Рефераты

Основы уголовно-правовой борьбы с терроризмом

Основы уголовно-правовой борьбы с терроризмом

1

Оглавление

Введение

Глава 1. Характеристика терроризма в уголовно-правовой науке и законодательстве

1.1 Терроризм - эволюция понятия. Развитие норм российского и международного уголовного законодательства о терроризме

1.2 Понятие терроризма по Уголовному Кодексу Российской Федерации

Глава 2. Дифференциация уголовной ответственности за терроризм

2.1 Квалифицирующие признаки терроризма

2.2 Особо квалифицирующие терроризма

Глава 3. Проблемы уголовной ответственности за терроризм

3.1 Освобождение от уголовно ответственности и назначение наказания

3.2 Отграничение уголовной ответственности за терроризм от смежных составов

Заключение

Библиографический список

Приложения

Введение

Актуальность исследования.

Вопросы борьбы с терроризмом приобрели в современном обществе особую актуальность. Расширение географии терроризма осложняет отношения между социальными, национальными группами и народами. Естественно, подобная ситуация требует незамедлительных действий от государства, мобилизации всех средств для пресечения террористических актов. Терроризм связан с глобальными социальными, политическими, экономическими противоречиями развития общества. В то же время по своим масштабам, направленности и тяжести последствий он наиболее опасен для государства и граждан.

Серьезность и важность этой проблемы для общества наиболее отчетливо видна из данных статистики. Только за последние пять лет от последствий актов терроризма в России пострадало более 250 тыс. человек, нанесен экономический ущерб в размере 70 млн. долларов Гриб В.Г. Терроризм как инструмент организованной преступности на рубеже XX и XXI веков. Проблемы совершенствования взаимодействия органов внутренних дел в сфере борьбы с терроризмом, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. //Тезисы научно-практической конференции 29 марта 2001 г. - М., 2001. - С. 30. . Число актов терроризма растет лавинообразно: 1997 г. - 32, 2000 г. - 135, 2004 г. - 265 См. Статистические данные о состоянии преступности в Российской Федерации за 2005. М.: ГИЦ МВД РФ. 2005. - С. 3.. (См. Приложение 1).

Терроризм во всех его формах и проявлениях и по своим масштабам и интенсивности, по своей бесчеловечности и жестокости превратился ныне в одну из самых острых и злободневных проблем глобальной значимости. Проявление терроризма влечет за собой массовые человеческие жертвы, разрушаются духовные, материальные, культурные ценности, которые невозможно воссоздать веками. Терроризм относится к тем видам преступного насилия, жертвами которого могут стать невинные люди, каждый, кто не имеет никакого отношения к конфликту. Очень страшно, что для многих людей, групп и организаций терроризм стал лишь просто способом решения их проблем: политических, национальных, религиозных, и т.д. К нему сейчас особенно часто прибегают те, кто иным путем не может достичь успеха в открытом бою, политическом соперничестве реализации своих бредовых идей переустройства мира и всеобщего счастья. В наши дни, как это ни прискорбно, терроризм вошел в повседневную жизнь российского общества, представляя реальную угрозу национальной безопасности страны.

Цель данной работы получить более углубленное представление о терроризме как явлении и методах уголовно-правовой борьбы с терроризмом.

Основные задачи работы

Поставленная предполагает решение следующих задач:

* обобщение теоретических подходов к понятию «терроризм» и анализ закрепления данного понятия в международном и российском законодательстве

* эволюция методов уголовно-правовой борьбы с терроризмом в России;

* юридический анализ преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ: характеристика объективных и субъективных признаков, исследование квалифицирующих и особо квалифицирующих признаков преступления;

* комплексное изучение основных теоретических и практических вопросов, механизма реализации уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за терроризм, выявление пробелов, спорных вопросов в действующем законодательстве, отграничение преступления, предусмотренного ст. 205 УК РФ от смежных составов преступлений в судебной практике;

* оценка законодательной конструкции статьи 205 УК РФ с точки зрения социальной обоснованности содержания и соответствия современным задачам уголовно-правовой борьбы с преступностью;

* прогнозирование развития уголовного законодательства об ответственности за терроризм; рекомендации о совершенствовании ст.205 УК РФ.

Объектом исследования

Объектом исследования являются общественные отношения возникающие в области обеспечения защиты законных прав и интересов граждан от рассматриваемого посягательства.

Методы исследования.

Работа базируется на диалектическом и системном методах познания уголовно-правовых закономерностей. Применялись фундаментальные положения отечественной уголовно-правовой науки о преступлении, соблюдались концептуальные требования научного анализа, методологические принципы юридических отраслей знания. Использовались достижения криминологии, проанализирована статистика исследуемого преступления.

Нормативная база исследования.

Нормативной основой работы служат международные конвенции, Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, федеральные законы. Особо следует отметить Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», подписанный от 25 июля 1998 г. № 130/ФЗ (в ред. от 7 марта 2005 г.) Собрание законодательства РФ. - 1998. - N 31. - ст. 3808; 2004. - N 35. - ст. 3607., в котором определяются понятие «терроризм», «террористическая деятельность», «преступления террористического характера»,

Теоретическая основа работы.

Проблемам терроризма посвящено значительное количество научных работ. Исследованию понятия и сущности терроризма, его классификации, идейным основам, причинным факторам и другим аспектам посвящены труды таких российских ученых, как Ю. М. Антонян, Т.А. Боголюбова, С. С. Босхолов, М.П.. Киреев, В. С. Комисаров, В. А. Липкан, В.В. Лунеев, В. В. Мальцев, Г. М. Миньковский, С. М. Мохончук, А.Р. Наумов. В Е. Петрищев, В. П. Ревин, К. Н. Салимов, О. Ф.Шишов; Н. С. Беглова, И. П. Блищенко, В. И. Блищенко, Т:С.Бояр-Созонович, Л.П Галенская Н. В. Жданов,. И. И. Карпец, Е.Г. Ляхов, Л. А. Моджорян, Ю. Л. Решетова и многими другие. В своей совокупности работы названных учёных представляют солидную теоретико-методологическую базу для разработки проблем борьбы с терроризмом.

Степень научной проработанности темы. В связи с многоликостью терроризма, до сих пор остается недостаточно разработанным понятийный аппарат терроризма, например, нет единства во мнениях по вопросу определения терроризма как негативного социально-правового явления, разграничения понятия «терроризм» и «террористический акт».

Вопрос о том, как именно определять в законодательстве терроризм, насколько его формулировка должна быть конкретной или обобщенной, следует ли его выделять особо или остановиться на практике Европейской конвенции о борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г., перечисляющей лишь отдельные виды террористической деятельности, но не устанавливающей единой общей для них дефиниции, вызывает у исследователей множество споров. Этим разногласиям способствуют и достаточно противоречивые законодательные подходы к дефиниции терроризма непосредственно в УК РФ и Федеральном законе "О борьбе с терроризмом"

Дискуссионными остаются вопросы диспозиции состава преступления: включение различных способов совершения террористического акта (объективная сторона преступления) и различных подходов к целям преступления (субъективной стороны терроризма).

В данной работе также нашла отражение специфика уголовной ответственности за терроризм с учетом всех обстоятельств влияющих на ее определение: обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность, проблема определения уголовной ответственности каждого участника при совершении преступления в соучастии, а также примечание к ст.205 УК РФ.

Структура и объем работы соответствует целям и задачам, поставленным перед исследованием Данной работа состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения, в котором представлены основные выводы и предложения по совершенствованию законодательства, библиографического списка и приложений.

Глава 1. Характеристика терроризма в уголовно-правовой науке и законодательстве

1.1 Терроризм - эволюция понятия. Развитие норм российского и международного уголовного законодательства о терроризме

При рассмотрении особенностей правового регулирования борьбы с терроризмом отправной точкой является законодательное решение дефиниции терроризма, поскольку в данном случае эта ключевая для всей антитеррористической деятельности задача переходит с области теоретизирования в практическую плоскость. Именно определение терроризма позволяет выявить круг общественных отношений, затрагиваемых терроризмом и борьбой с ним, и выработать механизмы правового регулирования этих отношений.

Террор (от лат. terror - страх, ужас). В словаре русского языка С. И. Ожегова сказано, что террор - устрашение своих политических противников, выражающееся в физическом насилии, вплоть до уничтожения. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. - М: Азбуковник, 2002. - С. 824.

В дореволюционной России под террором подразумевалось индивидуально направленное проявление политического терроризма, выражавшееся в посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля. В программе исполнительного комитета террористических организаций было сказано: "Террористическая деятельность, состоящая в уничтожении наиболее вредных лиц правительства, в защите партии от шпионства, в наказании наиболее выдающихся случаев насилия и произвола со стороны правительства, администрации, имеет своею целью подорвать обаяние правительственной силы, давать непрерывное доказательство возможности борьбы против правительства, поднимать таким образом революционный дух народа и веру в успех дела" Будницкий. О. В. История терроризма в России. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - С. 113. . В качестве ярких примеров такого рода террористических актов дореволюционной России могут служить убийства царя Александра II, министров Н. П. Боголепова, Д. С. Сипягина, В. К. Плеве, великого князя Сергея Александровича, П. А. Столыпина, а также многих прокуроров, губернаторов и полицейских.

Изменившаяся ситуация во второй половине ХХ века в качестве целей, средств, способов, географии терроризма заставило более глубоко подойти к

данному явлению.

Терроризм как явление рассматривается современной наукой в трех аспектах: 1) как преступное деяние, 2) как террористические группы (организации) и 3) как террористические доктрины. Но все же определяющим в данной триаде следует признать понятие терроризма как преступного деяния, ибо от того, что мы будем понимать под терроризмом в смысле деяния, будет зависеть и то, какие группы (организации) и какие доктрины признавать террористическими. Емельянов В. П. Терроризм и преступления с признаками терроризирования:уголовно-правовое исследование. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. - С.17

Отметим, что и мировое сообщество не выработало единого подходя пониманию терроризма, его признаков.- Заметно различаются определения данного явления предлагаемые ведущими учеными, известными политиками. Так анализ, имеющейся литературы позволяет выделить от 100 до 200 определения понятия терроризм, причем ни одно из них не признано классическим.Устинов В. Экстремизм и терроризм. Проблемы разграничения и классификации.// Российская юстиция. - 2002. - N 5. - C.34.

В последнее десятилетие данной проблеме уделяется особое внимание и в России и в Соединенных Штатах Америки. Среди ученых-юристов, исследующих теоретические аспекты проблемы, следует отметить B.C. Верещагина, Н. Басиони, В. Канди, С. Маллисона, Н.А. Антоняна. Однако в современный период больший интерес представляет практический аспект рассматриваемой проблемы - как, где и в связи с чем зарождается, формируется терроризм как международное явление Бекмурзин М.С. Некоторые вопросы борьбы с терроризмом.//Закон и право. - 2003- №1 - С.38, каковы его причины Кириллов И.А. О проблеме причин терроризма.//Сибирский Юридический Вестник.- 2002. - №2. - С.33-34. (См. Приложение 2).

Есть множество строгих определений терроризма. С некоторыми оговорками во всем мире принимаются формулы, выработанные в США.

ФБР определяет терроризм как "противозаконное применение силы или насилия против граждан или собственности с целью запугать или принудить к чему-либо правительство, население или какую-либо часть того и другого, оправданное политическими или общественными целями". Гыскэ А. В. Современная российская преступность и проблемы безопасности общества (политический анализ). Монография. - М.: Медицина для всех, 2000. - С.225.

Министерство обороны США определяет терроризм как "предумышленное применение насилия или угрозы насилия для нагнетания страха с намерением принудить к чему-либо или запугать правительства или общество в качестве средства достижения политических, религиозных или идеологических целей". Петрищев В.Е. Правовые и социально-политические проблемы борьбы с терроризмом // Государство и право. - 1998. - № 3. - С. 89-90.

Так Дж. Буш, будучи вице-президентом США, в докладе межведомственной комиссии по борьбе с терроризмом сформулировал следующее его определение: «Терроризм - это противоправное использование и угрозы использования насилия против лиц или обьектов для достижения политических или социальных целей. Обычно он направлен на запугивание или принуждение правительства, групп или отдельных лиц для изменения их политики или действий». Шуберт Т. Э. Некоторые аспекты эффективности системы национальной безопасности

США. // Право и политика.- 2001. - №6.- С. 43.

Одно из caмых распространенных определений этого понятия предложено американскими исследователями В. Малисоном и С. Малисоном, а именно: терроризм - это систематическое использование крайнего насилия для достижения публичных и социальных целей. Цит. по Золотарев Р.Г. Развитие уголовного законодательства, регламентирующего ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма.// Закон и право.- 2004. - № 4. - С.44.

Вместе с тем изучение терроризма во всех его проявлениях заставляет исследователей подойти к рассмотрению данного явления с более широких позиций.

Многочисленные исследования выделяют несколько видов террористической деятельности.

Международный терроризм - место совершения терактов не имеет значения; террористическая группа состоит из лиц разной национальности и (или) вероисповедания; объектом борьбы являются либо политические и религиозные взгляды, либо международные организации, соглашения, институты; террористическая деятельность спонсируется иностранным (по отношению к территории деятельности) государством (государствами) или частными лицами, организациями, не являющимися резидентами территории (страны) деятельности группы.

Политический террор - это криминальная деятельность, направленная на изменение внутренней политики, формы правления и социально-экономического строя государства.

Внутренний терроризм - место совершения террористических акций - страна пребывания; террористическая группа состоит, как правило, из граждан одной страны, национальности, вероисповедания; объектом борьбы являются внутренние проблемы страны пребывания.

Объектный терроризм - террористические акты совершаются в отношении определенных объектов жизнедеятельности, которые террористические группы считают вредными или опасными (антиатомный терроризм, экологический терроризм).

Функциональный террор - криминальная деятельность, направленная на деморализацию и дезорганизацию государственных служащих, а также дефункционализацию силовых структур государства. Главное направление функционального террора - физическое уничтожение государственных чиновников.

ФБР выделяет также такой вид терроризма, как вооруженная борьба за независимость, принимающая формы терроризма. Строго говоря, до подписания Хасавюртских соглашений все акты чеченских боевиков против России попадали в разряд "вооруженной борьбы за независимость, принимающей формы терроризма", а боевики проходили по категории "повстанцы". Ни акта Басаева в Буденновске, ни рейда Радуева в Кизляре нет в международных базах данных по терактам. Соответственно, документированные участники этих преступлений не считаются террористами и не находятся в мировом списке. Махов В., Кухта К. Проблемы борьбы с терроризмом и соблюдения гражданских свобод в США. // Уголовное право.- 2003. - N 3. - C. 135.

За рубежом давно идут не пути создания законов и иных нормативных актов, специально направленных на борьбу с терроризмом. Правовое обеспечение антитеррористической деятельности равно обязательно как для успешного противодействия преступности внутри стран, так и для взаимодействия в борьбе с международным терроризмом.

Первые подобные документы относятся к 30-м годам. Основополагающей для решения процессуальных вопросов антитеррористической деятельности стала Конвенция о создании международного уголовного трибунала для привлечения террористов к ответственности (принята Советом Лиги Наций в 1937 г.).

В ней, в частности, перечислены виды преступлений, которые надлежит рассматривать как проявления международного терроризма. Это акции, направленные против жизни, телесной неприкосновенности, здоровья и свободы лиц, пользующихся международной защитой; умышленное разрушение или повреждение имущества, принадлежащего иностранному государству, и т.п. В ст. 2 Конвенции перечислены не только сами насильственные действия, несущие угрозу соответствующим объектам, но и покушения на них, приготовительные действия, связанные, например, с приисканием оружия, снаряжения, взрывных устройств в террористических целях. Национальное законодательство должно признавать их преступными и устанавливать за них ответственность.

К актам терроризма документы международного права относят самые разные преступления.

Так, Европейская конвенция по борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г. Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 3. - ст. 202. называет в качестве террористических следующие преступления:

а) правонарушения, относящиеся к применению Гаагской Конвенции по борьбе с преступным захватом летательных аппаратов от 16 декабря 1970 г. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. - М. : Междунар отношен., 1974. вып. XXVII. - С. 292.;

б) правонарушения, относящиеся к применению Монреальской Конвенции по борьбе с преступными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, от 23 сентября 1971 гСборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. - М.: Междунар отношен., 1975. вып. XXIX..- С.76..;

в) тяжелые правонарушения, заключающиеся в покушении на жизнь, телесную целостность или свободу людей, имеющих право международной защиты, включая дипломатических представителей;

г) правонарушения, содержащие захват заложников или незаконное лишение свободы;

д) правонарушения, содержащие использование бомб, гранат, ракет, автоматического огнестрельного оружия, бандеролей или посылок с опасными вложениями, соразмерны с тем, насколько подобное использование представляет опасность для людей.

Все преступления, определенные в международном праве как террористические, объединяет то юридическое основание, что все они (так или иначе) посягают на безопасность отдельных лиц, общества, государств и, в конечном итоге, мирового сообщества - говоря иными словами, юридическим основанием для объединения различных преступных посягательств в категорию террористических является то, что они направлены против основ общественной безопасности как составляющей мирового правопорядка.

Позднее уголовно-правовые и уголовно-процессуальные вопросы получили свое развитие в двусторонних и многосторонних, в том числе региональных, международных соглашениях, таких как Конвенция о предупреждении и наказании терроризма (Организация американских государств, 1971 г.), Европейская конвенция о пресечении терроризма ETS N 090 (Страсбург, от 27 января 1977 г.) Собрание законодательства РФ. - 2003. - N 3. - ст. 202., Токийское соглашение о международном терроризме (1986 г.), среди последних - Шанхайская Конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (Шанхай, 15 июня 2001 г.) Собрании законодательства РФ. - 2003. - N 41. - ст. 3947. вступившая в силу 29 марта 2003 г.

Некоторые документы касаются отдельных видов терроризма (на море, в воздухе, против дипломатических агентов, с захватом заложников и т.п.).

В преамбуле Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма от 9 декабря 1994 г. Сборник правовых актов РФ. - 1998. - Т.3. - выпуск 10. - С. 133. проявлениями терроризма по международному праву являются деяния, которые "угрожают жизни ни в чем не повинных людей или приводят к их гибели, имеют пагубные последствия для международных отношений и могут поставить под угрозу безопасность государств".

В большинстве конвенций, определяющих то или иное деяние в качестве террористического, обычно имеется указание на то, что данный акт поведения действительно так или иначе затрагивает интересы двух и более государств.

Международное уголовное право, несмотря на немалое количество документов, не определяет сам термин "терроризм". Вследствие этого и в науке международного уголовного права отсутствует единое понятие "терроризм" - вместо него речь обычно идет о преступлениях, являющихся проявлениями международного терроризма.Адельханян Р. Признаки террористического преступления по международному праву //Российская юстиция. - 2002. - N 8. - С.29.

Наиболее развернутое определение терроризма в международном праве было предложено И. Карпецом, который определил его как "международную либо внутригосударственную, но имеющую международный (т.е. охватывающую два и более государства) характер, организационную и иную

деятельность, направленную на создание специальных организаций и групп для совершения убийств и покушения на убийство, нанесения телесных повреждений, применения насилия и захвата людей в качестве заложников с целью получения выкупа, насильственного лишения человека свободы, сопряженного с надругательством над личностью, применением пыток, шантажа и т.д.". При этом терроризм "может сопровождаться" разрушением и ограблением зданий, жилых помещений и иных объектов Карпец И.И. Преступления международного характера. - М.: Юрид. лит., 1979. - С. 64-98..

Следовательно, обязательный признак террористического преступления по международному праву - охват террористической деятельностью в любом виде двух и более государств. Это принципиальное положение, на мой взгляд, как нельзя лучше характеризует материально-правовые основания квалификации преступлений по международному праву как террористических.

В уголовно-правовой и международно-правовой литературе предлагаются различные критерии для конструирования модели и юридических признаков терроризма, которые отражают как концептуальные аспекты, так и понятийные. Предлагается в определение терроризма включить понятия: "использование силы", "вовлечение случайных людей", "ни в чем не повинные жертвы преступлений", "любые действия, не санкционированные законом, которые вызывают страх и ужас среди широких слоев населения"; "использование вооруженных сил, если оно не опирается на нормы международного права", "насилие, связанное с действиями оппозиции к власти по политическим мотивам", связать определение терроризма со способами самого насилия - использование оружия, взрывов, поджогов и т. д.

Серьезные недостатки, дублирование и противоречия в терминах, касающихся террористической тематики, породили более сотни формулировок терроризма. Это позволяет сделать вывод об основополагающих элементах терроризма как в узком, так и в широком смысле:

цель устрашения или принуждения к определенным действиям;

публичность действия, в том числе с привлечением средств массовой информации;

использование насилия (как правило, вооруженного). Казакова В. А.Правовые проблемы противодействия организованному вооруженному терроризму.// Закон. - 2003. - N 10. - C.116.

Вопрос о том, как именно определять в законодательстве терроризм, насколько его формулировка должна быть конкретной или обобщенной, следует ли его выделять особо или остановиться на практике Европейской конвенции о борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г., перечисляющей лишь отдельные виды террористической деятельности, но не устанавливающей единой общей для них дефиниции, вызывает у исследователей множество споров. Этим разногласиям способствуют и достаточно противоречивые законодательные подходы к дефиниции терроризма непосредственно в УК РФ и Федеральном законе "О борьбе с терроризмом" от 25 июля 1998 г.

В настоящее время законодатель значительно расширил понятие «терроризм», установив более широкий круг лиц. в отношении которых может быть coвершен акт терроризма, а также перечень деяний, образующих терроризм. Терроризм - насилие или угроза его применения в отношении физических лиц или организаций, а также уничтожение (повреждение) или угроза уничтожения (повреждения) имущества и других материальных объектов, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных общественно опасных послeдcтвий, осуществляемые в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения, или оказания воздействия на принятие органами власти решений, выгодных террористам, или удовлетворения их неправомерных имущественных и (или) иных интересов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность; нападение на представителя иностранного государства или сотрудника международной организации, пользующихся международной защитой, а равно на служебные помещения либо транспортныe средства лиц, пользующихся международной защитой, если это деяние совершено в целях провокации войны или осложнения международных отношенийЗолотарев Р.Г. Указ.соч.. - С.45..

Есть несколько официальных определений терроризма. В узком смысле одно из них сформулировано в УК РФ как «совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».

Более расширенное определение терроризма содержится в ст. 3 Федерального закона «О борьбе с терроризмом» от 25 июля 1998 г.. В нем фактически собраны диспозиции отдельных террористических преступлений (ст.ст. 205, 277, 360 УК РФ). К преступлениям террористического характера согласно Закону отнесены терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой, а также другие преступления, если они совершены в террористических целях.

В определении терроризма, закрепленного в Федеральном законе "О борьбе с терроризмом", объединены одним термином разноплановые явления.

Серьезные недостатки, дублирование и противоречия в терминах, касающихся террористической тематики, породили более сотни формулировок терроризма. Это позволяет сделать вывод об основополагающих элементах терроризма как в узком, так и в широком смысле:

* цель устрашения или принуждения к определенным действиям;

* публичность действия, в том числе с привлечением средств массовой информации;

* использование насилия (как правило, вооруженного). Казакова В. А.Указ. соч. - C.116.

Акции террористического характера могут быть самыми разнообразными, со временем они изменяются, модифицируются. В законе трудно заранее определить точно их круг. При анализе международно-правовых документов, а также практики приходится встречаться с более широким кругом деяний террористического характера, чем это предусмотрено национальным законодательством, в частности, российским. Речь идет о незаконном захвате воздушных судов и других действиях, направленных против безопасности гражданской авиации, безопасности морского судоходства; незаконных актах, связанных с ядерными материалами; уничтожении и разнообразных формах унижения части населения. В том числе путем совершения изнасилования, калечения и обращения в состояние крайней нужды лиц некоренной или иной национальности, другого вероисповедания, а также в иных акциях.

С указанных позиций более продуктивно в законе прежде всего выделять терроризм на основе его общей отличительной характеристики и только потом давать перечень различных преступлений подпадающих под такую характеристику.

При этом как бы мы ни классифицировали терроризм на виды по различным основаниям (международный, государственный, политический, этнический, экологический, экономический, корыстный и т.д.), он все равно останется уголовным, преступным, так как при всех его разновидностях нарушаются те или иные уголовно-правовые нормы.

Выделение целой группы преступлений, имеющих террористический характер, и признание преступлением таких действий, как вовлечение в совершение преступлений террористического характера, склонение лица к участию в деятельности террористической организации, финансирование террористических организаций, стали необходимой мерой для усиления борьбы с терроризмом.

В указанную группу входят преступления, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса: 205 "Терроризм", 206 "Захват заложника", 208 "Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем", 211 "Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава", 277 "Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля" и 360 "Нападение на лиц или учреждения, которые пользуются международной защитой", а также вовлечение или склонение лица к участию в деятельности террористической организации, вооружение или обучение лица в целях совершения указанных преступлений, финансирование акта терроризма либо террористической организации 205?.

Определение таких преступлений как террористических соответствует Европейской конвенции по борьбе с терроризмом от 27 января 1977 г., которая помимо названных включает в эту группу незаконное лишение свободы и правонарушения, связанные с использованием бомб, гранат, ракет, автоматического огнестрельного оружия, бандеролей или посылок с опасными вложениями.

Преступления террористического характера условно можно разделить на две подгруппы:

* действия, направленные на организацию и подготовку террористической деятельности;

* действия, посредством которых осуществляются акты терроризма.

Иными словами, в первую подгруппу войдут следующие преступления: вовлечение лица в совершение преступления террористического характера; склонение к участию в деятельности террористической организации; вооружение, обучение в целях совершения указанных преступлений, финансирование акта терроризма либо террористической организации; создание незаконного вооруженного формирования. Во вторую - преступления, которые можно рассматривать как акты терроризма, а именно терроризм (поджоги, взрывы и др.); захват заложника; угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля; нападение на лиц или учреждения, пользующихся международной защитой. Хамаганова А.Х.Специальные виды освобождения от уголовной ответственности за совершение преступлений террористического характера .// Адвокат.- 2003. - N 10. - С. 39.

Выделенная группа преступлений носит, по мнению законодателя, особый характер и определяется в первую очередь необходимостью предотвращения тяжких последствий таких преступлений. Обстоятельства их совершения таковы, что эти преступления могут нанести непоправимый вред в виде гибели людей, возможно, с большим числом жертв, причинения тяжкого вреда их здоровью, крупного имущественного ущерба.

Особое место в данной группе преступлений занимает преступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ - терроризм.

В советский период в Уголовных кодексах 1922, 1926, 1960 годов имелись главы, посвященные преступлениям против общественной безопасности, но само понятие "терроризм" отсутствовало.

Впервые уголовная ответственность за терроризм введена Федеральным законом от 1 июля 1994 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 10. - ст. 1109. .

Первоначальная редакция статьи 213.3. УК РСФСР содержала следующие признаки состава преступления - Совершение в целях нарушения общественной безопасности либо воздействия на принятие решений органами власти взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, а равно наступления иных тяжких последствий (терроризм).

За данное преступление предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от трех до пяти лет.

Статья предусматривала квалифицирующий признак - те же действия, если они причинили значительный имущественный ущерб, либо привели к наступлению иных тяжких последствий, либо совершены организованной группой. За данное преступление предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой.

Статья предусматривала особо квалифицирующий признак - те же действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие смерть человека. За данное преступление предусматривалось наказание в виде лишения наказываются лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискацией имущества или смертной казнью с конфискацией имущества.

Примечание к данной статье предусматривало основание освобождения от уголовной ответственности, если лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма своевременным предупреждением органов власти или иным образом способствовало предотвращению акта терроризма.

Уголовный кодекс Российской Федерации расширил основания применения уголовной ответственности за терроризм. Диспозиция статьи 205 УК РФ содержала следующие признаки: совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях

В первой редакции статьи 205 УК РФ были ужесточены санкции: за данное преступление предусматривалось наказание в виде лишения наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.

Статья предусматривала квалифицирующий признак - те же действия, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; в) с применением огнестрельного оружия. За данное преступление предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.

Статья предусматривала особо квалифицирующий признак - те же действия, предусмотренные частями первой или второй статьи 205 УК РФ, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, а равно сопряжены с посягательством на объекты использования атомной энергии либо с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ или источников радиоактивного излучения. За данное преступление предусматривалось наказание в виде лишения свободы на от десяти до двадцати лет.

Были изменены основания освобождения от уголовной ответственности - лицо, участвовавшее в подготовке акта терроризма, освобождалось от уголовной ответственности, если оно своевременным предупреждением органов власти или иным способом способствовало предотвращению осуществления акта терроризма при условии если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Дальнейшая редакция уголовной ответственности за терроризм шла по пути ужесточения санкций. Федеральным законом от 21 июля 2004 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в статьи 57 и 205 Уголовного кодекса Российской Федерации" Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 30. - ст. 3092. - предусматривалось наказание в виде лишения свободы на срок от восьми до двенадцати лет по ч. 1 ст. 205 УК РФ, от десяти до двадцати лет по ч. 2 ст. 205 УК РФ, от пятнадцати до двадцати лет или пожизненным лишением свободы по ч. 3 ст. 205 УК РФ.

Рассмотрим более подробно состав данного преступления.

1.2 Понятие терроризма по Уголовному Кодексу Российской Федерации

Одним из важнейших элементов преступления, а соответственно и признаков состава является объект преступления.

Родовой объект данного преступления - общественная безопасность и общественный порядок.

Видовой объект данного преступления общественная безопасность

Характер преступных действий, предусмотренных в ст. 205 УК РФ свидетельствуют о том, что рассматриваемая норма направлена на охрану общественной безопасности. Законодатель размещает состав данного преступления в главу 24 «Преступления против общественной безопасности»

Общественная безопасность - это, в соответствии с Законом РФ"О безопасности" от 5 марта 1992 г. . N 2446-I Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. - 1992. -N 15. - ст. 769; Собрание законодательства РФ. - 2005. - N 10. - ст. 303., состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы - совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты