Особенности производства по делам об административных нарушениях
Особенности производства по делам об административных нарушениях
18
Содержание
Введение
1. Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела
об административных правонарушениях
2. Принципы судопроизводства
3. Особенности производства по делам об административных правонарушениях
Заключение
Список литературы
Введение
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Всесторонность и полнота исследования обстоятельств дела означает, что должны быть выяснены все факторы, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. В частности, необходимо установить, имело ли место административное правонарушение, виновно ли лицо в его совершении, подлежит ли оно административной ответственности, причинен ли имущественный ущерб, есть ли основания для прекращения дела. Подлежат также выяснению обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность, данные о правонарушителе, другие сведения, имеющие значение для дела.
Важной задачей производства по делам об административных правонарушениях является превентивная деятельность, направленная на выявление причин и условий, способствующих совершению административных проступков.
Органы и должностные лица, выполняющие административно-юрисдикционные функции, обязаны не только выявлять эти причины и условия, но вносить в соответствующие организации, их должностным лицам представление о принятии мер по устранению данных причин и условий.
Дела об административных правонарушениях уполномочены рассматривать только лица, чья компетенция указана в главе 23 Кодекса об административных правонарушениях.
1. Понятие и система органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Принципы судопроизводства.
Дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, рассматриваются в пределах компетенции, установленной гл. 23 этого Кодекса: 1) судьями (мировыми судьями);
2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;
3) федеральными органами исполнительной власти, их учреждениями, структурными подразделениями и территориальными органами, а также иными государственными органами, уполномоченными на то, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.
Федеральными органами исполнительной власти и иными государственными органами, уполномоченными в соответствии с гл. 23 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях, являются:
Ш органы внутренних дел (милиция);
Ш органы и учреждения уголовно-исполнительной системы;
Ш налоговые органы;
Ш таможенные органы;
Ш пограничные органы;
Ш федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда;
Ш органы государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ;
Ш органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов;
Ш органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда;
Ш органы рыбоохраны;
Ш органы государственного энергетического надзора;
Ш органы государственного горного и промышленного надзора;
Ш органы, осуществляющие государственный пожарный надзор;
Ш органы, осуществляющие государственный надзор за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники;
Ш органы российской транспортной инспекции;
Ш органы автомобильного транспорта;
Ш органы морского транспорта;
Ш органы внутреннего водного транспорта;
Ш органы железнодорожного транспорта;
Ш органы, осуществляющие государственный контроль в области обращения и защиты информации;
Ш органы, уполномоченные в области рынка ценных бумаг;
Ш федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы;
Ш органы государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей;
Ш органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
Ш органы стандартизации, метрологии и сертификации;
Ш органы государственной жилищной инспекции;
Ш органы государственного архитектурно-строительного надзора;
Ш органы регулирования естественных монополий;
Ш органы валютного контроля;
Ш органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, и ряд других органов.
Всего помимо судей и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав гл. 23 КоАП РФ предусмотрено 60 федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов -- субъектов административной юрисдикции.
2. Принципы административного судопроизводства
Производство по делам об административных правонарушениях основывается на принципах, которые должны соблюдать все лица, осуществляющие административное судопроизводство. К ним относятся:
1. Принцип объективности, который выражается в обязанности государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, выяснить все необходимые обстоятельства без пристрастности и предвзятости к рассмотрению дела. Объективность несовместима с обвинительным уклоном, пренебрежением обстоятельствами, свидетельствующими в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, неравным отношением к участникам производства по делу.
В целях реализации этого принципа на практике КоАП РФ закрепил различного рода гарантии, обеспечивающие достижение истины по делу, к примеру, институты пересмотра, ответственность за ложные показания, отводы субъектов правоприменения и некоторых участников процесса. При необходимости субъект административно-юрисдикционной деятельности вправе истребовать необходимые документы, провести экспертизы, проверки и иные меры для объективного разрешения дела, чтобы полностью исключить односторонний, предвзятый подход к оценке фактов.
Своевременность выяснения обстоятельств означает соблюдение предусмотренных КоАП РФ процессуальных сроков, что не только способствует неотвратимости привлечения виновных к ответственности, но и является серьезной превентивной мерой.
2. Принцип законности означает необходимость разрешения дела исключительно в соответствии с законом. Сущность этого принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, применительно к производству по делам об административных правонарушениях состоит в том, что никто не может быть привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. В этой связи важной задачей производства по делам об административных правонарушениях, сформулированной в ст. 24.1 КоАП РФ, является обеспечение исполнения вынесенного по делу постановления. Неисполнение постановления о привлечении к административной ответственности или исполнение его не полностью снижает эффективность борьбы с административными правонарушениями, обусловливает неисполнение принципа законности.
3. Принцип возможности всем участникам производства по делам об административных правонарушениях выступать на родном языке, отражает требование ст. 19 Конституции РФ о полном равноправии всех граждан независимо от их национальности и языка. Производство по делам об административных правонарушениях ведется на русском языке -- государственном языке Российской Федерации. Наряду с государственным языком Российской Федерации производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях.
4. На принципе гласности в деятельности всех государственных органов, включая административно-юрисдикционную систему, зиждется демократическая система российского общества. Этот принцип, провозглашенный в ст. 123 Конституции РФ, закрепил открытое слушание дел во всех судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом. Естественно, что этот принцип нашел свое отражение и в производстве по делам об административных правонарушениях. В соответствии со ст. 24.3 КоАП РФ дела об административных правонарушениях подлежат открытому рассмотрению, за исключением случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц.
Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территории РФ законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда, осуществляют в пределах своей компетенции Генеральный прокурор РФ и назначаемые им прокуроры.
3. Особенности производства по делам об административных правонарушениях
Являясь видом административно-процессуальной деятельности юрисдикционного характера, производство по делам об административных правонарушениях может быть рассмотрено с позиций его организационной структуры, под которой понимается совокупность конкретных процессуальных стадий
Каждая из них имеет свое процессуальное назначение, закрепленное в административно-процессуальных нормах, и обеспечивает необходимую последовательность совершения процессуальных действий в интересах достижения стоящих перед производством задач.
Содержание российского Кодекса об административных правонарушениях позволяет выделить следующие основные стадии производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение дела, его рассмотрение, вынесение решения (постановления) по делу, исполнение принятого решения, обжалование и опротестование решения
Возбуждение дела об административном правонарушении - начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состоит в составлении особого процессуального документа, а именно - протокола об административном правонарушении (ст. 28.2).
Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении (ст. 28.1) являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протокол об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; поступившие из правоохранительных органов, других государственных органов, органов местного самоуправления материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, сообщения в средствах массовой информации, содержащие такие данные.
В соответствии со ст. 28.4 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.26 КоАП РФ, возбуждаются прокурором. О возбуждении дела об административном правонарушении прокурором выносится постановление, которое должно содержать сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ.
В ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ установлено общее правило, согласно которому протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать такие дела в соответствии с гл. 23 КоАП РФ, в пределах компетенции соответствующего органа.
Применительно к правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность, Помимо должностных лиц, указанных в гл. 23 КоАП РФ, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Согласно ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ к ним относятся должностные лица Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право в Российской Федерации. Учебник для вузов. - М.: Зерцало, 2003.:
- органов внутренних дел (милиции) - об административных правонарушениях, предусмотренных ст., 20.2-20.6, 20.9, 20.15, 20.18, 20.19, 20.22, ч. 2 ст. 20.23, ст. 20.24 (в отношении частных детективов (охранников), ст. 20.25 КоАП РФ;
- органов ведомственной охраны - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.17 КоАП РФ;
- органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.5-20.7 КоАП РФ;
- таможенных органов - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.23 КоАП РФ;
- органов государственного горного и промышленного надзора - об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1-3 ст. 20.4 КоАП РФ;
- органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ - об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.22 (в случаях потребления наркотических средств или психотропных веществ) КоАП РФ.
Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследование на основании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченным составлять протокол. Административное расследование проводится, если осуществляется экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат; его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела.
На стадии возбуждения дела в необходимых случаях осуществляются процессуальные меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях (ст. 27.1).
Их цель - пресечение административного правонарушения, установление личности нарушителя, составление протокола при невозможности его составления на месте, обеспечение своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по делу постановления. К числу процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях относятся: доставление;
Доставление заключается в принудительном препровождении физического лица в служебные помещения соответствующих органов в целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, если составление протокола обязательно.
Например, согласно ст. 20.21 КоАП РФ появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток. В этом случае на основании п. 11 ст. 11 Закона РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" сотрудники милиции имеют право доставлять в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержать в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке либо могущих причинить вред окружающим или себе, а находящихся в жилище - по письменному заявлению проживающих там граждан, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц представляет опасность для их здоровья, жизни и имущества. В соответствии с п. 15 ст. 11 Закона РФ "О милиции", милиции предоставляется право производить кино- и видеосъемку лиц, подозреваемых в совершении административного правонарушения при невозможности установления их личности Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (с по-следующими изменениями и дополнениями)..
Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе об административном задержании. Копия протокола о доставлении вручается доставленному лицу по его просьбе. При выявлении административных правонарушений, предусмотренных ст. 20.1-20.3, 20.5, 20.8, 20.13, 20.17-20.22 КоАП РФ доставление осуществляется: военнослужащими внутренних войск МВД РФ - в служебное помещение органа внутренних дел (милиции) или в помещение органа местного самоуправления сельского поселения. Другими процессуальными мерами обеспечения являются: административное задержание; личный досмотр; досмотр вещей, транспортных средств; изъятие вещей и документов; отстранение от управления транспортным средством; медицинское освидетельствование на состояние опьянения; задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации; арест транспортных средств и иных вещей; привод.
Рассмотрение дела об административном правонарушении - центральная стадия производства, в рамках которой наиболее отчетливо проявляются многие важные черты, свойственные юрисдикционной административно-процессуальной деятельности Габричидзе Б.Н. Административное право. Учебник. - М.: Проспект: Велби, 2003.. Ее содержание может быть раскрыто на основе рассмотрения ряда принципиальных вопросов, среди которых прежде всего - вопрос об органах и должностных лицах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III Кодекса).
Следующий вопрос, связанный с процессуальной характеристикой стадии рассмотрения дел об административных правонарушениях - об участниках производства по делу об административном правонарушении. К ним относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического и юридического лица; защитник и представитель; свидетель; понятой; специалист; эксперт; переводчик; прокурор. Естественно, что участником является судья или орган (должностное лицо), уполномоченный на рассмотрение и разрешение дел, а также должностное лицо, возбудившее данное дело.
Рассмотрение дела об административном правонарушении осуществляется по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, а также по месту учета транспортных средств.
Установлены определенные сроки рассмотрения таких дел. Как правило, они рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня получения органом (должностным лицом), правомочным рассмотреть дело, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.
Дальнейший этап работы - выяснение обстоятельств, от которых зависит решение, а именно: было ли совершено правонарушение; виновно ли данное лицо в его совершении; подлежит ли оно административной ответственности; имеются ли обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность; причинен ли правонарушением имущественный ущерб; нет ли обстоятельств, исключающих производство по делу. Выясняются и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
При рассмотрении дела ведется протокол, в котором фиксируются все процессуальные данные.
Решение по делу об административном правонарушении должно соответствовать требованиям ст. 29.10 КоАП РФ. Постановление по делу об административном правонарушении должно содержать следующие данные: наименование органа (должностного лица), вынесшего постановление; сведения о лице, в отношении которого рассматривается дело; изложение обстоятельств, установленных при рассмотрении дела; указание на статью нормативного акта, предусматривающего ответственность за данное правонарушение; принятое по делу мотивированное решение; срок и порядок обжалования постановления. В случае одновременного решения вопроса о возмещении виновным имущественного ущерба в постановлении указывается размер ущерба, срок и порядок его возмещения. Одновременно решается судьба изъятых вещей и документов.
Предусмотрено, что постановление по делу может быть двух видов: о наложении административного наказания либо о прекращении дела производством. Последнее имеет место в следующих случаях: при объявлении устного замечания, при передаче материалов прокурору, в орган предварительного следствия или дознания, при прекращении производства по делу, а также тогда, когда устанавливаются обстоятельства, исключающие производство по делу (ст. 29.9 КоАП).
Исполнение постановлений о наложении административных наказаний - заключительная обязательная стадия производства.
Предусматривается давность исполнения постановления. Так, не подлежит исполнению постановление, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня вынесения.
Установлен определенный порядок исполнения постановлений о наложении различных видов административных наказаний.
Факультативной стадией производства по делам об административных правонарушениях является пересмотр постановлений и решений в результате их обжалования или опротестования.
Обжалование постановления о наложении административного наказания может быть осуществлено лицом, в отношении которого ведется производство, а также потерпевшим, законными представителями физического и юридического лица, защитником и представителем.
Жалоба может быть подана в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления о назначении административного наказания. В случае пропуска указанного срока по уважительным причинам он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу.
Жалоба рассматривается правомочным органом (должностным лицом) в десятидневный срок со дня ее поступления в суд, органу или должностному лицу, правомочному рассматривать жалобу, жалоба на постановление об административном аресте - в течение суток.
При рассмотрении жалобы проверяется законность и обоснованность вынесенного постановления. По результатам рассмотрения жалобы выносится одно из следующих решений:
а) жалоба остается без удовлетворения и постановление остается без изменений;
б) постановление отменяется и дело возвращается на новое рассмотрение;
в) постановление отменяется и дело прекращается;
г) постановление изменяется, если при этом не усиливается административное наказание.
При установлении некомпетентности органа (должностного лица), вынесшего постановление по делу, постановление отменяется и дело направляется на рассмотрение правомочного органа (должностного лица).
Опротестование постановления о наложении административного наказания осуществляется прокурорами. Сроки рассмотрения протестов и последствия их принесения такие же, как и при обжаловании.
Кроме того, прокурор вправе возбуждать производство по делам об административных правонарушениях, участвовать в рассмотрении дела, давать заключения по вопросам, возникающим в ходе его рассмотрения.
Заключение
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Основную часть дел об административных правонарушениях по проанализированным статьям рассматривают судьи, что увеличивает гарантированность права лица, привлекаемого к административной ответственности, на защиту, снижается вероятность необоснованного применения мер административного принуждения.
Производство по делам об административных правонарушениях представляет собой совокупность конкретных процессуальных стадий, каждая из которых имеет свое процессуальное назначение, закрепленное в административно-процессуальных нормах, и обеспечивает необходимую последовательность совершения процессуальных действий в интересах достижения стоящих перед производством задач.
Выделяют следующие стадии производства по делам об административных правонарушениях: возбуждение дела, его рассмотрение, вынесение решения (постановления) по делу, исполнение принятого решения, обжалование и опротестование решения.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.).
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25 апреля, 25 июля, 30, 31 октября, 31 декабря 2002 г., 30 июня, 4 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 9 мая, 26, 28 июля, 20 августа, 25 октября, 28, 30 декабря 2004 г., 7 марта 2005 г., 22.07.2008).
3. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с изменениями и дополнениями).
4. Федеральный закон от 29 декабря 2000 г. № 163-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статьи 30 и 36 Закона Российской Федерации «О милиции».
5. Агапов А. Б. Постатейный комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях.- М., Изд-во Эксмо-Пресс, 2007.
6. Бахрах Д.Н. Административное право: учебник / Д. Н. Бахрах, Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. 3-изд., пересмотр. и доп. - М.: Норма, 2007.
7. Козлова Е. И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.
8. Савюк Л. К. Правоохранительные органы: учебник / Л. К. Савюк. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2007. - 704 с.
9. Чижевский В. С. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных нарушениях (постатейный) с постатейными материалами. М., Изд-во Книжный мир, 2008.
7. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. (5-е изд., перераб. и доп.) (под общ. ред. Сидоренко Е.Н.) М: "Проспект", 2006.
8. Административное право. Учебник / Под ред. Попова Л.Л. - М.: Юристъ, 2003.
9. Административное право России. Часть III. Административная юрисдикция. Учебник. / Под ред. Коренева А.П.,.Кикотя В.Я. - М., 2005.
10. Аврутин Ю.Е. Перспективы развития административного права в контексте конституционной самоидентификации современной России // "Журнал российского права", N 5, 2008.
11. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право в Российской Федерации. Учебник для вузов. - М.: Зерцало, 2003.
12. Борисов Б.А. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ. М: Юстицинформ, 2006.
13. Габричидзе Б.Н. Административное право. Учебник. - М.: Проспект: Велби, 2003.
15. Коньков П.И. Административный процесс: подходы к определению понятия и структуры // Государство и право, 2001, № 6.
16. Николаева Л.А., Сальников В.П., Соловьева А.К. Административное судопроизводство: проблемы теории и практики разрешения публично-правовых споров. - СПб, 2002.