Рефераты

Особенности демократии Древней Греции

p align="left">Форма политической организации социалистического общества в представлении теоретиков левых некоммунистических сил Запада (социал-демократов и неомарксистов), а также некоторых коммунистов в коммунистических партиях Западной и Восточной Европы. Согласно концепции социалистической демократии, демократия в социалистическом обществе должна распространяться не только на сферу политики (как при буржуазной демократии), но и на экономику, работу, культуру. Это станет возможным благодаря установлению общественной собственности на все или большую часть средств производства, что позволит преодолеть ограничения демократии, связанные с частной собственностью и злоупотреблениями собственниками своей властью. Социалистическая демократия является не отрицанием буржуазной демократии, но ее расширением и распространением на все сферы человеческой деятельности, что позволит предоставить людям качественно большую свободу, чем та, которую предоставляет буржуазная демократия в условиях капитализма.

Сторонники этой концепции критиковали “реальный социализм” в СССР и других коммунистических странах, указывая на дефицит в них демократии, на тоталитарный характер их политических систем. По мнению сторонников социалистической демократии, современное общество станет подлинно социалистическим лишь после дополнения его демократией, т. е. прежде всего после ликвидации монополии на власть коммунистической партии и установления политического и идеологического плюрализма.

Так, марксист О. Бауэр писал в 1936 году, что противоречие между демократическим социализмом Запада и революционным социализмом Востока “будет устранено в тот день, когда современная диктатура станет на путь своего решительного преобразования в социалистическую демократию”. Это преобразование, по Бауэру, предлагало демократизацию современного государства и экономики, установление контроля трудящихся над бюрократией, ее доходами привилегиями.Соловьев А.И., Политология: политическая теория, политические технологии: Учеб. для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2001. К преобразованию современного тоталитаризма в систему социалистической демократии социал-демократические лидеры и идеологи признавали и позднее. Эта концепция социалистической демократии была воспринята реформистскими коммунистами (в современной терминологии - “правыми ревизионистами”) в Восточной Европе после смерти Сталина в 1953 году и разоблачения его преступлений в 1956 году. В 1968 году она активно использовалась сторонниками демократического социализма в Чехословакии. Так, известный деятель “пражской весны” философ И. Свитак считал необходимой замену тоталитарной диктатуры социалистической демократией без отказа от социалистических завоеваний, в особенности - от общественной собственности на средства производства. Чехословацкие реформисты полагали, что диктатура пролетариата, являющаяся не демократией, но неизбежной на первой стадии строительства социализма, в ЧССР выполнила вою историческую задачу, поэтому актуальным стал переход ко второй стадии социализма - всенародной демократии или социалистической демократии (очевидно отличие этой концепции от официальной советской трактовки, фактически ставившей знак равенства между социальной демократией и диктатурой пролетариата). Социалистическая демократия, по мнению М. Йодла, М. Кусы, И. Свитака и других реформаторов, предполагала политический и идеологический плюрализм, право на оппозицию, отделение коммунистической партии Чехословакии от государства. Близкие к этим идеям концепции социалистической демократии на Западе развивали коммунистические теоретики Э. Фишер (исключен из компартии Австрии в 1969 году) и Р. Гароди (исключен из Французской компартии в 1970 году), впоследствии - еврокоммунисты.Соловьев А.И., Политология: политическая теория, политические технологии: Учеб. для вузов. - М.: Аспект-Пресс, 2001.

Процедурная демократия

Комплекс политической технологии, обеспечивающий существование и развитие демократических институтов, избирательного процесса (нормирование, избирательные законы, правила документирования и т. д.), процедурные правила работы государственных и иных учреждений, нормы и условия их взаимодействия, регламент производственных процедур - совещаний, отчетов, запросов, взаимоотношений между учреждениями и внутри них. Процедурная демократия - это организационная форма демократии. При отсутствии или недостатках содержательных устоев демократического процесса процедурная демократия оказывается его главной дисциплинирующей основой, выполняя функции кодекса поведения граждан демократического общества.

Демократия участия.

Концепция демократии, разработанная в 20 веке (Л. Штраус, Э. Фегелин и др.) предполагает, что для успешного функционирования политической системы необходимо, чтобы все большая и большая часть общества активно участвовала во всех сферах его политической жизни. Степень демократии участия определяет политическую культуру страны.

1. Возникновение государства в Греции

История цивилизации с присущей ей государственно-правовой организацией человеческой жизни начинается с Древнего Востока.

Её новая и более высокая ступень связана с развитием античного (греко-римского) общества, сформировавшегося на юге Европы, в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в первом тысячелетии до нашей эры, в начале первого тысячелетия нашей эры. Именно к этому времени относится впечатляющие успехи греков во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой.

Наше нынешнее понятие “страна”, подразумевающее некую местность, на территории которой в едином государстве, управляемом единым правительством, проживает все ее население, неприменимо к античной Греции. Наоборот, она представляла собой конгломерат нескольких сотен независимых городков, окруженных сельскохозяйственными угодьями. В отличие от так называемых национальных государств - США, Франции, Японии и других стран, которые по большей части и образуют структуру современного мира, располагавшиеся на территории Греции суверенные государства были городами-государствами. Самым знаменитым из них и в классическую, и в более позднюю эпоху были Афины. В 507 году до н. э. его граждане применили систему “народных правительств”, просуществовавшую почти два столетия, до той поры, пока Афины не были покорены более могущественной Македонией, граничившей с ними на севере (после 321 года до н. э. афинское правительство на несколько поколений освободилось из-под ее власти, а затем город был вновь покорен - на этот раз римлянами).

В первую очередь, необходимо отдать должное уникальной политической системе античной демократии, разработанной и существовавшей в Древней Греции вплоть до прекращения существования последней как государства; в значительной мере с помощью античной философии, в древнегреческом праве были созданы шедевры, которые вошли в сокровищницу мировой культуры и по сей день являются неотъемлемой частью жизни современного правового общества.

Хотя в Греции так и не возникла юридическая наука как таковая, и не произошло строгой фиксации правовых понятий, тем не менее, греческим юристам эллинистической эпохи (см. ниже) удалось увеличить и усовершенствовать состав юридических формул. Создание и фиксация разветвленной системы обязательственных правовых норм, которая оказала решающее влияние на юридическую мысль средних веков и нового времени, принадлежит к числу самых выдающихся достижений римлян. Выдающуюся роль в истории формировании этого опыта сыграли мыслители Древней Греции. Они стояли у истоков возникновения теоретического подхода к проблематике государства, права и политики. Усилиями древнегреческих исследователей был совершён переход от мифологического восприятия окружающего мира к рационально-логическому способу его познания и объяснения.

Именно греки (вероятнее всего, афиняне) ввели в обиход термин “демократия”. Судя по всему, термин демократия, носивший оттенок недоброжелательности, употреблялся аристократами как эмоционально окрашенный эпитет и выражал презрение к простолюдинам, которые сумели оттеснить аристократов от управления государством. Так ли иначе, афиняне и другие греческие племена применяли понятие demokratia по отношению к системе власти в Афинах и во многих других городах-государствах.

Среди всех греческих демократий афинская демократия была самой значительной, и тогда, и теперь наиболее известной, она оказала большое влияние на политическую философию и впоследствии часто рассматривалась как совершенный образец участия Черниловский З.М., Всеобщая история государства и права: Учеб. - М.: Юрист, 2001. с. 60. граждан в управлении государством, т. е. иными словами, являлась примером представительной демократии.

Система власти в Афинах представляла собой сложную структуру - центральное место в ней отводилось так называемому собранию, в работе которого должны были принимать участие все граждане. Собрание избирало несколько главных должностных лиц, например, военачальников. Но основным способом выбора граждан для исполнения прочих общественных обязанностей был жребий, и все обладающие избирательными правами граждане имели равные шансы быть избранными на тот или иной пост. По некоторым оценкам, рядовой гражданин, по крайней мере, один раз в жизни имел возможность получить по жребию высшую должность в государстве.

Развитие политико-правовой мысли в Древней Греции можно условно разделить на три этапа:

1. Гомеровский период (XI--IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.

2. Архаический период (VIII--VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.

3. Классический период (V--IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.

Становление и развитие древнегреческого государства.

Древние греки именовали себя эллинами, а свою страну - Элладой. В этнографическом смысле под Элладой они понимали все те районы, где находились их поселения. Так, что Элладой, или Грецией (слово "Греция" имеет латинское происхождение) назывались и колонии греков в Южной Италии, и острова Эгейского моря, и малоазиатские острова. В географическом смысле, Элладой или Грецией называлась южная часть Балканского полуострова. Фактически, Эллада делилась на три основные части: северную, среднюю (собственно Эллада) и южную (Пелопоннес). Своеобразие географических и хозяйственных условий в некоторой степени повлияли на формы общественной жизни. Гористая местность, нехватка плодородных земель, изрезанная морская полоса, частая миграция населения сказывались на занятиях людей. Здесь еще в крито-микенский период развитие ремесел и строительного дела достигли высокого уровня. С древних времен, наряду с морской торговлей, процветал морской разбой. В Спарте основой хозяйства было земледелие, в Афинах - промышленность и торговля. По сути, история Древней Греции представляет собой историю отдельных государственных образований, самостоятельных в политическом отношении полисов. Полис - это государство-город, объединение ряда сельских поселений вокруг города, который доминирует над этими поселениями. Основным предметом изучения правоведов-историков являются только два полиса - Афины и Спарта, которые были самыми крупными в греческом мире и оказали наибольшее влияние на развитие других полисов. Из последних весьма значительными были Коринф, Мегары, Фивы, Аргос, Халкида, Эретрия, Милет, Смирна, Эфес, и некоторые другие.

Хотя порою греческие города объединялись, образуя некий прототип представительного правительства, руководившего деятельностью разнообразных конфедераций, лиг, союзов, которые создавались, прежде всего, для организации коллективной обороны, об этих представительных системах известно мало. Они в буквальном смысле не оставили никакого следа в истории демократических идей и процедур и не повлияли на образование более поздних форм представительной демократии, точно так же как афинская система назначения граждан на те или иные посты по жребию не использовалась в дальнейшем в качестве альтернативы выборам.

Таким образом, политические институты греческой демократии, являвшиеся для своего времени новацией, остались незамеченными в ходе развития современной представительной системы. Черниловский З.М., Всеобщая история государства и права: Учеб. - М.: Юрист, 2001.с. 60-61.

Рассматривая демократию в древней Греции, нельзя не упомянуть о Риме.

Примерно в тоже время, когда в Греции возникла система “народных правительств”, такая же система правления появляется и на Аппенинском полуострове, в Риме. Впрочем, граждане Рима предпочли назвать ее республикой (по-латыни res означает “дело”, “вещь”, а publicus -“общее”), т. е. в широком смысле - нечто, принадлежащее народу.

Поначалу право участия в управлении республикой принадлежало лишь патрициям или аристократам. Однако в ходе развития общества и после ожесточенной борьбы и простолюдины (в Риме их называли плебсом) добились для себя такого же права. Как и в Афинах, право участия предоставлялось только мужчинам, и это ограничение сохранилось во всех последующих видах демократий и республик вплоть до XX века.

Зародившись поначалу в городе довольно скромных размеров, Римская республика путем аннексий и завоеваний распространилась далеко за его пределы и в результате стала править всей Италией и другими странами. Более того, республика часто предоставляла высоко ценившееся римское гражданство народам покоренных ею стран, и те, таким образом, становились не просто подданными, а римскими гражданами, в полной мере наделенными соответствующими правами и привилегиями.

Каким бы мудрым и великодушным ни был этот дар, в нем был очень серьезный недостаток: Рим никогда не мог в полной мере привести свои институты народовластия в соответствие с постоянно возрастающей численность своих граждан и с фактором их географической удаленности от центра республики. С современной точки зрения более чем нелепо выглядит тот факт, что собрания, на которых римским гражданам было предписано участвовать, происходили, как и прежде, в самом Риме - на том самом, ныне разрушенном Форуме, куда в наши дни водят туристов. Однако большинство римских граждан, живших на широко раскинувшейся территории республики, не имели возможности присутствовать на этих народных собраниях, ибо Рим был слишком далеко и путешествие туда становилось возможным в лучшем случае ценой непомерных усилий и расходов. Как следствие, все более увеличивающийся, а под конец подавляющее число граждан были практически лишены возможности участвовать в народных собраниях, местом проведения которых оставался центр римского государства.

Хота римляне зарекомендовали себя людьми творческими и практическими, выборный характер замещения важных государственных должностей не привел к решению, которое выглядело вполне очевидным и заключалось в создании эффективной системы представительного правления, основанной на деятельности демократически избранных представителей народа.

Хотя Римская республика просуществовала значительно дольше, чем афинская демократия и чем любая современная демократия, однако, начиная приблизительно со 130 года до н. э. ее подтачивали гражданские распри, войны, милитаризация, коррупция и упадок того непреклонного гражданского духа, которым прежде гордились римляне. Установление диктатуры Юлия Цезаря положило конец истинным демократическим процедурам - от них почти ничего не осталось. А после убийства Цезаря в 44 году до н. э. республика, которой некогда управляли граждане, превратилась в империю, покорную воли своего владыки.

С падением республики в Риме “народные правительства” полностью исчезли в Южной Европе. О демократии, если не считать того, что она оставалась политической системой немногочисленных, разбросанных по территории Италии племен, забыли почти на тысячу лет.История государства и права зарубежных стран: Учебник/К.И.Батыр, И.А.Исаев, З.М.Черниловский, Г.С.Кнопов; Под ред. К. И. Батыра. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

II. Государственный и общественный строй в Древних Афинах

По данным современной науки, первые государственные образования на территории Балканского полуострова были известны уже в середине 3-го тыс. до н. э. Раньше классовое общество и государственная организация сложились на острове Крит и в Микенах. Поэтому период создания первых государств в Греции называют крито-микенской цивилизацией. Порядок управления на Крите и в Микенах напоминал восточные государства: теократия, дворцовая система управления. Конец крито-микенской цивилизации был положен приходом на юг Греции с севера племен дорийцев. В результате на всей территории Греции вновь устанавливаются первобытнообщинные отношения, после разложения которых в истории Греции начинается новый этап: формирование и расцвет полисов, рабовладельческих отношений классического типа.

Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:

1. Гомеровский период (XI--IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.

2. Архаический период (VIII--VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.

3. Классический период (V--IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.

Греческий полис как суверенное государство со своеобразной социально-экономической и политической структурой к IV в. до н. э. исчерпал свои возможности и вступил в полосу кризиса, преодоление которого было возможно лишь путем создания новых государственных образований. Ими стали возникшие в конце IV в. до н. э. эллинистические государства. Они образовались в результате завоевания Аттики Александром Македонским и дальнейшего распада его «мировой» империи. Таким образом, эллинистические государства сочетали начала греческого полисного строя и древневосточного общества и открыли новый, глубоко отличный от предыдущего полисного, этап древнегреческой истории.

1. Гомеровский период (XI--IX вв. до н. э.)

Почему предполисный период мы называем «Гомеровским»? Вероятнее всего от того, что информацию о состоянии греческого общества и царящих в нем взаимоотношениях в этот период мы можем получить в знаменитых произведениях Гомера - «Илиада» и «Одиссея».

В экономике здесь безраздельно господствует натуральное сельское хозяйство, основными отраслями которого являются земледелие и скотоводство. Об этом мы узнаем из описания поэтом сцены пахоты и жатвы, изображенные Гефестом, богом кузнечного ремесла, на щите Ахилла, а из описания сада царя феаков Алкиноя в «Одиссее» выясняется, что греки занимались в этот период виноградарством и садоводством. Чрезвычайно важную роль в экономике играло скотоводство. Скот считался основным мерилом богатства. Так, Одиссей считается «первым среди героев Итаки и близлежащего материка», потому что ему принадлежит 12 стад крупного рогатого скота и соответствующее количество коз, овец, свиней. Скот использовался как меновая единица, поскольку настоящих денег гомеровское общество еще не знало. Одежда, утварь, орудия труда были примитивными и каждая семья изготовляла их самостоятельно. Ремесленников, которых Гомер называет демиургами (работающими на народ) совсем немного. Они вынуждены перемещаться по поселениям в поисках работы и пропитания. Самыми уважаемыми ремесленниками были конечно кузнецы. Черниловский З.М., Всеобщая история государства и права: Учеб. - М.: Юрист, 2001. с. 61-62.

Торговля, как таковая отсутствует, греки нужные им чужеземные вещи добывают разбоем и пиратством. Телемах гордится теми богатствами, которые «награбил» для него его отец Одиссей. Не благоустроен даже быт и жилье тогдашней знати. Типично в этом смысле жилище царя Итаки. У входа во «дворец» красуется большая навозная куча, на которой Одиссей, вернувшийся домой в обличье старого нищего, находит своего верного пса Аргуса. Полом в доме служит плотно утоптанная земля. Внутри жилища очень грязно. Стены и потолок покрыты сажей, так как дома топились «по-курному» без дымохода.

Гомеровская Греция была рабовладельческой, причем основными источниками приобретения рабов были разбои и пиратство. В гомеровском лексиконе слово «полис» (город) встречается довольно часто, но отсутствует слово, которое переводилось бы как «деревня». Это означает, что реальной противоположности между городом и деревней в то время в Греции еще не существовало, т.е. в гомеровский период полис был в одно и то же время и городом, и деревней. Полис окружают безлюдные поля и горы, среди которых глаза поэта различают лишь пастушьи хижины да загоны для скота. Вся Греция, таким образом, предстает перед нами в поэмах Гомера как страна, раздробленная на множество мелких самоуправляющихся округов.

В дальнейшем на протяжении многих столетий эта раздробленность оставалась важнейшей отличительной чертой всей политической истории греческих государств. Между отдельными общинами существовали весьма напряженные отношения. На жителей соседнего полиса смотрели в те времена как на врагов. Их можно было безнаказанно грабить, убивать, обращать в рабство. Объединения родов - так называемые филы и фратрии - составляют основу всей политической и военной организации общины. По ним строится общинное ополчение во время похода и сражения, по ним народ сходится на собрания, для обсуждения злободневных вопросов. Человек, не принадлежащий ни к одной фратрии, стоит, в понимании Гомера, вне общества. У него нет защиты от этого общества. Широко практиковался закон кровной мести. Запятнавший себя убийством, должен был бежать в чужую землю, спасаясь от преследования сородичей убитого.

Основной вид богатства, каким в глазах греков гомеровского времени была земля, считался собственностью всей общины. Теоретически каждый общинник имел право на получение надела (клеры), однако на практике эта система землепользования не препятствовала обогащению одних членов общины и разорению других. Крестьяне, у которых не хватало средств для того, чтобы вести хозяйство на своем наделе, уступали свою землю богатым соседям и таким образом превращались в безнадельных батраков-фетов.

Феты, положение которых лишь немногим отличалось от положения рабов, стоят на самом низу той общественной лестницы, на вершине которой мы видим господствующее сословие родовой знати, которое Гомер именует лучшими (аристой - отсюда аристократия) или добрыми, благородными (агатой), противопоставляя их «скверным» и «низким» рядовым общинникам.

Экономическое могущество знати обеспечивало ей командные позиции во всех делах общины, как во время войны, так и в мирное время. Решающую роль на полях сражений аристократия имела потому, что была хорошо защищена. Лишь только богатый человек мог в те времена приобрести полный комплект тяжелого вооружения (бронзовый шлем, панцирь, поножи, тяжелый кожаный щит, обитый медью), так как оружие обходилось очень дорого. У аристократа соответственно было больше времени на различные атлетические и военные упражнения, чем у крестьянина, с утра и до захода солнца занятого тяжелым физическим трудом на своем наделе. Аристократы третировали простых общинников как людей, «ничего не знающих в делах войны и совета». В присутствии знати «мужи из народа» (демос) должны были сохранять почтительное безмолвие, прислушиваясь к тому, что скажут «лучшие люди», так как считалось, что по своим умственным способностям они не могут здраво судить о важных «государственных» делах. Черниловский З.М., Всеобщая история государства и права: Учеб. - М.: Юрист, 2001. с. 62-63.

В это время земля еще составляла племенную собственность и предоставлялась членам родов формально лишь в пользование на условиях периодического передела. Однако наделы представителей знатных и богатых отличаются по своим размерам и качеству, а базилевсы (родоплеменные вожди) получают еще особый надел -- теменос. В то же время источники называют и таких крестьян, у которых земли не было совсем. Возможно, что, не имея средств для ведения хозяйства, эти общинники отдавали свою землю богатым.

Гомеровский период -- это период военной демократии. Государства еще не было, а управление обществом осуществлялось с помощью следующих органов.

Постоянно действующим органом власти являлся совет старейшин -- буле. Но это был совет не стариков, а наиболее видных представителей родовой знати. Первобытная демократия еще «сохранялась, и Народные собрания играли в общественной организации значительную роль. Организацию возглавлял базилевс -- одновременно военачальник племени, верховный судья и верховный жрец. Фактически он действовал совместно с представителями родоплеменной знати. Должность базилевса была выборной, но со временем при ее замещении стали отдавать предпочтение сыну умершего базилевса, и должность закрепилась как наследственная.

Таким образом, гомеровская Греция была раздроблена на множество мелких самоуправляющихся округов; именно из них впоследствии образовались первые города-государства -- полисы.

Исходя, из всей информации предоставленной нам великим поэтом древности, можно с достаточной точностью определить, что греческое общество того времени находилось в состоянии зарождения государственности, классы только начинали появляться, законодательство отсутствовало, но расслоение общества на «бедных» и «богатых» было уже налицо.

Историческое развитие Древней Греции на рубеже IX--VIII вв. до н. э. характеризуется глубокими изменениями. На смену родовому строю приходит рабовладельческий, что сопровождается развитием института частной собственности. Многие рядовые земледельца лишаются своих наделов, которые сосредоточиваются в руках родовой знати. Формируется крупное землевладение. Порождается Долговая кабала. Развитие ремесленного производства и торговли ускоряло процесс социально-имущественного расслоения.

2. Архаический период (VIII--VI вв. до н. э.)

Древняя общинная организация, сохранявшая кровнородственные связи между своими членами, перестает отвечать потребностям времени. Повсюду в Греции VIII--VI вв. до н. э. происходит слияние нескольких мелких ранее обособленных общин, расположенных поблизости друг от друга (синойкизм). Древние формы объединения родов -- филы и фратрии -- еще некоторое время продолжают сохранять свое значение в этих объединениях, но вскоре уступают место новым делениям, основанным на имущественных и территориальных признаках. Так, на базе родовых и сельских общин возникли новые социально-политические организмы -- полисы. Образование раннерабовладельческого общества и государства в форме полисного строя составляет содержание исторического развития Древней Греции в архаический период.

В истории Древней Греции важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта. При этом государственный строй Афин можно назвать примером рабовладельческой демократии, в то время как эталоном олигархии стала политическая организация Спарты. Черниловский З.М., Всеобщая история государства и права: Учеб. - М.: Юрист, 2001. с. 63-64.

Рабовладельческое государство в Афинах

Реформы Тезея. Образование Афинского государства легенда связывает с именем греческого героя Тезея. Среди мероприятий, осуществленных Тезеем и повлекших образование государства, первым было объединение трех племен с центром в Афинах. Для руководства общими делами нового образования был создан совет, к которому перешла часть дел, находившихся ранее в ведении отдельных племен.

Следующие преобразования выразились в оформлении обособленных социальных групп. Родовая знать, окончательно закрепившая за собой привилегии, создала особую группу населения -- эвпатридов, которым было предоставлено исключительное право на замещение должностей. Большую часть населения составляли геоморы (земледельцы), выделялась группа ремесленников -- демиургов. Значительную часть населения составляли метеки -- выходцы из других общин, проживающие в Афинах. Будучи лично свободными, они не пользовались политическими правами и были ограничены в экономических правах (им запрещалось владеть землей на территории Аттики и иметь собственные дома, кроме того, они выплачивали особый налог).

Указанные преобразования являлись первыми шагами к созданию Афинского государства. Безусловно, это были постепенные и длительные процессы.

Архонты и ареопаг. Следующим шагом к образованию государства было уничтожение власти базилевса в ее прежнем значении и учреждение новой должности -- архонта. Вначале архонты избирались пожизненно, затем на 10 лет. С 683 г. до н. э. ежегодно стали избирать 9 архонтов. Один из них -- первый архонт, по имени которого назывался год, стоял во главе коллегии и имел полномочия по надзору за внутренним управлением и судебные полномочия по семейным делам. Базилевс, ставший вторым архонтом, исполнял жреческие, а также судебные функции по религиозным делам. К третьему архонту -- полимарху отошла военная власть. Остальные шесть архонтов-фесмофетов выполняли главным образом судебные функции.

По окончании срока полномочий архонты вступали в ареопаг -- высший государственный совет, заменивший совет старейшин. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды. Таким образом, это были аристократические учреждения.

Позднее, с образованием флота, страна была разбита на небольшие территориальные округа -- наукрарии, из которых каждая должна была снаряжать один корабль для флота. Во главе наукрарии стоял притан. Таким образом, происходит деление населения по территориальному признаку и возникает новый орган власти, не связанный с родоплеменной организацией.

Итак, архаический период ознаменован созданием Афинского государства. Этот процесс сопровождался ростом противоречий как экономического, так и политического порядка. К VII в. до н. э. в Афинах упрочилась власть родовой аристократии. Народное собрание сколько-нибудь заметной роли не играло. Все важнейшие вопросы решали коллегия архонтов и ареопаг. Лучшие и большие наделы земли были сосредоточены в руках аристократии. Многие крестьяне попали в зависимость от крупных землевладельцев. Общество раскололось на аристократию и демос (людей незнатного происхождения), среди которых было немало людей состоятельных: богатых судовладельцев, собственников ремесленных мастерских, торговцев, банкиров. Лишенные политических прав, они начинают борьбу за участие в управлении. Это приводит к нарушению общественного мира, и, когда беспорядки заходят слишком далеко, назначается тиран, обладающий всей полнотой власти.

Так, в 621 г. до н. э. тираном был провозглашен Драконт, прославившийся своими жестокими законами. Запись Драконтом обычного права свидетельствует об уступке со стороны аристократии, использовавшей неписаное право в своих интересах. История государства и права зарубежных стран: Учебник/К.И.Батыр, И.А.Исаев, З.М.Черниловский, Г.С.Кнопов; Под ред. К. И. Батыра. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

К началу VI в. до н. э. противоречия в обществе зашли так далеко, что возникла угроза гражданской войны. В этих условиях в 594 г. до н. э. архонтом-полемархом избирается Солон. Он происходил из знатного, но обедневшего рода. Занимаясь хлебной торговлей, Солон нажил значительное состояние. Таким образом, этот человек был близок и к аристократии (по своему происхождению), и к демосу (по роду занятий). Те и другие возлагали на него свои надежды. История государства и права зарубежных стран: Учебник/К.И.Батыр, И.А.Исаев, З.М.Черниловский, Г.С.Кнопов; Под ред. К. И. Батыра. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби: Проспект, 2004.

Реформы Солона.

Солон получил чрезвычайные полномочия по изменению существующего порядка.

Первой и самой крупной реформой Солона была сисахфия («стряхивание бремени»). Она освободила массу должников, которых в Аттике было в большом количестве. Кроме того, впредь запрещались личная кабала, продажа несостоятельных должников за долги в рабство. Должники, проданные в рабство за пределы Аттики, должны были быть выкуплены за общественный счет и возвращены на родину. Историческое значение отмены долговой кабалы заключалось в том, что дальнейшее развитие рабства происходило уже не за счет сокращения числа свободных членов общества, что подрывало основы его социальной и экономической жизни, а за счет ввоза рабов-иноземцев.

В дополнение к сисахфии Солон издал закон, ограничивающий землевладение (был установлен максимальный размер земельных участков). В то же время провозглашалась свобода завещаний. Теперь землю можно было закладывать и отчуждать на законном основании под видом завещания. Это способствовало развитию частной собственности на землю и неизбежно приводило к дальнейшему обезземеливанию бедноты.

Солон осуществил ряд мероприятий, направленных на улучшение материального положения демоса: был разрешен вывоз оливкового масла за драницу и запрещен вывоз хлеба, поощрялось развитие ремесла, проведена денежная реформа.

Центральное место среди преобразований Солона занимают политические реформы, которые нанесли еще один удар родовому строю. Важнейшей из них является тимократическая, или цензовая, реформа. Все афинские граждане независимо от происхождения были разделены по имущественному положению на четыре разряда. В качестве единицы доходов была принята мера емкости, применявшаяся для зерна,-- медимн (52,5 кг).

Всякий, кто со своей земли получал 500 медимнов в совокупности сухих и жидких продуктов, был отнесен к первому разряду -- пентакосиомедимнов (пятисотников); получающие 300 медимнов годового дохода или способные содержать боевого коня, относились к всадникам. К разряду зевгитов принадлежали те, кто получал 200 медимнов годового дохода. Зевгиты (крестьяне) были самой многочисленной группой. Они составляли основу афинского ополчения. Все остальные были отнесены к фетам. Эта реформа законодательно закрепила уже сложившееся к тому времени разделение общества.

Деление населения на разряды по имущественному признаку имело политическое значение, поскольку каждому разряду предоставлялся определенный уровень политических прав. В наиболее полном объеме политические права имели представители первого разряда: они могли занимать любую должность. Всадники и зевгиты не могли избираться в архонты. Феты обладали только правом избирать должностных лиц в Народном собрании, но сами не могли быть избраны.Кондратюк М.В., Афинская демократия // Античная Греция: становление и развитие полиса. т.1. М., 1995. Пропорционально правам распределялись и обязанности. Был установлен налог с годового дохода. Чем выше был класс, тем более высокий налог уплачивался в государственную казну. Феты от налога были освобождены.

Солон сохранил деление афинского общества на четыре племени -- филы и создал на базе этого деления новый государственный орган -- Совет четырехсот. Он избирался ежегодно из граждан первых трех разрядов по 100 человек от каждого племени. Совет четырехсот руководил подготовкой дел для обсуждения Народным собранием, рассматривал некоторые текущие дела управления. Деятельность Народного собрания активизируется; оно обсуждало все важные государственные дела, принимало законы. В его работе могли принимать участие все взрослые афинские граждане. Солон сохранил ареопаг -- оплот родовой аристократии, который имел право надзора за соблюдением законов и контроля за деятельностью Народного собрания.

Большое значение имело создание Солоном поистине демократического органа -- гелиэи. Первоначально это был суд присяжных, членами которого могли быть граждане всех четырех разрядов. Со временем полномочия гелиэи будут расширены, и она станет самым массовым и важным политическим органом.

По мнению современников, реформы Солона носили половинчатый, компромиссный характер. Ни демос, ни эвпатриды не были ими удовлетворены. Сам Солон, оценивая собственные реформы, утверждал, что «в этих великих делах трудно всем угодить».

Сегодня, оценивая реформы Солона, нужно отметить их важную роль в становлении Афинского демократического государства.

Тирания Писистрата.

После 22 лет правления Солон покинул свой пост и, заручившись клятвой афинян, что они в течение 10 лет не изменят его законы, отбыл из Афин. После его отъезда возобновилась политическая борьба. Аристократия не могла смириться с допуском к власти людей хотя и богатых, но не знатных. Еще до прихода к власти Солона в Афинах сложились три самостоятельные политические партии: прибрежные -- включали судовладельцев, торговцев, портовое население; горные -- крестьяне и наемные рабочие; равнинные -- богатые землевладельцы. Названия определяли места проживания. После ухода с политической арены Солона старые партии возобновили борьбу. Во главе горных стал Писистрат -- аристократ по происхождению. Позднее ему удалось привлечь на свою сторону и прибрежных. Это объединенное движение двух группировок позднее будет названо демократическим. Опираясь на демос, Писистрату удалось утвердить свою власть и стать тираном на 19 лет.

Писистрат сохранил солоновскую Конституцию. Все органы действовали по-прежнему. Экономическая политика Писистрата благоприятствовала классу мелких землевладельцев: беднякам раздавалась земля государственная и изгнанных аристократов, организовывались общественные работы, крестьянам давался дешевый кредит, был введен институт разъездных судей, заключались торговые договоры со многими государствами. Писистратом был введен постоянный подоходный налог, который составлял 10% урожая, а затем был снижен до 5%. В целом политика Писистрата оказала положительное влияние на развитие афинского общества, поскольку была направлена на поддержание государственного порядка, социального спокойствия, стимулировала экономический и культурный прогресс.

После смерти Писистрата власть перешла к его сыновьям, продолжившим политику отца. Однако отстраненные от власти аристократы, как изгнанные из Афин, так и оставшиеся в них, не оставляли мысли о свержении тирании. В конце VI в. до н. э. сложилась неблагоприятная для Афин внешняя обстановка. Она и способствовала реализации очередного заговора и падению режима Писистратов.Кондратюк М.В., Афинская демократия // Античная Греция: становление развития полиса. т.1. М., 1995.

Реформы Клисфена.

На проведенных выборах главным архонтом был избран Исагор -- представитель аристократии. Проигравший ему Клисфен, много сделавший для падения тирании Писистратов, поднял народ на восстание, низложил Исагора и приступил к утверждению демократии. С этого времени начинается победное шествие афинской

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты