1. Общие положения по гражданству Российской Федерации
1.1 Понятие, основные принципы гражданства
1.2 Основания, порядок приобретения гражданства
1.3 Основания, порядок прекращения гражданства
1.4 Гражданство детей, родителей, опекунов. Изменение гражданства детей
1.5 Особый институт двойного гражданства
2. Правовое регулирование решения дел о гражданстве РФ
2.1 Порядок решения дел о гражданстве
2.2 Государственные органы Р.Ф., ведающие делами о гражданстве
Заключение
Список литературы
Введение
В настоящее время в нашей стране формируется гражданское общество, основанное на свободе народа, и новое государство, признающее приоритет прав человека. В связи с этим важным на сегодняшний день являются вопросы гражданства Российской Федерации, не ущемляющие права человека, а защищающие.
Согласно закону «О гражданстве Российской Федерации» ФЗ « о гражданстве РФ» от 31.05.2002г. (ред. от 02.11.2004 ), гражданство - устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Вопросы гражданства Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, ФЗ «О гражданстве РФ», а также принимаемыми в соответствии с ними другими нормативными и правовыми актами Российской Федерации.
В своей совокупности граждане Российской Федерации составляют народ, но на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Лишь граждане Российской Федерации в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.
В данной курсовой работе мы рассмотрим понятия, основные принципы и сущность гражданства, порядок решения дел о гражданстве, отметим государственные органы, ведающие делами о гражданстве, порядок приобретения и прекращения гражданства
1. Общие положения по гражданству Российской федерации
Согласно Конституции Российской Федерации: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.. Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в настоящее время является Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от 31 мая 2002 года, с изменениями от 02 ноября 2004 года.
1.1 Понятие, основные принципы гражданства
«Гражданство - один из ключевых политико-правовых институтов демократического государства, неотъемлемая связь основ его конституционного строя» Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г. «Конституционное право современной России» 2001г..
Значение и ценность гражданства подчеркивается в ряде статей Конституции Российской Федерации. В первую очередь это статьи: 6, 61, 62, 63.
Под гражданством, как трактует М.В. Баглай в учебнике «Конституционное право Российской Федерации» Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 6-е изд., изм. И доп.- М. 2007, понимается правовая принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Состояние гражданства создает права и обязанности для лица не только на территории своего государства, но и за рубежом.
С этим связана ответственность гражданина, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Это означает отказ от прежней тоталитарной формулировки понятия гражданства как принадлежности лица государству. Такое определение отличается от того, которое существовало в Законе о гражданстве СССР 1990 г. (оно характеризовало гражданство как политико-правовую связь лица с государством).
«Обладание гражданством - предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством и не только внутри страны, но и за ее пределами» Козлова Е.И. «Конституционное право России» 2008 г..
Для подавляющего большинства людей в каждой стране установление гражданства не представляет чего-то сложного, так как они являются гражданами данного государства с самого рождения и сохраняют это правовое состояние на протяжении всей жизни. И все же по ряду причин, и прежде всего вследствие межнациональных конфликтов и растущей интернационализации экономики, возникают различные миграционные потоки, т.е. перемещение больших групп людей из одной страны в другую. Такие передвижения, являющиеся как индивидуальными, так и групповыми, распространенные и в Российской Федерации, а также и браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.
Значительная часть практических вопросов, связанных с определением гражданства, разрешается с помощью международного права (по соглашениям, заключаемым между государствами.)
Гражданство это правовое, а не фактическое состояние: гражданин сохраняет связи с государством и тогда когда он находится за пределами страны или просто проживает за рубежом. Что касается граждан других государств, то они могут постоянно проживать в России, но они не связанны с ней отношениями гражданства. Иностранные граждане, лица без гражданства, лица, родившиеся на территории данного государства, могут стать его гражданами, если они удовлетворяют определенным требованиям. Такие требования в разных государствах не одинаковы.
Наряду с обычным состоянием гражданства в России возможно почетное гражданство. Оно может быть предоставлено только лицу, не являющемуся гражданином РФ, за выдающиеся заслуги перед Россией и мировым сообществом. Российский гражданин может приобрести гражданство и иного государства и одновременно иметь два и более гражданства - двойное и множественное гражданство. Такая ситуация может сложиться как автоматически (при вступлении в брак с иностранцем), так и по желанию гражданина. Однако это не означает, что в России такой гражданин будет признан лицом с двойным или множественным гражданством.
Конституция и Закон о гражданстве устанавливает, прежде всего, те общие принципы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них надо выделить следующие:
1. Гражданство РФ является единым. В силу федеративного устройства этот принцип важнейший и закрепляется в Конституции (ст.6).
2. Гражданство в РФ является равным независимо от оснований приобретения. Законодательством не предусмотрены какие-либо отличия и особенности в правовом статусе лиц, ставших гражданами РФ по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и т.д. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.
3. Гражданство РФ имеет свободный характер. Это означает, что гражданин РФ вправе изменить свое гражданство, выйдя из российского гражданства. Право на выход связано с тем, что гражданство - это не принадлежность лица государству, а двусторонняя связь, что предполагает расторжение ее по взаимному согласию.
4. Гражданство РФ экстерриториально, то есть проживание гражданина за пределами РФ не прекращает его гражданства. Российский гражданин вправе жить в том месте, которое он избирает.
5. Гражданство РФ неотъемлемо. Гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Этот принцип является новым в законодательстве о гражданстве. Лишение - это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина. Раньше это широко применялось.
6. В основе изменения гражданства РФ лежит волеизъявление лица. Автоматический характер приобретения или утраты гражданства исключается.
7. Российское гражданство, как и гражданство других стран, предполагает, с одной стороны, защиту и покровительство государства на его территории и за его пределами, с другой - обязанности гражданина по отношению к государству. Гражданам могут предоставляться более благоприятные условия, социальные пособия со стороны государства, льготы которых не имеют иностранцы и лица без гражданства.
Россия поощряет приобретение гражданства лицами без гражданства проживающими на территории РФ, но при этом необходимо доказать факт безгражданства, как и иностранное гражданство.
В Российской Федерации основополагающие принципы гражданства относятся к числу основ конституционного строя. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Гражданство является единым и равным независимо от оснований приобретения. Гражданин не может быть лишен своего гражданства или права изменить его.
В главе « Права и свободы человека и гражданина» содержатся еще две важные гарантии гражданства» (ст.61). Во-первых, гражданин России не может быть выслан за пределы Российской Федерации или же выдан другому государству. За преступления, совершенные российским гражданином за пределами своей страны, он подлежит уголовной ответственности по ее законам (если деяния, совершенные за границей, в России также считаются преступлениями). Однако административную ответственность (например, штраф за нарушение правил общественного порядка), гражданин может нести и за границей.
Во-вторых, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Из приведенных гарантий заключается, что теперь не может быть и речи о высылке нежелательного для властей гражданина, как это не раз бывало раньше. Никакие органы теперь не вправе не принять в страну ее гражданина, находящегося за рубежом и желающего вернуться на Родину.
Невыдача гражданина России, совершившего преступление на территории и по законам другого государства, не означает, что данное лицо освобождается от ответственности. Исходя из международных договоров о правовой помощи, Российская Федерация обязана судить такое лицо по своим законам и информировать об этом заинтересованную сторону. Относительно выдачи (экстрадиции) иностранного гражданина его государству вопрос решается при наличии договора между двумя государствами или по решению компетентных российских органов как проявление доброй воли.
Федеральным законом, регулирующим вопросы гражданства в Российской Федерации, является ФЗ « О гражданстве РФ» (в ред. от 02.11.2004г.), статья 4 которого указывает на то, что принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Кроме того, принят ряд и других законов и договоров, регулирующих вопросы гражданства в Российской Федерации. Так, Договором о создании Союзного государства России и Белоруссии от 8 декабря 1999г. установлено, что граждане этих государств являются одновременно гражданами Союзного государства (ст.14) Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии от 8 декабря 1999г.
Российская Федерация способствует сокращению без гражданства, поощряя приобретение гражданства лицами, не имеющими никакого гражданства. В этом отношении она следует Конвенции о сокращении безгражданства 1961г. Конвенция о сокращении безгражданства 1961г., принятой в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН. В этой Конвенции содержится рекомендация государствам предоставлять гражданство апатридам и лицам, проживающим на территории государства, если они не были осуждены за совершение тяжких преступлений.
Закон о гражданстве в полном объеме регулирует вопросы приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. Закон также устанавливает порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.
1.2 Основания, порядок приобретения гражданства
Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, как широкие основания для приобретения гражданства. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что широкий круг оснований позволяет исправить допущенные советской властью в разные годы несправедливости в отношениях многих сотен тысяч российских граждан, составляющих честь и гордость России, и, тем не менее насильственно выдворенных после Октябрьской революции, во время и после Второй мировой войны. Сегодня новый закон открывает возможность сделать свой свободный выбор всем, кто хочет восстановить свое российское гражданство.
Согласно ст. 11 Закона о гражданстве 2002 г. гражданство РФ приобретается:
ь по рождению;
ь в результате приема в гражданство Российской Федерации;
ь в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
ь по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Главным, постоянно действующим основанием получения гражданства является его приобретение по рождению. Это следствие того, что приобретение гражданства зависит от принципов: "право крови" -jus sanginis, то есть с учетом гражданства родителей, и "право почвы" - jus soli, то есть зависимости от места рождения. «В первом случае ребенок получает гражданство РФ, если хотя бы один из его родителей состоит в гражданстве РФ, а другой является лицом без гражданства, признан безвестно отсутствующим или его место нахождения неизвестно. В тех случаях, когда один из родителей гражданин РФ, а другой иностранный гражданин, ребенок приобретает российское гражданство при двух условиях: если он родился на территории России либо, не получая гражданства РФ, он становится лицом без гражданства. Принцип «права почвы» относится к детям, родители которых неизвестны, к детям, родившимся на территории России от граждан других государств, которые не предоставляют ребенку своего гражданства» Чиркин В.Е. «Конституционное право» 2008 г.. Отсюда следует, что такие дети становятся гражданами Российской Федерации. «Право почвы» применяется гораздо реже, чем «право крови».
«Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18-летнего возраста и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
ь проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в течении пяти лет непрерывно;
ь обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
ь имеют законный источник средств к существованию;
ь владеют русским языком;
ь обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства ФЗ « о гражданстве РФ» от 31.05.2002г. (ред. от 02.11.2004 ).
«Срок проживания сокращается до одного года, при наличии одного из следующих условий:
ь наличие у лица высоких достижений в области науки, техники или культуры;
ь признание лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом;
ь предоставление лицу политического убежища на территории российской федерации» Миронов В.Ф. «Гражданство в Российской Федерации» стр. 86.
Гражданство Российской Федерации так же можно получить в упрощенном порядке, то есть без соблюдения условийо проживании предусмотренных ст. 13 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», в случае если эти лица:
ь имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
ь имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
ь являются гражданами государств, входивших в состав СССР, получили образование в образовательных учреждениях Российской Федерации после вступления в силу нового ФЗ « О гражданстве российской Федерации» от 1 июля 2002 года.
В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке и без представления вида на жительство ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации. Так же в гражданство принимаются без соблюдения условий предусмотренных частью 1 ст. 13 ФЗ « О гражданстве РФ», ребенок и недееспособное лицо, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства.
В соответствии со статьей 15 «иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве в соответствии с частью 1 ФЗ. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до 3-х лет». При приеме в гражданство или восстановлении гражданства исключается дискриминация в зависимости от происхождения, социального положения, отношения к религии и иных фактов.
Гражданство Российской Федерации может быть так же приобретено путем усыновления, опекунства, попечительства и др. Эти способы относятся к детям и недееспособным и характеризуются упрощенным порядком приобретения гражданства опекаемым или находящимся под попечительством по воле усыновителя, опекуна, попечителя, но с учетом и исходя из интересов ребенка или опекаемого. В некоторых случаях гражданство ребенка или недееспособного при опеке, попечительстве остается прежним.
«При изменении государственной границы Российской Федерации приобретение российского гражданства может осуществляться в порядке оптации то есть выбора гражданства лицами, проживающими на территории, государственная принадлежность которой меняется. Правила оптации и ее сроки устанавливаются соответствующим международным договором РФ» Чиркин В.Е. «Конституционное право России» 2008 г..
Заявление о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении гражданства РФ может быть отклонено, если податели заявления выступают за насильственное изменение основ
конституционного строя, создают угрозу безопасности Р.Ф.; в течении пяти лет, предшествующих подаче заявления, выдворялись из Российской Федерации; использовали подложные документы или сообщили о себе заведомо ложные сведения; состоят на военной службе, в органах безопасности, правоохранительных органах иностранного государства; имеют не снятую или не погашенную судимость за преступления, признаваемые таковыми законами РФ; преследуются в уголовном органами РФ или иностранного государства (до вынесения решения суда); осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы; не проживали непрерывно в течении пяти лет на территории РФ; не имеют законного источника существования на день обращения с заявлением.
1.3 Основания, порядок прекращения гражданства
Согласно ст. 6 конституции Российской Федерации, каждый российский гражданин может изменить свое гражданство и, следовательно, прекратить его, переходя или не переходя в иное гражданство. Прекращение гражданства возможно, как правило, только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно. Прекращение гражданства РФ осуществляется федеральным актом (указом президента).
Закон о гражданстве предусматривает несколько оснований его прекращения, в том числе:
ь вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;
ь по иным основаниям, предусмотренным федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Закон предусматривает две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина Российской Федерации и в порядке регистрации. Если у лица, заявившего о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное место жительства в другое государство в установленном законом порядке и отсутствием препятствий предусмотренных законом.
«Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, а если он проживает на территории иностранного государства, то в упрощенном порядке» В. Ф. Миронов, А. В. Миронов «Гражданство в Российской Федерации. Российские и международные акты. Комментарии законодательства» 2003 г..
Выход из гражданства не допускается, если российский гражданин имеет перед Российской Федерацией обязательство, установленное законом (например, не уплатил налоги), привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу или в отношении его вынесен обвинительный приговор суда, вступивший в законную силу. Существуют также такие обстоятельства, которые исключают возможность выхода из гражданства. Выход не допускается: после получения повестки о призыве на военную или альтернативную службу и до ее окончания.
Решение о прекращении гражданства в связи с отменой решения о приеме в гражданство принимается при представлении заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт представления заведомо ложных сведений и фальшивых документов устанавливается в судебном порядке. Отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Отмена решения осуществляется Президентом РФ, органом, принявшим решение о принятии в гражданство РФ или вышестоящим органом.
Выход из гражданства Российской Федерации ребенка осуществляется по совместному заявлению его родителей либо единственного родителя (если у ребенка единственный родитель, и он является иностранным гражданином).
Лишение гражданства Российской Федерации в качестве наказания, в том числе и как дополнительное наказание за государственные преступления, запрещено.
Отклоненные ходатайства о выходе из гражданства Российской Федерации или отказ в регистрации выхода из гражданства Российской Федерации должны быть мотивированы полномочными органами.
Существует оговорка, что отмена решения о приеме в гражданство не освобождает данное лицо от установленной законом ответственности. Но существует оговорка, что отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространяется на супруга и детей лица, указанного выше, приобретавших гражданство Российской Федерации вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о том, что гражданство Российской Федерации было приобретено незаконным путем.
Кроме того, оговаривается, что отмена решения о приеме возможна только в течение 5 лет после приема.
1.4 Гражданство детей, родителей, опекунов. Изменение гражданства детей
Специальную главу (гл.5) Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание детей, могущих по возрасту делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.
«Ребенок приобретает гражданство Российской Федерации, если оба его родителя или единственный его родитель приобретают гражданство Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации ребенка прекращается при прекращении гражданства Российской Федерации обоих его родителей или единственного его родителя при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства» ФЗ « о гражданстве РФ» от 31.05.2002г. (ред. от 02.11.2004 ).
Таким образом, отсюда следует, что если гражданство приобретают оба родителя или единственный родитель (если у ребенка официально установлен один родитель), ребенок тоже становится гражданином Российской Федерации. Если же российское гражданство приобретает один из родителей, ребенок становится гражданином Российской Федерации при письменном согласии другого или без согласия, если ребенок проживает на территории Российской Федерации. Если один из родителей прекращает гражданство Российской Федерации, ребенок остается российским гражданином. Его российское гражданство прекращается при согласии обоих родителей, но при условии, что при этом ребенок не останется лицом без гражданства. Для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации ребенком в возрасте от 14 до 18 требуется его согласие. Лица старше 18 лет изменяют гражданство на общих основаниях.
Аналогичные подходы используются при усыновлении. Ребенок, являющийся гражданином Российской Федерации, при усыновлении (удочерении) его иностранными гражданами сохраняет гражданство Российской Федерации. Это гражданство может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства. Ребенок усыновленный (удочеренный) супругами один из которых является гражданином Российской Федерации, а другой имеет другое гражданство, может приобрести гражданство
Российской Федерации в упрощенном порядке по заявлению обоих усыновителей независимо от места жительства ребенка. «Гражданство Российской Федерации недееспособного лица приобретается в упрощенном порядке по заявлению опекуна, попечителя, воспитательного или лечебного учреждения. Такое лицо, если над ним установлена опека или попечительство иностранного гражданина, сохраняет гражданство Российской Федерации». Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, а на изменение гражданства детей не требуется в таком случае согласие родителей. Эти положения относятся ко всем ситуациям, возникающим при необходимости решить вопросы о гражданстве ребенка в случаях изменения гражданства родителей, об опекунстве, усыновлении.
Закон устанавливает, что гражданство недееспособного лица следует гражданству опекуна.
Споры между родителями, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются в судебном порядке, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.
1.5 Особый институт двойного гражданства
Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например при различном гражданстве родителей или в результате усыновления иностранным гражданином, женщина - при выходе замуж за иностранца, если по законам его государства жена должна "следовать гражданству своего мужа"
До последнего времени российское гражданство стояло на позиции непризнания за гражданами Российской Федерации гражданства в случаях,
когда российский гражданин имел доказательства принадлежности к гражданству иностранного государства и фактически становился лицом с двойным гражданством, законодательство рассматривало его только как российского гражданина. Российский гражданин может одновременно иметь и гражданство иностранного государства, но допускается это только в одном из следующих случаев:
- если такую возможность предусматривает федеральный закон
- если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Упоминание в Конституции федерального закона означает, что решение вопросов двойного гражданства в других законодательных актах недопустимо. Российскому гражданину может быть разрешено по его ходатайству иметь одновременно гражданство, другого государства, с которым имеется соответствующий международный договор. Как видно, к предусмотренному Конституцией обязательному условию - наличие международного договора - Закон о гражданстве других возможностей признания гражданства не допускает.
Отсюда практически вытекает, что гражданин иностранного государства при приобретении российского гражданства может сохранить гражданство этой страны (обязательного отказа от иностранного гражданства, как это предписывалось в прежнем законе о гражданстве, при приеме в российское гражданство не требуется). Но в России в соответствии с нашим законодательством будет рассматриваться только как российский гражданин. Двойное гражданство будет за ним признано в России, если с иностранным государством, гражданином которого он является, имеется на этот счет международный договор.
Наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства может создать определенные трудности, поскольку обладатель двух гражданств оказывается связанным с двумя государствами и должен подчиняться законам обоих. Это касается, например, военной службы.
Факт двойного гражданства "не умаляет прав и свобод российского гражданина и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского законодательства" Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. ст. 62. Однако допускается, что федеральным законом или международным договором Российской Федерации может быть предусмотрено то или иное ограничение в правах или освобождение от обязанностей, вытекающих из факта двойного гражданства.
Кроме того, в Конституции определено правовое положение в России иностранных граждан и лиц без гражданства. Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства. Под категорию иностранных граждан подпадают и лица, обладающие подданством иностранного государства.
Лица без гражданства - это такие лица, которые не являясь российскими гражданами, не имеют доказательства своей принадлежности и к гражданству другого государства. Исходя из статьи 15 Всеобщей декларации прав человека, провозгласившей права каждого на гражданство. Российское государство стремится к устранению и предотвращению, без гражданства проживающих на её территории лиц.
В полном соответствии с общепризнанными нормами международного права Конституция закрепляет приравнивание иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении их прав и обязанностей к российским гражданам, т.е. устанавливает для этих лиц "национальный режим". Этот режим предоставлялся им в нашей стране законодательством и ранее. Принцип приравнивания действует в полной мере, если федеральным законом или международным договором Российской Федерации не
установлено иное. Отклонение от национального режима, в сторону ограничения прав или, наоборот, расширения по сравнению с правами российских граждан, могут быть, согласно Конституции, установлены только федеральным законом или международным договором.
Иностранный гражданин, подчиняясь на территории Российской Федерации законам нашей страны, продолжает сохранять правовую связь и с собственным государством, имеет определенные права и обязанности как его гражданин. Поэтому на него возлагаются некоторые обязанности российских граждан (например, обязанность несения военной службы) и не предоставляются отдельные права, принадлежащие в силу их характера исключительно российским гражданам (например, право быть избранным или назначенным на определенные должности - судьи, прокурора, нотариуса и так далее, право участвовать в референдумах и т.п.)
Двойное гражданство проверяется компетентными органами. Распоряжения о двойном гражданстве принимает Президент Российской Федерации, и если разрешение получено, то гражданин Российской Федерации, имеющий так же иное гражданство, не может быть на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации.
При Президенте существует комиссия по вопросам гражданства, которая подготавливает документы для рассмотрения и подписи Президенту.
2. Правовое регулирование решения дел о гражданстве РФ
2.1 Порядок решения дел о гражданстве
«Заявление по вопросам гражданства подается в письменной форме и лично. Подпись лица заверяет принимающий заявление представитель органа, ведающего делами о гражданстве. В случае неграмотности и других физических недостатков заявление по просьбе лица подписывается другим лицом и нотариально заверяется. В исключительных случаях заявление и другие документы могут быть переданы через другое лицо или направлены по почте» Чиркин В. Е. «Конституционное право России» 2008 г.. То есть и в этом случае подлинность подписи и копии документов также удостоверяется нотариально. Заявления об изменении гражданства детей или недееспособных подаются их родителями или их законными представителями. При подаче заявления в России взимается государственная пошлина, за границей - консульский сбор. Согласие заинтересованных лиц на приобретение или прекращение гражданства (например, согласие другого родителя в случае изменение гражданства детей) излагается письменно и удостоверяется нотариально.
Решения по вопросам гражданства в общем порядке принимаются Президентом Российской Федерации. Рассмотрение таких заявлений осуществляется в течение года. Решения по вопросам гражданства в упрощенном порядке принимаются федеральными органами министерств внутренних и иностранных дел, соответствующими органами субъектов РФ, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ. Такие заявления рассматриваются в течении шести месяцев.
Если лицо не удовлетворено решением по вопросам о приеме в гражданство, выходе из гражданства, о гражданстве детей и т. д., повторное заявление может быть подано через год. Отказ органа, ведающего вопросами гражданства, принять заявление о гражданстве может быть обжалован в суд. Отказ в рассмотрении заявления и иные действия, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений по вопросам о гражданстве, обжалуются в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) либо в суд.
Споры между родителями, между родителем и опекуном (попечителем) по вопросу о гражданстве ребенка (недееспособного лица) решаются в судебном порядке исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.
2.2 Государственные органы Российской Федерации, ведающие делами о гражданстве
В системе органов, на которые возложено решение вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент РФ как глава государства, олицетворяющий его. Исходя из этого, Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства РФ (ст.89 п.а).
Полномочия Президента Российской Федерации по делам о гражданстве.
Закон о гражданстве конкретизирует полномочия Президента в данной сфере. К ним относятся решения по вопросам:
ь приема в гражданство Российской Федерации иностранных граждан, граждан бывшего СССР и лиц без гражданства;
ь восстановления в гражданстве Российской Федерации отдельных категорий лиц;
ь разрешения на выход из гражданства Российской Федерации отдельных лиц;
ь разрешения гражданину Российской Федерации иметь одновременно гражданство другого государства;
ь отмены решения о приеме в гражданство Российской Федерации;
ь предоставления почетного гражданства Российской Федерации.
По всем названным вопроса Президент издает Указы. Другие органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу.
Для предварительного рассмотрения этих вопросов, Президент Российской Федерации образует Комиссию по вопросам гражданства.
Полномочия Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации.
К органам, ведающим делами о гражданстве РФ, Закон относит Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ.
«На основе Закона распоряжением Президента от 23 июня 1992 года утверждено Положение об этой Комиссии. Она образуется Президентом и является государственным органом, ведающим делами о российском гражданстве. Президент назначает председателя комиссии и по предложению последнего утверждает состав Комиссии.
Комиссия вносит на рассмотрение Президента Российской Федерации предложения по каждому ходатайству и представлению по вопросам гражданства. Предложения Комиссии оформляются протоколом и подписываются всеми ее членами, участвовавшими в заседании» Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г. «Конституционное право современной России» 2001г. .
При рассмотрении ходатайств и представлений по вопросам гражданства Комиссия всесторонне оценивает доводы заявителя, содержание представления, заключения государственных органов и общественных организаций по ходатайствам, иные документы и надлежащим образом оформленные свидетельские показания. При рассмотрении вопросов гражданства, затрагивающих интересы республики в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение в составе Российской Федерации, Комиссия учитывает мнение компетентных органов этой республики. Она так же вправе истребовать по вопросу, находящемуся на ее рассмотрении, документы и материалы государственных органов, которые представляют необходимую информацию в установленный Комиссией срок.
Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство внутренних дел и его органы, Министерство иностранных дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. Компетенция этих органов по решению вопросов гражданства аналогична, с тем лишь различием, что первые принимают их в отношении лиц, проживающих на территории России, а вторые - за её пределами.
Полномочия Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Министерство внутренних дел Российской Федерации и наделенные соответствующей компетенцией подведомственные ему органы:
ь принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской Федерации;
ь проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации;
ь направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при президенте Российской Федерации;
ь определяют принадлежность лиц, проживающих на территории Российской Федерации, к гражданству Российской Федерации;
ь по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных Законом случаях.
Полномочия Министерства иностранных дел Российской Федерации, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации.
Министерство иностранных дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:
ь принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления и ходатайства по вопросам гражданства Российской федерации;
ь проверяют факты и документы, представленные в обоснование заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской федерации;
ь направляют ходатайства по вопросам гражданства вместе с соответствующими документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации;
ь определяют принадлежность лиц, проживающих за пределами Российской федерации, к гражданству Российской федерации;
ь ведут учет граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации;
ь по заявлениям заинтересованных лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, осуществляют регистрацию приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации в предусмотренных законом случаях.
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Исполнение решений возлагается соответственно на МВД или названные выше органы Российской Федерации за рубежом.
Заключение
Подводя краткий итог своей курсовой работы, хочется дать краткое определение понятию «гражданство» Российской Федерации. Так что же такое гражданство? Исходя из выше изложенного можно сделать вывод о том, что под гражданством понимается устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Именно с российским гражданством связаны наличие и реализация многих конституционных политических прав и свобод. Лицо защищено государством не только внутри страны, но и за ее пределами.
Необходимо отметить и такое достоинство российского Закона, как широкие основания для приобретения гражданства. В этой связи хотелось бы подчеркнуть, что широкий круг оснований позволяет исправить допущенные советской властью в разные годы несправедливости в отношениях многих сотен тысяч российских граждан, составляющих честь и гордость России, и, тем не менее насильственно выдворенных после Октябрьской революции, во время и после Второй мировой войны. Сегодня новый закон открывает возможность сделать свой свободный выбор всем, кто хочет восстановить свое российское гражданство.
Так же хочется подчеркнуть и то, что прекращение гражданства возможно только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а так же в случае решения об отмене гражданства в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ теперь невозможно.
Специальную главу (гл.5) Закон о гражданстве посвящает регулированию гражданства детей при изменении гражданства родителей, при усыновлении, опекунстве, попечительстве, максимально полно учитывая интересы ребенка в возможных жизненных ситуациях. Исходным принципом при этом является стремление обеспечить одинаковое гражданство всех членов семьи, принять во внимание желание детей, могущих по возрасту делать сознательный выбор, исключить состояние безгражданства детей, в возможных случаях сохранить российское гражданство детей в их интересах.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации от 12. 12. 1993 г.
2. ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 N 62-ФЗ (в ред. от 02.11.2004г.)
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.- 6-е изд.,М, 2007
4. Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П., Чернявский А.Г. «Конституционное право современной России» 2001г.
5. Козлова Е.И. «Конституционное право России» 2008 г.
6. Чиркин В.Е. «Конституционное право» 2008г.
7. В.Ф. Миронов, А.В. Миронов «Гражданство в Российской Федерации. Российские и международные акты. Комментарии законодательства» 2003 г.
8. Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии от 8 декабря 1999г.