1. Нормативные документы, регламентирующие организацию работы органов социального обеспечения
2. Трудовой стаж
3. Пособия и компенсационные выплаты по системе социального обеспечения
4. Пенсионное обеспечение
5. Льготы по системе социального обслуживания
Список использованной литературы
1. Нормативные документы, регламентирующие организацию работы органов социального обеспечения
Нормативные документы, регламентирующие организацию работы органов социального обеспечения:
— Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года. Настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии.
— Федеральный закон от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
Принят Государственной Думой 5 ноября 1995 года. Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в Российской Федерации. Законодательством Российской Федерации о социальном обслуживании состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
— Федеральный закон от 1 апреля 1996 года «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Правовую основу индивидуального (персонифицированного) учета составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, регулирующие правоотношения в данной сфере. Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации. Он осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются Правительством Российской Федерации.
— Федеральный закон от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи».
Принят Государственной Думой 25 июня 1999 года. Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Предметом регулирования настоящего Федерального закона не являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации. Законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», Федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
— Федеральный закон от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования. Субъектами обязательного пенсионного страхования являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица. Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации.
— Федеральный закон от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Принят государственной Думой 17 мая 1995 года. Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
— Федеральный закон от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Принят Государственной Думой 20 июля 1995 года. Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года. Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
— Федеральный закон от 12 января 1995 года «О ветеранах».
Принят Государственной Думой 16 декабря 1994 года. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
— Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 1993 года «О мерах профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов».
— Постановления Правительства Российской Федерации от 28 мая 1992 года №356 «О мерах по социальной защите инвалидов, нуждающихся в специальных транспортных средствах».
— Постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1995 года №1151 «О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания».
И другие нормативные правовые документы.
2. Трудовой стаж
Трудовой стаж- это продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности граждан, как оплачиваемое, так и не оплачиваемое, не зависимо от того, когда и где она протекала, которая порождает определенные правовые последствия (право на пенсию, на пособие по временной нетрудоспособности и т.д.).
Законодательство предусматривает 4 вида трудового стажа, с учетом которых предоставляются те или иные виды социального обеспечения:
1) страховой стаж,
2) общий трудовой стаж,
3) непрерывный трудовой стаж,
4) специальный трудовой стаж (выслуга лет).
Периоды, засчитываемые в трудовой стаж, подсчитываются по их фактической продолжительности календарно, т.е. со дня ее окончания, включая дни отдыха, праздничные и другие нерабочие дни. Начало и окончание соответствующего периода, как правило, указывается в документах - трудовой книжке, справке о работе, военном билете и т.д. Если в документах отсутствуют точные даты и указаны лишь месяцы или годы, то началом или окончанием работы (службы) условно считается середина года (1 июля) или середина месяца (15-е число).
Общий трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности. С учетом общего трудового стажа назначается трудовая пенсия по старости, причем от продолжительности общего трудового стажа зависит не только право на пенсию, но и размер.
В общий трудовой стаж включаются:
1) периоды работы в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму за пределами территории Российской Федерации), члена колхоза или другой кооперативной организации;
2) периоды иной работы, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал обязательному пенсионному страхованию;
3) периоды иной работы (службы) в военизированной охране, органах специальной связи или в горноспасательной части независимо от ее характера;
4) периоды индивидуальной трудовой деятельности, в том числе в сельском хозяйстве;
В общий трудовой стаж для конвертации пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал включается период индивидуальной трудовой деятельности, за которой уплачен единый налог на вмененный доход в соответствии с Законом от 31.07.1998 № 148 - ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности»,а также периоды работы по трудовому договору у индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход;
5) время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию;
6) время ухода за приемными детьми может включаться при назначении пенсии приемным родителям в общий трудовой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом основанием для исчисления стажа указанной категории граждан является договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью с отметкой о его исполнении и справка об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а с 1 января 2001 года - об уплате единого социального налога (взноса);
7) периоды творческой деятельности членов творческих союзов - писателей, художников, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей, а также литераторов и художников, не являющихся членами соответствующих творческих союзов;
8) служба в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации воинских формированиях, Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Вооруженных Силах бывшего СССР, органах внутренних дел Российской Федерации, органах внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, федеральных органах исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, бывших органах государственной безопасности Российской Федерации, а также в органах государственной безопасности и органах внутренних дел бывшего СССР (в том числе в периоды, когда эти органы именовались по-другому), пребывание в партизанских отрядах в период гражданской войны и Великой Отечественной войны;
9) периоды временной нетрудоспособности, начавшейся в период работы, и период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания;
10) период пребывания в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
11) периоды получения пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах, переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства;
12) частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;
13) период сотрудничества граждан по контракту с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в качестве основного рода занятий включается в трудовой стаж граждан;
14) время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж. Учет отработанного времени возлагается на администрацию исправительного учреждения и производится по итогам календарного года.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течении которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Согласно статье 7 Закона о трудовых пенсиях, трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее пяти лет стажа, а для назначения трудовой пенсии по старости на общих основаниях необходимо иметь 25 лет страховой стаж для мужчин и 20 лет - для женщин. Страховой стаж необходим также и для трудовых пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца.
Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж. В соответствии со статьей 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются:
1. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании (далее именуются - застрахованные лица).
2. Периоды работы и (или) иной деятельности, указанные в пункте 1, выполнявшиеся застрахованными лицами за пределами Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации при добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Статья 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» предусматривает, что граждане Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за себя.
Физические лица вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации за другое физическое лицо, за которое не осуществляется уплата страховых взносов страхователем.
Физические лица, уплачивающие страховые взносы в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и осуществлять уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в части, превышающей суммы установленного фиксированного платежа.
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются согласно статье 11 Закона о трудовых пенсиях следующие иные периоды:
1) период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;
2) период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности;
3) период ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности;
4) период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства;
5) период содержания под стражей лиц, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных м впоследствии реабилитированных, и период отбывания наказания этими лицами в местах лишения свободы и ссылке;
6) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом 1 группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.
Указанные периоды засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), засчитываемые в страховой стаж.
Порядок исчисления страхового стажа. В соответствии со статьей 12 Закона о трудовых пенсиях, исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию, производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводятся в месяцы, а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы.
В случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, и иных периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением пенсии, подтвержденный заявлением, в котором указывается выбранный для включения (зачета) в страховой стаж период.
При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.
Период получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности включается в страховой стаж независимо от уплаты за этот период обязательных платежей.
Специальный трудовой стаж - суммарная продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, которая протекла либо в особых условиях труда, либо в определенной местности (в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) или на определенной территории (на территории, подвергшихся радиоактивному загрязнению), с чем законодательство связывает определенные правовые последствия. Специальный трудовой стаж, выделенный по содержанию работы, называют выслугой лет.
Действующее российское законодательство выделяет несколько видов специального трудового стажа:
1) стаж работы на отдельных видах работ, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом о трудовых пенсиях;
2) стаж государственной службы, который дает право на пенсию за выслугу лет;
3) военная выслуга лет, которая дает право на пенсионное обеспечение.
Стаж работы на отдельных видах работ, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости также можно подразделить на 2 вида:
a) стаж, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости при условии, что на 1 января 2003 года или на момент назначения пенсии в 2002 году у лица, претендующего на установление пенсии, имеется не менее половины требуемого специального стажа.
К такому стажу относятся следующие виды работ:
1. подземные работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах;
2. работы с тяжелыми условиями труда;
3. для женщин - работа в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин;
4. для женщин - работа в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
5. работа в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы;
6. работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательных работах;
7. работа в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования;
8. работа в качестве механизаторов (докеров-механизаторов) комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах;
9. работа в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения);
10. работа в качестве водителей автобусов, троллейбусов, трамваев на регулярных городских пассажирских маршрутах;
11. работа лиц, непосредственно занятых полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин;
12. работа на судах морского флота рыбной промышленности на работах по добыче, обработке рыбы и морепродуктов, приеме готовой продукции на промысле (независимо от характера выполняемой работы), а также на отдельных видах судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности;
13. работа в летном составе гражданской авиации;
14. работа по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации;
15. работа в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий утверждаются Правительством Российской Федерации;
b) стаж, который дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости безотносительно к продолжительности имеющегося на 1 января 2002 года специального трудового стажа.
К такому стажу относятся следующие виды работ:
1. работа в районах Крайнего Севера либо в приравненных к ним местностях;
2. работа лиц в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций;
3. работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, Министерства юстиции Российской Федерации;
4. работа на должностях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидация последствий стихийных бедствий;
5. педагогическая деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей;
6. лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;
7. творческая деятельность на сцене в государственных и муниципальных театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности);
8. работа лиц, постоянно проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в качестве оленеводов, рыбаков, охотников-промысловиков.
Например: При назначении трудовой пенсии по старости в связи с особыми климатическими условиями применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Период пребывания на инвалидности 1 и 2 группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получены указанные увечье или заболевание.
Стаж государственной службы, который дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом о пенсионном обеспечении - это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных служащих и при исчислении размера этой пенсии.
Согласно статье 7 Закона о пенсионном обеспечении федеральные государственные служащие имеют право на пенсию за выслугу лет при увольнении с федеральной государственной службы не менее 15 лет.
В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Военная выслуга лет, которая дает право на пенсионное обеспечение в соответствии с Законом о пенсиях для военнослужащих.
Согласно статье 18 Закона о пенсиях для военнослужащих в выслугу лет для назначения пенсии засчитываются следующие периоды:
· военная служба;
· служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
· служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
· служба в советских партизанских отрядах и соединениях;
· время работы в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
· время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы;
· время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины;
· время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных.
В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы.
Время похождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Непрерывный трудовой стаж - продолжительность непрерывной трудовой деятельности у одного работодателя или у двух или более работодателей, если при переходе с одного места работы на другое стаж не прерывался в соответствии с Правилами исчисления непрерывного трудового стажа рабочих и служащих при назначении пособий по государственному социальному страхованию. Условия, характер работы и местность, где она выполнялась, при исчислении непрерывного трудового стажа значения не имеют.
В настоящее время непрерывный трудовой стаж имеет значение для назначения пособий по временной нетрудоспособности: размер указанного пособия зависит от продолжительности непрерывного трудового стажа.
Непрерывный трудовой стаж определяется по продолжительности последней непрерывной работы у данного работодателя. При переходе с одной работы на другую непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превышал одного месяца, если иное не предусмотрено законодательством. При увольнении после 1 сентября 1983 года по собственному желанию без уважительных причин непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии, что перерыв в работе не превышал трех недель (21 календарный день).
Законодательством предусмотрены случаи, когда непрерывный трудовой стаж сохраняется и при более длительном (более одного месяца) перерыве в работе: 2, 3 месяца и более. Так, например, при расторжении трудового договора беременными женщинами или матерями, имеющими детей (в том числе усыновленных или находящихся под опекой или попечительством) в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления на работу до достижения ребенком указанного возраста.
К уважительным причинам увольнения по собственному желанию относятся следующие: перевод мужа или жены на работу в другую местность, направление одного из них на работу либо для прохождения службы за границу, переезд в другую местность; необходимость ухода за больным членом семьи (при наличии медицинского заключения) или ухода за инвалидом 1 группы; болезнь, препятствующая продолжению данной работы или проживанию в данной местности (в соответствии с медицинским заключением); избрание на должность, замещаемую по конкурсу; зачисление на учебу в высшее, среднее специальное или иное учебное заведение, в аспирантуру либо клиническую ординатуру; нарушение работодателем законов или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения или индивидуального трудового договора и др.
По общему правилу, непрерывный трудовой стаж прерывается при повторном (в течение 12 месяцев) увольнении по собственному желанию без уважительной причины. Однако повторное увольнение может быть признано уважительным в случае увольнения инвалидов, пенсионеров по старости, беременным женщинам, матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет, а также работников, имеющих на своем иждивении трех или более детей, не достигших 16 (учащихся - 18) лет.
Непрерывный трудовой стаж сохраняется независимо от продолжительности перерыва в работе при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с переводом мужа или жены на работу в другую местность, а также при поступлении на работу после увольнения по собственному желанию в связи с уходом на пенсию по старости или после увольнения пенсионера по старости по невиновным основаниям. Это правило распространяется также на пенсионеров, получающих пенсии по другим основаниям (за выслугу лет, по инвалидности и т.д.), если они одновременно имеют право на пенсию по старости.
Непрерывный трудовой стаж не сохраняется при поступлении на работу после прекращения трудового договора по предыдущему месту работы по инициативе работодателя по основаниям, связанным с виной работника (прогул без уважительных причин, появление на работе в нетрезвом состоянии и др.).
Кроме работы, в непрерывный трудовой стаж засчитывается также и иная общественно полезная деятельность: военная служба, учеба, время вынужденного прогула при незаконном увольнении и другие периоды.
Во всех случаях, когда при переходе с одной работы на другую меняется место жительства, допускаемый перерыв в работе удлиняется на время, необходимое для проезда к новому месту жительства.
Если в течении срока поступления на новую работу, которым обусловлено сохранение непрерывного трудового стажа, работник был временно нетрудоспособен и представил об этом надлежаще оформленную справку, то этот срок удлиняется на число дней нетрудоспособности.
Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий были утверждены Постановлением Российской Федерации от 24 июля 2002 года № 555. в соответствии с этими правилами при подсчете страхового стажа подтверждаются следующие периоды:
1. Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированным) учете в системе государственного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;
2. Периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Периоды работы и (или) иной деятельности, выполнявшиеся за пределами Российской Федерации, подтверждающиеся документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
Периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний.
К уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Застрахованные лица, освобожденные в соответствии с законодательством Российской Федерации от уплаты взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса), единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (далее именуются - обязательные платежи), в случае, когда предусматривается представление документа об обязательных платежах, вместо этого документа об освобождении их от уплаты соответствующих видов обязательных платежей (с указанием периода освобождения), выдаваемый теми же органами (учреждениями) и в том же порядке, который установлен для выдачи документа об уплате обязательных платежей.
A. Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждения периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей.B. Документы, подтверждающие периоды иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.Периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 года подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей. Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 года подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.