Рефераты

Особенности правового регулирования привлечения к административной ответственности физических лиц

Особенности правового регулирования привлечения к административной ответственности физических лиц

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1.1 Понятие и сущность административной ответственности

1.2 Принципы административной ответственности

ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА, КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

2.1 Понятие и виды субъектов административной ответственности

2.2 Условия привлечения к административной ответственности

2.3 Основания освобождения от административной ответственности физических лиц

ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы дипломного исследования. Обязательным условием государственности является наличие механизма правового реагирования на нарушения прав и свобод граждан, а также на нарушения законодательно закреплённых норм и правил жизнедеятельности общества и государства. Это и является одной из основных задач законодательства об административных правонарушениях. Интересы личности, общества и государства не должны противоречить друг другу, а находиться в гармоничном сочетании. Задача государства состоит в формировании такого механизма реагирования на административные правонарушения, который гарантировал бы оперативное применение мер административного воздействия к виновным лицам и одновременно исключал любые проявления беззакония и произвола в отношении граждан, среди мер административного воздействия, применяемых к нарушителям, особое место занимают меры административного наказания, поскольку именно в них выражена негативная государственная оценка совершенных деяний. Сильное правовое государство основывается на приоритете соблюдения прав и свобод личности - человека и гражданина, и обязанность государства - признавать, охранять и защищать их. Гарантии соблюдения прав и свобод личности - это важнейшее условие господства права в современном государстве. Совершенно справедливым является мнение о том, что государство становится правовым лишь тогда, когда устанавливается принцип независимого от государства существования человеческой личности, которая имеет перед ним приоритет. Укрепление государственности должно начинаться с совершенствования существующих и создания новых процедур, институтов и механизмов, и обязательного законодательного закрепления их. В числе прочего, они призваны обеспечить реальность провозглашенных в Конституции прав и свобод человека и гражданина. Конституционное законодательство, закрепляющее права и свободы, ещё не гарантирует воплощения соответствующих норм в жизнь и выполнения обязанностей со стороны других граждан, организаций, государственных органов управления. И, прежде всего - придется существенно изменить саму систему работы государственных институтов.

Выделение административно-правовых гарантий защиты прав граждан, привлекаемых к административной ответственности, в отдельный институт административного права необходимо, так как демократическое развитие нашего общества и государства предполагает уделение особого внимания к вопросу соблюдения прав и свобод граждан, приоритету в их охране и защите. В связи с тем, что отношения между государством и личностью непрерывно развиваются, появляются новые аспекты, которые требуют научной оценки и правового анализа. Работа по обеспечению законности и правопорядка, охране прав и свобод, законных интересов граждан, не является ещё достаточно эффективной и не в полной мере отвечает целям формирования гражданского общества. Исследование гарантий административной ответственности граждан становится особенно актуальным в связи с участившимися случаями нарушения принципа законности, а также ущемления прав и законных интересов субъектов правоотношений.

Предметом исследования в дипломной работе являются нормативные правовые акты, которые отражают особенности правового регулирования привлечения к административной ответственности физических лиц.

Объектом исследования дипломной работы выступает правовое регулирование привлечения к административной ответственности физических лиц.

Целью исследования является комплексный многоаспектный теоретико-правовой анализ правового регулирования привлечения к административной ответственности физических лиц.

Для достижения указанной цели автором решались следующие задачи:

- определения понятия сущности административной ответственности;

- характеристика принципов административной ответственности;

- анализ условий привлечения к административной ответственности физических лиц;

- характеристика оснований освобождения от административной ответственности физических лиц;

- выявление проблемных вопросов привлечения к административной ответственности физических лиц.

Работа выполнена на основе методологии комплексного подхода к изучению предмета. Автором применялись такие общенаучные приемы и способы познания, как анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, сравнение и др. С целью выявления проблемных вопросов привлечения к административной ответственности физических лиц автором используется специальные методы: формально-юридический, статических, социологический и др. При изучении нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и условия привлечения к административной ответственности физических лиц использовались формально-логический, сравнительно-правовой методы.

В процессе подготовки дипломной работы были обобщены и проанализированы точки зрения, теоретические модели и концепции, получившие свое отражение в работах Постникова А.А., Сухаркова А.И., Крамник А.Н., Бахрах Д.Н. и др.

В качестве нормативной правовой базы широко использовались международные и внутригосударственные нормативные правовые акты в области привлечения к административной ответственности физических лиц.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в комплексном сравнительном исследовании административной ответственности физических лиц.

При написании работы и для раскрытия темы дипломной работы использовались следующие методы: формально-юридический метод, метод системного анализа, комплексного исследования, сравнительного правоведения.

Структура дипломной работы включает: титульный лист, содержание, введение, три главы с разделами к ним, заключение, список использованных источников. Дипломная работа выполнена на листах компьютерного текста.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

1.1 Понятие и сущность административной ответственности

Административная ответственность является необходимым стимулятором правомерного поведения, содействует воспитанию чувства нравственного и правового долга перед обществом и государством, повышению общественно-политической активности каждого гражданина. Ответственность несут и субъекты, и объекты управления. Она связана с задачами, функциями, правами и обязанностями каждого из них. Применительно к органам управления и должностным лицам она тесно связана с компетенцией. Когда принимается решение, должно быть совершенно ясно, кто несет за него ответственность. И точно так же должно быть ясно, кто несет ответственность, если назревшее решение не принимается или затягивается. Эти положения приобрели еще большую актуальность в современных условиях, на крутом переломе в жизни страны, когда поставлена цель достичь, качественно нового состояния общества. Современное экономическое развитие Республики Беларусь, социальные противоречия, возникающие между нарождающимся классом предпринимателей и основной массой трудящихся, финансово-экономическая нестабильность, политика подстраивания идейно-правового бизнеса под нарождающийся класс накладывают определенный отпечаток на состояние правопорядка, ведут к росту количества правонарушений, порождают их новые виды. В таких условиях возрастает значение административно-правовых мер борьбы с правонарушениями. Поэтому сфера административного воздействия на правонарушителей должна расширяться. Идеи административной ответственности, ее неотвратимости, законности, справедливости и гуманности находят все большее применение в законодательстве, хотя вместе с тем стало больше объективных препятствий для их реализации.

До 1961 года местные органы власти обладали весьма широкими полномочиями по созданию решений, предусматривающих административную ответственность за их нарушение («обязательных постановлений»). Президиум Верховного Совета СССР Указом от 21 июня 1961 года «О дальнейшем ограничении применения штрафов, налагаемых в административном порядке» признал необходимым ограничить круг вопросов, по которым местные органы власти могут принимать решения, предусматривающие за их нарушение штрафы, и установил, что правом принятия таких решений обладают только краевые, областные, районные и городские Советы; подобные решения, как правило, принимались на сессиях Советов, за исключением решений по вопросам борьбы со стихийными бедствиями, эпидемиями, эпизоотиями (по этим вопросам решения могли принимать и исполкомы: ведь речь идет о вопросах, не терпящих отлагательства). Законодательные акты союзных республик, изданные на основе союзного Указа от 21 июня 1962 года, сократили круг вопросов, по которым местные Советы вправе принимать решения, предусматривающие административную ответственность (причем ответственность эта может иметь форму только штрафа или предупреждения) [36. с. 415].

Административная ответственность - это вид юридической ответственности, которая выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности Административная ответственность обладает признаками, свойственными юридической ответственности вообще. В то же время в законодательстве общие признаки юридической ответственности специфически преломляются применительно к административной ответственности, а также закрепляются признаки, характерные именно для данного вида ответственности. В целом основные черты административной ответственности сводятся к следующему.

Административная ответственность - это правовая ответственность. Она устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях. Следовательно, она имеет собственную нормативно-правовую основу. Нормы административной ответственности образуют самостоятельный институт административного права, в отличие от этого уголовная ответственность устанавливается только законами; дисциплинарная законодательством о труде; а также различными законами, подзаконными актами, устанавливающими особенность положения отдельных категорий рабочих и служащих; материальная ответственность законодательством о труде, гражданским законодательством, а в отдельных случаях нормами административного права.

Как правило, административная ответственность наступает в случае нарушения норм административного права. Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность привлечения к ней виновных в нарушении норм других отраслей права.

Для административной ответственности характерна множественность правовых норм, регулирующих ее различные аспекты, а также государственных органов, имеющих право ее применять. Право привлечения виновных к административной ответственности предоставлено специальным органам, перечень которых содержится в третьем разделе Кодекса об административных правонарушениях. Все эти органы относятся к аппарату государственного управления, и только в прямо предусмотренных законодательством случаях меры административной ответственности применяются судами. В отличие от этого уголовное наказание могут применять только суды; дисциплинарные - органы и лица, наделенные дисциплинарной властью; материальное - суды общей юрисдикции и хозяйственные суды.

Административная ответственность находит свое выражение в наложении на виновного взыскания. За преступления налагаются уголовные наказания, за дисциплинарные проступки дисциплинарные взыскания. Материальная ответственность выражается в имущественных санкциях. Административной ответственности присущ всеобщий характер, ибо правила, за нарушение которых она наступает, являются обязательными для всех граждан. Административные взыскания налагаются государственными органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе правонарушителей. По этому признаку административная ответственность отличается от дисциплинарной, меры которой к работникам и служащим применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом, должностным лицом.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы. Лицо, к которому оно применено, считается имеющим административное взыскание в течение установленного срока.

Законодательством установлен особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается от уголовного процесса большей простотой, что создает условия для оперативности и экономичности его применения, но создает необходимые гарантии законности.

Административная ответственность отличается от других видов юридической ответственности и по субъектам ответственности. К ним относятся не только физические лица - граждане, государственные служащие, должностные лица, но и юридические лица. В некоторых случаях ответственность несут и предприятия, учреждения, организации (например, за экологические правонарушения и правонарушения в сфере торговли). Еще одно немаловажное отличие административной ответственности от других видов юридической ответственности состоит в том, что поскольку некоторые административные правонарушения граничат с преступлениями, важно учитывать те указанные в законодательстве критерии, с помощью которых их можно отличить друг от друга. Таким критерием часто является наличие или отсутствие тяжких последствий. Например, если нарушение транспортных правил повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, оно рассматривается как преступление, а если тяжких последствий нет, то, как административное правонарушение. Критерием может быть размер ущерба, причиненного правонарушением. Иногда для квалификации деяния как преступления достаточно того, чтобы оно хотя и не повлекло, но могло повлечь тяжкие последствия. Например, хранение, использование, учет и перевозка взрывчатых и радиоактивных веществ, а также незаконная пересылка их по почте или багажом, если эти действия могли повлечь тяжкие последствия рассматриваются как преступления, если же последствия наступили, уголовная ответственность усиливается. Нередко повторное или неоднократное (за определенный промежуток времени) совершение деяния, содержащего признаки административного правонарушения, данным лицам при условии применения к нему в прошлом предусмотренных законодательством мер воздействия влечет иную квалификацию деяния: оно считается уже преступлением. Так, занятие запрещенным промыслом после наложения административного взыскания за такое же деяние, совершенное в течение одного года карается уже по Уголовному кодексу. Иногда за критерий берется умышленное или неосторожное совершение правонарушения. Основная особенность административной ответственности состоит в том, что ее основанием является административное правонарушение, а мерами - административные взыскания [41, с. 119].

Законодательную основу для принятия актов, которые регулируют вопросы установления административной ответственности, составляет Конституция Республики Беларусь, имеющая наивысшую юридическую силу. Законы и другие нормативные правовые акты принимаются на основе Конституции Республики Беларусь и должны соответствовать ей. Административная ответственность регулируется многими нормативными правовыми актами, которые в своей совокупности образуют законодательство об административных правонарушениях. В его систему входят законодательные и подзаконные акты, нормы, которые включены в КоАП и которые в него не включены.

С 1 марта 2007 г. Законом Республики Беларусь от 31.12.2006 № 208-З на территории Беларуси введены в действие Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее КоАП) и Процессуально-исполнительный Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее ПИКоАП), согласно которым они являются единственными законами об административных правонарушениях, устанавливающими порядок административного процесса, действующий на территории нашей страны. Нормы других законодательных актов, предусматривающие административную ответственность и устанавливающие порядок административного процесса, подлежат включению в данные кодексы. Так как до вступления в силу КоАП и ПИКоАП административная ответственность устанавливалась многими актами Главы государства (в том числе в отношении правонарушений, ответственность за которые кодексами не предусмотрена), необходимо было провести ревизию действующих нормативных правовых актов с целью приведения их в соответствие с КоАП и ПИКоАП, что, и было осуществлено с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 01.03.2007 № 116 «О некоторых вопросах правового регулирования административной ответственности» и Декрета Президента Республики Беларусь от 02.04.2007 № 2 «Об отдельных вопросах правового регулирования административной ответственности». Зачем потребовалось принимать сразу два законодательных акта, казалось бы, регулирующих правоотношения в одной области? Прежде всего, каждый из них решает разные тематические задачи, поскольку Указ № 116 не только вносит изменения в другие указы Главы государства, а уже не актуальные - признает утратившими силу, но и направлен на продление действия после 1 марта 2007г. отдельных актов Президента Республики Беларусь, содержащих положения об административной и экономической ответственности, не реализованных в КоАП и ПИКоАП. Задачи же Декрета № 2 сводятся к приведению в соответствие с новыми кодексами как в целом некоторых декретов Главы государства, так и их отдельных положений. Рассмотрим в связи с этим те особенности, которые заложены в каждом из названных актов Президента применительно к новым административным правоотношениям, действующим с 1 марта 2007г.

Указом № 116 внесены изменения и дополнения в 34 указа Главы государства, изданных в разные годы и регулирующих различные общественные отношения. В то же время все они в той или иной степени затрагивают вопросы административных отношений и экономической ответственности, и зачастую расходятся с новыми кодексами в правовой оценке одних и тех же событий и фактов. В качестве примера приведем правовые акты Президента Республики Беларусь, в которые внесены как однотипные изменения, так и специфические применительно к конкретной проблеме. Примечательно, что во многих указах Главы государства помимо административной ответственности (или вместо нее) предусматривалась и экономическая ответственность. В то же время объединение в один акт различных видов ответственности, имеющих разную основу возникновения, характерно в основном для последних нескольких лет. В более ранний период нормотворчества эти меры воздействия не смешивались, и к одним и тем же правоотношениям не применялись.

Например, Указом Президента Республики Беларусь от 20.03.1996 № 109 «О мерах по повышению эффективности использования электрической и тепловой энергии» энергоснабжающим организациям было предоставлено право отключать от источников электрической и тепловой энергии юридических и физических лиц, допустивших одно из следующих административных нарушений: самовольное присоединение оборудования, устройств и приборов к сети энергоснабжения; присоединение оборудования, устройств и приборов к сети энергоснабжения без использования средств учета расхода энергии или нарушение схем подключения этих средств; устройство электропроводок и прокладку трубопроводов, не предусмотренных утвержденными проектами энергоснабжения. Дополнительно с лиц, виновных в совершении названных действий, взыскивался штраф в 5-кратном размере от суммы причиненного ущерба. Меры экономической ответственности Указ не предусматривал.

В качестве примера применения понятия «экономическая ответственность» за совершенные административные правонарушения можно назвать Указ Президента Республики Беларусь от 19.05.1999г. № 285 «О некоторых мерах по стабилизации цен (тарифов) в Республике Беларусь». Данным законодательным актом предусмотрено наложение штрафов за реализацию товаров (работ, услуг) юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями с нарушением установленного порядка регистрации цен (тарифов) с определением этого действия как применение меры экономической ответственности. Причем нарушение порядка формирования и применения цен (тарифов) отнесено к категории административных правонарушений.

В Порядке организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 15.11.1999г. № 673, уже введены понятия «экономическое правонарушение», «экономическая ответственность» и «экономическая санкция». Данное при этом определение экономической санкции подразумевает установленную актами законодательства меру государственного принуждения, имеющую характер имущественного или неимущественного воздействия и применяемую к субъекту предпринимательской деятельности за совершение экономических правоотношений. Указом № 116 все эти и иные несоответствия законодательства исключены. Вместо понятия "экономическая санкция" во все 34 указа Главы государства введено понятие "административное взыскание". Значимые изменения произошли с содержательной частью Указа Президента Республики Беларусь от 04.01.2000 № 7 "О совершенствовании порядка проведения и контроля внешнеторговых операций". По установленным в нем правилам Комитет государственного контроля, Национальный банк, Государственный таможенный комитет, Министерство иностранных дел, Министерство торговли Республики Беларусь и иные органы имеют право контроля внешнеторговых операций в рамках определенных полномочий. При осуществлении этих функций они наделены правом применять экономические санкции к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям Беларуси: - за несанкционированное превышение сроков проведения внешнеторговых операций; - продажу (реализацию) нерезиденту Республики Беларусь товаров по определенному Советом Министров перечню, оплаченных юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем иностранной валютой, купленной на внутреннем валютном рынке; - превышение суммы перечисленных денежных средств по импорту в сравнении с договорной стоимостью полученных товаров, выполненных работ, оказанных услуг; - экспорт товаров (работ, услуг), оплаченных белорусскими рублями за нерезидента; - несанкционированное распоряжение денежными средствами от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет; - несанкционированное перечисление денежных средств со своего счета для оплаты за товары (работы, услуги) по импорту, если импортером является иное лицо.

Указом № 7 предусмотрены и иные нарушения, за которые применяются экономические санкции, а также определены основания, при наступлении которых санкции не применяются, запрещено применение обратной силы в случае принятия актов законодательства, устанавливающих ответственность за экономические правонарушения в сфере внешнеторговой деятельности. Указом № 116 данные нормы из Указа № 7 исключены. Не менее значимые изменения внесены в Положение об уплате обязательных страховых взносов и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, утвержденное Указом Президента Республики Беларусь от 05.06.2000 № 318. Наряду с определением плательщиков обязательных страховых взносов, объекта для начисления взносов, механизма их уплаты, в главе 4 Положения №318 отражена ответственность плательщиков: - за нарушение ими установленных сроков постановки на учет в органах Фонда социальной защиты населения; - представление в банк платежных поручений на перечисление обязательных страховых взносов и иных платежей в меньшей сумме, чем фактически начислено; - отзыв неисполненных платежных поручений на уплату обязательных страховых взносов и иных платежей без согласия органов Фонда; за неуплату обязательных страховых взносов и иных платежей; - сокрытие, занижение объекта для начисления обязательных страховых взносов; - несвоевременное представление или представление в органы Фонда недостоверной отчетности в виде начисления экономических санкций, представленных штрафами разного размера. В этой же главе Положения № 318 предусмотрено, что должностные лица плательщиков, индивидуальные предприниматели, иные физические лица, обязанные уплачивать обязательные страховые взносы в Фонд, несут административную ответственность в случаях, предусмотренных законодательством. Поскольку КоАП и ПИКоАП содержат соответствующие нормы, глава 4 полностью исключена из Положения № 318. Как реализованные в КОАП и ПИКоАП исключены из Указа Президента Республики Беларусь от 16.01.2002г. № 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений» положения, касающиеся установления административной ответственности за необоснованное уклонение поставщика от заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд либо договора поставки; нарушение порядка обращения с редкоземельными металлами, драгоценными металлами и драгоценными камнями; нарушение законодательства о залоге, аренде, ином распоряжении государственным имуществом; невнесение в учредительные документы юридического лица изменений и дополнений или непредставление учредительных документов для государственной регистрации и за другие нарушения. Аналогичным изменениям подверглись и иные указы Главы государства.

Особо следует остановиться на Положении о порядке внесения на рассмотрение Президента Республики Беларусь ходатайств об освобождении субъектов предпринимательской деятельности от экономической ответственности, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 17.10.2005г. № 481, которое изложено в новой редакции. Данный правовой акт стал распространяться только на подготовку документов об освобождении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административных взысканий в виде штрафов и пени, уплачиваемых (взыскиваемых) после уплаты причитающихся сумм налогов, сборов (пошлин). В целом текст Положения № 481 не изменился, прежними остались и требования к содержанию ходатайства, перечню документов, прилагаемых заявителем к нему, сроки рассмотрения ходатайства. Изменилась лишь терминология, применяемая в Положении № 481, поскольку из него исключены нормы, касающиеся освобождения от экономических санкций. Что касается Декрета № 2, то им внесены изменения и дополнения в Декрет Президента Республики Беларусь от 16.03.1999г. № 11 «Об упорядочении государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», регламентирующий государственную регистрацию и ликвидацию (прекращение деятельности) субъектов хозяйствования, Декрет Президента Республики Беларусь от 09.09.2005г. № 11 «О совершенствовании государственного регулирования производства, оборота и рекламы алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта», регулирующий производство, оборот и рекламу алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, и другие декреты. Из ряда актов Главы государства по прилагаемому к Декрету № 2 перечню исключены структурные элементы, касающиеся применения административной ответственности за некоторые виды противоправных действий. В то же время как в Декрете № 2, так и в Указе № 116 предусмотрено действие определенных актов Главы государства, устанавливающих административную и экономическую ответственность, не включенную в КоАП и ПИКоАП, до вступления в силу законов о внесении изменений и дополнений в эти кодексы.

Современная правовая наука признает два основания юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности: - закон, как правовое основание, а второе основание составляет правонарушение - административный проступок как основание фактическое, которое приводит в движение всю структуру административной ответственности. Следует подчеркнуть, что юридическое основание административной ответственности составляют именно закон и декреты Президента, и никакая другая правовая норма (указ, правительственное постановление и т.д.).

Юридические основания административной ответственности в упорядоченном систематизированном виде впервые были установлены, начиная только с 80-х годов, т.е. с принятия на союзном уровне «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» в 1980 году. Понятие административного правонарушения дано в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях.

«Административным правонарушением признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными настоящим Кодексом, деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность. 2. Административным правонарушением может быть деяние в виде: 1) оконченного административного правонарушения; 2) покушения на административное правонарушение» [21, с. 6].

Анализ этого определения позволяет выявить общие признаки присущие всем административным правонарушениям, т.е. такие признаки, которые отличают административное правонарушение от правомерного поведения, от иных правонарушений.

К числу таких признаков относятся: 1) общественная опасность; 2) противоправность; 3) виновность; 4) наказуемость.

Исходным в характеристике указанных признаков является понятие «деяние». Это акт волевого поведения. Понятие «деяния» широко применяется в нашем законодательстве. Оно заключает в себе два аспекта поведения: действие либо бездействие. Действие есть активное невыполнение обязанности законного требования, а также нарушения запрета. Бездействие есть пассивное невыполнение обязанности. Многие административные правонарушения могут совершаться только посредством действия, например, мелкое хулиганство; - нарушение правил дорожного движения пешеходами и иными участниками дорожного движения и т.д., но немало административных проступков имеет и форму бездействия, например, не подготовленность к работе резервного топливного хозяйства, непринятие землепользователями мер по борьбе с сорняками и др. Административное правонарушение выражается в нарушении норм, охраняющих определенные общественные отношения, составляющие то, что принято называть объектом посягательства. В определении административного правонарушения таких объектов названо пять: права и свободы граждан, государственный порядок, общественный порядок, порядок управления, собственность [10. с. 35].

Возьмем примеры о посягательстве на названные объекты из Кодекса. Примером нарушения прав и свобод граждан могут служить статья 9.19 (Нарушение законодательства о труде) и др. Пример нарушения правил государственного порядка - статья 10.2 (Нарушение права государственной собственности на воды); статья 15.11 (порча земель); статья 15.24 (Нарушение правил использования участков земель государственного лесного фонда). Посягательства на общественный порядок имеют форму нарушения правил, предусмотренных в статье 17.4. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение; статья 17.5 (Занятие проституцией) и др. Нарушение установленного порядка правил управления предусмотрены в статьях: 23.4 (Неповиновение законному распоряжению или требованию должностного лица при исполнении им служебных полномочий); 23.5 (Оскорбление должностного лица при исполнении им служебных полномочий); 23.6 (Незаконная государственная регистрация); 23.7 (Нарушение порядка льготного кредитования); 23.8 (Нарушение порядка обращения имущества в доход государства); 23.9 (Нарушение порядка декларирования доходов, имущества и источников денежных средств); 23.10 (Регистрация или нотариальное удостоверение сделки при отсутствии справки налогового органа о представлении декларации) и в других статьях. Примером посягательств на государственную или общественную собственность можно назвать статьи: 10.5 (Мелкое хищение); 10.6 (Присвоение найденного имущества); 10.7 (Причинение имущественного ущерба); 10.8 (Уничтожение или повреждение посевов, собранного урожая сельскохозяйственных культур или насаждений); 10.9 (Умышленные уничтожение либо повреждение имущества) и др. Административное правонарушение есть деяние, как определил закон противоправное, т.е. нарушающее норму права. Наше законодательство (не только административное, а и уголовное, гражданское и т.д.) закрепляют два вида нарушения норм права с точки зрения степени опасности этих нарушений: противоправность и общественная опасность. Таким образом, необходимым признаком правонарушения является противоправность. Противоправность заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права.

Эти нормы могут принадлежать не только к административному, но и к ряду других отраслей права. Принципиально то, что соблюдение соответствующих норм охраняется мерами административной ответственности. Это, кроме административного, могут быть нормы конституционного, финансового, гражданского, трудового и других отраслей права. Деяние, которое не нарушает каких-либо норм права, может быть аморальным, нарушением норм общественных организаций, но не правонарушением. Если любое правонарушение является противоправным деянием, то не любое противоправное действие является правонарушением. Деяние, не являющееся противоправным, не может образовать административного правонарушения и повлечь административную ответственность. Существенным признаком административного правонарушения является общественная опасность. Существуют различные точки зрения, касающиеся вопроса об общественной опасности административного правонарушения. Одни авторы считают, что хотя термин «общественная опасность» прямо не включен в определение административного правонарушения, но в определении говорится о том, что правонарушением является деяние, которое посягает на государственный или общественный порядок.

Сам термин посягательства свидетельствует о наличии угрозы общественного отношения. Правомерность признания административного правонарушения общественно-опасным, подтверждается анализом норм уголовного законодательства. Статья 1 Уголовного кодекса говорит о том, что данный Уголовный кодекс определяет, какие общественно-опасные деяния являются преступлениями, т.е. он оценивает как преступление не все общественно-опасные деяния, а только часть их. Признавая общественную опасность признаком административного правонарушения нужно заметить, что деяние лишенное этого признака не может квалифицироваться как административное правонарушение. Другие авторы считают, что ныне действующее законодательство сохраняет признак общественной опасности лишь за преступлением, все иные виды правонарушений, в том числе и административные проступки, квалифицируются не как общественные, а только как противоправные. Административный проступок - деяние виновное (в форме умысла или неосторожности). Это условие привлечения к ответственности обязательно во всех видах юридической ответственности. При этом не менее обязательным является требование о том, что доказывание виновности правонарушителя возложено на органы (должностные лица), привлекающие к ответственности, а доказывать свою невиновность правонарушитель не обязан. Кодекс об административных правонарушениях содержит статьи с обеими формами вины. Так, только умышленно могут быть совершены такие правонарушения, как мелкое хулиганство, хищение и т.д. Неосторожными являются многие нарушения правил дорожного движения, правил охоты, правил строительства и ремонта и другие. Есть нарушения, которые могут быть и умышленными и неосторожными, например, нарушение тех же правил дорожного движения, повлекшее причинение потерпевшему легкого телесного повреждения, повреждение транспортных средств или иного имущества; нарушение правил административного надзора и другие.

Еще один признак административного правонарушения - наказуемость, т.е. общественно-опасное деяние, запрещенное законом, признается административным правонарушением в том случае, если за его совершение предусматривается административная ответственность. Закон хочет тем самым подчеркнуть, что если нет решения о привлечении к административной ответственности, нет и административного проступка, хотя деяние, возможно и имело место, но в силу относительной его малозначительности, изменение обстановки или в положении правонарушителей не сочтено нужным привлекать лицо к административной ответственности. В таком случае считается и не имевшим место административный проступок. В числе оснований административной ответственности второго рода есть проступки особые, т.е. такие, которые, будучи фактически деянием одним, квалифицируются законом, однако, как проступки одновременно как административные, так и дисциплинарные, иначе говоря, проступки административно-дисциплинарные. Например, статья 9.19 говорит о нарушении законодательства о труде работником, допустим, отдела кадров предприятия (прием на работу без должного оформления, нарушения порядка труда и отдыха и т.д.).

С точки зрения служебной дисциплины это - рядовой, нередко встречающийся дисциплинарный проступок, за который выносится дисциплинарное взыскание (замечание, выговор, вплоть до увольнения с занимаемой должности), с точки же зрения органа, осуществляющего надзор за соблюдением трудового законодательства, это деяние определяется статьей 9.19 еще и как административный проступок, влекущий наложение на тоже лицо административного штрафа. Для наличия административного правонарушения необходима совокупность всех названных выше признаков. Отсутствие любого из них исключает привлечение к административной ответственности.

Административная ответственность выражается в виде различных мер взыскания. Каждая их этих мер имеет свое назначение и применяется в особом установленном законом порядке.

Административное взыскание является мерой административной ответственности. Административное взыскание, налагаемое на физическое лицо, применяется в целях воспитания физического лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим физическим лицом, совершившим такое правонарушение, так и другими физическими лицами. Административное взыскание, налагаемое на юридическое лицо, применяется в целях предупреждения совершения новых административных правонарушений. Применение административного взыскания призвано способствовать восстановлению справедливости, и является основанием для взыскания с физического или юридического лица возмещения вреда в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь. Административное взыскание - реакция на совершение административного правонарушения.

Статья 6.2 предусматривает следующие административные взыскания:

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Современные рефераты