Теоретический вопрос: Понятия, особенности и виды сельскохозяйственных кооперативов
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ - по гражданскому законодательству РФ организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива (ст. 1 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»). СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива или сельскохозяйственного потребительского кооператива.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ создается и функционирует на основе следующих принципов:
а) добровольности членства;
б) взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его хозяйственной деятельности;
в) распределения прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива;
г) ограничения участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;
д) ограничения дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива;
е) управления деятельностью кооператива на демократических началах по принципу 1 член кооператива - 1 голос;
ж) доступности информации о деятельности кооператива для всех его членов.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ является юридическим лицом и имеет следующие правомочия:
а) создавать представительства и филиалы, осуществлять свои права на территории РФ и за ее пределами;
б) осуществлять виды деятельности, предусмотренные ст. 3 и 4 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», и иные не запрещенные законом виды деятельности;
в) иметь в собственности, покупать или иным образом приобретать, продавать, закладывать и осуществлять иные вещные права на имущество и земельные участки, в т.ч. переданные ему в виде паевого взноса в паевой фонд кооператива, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ и субъектов РФ;
г) создавать резервный и др. неделимые фонды и вкладывать средства резервного фонда в банки и др. кредитные организации, в ценные бумаги и иное имущество;
д) привлекать заемные средства, а также выдавать денежные кредиты и авансы членам кооператива;
е) заключать договоры, а также осуществлять все права, необходимые для достижения целей, предусмотренных уставом кооператива;
ж) осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством РФ;
з) обращаться в суд или арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных и иных органов, а также с заявлениями о неправомерности действий должностных лиц, нарушающих права кооператива;
и) осуществлять реорганизацию или ликвидацию кооператива.
Особенности образования С.к. регулируются статьями гл. II ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». В целях образования С.к. граждане и юридические лица, изъявившие желание создать его, формируют организационный комитет, в обязанности которого входят: подготовка технико-экономического обоснования проекта производственно-экономической деятельности С.к., включающего размер паевого фонда кооператива и источники его образования; подготовка проекта устава С.к.; прием заявлений о вступлении в члены С.к., в которых должно быть отражено согласие участвовать в его производственной либо иной хозяйственной деятельности и соблюдать требования устава С.к.; подготовка и проведение общего организационного собрания членов кооператива.
Организационный комитет вправе установить размеры вступительных членских взносов для покрытия организационных расходов по образованию С.к. с отчетом об их использовании на общем собрании членов кооператива.
Общее организационное собрание С.к.:
а) принимает решение о приеме в члены С.к.;
б) утверждает устав С.к.;
в) избирает органы управления кооперативом.
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством с учетом требований ст. 9 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Данным Федеральным законом установлены правила образования С.к. при реорганизации сельскохозяйственных организаций (ст. 10).
Устав СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО КООПЕРАТИВА должен содержать обязательные сведения, включающие в себя:
а) наименование С.к.;
б) место нахождения С.к.;
в) срок деятельности С.к. либо указание на бессрочный характер его деятельности;
г) предмет и цели деятельности С.к.
При этом достаточно определить одно из главных направлений деятельности с указанием, что кооператив может заниматься любой деятельностью в пределах целей, для достижения которых он образован;
д) порядок и условия вступления в С.к., основания и порядок прекращения членства в нем;
е) условия о размере паевых взносов членов С.к.;
ж) состав и порядок внесения паевых взносов, ответственность за нарушение обязательства по их внесению;
з) размеры и условия образования неделимых фондов, если они предусмотрены;
и) условия образования и использования резервного фонда;
к) порядок распределения прибыли и убытков;
л) условия субсидиарной ответственности членов кооператива в размере не ниже установленного ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»;
м) состав и компетенцию органов управления С.к., порядок принятия ими решений, в т.ч. по вопросам, требующим единогласного решения или принятия решения квалифицированным большинством голосов;
н) права и обязанности членов С.к. и ассоциированных членов кооператива;
о) характер и порядок личного трудового участия в деятельности кооператива, ответственность за нарушение обязательства по личному трудовому участию;
п) время начала и конца финансового года;
р) порядок оценки земельных участков, земельных долей и иного имущества, вносимого в счет паевого взноса;
с) порядок публикации сведений о государственной регистрации, ликвидации и реорганизации С.к.;
т) порядок и условия реорганизации и ликвидации С.к.;
у) фамилии, имена, отчества, даты рождения, места жительства, серии и номера паспортов или заменяющих их документов членов С.к., утвердивших устав, и членов его правления. Устав С.к. может включать в себя и иные сведения, не противоречащие законодательству. Копия устава С.к. выдается каждому его члену либо находится в доступном для ознакомления с ним месте.
Управление С.к. осуществляют общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление и (или) председатель, наблюдательный совет, создаваемый в потребительском кооперативе в обязательном порядке, в производственном - в случае, если число членов кооператива составляет не менее 50. Полномочия, структура органов управления С.к., порядок избрания и отзыва членов правления и членов наблюдательного совета кооператива, а также порядок созыва и проведения общего собрания членов кооператива либо собрания уполномоченных устанавливаются в соответствии с ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» уставом кооператива.
Виды СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КООПЕРАТИВОВ.
Сельскохозяйственные кооперативы существуют двух видов:
а) производственные
б) потребительские.
ЗАДАЧА 1
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства С. умер, у него имелась земля, дом и другое движимое имущество. Наследники, а их было трое: жена и двое детей, не являлись членами крестьянского (фермерского) хозяйства, но и сын и дочь изъявили желание принять наследство и продолжать деятельность в крестьянском (фермерском) хозяйстве, жена не изъявила желания стать членом крестьянского (фермерского) хозяйства. Она потребовала свою долю не только в имуществе, но и земельную долю, обосновывая это тем, что она должна быть больше, чем у детей, т.к. полученную земельную долю при реорганизации колхоза, она сдала в аренду мужу, как главе крестьянского (фермерского) хозяйства.
Разрешите дело по существу, основываясь на законе. Приведите обоснование законности требования жены С.
ОТВЕТ:
Иск жены фермера С. подлежит удовлетворению.
При отсутствии соглашения между членами хозяйства и наследником об ином, доля наследодателя в этом имуществе считается равной долям других членов хозяйства (ч. 2 ст. 1179 Гк РФ).
Если будет принято решение о принятии наследника в члены хозяйства указанная компенсация наследнику не выплачивается.
Возможна ситуация, когда после смерти члена крестьянского (фермерского) хозяйства хозяйство прекращается, в том числе в связи с тем, что наследодатель был единственным членом хозяйства, а среди его наследников нет лиц, желающих продолжать ведение крестьянского (фермерского) хозяйства.
В этом случае имущество крестьянского хозяйства подлежит разделу между наследниками по правилам ст. 9 ФЗ РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и ст. 258, 1182 ГК РФ.
Общие правила раздела имущества крестьянского (фермерского) хозяйства установлены ст. 258 ГК РФ. А вот особенности наследования и раздела земельных участков хозяйства определяются ст. 1181 и 1182 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими законами.
Статья 1181 ГК РФ устанавливает, что принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных ГК РФ.
Раздел земельного участка, который принадлежит наследникам на праве общей собственности, производится с учетом минимального размера земельного участка, установленного для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.
При невозможности раздела земельного участка в случае, если его размер меньше минимального размера, установленного для участков крестьянских (фермерских) хозяйств такой земельный участок переходит к наследнику, имеющему преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли этого земельного участка.
Наследник, обладавший совместно с наследодателем правом общей собственности на неделимую вещь (ст. 133 ГК РФ), доля в праве, на которую входит в состав наследства, имеет при разделе наследства преимущественное право на получение в счет своей наследственной доли вещи, находившиеся в общей собственности, перед наследниками, которые ранее не являлись участниками общей собственности, независимо от того, пользовались они этой вещью или нет.
ЗАДАЧА 2
Федоров, переехавший из города на постоянное место жительство в село, обратился с заявлением в местную администрацию с просьбой о предоставлении ему бесплатно земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства в пределах установленных норм и дополнительно к нему участка за плату. Администрация удовлетворила его просьбу и вынесла решение о предоставлении Федорову земельного участка по установленной среднерайонной норме бесплатной передачи земли в собственность граждан и 15 га земли за плату.
Оцените решение администрации.
ОТВЕТ:
Решение администрации незаконно.
Мало того, что предоставление бесплатной земли не предусмотрено законодательством, ее продажа возможна лишь на аукционах (отдельное спасибо закону «Об обороте земель с/х назначения). А если фермеру удастся приобрести участок для КФХ в аренду (конечно же на конкурсной основе), то право выкупа через 3 года (и то только в случае соблюдения целевого использования земли, что означает - никаких самовольных построек зданий и строений, за исключением - сооружений) возникает по РЫНОЧНОЙ цене. Т.е., улучшив участок, он повышает рыночную стоимость, и соответственно сумму для выкупа. Тут одна надежда - рыночный оценщик может установить рыночную стоимость вполне в свободном диапазоне.
Основная проблема - администрация в праве отказать в предоставлении земельного участка. Земель запаса (из которых и формируются предоставляемые земельные участки) в районах ничтожно мало, поскольку львиная доля земель находится в паях - более 110 млн. га сельхозугодий! Да и переводить их из одной категории в другую администрация не хочет - больно уж трудоемкая и длительная процедура.
Исходя из существующей тенденции государственных программ по расселению из мегаполисов, администрация теперь не очень то настроена распродавать остатки земли частникам, тем более фермерам, которым нужны не сотки, а гектары.
Но все же исходя из практики - если администрация заинтересовалась предоставлением участка для КФХ, то по времени процедура занимает не менее полутора лет. В процессе нужно будет (конечно же за свой счет) размежевать земельный участок, осуществить постановку его на кадастровый учет, далее осуществить действия направленные на внесение изменений в кадастр после смены категории. Оплатить за рыночную оценку предоставляемого участка. Ну а далее - как на аукционе повезет.
Так что исходя из законов - бесплатной земли для КФХ предоставлено быть не может.
Также с 2001г. ЗК упразднил предоставление участков на праве пожизненного наследуемого владения.
ЗАДАЧА 3
Предприятие по энергетическому обслуживанию предъявило фермеру Семенову счет за выполнение договорных обязательств по электрификации кормоцеха животноводческого комплекса фермера на сумму 34320 руб., хотя материалы и оборудование стоили только 18620 руб. Остальная сумма значилась в счетах как плата за выполнение работы по электрификации кормоцеха. Поскольку монтажные и наладочные работы были проведены фермером Семеновым, последний отказался выплатить энергетическому предприятию 34320 руб., не возражая против оплаты 18620 руб., то есть стоимости материалов и оборудования.
Предприятие по энергетическому обслуживанию обратилось с жалобой в Ассоциацию крестьянских хозяйств района и районное управление сельского хозяйства, и по их распоряжению 34320 руб. были переведены со счета фермера Семенова на счет предприятия. Семенов обратился с иском в суд.
Каков правовой режим имущества крестьянского хозяйства?
Разъясните действующие законодательство, регулирующее договорные отношения крестьянского (фермерского) хозяйства.
Какова природа договорных отношений по энергетическому обслуживанию крестьянского (фермерского) хозяйства?
Каковы права и обязанности ассоциации крестьянских хозяйств в сфере регулирования имущественных, земельных, трудовых общественных отношений крестьянских хозяйств?
На основе, каких правовых принципов строятся взаимоотношения государственных сельскохозяйственных органов (в том числе и районного управления сельского хозяйства) и крестьянского (фермерского) хозяйства?
Каков порядок рассмотрения имущественных споров крестьянских хозяйств?
Подлежит ли удовлетворению иск фермера Семенова?
ОТВЕТ:
Каков правовой режим имущества крестьянского хозяйства?
Правовой режим имущества выражен в законодательном закреплении правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом крестьянского хозяйства. Особенность правового режима имущества крестьянских (фермерских) хозяйств - различный субъектный состав в имущественных и земельных правоотношениях.
Правовой режим имущества крестьянского хозяйства регулируется гл. 3 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В п. 1 ст. 6 указанного Закона приведен перечень имущества фермерского хозяйства.
По своему составу имущество крестьянского хозяйства достаточно разнообразно и обусловлено спецификой ведения сельскохозяйственного производства. Прежде всего, это земельный участок, являющийся неотъемлемой и особой составляющей имущественного комплекса хозяйства.
В перечень обязательно включены насаждения, постройки жилого и хозяйственного назначения, специальные сооружения, продуктивный и рабочий скот, различного рода техника, оборудование и инвентарь.
Перечень не закрыт, но сделана оговорка, в соответствии с которой, признаком приведенных в нем объектов является необходимость их для осуществления деятельности фермерского хозяйства. В соответствии со ст. 244 ГК РФ имущество может принадлежать на праве собственности одному, двум или нескольким субъектам.
В тех случаях, когда имущество находится в собственности двух или нескольких лиц, они, осуществляя владение, пользование и распоряжение этим имуществом, должны учитывать интересы других участников общей собственности, т. е. сособственников.
В целях обеспечения скоординированности деятельности участников общей собственности в ГК РФ сформулирована совокупность правовых норм, регулирующих общую собственность (гл. 16 ГК РФ).
В соответствии с п. 2 ст. 6 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» полученные плоды, произведенная продукция и доходы, полученные фермерским хозяйством в результате использования его имущества становятся общим имуществом, т. е. поступают в общую собственность членов хозяйства.
Доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество фермерского хозяйства устанавливаются соглашением между членами фермерского хозяйства. Члены фермерского хозяйства сообща владеют и пользуются имуществом фермерского хозяйства. Порядок владения и пользования имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 3 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Разъясните действующие законодательство, регулирующее договорные отношения крестьянского (фермерского) хозяйства
Конституция РФ принята 1 2 декабря 1993 г., обладает высшей юридической силой - составляет фундамент для формирования и развития аграрного права, регулирует в общей форме в качестве Основного Закона государства и гражданского общества аграрные отношения, определяет конституционные параметры рыночной аграрной экономики, дает простор развитию правовых институтов, относящихся не только к государственному, но и другим отраслям, в том числе и к аграрному праву.
Аграрное законодательство регулирует договорные отношения сельских товаропроизводителей, но деятельность всех предприятий АПК шире сферы действия аграрного законодательства. Отрасль современного аграрного законодательства состоит из нескольких крупных подотраслей, представляющих собой массивы нормативных актов:
1) государственное руководство сельским хозяйством включает нормативные правовые акты о системе органов управления, о государственной политике в области ценообразования на продукцию сельского хозяйства, финансирования и кредитования аграрных предприятий, применения льгот и дотаций, лицензирования отдельных видов деятельности и т. п.;
2) правовой статус сельскохозяйственных формирований - обществ, товариществ, кооперативов, а также крестьянских и личных подсобных хозяйств. Общие нормы об организационно-правовых формах юридических лиц содержатся в гражданском законодательстве. К аграрному же относятся правовые акты, регулирующие либо особенности отдельных форм предпринимательства (принятие таких актов прямо предусмотрено, например, законами об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью), либо деятельность таких чисто аграрных формирований, как сельскохозяйственные кооперативы и крестьянские хозяйства;
3) договорные отношения в сфере агропромышленного комплекса. Здесь принцип тот же - все договоры регулируются Гражданским кодексом РФ (ГК РФ), но конкретизация его норм по отношению к договорам, применяемым в агропромышленной сфере, производится в аграрных нормативно-правовых актах;
4) отдельные отрасли сельскохозяйственного производства. Включают нормативные акты, направленные на стимулирование развития отдельных отраслей животноводства и растениеводства (например, овцеводства, пчеловодства, льноводства, виноградарства), внедрение прогрессивных и экологически чистых технологий производства той или иной сельскохозяйственной продукции, соответствие ее стандартам качества и безопасности. Кроме того, сюда можно отнести группу актов, которые регулируют сельскохозяйственную деятельность, связанную с научным, ветеринарным, агрономическим, агрохимическим обслуживанием аграрного производства, в том числе вопросы селекции, семеноводства, племенного животноводства.
Какова природа договорных отношений по энергетическому обслуживанию крестьянского (фермерского) хозяйства?
Статья 539 Гражданского Кодекса. Договор энергоснабжения
1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Статья 543 ГК РФ. Обязанности покупателя по содержанию и эксплуатации сетей, приборов и оборудования
1. Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
2. В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
3. Требования к техническому состоянию и эксплуатации энергетических сетей, приборов и оборудования, а также порядок осуществления контроля за их соблюдением определяются законом, иными правовыми актами и принятыми в соответствии с ними обязательными правилами.
Каковы права и обязанности ассоциации крестьянских хозяйств в сфере регулирования имущественных, земельных, трудовых общественных отношений крестьянских хозяйств?
В целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов согласно ст. 20 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» фермерские хозяйства могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.
Статья 12 Закон о Некоммерческих организациях. Права и обязанности членов ассоциаций и союзов
1. Члены ассоциации (союза) вправе безвозмездно пользоваться ее услугами.
2. Член ассоциации (союза) вправе по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года. В этом случае член ассоциации (союза) несет субсидиарную ответственность по ее обязательствам пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода.
Член ассоциации (союза) может быть исключен из нее по решению остающихся членов в случаях и в порядке, которые установлены учредительными документами ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).
3. С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый член. Вступление в ассоциацию (союз) нового члена может быть обусловлено его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления.
Типовые функции ассоциации:
· защита интересов фермерских хозяйств и других субъектов малого сельского предпринимательства;
· оказание консультационной помощи районным ассоциациям и их членам;
· организации сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
· организация выставок-ярмарок, конкурсов для фермеров и других субъектов малого предпринимательства, а также личных подсобных хозяйств;
· развитие межрегионального сотрудничества фермеров и других субъектов малого предпринимательства;
· содействие фирмам - производителям сельскохозяйственной техники и других средств производства по внедрению новых технологий, повышающих эффективность малого предпринимательства.
Высшим органом управления ассоциации является конференция фермеров.
На основе, каких правовых принципов строятся взаимоотношения государственных сельскохозяйственных органов (в том числе и районного управления сельского хозяйства) и крестьянского (фермерского) хозяйства?
Под государственным регулированием агропромышленного производства следует понимать влияние государства на производство, переработку и реализацию сельхоз. продукции, и помимо нее сырья и продовольствия. Агропромышленное производство включает в себя техническое обслуживание и материально--техническое обеспечение данного производства.
Основными задачами регулирования агропромышленного производства являются стабилизация и развитие данного производства, обеспечение безопасности РФ в сфере продовольствия, улучшение продовольственного обеспечения населения РФ, поддержание экономического партнерства между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, сближение товаропроизводителей в сфере агропромышленного производства.
Начиная с 26 июля 1997 г. агропромышленное производство в РФ регулировалось Федеральным Законом «О государственном регулировании агропромышленного производства».
Именно этим нормативно-правовым актом было дано основное понятие регулирования агропромышленного производства. Но уже с 1 января 2005 г. ФЗ РФ «О государственном регулировании агропромышленного производства» утратил силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ.
На данный момент регулирование агропромышленного производства осуществляется на основании нескольких нормативно-правовых актов, основным из которых является ЗК РФ и многие другие акты. Основными направлениями государственного регулирования агропромышленного производства являются:
1) формирование и функционирование рынка сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия;
3) защита интересов отечественных товаропроизводителей при осуществлении внешнеэкономической деятельности;
4) развитие науки и осуществление научной деятельности в сфере агропромышленного производства;
5) развитие социальной сферы села;
6) иные направления, определенные законодательством РФ.
Товаропроизводителям в сфере агропромышленного производства гарантируется возможность свободной реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия. Органы государственной власти стимулируют формирование рыночной системы сбыта и реализации сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия в соответствии с действующим законодательством, а в случаях нарушения баланса производства и потребления, а также невозможности реализации на рынке сельскохозяйственных продукции, сырья и продовольствия отдельных их видов государство выступает гарантом их сбыта в соответствии с законодательством РФ.
Каков порядок рассмотрения имущественных споров крестьянских хозяйств?
В соответствии со ст. 253 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется сособственниками сообща и, в отличие от долевой собственности, не зависит от размера вклада каждого из них в создание общего имущества.
Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при возражении хотя бы одного из них - в порядке, установленном судом. Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства.
Особый правовой режим имущества будут иметь и унитарные предприятия, созданные крестьянским (фермерским) хозяйством.
Порядок распоряжения имуществом фермерского хозяйства определяется соглашением, заключенным между членами фермерского хозяйства в соответствии со ст. 4 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В соответствии со ст. 253 ГК РФ при совершении одним из сособственников сделки по распоряжению имуществом, находящимся в совместной собственности, предполагается, что она осуществлена по согласию всех сособственников независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом.
При распоряжении имуществом, находящимся в долевой собственности, согласие всех ее участников не резюмируется. Поэтому участник долевой собственности вправе распорядиться общим имуществом, если он имеет соответствующие полномочия, основанные на доверенности выданной ему другими участниками долевой собственности.
При распоряжении общим имуществом действует принцип: один участник права общей собственности - один голос. Размер доли не принимается во внимание. Необходимо единогласное решение всех сособственников. При отсутствии единогласия спор может быть решен судом по иску любого из сособственников.
При возмездном отчуждении действует преимущественное право покупки доли участниками долевой собственности, предусмотренное ст. 250 ГК РФ. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства главой фермерского хозяйства.
По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах фермерского хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом, определенным в ст. 6 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Подлежит ли удовлетворению иск фермера Семенова?
Не подлежит.
ЗАДАЧА 4
Венков подал заявление в правление сельскохозяйственного кооператива «Луч» о приеме его в члены кооператива. Рассмотрев заявление Венкова, правление кооператива отказало ему в приеме в члены по тем основаниям, что кооператив не нуждается в рабочей силе и, кроме того, Венков был ранее судим за хулиганство.
Считая решение, правление сельскохозяйственного кооператива «Луч» неправильным, Венков обратился с жалобой в суд, в котором просил отменить решение правления кооператива по тем мотивам, что оно не вправе решать вопрос о приеме в члены кооператива, поскольку этот вопрос составляет исключительную компетенцию общего собрания членов кооператива.
Решите дело по существу. Составьте проект решения.
ОТВЕТ:
Проект решения.
Иск удовлетворить.
Поскольку гр-н Венков подавал заявление о приеме его в члены кооператива, согласно ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» прием новых членов относится к исключительной компетенции Общего собрания кооператива.
Дирекция (правление) не имеет право самостоятельно решать такие вопросы, так как член кооператива, платит взносы и не является наемным работником принятым на основе трудового договора.
На дирекцию возлагаются обязанности в соответствии с уставом кооператива.
В том числе это может быть и обязанность по приему на работу в кооператив на основе трудового договора.
Что касается вступления в союз новых членов, то п. 8 ст. 5 ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» говорит о порядке, предусмотренном уставом союза, а п. 3 ст. 123 ГК РФ - о том, что новый участник может войти в ассоциацию (союз) только с согласия ее членов.
ЗАДАЧА 5
По окончании очередного финансового года в сельскохозяйственном кооперативе сложилась неблагоприятная обстановка с выплатой - заработной платы. Основная часть средств, вырученных от реализации собственной продукции, ушла на уплату налогов, покупку запасных частей к тракторам, закупку дизельного топлива.
Учитывая, что спрос на продукцию был невелик, денежных средств на выплату заработной платы не осталось. Было принято решение произвести оплату труда работников и членов кооператива в полном объеме собственной продукцией.
Большинство членов кооператива с таким решением не согласилось и обратилось в суд с требованием обязать администрацию кооператива произвести оплату труда только денежными средствами.
Суд отказал в удовлетворении заявленных требований.
Решите дело по существу. Напишите решение суда.
В каком размере по отношению к заработной плате работников кооператива может использоваться натуральная форма оплаты труда?
ОТВЕТ:
Производственный кооператив самостоятельно определяет формы и системы оплаты труда членов кооператива. Оплата труда может производиться как деньгами, так и в натуральной форме. Размер оплаты труда членов производственного кооператива определяется в зависимости от его личного трудового участия и доходов кооператива. Помимо оплаты труда член кооператива получает кооперативные выплаты в порядке и в сроки, которые предусмотрены уставом кооператива.
Порядок распределения прибыли (доходов) и убытков между членами кооператива - исключительная прерогатива Общего Собрания членов кооператива.
В данном случае администрация кооператива выполнила указание Общего собрания членов кооператива. Иск неуместен.
Для иных наемных работников (не членов кооператива) в соответствии со статьей 131 Трудового кодекса РФ, вступившего в силу с 1 февраля 2002 года, выплата заработной платы в организациях, на предприятиях, в учреждениях должна производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях).
Вместе с тем, условиями коллективного или непосредственно трудового договора может быть предусмотрена и иная (неденежная) форма выплаты заработной платы, не противоречащая действующему законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации. Условиями данных договоров в соответствии со статьей 136 ТК РФ должны быть установлены также место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме.
Особое внимание следует обратить на тот факт, что иные (неденежные) формы оплаты труда могут применяться только с согласия самого работника, подтвержденного его письменным заявлением, а доля заработной платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20 процентов от общей суммы заработной платы.
Список литературы
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 31.07.1998 г. № 148-ФЗ // Российская газета, 1998 г. № 148-149.
2. Налоговый Кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 5.08.2000 г. № 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2000 г. № 32, ст. 3340.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2001 г. № 44, ст. 4147.
4. Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8.12.1995 г. № 193-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1995 г. № 50, ст. 4870.
5. Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве от 11.06.2003 г. №74-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2003 г. № 24, ст. 2249.
6. Закон Российской Федерации «О плате за землю» от 11.10.1991 г. № 1738-1 // Ведомости СНД и ВС РФ, 1991г. № 44, ст. 1424.
7. Аграрные отношения: теория, историческая практика, перспективы развития / Буздалов И.Н., Крылатых Э.Н., Никонов А.А. и др. - М.: Наука, 1993.