Рефераты

Основные признаки и принципы права

p align="left">Временное пребывание

Срок временного пребывания определяется сроком действия выданной иностранному гражданину визы. В случае, если иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, то срок его пребывания не может превышать 90 суток, за исключением случаев, предусмотренных Законом. Например, в случае заключения им трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), срок пребывания иностранного гражданина продлевается на срок действия такого договора, но не более чем на 1 год со дня въезда иностранного гражданина на территорию России (п. 5 ст. 5 Закона).

По окончании срока действия визы (иного срока, установленного Законом) иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации либо получить разрешение на продление срока пребывания или разрешение на временное проживание.

Решение о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, или федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами внутренних дел, или его территориальными органами.

Временное проживание

Временно проживающим считается иностранный гражданин, которому выдано разрешение на временное проживание. Данное разрешение подтверждает право лица временно проживать на территории России до получения вида на жительство.

Срок действия разрешения составляет 3 года и выдается в пределах квоты на выдачу разрешений, ежегодно утверждаемой Правительством РФ по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан. На 2003 г. общая квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание составляет 439080 разрешений, из которых на Санкт-Петербург приходится 1000 разрешений (Постановление Правительства РФ №790 от 1.11.02 г. "О квотах на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации").

Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждены Постановлением Правительства РФ от 1.11.02 г. №789 "Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание" .

Постоянное проживание

Право иностранного гражданина постоянно проживать на территории Российской Федерации удостоверяется видом на жительство. Более того, иностранный гражданин, имеющий вид на жительство, вправе свободно выезжать и въезжать на территорию России. Для получения вида на жительство иностранный гражданин должен прожить на территории России не менее года на основании разрешения на временное проживание. Срок действия вида на жительство составляет 5 лет. По окончании этого срока вид на жительство может быть продлен еще на 5 лет, причем количество продлений не ограничено.

Порядок выдачи вида на жительство и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче вида на жительство, а также порядок перерегистрации вида на жительство утверждены Постановлением Правительства РФ от 1.11.02 г. №794 "Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство"

Право на трудовую деятельность

Иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом.

Одним из таких ограничений является то, что иностранные граждане, временно пребывающие на территории Российской Федерации, вправе осуществлять трудовую деятельность только при наличии разрешения на работу. Порядок выдачи таких разрешений регулируется Постановлением Правительства РФ от 30.12.02 г. №941 "О порядке выдачи иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на работу"

Для временно проживающих иностранных граждан право осуществления трудовой деятельности ограничено территорией субъекта Российской Федерации, на которой ему разрешено временное проживание.

Семинар № 4 Законодательная и исполнительная власть и механизм её реализации

1. Законодательная власть и Федеральное Собрание

Законодательная власть -- власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, занимающемуся разработкой законодательства. В функции законодательных органов также входит утверждение изменений в налогообложении, утверждение бюджета страны, ратификация международных соглашений и договоров, объявление войны. Общее наименование органа законодательной власти -- парламент.

В России законодательная власть представлена двухпалатным Федеральным Собранием, в которое входят Государственная дума и Совет Федерации, в регионах -- законодательными собраниями (парламентами).

При парламентской форме правления законодательный орган представляет собой верховную власть. Одна из его функций -- назначение (выборы) президента, исполняющего в основном представительские функции, но не располагающего реальной властью.

При президентской форме правления президент и парламент избираются независимо друг от друга. Законопроекты, прошедшие через парламент, утверждаются главой государства - президентом, который имеет право роспуска парламента.

2. Государственная Дума

Государственная Дума [1] (кратко -- Госдума) -- одна из двух палат Федерального Собрания Российской Федерации (ст. 95 действующей Конституции России).

Статус Государственной думы как нижней палаты российского парламента определен в главе 5 Конституции Российской Федерации.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов (ст. 95 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём, одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной Думы и членом Совета Федерации) (ст. 97 Конституции РФ). Депутатом Государственной Думы первого созыва мог одновременно являться член Правительства Российской Федерации (согласно переходным положениям Конституции России).

С 2007 года депутаты Государственной Думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). С 2005 года проходной барьер повышен до 7 %. Новые правила были установлены специально для того, чтобы отсечь явно непроходные партии и нежелательных кандидатов в Госдуму. [источник?] Ранее в России была смешанная избирательная система, так как половина общего состава депутатов избиралась также по мажоритарной системе (по одномандатным округам).

Первая Государственная дума избиралась вместе с Советом Федерации в день всенародного голосования по Конституции 12 декабря 1993 года сроком на 2 года (согласно переходным положениям принимаемой Конституции).

Срок полномочий остальных созывов Государственной Думы -- 4 года. Из-за внесения поправок в Конституцию 2008 года следующие созывы депутатов будут избираться сроком на 5 лет[2].

Выборы в Государственную думу проводились в 1993, 1995, 1999, 2003 и 2007.

Работу думы возглавляет председатель думы и его заместители, при этом каждая фракция или депутатская группа может выдвинуть заместителя председателя Государственной Думы. Работа депутатов осуществляется в рамках комитетов Госдумы.

3. Совет Федерации

Совет Федерации-- верхняя палата Федерального Собрания -- парламента России, включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ -- по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Полномочия

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся:

утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

назначение выборов Президента Российской Федерации;

отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);

назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);

назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);

назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

По вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации принимает постановления, которые принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации.

Как весь Совет Федерации в целом, так и его отдельные члены обладают правом законодательной инициативы, однако законы о поправках в конституцию могут быть внесены либо Советом Федерации как коллегиальным органом, либо группой численностью не менее одной пятой от конституционного состава палаты.

При рассмотрении принятых Государственной Думой законов, Совет Федерации не имеет право внесения поправок, а может либо одобрить, либо отклонить закон в целом. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Для принятия федеральных конституционных законов необходимо одобрение трёх четвертей голосов Совета Федерации, в случае отклонения Советом Федерации проекта федерального конституционного закона, вето не может быть преодолено Государственной Думой.

Аппарат Совета Федерации

Аппарат Совета Федерации осуществляет непосредственное обеспечение деятельности Совета Федерации по реализации его конституционных полномочий.

Руководители Аппарата Совета Федерации

Никитов Владимир Аполлонович (1994--2001)

Ткаченко Петр Федорович (2001--2008)

Свинарев Владимир Валентинович (с 2008)

4. Правительство РФ - высший орган исполнительной власти правовая основа, состав, структура

Правительство - это коллегиальный орган общей компетенции, издающий от своего имени административно-правовые акты и являющийся одним из основных институтов управления государственными делами. Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. №2 - ФКЗ. Правительство РФ представляет собой орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. По общему правилу, Правительство РФ руководит деятельностью всех федеральных органов исполнительной власти, за исключением тех, руководство которыми осуществляет Президент РФ. Руководство Правительства распространяется на федеральные органы, действующие в экономической и социально-культурной сферах, руководство Президента - на федеральные ведомства, управляющие главным образом административно-политической сферой, и на само Правительство.

В состав Правительства РФ под руководством Фрадкова М.Е. в 2004 году входят: Председатель Правительства, его заместитель и федеральные министры.

Председатель Правительства РФ возглавляет Правительство. На этой должности находится Фрадков Михаил Ефимович.

Заместитель Председателя Правительства РФ. В нынешнем Правительстве РФ один помощник Председателя Правительства. Эту должность занимает Жуков Александр Дмитриевич.

Федеральные министры как члены Правительства участвуют в подготовке его решений и обеспечивают их исполнение. В настоящее время Правительство РФ состоит из 14 министерств. Они не могут действовать вопреки официальной позиции Правительства.

5. Полномочия Правительства РФ

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.

Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в ст. 114 Конституции РФ и в ст. 13 Закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами Правительство Российской Федерации установлены общие полномочия:

-осуществляет реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

-осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

-разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

-обеспечивает в России единую финансовую кредитную, денежную политику;

-осуществляет управление федеральной собственностью;

-обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

-осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и государственной безопасности;

-обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

-формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

-реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону и федеральным законам. Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.

Общие полномочия Правительства РФ применительно к отдельным сферам и областям жизнедеятельности государства и общества конкретизируются в восьми статьях (ст.ст. 14-21) Закона "О Правительстве РФ" 1997 г. Однако полномочия Правительства не ограничиваются их перечнем, приведенным в данных статьях. При определении компетенции Правительства РФ используется принцип общего нормирования его полномочий: Правительство осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента.

6. Система судебных органов РФ: структура

Судебная система есть совокупность судебных органов, предназначенных для осуществления судебной власти.

Конституция устанавливает судебную систему страны, но не определяет состава судебной системы. Судебная система РФ установлена ФКЗ РФ «О судебной системе РФ»[3]. Часть 2 ст.4 Закона четко определяет круг судебных органов - т.е. состав судебной системы России: В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

К федеральным судам относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Основным принципом построения судебной системы России является ее единство. Государством устанавливаются правовые гарантии реализации и соблюдения этого принципа.

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем (ст.3 Закона):

1. установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

2. соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

3. применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

4. признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

5. законодательного закрепления единства статуса судей;

6. финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Семинар № 5 Административное правонарушение

1. Кодекс об административных правонарушениях, их конкретные виды

Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года №195-ФЗ содержит 5 раздела:

1. Общие положения (задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, административное правонарушение и административная ответственность, административное наказание, назначение административного наказания);

2. Особенная часть (административные правонарушения, посягающие на права граждан, административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, административные правонарушения в области охраны собственности, административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике, административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель, административные правонарушения на транспорте и т.д.;

3. Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях (общие положения, судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях);

4. Производство по делам об административных правонарушениях (общие положения, участники производства по делам об административных правонарушениях, их права и обязанности, предмет доказывания. Доказательства. Оценка доказательств, применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, возбуждение дела об административном правонарушении, рассмотрение дела об административном правонарушении, пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях);

5. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (общие положения, порядок исполнения отдельных видов административных наказаний).

Главные особенности этого Кодекса в том, что он: во-первых, содержит систему материальных и систему процессуальных норм; во-вторых, закрепляет ответственность граждан и юридических лиц; в-третьих, регламентирует ответственность за административные правонарушения в административном и в судебном порядке.

Административные правонарушения можно разделить на:

1. Административные правонарушения против личности

1.1. Посягающие на права граждан и здоровье населения: Проведение агитации в период ее запрещения, распространение ложных сведений о кандидате, умышленное уничтожение, повреждение агитационных печатных материалов, другие.

1.2. Посягающие на собственность: нарушение права государственной собственности на недра, воды, леса, животный мир, самовольная добыча янтаря, причиненного преступлением предприятиям, учреждениям, организациям.

2. Административные правонарушения против общественной жизни

2.1. В области охраны окружающей среды, памятников истории и культуры: бесхозяйственное использование земель, самовольное отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства, незаконная порубка и повреждение деревьев и кустарников и другие.

2.2. Посягающие на общественный порядок: мелкое хулиганство, распитие спиртных напитков в общественных местах или появление в общественных местах в пьяном виде, и другие.

2. Юридический состав административных правонарушений

Состав административного правонарушения - совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков, наличие которых может повлечь административную ответственность.

Признаками состава административного проступка являются объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Признаки состава административного правонарушения кажутся идентичными признакам состава преступления, однако именно их сопоставление и позволяет разграничить данные виды правонарушений.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, урегулированные нормами административного права, на которые посягает деяние.

Объективная сторона заключается в совершении действий или бездействия, запрещенных нормами административного права.

Субъекты административного правонарушения делятся на две основные группы: физические лица и юридические лица. Физические лица, ответственность которых предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях, в свою очередь, делятся на несколько групп, различающихся по правовому статусу участников. Согласно статьи 2.3 КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

К другой группе субъектов - специальным субъектам - относятся лица, для которых установлены дополнительные основания для привлечения к ответственности - должностные лица. Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Военнослужащие и призванные на военные сборы граждане несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с дисциплинарными уставами. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории РФ административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях. Вопрос об административной ответственности иностранного гражданина, пользующегося иммунитетом от административной юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ и совершившего на территории РФ административное правонарушение, разрешается в соответствии с нормами международного права.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях (ст. 2.10 КоАП). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Субъективная сторона административного правонарушения отражает его внутреннее содержание. Основным элементом субъективной стороны является вина. Под виной понимается психической отношение субъекта к совершенному им противоправному деянию. Вина может выражаться в форме умысла и неосторожности (ст. 2.2 КоАП).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Административные правонарушения

Административное правонарушение представляет собой общественно опасное, противоправное, виновное деяние в виде действия или бездействия, за которое установлена административная ответственность.

Административные правонарушения обладают рядом признаков. Важнейший из них - противоправность - означает, что проступок представляет собой деяние, запрещенное нормативным правовым актом. Под противоправным действием понимаются целеустремленные, волевые поступки нарушителя, причиняющие ущерб или вред охраняемым законом правам и интересам. Большинство административных правонарушений совершается путем физического или словесного воздействия (мелкое хулиганство). Противоправное бездействие выражается в неисполнении или ненадлежащем исполнении юридических обязанностей, возложенных на физических лиц, а также несоблюдении установленных нормативными правовыми актами правил и норм юридическими лицами. Бездействие признается противоправным, если лицо имело юридически закрепленную обязанность и физическую возможность действовать в соответствии с законом (безбилетный проезд). Виновность состоит в том, что ответственность за проступок наступает только при наличии вины правонарушителя. Наказуемость проступка означает, что привлечь к ответственности за правонарушение можно только в том случае, если за это деяние нормативными правовыми актами установлена ответственность. Общественная опасность административного проступка состоит в посягательстве на безопасность дорожного движения, пожарную безопасность, правила, связанные с приобретением, хранением и использованием огнестрельного или служебного оружия, взрывчатых веществ, радиоактивных изотопов, сильнодействующих ядов и некоторых других объектов.

Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный.

Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

4. Порядок привлечения к административной ответственности

Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение административного правонарушения. Ответственность состоит в применении к субъектам, совершившим административное правонарушение, административных наказаний.

Порядок привлечения к административной ответственности:

1. Возбуждение дела: дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента: 1) составления протокола осмотра места совершения административного правонарушения; 2) составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении; 3) составления протокола об административном правонарушении или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении; 4) вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования; 5) оформления предупреждения или с момента наложения административного штрафа на месте совершения административного правонарушения в случае, если протокол об административном правонарушении не составляется; 6) вынесения постановления по делу об административном правонарушении.

2. Административное расследование: административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению начальника органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя - другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

3. Направление протокола (постановления прокурора) об административном правонарушении для рассмотрения дела об административном правонарушении

4. Рассмотрение дела об административном правонарушении:

судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы: 1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела; 2) имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом; 3) правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела; 4) имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу; 5) достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу; 6) имеются ли ходатайства и отводы.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей, органом, должностным лицом, правомочными рассматривать дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

При рассмотрении дела об административном правонарушении: 1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности; 2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; 3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя; 4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела; 5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности; 6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства; 7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в определенных случаях: 8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела; 9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: 1) о назначении административного наказания; 2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны: 1) должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес; 2) дата и место рассмотрения дела; 3) сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело; 4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела; 5) статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу; 6) мотивированное решение по делу; 7) срок и порядок обжалования постановления.

Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Постановление по делу об административном правонарушении приводится в исполнение уполномоченными на то органом, должностным лицом в порядке, установленном КоАП, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними постановлениями Правительства РФ. Постановление о назначении административного наказания, по которому исполнение произведено полностью, с отметкой об исполненном административном наказании возвращается органом, должностным лицом, приводившими постановление в исполнение, судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.

5. Административные наказания, их виды

Административное законодательство устанавливает, что административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

За совершение административных правонарушений Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 3.2) устанавливает следующие административные наказания:

* предупреждение (мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица). Предупреждение выносится в письменной форме;

* административный штраф (является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной: минимальному размеру оплаты труда). Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.);

* возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

* конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

* лишение специального права, предоставленного физическому лицу (устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ;

* административный арест (содержание нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до пятнадцати суток, а за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции до тридцати суток;

* административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства (принудительное и контролируемое перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу РФ за пределы РФ);

* дисквалификация (лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом). Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет);

* административное приостановление деятельности (временное прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений). Устанавливается на срок до 90 суток.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Современные рефераты