Рефераты

Основы земельного права

p align="left">Земельные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться на основании правомерных и неправомерных действий (правонарушений). Так, например, при систематическом нарушении земельного законодательства пользователь может быть лишен права на землю. Земельный участок может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии нарушений, если он понадобился для государственных или общественных нужд.

Изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель, например, в случае соглашения сторон об изменении условий договора аренды, а также при некоторых других обстоятельствах, не приводящих к полному прекращению права пользования землей.

Наконец, земельные правоотношения могут различаться по степени взаимной обязанности их участников. Они могут быть отношениями равноправия (партнерские отношения) и отношениями подчиненности одной стороны другой. Как правило, равноправные земельные отношения возникают между теми или иными хозяйствами - пользователями земли. Так, согласование между соседями о порядке использования граничащих (смежных) участков осуществляется путем свободной договоренности. Одна сторона не может диктовать другой обязательных условий поведения, не учитывающих интересов соседа. Стороны этих отношений обязаны в равной мере воздерживаться от нарушения установленного порядка пользования землей. Устранение нарушений допускается не путем "самосуда", а компетентным органом государства (землеустроительной службой, судом, арбитражным судом). Партнерские отношения складываются между арендатором и арендодателем, в том числе при сдаче земельного участка в аренду, между колхозом, совхозом и коллективом, работающим на условиях внутрихозяйственного арендного подряда, поскольку участники этих отношений обязаны уважать права друг друга, добиваться взаимного согласия, не нарушать законных интересов другой стороны.

При отношениях подчиненности складывается иной характер поведения субъектов права пользования землей. В этих отношениях, как правило, одной из сторон является орган управления, который по закону правомочен давать те или иные указания землепользователю, добиваться от него тех или иных действий, контролировать его поведение и т.д. Так, должностное лицо землеустроительной службы может потребовать от всякой сельскохозяйственной организации прекращения работ, угрожающих порчей угодий, и землепользователь, собственник, землевладелец обязаны подчиниться этим законным требованиям.

По функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Регулятивные правоотношения - это такие отношения, которые урегулированы нормами земельного права и которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных действий.

Правоохранительные земельные отношения, в отличие от регулятивных, вызываются отклонением в поведении участника земельных отношений от нормы закона. Они, как правило, возникают по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя земельного законодательства. Названные отношения могут складываться и при отсутствии правонарушения, когда есть угроза его наступления. Поэтому, например, со стороны органов землеустроительной службы, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель, могут быть приняты охранительные (предупредительные) меры, чтобы не допустить назревающего правонарушения.

· Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве:

o по критерию содержания - на имущественные и неимущественные;

o по критерию определенности состава субъектов - на абсолютные и относительные; и т.д.

5. Правовой режим земель

· Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в соответствии с требованиями п. 1 ст. 8 Земельного кодекса в следующем порядке:

o
земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации;

o земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

o земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.

· Земель, находящихся в частной собственности:

o земель сельскохозяйственного назначения - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

o земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.

В настоящее время целевое назначение и категории установлены для всех земель Российской Федерации. В связи с тем что полномочия по переводу земель из одной категории в другую предоставлены всем субъектам, обладающим правами государственной или муниципальной собственности на землю, ст. 8 Земельного кодекса переводит регулирование порядка перевода земель на уровень федерального закона. Такой закон в настоящее время находится в стадии разработки. Он должен будет установить основные принципы перевода земель из одной категории в другую, основания для изменения целевого назначения, полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в области перевода земель из одной категории в другую, права граждан и юридических лиц при осуществлении процедуры изменения целевого назначения земельных участков.

Сегодня же указанный круг вопросов регламентируется лишь фрагментарно некоторыми из федеральных законов РФ. Так, например, Лесной кодекс РФ содержит нормы, устанавливающие порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, пользованием лесным фондом, и (или) порядок изъятия земельного лесного фонда (ст. 63) и порядок перевода лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом (ст. 64).

Федеральный закон от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (СЗ РФ 1999, № 14, ст. 1667) устанавливает, что в постоянное пользование организации - собственнику системы газоснабжения передаются земельные участки для строительства технологических объектов по добыче и хранению газа, объектов магистрального газопровода с переводом таких участков в категорию земель промышленности и транспорта (ст. 28).

В основном регулирование рассматриваемых отношений пока осуществляется на уровне подзаконных актов вплоть до ведомственных. Так, Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог (утверждено приказом МПС России от 15 мая 1999 г. № 26Ц, зарегистрировано в Минюсте РФ 27 июля 1999 г. № 1848/БНА ФОИВ, 1999, 16 августа, № 33) устанавливает, что пересмотр границ и размеров полосы отвода, изъятие временно не используемых земельных участков и перевод их из одной категории в другую осуществляются уполномоченными на то органами по согласованию с железными дорогами в порядке, установленном законодательством РФ (п. 5)4.

Поскольку "категория" составляет основу правового режима любого земельного участка, в п. 2 ст. 8 Земельного кодекса уделено особое внимание тому, в каких документах категория земель должна быть зафиксирована.

· Среди таких документов Кодекс, в частности, называет:

o акты федеральных органов исполнительной власти, акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и акты органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков. К таким актам относится: Свидетельство на право собственности на землю, утверждено Указом Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767, с изменениями и дополнениями от 24 декабря 1993 г., от 25 января 1999 г.;

o договоры, предметом которых являются земельные участки: Типовой договор купли-продажи (купчая) земельного участка, утвержден Роскомземом 2 июня 1993 г. №1-16/770, зарегистрирован в Минюсте РФ 10 июня 1993 г. №275/БНА РФ 1993 г. № 9, а также Типовые формы договоров дарения и мены земельными участками - рекомендованы письмом Роскомзема от 19 октября 1994 г. № 2-16/1629;

o документы государственного земельного кадастра - Правила оформления кадастрового плана земельного участка ГЗК-1-Т.О-04-01-01, утверждены Росземкадастром 10 апреля 2001 г.;

o документы о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним - Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утверждены постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219, с изменениями и дополнениями от 23 декабря 1999 г.;

o иные документы в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом (п. 3 ст. 8), нарушение порядка перевода земель из одной категории в другую служит основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

6. Право собственности на землю и иные права

Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество. По своей правовой природе - это одно из основных вещных прав. Выступая в качестве объекта права собственности, земля приобретает особенные правовые черты: она становится "имуществом" или "вещью" - тем предметом гражданского, а теперь и земельного права, который отличают особые юридические признаки.

Хотя Конституцией РФ, помимо государственной, частной и муниципальной, установлена возможность существования и "иных" форм собственности, земельное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных.

Особенностью права собственности на землю в России является то, что виды прав на землю определены в законодательстве "по субъекту". В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом. К субъектам правовых отношений, связанных с возникновением права собственности на землю, относятся также лица, вступающие в отношения по поводу приобретения этого права. Граждане и юридические лица как субъекты объединены содержанием права частной собственности на землю, которое им предоставлено законодательством.

В соответствии со ст. 16 Земельного кодекса государственной собственностью являются земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований.

При этом разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в России является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и имущество, принадлежащее на праве собственности ее субъектам (собственность субъекта Федерации).

От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника реализуют органы государственной власти в пределах их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2000 г. № 536 Минимущество России осуществляет проведение единой политики в области земельных и имущественных отношений; приватизацию, управление и распоряжение государственным имуществом и земельными ресурсами в пределах своей компетенции; регулирование деятельности на рынке недвижимости и при осуществлении оценочной деятельности; координацию в случаях, установленных федеральным законодательством, деятельности в области имущественных и земельных отношений иных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов Российской Федерации, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (ст. 125 ГК РФ).

Государство (в лице Российской Федерации и ее субъектов) в земельных отношениях может выступать в одной из двух ролей: в качестве суверена, устанавливающего нормы земельного законодательства, осуществляющего государственный контроль за использованием земель и другие функции, названные в ст.ст. 9, 10 Земельного кодекса, и в качестве собственника земельных участков - в последнем случае оно пользуется теми же правами и несет те же обязанности, что и другие собственники земельных участков. В соответствии со ст. 124 ГК РФ при заключении сделок с землей и в иных отношениях, регулируемых гражданским законодательством, Российская Федерация и ее субъекты выступают на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.

В Советском Союзе в условиях исключительной государственной собственности на землю существовал единый государственный земельный фонд, который не делился на собственность непосредственно Союза ССР и собственность союзных республик. После распада СССР за субъектами РФ было признано право государственной собственности на землю. Как следствие, возникла проблема разграничения государственной собственности на землю между Федерацией и ее субъектами. Постановление Верховного Совета РСФСР от 29 декабря 1991 г. "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" не затрагивало вопросов разграничения земли. Впервые Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. "О федеральных природных ресурсах"5 были выделены федеральные земли.

Наконец, процедура проведения разграничения государственной собственности на землю установлена Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю", принятым 17 июля 2001 г. и вступившим в силу 17 января 2002 г.

В соответствии с ним право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки. Основанием государственной регистрации права собственности являются акты Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю, а также вступившие в законную силу судебные решения по спорам, связанным с разграничением государственной собственности на землю.

В ст. 17 Земельного кодекса установлены основания возникновения федеральной собственности на землю. Помимо разграничения в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" к таковым относятся приобретение Российской Федерацией земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, и признание федеральными законами нахождения отдельных земельных участков в федеральной собственности.

В последнем случае речь идет о тех земельных участках, которые находятся в федеральной собственности по прямому предписанию федерального закона. Например, в Федеральном законе от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" предусмотрено, что земли и другие природные ресурсы, предоставленные внутренним войскам, находятся в федеральной собственности и используются внутренними войсками в соответствии с законодательством РФ (ст. 5). Подобные правовые нормы содержатся в Федеральных законах "Об обороне", "О государственной охране" и др. Этими законами государственная собственность на землю была разграничена в отношении отдельных земельных участков до принятия Закона "О разграничении государственной собственности на землю".

Поскольку осуществление разграничения государственной собственности на землю - процесс длительный, Законом "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что до разграничения государственной собственности на землю государственная регистрация права государственной собственности на землю для осуществления распоряжения землями, находящимися в государственной собственности, не требуется (п.10). Распоряжение указанными землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное. Порядок распоряжения указанными землями до разграничения государственной собственности на землю может быть определен Правительством РФ.

· В соответствии со ст. 18 Земельного кодекса право собственности на землю субъектов РФ возникает в случае:

o признания отдельных земельных участков находящимися в собственности субъектов РФ федеральными законами;

o разграничения государственной собственности на землю;

o приобретения земельных участков в собственность субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Отнесение отдельных земельных участков федеральными законами к собственности субъектов РФ является частным случаем разграничения государственной собственности на землю, которое осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".

Примером может служить Федеральный закон от 14 марта 1995 г. №33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", который отнес особо охраняемые природные территории регионального значения к собственности субъектов РФ (п. 6 ст. 2).

Земельные участки могут быть приобретены в собственность субъекта РФ, например, путем выкупа у гражданина или юридического лица для нужд субъекта Федерации. Порядок выкупа регулируется ст. 279 ГК РФ с учетом ст. 49 Земельного кодекса.

Необходимо отметить, что исключение из общего порядка установлено для двух субъектов Федерации: городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Закон "О разграничении государственной собственности на землю" установил, что он применяется в них с учетом особенностей, установленных другими федеральными законами. Этот же Закон предусматривает, что в Москве и Санкт-Петербурге в целях сохранения единства городского хозяйства установлен особый порядок: на них распространяются основания внесения в перечень земельных участков, на которые у них возникает право собственности, установленные и для субъектов Российской Федерации, и для муниципальных образований. Аналогичная форма содержится в п. 4 ст. 19 Земельного кодекса: при разграничении государственной собственности на землю в Москве и Санкт-Петербурге земельные участки в муниципальную собственность не передаются, эти субъекты Федерации передают принадлежащие им земли в собственность муниципальных образований на основании принимаемых ими законов.

Муниципальная собственность на землю, предусмотренная в ст. 19 Земельного кодекса, возникает в результате разграничения государственной собственности на землю в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" либо в случае приобретения земельных участков, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, по основаниям, установленным гражданским законодательством.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления (или в случаях, установленных законом, иные лица по специальному поручению органов местного самоуправления).

Следует отметить, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, признанные таковыми не только федеральными законами, но и принятыми в соответствии с ними законами субъекта Российской Федерации. Что касается гражданско-правовых оснований приобретения муниципальной собственности на земельные участки, то в отличие от государственной собственности она может возникать в порядке ст. 225 ГК РФ и на бесхозные земельные участки, от которых отказались собственники.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге установлены особые основания возникновения муниципальной собственности на земельные участки. Поскольку при разграничении государственной собственности на землю в этих субъектах Российской Федерации земельные участки в муниципальную собственность не передаются, остаются два из названных в п. 1 статьи основания: признание федеральным законом земельного участка находящимся в муниципальной собственности и приобретение земельного участка муниципальным образованием по основаниям, установленным гражданским законодательством.

При разграничении государственной собственности на землю в собственность того или иного муниципального образования переходят земли, находящиеся в границах этого требования. Однако муниципальное образование может приобрести, например купить, земельный участок, находящийся за пределами территории муниципального образования. Точно так же субъект Российской Федерации или непосредственно Российская Федерация могут передать безвозмездно в собственность муниципального образования любой участок, в том числе и находящийся за пределами его границ. Что касается Москвы и Санкт-Петербурга, то поскольку передача земельных участков в муниципальную собственность регулируется их собственными законами, по всей видимости, ими может быть предусмотрена и возмездная передача земельных участков. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (п. 1 ст. 15 Земельного кодекса).

Согласно ст. 213 ГК РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в силу закона не может принадлежать гражданам и юридическим лицам. Земельный кодекс установил перечень земель, изъятых из оборота, которые не могут находиться в частной собственности, и земель, ограниченных в обороте, которые не подлежат передаче в частную собственность (кроме случаев, установленных федеральным законом).

Что касается юридических лиц, то собственниками земли могут быть все коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий и финансируемых собственниками учреждений. Земельные участки могут быть как переданы в собственность юридического лица в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), так и приобретены этим юридическим лицом по иным основаниям. При этом общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенной ими земли и могут использовать ее лишь для целей, предусмотренных их учредительными документами.

Иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства не могут обладать земельными участками на праве собственности, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 15 Земельного кодекса). Следовательно, по общему правилу на всех остальных территориях, кроме перечисленных в статье, указанные лица могут приобретать земельные участки в собственность. Это, однако, не касается участков земли из земель сельскохозяйственного назначения, которыми иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, в соответствии со ст. 3 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения 2002 г., могут обладать только на праве аренды.

· В земельном кодексе (ст. 40) закреплены следующие права собственника земельного участка:

o использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые;

o пресные подземные воды, а также закрытые водоемы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иными словами, государство предоставило собственнику земельного участка возможность использовать, кроме земли, другие природные ресурсы, находящиеся в границах его участка, а также расположенные в недрах под участком. По общему правилу эти ресурсы находятся в собственности государства, за исключением замкнутых водоемов, которые согласно ст. 261 ГК РФ и ст. 40 Водного кодекса РФ находятся в собственности собственника земельного участка. Что касается пресных подземных вод и общераспространенных полезных ископаемых, то они относятся к государственной собственности. Поэтому государство закрепляет пределы использования указанных природных ресурсов собственниками земельных участков в ст. 19 Закона РФ "О недрах". В соответствии с указанной статьей собственники, владельцы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространенных полезных ископаемых, не числящихся на государственном балансе, и строительство подземных сооружений для своих нужд на глубину до пяти метров, а также устройство и эксплуатацию бытовых колодцев и скважин на первый водоносный горизонт, не являющийся источником централизованного водоснабжения, в порядке, устанавливаемом соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

· Также собственники и владельцы участков имееют право:

o возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

o проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культурно-технические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные закрытые водоемы в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

o другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

· Земельный кодекс также устанавливает, что собственник земельного участка имеет права собственности на:

o посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование. В последней ситуации это право принадлежит арендатору, землевладельцу, землепользователю;

o право собственности распространяется также на расположенные на земельном участке многолетние насаждения, за исключением случаев, установленных Лесным кодексом РФ. Согласно ст. 20 Лесного кодекса РФ древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земельном участке, находящемся в собственности граждан или юридического лица, принадлежит им на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоряжение указанной древесно-кустарниковой растительностью осуществляется собственником в соответствии с требованиями лесного законодательства РФ и законодательства РФ о растительном мире. Древесно-кустарниковая растительность, которая появилась в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после передачи его в собственность гражданину или юридическому лицу, является его собственностью, которой он владеет, пользуется и распоряжается по своему усмотрению.

Порядок залога земельного участка регулируется Гражданским кодексом (общие положения залоговых отношений распространяются и на залог земельного участка) (ст.ст. 334, 340 и другие статьи ГК РФ).

Как и другое имущество, земельный участок является предметом залога в качестве обеспечения выполнения обязательства собственника земли. Самым распространенным случаем является залог земельного участка для получения денежного кредита.

Договор о залоге должен быть заключен в письменной форме и удостоверен нотариально. Кроме того, он должен быть зарегистрирован в комитете по земельным ресурсам и землеустройству. Несоблюдение этого правила влечет недействительность договора.

Право дарения земельного участка имеют собственники земли (граждане и юридические лица) на основании Указа Президента Российской Федерации "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" (п. 2). Общие положения о дарении, так же как и при регулировании иных гражданско-правовых сделок, содержатся в гражданском законодательстве.

Для обеспечения заключения договоров дарения, так же как и договоров мены, Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству была разработана форма договора дарения земельного участка6.

Договор дарения земельного участка должен быть оформлен письменно и зарегистрирован в государственном органе регистрации сделок с земельными участками, как и иные сделки с землей.

Основания прекращения права собственности на земельный участок изложены в ст. 44 Земельного кодекса: при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам, отказе собственника от права собственности на земельный участок, в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Указанная статья в целом соответствует нормам Гражданского кодекса, с учетом особенностей земельных участков как имущества. В частности, в ней не упоминается о прекращении права собственности в случае гибели или уничтожения земельного участка, поскольку сама по себе такая ситуация невозможна: даже в случае деградации земли, нарушения почвенного покрова непосредственно земельный участок никуда не исчезает.

В соответствии со ст. 52 Земельного кодекса отчуждение собственником земельного участка осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом ограничения оборотоспособности земельных участков.

Условия и порядок отказа собственника от права на земельный участок регулируются ст. 53 Земельного кодекса.

Основания принудительного лишения собственника земельного участка регламентированы гражданским законодательством. Кроме случаев, перечисленных в ст. 235 ГК РФ, принудительное изъятие у собственника имущества не допускается.

Среди таких случаев в указанной статье названы выкуп у собственника земельных участков для государственных или муниципальных нужд, основания и порядок которого регламентированы ст.ст. 49 и 55 Земельного кодекса; реквизиция и конфискация, порядок осуществления которых в отношении земельных участков регулируются соответственно ст.ст. 50 и 51 Земельного кодекса.

· Иными словами, причинами лишения собственника прав на земельный участок в соответствии с гражданским законодательством могут быть:

o обращение взыскания на имущество по обязательствам. По российскому законодательству гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание (ст. 24 ГК РФ);

o гражданин, являющийся индивидуальным предпринимателем, если он не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признан несостоятельным по решению суда, и требования кредиторов в этом случае удовлетворяются за счет принадлежащего должнику имущества (ст. 25 ГК РФ);

o юридические лица, кроме финансируемых собственником учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом (ст. 56 ГК РФ).

Согласно ст. 278 ГК РФ обращение взыскания на земельный участок по обязательствам собственника допускается только на основании решения суда (в то время как для другого имущества в соответствии со ст. 237 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрен иной порядок обращения взыскания).

· Право собственности на имущество (в том числе земельный участок), на которое обращается взыскание, прекращается у собственника с момента возникновения права собственности на изъятое имущество у лица, к которому переходит это имущество:

o отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу. В отношении земельного участка это может быть, например, случай, когда участок из земель сельскохозяйственного назначения поступил в силу наследования по завещанию в собственность юридического лица или гражданина, который не ведет сельскохозяйственное производство и не входит в перечень субъектов, которым такой участок мог бы быть предоставлен. В соответствии со ст. 238 ГК РФ в этом случае собственник обязан произвести отчуждение такого участка в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. Если участок в установленный срок собственником не отчужден, он подлежит по решению суда принудительной продаже с передачей бывшему собственнику вырученной суммы либо передаче в государственную или муниципальную собственность с возмещением бывшему собственнику стоимости имущества, определенной судом; при этом вычитаются затраты на отчуждение имущества;

o отчуждение имущества, в том числе земельного участка, в случаях: выплаты участнику долевой собственности остальными собственниками компенсации вместо выдела его доли в натуре в силу п. 4 ст. 252 ГК РФ; решения суда о признании права собственника недвижимости на приобретение в собственность земельного участка, на котором эта недвижимость расположена, в силу п. 2 ст. 272 ГК РФ.

· Земельный участок может быть также изъят у собственника без выплаты его стоимости при ненадлежащем использовании этого участка в случаях:

o если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности, если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки (ст. 284 ГК РФ);

o если участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом (ст. 284 ГК РФ). В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, и время, в течение которого участок не может быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Поскольку специальных норм в отношении процедуры лишения права собственности на земельный участок при нарушении земельного законодательства пока не установлено, а ст. 286 ГК РФ отсылает к земельному законодательству, следует ориентироваться на нормы ст. 54 Земельного кодекса, устанавливающие такую процедуру в отношении землевладельцев и землепользователей.

В частности, к лишению права собственности вполне применимы нормы об исключительно судебном порядке принятия решения об изъятии земельного участка, об обязательности предварительного административного воздействия на нарушителя, о форме предупреждения о нарушении, выносимого органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля, с установлением срока для устранения нарушения.

Наконец, прекращение прав собственности на землю может произойти в результате приватизации и национализации.

При приватизации земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по решению самого собственника они отчуждаются в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законодательством.

При национализации, наоборот, происходит обращение в государственную собственность земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц. Это возможно только на основании специального закона. При этом должно производиться возмещение стоимости земельных участков и других убытков в порядке ст. 306 ГК РФ.

· Землепользование, землевладение и аренда земельных участков. В Земельном кодексе закреплена следующая система прав на землю лиц, не являющихся собственниками:

o постоянное (бессрочное) пользование земельными участками;

o пожизненное наследуемое владение земельными участками;

o аренда земельных участков;

o право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут);

o безвозмездное срочное пользование земельными участками.

Существовавшие до принятия Земельного кодекса и несоответствующие его положениям права на земельные участки (право хозяйственного ведения, право оперативного управления и др.) в соответствии со ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", в целях упорядочения видов прав на землю, подлежат переоформлению со дня введения Кодекса в действие.

Земельный кодекс предусматривает льготные условия по пользованию землей на праве бессрочного постоянного пользования только для государственных и муниципальных учреждений, федеральных казенных предприятий, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления. Гражданам, хозяйственным обществам и товариществам, производственным кооперативам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования не предоставляются. Хотя за теми из них, которым такое право было предоставлено ранее, Земельный кодекс его сохраняет.

Лица, пользующиеся землей на праве постоянного (бессрочного) пользования, не имеют права распоряжаться земельными участками, в том числе его внесения в уставный (складочный) капитал (п. 6 ст. 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Однако Земельным кодексом предусмотрены разные возможности граждан и юридических лиц по дальнейшему использованию земельных участков на этом праве. Граждане могут продолжать использовать участки на указанном праве и их возможность переоформить его на право собственности сроком не ограничена. Юридические лица, за исключением названных в п. 1 ст. 20 Земельного кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участи в собственность по своему желанию до 1 января 2004 г. в соответствии с правилами ст. 36 Земельного кодекса.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты