p align="left">Так, законодатель выделяет круг лиц, относящихся к категории «беспомощных». По сути, этот круг, как небезосновательно отмечают многие авторы, включает всех перечисленных выше субъектов Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Отв. ред. Лебедев В.М. М., Юрайт-Издат. 2008. С. 273.. Однако в него входят и индивиды, неспособные оградить себя от воздействия опасных факторов по каким-либо другим, но тоже объективным причинам.
Определение понятия беспомощности является дискуссионным. Тем не менее, оно достаточно хорошо разработано в теории и на практике. Ученые, хотя и имеют разногласия по поводу определения видов беспомощного состояния, как правило, сходятся во мнении по поводу его содержания. На наш взгляд, следует согласиться с большинством авторов, которые называют два его определяющих критерия - медицинский и юридический и предлагают под беспомощностью понимать невозможность осознавать характер и значение угрозы и (или) оказывать сопротивление ее поражающему влиянию, т.е. защитить себя и предотвратить наступление вредных последствий Щерба С, Сарсенбаев Т.Экспертное исследование беспомощного состояния потерпевшего // Российская юстиция. 2008. № 4. С. 33; Конышева Л.Понятие психически беспомощного состояния жертвы преступления // Юридический мир. 2008. № 4. С. 17..
Отдельный интерес представляет классификация оставления в опасности, составленная с учетом характера и содержания обязанностей по оказанию помощи потерпевшему. Как указывалось, наличие связи между субъектами исследуемых отношений является неотъемлемым конструктивным признаком оставления в опасности, без наличия обязанности одного лица заботиться о другом нельзя говорить, о противоправности рассматриваемого поступка. Поэтому определение круга обязанных лиц применительно к данной ситуации имеет весьма важное значение.
По названному критерию чаще всего выделяют четыре вида оставления в опасности:
неоказание помощи потерпевшему лицом, обязанным заботиться о нем исходя из родственных и брачно-семейных отношений;
неоказание помощи лицом, обязанным иметь заботу о потерпевшем в связи со служебным положением;
оставление потерпевшего без помощи лицом, для которого ее оказание обусловлено трудовыми обязанностями;
неоказание помощи потерпевшему лицом, обязанным ее оказывать в соответствии с договоромКашепов В.П. Изменение квалификации преступлений против жизни и здоровья М., Юнити. 2008. С. 183..
Такое деление оставления в опасности на виды не случайно и, на наш взгляд, вполне обосновано. Несмотря на то, что природа происхождения обязанности всех перечисленных субъектов практически одинакова, между ними все же есть различие. Помимо прочего, используемый принцип деления позволяет создать наиболее полное представление о круге лиц, которые могут быть субъектами оставления в опасности вообще.
Как представляется, не все виды оставления в опасности по объективным причинам вписываются в пределы его действия, поскольку не соответствуют жестким параметрам и природе уголовного права в целом. Это наглядно видно в ситуациях, когда, например, для бездействующего присутствует риск причинения вреда его жизни или здоровью, при невозможности оказания помощи ввиду психофизиологических качеств личности обязанного это делать или из-за наличия факторов, создающих непреодолимые препятствия указанному лицу. То же самое касается упомянутых поступков, если они совершаются лицами, не имеющими конкретной обязанности помогать потерпевшему, и т.д. В данном случае, думается, нужно исходить из целей и задач уголовного законодательства, сущности таких его основополагающих принципов, как принцип справедливости, гуманизма, вины, положений о невиновном причинении вреда, понятия преступления, оснований и условий уголовной ответственности, обстоятельств, исключающих преступность деяния, и т.д.
Основываясь на критериях криминализации деяний и базовых принципах уголовного права, оставление в опасности следует считать преступным при бездействии лица по оказанию не связанной с риском для своей жизни и здоровья помощи потерпевшему, не способному предпринимать меры по самосохранению, которое обязано это делать в соответствии с нормативными предписаниями или в связи с родственными или семейными отношениями.
Выводы ао 2 главе
Исторический анализ развития уголовного законодательства об от-ветственности за оставление в опасности показывает, что впервые наказа-ние за него появилось в российском уголовном законодательстве с момента включения в Соборное уложение 1649 г. состава непочитания детьми родителей. Однако это утверждение следует считать условным, поскольку четких признаков оставления в опасности в названном деянии не усматривалось, а само оно, по сути, выступало элементом одного из посягательств на родственные отношения и семейные устои. Самостоятельным же составом преступления это деяние стало признаваться лишь с принятием Уголовного уложения 1903 г.
Все закрепленные в уголовном законодательстве составы оставления в опасности образуют однородную группу посягательств, в которой родовым является оставление в опасности, предусмотренное ст. 125 УК РФ, Остальные преступления, т.е. неоказание помощи больному (ст. 124 УК РФ) и неоказание капитаном судна помощи, терпящим бедствие (ст. 270 УК РФ), выступают по отношению к нему специальными составами. Их общность проявляется как в объективной, так и субъективной стороне преступления. Они имеют единый объект, одинаковую форму выражения в объективной действительности, совершаются в форме бездействия, не влекут материальных последствий, могут быть как умышленными, так и неосторожными.
Глава II. Уголовно-правовое регулирование оставления в опасности§ 1. Неоказание помощи больному
Право каждого человека на охрану здоровья и медицинскую помощь - общепризнанная норма международного права, закрепленная в таких основополагающих нормативных правовых актах, как Всеобщая декларация прав человека (ст. 25), Европейская конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 12) и др.
В современном мире каждое цивилизованное государство стремится проявлять максимальную заботу о здоровье своих граждан, поскольку от этого во многом зависит общее благополучие каждой нации. Развитые страны объединяют усилия в сотрудничестве по повышению доступности и эффективности медицинского обслуживания людей независимо от их социального положения, этнической принадлежности и других признаков. На сегодняшний день мировым сообществом разработан целый ряд специальных конвенций и международных договоров, которые предусматривают самые разные меры охраны здоровья практически во всех сферах жизнедеятельности человека.
Обеспечение охраны здоровья населения в Российской Федерации выступает одной из приоритетных задач. Позиция государства в этой области отражена в ст. 41 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый гражданин имеет право на бесплатную охрану здоровья и медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения».
Закрепляя названное право на конституционном уровне, государство не просто признает его важнейшее значение и подтверждает, что здоровье человека несравнимо ни с какими материальными ценностями. Оно принимает на себя обязанность осуществлять комплекс мер, направленных на устранение причин ухудшения здоровья населения, предотвращение эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также на создание условий, при которых каждый человек может воспользоваться любыми не запрещенными методами лечения и оздоровительными мерами для обеспечения наивысшего достижимого на современном этапе уровня охраны здоровья Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (постатейный) / Под ред. Дмитриева Ю.А. М., ЗАО Юстицинформ. 2007. С. 213..
Действенным правовым средством обеспечения указанного права граждан выступают нормы уголовного права. В этих целях в Уголовный кодекс РФ включена ст. 124, которая содержит норму об ответственности за неоказание помощи больному.
Непосредственным объектом рассматриваемого преступления наряду с другими составами оставления в опасности, как уже отмечалось, являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья лиц, находящихся в беспомощном состоянии и не способных принимать меры к самосохранению.
Охрана здоровья, чему посвящены все упоминавшиеся выше нормативные акты, выступает частью системы обеспечения безопасности личности в целом, анатомической целостности человека в частности как главного условия его существования.
Общественные отношения по охране здоровья нельзя рассматривать отдельно от отношений, обеспечивающих безопасность жизни человека, т.к. они находятся в прочной взаимосвязи, неотделимы друг от друга. Они - элементы единого целого, однородной группы взаимосвязанных общественных отношений, направленных на поддержание нормального функционирования организма человека, защиту личности как биологического существа. Обозначенный подход к определению данной группы общественных отношений, как представляется, более точно отражает их смысл и, самое главное, юридическую сущность. Исходя из этого, при обозначении объекта неоказания помощи больному, на наш взгляд, корректнее использовать обобщенную на более высоком уровне терминологию и говорить именно об отношениях, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья человека.
О существовании такого вида общественных отношений позволяет говорить не только действующее ныне законодательство, регламентирующее обозначенный порядок (в литературе его еще называют медицинским правом Гладун З.С. Законодательство о здравоохранении: проблемы формирования новой теоретической модели // Государство и право. 2004. № 2. С. 18., но и его особое социальное значение. Неписанный кодекс медицинской этики появился довольно давно, вне системы государственного регулирования, не по требованию и желанию государства Данилочкина Ю.В. Единообразии регулирования оказания медицинских услуг в Российской Федерации // Медицинское право. 2008. № 2. С. 9.. Он сформировался еще в древние времена, когда общество прониклось уважением к медицинской профессии, стало понимать ее роль в благополучии и процветании человеческого рода, когда люди стали осознавать, что в критических ситуациях обойтись без помощи медицины невозможно.
Неслучайно такое важное общественное значение придавалось медицине в исламе и христианстве. На Востоке хирургическая операция считалась божественным даром. Первым прооперированным человеком был сам пророк Мухаммед, которому ангелы после вознесения на небеса вскрыли грудную клетку и, достав его сердце, очистили его от человеческой крови. Ангелы влили в сердце пророка божественный свет (эфир), так как считалось, что обычная кровь вызывает гордыню перед богом Тихомиров А.В.Медицинское право. М., Волтерс Клувер. 2006. С. 25..
Немало внимания уделяется регулированию порядка осуществления медицинской деятельности и в современной литературе, где он рассматривается как самостоятельный социальный феномен Пушило Н.Ф.Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении // Журнал российского права. 2002. № 2. С. 26.. Все это свидетельствует, на наш взгляд, о правомерности отнесения института медицинского обслуживания к самостоятельным видам общественных отношений.
Таким образом, нарушая обязанность по оказанию помощи больному, субъект исследуемого преступления, помимо причинения «основного» вреда, на наш взгляд, нарушает еще и порядок осуществления медицинского обслуживания и предоставления медицинской помощи, который выступает дополнительным непосредственным объектом рассматриваемого посягательства.
Содержание объекта неоказания помощи больному предусматривает в качестве обязательного его признака наличие потерпевшего, свойства которого, собственно говоря, и отражают специфику непосредственно нарушаемых этим преступлением общественных отношений, характеризует их как самостоятельный вид отношений, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья лиц, не способных принимать меры к самосохранению.
В данном случае речь идет о лице, который в силу отсутствия определенных знаний, приобретение которых требует специальной подготовки, или по каким-либо другим причинам, например в силу физической неспособности, не может оказать себе необходимую медицинскую помощь. К «больным» нормативные правовые акты относят лиц, находящихся в любом болезненном состоянии, независимо от причины. Такую же формулировку при характеристике анализируемого состава преступления чаще всего используют и исследователи. Законодатель и специалисты в большинстве случаев, правда, не поясняют, что конкретно следует считать болезненным состоянием Каменева З.В.Понятие и содержание права граждан на медицинскую помощь // Адвокат. 2004. № 7. С. 18..
Соответствующее описание дают ему медики, признавая между тем относительность понятия болезни с учетом многообразия и зачастую скрытого характера ее возможных проявлений. Чаще всего его расценивают как «состояние организма, при котором утрачивается способность полноценно выполнять те или иные функции» или как «процесс развития в организме - в его целом или в отдельных частях и органах - отклонений от физиологической и анатомической нормы, нарушающих правильность жизненных отправлений организма» Степанов А.Д. Норма, болезнь и вопросы здравоохранения. // Медицинское право. 2006. № 7. С. 24; Соловьев З.П. Вопросы социальной гигиены и здравоохранения. // Медицинское право. 2008. № 6. С. 14.. Как видно, и эти определения недостаточно четко отражают признаки болезненного состояния человека.
Неопределенность понятия больного в медицине дает основания некоторым ученым более свободно толковать его в уголовном праве. Некоторые авторы, раскрывая признаки потерпевшего при неоказании помощи больному, полагают, что им может быть «не только лицо, страдающее какой-либо болезнью, независимо от ее тяжести, но и лицо, хотя и не страдающее болезнью, но нуждающееся в медицинской помощи, например, роженица» Ткаченко В.И. Преступления против личности. М., Статут. 2005. С. 20.. С этим уточнением трудно не согласиться. Понятие «больной» охватывает помимо страдающих какой-либо болезнью и лиц, пострадавших от травмы (увечья). Вполне очевидно, что такие лица ничуть не меньше нуждаются в оказании медицинской помощи, нежели больные, и для них она имеет не меньшее значение.
Действительно, само понятие болезни по смыслу охватывает не все возможные состояния человека, при которых требуется медицинское вмешательство. Пример с роженицей, которая также имеет право на медицинское обслуживание по закону, и это право обеспечивается возложением соответствующей обязанности оказывать необходимую помощь на акушеров-гинекологов, наглядное тому подтверждение.
Обязательное медицинское обслуживание предусматривает и другие случаи, не связанные с наличием болезни, когда врач должен предпринимать определенные действия в отношении некоторых категорий лиц, и эти действия для жизни и здоровья последних имеют порой решающее значение. Имеется в виду, например, обязанность проведения медицинского осмотра субъектов, чья профессиональная деятельность сопряжена со значительными перегрузками для организма.
Таким образом, подход, используемый законодателем при формулировке диспозиции нормы в ст. 124 УК, и отсутствие четкого определения больного в законе создают путаницу в определении признаков потерпевшего описываемого преступления. Получается, что его содержанием по смыслу не охватываются отдельные нуждающиеся в медицинской помощи субъекты. Это, несомненно, препятствует достижению преследуемой рассматриваемой нормой цели - обеспечение охраны жизни и здоровья людей в полном объеме.
Учитывая данное обстоятельство, представляется целесообразным либо закрепить в законе определение понятия больного и уточнить признаки потерпевшего, либо вывести потерпевшего за рамки состава указанного состава преступного посягательства, а круг лиц, чье состояние требует медицинского вмешательства, устанавливать исходя из логического толкования термина «оказание медицинской помощи».
Первый вариант кажется нам предпочтительней, поскольку он позволит более быстро и точно устанавливать наличие потерпевшего, а также ущерб, причиненный охраняемому уголовным законом объекту. На законодательном уровне следует закрепить определение, в соответствии с которым больной будет рассматриваться как лицо, находящееся в болезненном или ином состоянии, требующем оказания медицинской помощи.
Учитывая сказанное, на наш взгляд, потерпевшим в исследуемом составе преступления может быть любое лицо независимо от гражданства, национальности и каких-либо других признаков, если оно находится в состоянии болезни или ином состоянии, требующим оказания медицинской помощи.
Объективная сторона неоказания помощи больному, характеризуется, как уже упоминалось, бездействием. Оно состоит в неисполнении виновным возложенной на него юридической или, как вытекает из смысла диспозиции нормы, закрепленной в ст. 124 УК, специальной обязанности.
Следует отметить, что именно с этим элементом рассматриваемого состава преступления связаны наиболее острые вопросы теории и практики применения анализируемой нормы. Больше всего разногласий среди специалистов вызывает, как правило, определение содержания и объема обязанности по оказанию названного вида помощи, а также характера самого бездействия.
Одно из главных противоречий связано с тем, что законодатель не указал, оказание какого конкретного вида помощи вменяется в обязанность субъекту преступления. Его приходится устанавливать исходя из толкования словосочетания «оказание помощи больному». Большинство ученых считают, что это медицинская помощь. Однако отдельные авторы высказывают предположение, что под признаки исследуемого деяния подпадает и бездействие лиц, не связанное с оказанием медицинской помощи.
Например, Ф.Ю. Бердичевский считает, что рассматриваемое преступление может заключаться в неоказании как медицинской, так и иной по характеру помощи (отказ работника аптеки предоставить телефон для вызова скорой помощи, отказ шофера скорой помощи от перевозки больного) Бердичевский Ф.Ю.Уголовная ответственность медицинского персонала за нарушение профессиональных обязанностей. М., Юрайт. 2006. С. 74.. И.Ф. Огарков относит сюда также бездействие родственников больного и совместно живущих супругов по организационному и материальному обеспечению пострадавшего и т.д. Огарков И.Ф.Врачебные правонарушения и ответственность за них. М., Статут. 2006. С. 68.
Приведенная позиция кажется нам не вполне обоснованной. Думается, выделяя норму об ответственности за неоказание помощи больному в УК РФ, законодатель тем самым хотел обособить ответственность конкретного круга лиц и то обстоятельство, что названные деяния совершаются в специфической сфере общественных отношений, а именно в области медицинского обслуживания. Неслучайно законодатель упоминает о «больном», а также устанавливает в качестве одного из видов наказания лишение права занимать определенные должности и заниматься определенной деятельностью.
Такой вывод следует и из соотношения ее с общей нормой, предусматривающей ответственность за оставление в опасности, которая по содержанию охватывает все иные случаи неоказания помощи лицам, не способным принимать меры к самосохранению. Очевидно, что законодатель, выделяя ст. 124 в Уголовном кодексе РФ, преследовал вполне определенную цель. Иначе попросту теряется смысл установления этой нормы как специального средства уголовно-правового воздействия на отношения в сфере обеспечения жизни и здоровья человека, становятся неясным, какой объект она призвана защищать.
На наш взгляд, необходимость ее существования обусловлена наличием дополнительного объекта преступления, а именно стремлением выделить значение и роль медицины в охране жизни и здоровья людей. Указанная норма учитывает более высокие возможности медицинских работников по предотвращению причинения этим благам вреда, по сравнению с другими людьми, не имеющими специальных средств и не обладающих необходимыми навыками. Естественно, данное обстоятельство требует от них и более высокой ответственности.
Склоняясь в пользу приведенного тезиса, некоторые ученые предлагают во избежание путаницы прямо указать на это в диспозиции рассматриваемой нормы, использовав в формулировке словосочетание «неоказание медицинской помощи» Кирпичето Т.В.Указ. соч. С. 99; Александрова Н.Г. Указ. соч. С. 13.. Высказанное мнение заслуживает одобрения. Предложенный авторами подход, как представляется, будет более точно отражать назначение ст. 124 УК РФ и передавать суть описанного в ней состава преступления. Более удобной представляется эта формулировка и для решения вопросов квалификации.
Например, И.И. Горелик пишет, что неоказание помощи больному может выражаться в: а) неявке к больному по вызову, приглашению или по собственной инициативе (если медработнику известно о том, что в его помощи нуждаются); б) отказе принять больного в лечебное учреждение, куда он доставлен или явился сам; в) неоказании помощи больному, находящемуся в лечебном учреждении; г) не вызове специалиста медработником, который явился к больному, но оказался некомпетентным из-за недостатка знаний или по другим причинам; д) отказе постановки диагноза или, как следует из текста по смыслу, в постановке заведомо необъективного диагноза Горелик И.И.Указ. соч. С. 192.. Фактически повторяет его и Н.Г. Александрова Александрова Н.Г. Указ. соч. С. 96..
Приведенный перечень, однако, представляется неполным. В нем не прослеживаются и признаков четкой классификации, выработанной на основе какого-то единого критерия, которая мола бы создать точное представление о круге рассматриваемых деяний. К примеру, вполне допустимо в рамках приведенной классификации вставить между пунктами «в» и «г» пункт о неоказании медицинской помощи больным и пострадавшим на месте происшествия, а также во время транспортировки в медицинское учреждение.
Между тем, думается, что подобным способом вообще довольно трудно отобразить содержание неоказания помощи больному, так же, как невозможно перечислить и все случаи, в которых может оказаться больной, и определить когда и какая помощь ему требуется. Как справедливо отмечают некоторые авторы, «современное состояние знаний о болезни не всегда дает возможность не только установить момент начала болезни, но и провести резкую грань между нормальным и патологическим состоянием организма» Степанов А.Д.Указ. соч. С. 24; Соловьев З.П.Указ. соч. С. 14..
Норма, предусматривающая ответственность за рассматриваемое преступление, как уже говорилось, является бланкетной. Для уяснения ее сути необходимо обращаться к положениям нормативных актов других отраслей законодательства. Содержание неоказания медицинской помощи вытекает главным образом из вида медицинской помощи, определяющего в свою очередь характер обязанности по ее предоставлению.
Виды медицинской помощи и критерии ее предоставления устанавливаются законодательством о здравоохранении, центральное место в котором занимают Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. Помимо названного и других законов к ним также относятся: Постановление Правительства РФ «О некоторых вопросах деятельности министерства здравоохранения и социального развития российской федерации и федерального медико-биологического агентства» от 2 июня 2008 г. № 423 Собрание законодательства РФ. 2008. № 23. Ст. 2713.; Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ «Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи» от 1 ноября 2004 г, № 179 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 48. С. 32.; Приказ Минздрава РФ «О совершенствовании амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации» от 20 ноября 2002 г. № 350 Здравоохранение. 2003. № 2. С. 24. и т.д.
Опираясь на положения названных документов, можно выделить следующие виды медицинской помощи:
1) скорая медицинская помощь, которая оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу.
Некоторые виды медицинской помощи (например, связанные с проведением редких операций, скажем, по пересадки костного мозга, сердца, других жизненно важных органов и т.д.), наоборот, крайне важны для пациента и играют решающую роль в его судьбе. Но в виду сложности реализации и слишком высокой стоимости, ни одно государство не придает им статуса обязательных. При этом нельзя упрекнуть власти в необъективности и бездействии, поскольку любое, даже процветающее государство всегда имеет ограниченные материальные ресурсы. В России же практически все медицинские учреждения бюджетного финансирования сегодня не располагают достаточными средствами, в том числе и необходимыми для приобретения жизненно важных препаратов, требуемых для лечения тяжелых болезней Берлин Е.Опасно для здоровья // Юрист. 2008. № 4. С. 7..
Наконец, довольно сложно просто предусмотреть все случаи, когда требуется вмешательство специалиста в области медицины и когда это вмешательство является необходимым. Отсюда следует, что не каждое бездействие медицинского работника в отношении больного можно расценивать как преступное.
В данной связи целесообразно выявить и закрепить признаки медицинской помощи, имеющей наиболее важное значение с точки зрения обеспечения жизни и здоровья человека, неоказание которой является общественно опасным.
Если обратиться к законодательству о медицине, то нельзя не выделить довольно часто встречающееся в нем понятие обязательной медицинской помощи. Несмотря на разделение современной врачебной практики на государственную и частную, оно имеет одинаковое значение как в сфере деятельности платных, так и бесплатных государственных и муниципальных учреждений.
В понятие обязательной медицинской помощи, которую зачастую так и называют «бесплатной», как представляется, и вкладывается основной искомый смысл - помощи, являющейся необходимой и в то же время достаточной для поддержания нормального функционирования организма человека, а также соответствующей принципам, на которых построены общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья людей.
Под обязательной медицинской помощью согласно нормативным пра-вовым актам понимается помощь, предусмотренная системой обязательного медицинского страхования, оказываемая при наличии болезни, травмы, в других случаях, требующих медицинского вмешательства, в пределах средств, предоставляемых для этих целей государством. Сюда входят скорая или неотложная помощь и первичная медицинская помощь, которые согласно Основам законодательства РФ об охране здоровья граждан являются основными, доступными и бесплатными для каждого гражданина видами медицинского обслуживания. Они включают лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний и осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности и оказывается бесплатно за счет бюджета Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1318..
Приведенное понятие, впрочем, как и другие, предлагаемые законодателем, имеет существенный недостаток. Его нельзя признать приемлемым с точки зрения уголовного права, поскольку не содержит всех необходимых признаков, по которым неоказание медицинской помощи можно было бы признать общественно опасным.
При их определении, конечно, нельзя забывать о том, входит ли оказание того или иного вида помощи в число обязательных по закону. Первостепенное значение здесь имеет установление факта - является ли оно таковым по ситуации, объективным критериям, своей природе. Обязательный характер медицинской помощи должен определяться в первую очередь состоянием здоровья больного.
Общей чертой данного вида помощи в свете сказанного выступает необходимость ее оказания. Лицо должно находиться в состоянии болезни или ином состоянии, при котором наблюдается нарушение анатомической целостности организма или нарушение его функций; это состояние должно заключать в себе угрозу здоровью человека или его жизни в виде конкретных последствий. Предотвращение же развития такой ситуации возможно лишь при вмешательстве извне, с помощью специалиста.
В зависимости от степени близости угрозы можно выделить болезненные и иные состояния, непосредственно угрожающие жизни и здоровью человека, требующие срочного вмешательства, а также состояния, при которых неблагоприятные последствия для организма человека могут и не наступить, несмотря на отсутствие медицинской помощи, но такая опасность все, же существует. В других случаях, когда угрозы жизни и здоровью человека нет вообще, неоказание ему помощи не может нести в себе общественной опасности.
В целом, на наш взгляд, можно выделить следующие признаки ситуации, при которой оказание медицинской помощи является необходимым и обязательным:
наличие факта болезни потерпевшего или иного отклонения в организме человека;
они по своему характеру опасны для жизни и здоровья человека, могут привести к существенным негативным последствиям;
требуется медицинское вмешательство, которое выступает неотъемлемым условием нормализации состояния потерпевшего и устранения угрозы его жизни и здоровью;
- оказание медицинской помощи является обязательным по закону. Учитывая сказанное, под неоказанием помощи больному следует понимать неоказание медицинской помощи лицу, нуждающемуся в ней по болезни или иной причине, требующей медицинского вмешательства, если ее предоставление является обязательным в соответствии с законом.
Среди существенных признаков преступления, предусмотренного ст. 124 УК РФ, законодатель назвал «отсутствие уважительных причин» для бездействия виновного. В литературе данный признак неоказания помощи больному раскрывается практически одинаково - как отсутствие обстоятельств, препятствующих выполнению медицинским работником своих обязанностей. Описывая его, авторы, как правило, указывают на следующие причины: отсутствие возможности предоставить медицинские услуги в связи с непреодолимой силой, состоянием крайней необходимости, болезнью самого медицинского работника; отсутствие транспорта для проезда к местонахождению тяжелобольного; отсутствие инструментов или лекарств, необходимых для лечения больного, и т.д. Курс уголовного права. Особенная часть Т. 3. / Под ред. Борзенкова Г.Н., Комиссарова B.C. М., Волтерс Клувер. 2008. С. 114.
Такое толкование не вызывает каких-либо возражений. Между тем само легальное закрепление названного признака не отражает специфики исследуемого деяния. Это наглядно видно из приведенного выше перечня. Все перечисленные обстоятельства по смыслу образуют либо признаки невиновного причинения вреда, либо примыкают к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. Они в свою очередь подробно регламентированы общими положениями уголовного законодательства. Поэтому представляется нецелесообразным дополнительное закрепление названных выше признаков как в нормах Особенной части Уголовного кодекса вообще, так и в ст. 124 УК РФ в частности. Думается, подобный способ конструирования уголовно-правовых запретов лишь создает путаницу в уяснении содержания конкретных преступлений.
Проведенная часть исследования в большей степени отвечает на вопрос, неоказание какой помощи составляет объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 124 УК РФ, и касается характеристики внутреннего содержания этого поступка. Не меньший интерес, между тем, представляет сам факт его совершения, с установлением которого тесно связана проблема определения оконченного состава преступления. Именно этим главным образом обусловлены трудности, возникающие при квалификации рассматриваемого деяния, ошибки в правоприменительной деятельности органов следствия и суда.
Законодатель, формулируя диспозицию нормы об ответственности за неоказание помощи больному, указал среди обязательных признаков преступления последствия в виде причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего. Эта, на наш взгляд, ошибка разработчиков Уголовного кодекса позволила многим ученым считать данный состав преступления материальным и соответственно связывать момент его окончания с наступлением последствий Ткаченко В.И.Пробелы в новом Уголовном кодексе России // Законодательство. 1997. № 3. С. 79..
Как уже отмечалось, преступление, совершенное в форме бездействия, не может иметь материальный состав, поскольку бездействие как таковое не влечет последствий в виде каких-либо изменений материального мира. Поэтому избранный законодателем подход к описанию исследуемого преступления искажает истинное представление о нем.
Перечисленные в диспозиции нормы последствия не являются результатом бездействия медицинского работника. Они, как справедливо отмечают некоторые авторы, скорее выступают «свойством действия» Кузнецова Н.Ф. Проблемы квалификации преступлений: лекции по спецкурсу "основы квалификации преступлений М., Городец. 2007. С. 98., и в данном случае являются следствием развития внутренних процессов в организме потерпевшего, обусловленных внутренними же причинами.
Конечно, степень ущерба здоровью больного при неоказании медицинской помощи имеет значение, и наступление более тяжких последствий, к примеру, смерти потерпевшего, с социальной позиции, несомненно, усиливает отрицательную оценку бездействия медицинского работника. Но она показывает не степень участия в наступлении указанных последствий врача, а фактически лишь роль, которую играет медицинское вмешательство в предотвращении развития опасной для жизни и здоровья человека ситуации. Не может она объективно отражать характер и степень общественной опасности преступления.
Приведем пример. Врач отказывает в помещении в медицинское учреждение стационарного типа тяжело больному, проживающему в отдаленном поселке ввиду отсутствия средств на его лечение и пожилого возраста, практически лишающего его шансов на выздоровление. Однако, оставшись дома, больной после посещения его представителями нетрадиционной медицины, проявив силу воли, поправляется. Вполне очевидно, что в данной ситуации отказ врача в предоставлении лицу медицинской помощи несет в себе такую же общественную опасность, как и в том случае, если бы больной умер. Благоприятный же исход никак не зависит от деятельности и желания или нежелания врача и обусловлен исключительно особенностями организма потерпевшего.
Таким образом, описанные в диспозиции исследуемой нормы последствия, на наш взгляд, неправомерно считать последствиями преступления, и соответственно признаком, который определяет конструкцию его объективной стороны.
Поэтому считаем нецелесообразным включать в число обязательных признаков состава неоказания помощи больному какие-либо последствия, и предлагаем исключить словосочетание «если это повлекло ... причинение ... вреда здоровью больного» из формулировки ст. 124 УК РФ, а момент окончания преступления устанавливать исходя из факта самого бездействия. В пользу предложенного мнения высказалось более 80% опрошенных нами работников прокуратуры и судей, которые именно с этим обстоятельством связывают основные трудности квалификации рассматриваемого преступления.
Бездействие медицинских работников, как уже упоминалось, имеет различные формы выражения. Оно может быть, как связано с какими-либо проявлениями активной деятельности вовне телодвижениями или высказываниями, например при отказе в принятии в стационарное медицинское учреждение, так и состоять в полном бездействии, когда врач, скажем, не является к больному. Отдельное место в указанном ряду занимают случаи, когда врач выполняет обязанность по оказанию помощи больному частично, например, осматривает больного, ставит диагноз и предлагает обратиться за дальнейшей помощью к другому врачу, объясняя это отсутствием своего времени и т.п.
В данной связи возникает справедливый вопрос об объеме действий медицинского работника, совершение которых необходимо для признания обязанности выполненной. Надо сказать, на нем ученые не часто заостряют внимание, поскольку, как уже отмечалось, большинство из них считает этот состав преступления материальным, и связывают момент его окончания с наступлением последствий. Отдельные же авторы довольно интересно высказываются на этот счет.
Например, И.И. Горелик, указывая на сложносоставной характер неоказания помощи больному, пишет, что «сам по себе один только факт явки врача к больному или принятие его в лечебное учреждение еще не свидетельствует об исполнении медработником своего долга. Оказанию медицинской помощи предшествует постановка диагноза, без которого нельзя определить, в какой именно помощи он нуждается. Постановке диагноза в свою очередь предшествует осмотр больного, а в необходимых случаях дополнительные исследования (рентгеноскопия, лабораторные исследования и т.д.)» Горелик И.И.Указ. соч. С. 117.. В зависимости от того, была ли соблюдена данная последовательность, все ли ее компоненты присутствуют, предлагается устанавливать наличие или отсутствие факта оказания медицинской помощи.
Изложенная позиция заслуживает одобрения, однако выглядит небезупречной. Она характеризует лишь частный случай неоказания помощи больному, один из множества возможных, нуждается в конкретизации. Необходимо выработать универсальный подход, который можно было бы применять ко всем случаям совершения исследуемого преступления.
На наш взгляд, при установлении факта исполнения обязанности лиц по оказанию медицинской помощи важно учитывать два обстоятельства. Во-первых, нужно принимать во внимание состояние потерпевшего. Его оценка имеет значение для установления действий, требующихся от медицинского работника. Именно соотношение качества и объема требуемой по ситуации и оказанной помощи будет объективно отражать полноту осуществления возложенной на него обязанности.
О добросовестной деятельности врача в данном случае свидетельствует соотношение, при котором не наблюдается существенного отличия между ними в качественном и количественном показателях. Преступным же будет считаться невыполнение основных, предусмотренных медицинскими правилами и обычно производимых в медицинской практике действий, соответствующих конкретному болезненному состоянию, требуемых для нейтрализации имеющейся угрозы жизни или здоровью больного. Примером может служить следующая ситуация.