Основы конституционного строя Египетской Республики
Основы конституционного строя Египетской Республики
Содержание
Введение
1. Конституционное развитие Египта
1.1 Форма Конституций Египта
2. Конституционные основы общественного строя
3. Центральные органы власти
3.1 Законодательная власть
3.2 Исполнительная власть
3.3 Судебная система
3.4 Информационная власть
Заключение
Список источников и литературы
Введение
С 1923 Египет развивался как конституционная монархия при полуколониальной зависимости от Великобритании. Исполнительная власть была сосредоточена в руках кабинета министров, законодательная -- представлена двухпалатным парламентом, нижняя палата которого формировалась по результатам выборов.
Вместе с тем, в соответствии с конституцией, король обладал широкими полномочиями и в период с 1924 по 1952 часто использовал их для роспуска правительства.
Когда 23 июля 1952 организация "Свободные офицеры" во главе с подполковником Гамаль Абдель Насером совершила государственный переворот, их действия получили полную поддержку населения страны. По требованию нового руководства Египта -- Совета руководства революцией (СРР) -- король Фарук отрекся от престола. 18 июня 1953 Египет был провозглашен республикой.
Актуальность данной работы состоит в ещё недостаточной освещённости в юридической литературе государственного строя Арабских стран. Этот вопрос достаточно интересен, поскольку развитие государственности в этих странах идёт специфическим путём и часто основана на историческом и социально-экономическом укладе каждой страны, где важную, а в некоторых случаях основополагающую роль играет религия.
Цель курсовой работы заключается в наиболее полном изучении основ конституционного строя Египта. Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
· осуществить анализ источников и научной литературы по теме исследования;
· определить форму и структуру Конституций Египта;
· рассмотреть форму правления, а также конституционные основы общественного строя;
· на основе действующей Конституции определить органы государственной власти в Египте.
1. Конституционное развитие Египта
Большинство египетских правоведов считают, что Конституция 1923 г. была принята путем октроирования (дарования). При этом они ссылаются на вступительную статью, которая гласит, что Конституция является детищем единоличной воли короля. Что касается Конституции 1956 г., то она была принята путем всенародного референдума, после того как проект правительственной комиссии был представлен народу для одобрения. Это была первая египетская конституция, принятая таким способом.
Временная Конституция 1964 г. не была принята теми способами, которыми принимаются постоянные конституции (октроирование, договор, учредительное собрание, всенародный референдум). Она была издана в соответствии с решением главы государства (президента республики) и должна была действовать до того момента, пока, как значилось в тексте, Национальный совет не закончит подготовку проекта постоянной конституции, который будет предложен для всенародного референдума.
Так, 11 сентября 1971 г. на всенародном референдуме была принята ныне действующая Конституция Египта, проект которой был подготовлен народными представителями - депутатами (как в Народном собрании, так и в Социалистическом союзе). Народ участвовал в создании конституционного документа, как через своих представителей на этапе его подготовки и формулирования, так и непосредственно при его одобрении и принятии. Поэтому Конституция 1971 г. похожа на Конституцию 1956 г. по способу своего принятия (путем всенародного референдума), а их различие заключается в этапе подготовки текстов (статей).
В конституциях 1923, 1956 гг. указывалось, что суверенитет принадлежит нации. Конституция 1964г. (временная) закрепила положение в ст. 2, согласно которому суверенитет принадлежит народу. Это положение перешло в Конституцию 1971 г. (ст. 3): "...суверенитет принадлежит только одному народу, и он является источником власти...". Наверное, произошедшее изменение можно считать закономерным результатом, поскольку многие современные режимы провозгласили принцип суверенитета народа.
1.1 Форма Конституций Египта
Конституция 1923 г. представляет собой жесткую конституцию, как и последующие египетские конституции. Понятие "жесткая конституция" означает, что она не может быть изменена или отменена таким же способом, каким изменяются либо отменяются обычные законы. Процедура ее изменения (отмены) требует выполнения большого количества формальностей, чтобы исключить возможность спонтанного и непродуманного изменения конституции.
Конституция 1923 г. содержала две группы норм. С одной стороны общие положения, закрепляющие процедуру изменения и ее жесткость, с другой - специальные нормы, касающиеся определенных институтов и не подлежащие изменению в течение определенного периода (например, связанные с формой правления (парламентаризм и наследуемость трона), а также нормы, обусловленные принципами свободы и равенства и закрепленные Конституцией). Конституция 1971 г. содержала общую норму, которая допускала процедуру изменения, т.е. Конституция являлась относительно неизменяемой (ст. 189 Конституции). Она же содержала положения о том, что в Конституции есть абсолютно неизменяемые нормы, связанные с республиканским строем, свободой и равенством. Несомненно, что придание Конституции качества неизменности повлекло за собой формальное главенство всех ее норм. Эта особенность сделала возможным осуществление конституционного контроля за отраслевыми законами.
Все египетские конституции являются жесткими и для их изменения требуется гораздо больше формальностей, чем для обычного законодательства. Правоведы различают два вида неизменяемых конституций: абсолютную и относительную. Абсолютная неизменяемость означает, что нельзя изменять специальные нормы по определенным вопросам, т.е. они никогда не могут быть изменены, а положения, которые регулируются этими нормами, являются абсолютно неизменяемыми. При относительной неизменяемости допускается процедура изменения конституционной нормы (или нескольких норм) в случае необходимости, но при наличии определенных условий.
Рассматривая и сравнивая египетские конституции с точки зрения порядка изменения, обратимся к Конституции 1923 г., которая предусматривает два вида норм:
1. Абсолютно неизменяемые нормы. Они касаются парламентско-представительской формы правления, наследования трона, принципов свободы и равенства, которые гарантирует Конституция (ст. 154 Конституции 1923 г.).
2. Относительно неизменяемые нормы (для изменения которых требуется гораздо больше формальностей и процедур, чем для изменения обычных законов).
Ст. 154 гласит: "Король и любой депутат может обратиться с предложением о внесении изменений в Конституцию или исключении положения (нескольких положений) или дополнении ее другими положениями. Вместе с тем специальные положения, которые касаются формы парламентско-представительского правления, режима наследования трона, принципов свободы и равенства, которые гарантированы Конституцией, не могут быть пересмотрены. Что касается Конституций 1956, 1964 и 1971 гг., то они не содержат норм, ясно указывающих на определенные условия, запрещающие временно или постоянно изменять Конституцию. Этим они отличаются от Конституций 1923 и 1930гг. Несмотря на то, что таковые нормы отсутствуют, считается, что имеются положения (исходя из предписаний фикха), которые нельзя изменять. По мнению египетских правоведов, это - республиканский строй, нормы, связанные с правом на свободу и равенство, которые гарантируются Конституцией. Эти нормы являются абсолютно неизменяемыми (если на это содержится точное указание в Конституции). Таким образом, способы изменения действующей Конституции ограничиваются возможностью изменения статьи Конституции путем ее отмены или дополнения способами, которые допускает Конституция, за исключением положений, связанных с республиканским строем, правами, свободами и принципом гражданского равенства.
Ст. 189 действующей Конституции гласит: "Президент республики и Народное собрание имеют право требовать изменить одну или несколько статей Конституции. В требовании об изменении необходимо указать статьи, которые нужно изменить, и причины этого изменения. Если требование исходит от Народного собрания, необходимо, чтобы оно было поддержано не менее, чем третью его членов. В большинстве случаев решение об изменении принимается большинством членов Народного собрания. В том случае, если требование отклоняется, оно не может быть повторно рассмотрено в течение года. Если Народное собрание повторно через два месяца одобрит основание изменения двумя третями своих членов, то вопрос об изменении выносится на всенародный референдум. И если референдум одобрит изменения, то они считаются обязательными с даты объявления результатов референдума.
Таким образом, процедура изменений состоит из трех этапов:
· предложение об изменении (вносится президентом республики и третью членов Народного собрания);
· процедура изменения (большинством членов Народного собрания, 2/3 членов для утверждения изменений);
· утверждение изменений (одобрение народом на всеобщем референдуме).
Что касается формы государства, то если формой правления по Конституции 1923 г. являлась наследственная монархия, то Конституции 1956, 1964 гг. и ныне действующая Конституция 1971 г. закрепляют республиканскую форму. Конституция 1956г. придала египетскому государству демократическую форму правления. Конституции 1964 и 1971 гг. к понятию демократическая форма правления добавили определение "социалистическая". Арабская Республика Египет стала государством с социал-демократическим строем, опирающимся на объединение трудящихся сил народа. Было закреплено то, что египетский народ - часть арабской нации, который работает (трудится) для ее объединения (ст. 1 действующей Конституции). Конституции 1956, 1964 гг. указывали, что государственной религией является ислам. Конституция 1923 г. в ст. 12 закрепляла свободу вероисповедания. Однако ни одна из конституций не закрепляла того, что положения исламского шариата являются главным источником права. Это сделала Конституция 1971 г., ст. 2 которой гласит: "Ислам является государственной религией, арабский язык - официальный государственный язык, принципы исламского шариата - главный источник права". Таким образом, шариат, как источник права, лежит в основе других источников (законодательство - обычай - общеправовые принципы - судебная практика). Нужно отметить, что слово "шариат" упоминается в этой статье в широком смысле по отношению, как к конституционному, так и обычному законодательству.
2. Конституционные основы общественного строя
Экономическая основа государства.
Понятие экономического режима государства было впервые введено в Конституцию 1964 г. Ст. 9 Конституции гласит: "Экономическая основа государства - социалистический строй, который запрещает любую форму эксплуатации и заключается в построении социалистического общества, основанного на справедливости". Эти же положения были закреплены и в действующей Конституции (с некоторыми изменениями в формулировке) в ст. 4, которая гласила: "Экономическая основа Арабской Республики Египет - социалистический строй (социализм), основанный на справедливости, препятствующий эксплуатации и направленный на ликвидацию различий между слоями населения". В соответствии с изменениями 1980 г., эта статья была изменена: к понятию "социалистический строй" было добавлено слово "демократический". В настоящее время эта статья подвергается критике со стороны большинства юристов: государство находится на этапе перехода к экономике свободного рынка, согласно экономическому плану государства и специализации.
Политическая основа государства.
Понятие "Арабский социалистический союз" было введено в Конституцию 1964 г. Ст. 4 гласит: "Для осуществления представительской власти народа, защиты завоеваний революции и защиты демократии альянс трудящихся сил: крестьян, рабочих, военнослужащих, интеллигенции и национального предпринимательства - формирует Арабский социалистический союз". Термин "Арабский социалистический союз", как единая политическая организация государства, был повторен в Конституции 1971 г. в ст. 5. Однако после политической реформы 15 мая 1971 г. Арабский социалистический союз распался на несколько организаций и партий по трем направлениям:
· центр представлен Арабской социалистической партией Египта;
В 1977 г. был издан Закон № 40 "О системе политических партий", ст. 30 которого допускала деятельность упомянутых трех политических организаций, существовавших до издания Закона. Закон предусматривал также возможность деятельности других политических партий, число которых на политической арене достигло одиннадцати. Результатом изменений политической системы, увеличения количества партий стало внесение в 1980 г. соответствующих поправок в Конституцию, в том числе и в ст. 5. Теперь эта статья провозглашает то, что политический строй Арабской Республики Египет существует на основе многопартийности, в рамках основ и политических принципов египетского общества, закрепленных в Конституции и в Законе "О системе политических партий". В 1979, 1980 и 1981 гг. в Закон № 40 от 1977 г. вносились существенные поправки, касающиеся организации политических партий.
3. Центральные органы власти3.1 Законодательная власть
Законодательная власть представлена в Египте двумя высшими органами государственной власти - Народным собранием и Консультативным советом (совет-Шура).
Народное собрание. Согласно ст. 36 Конституции 1971 г., Народное собрание представляет законодательную власть, оно определяет генеральную политику государства и общую программу экономического и социального развития страны, утверждает государственный бюджет, а также осуществляет надзор за деятельностью исполнительной власти. Народное собрание избирается непосредственно гражданами, и срок его полномочий, согласно ст. 92 Конституции и ст. 4 Закона "О Народном собрании", пять лет, начиная со дня первого заседания Собрания.
Ст. 87 Конституции Египта 1971 г. определяет число членов Народного собрания: их должно быть не менее 350. А закон № 38 "О Народном собрании" 1972 г. в ст. 1 устанавливает их количество в размере 444 членов, причем не более 10 из них может назначить президент страны. Ст. 1 данного Закона установила также, что не менее половины членов Собрания должны быть представителями рабочих и крестьян. А ст. 2 Закона дает определение крестьянина и рабочего. Там говорится, что крестьянином является тот, чьей единственной профессией является землевладение, это человек, проживающий в деревне, и в его собственность (совместно с женой и детьми) должно входить не более 10 соток земли. В этой же статье дается определение рабочего. Рабочим считается тот, кто занимается физическим или умственным трудом в промышленной, аграрной или управленческой области. К тому же этот человек должен жить в основном за счет дохода от своего труда. Членами Народного собрания могут быть граждане Египта, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым Законом № 38 "О Народном собрании" 1972 г. Эти требования:
· быть египтянином по отцовской линии;
· быть включенным в один из списков избирателей;
· достигнуть тридцатилетнего возраста ко дню выборов;
· уметь читать и писать;
· выполнить армейскую службу или быть освобожденным от службы в соответствии с Законом.
А что касается процедуры выдвижения кандидатов в члены Народного собрания, то лицо, отвечающее вышеуказанным требованиям, вправе выдвинуть свою кандидатуру в письменном виде в администрацию провинции, к которой он относится. Заявление должно быть подано в течение срока, определенного министром внутренних дел, причем этот срок не должен превышать 10 дней с момента объявления даты выдвижения кандидатов. Кандидат должен внести в казну провинции сумму в размере 200 египетских фунтов (кандидат может получить часть указанной суммы после выборов, вторая часть суммы уходит на агитацию и другие расходы, связанные с предвыборной кампанией).
Требования Конституции 1971 г. и Закона № 38 1972 г. о том, что не менее половины членов Народного собрания должны представлять рабочие и крестьяне, сделали процедуру голосования более сложной. Согласно ст. 15, считается избранным кандидат, получивший абсолютное большинство действительных голосов, поданных за него. А если оба кандидата, получившие абсолютное большинство, не являются рабочими или крестьянами, то считается избранным тот, кто получил большинство. Далее проводится повторное голосование для кандидатов от рабочих и крестьян, которые получили относительное большинство, в том же округе. Но если ни один из кандидатов не смог получить абсолютное большинство, то проводится повторное голосование для выборов тех кандидатов, которые получили относительное большинство с условием, чтобы среди них были рабочие и крестьяне. В случае же, если ни один из кандидатов не смог набрать при повторном голосовании абсолютное большинство, объявляется избранным тот, кто получил относительное большинство, но поданных голосов должно быть не менее 20% от числа всех избирателей. В любом случае в каждом округе должен быть избран один представитель из рабочих или крестьян.
Вся эта сложная процедура была придумана законодателем для того, чтобы обеспечить рабочим и крестьянам половину мест в парламенте. Что же касается других кандидатов, то в той же статье (38) говорится, если кандидат, получивший большинство голосов, был из рабочих или крестьян, то этот кандидат считается избранным, даже если получил равное с остальными кандидатами число голосов. А повторное голосование проводится между остальными кандидатами.
Члены Народного собрания обладают традиционным парламентским иммунитетом: они не могут быть арестованы или привлечены к уголовной ответственности за совершение преступления без предварительного согласия Народного собрания (за исключением задержания на месте преступления), а во время парламентских каникул они могут быть задержаны только с разрешения председателя Народного собрания (ст. 99 Конституции). Член Народного собрания обладает также индемнитетом - неответственностью за высказывание своего мнения и выступления, как в работе парламента, так и в его комитетах (ст. 98).
Принятие регламента и организация собственных служб находятся в исключительной компетенции Народного собрания (ст. 104 Конституции). К его компетенции относится охрана порядка внутри парламента, эту задачу Конституция возлагает на председателя парламента (ст. 105). К исключительной компетенции Народного собрания относится также решение вопроса о действительности членства в Народном собрании (ст. 93). Член Народного собрания не может быть лишен членства, за исключением случая нарушения условий, на основании которых был избран, а также утраты принадлежности к рабочим или крестьянам, если от них он был избран. Решение о лишении членства принимается двумя третями голосов Народного собрания (ст. 96). Народное собрание может принять отставку своих членов (ст. 97).
В Народном собрании образуются постоянные и временные комиссии и комитеты, в которых обсуждаются законопроекты. Члены комиссий могут пригласить на свои заседания членов правительства, чтобы получить от них необходимую информацию. Важное место среди временных комиссий занимают так называемые комиссии расследования (о полномочиях этих комиссий и порядке их формирования речь будет идти далее).
Народное собрание Египта осуществляет полномочия трех видов:
1. Законодательные полномочия. Законодательная деятельность Народного собрания является основным направлением его деятельности. Она состоит в принятии законов. Ст. 109 Конституции определяет, что президент республики, и каждый из членов Народного собрания имеет право законодательной инициативы, однако только Народное собрание обладает правом осуждения законопроектов и голосования за них, что является решающим для создания закона. Любой законопроект передается в один из комитетов парламента для его обсуждения и анализа. Что же касается законопроектов, предлагаемых членами парламента, то они могут быть поданы до их передачи в комитет в специальную комиссию, которая должна дать заключение о допустимости рассмотрения данного законопроекта. Кроме того, Конституция (ст. 111) гласит, что и закон, предлагаемый членом парламента, не может быть рассмотрен на той же сессии, на которой был отвергнут. Народное собрание вправе отказаться от рассмотрения законопроекта или его изменений, даже если это противоречит мнению правительства или специального комитета. Таким образом, Народное собрание обладает следующими полномочиями в области законодательной компетенции: внесение поправок в Конституцию; вынесение на обсуждение и принятие законопроектов.
2. Финансовые полномочия. Согласно ст. 114 Основного закона, Народное собрание утверждает генеральную программу экономического и социального развития. Подготовка же обсуждения этой программы определяется законом. Что касается утверждения государственного бюджета, то ст. 115 Конституции определяет, что Народное собрание должно быть ознакомлено с государственным бюджетом за 2 месяца до начала финансового года. Бюджет считается действительным только после утверждения его Народным собранием. Голосование в Народном собрании за бюджет происходит раздельно, и государственный бюджет принимается специальным законом. Эта же ст. 115 определяет, что Народное собрание не вправе вносить изменения в проект бюджета без согласия правительства. Закон определяет также основные нормы защиты общественного имущества и способы его расходования. Среди финансовых полномочий Народного собрания, можно назвать то, что правительство не вправе заключать договоры, требующие расходов из государственной казны, без согласия Народного собрания.
3. Политические полномочия. Среди политических полномочий Народного собрания Египта можно выделить следующие:
· Выдвижение кандидата в президенты республики. Согласно ст. 76 Конституции, Народное собрание предлагает кандидатуру президента для утверждения на референдуме (о процедуре избрания президента речь будет идти ниже).
· Утверждение государственной политики государства. Ст. 132 Конституции говорит о том, что президент республики выступает с речью на открытой сессии Народного собрания, где определяет генеральную политику государства. Он вправе выступить с любым заявлением перед Собранием, которое может обсуждать заявление президента. Народное собрание обсуждает также программу правительства, которая вступает в силу после формирования кабинета правительства (ст. 133 Конституции). Для обсуждения программы в правительстве формируется специальная комиссия. В этой комиссии должны быть представлены партийные фракции и беспартийные члены. Комиссию возглавляет один из заместителей председателя Народного собрания. Комиссия должна дать оценку заявлению главы государства и программе правительства, а также представить специальный доклад по этому вопросу для обсуждения в Народном собрании.
· Утверждение генеральной программы экономического и социального развития. Согласно ст. 114 Конституции, Народное собрание утверждает общую программу экономики и социального развития. Эта программа, способы ее подготовки и представления Народному собранию определяются законом. В 1973 г. был принят Закон № 70 "О подготовке генеральной программы государства и ее исполнении".
· Надзор законодательной власти над исполнительной. Правительство ответственно перед Народным собранием (ст. 126 Конституции). Кроме того, Народное собрание вправе определить ответственность премьер-министра по требованию десяти его членов, решение же принимается Собранием большинством голосов его членов (ст. 127). Народное собрание осуществляет контроль над правительством различными способами. Любой член Народного собрания вправе обращаться с вопросами к председателю правительства или его заместителю, любому из министров или заместителям министров по любому делу, касающемуся их компетенции. Премьер-министр и его заместитель, а также министры и их заместители обязаны ответить на заданный вопрос членов Народного собрания. Вопросы членов Народного собрания не могут быть превращены в допрос, который считается опасным способом парламентского надзора.
Консультативный совет (совет-шура). После реформы 1980 г. в Конституцию была внесена целая глава (седьмая), которая состоит из двух разделов:
1. Совет-шура.
2. Информационная власть. Ст. 194-211.
Ст. 194 гласит: "Совет - шура призван обеспечить защиту принципов революций 1952 и 1971 гг., укрепить национальное единство, социальный мир, защиту единства трудящихся сил народа и социалистических целей, основных элементов общества, всеобщих прав, свобод и обязанностей, развития социалистического демократического строя и расширения его сфер". Мнение совета-шуры распространяется на следующие случаи: 1) предложения по изменению норм Конституции; 2) проект общего плана экономического и социального развития; 3) договоры о мире и сотрудничестве и все международные договоры, связанные с изменением территории государства или затрагивающие суверенитет государства; 4) законопроекты, вносимые президентом республики; 5) все обращения президента республики в Совет по вопросам политики государства (по арабским и иностранным вопросам).
3.2 Исполнительная власть
Президент. Ст. 73 Конституции определяет президента как главу государства, который олицетворяет суверенитет народа, уважение Конституции и верховенство закона, защиту национального единства и социалистических завоеваний. В соответствии со ст. 74, в случае возникновения опасности, угрожающей безопасности страны или национальному единству, либо нарушения функционирования государственных органов, президент вправе предпринять срочные меры, обеспечивающие предотвращение такой угрозы. При этом он должен выступить с заявлением перед народом. Для одобрения этих мер должен быть назначен референдум в течение 60 дней с момента их введения. В отношениях с законодательной властью президент определяет генеральную политику государства. В выступлении на первом заседании Народного собрания он вправе также делать любое заявление перед Народным собранием (ст. 132). Президент республики при необходимости может созвать Народное собрание на внеочередное заседание и объявить закрытие внеочередного заседания (ст. 102). Что касается сессионной работы, то президент должен пригласить Народное собрание на первое ежегодное заседание до второго четверга ноября. Народное собрание должно собраться в назначенный выше срок, даже в случае отсутствия приглашения президента (ст. 103). Президента имеет право назначить не более 10 членов парламента.
Одним из наиболее важных полномочий президента в отношениях с парламентом является его право принимать решения, обладающие силой закона, в случае отсутствия Народного собрания. При этом президент должен ознакомить Народное собрание с этими решениями в течение 15 дней с момента их принятия или на первом заседании парламента (в случае роспуска или приостановки его заседаний (ст. 147)).
Ст. 148 Конституции устанавливает, что президент объявляет чрезвычайное положение в соответствии с законом и должен проинформировать об этом Народное собрание в течение 15 дней. В случае же роспуска парламента президент должен объявить об этом новому Народному собранию на первом его заседании. Срок чрезвычайного положения должен быть ограничен, его продление должно быть согласовано с парламентом. Президент обладает также правом помилования. Амнистия может быть объявлена только законом. Президент является главнокомандующим вооруженных сил (ст. 150). Он объявляет войну с согласия Народного собрания.
Полномочия президента в сфере внешней политики определены в ст. 151 Конституции. Он заключает международные договоры и должен их представить Народному собранию с необходимыми объяснениями. Договоры обладают силой закона после их опубликования. Все договоры, касающиеся мира, торговли, мореплавания, союзнические, а также те, которые требуют изменения территории государства, или те, которые касаются государственного суверенитета либо требующие расходов, не предусмотренных в бюджете, должны заключаться с согласия Народного собрания.
Правительство. Конституция в ст. 153 определяет правительство как исполнительный высший и административный орган государства. Оно состоит из председателя Совета министров и его заместителей, а также министров и их заместителей. Эта же статья возлагает на председателя правительства задачу наблюдения за работой правительства. Ст. 134 Конституции указывает, что министром либо заместителем министра может быть гражданин Египта, достигший 35-летнего возраста (как минимум), обладающий всеми гражданскими и политическими правами.
В функции правительства входит:
· определение (совместно с президентом) генеральной политики государства и наблюдение за ее исполнением в соответствии с законами и республиканскими решениями;
· направление работы министерств и ведомств, а также различных учреждений, которые непосредственно относятся к правительству;
· принятие административных и исполнительных постановлений в соответствии с законами и наблюдение за их выполнением;
· разработка законопроектов и постановлений;
· разработка государственного бюджета;
· разработка генерального плана государства;
· определение займов в соответствии с положением Конституции;
· обеспечение исполнения законов и государственной безопасности, а также защита прав граждан и интересов государств а (ст. 156).
Конституция закрепляет, что министр как руководитель своего министерства определяет и реализует его политику в рамках общегосударственной политики (ст. 157). Конституция в ст. 158 запрещает министру заниматься торговой, промышленной, финансовой деятельностью, а также куплей-продажей и арендой или обменом государственного имущества.
Вопрос об ответственности правительства подробно регламентируется в Конституции Египта. Однако если Конституция (ст. 126-128) устанавливает упрощенный порядок привлечения отдельного министра к ответственности (индивидуальная ответственность), то для солидарной ответственности требуется более усложненная процедура. Так ст. 127 предусматривает то, что Народное собрание вправе определить ответственность председателя Совета министров по просьбе десяти членов Собрания. Решение об ответственности принимается большинством голосов членов Народного собрания. Но такое решение может быть принято только после трех дней со дня представления просьбы и после допроса членов правительства. В десятидневный срок Народное собрание должно предоставить президенту в письменном виде свое решение. Президент, в свою очередь, вправе вернуть решение обратно в течение десяти дней, а при повторном решении президент вправе обратиться к народу путем проведения референдума, который должен быть осуществлен в течение 30 дней, начиная со дня последнего решения Собрания. Если решение референдума будет в поддержку правительства, то Народное собрание должно быть распущено, в противном случае президент принимает отставку правительства.
За преступления, связанные с должностным положением, министр может быть предан суду на основании решения президента и Народного собрания. Решение Народного собрания об обвинении министра может приниматься по предложению не менее пяти членов Собрания. Решение же о предъявленном обвинении принимается 2/3 голосов членов Собрания (ст. 159). Обвиняемый министр отстраняется от работы до решения суда. Положения этой статьи распространяются также на заместителей министров.
3.3 Судебная система
Судебная власть в Египте независима и имеет собственный бюджет. Правосудие в АРЕ осуществляется различными судебными органами, в частности к ним относятся: Государственный совет, Высший конституционный суд Египта, суды государственной безопасности и т.д. Правовой статус судебных органов урегулирован в ст. 165-173 действующей Конституции Египта, а также Законом "О судебной власти".
Деятельность всех судов курирует Высший совет, который возглавляет президент республики. Задача этого Совета состоит в том, что он отвечает на запросы, касающиеся деятельности органов правосудия. Однако контроль за соответствием законов и других нормативно-правовых актов, а также их юридическое толкование принадлежит только Высшему конституционному суду.
Впервые Конституционный суд был закреплен как институт в действующей Конституции 1971 г. В разд. 5 гл. 5 ст. 174-178 была установлена и его компетенция: 1) судебный контроль за конституционностью законов и указов; 2) толкование правовых норм в соответствии с духом закона. Постановления Конституционного суда должны быть опубликованы в официальной газете (ст. 178 Конституции). Деятельность Высшего конституционного суда регламентируется Законом № 48 1979 г. "О Высшем конституционном суде". Высший конституционный суд Египта является правопреемником Верховного суда Египта, члены которого, а также весь его вспомогательный персонал преобразовались в Высший конституционный суд на основании ст. 7 Закона № 48 1979 г. Членами Высшего конституционного суда могут быть: а) члены Верховного суда; б) члены органов правосудия, проработавшие на должности советника не менее 5 лет; в) преподаватели юридических вузов (бывшие и настоящие), проработавшие не менее 8 лет; г) адвокаты, работавшие в Высшем административном и Апелляционном судах не менее 10 лет.
Председатель суда назначается президентом республики, а каждый член суда назначается президентом из числа двух кандидатур. Одна из них выдвигается Генеральной ассамблеей суда, а вторая - председателем суда. 2/3 членов суда должны быть представителями органов правосудия. А что касается состава суда, то ст. 7 Закона "О Конституционном суде" гласит, что Генеральная ассамблея состоит из всех членов суда. В полномочия Генеральной ассамблеи входят рассмотрение вопросов, касающихся внутреннего распорядка работы суда, а также распределение функций между членами суда. Кроме того, Генеральная ассамблея вправе передать своему председателю или комиссии из его членов часть своих полномочий.
Генеральная ассамблея созывается по предложению председателя суда или по требованию 1/3 его членов. Заседание считается действительным в случае присутствия большинства его членов, а решение принимается абсолютным большинством присутствующих на заседании членов. Для решения неотложных дел, во время каникул Суда, решением Генеральной ассамблеи формируется комиссия "временных дел" в составе председателя Генеральной ассамблеи и не менее двух ее членов. Что касается правового положения членов Конституционного суда и их полномочий, то ст. 11 Закона "О Конституционном суде" гласит, что члены суда не могут быть освобождены от должности или переведены на другую работу без их согласия. Члены суда могут быть командированы в международные организации или иностранные государства только для выполнения работы юридического характера. Ст. 25 Закона "О Конституционном суде" предусматривает специализацию Высшего конституционного суда по следующим делам:
· контроль за конституционностью законов и других нормативных актов;
· решение о предметах ведения путем определения уполномоченной стороны среди органов правосудия.;
· разрешение разногласий, возникающих в результате исполнения двух противоположных органов правосудия.
В компетенцию Высшего конституционного суда входит также толкование законов, принятых законодательной властью, а также указов президента, изданных на основании Конституции в случае возникновения противоречий в течение их исполнения. Высший конституционный суд вправе считать неконституционным любой закон или указ, представленный ему и имеющий отношение к разбираемому делу. Высший конституционный суд осуществляет верховный судебный надзор за точным и единообразным применением законов всеми судами.
В ст. 172 действующей Конституции впервые был упомянут Государственный совет как независимый судебный орган, предназначенный для разрешения административных и дисциплинарных споров. Этой нормой египетская Конституция решила проблему компетенции Государственного совета как общего суда по административным спорам. Однако законодатель допускал возможность рассмотрения некоторых категорий административных споров другими судебными органами (например: социальной комиссией Вооруженных сил по должностным спорам, советами по дисциплине в полиции, Академией наук).
3.4 Информационная власть
Все египетские конституции закрепляли свободу мнения, которая выражалась в том, что человек может выражать свои идеи устно, письменно либо с использованием иных источников в рамках закона. Также они закрепляют свободу прессы в рамках закона (ст. 15 Конституции 1923 г., ст. 45 Конституции 1956 г., ст. 36 Конституции 1964 г., ст. 48 Конституции 1971 г.).
При внесении в 1980 г. изменений в Конституцию была введена отдельная специальная глава под названием "Информационная власть" (разд. 2, гл. 7, ст. 206-211). Возвращаясь к этим статьям можно отметить, что законодатель наделил средства массовой информации (СМИ) качеством власти. По Конституции СМИ считаются одной из властей в государстве, которой гарантируется свобода и подтверждается ее независимость. С точки зрения конституционного права, считать СМИ одной из властей государства нельзя, так как традиционно к ним относят три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную. Безусловно, что каждая из ветвей осуществляет часть суверенитета или общей власти. И нельзя относить СМИ к государственным органам, осуществляющим общую власть, решения которых имеют обязательную силу. И, наверное, поэтому Конституционная комиссия по изменениям приняла это во внимание и назвала СМИ не государственной властью, а властью народной. Ст. 206 Конституции (после изменений) закрепила, что СМИ - независимая народная власть, которая осуществляет свою миссию в строгом соответствии с Конституцией и законом. Все властные структуры, организации и граждане обязаны всячески содействовать этой власти при осуществлении ее деятельности. Как видно, эта статья содержит ссылку на закон, который регулировал бы соответствующие положения, но пока такого закона нет. Статьи, которыми была дополнена Конституция во 2-й главе 7-го раздела под названием "Информационная власть", не достигли своей цели, так как не были созданы институты, которые регулировали бы свободу СМИ. Эти статьи не изменили ст. 87, 88 Конституции в определении свободы и выражения мнения, свободы прессы, печати и подчиненности их закону.
Заключение
Египет -- республика с социал-демократическим строем, опирающимся на объединение трудящихся сил народа, с 1971 входящая в состав Федерации Арабских Республик. Действующая конституция одобрена на референдуме, состоявшемся 11 сентября 1971, проект которой был подготовлен народными представителями - депутатами (как в Народном собрании, так и в Социалистическом союзе). Глава государства -- президент, избираемый населением на 6 лет (с правом переизбрания на следующий срок). Президент определяет общую политику государства, назначает председателя правительства (Совета Министров), его заместителей и членов правительства, назначает и смещает должностных лиц (гражданских и военных), а также дипломатических представителей, издаёт декреты и постановления, объявляет чрезвычайное положение и состояние войны, имеет право помилования, заключает и ратифицирует международные договоры и т. д., является верховным главнокомандующим вооруженными силами. Учрежден Совет национальной обороны во главе с президентом.
Высший орган законодательной власти -- однопалатное Народное собрание; состоит не менее чем из 350 депутатов, избираемых населением сроком на 5 лет (10 депутатов могут быть назначены президентом). Избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 21 года. Народное собрание утверждает генеральный план социально-экономического развития Египта, государственный бюджет, принимает законы по важнейшим экономическим и политическим вопросам.
Совет Министров осуществляет исполнительную власть совместно с президентом. Мухафазы возглавляются губернаторами, назначаемыми центральной властью. Местные органы управления -- народные советы мухафаз, городов и деревень.
Основным источником законодательства конституция объявляет принципы мусульманского права. Судебную систему образуют суды 1-й и 2-й инстанций (центральные и местные), предусматривается создание специальных судов (например, трибуналов государственной безопасности). Образуется Государственный совет -- судебный орган по рассмотрению административных споров и дисциплинарных исков. Верховный конституционный суд осуществляет надзор за конституционностью законов и толкование законодательных норм. Ответственность за принятие мер, обеспечивающих права граждан, соблюдение законов, безопасность общества и целостность политического строя, несёт прокурор.
Список источников и литературы
I НПА
1. Конституция Арабской Республики Египет 1956 г.
2. Конституция Арабской Республики Египет 1971 г.
3. Закон №73 от 1956г. "Об осуществлении политических прав" .
4. Закон № 38 от 1972 г. "О Народном собрании".
5. Закон № 40 от 1977 г. "О системе политических партий".
6. Закон №48 от 1979 г. "О Высшем конституционном суде".
7. Закон № 120 "О совете-шуре".
II Учебная и научная литература
1. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. / Под общ. ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Норма-ИНФРА- М, 2000. - 832 С.
2. Арабская Республика Египет. Справочник / Отв. Ред. А. М. Васильев. М., 1990 279С.
3. Сапронова М.А. Государственный строй и конституции арабских республик. М.,2003, 236С.
4. Сапронова М.А. Арабский Восток: власть и конституции. М., 2001, 175С.
5. Хачим Ф.И. Конституционное право стран Ближнего Востока. М.: "РУДН" - 2001, 138 С.
6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учеб. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Юристъ, 2000. - 600 С.