (ст.7.1) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

уничтожение межевых знаков границ земельных участков (ст.7.2) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;

пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст.7.3) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда;

самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых (ст.7.4) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст.7.6) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда;

повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водо-охранного сооружения, устройства или установки (ст.7.7) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водо-охранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно - бытового водоснабжения (ст.7.8) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст.7.9) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

самовольная переуступка права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст.7.10) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда;

нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны (ст.7.13) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда;

проведение земляных, строительных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия (ст.7.14) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда; ведение археологических разведок или раскопок без разрешения (ст.7.15) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией предметов, добытых в результате раскопок; незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст.7.16) - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; уничтожение или повреждение чужого имущества (ст.7.17) - влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа (ст.7.19) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда; самовольное подключение к централизованным системам питьевого водоснабжения и (или) системам водоотведения городских и сельских поселений (ст.7.20) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда. Административная ответственность за указанные правонарушения наступает, если они не впекут за собой уголовной ответственности. При совершении земельного правонарушения, являющегося общественно опасным деянием, или земельного преступления к виновным применяется уголовная ответственность, предусмотренная Уголовным кодексом.

Согласно ст.254 "Порча земли" УК РФ отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности в следствии нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет. Если эти деяния совершены в зоне экологического бедствия или чрезвычайной экологической ситуации, они наказываются ограничением или лишением свободы на срок до трех лет. Если же и те, и другие действия повлекли по неосторожности смерть человека, предусматривается лишение свободы на срок от двух до пяти лет. Употребляемые законодателем понятия "отравление", "загрязнение", "порча земли" представляют собой соподчиненные термины. Порча земли - это разрушение или уничтожение плодородного слоя почвы; загрязнение - привнесение в землю не характерных для нее физических, химических и биологических веществ, соединений, организмов; отравление - привнесение этих веществ в землю в степени, приводящей к невозможности какого-либо ее использования. Субъект преступления - любое лицо, достигшее 16-летнего возраста и осуществляющее хозяйственную или иную деятельность, связанную с использованием, хранением и транспортировкой удобрений, ядохимикатов и иных опасных веществ.

Другой пример - ст. 170 УК РФ, которая предусмотрела уголовную ответственность за регистрацию незаконных сделок с землей. Указанная статья предусматривает, что регистрация заведомо незаконных сделок с землей, искажение указанных данных Росземкадастра, умышленное занижение размеров платежей за землю, если эти действия совершены из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом с использованием своего служебного положения, наказываются штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработанной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов. В случае получения должностным лицом взятки за совершение таких действий все содеянное квалифицируется как совокупность соответствующих преступлений по правилам ст.17 УК РФ. Объективную сторону в этом преступлении составляет одно из трех перечисленных действий. В результате, например, регистрации незаконной сделки по поводу земельного участка, владелец которого такую сделку не осуществлял, его право на земельный участок может быть нарушено. Владельцем участка, например, может быть признано другое лицо с утратой законным владельцем своего права на землю. Данная статья касается только должностных лиц тех органов, на которые возложены функции по ведению государственного земельного кадастра, а также по регистрации сделок с землей. Причем должностное лицо должно использовать при совершении действий, указанных в статье, свое служебное положение и совершать эти действия умышленно (прямой умысел) при наличии корыстной или иной личной заинтересованности.

Кроме рассмотренных двух статей в УК РФ содержится ряд составов, где объектами на ряду с другими общественными отношениями могут быть в определенной степени и отношения по поводу земли. Например, "нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ" - ст.246. В ней говориться о нарушении правил охраны окружающей среды при проектировании, размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации промышленных, сельскохозяйственных и иных объектов лицами, ответственными за соблюдение этих правил, если это повлекло причинение вреда здоровью человека и иные тяжкие последствия. Под иными тяжкими последствиями, по мнению Верховного Суда РФ, следует понимать, например, деградацию земель. Кроме этого следует назвать такие составы, как "умышленное уничтожение или повреждение имущества" - ст.167, предметом которого может быть и земельный участок, которому в результате данного деяния причиняется значительный ущерб; "уничтожение или повреждение имущества по неосторожности" - ст.168, при этом речь идет об уничтожении или повреждении чужого имущества в крупном размере. Уголовный кодекс содержит и некоторые другие составы, которые в определенной ситуации могут быть применены при совершении общественно опасных правонарушений по поводу земли.

Санкции уголовного и административного права применяются за земельные правонарушения на альтернативной основе, меры ответственности других отраслей права могут быть применены одновременно за одно и то же правонарушение. Поэтому согласно п. 2 ст. 74 Земельного кодекса привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими. Устранение допущенного земельного правонарушения - это восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляются юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Отношения, возникающие при причинении вреда земельными правонарушениями, регулируются ст.76 Земельного кодекса РФ. В Земельном кодексе закреплена правовая формула, применяемая в гражданском законодательстве для регулирования отношений, возникающих из деликтов. Юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Ранее соответствующие положения были установлены в ст.126 Земельного кодекса РСФСР 1991 г.

Статья 76 Земельного кодекса корреспондирует со ст.1064 ГК РФ, предусматривающей общие основания ответственности за причинение вреда. В п.2 ст.75 Земельного кодекса предусмотрена обязанность лица, привлеченного к уголовной или административной ответственности за совершение земельного правонарушения, возместить причиненный нарушением вред. Согласно п.1 ст.62 Земельного кодекса убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. Гражданское законодательство предусматривает при возмещении вреда взыскание убытков, которые уже понес потерпевший уже к моменту предъявления иска в суде. При возмещении же вреда, причиненного земле, речь идет о взыскании в основном будущих расходов на проведение восстановительных работ, обоснованные расчеты которых необходимо представить в суд.

В случае причинения вреда земле как природному объекту земельными правонарушениями, являющимися по характеру экологическими правонарушениями, вред подлежит возмещению согласно ст. 77-79 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды". Размер причиненного вреда исчисляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера-ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей природной среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

При наличии нескольких причинителей вреда взыскание производится в соответствии с долей каждого в причинении вреда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дипломное исследование затрагивает достаточно актуальные проблемы, имеющие непосредственное практическое значение, связанные с возникновением и прекращением прав на земельные участки, находящиеся в частной, государственной или муниципальной собственности, имеющие различное целевое использование.

Для более полного исследования проблем в первой и третьей глаах работы дается определение оснований возникновения и прекращения прав на земельные участки и их классификация. Для этого используются научные работы не только ученых, занимающихся проблемами земельного права, но и проблемами гражданского права и законодательства.

Основания возникновения прав на земельные участки не перечислены в Земельном кодексе РФ, для их определения использована ст. 8 ГК РФ. В качестве критерия, позволившего разграничить основания возникновения прав на земельные участки, использован вид права. Именно этот критерий используется О.И. Крассовым для классификации основание возникновения прав на земельные участки. С учетом этого определена структура работы, в отдельных параграфах которой характеризуются основания возникновения права собственности и прав, не являющихся собственностью.

Особенности возникновения прав на земельные участки обосновываются особенности земли как недвижимого имущества и одновременно природного объекта и природного ресурса, поэтому в отдельном параграфе работы выявляются эти особенности, с их учетом определяется оборотоспособность земельных участков, характеризуется режим использования земельных участков изъятых из оборота, ограниченных в обороте и приватизация которых запрещена, а также их целевое назначения и разрешенное использование.

Основания возникновения права собственности на земельные участки либо прав, не являющихся собственностью, не являются одинаковыми. Основания возникновения права государственной или муниципальной собственности отличны от оснований возникновения права частной собственности. Учитывая это, определяются основания возникновения прав в зависимости от вида права на земельный участок.

Одним из оснований возникновения прав на земельные участки являются гражданско-правовые сделки, в работе выявлены особенности их совершения. Особое внимание уделено реализации принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанных с ним объектов. Для этого использована судебная практика, в частности, Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах связанных с применением земельного законодательства».

На правах частной собственности могут предоставляться земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, поэтому должное внимание в работе уделено порядку предоставления этих участков, включая порядок организации и проведения земельных торгов.

Основанием возникновения прав, не являющихся собственностью, как правило, является решение компетентного органа управления, так как эти земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности. Характеристика этих оснований, предполагает определение компетенции органов управления, имеющих права предоставлять земельные участки, а также процедуры принятия решения. Земельные участки могут предоставляться либо с проведением предварительного согласования либо без его проведения, с выставлением земельного участка или права на заключение договора аренды на торги либо без проведения торгов, особый порядок предусмотрен при предоставлении земельных участков собственникам зданий, строений и сооружений. В работе рассматриваются все эти процедуры.

Основания возникновения публичного сервитута отличаются от оснований возникновения иных прав. Анализируя их, автор использует судебную практику, позволяющую выявить существующие проблемы, и высказать предложения по совершенствованию действующего законодательства. Предлагается внести изменения в ст. 23 ЗК РФ, упрощающую порядок установления публичного сервитута.

В отдельной главе проанализированы особенности возникновения прав на земли различных категорий, в частности земель в населенных пунктах и земель сельскохозяйственного назначения.

В отдельной главе работы определены основания прекращения прав на земельные участки. Учитывая практическую значимость, большое внимание уделено основаниям и порядку изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, а так же прекращению права при совершении земельных правонарушений. Анализируя ст. 284,286 ГК РФ обращено внимание на урегулированность отношений, возникающих при выявлении правонарушений, совершенных собственником земельного участка.

Таким образом, в работе проанализированы все возможные основания возникновения и прекращения прав на земельные участки, установленные действующим законодательством и высказываются некоторые предложения по совершенствованию законодательства.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.)

2. Гражданский кодекс РФ (часть 1, II, III) с изм. и доп // Собрание законодательства РФ, 1994, № 32. Ст. 3301; 1996. № 5. Ст. 410; № 9. Ст. 773; № 34. Ст. 4026; 1997; № 43. Ст. 4903; 1999. № 28. Ст. 3471; № 51. Ст. 6288; 2001. № 17. Ст. 1644; 2001. № 21. Ст. 2063; № 49. Ст. 4552; 2002. № 12. Ст. 1093; № 48. Ст. 4737, 4746; 2003. № 2. Ст. 160, 167; № 13. Ст. 1179; 2003. № 52 (ч. I). Ст. 5034; 2004. № 31. Ст. 3233. 2009. № 1. Ст. 14, 16, 19, 20, 23; № 7. Ст. 775; № 15. Ст. 1778.

3. Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ с изм. и доп. Собрание законодательства РФ. 2001. № 44, ст. 4147; 2003. № 27( часть 1). Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711; № 41. Ст. 3993; 2009. № 1. Ст. 19; № 11. Ст. 1261,№52 (ч.1), ст.6441.

4. Градостроительный кодекс РФ от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 16; № 30 (ч. II). Ст. 3128; 2006. № 1. Ст. 10; Ст. 21; 2009. № 1. Ст. 17, №52 (ч.1) ст.6419.

5. Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. «О земельной реформе» с изм. и доп. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 26. Ст. 327; 1991. № 1. Ст. 4; 1992. № 34. Ст. 1966; 1993. № 50. Ст. 2962. (утратил силу).

6. Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ, 1998. № 16. Ст. 1801; 2000. № 48. Ст. 4632; 2002. № 12. Ст. 1093; 2004. № 35. Ст. 3607; № 45. Ст. 4377, 2008. № 20 . Ст. 2253. 2009. № 1. Ст. 17.

7. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ, 1998. № 29. Ст. 3400; 2001. № 46. Ст. 4308; 2002. № 7. Ст. 629; 2004. № 6. Ст. 406, № 27 (ч. I). Ст. 2711; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 42, 2007. № 27. Ст. 3213; № 50. Ст. 6237; 2008. № 20 . Ст. 2251, № 52 (ч. 1). Ст. 6219, 2009. № 1. Ст. 14.

8. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ, 2001. № 26. Ст. 2582; 2005. № 30 (ч. 1). Ст. 3098, 2008. № 20. Ст. 2253, № 30 (ч. II). Ст. 3616.

9. Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» // Собрание законодательства РФ, 2001. № 30. Ст.3060 (утратил силу).

10. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4148; 2003. № 28. Ст. 2875; № 50. Ст. 4856; 2004. № 41. Ст. 3993; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 17; № 25. Ст. 2425; 2006. № 1. Ст. 3, 17, 2007. № 7. Ст. 834; № 31. Ст. 4009; № 43. Ст. 5084; № 46. Ст. 5553; № 48 (ч. 2). Ст. 5812; № 49. Ст. 6071, 2008. № 30 (ч. I). Ст. 3597, 2009. № 1. Ст. 19, №52 (ч.1), ст.6427

11. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ, 2002. № 4. Ст. 251. 2003. № 9. Ст. 805; 2005. № 19. Ст. 1750; № 25. Ст. 2425; № 30 (ч. 1). Ст. 3101; № 52 (ч. 2). Ст. 5602; 2006. № 1. Ст. 10; № 2. Ст. 172, 2007. № 7. Ст. 834; № 18. Ст. 2117; № 21. Ст. 2455; № 31. Ст. 4009; № 46. Ст. 5557; № 49. Ст. 6079; 2008. № 20. Ст.2253, № 30 (ч. 1). Ст. 3615, № 30 (ч. II). Ст. 3616, 3617.

12. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2009. № 1. Ст. 17; № 11. Ст. 1261.

13. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ 2002. № 30. Ст. 3018. 2003. № 28. Ст. 2882; 2004. № 27. Ст. 2711; № 52 (ч. 1). Ст. 5276; 2005. № 10. Ст. 758; № 30 (ч. 1). Ст. 3098, 2007. № 7. Ст. 832; 2008. № 20. Ст. 2251, № 49. Ст. 5748, 2009. № 1. Ст. 5.

14. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ, 2003. № 40. Ст. 3822; 2004. № 25. Ст. 2484; № 33. Ст. 3368; 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 9; 17; 25; 37; № 17. Ст. 1480; № 27. Ст. 2708; № 30 (ч. 1). Ст. 3104; 3108; № 42. Ст. 4216; 2006. № 1. Ст. 10; Ст. 17; № 6. Ст. 636; № 8. Ст. 852, 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 21; № 10. Ст. 1151; № 18. Ст. 2117; № 21. Ст. 2455; № 30. Ст. 3801; № 45. Ст. 5430; № 46. Ст. 5553, 5556; 2008. № 24. Ст. 2790; № 30 (ч. 2). Ст. 3616; № 48. Ст. 5517; № 49. Ст. 5744; № 52 (ч. 1). Ст. 6229, 6236.

15. Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» // Собрание законодательства РФ 2003. № 24. Ст. 2249, 2008. № 20. Ст. 2251.

16. Федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» // Собрание законодательства РФ 2003. № 28. Ст. 2881, 2008. № 30 (ч. 1). Ст. 3597, № 30 (ч. II). Ст. 3616, 2009. № 1. Ст. 10.

17. Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172- ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» с изм. и доп. // Собрание законодательства РФ 2004. № 52 (ч. 1). Ст. 5276; 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3122, 2007. № 21. Ст. 2455; № 45. Ст. 5417; № 46. Ст. 5557; 2008. № 20. Ст. 2251, № 30 (ч. II). Ст. 3616; 2009. № 11. Ст. 1261.

18. Постановление Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков или права заключения договоров аренды таких земельных участков» // Собрание законодательства РФ 2002. № 46, ст. 4582.

19. Закон Саратовской области от 21 мая 2004 г. № 23 - ЗСО «О земле» с изм. и доп. // «Саратов- СП» № 98 (1049); Неделя области 2005, 9 февраля; 1 апреля.

2. Учебники, учебные пособия

1. Большой юридический словарь /под ред. А.В. Малько. - М.: Проспект, 2009.

2. Волков Г.А. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". - "Волтерс Клувер", 2004.

3. Голиченков А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов : Учебное пособие для вузов. М.. 2008. С. 362.

4. Земельное право: учебник / под ред. С.А.Боголюбова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. - 400с.

5. Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации: Учебник.-М.: Юристъ, 2002.-288 с.

6. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / под ред. С.А. Боголюбова. - М.: Юрайт Изд-во, 2007.

7. Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. - М.: Юристъ, 2002.-782 с.

8. Крассов О.И. Земельное право: Учебник.-2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2007.-624.

9. Попов М.В. Комментарий к Федеральному закону «О разграничении государственной собственности на землю». М., 2002.

Научные статьи

1. Андреев Ю. О сервитутах // Хозяйство и право.-2004.-№ 5. .

2. Анисимов А.П. Разрешенное использование земельных участков: вопросы теории // Гражданское право.- 2006.- № 4.

3. Боголюбов С.А. Практическое значение Земельного кодекса России Право и экономика 2003. N 3.

4. Волков Г. Переоформление права на землю по Земельному кодексу Российской Федерации // Экологическое право.-2003.-№ 1.

5. Волков Г.А. Правовые проблемы разграничения земель на категории по целевому назначению // Экологическое право.- 2005.-№ 2.-

6. Волков Г.А., Голиченков К.А., Хаустов Д.В. Проблемы совершенствования правового регулирования публичных сервитутов для обеспечения строительства и функционирования линейных сооружений // Экологическое право 2006. № 2.

7. Волков Г.А. Правовые проблемы предоставления земельных участков для развития застроенных территорий // Хозяйство и право. 2008. № 8.

8. Иконицкая И.А. Некоторые теоретические вопросы права государственной собственности // Журнал российского права. - 2006. - № 12.

9. Козырь О.М. Особенности регулирования сделок с землей земельным законодательством // Экологическое право.-2004.-№ 4. С. 7-16.

10. Колесникова И.А. Приобретательная давность как один из способов приобретения права собственности на землю Право и экономика.- 2006.- № 7.

11. Корнеев А.А. Об условиях договора купли-продажи земельных участков // Экологическое право. - 2006. - № 6.

12. Малеина М.Н. Правовые аспекты установления и прекращения публичного земельного сервитута // Журнал российского права.-2004.-№ 12.

13. Слепынин А. Земельный участок и приобретательная давность // Хозяйство и право. 2008. № 11.

14. Сыродоев Н.А. Возникновение прав на землю // Государство и право.2004.-№ 10.

15. Эйриян Г.Н. Переход права на земельные участки при переходе права собственности на здание, строение, сооружение // Хозяйство и право.-2003.-№ 10.

16. Эйриян Г.Н. Применение приобретательной давности в отношении земельных участок. Адвокат. 2003. № 7.

Авторефераты

1. Назимкина О.В. Возникновение прав на землю. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юр. наук. М., 2000. С. 14.

2. Карлова Н.В. Возникновение, изменение и прекращение прав на землю в Российской Федерации: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юр. наук / МГУ им. М.В. Ломоносова. - М., 2004.- 26 с.

3. Эйриян Г.Н. «Основания возникновения прав на землю» Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. юр. наук. М., 2001.

Судебная практика

1. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах связанных с применением земельного законодательства» // Вестник ВАС РФ. 2005.-№ 5.

2. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 10 апреля 2003 г. N А12-17236/02-С43 // СПС Гарант

3. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 3 июня 2003 г. N А12-10887/02-с6 // СПС Гарант.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты