4 Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
1 Понятие субъекта хозяйственной деятельности
Субъект хозяйствования - это субъект права, являющийся участником хозяйственного оборота, осуществляющий производство продукции (работ, услуг) и в предусмотренных законом случаях способный нести налоговое бремя.
К субъектам хозяйствования относятся коммерческие юридические лица, их филиалы и представительства, имеющие самостоятельный баланс и расчетный (текущий) счет; некоммерческие юридические лица в том случае, если они занимаются производственно-хозяйственной деятельностью и уплачивают с этой деятельности налоги; а так же индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную деятельность без образования юридического лица.
В соответствии с нормой ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК предпринимательскую деятельность могут осуществлять физические лица и организации со статусом юридического лица.
По общему правилу, под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства. В соответствии с предписанием ст. 11 Конституции иностранные граждане и лица без гражданства пользуются на ее территории правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Этот режим распространяется и на осуществление ими предпринимательской деятельности в нашей стране. Так, в соответствии с правилами ст. 11 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства» иностранцы в Республике Беларусь имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для трудовой, предпринимательской и иной деятельности в соответствии с нормами внутреннего права Республики Беларусь.
Иностранцы, временно пребывающие и временно проживающие в Республике Беларусь, имеют право заниматься трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на основании специальных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Советом Министров. Таким образом, норма ст. 11 Закона о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства закрепляет за ними право на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности, которое может быть реализовано с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Право на осуществление предпринимательской деятельности, которое в соответствии с нормой ст. 17 ГК является элементом содержания правоспособности граждан, может быть реализовано после наступления полной дееспособности, т.е. по достижении восемнадцати летнего возраста.
Несовершеннолетний, которому уже исполнилось шестнадцать лет и который работает по трудовому договору или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью (ст. 26 ГК), а также гражданин, вступивший в брак, не достигнув совершеннолетия, обретают полную дееспособность с момента принятия решения органом опеки и попечительства (вступления в законную силу решения суда) об эмансипации или со времени регистрации брака - т.е. они могут заниматься предпринимательской деятельностью до достижения восемнадцатилетнего возраста. С этого же момента родители, усыновители или попечитель не несут ответственности по обязательствам указанных лиц. Последние обладают в полном объеме гражданскими правами и несут обязанности (в т.ч. самостоятельно отвечают по обязательствам, возникшим вследствие причинения ими вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых установлен возрастной ценз.
Каким образом несовершеннолетний может осуществлять предпринимательскую деятельность? В этом случае возникает вопрос о том, как соотносится вывод о возможности осуществления несовершеннолетним в возрасте с 14 до 16 лет предпринимательской деятельности с положениями п. 1 ст. 22 ГК и абз. 1 ч. 1 п. 5 Положения о государственной регистрации? Иными словами, при применении нормы ст. 26 ГК складывается противоречивая ситуация. Осуществление предпринимательской деятельности предполагает обязательную государственную регистрацию лица в качестве индивидуального предпринимателя, а выполнение обязанности по приобретению указанного статуса предполагает наличие полной дееспособности. В то же время процедура эмансипации может быть реализована только в том случае, если несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, фактически осуществляет предпринимательскую деятельность. Но осуществление такой деятельности без государственной регистрации влечет юридическую ответственность. Далее, из нормы ст. 26 ГК следует, что несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может осуществлять предпринимательскую деятельность с согласия родителей. В то же время предпринимательской деятельностью признается самостоятельная деятельность, осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность (ч. 2 п. 1 ст. 1 ГК). Из положений п. 1 ст. 25 ГК следует, что согласие родителей должно быть выражено в письменной форме. Более того, такое согласие не имеет общего характера и должно даваться при совершении каждой отдельной сделки. Законные представители несут субсидиарную ответственность за вред, причиненный другим лицам в результате совершения таких сделок. Как видим, осуществляемая в таких условиях деятельность несовершеннолетнего не соответствует конститутивным признакам предпринимательской деятельности.
Таким образом, предпринимательскую деятельность может осуществлять достигший восемнадцати лет, эмансипированный либо вступивший в брак гражданин, не ограниченный судом в дееспособности.
Согласно положению ч. 2 ст. 2 Закона о предпринимательстве, не допускается занятие предпринимательской деятельностью должностными лицами и специалистами, работающими в органах государственной власти (Советы всех уровней) и государственного управления (министерства, государственные комитеты, комитеты при Совете Министров, исполкомы, концерны), прокуратуры и судах. Также запрет на занятие предпринимательством установлен должностным лицам и специалистам органов внутренних дел и государственной безопасности, военнослужащим, руководителям, их заместителям и главным специалистам государственных организаций, руководителям их структурных подразделений. При этом следует обратить внимание на то, что запрет распространяется именно на занятие предпринимательской деятельностью, т.е. отказ в государственной регистрации указанных лиц в качестве индивидуальных предпринимателей неправомерен. Они имеют право получить статус индивидуального предпринимателя до увольнения с занимаемой должности. Для лиц, работающих в негосударственном секторе, таких запретов нет.
Следовательно, индивидуальную предпринимательскую деятельность в Республике Беларусь может осуществлять любой дееспособный гражданин, обладающий соответствующими знаниями и квалификацией, которому в силу его служебного положения не запрещено заниматься предпринимательством.
Основными субъектами предпринимательской деятельности выступают коммерческие организации со статусом юридического лица и действующие в различных организационно-правовых формах. Они могут осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с предметом и целями своей деятельности, указанными в их учредительных документах. Если основная цель деятельности для любой коммерческой организации - получение прибыли - одинакова, то предмет деятельности представляет собой конкретные виды деятельности в определенной (определенных) сфере (сферах) экономики, которые должны соответствовать видам экономической деятельности, определенным в ОКЭД. Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для достижения их уставных целей и соответствует этим целям. Отдельными видами деятельности индивидуальные предприниматели и организации вправе заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В соответствии с действующим законодательством субъекты предпринима-тельской деятельности могут осуществлять эту деятельность в рамках объединений в форме концернов, финансово-промышленных и иных хозяйственных групп и т.д.
2 Договор поставки
Договор поставки является одним из видов договора купли-продажи и также как остальные представители данного договорного типа выступает в качестве правового средства, опосредующего передачу вещных прав на предмет договора от одного лица к другому. Разновидностями договора поставки являются договор поставки товаров для государственных нужд и договор контрактации (договор поставки сельскохозяйственной продукции). Договор поставки и его разновидности являются сугубо предпринимательскими договорами, опосредующими экономические отношения в области оптовой торговли.
Договор поставки, как правовое средство, используется субъектами предпринимательской деятельности в процессе реализации различных групп товаров их производителями другим субъектам хозяйствования с целью включения в собственные производственные процессы, а также оптовым или розничным продавцам для дальнейшей оптовой или розничной торговли. Кроме того, указанный договор используется субъектами оптовой торговли для реализации приобретенного у производителей или иных оптовых продавцов товара оптовым или розничным продавцам для дальнейшей реализации, а также субъектам хозяйствования, использующим приобретенные товары для собственного производства или потребления.
Наличие в системе гражданско-правовых договоров такого договора, как поставка товаров для государственных нужд, позволяет органам государственного управления обеспечить государственные нужды Республики Беларусь товарами, необходимыми для реализации социально-экономических, научно-технических, оборонных, природоохранных и других государственных задач.
Договор контрактации способствует созданию благоприятных экономических условий производств и переработки сельскохозяйственной продукции.
Дефиниция понятия «договор поставки» закреплена в ст. 476 ГК, согласно норме которой по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Анализируемый договор является одним из наиболее важных предпринимательских договоров, поскольку способствует нормальному обороту материальных ценностей между их производителями и продавцами.
Элементы договора
1. Стороны. Согласно норме ст. 476 ГК сторонами договора поставки являются поставщик-продавец и покупатель товара.
В качестве продавцов могут выступать только субъекты предпринимательской деятельности, которые подразделяются на несколько видов. Во-первых, это организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся производителями реализуемых товаров, имеющие право оптовой торговли производимыми ими товарами в силу факта их изготовления. Во-вторых, это субъекты предпринимательской деятельности, не являющиеся производителями реализуемых товаров, в уставах или свидетельствах о регистрации которых должен быть указан вид деятельности, обозначенный в ОКЭД кодом «51».
В качестве покупателя по договору поставки согласно норме ст. 476 ГК могут выступать субъекты предпринимательской деятельности, приобретающие товар либо для собственного производства или потребления, либо для дальнейшей оптовой или розничной продажи, а также организации, не являющиеся субъектами предпринимательской деятельности и приобретающие товары, необходимые для выполнения возложенных на них государством задач.
2. Предмет. В соответствии с нормой ст. 476 ГК предметом договора поставки являются товары, не изъятые из гражданского оборота, определенные, как правило, родовыми признаками и предназначенные для использования их в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием. Вместе с тем, правовые нормы не устанавливают запрет на реализацию посредством заключения договора поставки индивидуально определенных вещей.
Товар, передаваемый по договору поставки, должен соответствовать стандартным для договоров купли-продажи требованиям к качеству, количеству, комплектности и ассортименту, а также требованиям к таре или упаковке товара, если товар подлежит затариванию или упаковке. Кроме того, товар, являющийся предметом договора поставки, по общему правилу, должен быть свободным от прав третьих лиц.
Предмет является существенным условием договора, которое считается согласованным, когда договор позволяет определить наименование и количество товара, передаваемого по договору.
3. Цена. Руководствуясь нормой, закрепленной в ч. 2 п. 1 ст. 402 ГК, согласно которой существенными признаются условия, которые названы в законодательстве как существенные для договоров данного вида, условие о цене товара следует признать существенным для данного договора.
Цена товара, передаваемого по договору поставки (цена договора), определяется соглашением сторон, но в зависимости оттого, кто является поставщиком товара, а также в зависимости от вида товара, может свободно определяться исключительно соглашением сторон, либо определяться сторонами в определенных пределах, установленных правовыми нормами.
4. Срок. При заключении договора поставки стороны согласно норме ст. 476 ГК в обязательном порядке должны согласовать срок или сроки поставки. Таким образом, из содержания нормы ст. 476 ГК следует, что срок исполнения обязательства по договору поставки является существенным условием договора.
Норма ст. 476 ГК предусматривает два варианта заключения договора поставка: во-первых, для выполнения разовой поставки товара (партии товаров), а, во-вторых, для осуществления периодических поставок отдельных партий (групп) товаров в течение срока действия договора.
5. Форма договора. Одним из условий возникновения предусмотренных в договоре правоотношений является согласование сторонами всех существенных условий договора и отражение их в документах, подтверждающих придание договору простой письменной формы. Так, в договоре поставки, кроме условий, указанных в качестве существенных для данного вида договора нормами ГК и Положения о поставках, т.е. условий о предмете, цене и сроке, согласно нормам Указа № 117 должна быть отражена одна из предусмотренных целей приобретения товара.
6. Права и обязанности сторон договора. Основной обязанностью продавца по договору поставки является обязанность по передаче товара покупателю в определенном месте, в соответствующей комплектности и комплекте, в согласованном количестве и ассортименте, со всеми принадлежностями и документами, надлежащего качества, в надлежащей таре или упаковке, свободным от прав третьих лиц. Кроме того, поставщик-продавец обязан передать покупателю указанный в договоре товар в строго установленные в договоре срок или сроки. Именно процедуре и срокам поставки товаров, а также порядку их приемки по количеству и качеству посвящена значительная часть норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе заключения и исполнения договора поставки.
Если поставщик просрочил поставку товара, покупатель вправе отказаться от его принятия, уведомив об этом поставщика. Указанное право покупателя может быть ограничено или изменено соглашением сторон.
Если поставщик передал покупателю товар ненадлежащего качества, то последний в соответствии с нормой ст. 488 ГК имеет право предъявить поставщику стандартные требования, предусмотренные нормой ст. 445 ГК.
На покупателя возлагаются определенные обязанности, главной из которых является обязанность принять товар и оплатить его.
При выявлении какого-либо несоответствия количества или ассортимента доставленного товара условиям договора поставки или обнаружении недостатков в товаре покупатель обязан согласно норме ч. 2 п. 2 ст. 483 ГК незамедлительно письменно сообщить об этом поставщику.
Также как и покупатель, поставщик в процессе заключения и исполнения договора поставки наделен определенными правами.
Если покупатель не исполнит требования, вытекающие из нормы п. 2 ст. 479 ГК, и не представит поставщику в сроки, установленные в договоре, либо не позднее 30 дней до начала отгрузки товаров отгрузочную разнарядку, то поставщик в соответствии с нормой п. 3 ст. 479 ГК имеет право либо отказаться от исполнения договора, либо потребовать от покупателя оплаты товара, если товар не поставляется с условием его предварительной оплаты, а также возмещения убытков, причиненных в связи с непредставлением отгрузочной разнарядки.
Если покупатель (получатель) нарушит условие договора поставки о выборке товаров, то поставщик в соответствии с нормой п. 2 ст. 485 ГК имеет право отказаться от исполнения договора либо потребовать от покупателя оплатить товар, если он не был оплачен предварительно.
Как поставщик, так и покупатель имеют право в одностороннем порядке изменить условия договора поставки или отказаться от его исполнения полностью либо частично в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Договор поставки в соответствии с нормой п. 4 ст. 493 ГК будет признан измененным или расторгнутым с того момента, когда одна сторона получит от другой стороны ее уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора полностью или частично, если иной срок расторжения договора или изменения его условий не указан в уведомлении или в договоре.
В том случае, как указано в норме п. 3 ст. 494 ГК, если поставщик не совершил сделку взамен расторгнутого договора поставки и на товар имеется текущая цена, он имеет право предъявить покупателю требование о возмещении убытков в виде разницы между ценой, установленной в договоре, и текущей ценой на момент расторжения договора. Предъявление указанного требования возможно в том случае, если текущая цена на данный товар ниже, чем цена, установленная в договоре. Аналогичное право предоставлено и покупателю.
3 Субъекты инвестиционной деятельности
Основная цель предпринимательской деятельности - получение прибыли достигается в результате их инвестирования в объекты этой деятельности - товары, работы, услуги, удовлетворяющие потребности общества.
Механизм инвестирования - основное условие непрерывности производства, являющегося фундаментом экономики, поэтому потребность в инвестиционных ресурсах имеется постоянно.
В качестве инвестиций может выступать любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
В отношении перечисленных предметов инвестиций инвестор должен обладать правом собственности или иным вещным правом, т.е. правом хозяйственного ведения, правом оперативного управления.
Инвестиционная деятельность представляет собой действия юридического лица, или (и) физического лица, или (и) государства (административно-территориальной единицы государства) по вложению инвестиций в производство продукции (работ, услуг) либо их иному использованию для получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.
Основными субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, к которым норма ч. 1 ст. 3 Инвестиционного кодекса относит физических лиц, организации со статусом юридического лица, иностранные организации, не обладающие таким статусом, государство и его административно-территориальные единицы (в лице уполномоченных органов), осуществляющие инвестиционную деятельность способами, перечисленными в положениях ч. 1 ст. 5 Инвестиционного кодекса.
В зависимости от национальной принадлежности и в целях определения особенностей правового регулирования инвестиционной деятельности инвесторы подразделяются на национальных и иностранных. Иностранными инвесторами в соответствии с нормой ч. 4 ст. 3 Инвестиционного кодекса в Республике Беларусь признаются: иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов; международные организации (например, МВФ, МБРР, ЕБРР и т.д.); иностранные организации со статусом юридического лица; иностранные организации, не имеющие статуса юридического лица, созданные в соответствии с правом иностранных государств (например, в соответствии с внутренним правом большинства государств полные и коммандитные товарищества не имеют статуса юридического лица); иностранные граждане; физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь.
Инвестор может осуществлять инвестиционную деятельность самостоятельно, например, строить здание производственного назначения и эксплуатировать его, производить и реализовывать продукцию. В таком случае инвестиционная деятельность является частью предпринимательской деятельности инвестора. Кроме этого инвестор может вкладывать средства в уставный фонд коммерческой организации, однако их использование для производства и реализации продукции будет осуществлять сама коммерческая организация, а инвестор, как учредитель, получает часть прибыли от ее предпринимательской деятельности.
Основные права инвесторов сводятся к следующим: право самостоятельно определять и осуществлять в соответствии с нормами законодательных актов Республики Беларусь все действия, вытекающие из владения, пользования и распоряжения объектами и результатами инвестиционной деятельности; право самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности; право осуществлять реинвестирование, т.е. вложение в объекты инвестиционной деятельности на территории Республики Беларусь прибыли (дохода), уже полученной в результате такой деятельности. Обязанности субъектов инвестиционной деятельности в нормах Инвестиционного кодекса отдельно не конкретизированы и зависят от специфики формы этой деятельности. Общей обязанностью для всех субъектов является соблюдение законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также трудового законодательства и техники безопасности.
Важнейшим элементом правового статуса инвестора являются гарантии. Так, в соответствии с положениями Инвестиционного кодекса государство гарантирует инвесторам: право собственности и иные вещные права, а также имущественные права, приобретенные законным способом, и защиту этих прав; равенство прав, предоставляемых инвесторам независимо от их формы собственности при осуществлении инвестиционной деятельности; равную, без всякой дискриминации, защиту прав и законных интересов инвесторов; стабильность прав инвестора, вытекающих из норм Инвестиционного кодекса, по осуществлению инвестиционной деятельности и ее прекращению; возможность самостоятельно распоряжаться прибылью (доходом), полученной в результате осуществления инвестиционной деятельности, в том числе осуществлять реинвестирование на территории Республики Беларусь в соответствии с нормами законодательных актов Республики Беларусь.
Существенное значение для инвесторов имеет гарантия защиты инвестиций, в том числе от безвозмездной национализации, реквизиции. Реквизиция и национализация - это случаи принудительного изъятия имущества у частного собственника на возмездных основаниях, т.е. с компенсацией собственнику стоимости этого имущества.
Государство в соответствии с нормой ст. 13 Инвестиционного кодекса предоставляет инвестору право на обжалование в суд действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц, органов административно-территориальных единиц или их должностных лиц и актов государственных органов Республики Беларусь или органов административно-территориальных единиц Республики Беларусь, нарушающих его (инвестора) права и (или) причиняющих ему убытки и иной вред. Вред, в том числе убытки, причиненные в результате указанных действий (бездействия) подлежит возмещению из средств соответствующей казны по решению суда
4 Государственное регулирование внешнеторговой деятельности
Внешнеэкономическая деятельность представляет собой действия Республики Беларусь, ее административно-территориальных единиц, организаций со статусом юридического лица и физических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение прав и обязанностей в рамках международных межгосударственных и международных немежгосу-дарственных экономических отношений, имеющих в своей основе имущественный и (или) неимущественный интерес. Если целью установления, изменения и прекращения прав и обязанностей участников внешнеэкономической деятельности является систематическое извлечение прибыли, то такая внешнеэкономическая деятельность носит предпринимательский характер и имеет соответствующий субъектный состав.
Особенность внешнеэкономической деятельности заключается в том, что она всегда направлена во вне, но ее участниками выступают субъекты национального права различных государств. Трансграничность отношений обусловливает двухуровневую систему источников правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающую: 1) нормы унифицированных международных соглашений, участником которых является Республика Беларусь; 2) национальное законодательство; 3) международные обычаи, не противоречащие законодательству Республики Беларусь (п. 1 ст. 1093 ГК).
С точки зрения объекта правового воздействия, нормы права, регулирующие порядок осуществления внешнеэкономической деятельности, можно разделить на следующие категории: 1) нормы, определяющие содержание и режим внешнеэкономической деятельности и ее отдельных видов; 2) нормы, регламентирующие вопросы государственного регулирования внешне-экономической деятельности и ее отдельных разновидностей; 3) нормы, определяющие правовой режим иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь, закрепленные в наибольшей мере в Инвестиционном кодексе; 4) нормы, устанавливающие порядок совершения внешне-экономических сделок; 5) нормы, устанавливающие порядок разрешения внешнеэкономических споров, содержащиеся, в частности, в ХПК.
Внешняя торговля как основной вид внешнеэкономической деятельности выступает важнейшим фактором социально-экономического развития Республики Беларусь. Наибольший удельный вес в системе законодательства о внешнеэкономической деятельности занимают нормативные правовые акты, нормы которых регулируют порядок осуществления внешнеторговой деятельности. Системообразующим актом является Закон о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, который был принят в целях приведения правового регулирования внешнеторговой деятельности на национальном уровне в соответствие с правилами ВТО. В самом общем виде внешнеторговая деятельность представляет собой «деятельность по осуществлению внешней торговли товарами, и (или) услугами, и (или) объектами интеллектуальной собственности».
Структура внешнеторговой деятельности включает следующие элементы: субъект, объект и форма взаимодействия субъектов. Субъектами внешнеторговой деятельности в соответствии с нормой ст. 6 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности выступают Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, которые осуществляют внешнеторговую деятельность в порядке и на условиях, определенных нормами внутреннего права Республики Беларусь, а также нормами международного и иностранного права. Основными субъектами являются: 1) физические лица, имеющие постоянное место жительства в Республике Беларусь, в том числе временно находящиеся за пределами Республики Беларусь; 2) организации со статусом юридического лица и организации, не имеющие такого статуса, с местом нахождения в Республике Беларусь, созданные в соответствии с внутренним правом Республики Беларусь; 3) физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами Республики Беларусь, в том числе временно находящиеся в Республике Беларусь; 4) организации со статусом юридического лица и организации, не имеющие такого статуса, с местом нахождения за пределами Республики Беларусь, созданные по праву иностранных государств; 5) международные организации. Традиционно для рассматриваемой сферы правового регулирования перечисленные субъекты отнесены к двум группам - соответственно резидентам и нерезидентам. Поскольку в указанных нормах используется понятие «физические лица», то речь идет о: гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах, лицах без гражданства.
Объектами внешнеторговой деятельности могут быть товары, услуги, объекты интеллектуальной собственности, информация. Под товаром понимается имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, если иное не установлено нормами таможенного законодательства. При этом отдельно названы такие виды товаров, как водные биологические ресурсы - товары, относящиеся к водным биологическим ресурсам в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь (далее - ТН ВЭД Республики Беларусь), продукты животного происхождения -товары, относящиеся к продуктам животного происхождения в соответствии с ТН ВЭД Республики Беларусь, сельскохозяйственный товар - товар, относящийся к сельскохозяйственным товарам в соответствии с классификацией ВТО.
В соответствии с правилом п. 2 ст. 1 Закона о государственном регулировании внешнеторговой деятельности понятия «услуга» и «работа» применяются для целей данного Закона в значениях, определенных в нормах ст. 30 Общей части Налогового кодекса. Такой подход законодателя в условиях сближения национального права с принципами и правилами ВТО не оправдан, если учесть, что в соответствии с правилами ВТО указанные понятия не разграничиваются, а используются как равнозначные. В настоящее время услуги и работы в национальном гражданском праве рассматриваются как самостоятельные объекты гражданских прав (ст. 128 ГК).