Основные вопросы исполнительного производства в России
Основные вопросы исполнительного производства в России
43
Основные вопросы исполнительного производствав России
1. Понятие исполнительного производства.Соотношение исполнительного производства и гражданского процесса
Исполнительное производство представляет собой установленный законом порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.
Говоря о соотношении исполнительного и гражданского процесса, следует заметить, что исполнительное производство как применение специально уполномоченными должностными лицами государства специальных мер принудительного исполнения судебных решений появилось несколько позже самого судопроизводства, направленного на вынесение этих самых решений, т.к. община принуждала к исполнению принятых ею по спорам сородичей решений собственным авторитетом. Это является дополнительным аргументом для обоснования того, что исполнительное право выделилось не из гражданского процессуального в чистом виде, а является автономным образованием с собственными правовыми источниками.
С другой стороны, основанием исполнительного процесса до реформы 1864 года могли служить не только судебные решения, но и другие судебные и нотариальные акты, а в некоторых случаях даже «частные» и «домашние» документы. Порядок исполнительного производства не был чётко урегулирован и зависел от местных особенностей и учреждений, занимающихся исполнительной деятельностью.
2.Исторические особенности развития исполнительного производства в России
Историческое развитие института исполнительного производства непосредственно связано с правовыми нормами. По ранним литературным источникам в Древней Руси исполнением занимались мечники и детские Русской Правды, приставы и подвойские судных грамот и княжеского Судебника.
К XVIII в. единственным органом принудительного исполнения судебных решений стала общая полиция. Но впоследствии было принято решение о создании особого круга лиц, занимающихся исполнением, - судебных приставов. Судебные приставы состояли при кассационных департаментах Правительствующего Сената, при судебных палатах и при окружных судах для исполнения действий, возлагаемых на них уставами уголовного и гражданского судопроизводства и Учреждением судебных установлений.
Основные признаки исполнительного производства этого периода:
- исполнительное производство носило государственный характер;
- судебные исполнители относились к судебной системе и состояли под организационным началом как органов юстиции, так и председателей соответствующих судов;
- как часть судебного процесса исполнительное производство имело достаточно много присущих судебному процессу черт и признаков;
- оно преимущественно защищало государственную, общественную и кооперативную собственность, например, путем установления ряда существенных ограничений по обращению взысканий в отношении государственных предприятий, учреждений, организаций, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций.
После принятия в 1997 г. федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» начались реформы системы принудительного исполнения с целью придания ей современного облика, соответствующего современным социально-экономическим реалиям. Впоследствии порядок исполнения регламентировался в ГПК РСФСР 1964 г. и ряде подзаконных актов.
В 1997 году в Российской Федерации принимаются два федеральных закона. Федеральные законы «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» - важнейшая часть реформы исполнительного производства. После 1917 г. государство впервые посчитало возможным и необходимым принять специальные законы, регулирующие правоотношения в сфере принудительного исполнения исполнительных документов, главным образом судебных актов Гражданское процессуальное право России.
3. Нормативно-правовая база совершения исполнительных действий. Источники права
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" от 02.10.2007 N 229-ФЗ определяет время и сроки совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Совершение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения в нерабочие дни, установленные федеральным законом или иными нормативными правовыми актами, а также в рабочие дни с 22 часов до 6 часов допускаются только в случаях, не терпящих отлагательства, включая случаи:
1) создающие угрозу жизни и здоровью граждан;
2) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, связано с проведением выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;
3) когда исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, состоит в исполнении определения суда об обеспечении иска;
4) обращения взыскания на имущество должника, подверженное быстрой порче.
Сроки для совершения действий определяются точной календарной датой, указанием на событие, которое обязательно должно наступить, или периодом времени. В последнем случае действие может быть совершено в течение всего периода.
Источники права, юридическое понятие, охватывающее вопросы о силе, создающей право, и силе, придающей ему общеобязательный характер. Термин «источники права» употребляется в научной литературе и в смысле источников познания права, т. е. материалов, которые содержат данные, позволяющие познать характер и содержание права различных государств в разные эпохи (тексты законов, записи обычаев, судебные дела, выступления юристов, летописи и исторические хроники, археологические памятники и т. д.).
В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле:
- нормативно-правовой акт;
- нормативный договор;
- правовой прецедент (судебный или административный прецедент);
- правовой обычай;
- религиозные догмы;
- правовая доктрина;
- принцип права;
- правосознание.
4.Предмет исполнительного права и предмет исполнительного производства
Предмет отрасли исполнительного права составляют отношения, складывающиеся по поводу принудительно-исполнительной деятельности судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве. Дефиниции предмета отрасли исполнительного права у сторонников первой группы не имеют принципиальных различий. К примеру, О.В. Исаенкова в качестве предмета исполнительного права называет само «исполнительное производство». Следовательно, в предмет исполнительного права включают совокупность правоотношений, связанных с исполнением актов, подлежащих принудительному исполнению, в которые вступают судебный исполнитель и другие участники, начиная от стадий возбуждения исполнительного производства, подготовки, принятия мер принудительного исполнения до окончания исполнительного производства.
Рассматривая исполнительное производство как самостоятельную отрасль права, необходимо обратиться к традиционным понятиям любой отрасли права: предмету и методу правового регулирования.
Под предметом правового регулирования обычно понимается то, что регулируется правом. Далее имеются некоторые теоретические расхождения по поводу определения содержания предмета правового регулирования. Авторы данного учебного пособия исходят из того, что предметом правового регулирования являются правовые отношения, существующие в рамках той или иной отрасли права, а применительно к процессуальному праву дополнительными элементами выступают процессуальные действия и процессуальная форма.
5. Стадии исполнительного производства
Стадия исполнительного производства -- это совокупность процессуальных действий, которые направлены на достижение определенной цели.
Каждая стадия исполнительного производства представляет собой группу процессуальных действий с четко определенной процессуальной целью. В большинстве случаев та или иная стадия заканчивается вынесением постановления судебного пристава-исполнителя.
В качестве самостоятельных стадий исполнительного производства следует выделять:
1. возбуждение исполнительного производства;
2. подготовку судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению;
3. применение мер государственного принуждения к должнику;
4. обжалование действий судебного пристава-исполнителя.
Стадия возбуждения исполнительного производства характеризуется такими процессуальными действиями, как:
2. принятие исполнительного документа судебным приставом-исполнителем и вынесение постановления о возбуждении исполнительного производства.
При подготовке судебного пристава-исполнителя к принудительному исполнению судебный пристав-исполнитель предоставляет должнику срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа; на данной стадии возможно также совершение мер по обеспечению исполнения исполнительного документа; разъяснение судебного акта или акта другого органа, подлежащего исполнению; заявление отводов судебному приставу-исполнителю.
В случае добровольного неисполнения требований исполнительного документа на стадии применения мер государственного принуждения к должнику задействуется механизм принудительного исполнения через Службу судебных приставов. При этом в качестве мер принудительного исполнения выступают: обращение взыскания на имущество должника путем наложения ареста на имущество и его реализации; обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника; обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящее у других лиц; изъятие у должника и передача взыскателю определенных предметов, указанных в исполнительном документе.
Стадия обжалования действий судебного пристава завершает исполнительное производство, хотя и не обязательно является последней стадией. По действующему законодательству обжалование действий судебного пристава-исполнителя возможно в любое время в ходе принудительного исполнения.
6. Сроки в исполнительном производстве, сроки совершения исполнительных действий
Под сроками в исполнительном производстве следует понимать промежуток времени, в течение которого судебный пристав - исполнитель, иные участники этого производства должны совершить необходимые процессуальные действия.
Можно выделить такие разновидности процессуальных сроков: предусмотренные законом для судебного пристава - исполнителя и иных участников исполнительного производства; установленные судебным приставом - исполнителем для совершения отдельных исполнительных действий.
Законом предусмотрены сроки совершения исполнительных действий в качестве, с одной стороны, меры, направленной на защиту интересов взыскателя, с другой стороны - меры, дисциплинирующей судебного пристава-исполнителя и нацеливающей его на своевременное исполнение исполнительного документа. То есть данной нормой государство в лице судебного пристава-исполнителя (должностного лица) обязывается к своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, и фактическому удовлетворению (защите) прав и охраняемых законом интересов взыскателя в определенные сроки.
Закон предусматривает общий (п. 1 ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве") и специальные (п. 2 ст. 13 Закона) сроки совершения исполнительных действий.
7. Понятие, основание, объект гражданско-исполнительных правоотношений
Гражданско-исполнительное праворегулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий, а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основные нормативные акты -- Закон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных приставах».
Отложение исполнительных действий является факультативной стадией исполнительного процесса, что, однако, не умаляет ее значения на практике. Статья 38 Закона предусматривает два различных случая отложения исполнительных действий.
Судебный пристав-исполнитель может отложить исполнительные действия по заявлению взыскателя или по собственной инициативе.
Предоставление такого права взыскателю объясняется наличием диспозитивных элементов в гражданско-исполнительном праве. Поскольку исполнение производится в интересах взыскателя, последний вправе сам решить, возможно ли в данном случае отложение исполнительных действий.
8. Особенности гражданско-исполнительных правоотношений
Об исполнительном производстве можно говорить как об институте гражданско-исполнительного права, включающем в себя нормы, регулирующие деятельность уполномоченных на осуществление принудительного исполнения требований исполнительного документа лиц или, как это долгое время было принято в гражданском процессуальном праве - заключительной стадии гражданского процесса. Однако на этот счет имеются и другие мнения. Так, В.М. Шерстюк например, полагает, что исполнительное производство не является стадией гражданского или арбитражного процесса в силу специфики отношений, возникающих в связи с исполнением решений юрисдикционных органов. Действительно, центральная фигура исполнительного производства - судебный пристав-исполнитель, который обладает по отношению к сторонам сугубо властными полномочиями, является лицом, олицетворяющим силу государственного принуждения к исполнению требований юрисдикционных органов. Его цель - принудить к исполнению таких требований оговоренными в законе средствами, способами, в определенные сроки и т.л. Определенные элементы диспозитивности в возможном поведении сторон присутствуют, но весьма незначительно, да и то, в основном, у взыскателя.
С точки зрения деятельностного подхода рассматриваемый правовой феномен - это деятельность уполномоченных субъектов по осуществлению принудительного взыскания, привлечению к ответственности нарушителей гражданско-исполнительного законодательства, а также совокупность возникающих при этом отношений, урегулированных нормами гражданско-исполнительного права. Деятельность судебных приставов-исполнителей широка и многогранна по различным основаниям.
9. Функции гражданско-исполнительных правоотношений
Гражданско-исполнительное право регулирует вопросы принудительного исполнения решений судов в части имущественных взысканий, а также совершения в пользу граждан, юридических лиц определенных действий. Основные нормативные акты -- Закон «Об исполнительном производстве», Закон «О судебных приставах».
Современное исполнительное производство не обусловлено объективно существующими однородными связями в системе реальных общественных отношений, поэтому невозможно установить его самостоятельное место в системе российского права. Поскольку процесс исполнения юрисдикционных актов регламентирован нормами различной отраслевой направленности, теоретических и практических предпосылок для выделения процедур, регулирующих правоотношения в исполнительном производстве, в самостоятельную отрасль права (Д.Х. Валеев, О.В. Исаенкова, А.А. Максуров) нет. Формирование такой отрасли будет происходить с нарушением правил законодательной техники, так как для этого методы правового регулирования, имеющие различный характер, придется искусственно объединять.
Обязательство в самом общем виде представляет собой взаимоотношение участников экономического оборота (товарообмена), урегулированное нормами обязательственного права, т.е. одну из разновидностей гражданских правоотношений.
Обязательство является лишь одной из разновидностей гражданских правоотношений. Поскольку обязательства оформляют процесс товарообмена, они относятся к группе имущественных правоотношений. В этом качестве они отличаются от гражданских правоотношений неимущественного характера, которые поэтому не могут приобретать форму обязательств. Невозможно, например, существование обязательства по защите чести и достоинства личности или по выдаче патента на изобретение (хотя передача патентообладателем прав на использование своего изобретения другим лицам происходит в форме договорного обязательства, ибо такие права имеют имущественную природу). Иное дело, что обязательства, как и сам товарообмен, в отдельных случаях могут носить неэквивалентный или вообще безвозмездный характер, что не изменяет их имущественную природу. Обязательство может быть направлено и на удовлетворение неимущественного интереса управомоченного лица или иметь предметом совершение обязанным лицом действий неимущественного характера, если при этом не теряется связь с имущественным обменом (например, в виде получения контрагентом за совершение таких действий денежного или иного имущественного эквивалента), чем сохраняется имущественная природа обязательства.
11. Особый статус имущества религиозных организаций
Культовые здания, сооружения и другое имущество, которое находится в коммунальной собственности, передается предприятиями, учреждениями и организациями, на балансе которых оно находится, в бесплатное пользование или в собственность религиозных организаций бесплатно по решению соответствующих органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, и органов местного самоуправления.
Бывшее церковное имущество целесообразно возвращать в собственность религиозных объединений, а не непосредственно религиозных организаций. Такой подход имеет целый ряд преимуществ. Только религиозные объединения как институции, имеющие необходимый кадровый потенциал и материально-денежные ресурсы, могут нести перед государством полную ответственность за сохранность переданного им имущества, а также нести расходы по его содержанию. Возвращение имущества религиозным объединениям, а не религиозным организациям на местах позволит минимизировать влияние на процесс реституции местной политической конъюнктуры, поскольку все спорные вопросы будут решаться межконфессиональной согласительной комиссией в Киеве в комплексе с другими проблемами, и решения этой комиссии будут обязывать чиновников на местах.
12. Отложение, приостановление и прекращение исполнительных действий
Отложение исполнительных действий производится арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, или арбитражным судом по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. Заявление об отложении исполнительных действий рассматривается арбитражным судом в десятидневный срок.
В соответствии со статьей 45 арбитражный суд производит приостановление и прекращение исполнительного производства, возбужденного не только на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом, но и на основании следующих исполнительных документов: актов органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований; актов органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях; актов других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом; по неисполненным в процессе ведения основного исполнительного производства постановлениям судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, при условии, что должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
13. Добровольное исполнение
Добровольное исполнение -- это законодательно установленная обязанность должника.
С этой целью законодатель наделяет государственного исполнителя соответствующим инструментарием (ст.4 закона «Об исполнительном производстве»). Основным назначением органов ГИС является исполнение решений суда, в которых предусмотрены меры принуждения.
В ст.11 закона «Об исполнительном производстве» четко определено понятие сторон исполнительного производства -- это должник и взыскатель. Взыскателем согласно закону является физическое или юридическое лицо, в пользу или в интересах которого выдан исполнительный документ. Должником является физическое или юридическое лицо, которое обязано, по решению суда, совершить определенные действия (передать имущество, исполнить другие обязанности, предусмотренные решением) или воздерживаться от их совершения. Следовательно, исходя из того, что сторонами исполнительного производства закон определяет должника и взыскателя, принудительное исполнение решения органами ГИС предусматривает наличие долга или определенного его эквивалента.
14. Изменение порядка и способа исполнительных судебных актов
Заявление об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения рассматривается арбитражным судом в месячный срок со дня поступления заявления в арбитражный суд в судебном заседании с извещением взыскателя, должника и судебного пристава-исполнителя. Неявка этих надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием к рассмотрению заявления.
По результатам рассмотрения заявления выносится определение.
Копии определения направляются взыскателю, должнику и судебному приставу-исполнителю.
Определение арбитражного суда об отсрочке или о рассрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядке его исполнения или об отказе в удовлетворении заявления может быть обжаловано.
15. Извещение, вызовы
Лица, участвующие в исполнительном производстве, извещаются об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения или вызываются к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи и доставки или лицом, которому с его согласия судебный пристав-исполнитель поручает их доставить.
В случаях, когда исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, а также при наложении ареста на имущество и принятии иных обеспечительных мер судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия и применять меры принудительного исполнения без предварительного уведомления об этом лиц, участвующих в исполнительном производстве.
Извещение, адресованное лицу, участвующему в исполнительном производстве, направляется по адресу, указанному в исполнительном документе, если лицо, участвующее в исполнительном производстве, или его представитель не указали иной адрес. Извещение может быть направлено по месту работы лица, участвующего в исполнительном производстве.
Извещение, адресованное организации, направляется по ее юридическому адресу или по юридическому адресу ее представительства или филиала. Извещение может направляться по адресу, указанному организацией судебному приставу-исполнителю в письменной форме.
Лица, уклоняющиеся от явки по вызову судебного пристава-исполнителя, могут подвергаться приводу на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утверждаемого старшим судебным приставом.
16. Стороны исполнительного производства. Их права и обязанности
Взыскателем и должником могут быть гражданин или организация, а также объединение граждан, не являющееся юридическим лицом. К указанному объединению применяются нормы настоящего Федерального закона, определяющие участие организаций в исполнительном производстве, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, взыскателем и должником могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.
Взыскателем является гражданин или организация, в пользу или в интересах которых выдан исполнительный документ. Должником является гражданин или организация, обязанные по исполнительному документу совершить определенные действия (передать денежные средства и иное имущество, исполнить иные обязанности или запреты, предусмотренные исполнительным документом) или воздержаться от совершения определенных действий.
В исполнительном производстве могут участвовать несколько взыскателей или должников (соучастников). Каждый из них участвует в исполнительном производстве самостоятельно. Соучастник может поручить представлять свои интересы в исполнительном производстве другому соучастнику с его согласия.
Стороны исполнительного производства вправе знакомиться с материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии, представлять дополнительные материалы, заявлять ходатайства, участвовать в совершении исполнительных действий, давать устные и письменные объяснения в процессе совершения исполнительных действий, приводить свои доводы по всем вопросам, возникающим в ходе исполнительного производства, возражать против ходатайств и доводов других лиц, участвующих в исполнительном производстве, заявлять отводы, обжаловать постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие), а также имеют иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве. До окончания исполнительного производства стороны исполнительного производства вправе заключить мировое соглашение, утверждаемое в судебном порядке.
Стороны исполнительного производства несут обязанности, установленные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
17. Защита прав взыскателя и должника в исполнительном производстве
Защита прав взыскателя и должника при совершении исполнительных действий допускается способами, предусмотренными статьями90 и 91 закона, а именно:
- путём подачи жалобы взыскателем или должником на действия либо бездействие судебного пристава - исполнителя по исполнению исполнительного документа (п.1 ст. 90 закона),
- путём подачи взыскателем либо должником иска о возмещении вреда, причинённого судебным приставом - исполнителем гражданам и организациям (п.2 ст. 90 закона),
- путём подачи взыскателем иска к организации о взыскании с неё подлежащей удержанию с должника суммы, не удержанной по её вине организации (ст.91 закона).
Способом защиты прав лиц, которые не являются сторонами исполнительного производства, в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание при совершении исполнительных действий, является согласно статье 92 закона РФ «Об исполнительном производстве» освобождение имущества от ареста или исключении его из описи.
Кроме того, в случае причинении им вреда при совершении исполнительных действий, им принадлежит такой способ защиты нарушенных гражданских прав, как возмещение причинённого вреда.
Основным способом защиты прав сторон в исполнительном производстве является обжалование действий либо бездействия судебного пристава - исполнителя.
В соответствии с положениями ст. 90 Закона РФ «Об исполнительном производстве» объектом обжалования являются как действия судебного пристава - исполнителя, так и отказ в совершения действия. При этом не имеет значения, каким распорядительным документом оформлены действия судебного пристава-исполнителя: постановлением, в том числе утверждённым старшим судебным приставом-исполнителем, либо в иной форме. По таким жалобам возникает вопрос о компетенции судебных органов.
18. Правопреемство и соучастие в исполнительном производстве
Соучастие в исполнительном производстве возникает на основании требований, вытекающих из солидарных обязательств, а также в результате правопреемства, наступившего в стадии исполнения решения. Возникает данный вид соучастия, когда имеется несколько наследников одной очереди.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае выбытия одной из сторон судебный пристав - исполнитель обязан своим постановлением произвести замену этой стороны правопреемником, определенным в порядке, установленном федеральным законом. Правопреемство - это переход прав и обязанностей во время исполнительного производства от одной стороны к другому лицу, ранее не участвовавшему в исполнительном производстве.25 Правопреемство в соответствии с данной статьей возможно в течении всего исполнительного производства: с момента его возбуждения до его окончания по основаниям, указанным в ст. 27 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Суд и судья являются основными субъектами исполнительного производства и играют важную роль в процессе принудительного исполнения. Это связано с тем, что, во - первых, значительная часть исполнительных документов представляет собой судебные акты. Во - вторых, судебный контроль за производством принудительного исполнения исполнительных документов является самым действенным и эффективным, т. к. суд - это орган правосудия, и никакой контроль со стороны государственных органов не заменит собой контроль судебный ( ст. 1 Закона РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации»26 ).
19. Представительство в исполнительном производстве, виды представителей, их полномочия
Под представительством в исполнительном производстве следует понимать деятельность одного лица (представителя), осуществляемую на основании предоставленных ему полномочий в исполнительном производстве от имени и в интересах другого лица (представляемого) в целях защиты его прав, а также для оказания представляемому помощи в реализации им своих прав при исполнении исполнительных документов судебным приставом-исполнителем.
Необходимость в представительстве в исполнительном производстве обусловлена различными обстоятельствами, в том числе объективного характера. Так, не все стороны, участвующие в исполнительном производстве, обладают дееспособностью (несовершеннолетние, лица, признанные судом недееспособными, не могут лично вести свои дела в исполнительном производстве - они участвуют через представителей).
Представительство в исполнительном производстве допускается при исполнении как судебных актов, так и актов других органов. Для выполнения поставленных задач представитель вступает в различные отношения с судебным приставом-исполнителем. Эти отношения регулируются нормами Федерального закона "Об исполнительном производстве". Отношения же, возникающие между представителем и представляемым, регулируются нормами материального права (гражданского, семейного, трудового и др.). Так, отношения, возникающие из договора поручения, являются гражданско-правовыми, отношения между родителями и детьми - семейно-правовыми.
Представителем в исполнительном производстве может выступать только дееспособное физическое лицо (гражданин). Представитель в исполнительном производстве всегда выступает от имени представляемого. Формула "выступление от имени представляемого" означает правомерные действия представителя в исполнительном производстве, совершаемые в пределах его полномочий по отношению к судебному приставу-исполнителю и направленные на получение определенных правовых результатов для представляемого. Через представителей в исполнительном производстве могут выступать граждане и организации.
Полномочия представителей, выступающих в исполнительном производстве на основании договора, юрисконсультов, других работников организаций, работников юридических фирм, юридических кооперативов и др., должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с Законом.
Доверенности, выдаваемые гражданами, удостоверяются в нотариальном порядке.
Доверенность от имени юридического лица выдается руководителем соответствующей организации.
Законные представители - родители, усыновители, опекуны и попечители представляют судебному приставу-исполнителю документы, удостоверяющие их полномочия. Родители, усыновители представляют судебному приставу-исполнителю паспорт или свидетельство о рождении ребенка, опекуны и попечители решение органа местного самоуправления о назначении их опекунами или попечителями. Для законных представителей не требуется представления доверенности.
Лица, которые не могут быть представителями (ст. 36). Представителями в исполнительном производстве не могут быть лица, не достигшие возраста 18 лет или состоящие под опекой или попечительством. Судьи, следователи, прокуроры, работники службы судебных приставов и аппарата суда не могут быть представителями в исполнительном производстве. Данное правило не распространяется на случаи, когда указанные лица участвуют в исполнительном производстве в качестве уполномоченных соответствующих судов, прокуратур или как законные представители.
20. Понятые в исполнительном производстве, требования предъявленные к понятым
Слово «понятой» у большинства ассоциируется с уголовным процессом, раскрытием преступлений. Вместе с тем, понятые привлекаются к участию в процессуальных действиях налоговыми, таможенными и многими другими государственными органами.
В обязательном порядке понятые сопровождают судебного пристава при совершении ряда важных и затрагивающих имущественные права сторон исполнительных действий, а именно связанных с:
-- вскрытием помещений и хранилищ, занимаемых должником или другими лицами, либо принадлежащих должнику или другим лицам;
-- осмотром;
-- арестом;
-- изъятием и передачей имущества должника;
-- выселением должника;
-- вселением взыскателя в случае воспрепятствования должником исполнению решения.
Количество понятых при совершении исполнительных действий не может быть менее двух.
Проблемы с привлечением понятых усугубляются еще и тем, что лицо, привлекаемое в данном качестве, должно соответствовать определенным требованиям, а именно быть:
-- полностью дееспособным гражданином;
-- достигшим 18-летнего возраста;
-- не заинтересованным в результатах совершения исполнительного действия;
-- не состоящим в родстве, подчиненности или подконтрольности с другим понятым или с участниками исполнительного производства.
21. Участие переводчика в исполнительном производстве
При совершении исполнительных действий стороны исполнительного производства или судебный пристав-исполнитель могут пригласить переводчика. Переводчиком может быть дееспособный гражданин, достигший возраста восемнадцати лет, владеющий языками, знание которых необходимо для перевода.
Решение о назначении переводчика оформляется постановлением судебного пристава-исполнителя.
Должнику или взыскателю, которому необходимы услуги переводчика, судебный пристав-исполнитель предоставляет срок для его приглашения. Если должник или взыскатель не обеспечит участие переводчика в указанный срок, то судебный пристав-исполнитель назначает переводчика по своему усмотрению.
Переводчик имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.
В случае заведомо неправильного перевода переводчик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем.
22. Участие специалиста в исполнительном производстве
В качестве специалиста (специалистов) для участия в исполнительном производстве по инициативе судебного пристава-исполнителя или по просьбе сторон исполнительного производства может быть привлечено не заинтересованное в исходе исполнительного производства лицо, обладающее специальными знаниями, о чем судебным приставом-исполнителем выносится постановление.
Специалист обязан явиться по вызову судебного пристава-исполнителя, отвечать на поставленные судебным приставом-исполнителем вопросы, давать в устной или письменной форме консультации и пояснения, при необходимости оказывать техническую помощь.
Специалист имеет право на вознаграждение за выполненную работу. Выплаченное ему вознаграждение относится к расходам по совершению исполнительных действий.
За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, установленных настоящей статьей, а также за дачу заведомо ложного отчета или заключения специалист несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, о чем он предупреждается судебным приставом-исполнителем.
23. Организация деятельности службы судебных приставов «ФЗ о судебных приставов».
Положение о Федеральной службе судебных приставов, ее структура и штатная численность утверждаются Президентом Российской Федерации. (п. 1 в ред. Федерального закона от 29.06.2004 N 58-ФЗ)