Рефераты

Основы правоведения

Основы правоведения

Содержание

Раздел 1. Практика в органах внутренних дел

1.1 Правоохранительные органы, их структура

1.2 Возбуждение уголовного дела

1.3 Дознание

1.4 Предварительное расследование

Раздел 2. Практика в кадровом подразделении организации

2.1 Нормативные документы, регламентирующие организацию работы кадрового подразделения

2.2 Прием на работу

2.3 Аттестация работников

2.4 Заработная плата

2.5 Рабочее время и время отдыха. Трудовая дисциплина

2.6 Перевод на другую работу. Увольнение

2.7 Организация работы кадрового подразделения при подготовке документов по назначению пенсий и пособий

Раздел 1. Практика в органах внутренних дел

1.1 Правоохранительные органы, их структура

Признаками правоохранительного органа являются:

1. правовая регламентация его статуса и деятельности;

2. стоящие перед ним задачи - защита (охрана, обеспечение) прав, свобод и законных интересов физических, юридических лиц, государства в целом, субъектов РФ, муниципальных образований, обеспечение безопасности, законности и (или) правопорядка, борьба с преступностью;

3. наличие в его распоряжении средств (предусмотренных законом полномочий), позволяющих решать указанные задачи.

Таким образом, правоохранительный орган - это учреждение, а в некоторых случаях - должностное или иное лицо (например, суды, следователь, оказывающий юридическую помощь гражданин), которое согласно закону обязано и вправе защищать права, свободы, законные интересы физических (юридических) лиц, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государства в целом и (или) обеспечивать законность и правопорядок.

К числу правоохранительных органов принято относить:

1. Конституционный Суд РФ;

2. конституционные, уставные суды субъектов РФ;

3. суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, окружные, областные, городские (в городах Москве, Санкт-Петербурге) суды, суды автономных округов и автономной области, районные и городские суды, мировые судьи);

4. арбитражные суды (Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды), арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ);

5. органы прокуратуры (Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, районные, городские прокуратуры, военные прокуратуры, прокуратуры на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, иные специализированные прокуратуры);

6. Международный коммерческий арбитражный суд;

7. Морскую арбитражную комиссию при Торгово-промышленной палате РФ;

8. третейские суды для разрешения экономических споров;

9. Министерство юстиции РФ;

10. Судебный департамент при Верховном Суде РФ;

11. следствия (следователей органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, прокуратуры и федеральных органов налоговой полиции);

12. начальников следственных отделов (органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности РФ, прокуратуры и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ);

13. органы дознания (органы внутренних дел, органы Федеральной службы безопасности РФ, пограничные органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенные органы РФ, органы Службы внешней разведки РФ, органы Министерства юстиции РФ, органы Государственной противопожарной службы РФ, Главный судебный пристав РФ; Главный военный судебный пристав; главные судебные приставы субъектов РФ, их заместители; старшие судебные приставы; старшие военные судебные приставы; старшие судебные приставы Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ; командиры воинских частей, соединений; начальники военных учреждений или гарнизонов; капитаны морских судов; руководители геологоразведочных партий и зимовок; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации);

14. нотариат;

15. адвокатуру (Федеральная палата адвокатов РФ, адвокатские палаты, адвокатские образования первого звена);

16. некоторые иные правоохранительные органы.

1.2 Возбуждение уголовного дела

При наличии повода и основания, предусмотренных статьей 140 УПК РФ орган дознания, дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление.

В постановлении о возбуждении уголовного дела указываются:

1. дата, время и место его вынесения;

2. кем оно вынесено;

3. повод и основание для возбуждения уголовного дела;

4. пункт, часть, статья Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которых возбуждается уголовное дело.

Если уголовное дело направляется прокурору для определения подследственности, то об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела делается соответствующая отметка.

Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении, а в случае производства отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы), - соответствующие протоколы и постановления. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток. О решении прокурора следователь, дознаватель в тот же день уведомляет заявителя, а также лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. При возбуждении уголовного дела капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, главами дипломатических представительств или консульских учреждений

Российской Федерации прокурор незамедлительно уведомляется указанными лицами о начатом расследовании. В данном случае постановление о возбуждении уголовного дела и материалы передаются прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности.

В качестве обязательных условий для возбуждения уголовного дела устанавливает наличие повода и основания. О поводах и основании к возбуждению уголовного дела (ст. 140 УПК РФ).

Дознаватель или следователь с согласия прокурора, а также прокурор в пределах своей компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносят соответствующее постановление.

Постановление о возбуждении уголовного дела составляется по форме, предусмотренной приложениями 12, 13 и 14 к ст. 476 УПК РФ. Приложение 12 применяется в случае возбуждения уголовного дела прокурором, приложение 13 - при возбуждении уголовного дела и принятии его к производству следователем или дознавателем, а приложение 14 - при возбуждении уголовного дела и принятии его к производству органом дознания при производстве неотложных следственных действий в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ.

Необходимо обратить внимание на то, что уголовное дело должно быть возбуждено по признакам преступления, предусмотренного соответствующим пунктом, частью, статьей УК РФ. Квалификация преступления в постановлении о возбуждении уголовного дела дается исходя из признаков преступления, установленного по результатам рассмотрения сообщения о преступлении. Эта квалификация может не совпадать с квалификацией преступления в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого. Но в том случае, когда дается юридическая квалификация одного и того же деяния, повторное возбуждение уголовного дела не требуется.

Постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Под термином "незамедлительно", как представляется, следует понимать "насколько возможно скорее, но не позднее окончания текущих суток". В случае же, когда подозреваемый доставлен в орган дознания, к следователю или к прокурору, постановление о возбуждении уголовного дела должно быть вынесено и направлено прокурору в срок не более трех часов, так как в соответствии с ч. 1 ст. 92 УПК РФ в этот срок должен быть составлен протокол задержания. Задержание без возбуждения уголовного дела не допускается.

К постановлению прилагаются материалы проверки сообщения о преступлении. Если до возбуждения уголовного дела проводились осмотр места происшествия, освидетельствование или была назначена экспертиза, к постановлению о возбуждении уголовного дела прилагаются также соответствующие постановления и протоколы. При осуществлении документальных проверок или ревизий материалы проверки должны содержать соответствующие акты.

Прокурор незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела. Он также вправе вынести постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки. Форма постановления прокурора об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела приведена в приложении 21 к ст. 476 УПК РФ. Незамедлительность принятия прокурором решения требует соответствующих организационных мер. Так, п. 2.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 20 февраля 2002 г. "Об организации исполнения Федерального закона "О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства" определено, что в нерабочее время (включая выходные и праздничные дни) должно устанавливаться дежурство прокуроров и их заместителей.

Право давать согласие на возбуждение уголовного дела или отказывать в даче такого согласия предоставлено прокурору района, города, их заместителям, приравненным к ним прокурорам и вышестоящим прокурорам.

Уголовное дело считается возбужденным с момента, когда прокурором дано согласие на возбуждение уголовного дела. Срок предварительного расследования исчисляется с даты, указанной в постановлении о возбуждении уголовного дела следователем (дознавателем).

Дополнительная проверка может быть установлена прокурором на срок, не превышающий пяти суток.

Обязанность уведомить заявителя о принятом прокурором решении возложена на следователя или дознавателя, вынесших постановление о возбуждении уголовного дела. Уведомление должно быть направлено в тот же день, о чем делается отметка в постановлении о возбуждении уголовного дела или в постановлении об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела.

Если следователем или дознавателем вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, относящегося в соответствии со ст. 151 УПК РФ к его подследственности, в этом же постановлении содержится и решение о принятии уголовного дела к своему производству.

Если возбуждено уголовное дело, подследственность которого в соответствии с правилами ст. 151 УПК РФ должна быть определена прокурором, об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела. Прокурор, дав согласие на возбуждение уголовного дела, поручает расследование преступления тому или иному органу предварительного расследования.

Исключение из общего правила о незамедлительном направлении прокурору постановления о возбуждении уголовного дела сделано для случаев, когда уголовные дела возбуждены капитанами морских или речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителями геологоразведочных партий или зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, а также главами дипломатических представительств или консульских учреждений Российской Федерации. Они обязаны незамедлительно уведомить прокурора о начатом расследовании с помощью имеющихся в их распоряжении средств связи. Постановление о возбуждении уголовного дела и материалы расследования передаются прокурору в данных случаях незамедлительно при появлении для этого - реальной возможности.

Уголовные дела о преступлениях, указанных в ч.З ст.20 УПК РФ, возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего. В таком порядке возбуждаются уголовные дела о преступлениях, предусмотренных ч. 1 ст. 131, ч. 1 ст. 132, ч. 1 ст. 136,4. 1 ст. 137,4. 1ст. 138,ч. 1 ст. 139, ст. 145, ч. 1 ст. 146, ч. 1 ст. 147 УК РФ. Вместе с тем в отличие от дел частного обвинения уголовные дела частно - публичного обвинения не подлежат в дальнейшем прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Производство по таким делам ведется в общем порядке. Это обстоятельство необходимо разъяснять заявителям.

В заявлении потерпевшего должен быть указан не только факт совершения в отношении него деяния, содержащего признаки преступления. Кроме этого, должно быть совершенно определенно указано, что потерпевший выражает просьбу возбудить уголовное дело.

Прокурор вправе возбудить уголовное дело частно - публичного обвинения и при отсутствии заявления потерпевшего в случаях, когда последний в силу беспомощного состояния или по иным причинам не может защищать самостоятельно свои права и законные интересы. Возбудив уголовное дело, прокурор поручает производство расследования по нему следователю или дознавателю.

При отсутствии основания к возбуждению уголовного дела прокурор, следователь или дознаватель выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отсутствием основания к возбуждению уголовного дела следует считать отсутствие достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Отказ в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия в деянии состава преступления на основании п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ допускается лишь в отношении конкретного лица. Отказ в возбуждении уголовного дела ввиду отсутствия события преступления (п.1 ч.1 ст.24 УПК РФ) допускается также и в случае, когда лицо неизвестно.

Если отказано в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, в котором было указано на совершение преступного деяния, конкретным лицом, то прокурор, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении заявителя, направившего ложное сообщение, по признакам преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ.

Если о совершенном деянии было сообщено СМИ, а в результате проверки этого сообщения в возбуждении уголовного дела было отказано, то информация об отказе в возбуждении уголовного дела подлежит обязательному опубликованию. Представляется, что такая информация должна быть распространена в тех же изданиях и передачах, в которых ранее было распространено сообщение о преступлении.

Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела должна быть в течение 24 часов с момента его вынесения направлена заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются право обжалования постановления прокурору или в суд и порядок такого обжалования. Прокурору следует направлять не только копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела, но и все материалы проверки сообщения о преступлении. Это будет соответствовать полномочиям прокурора проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

Рассмотрение жалобы на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела осуществляется по правилам, предусмотренным ст. ст. 124 и 125 УПК РФ. Возможность обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела не только прокурору, но и в суд была ранее подтверждена Постановлением Конституционного Суда РФ от 29 апреля 1998г.

Указанный срок, в течение которого прокурор вправе при рассмотрении жалобы отменить постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, следует рассматривать как сокращенный срок рассмотрения жалобы в сравнении со сроком, установленным ст. 124 УПК РФ.

Отменив постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, прокурор возбуждает уголовное дело в порядке, предусмотренном ст. 146 УПК РФ, или возвращает материалы для дополнительной проверки.

Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит об этом постановление в соответствии со ст. 125 УПК РФ. Постановление направляется прокурору, который принимает решение о возбуждении уголовного дела. О принятом решении судья и прокурор уведомляют заявителя в письменной форме.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела прокурор направляет дело для производства предварительного расследования органу дознания, органу предварительного следствия или нижестоящему прокурору. В соответствии с п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ прокурор также вправе принять возбужденное уголовное дело к своему производству.

Следователь, вынесший постановление о возбуждении уголовного дела, после дачи прокурором согласия на возбуждение уголовного дела приступает к производству предварительного следствия.

Орган дознания после дачи согласия прокурором на возбуждение уголовного дела производит неотложные следственные действия в соответствии со ст. 157 УПК РФ. В случаях возбуждения уголовных дел по признакам преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, производится дознание по правилам, установленным гл. 32 УПК РФ.

Прокурор в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ вправе дать письменное указание о производстве дознания по уголовным делам об иных преступлениях небольшой и средней тяжести.

1.3 Дознание

К органам дознания относятся:

1. органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

2. Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

3. командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов;

4. органы Государственной противопожарной службы,

На органы дознания возлагаются:

1. дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;

2. выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

ь капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

ь руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, -по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

ь глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Органы внутренних дел образуют систему, возглавляемую МВД РФ, в которую входят министерства внутренних дел республик, главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах и т.д. (см. ст. 2 Положения о Министерстве внутренних дел РФ от 18 июля 1996 г., в последующих редакциях).

Под органами внутренних дел в качестве органа дознания прежде всего подразумевается милиция, являющаяся составной частью МВД РФ. Милиция подразделяется на криминальную милицию и милицию общественной безопасности.

В Законе РФ от 18 апреля 1991 г. (в последующих редакциях) "О милиции" прямо предусматривается, что криминальная милиция и милиция общественной безопасности являются самостоятельными органами дознания (ст. ст. 8 - 9).

Совместным письмом Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ от 9 сентября 1993 г. N 1/3986 и N 25/15-1-1993 "О процессуальных полномочиях руководителей органов внутренних дел" обладателями полномочий органа дознания в органах внутренних дел были признаны только начальники криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также территориальных и линейных отделов (отделений) милиции и их заместители. Прямое упоминание в комментируемой статье собственно органов внутренних дел в числе органов дознания позволяет в настоящее время отнести к субъектам прав и обязанностей органа дознания наряду с начальниками милиции также и руководителей органов внутренних дел различного уровня и их заместителей.

Наряду, с органами внутренних дел к органам исполнительной власти, наделенным полномочиями по осуществлению ОРД, относятся также органы федеральной службы безопасности, федеральные органы государственной охраны, таможенные органы Российской Федерации, Служба внешней разведки РФ, Министерство юстиции РФ, а также органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 13 ФЗ от 12 августа 1995 г. (в последующих редакциях) "Об оперативно-розыскной деятельности").

Включение всех перечисленных органов в число органов дознания представляется проблематичным и способным вызвать неоднозначное формирование практики использования некоторыми из них, в частности, федеральными органами государственной охраны и Службой внешней разведки, предоставленных им процессуальных полномочий. Кроме того, отнесение указанных органов к органам дознания только по признаку обладания ими полномочий на проведение ОРМ лишено достаточных оснований, поскольку уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность являются совершенно разными, хотя и тесно взаимосвязанными сферами государственной деятельности.

Ответы на указанные вопросы и соответствующие разъяснения, очевидно, следует искать в подзаконных нормативных актах, если не будут внесены необходимые изменения и дополнения в УПК РФ.

Если в законе в качестве органа дознания указывается не конкретное должностное лицо, а государственный орган, то обычно подразумевается, что в отношениях с иными участниками уголовного процесса соответствующий орган выступает в лице его руководителя.

Подробное перечисление в действующем УПК РФ представителей службы судебных приставов, уполномоченных выступать в качестве органа дознания, дает основания полагать, что их круг определяется законом исчерпывающим образом.

Органы дознания полностью производят расследование в форме дознания, когда по уголовному делу не требуется проведение предварительного следствия. Закон относит производство дознания к компетенции лишь органов внутренних дел Российской Федерации, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, таможенных органов Российской Федерации, органов Государственной противопожарной службы, конкретно определяя перечень подследственных им категорий уголовных дел.

Все органы дознания уполномочены производить неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым предварительное следствие законом признано обязательным, с условием безотлагательной передачи уголовного дела после выполнения неотложных следственных действий соответствующему следователю.

Дознавателем является должностное лицо органа дознания, правомочное осуществлять предварительное расследование в форме дознания (п. 7 ст. 5 УПК РФ). Работники или служащие органа дознания уполномочиваются производить дознание в связи с решением руководителя органа дознания о назначении их дознавателями.

Запрет на проведение одним и тем же лицом дознания и ОРМ объясняется тем, что возможно негативное влияние полученной оперативно-розыскной информации, не обладающей достаточной достоверностью, на процессуальные решения данного лица по уголовному делу. При необходимости проведения по уголовному делу, находящемуся в производстве дознавателя, ОРМ дознаватель должен обратиться к руководителю органа дознания с предложением поручить проведение необходимой оперативной работы сотрудникам подразделений, осуществляющих ОРД.

Дознание проводится под постоянным контролем руководителя органа дознания, который вправе требовать от дознавателя отчета о проделанной им по уголовному делу работе. Начальник органа дознания оценивает итоги дознания и утверждает обвинительный акт, составляемый дознавателем по окончании дознания (ст. 225 УПК РФ).

Дознаватель не обладает процессуальной самостоятельностью, характерной для следователя, и обязан неукоснительно выполнять все данные ему в письменной форме указания начальника органа дознания и прокурора по уголовному делу, находящемуся в его производстве. Однако он вправе обжаловать эти указания.

1.4 Предварительное расследование

Предварительное расследование - понятие собирательное. Оно охватывает две формы предварительного досудебного производства - дознание, осуществляемое дознавателями, и предварительное следствие, осуществляемое:

1. следователями прокуратуры;

2. следователями органов федеральной службы безопасности;

3. следователями органов внутренних дел Российской Федерации;

4. следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Закон определяет дознание как форму предварительного расследования, осуществляемого дознавателем по уголовному делу, по которому предварительное следствие не обязательно (п. 8 ст. 5 УПК РФ). Орган дознания (дознаватель) осуществляет свою деятельность в двух формах - путем производства неотложных следственных действий по делам, по которым обязательно предварительное следствие (ст. 38 УПК РФ), и посредством полного расследования по делам, не требующим предварительного следствия, т.е. дознания (гл. 32 УПК РФ). Первая из форм дознанием не именуется, а представляет собой специфическую деятельность, предшествующую предварительному следствию.

В первом случае деятельность органа дознания (дознавателя) представляет собой первоначальный этап расследования ("по горячим следам") и имеет целью проведение неотложных следственных действий для установления и закрепления следов преступления с последующей передачей уголовного дела прокурору. Срок такой деятельности - 10 дней.

Во втором случае дознание представляет собой упрощенное предварительное расследование. Оно отличается от предварительного следствия:

ь по субъекту проведения;

ь по срокам (срок дознания - 20 дней, а при продлении прокурором -30 дней);

ь по процессуальной форме (дознание может быть окончено путем составления обвинительного акта, а не обвинительного заключения);

ь по степени процессуальной самостоятельности (обжалование дознавателем указаний прокурора не приостанавливает их исполнения).

Закон предусматривает проведение дознания по широкому кругу уголовных дел о преступлениях небольшой и средней тяжести. К предметной, т.е. определяемой квалификацией деяния, подследственности органов дознания отнесены статьи УК РФ, которые охватывают множество составов преступлений (о посягательстве на личность, здоровье граждан, общественный порядок, экологию, порядок осуществления правосудия, собственность, экономику, порядок управления и др.). Максимальная мера наказания по уголовным делам, подследственным органам дознания, - пять лет лишения свободы. Особенностью подследственности является то, что дознание ведется только по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц.

Однако неясно, кто будет расследовать уголовные дела о преступлениях, относящихся к предметной подследственности органов дознания, если лицо, совершившее деяние, неизвестно (например, дела о кражах, мошенничестве, грабеже без отягчающих обстоятельств и т.д.). Представляется, что этот вопрос должен быть урегулирован законодателем.

В подследственность органов дознания и дела частного обвинения (ст. ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129, ст. 130 УК РФ). При этом следует иметь в виду, что закон (ч. 1 ст. 318 УПК РФ) устанавливает, что такие уголовные дела возбуждаются путем подачи заявления потерпевшим или его законным представителем мировому судье, по общему правилу не требуют предварительного расследования и непосредственно после возбуждения рассматриваются мировым судьей. Однако надо учесть, что согласно ч. 3 ст. 318 УПК РФ прокурор при определенных обстоятельствах вправе возбудить уголовное дело частного обвинения и направить его для производства предварительного расследования, которое будет осуществляться в форме дознания.

Помимо уголовных дел, непосредственно составляющих подследственность органа дознания, прокурор вправе передать ему для проведения расследования и другие уголовные дела о преступлениях небольшой и средней тяжести (по общему правилу входящие в подследственность следователей), если по характеру этих дел их расследование не представляется сложным.

Большинство преступлений, подследственных органам дознания, расследуется дознавателями органов внутренних дел Российской Федерации. Дознавателями пограничных органов федеральной службы безопасности - некоторые преступления, связанные с несением пограничной службы, дознавателями службы судебных приставов - некоторые преступления против правосудия, дознавателями таможенных органов - простая контрабанда и уклонение от таможенных платежей, а дознавателями органов Государственной противопожарной службы - криминальные возгорания (ч. 3 ст. 151 УПК РФ).

Дознание также осуществляют следователи прокуратуры - по уголовным делам о преступлениях, указанных в ч. 3 комментируемой статьи, если они были совершены лицами, указанными в подп. "б" и "в" п. 1 ч. 2 статьи 151.

По письменному указанию прокурора уголовные дела о преступлениях могут быть переданы для производства предварительного следствия. Это следует признать целесообразным в тех случаях, когда по уголовному делу, расследуемому в форме дознания, выявится большое количество соучастников, появятся иные сложности в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию, и т.п. Поэтому прокурор вправе передать уголовное дело следователю, не дожидаясь окончания срока дознания. Кроме того, следует иметь в виду, что когда уголовное дело "автоматически" передается прокурором следователю при истечении предельных сроков дознания, установленных в ч. 3 ст. 223 УПК РФ (т.е. 30 суток).

Подследственность, т.е. свойства уголовного дела, в соответствии с которыми расследование по нему производится различными органами расследования, подразделяется на предметную (родовую), местную (территориальную), альтернативную (смешанную) и персональную.

Предметная (родовая) подследственность следователей прокуратуры распространяется на уголовные дела о наиболее опасных преступлениях: убийствах и других посягательствах на личность, изнасилованиях, терроризме, бандитизме, массовых беспорядках, пиратстве. К подследственности следователей прокуратуры относятся также дела об экологических, должностных, воинских преступлениях, преступлениях против правосудия и некоторые другие, расследование которых представляет существенную сложность.

Значительная часть преступлений отнесена к предметной подследственности следователей органов внутренних дел Российской Федерации. Это уголовные дела о преступных посягательствах на здоровье граждан, их половую неприкосновенность, преступлениях против собственности, преступлениях в сфере экономической деятельности, части преступлений против общественной безопасности, здоровья населения, общественной нравственности и ряд других.

Предметную последовательность следователей органов федеральной службы безопасности образуют уголовные дела о контрабанде при отягчающих обстоятельствах, незаконном экспорте технологий, информации и услуг при создании оружия массового поражения, а также о терроризме, организации незаконных вооруженных формирований, угоне воздушных и иных транспортных средств, преступлениях против основ конституционного строя и безопасности государства и некоторых других.

Местная (территориальная) подследственность определяется местом совершения или окончания преступления: район, область, республика в составе Российской Федерации и др.. Следует учесть, что в пределах местной подследственности предварительное следствие может производиться следователями различных уровней - районного, областного (краевого и др.), федерального. УПК РФ не содержит правил распределения дел между следователями разных уровней. Этот вопрос, в зависимости от особенностей расследуемого дела, разрешается руководителями соответствующих ведомств (следственных управлений в органах прокуратуры и органах внутренних дел).

Альтернативная (смешанная) подследственность - это подследственность уголовных дел об одних и тех же преступлениях следователям различных ведомств. Проблема определения альтернативной подследственности возникает в связи с тем, что уголовные дела о некоторых преступлениях по правилам предметной подследственности отнесены к компетенции нескольких следователей. Например, уголовные дела о терроризме и ряде других преступлений (ст. 205, 208 - 210, 290 - 293 УК РФ) подследственны как следователям прокуратуры, так и следователям органов внутренних дел или федеральной службы безопасности.

Критерием, определяющим, какому следователю должно быть поручено в таких случаях ведение предварительного следствия, являются ответы на два вопроса: 1)каким следователем выявлено преступление альтернативной подследственности; 2) какой следователь расследовал дело, в связи с которым возбуждено уголовное дело альтернативной подследственности.

К подследственности следователей, выявивших преступление альтернативной подследственности, относятся уголовные дела о преступлениях, предусмотренных многими статьями УК РФ. Это дела о мошенничестве, присвоении или растрате, незаконном предпринимательстве с отягчающими обстоятельствами, незаконной банковской деятельности и других преступлениях в сфере экономической деятельности, захвате заложников, организации незаконного вооруженного формирования, бандитизме, организации преступного сообщества, ряде иных преступлений против общественной безопасности, преступлений в сфере компьютерной информации, некоторых преступлениях против правосудия и порядка управления. Термин "выявление" следователями указанных преступлений означает, что они первыми получили сообщение об этих противоправных действиях, возбудили уголовное дело и приняли его к своему производству.

К компетенции следователей, к чьей подследственности относится "основное" преступление, в связи с которым возбуждено соответствующее уголовное дело, относятся возникшие таким образом дела о вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления, злоупотреблении должностными полномочиями, превышении должностных полномочий, получении и даче взятки, служебном подлоге и халатности, некоторых преступлениях против правосудия. Речь идет о случаях, -когда в процессе расследования "основного" дела выявляется новое связанное с ним преступление, по поводу которого возбуждается новое уголовное дело и принимается к производству тем же следователем.

Персональная подследственность - это подследственность дел следователям, определяемая с учетом особенностей, присущих лицу, в отношении которого ведется производство. Такими особенностями являются:

а) принадлежность его к категориям лиц, в отношении которых УПК РФ установил особые правила возбуждения уголовного дела, применения мер принуждения, рассмотрения в суде;

б) принадлежность должностного лица к правоохранительной системе РФ;

в) принадлежность лица к Вооруженным Силам РФ;

г) наличие у лица психических расстройств, требующих особого порядка досудебного производства.

Закон не установил персональной подследственности дел о преступлениях несовершеннолетних. По уголовным делам в отношении несовершеннолетних может, в зависимости от предметной подследственности, проводиться как дознание, так и предварительное следствие.

Персональная подследственность установлена для следователей прокуратуры, органов внутренних дел Российской Федерации и федеральной службы безопасности.

Независимо от квалификации деяния, даже если она предусматривает производство дознания, следователям прокуратуры подследственны все дела о преступлениях, совершенных:

1. лицами, указанными в ст. 447 УПК РФ (члены Совета Федерации, депутаты Госдумы РФ, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов местного самоуправления, судьи всех судов, Председатель Счетной палаты РФ, его заместители и аудиторы, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент РФ, прекративший свои полномочия, а также кандидаты в президенты РФ, прокуроры, следователи, адвокаты, члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса). Им также подследственны уголовные дела о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их профессиональной деятельностью;

2. должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно- исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, а также о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью;

3. военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала, состоящими на службе в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинского формирования. Сюда же относятся и преступления, совершаемые в отношении этих лиц в связи с их служебной деятельностью.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты