Рефераты

Особенности трудовых правоотношений в органах внутренних дел

проведение профессионально-ориентационных мероприятий с определенными категориями граждан;

- непосредственный поиск граждан для замещения должностей, предъявляющие особые требования к кандидатам;

- первоначальные ознакомительные и разъяснительные собеседования (консультации) с кандидатами.

Второй элемент работы по приему граждан на службу -- изучение кандидатов, изъявивших желание поступить на службу (учебу), реализуется в четыре этапа:

а) предварительное изучение кандидата;

б) медицинское освидетельствование кандидата;

в) профессиональное психологическое обследование кандидата;

г) определение физической подготовленности кандидата.

Результаты каждого этапа изучения кандидата отражаются в соответствующих разделах заключения о приеме на службу в органы внутренних дел (направлении на учебу в учебные заведения МВД России).

Кандидаты, успешно прошедшие все этапы изучения (предварительное изучение, медицинское освидетельствование, профессиональное психологическое обследование, определение физической подготовленности кандидата) подвергаются проверке по оперативным учетам и месту жительства, что является третьим элементом работы по приему граждан на службу (учебу) в органы внутренних дел.

Цель проверки -- выяснение эпизодов биографии кандидата, качеств его личности, окружения и связей, наличие которых ограничивает степень его пригодности к службе либо препятствует приему на службу.

Указанная проверка проводится по специальному плану путем использования оперативных возможностей органов внутренних дел и органов федеральной службы безопасности.

Проверка кандидата по месту жительства проводится местным органом внутренних дел.

Цель данной проверки -- сбор информации об образе жизни кандидата, его поведении в быту, связях, взаимоотношениях в семье и с окружающими, чертах характера, склонностях, привычках, интересах, а также получение отзывов о кандидате его родственников, соседей и других лиц, знающих кандидата. Сведения о привлечении кандидата к административной ответственности или о доставлении его в медицинский вытрезвитель фиксируются обязательно.

Если кандидат проживает в данной местности менее года, то указанная проверка проводится и по прежнему месту жительства.

Все данные, полученные при проверке кандидата, должны быть тщательно проанализированы, сопоставлены и сверены с анкетой, автобиографией и справкой о предварительном изучении кандидата. При обнаружении расхождений полученные данные перепроверяются и уточняются.

По окончании проверки кандидата по оперативным учетам и месту жительства сотрудник кадрового подразделения составляет заключение о ее результатах.

В случае получения сведений отрицательного характера в заключении мотивированно обосновывается возможность приема или отказа в приеме кандидата на службу в органы внутренних дел (направлении на учебу в учебное заведение МВД России). При этом учитываются общественная опасность совершенного проступка, другие сведения, характеризующие кандидата.

Заключение о результатах проверки и материалы проверки представляются на согласование руководителю кадрового подразделения органа внутренних дел, начальник которого имеет право назначения на должность. В случае согласия руководителя кадрового подразделения с выводами по проверке кандидата изучение и проверка кандидата завершаются формированием вывода, в котором даются предложения о приеме на службу и назначении на должность или стажером по должности либо об отказе в приеме на службу. Вывод отражается в заключении о приеме на службу, подписывается сотрудником кадрового подразделения, проводившим изучение и проверку кандидата, и начальником структурного подразделения органа внутренних дел (ОВД), в котором предполагается или предполагалась служба кандидата. Вывод согласовывается с заместителем начальника ОВД, курирующим данное структурное подразделение, и с заместителем начальника органа внутренних дел по кадровой и воспитательной работе. Окончательное решение о приеме кандидата на службу в органы внутренних дел принимает начальник органа внутренних дел. Оно оформляется в конце заключения о приеме на службу с указанием должности рядового или младшего начальствующего состава, на которую предполагается назначить кандидата. Кандидаты, в отношении которых принято решение о приеме на службу, пишут на имя начальника органа внутренних дел заявление о приеме их на службу и дают обязательство о неразглашении сведений, составляющих государственную и служебную тайну.

Статья 11 Положения о порядке прохождения службы в ОВД закрепляет, что контракт о службе в органах внутренних дел заключается между гражданином Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в лице начальника соответствующего органа внутренних дел, уполномоченного министром внутренних дел Российской Федерации. По контракту о службе в органах внутренних дел гражданин обязуется выполнять возложенные на него служебные обязанности, соблюдать Присягу, внутренний распорядок и требования настоящего Положения, а Министерство внутренних дел Российской Федерации и соответствующий орган исполнительной власти обязуются обеспечивать ему предоставление всех видов довольствия, права, социальные гарантии и создавать условия для службы в органах внутренних дел, предусмотренные действующим законодательством, настоящим Положением и контрактом.

В контракте предусматриваются юридические последствия, которые наступают в связи с невыполнением сторонами взятых на себя обязательств.

Контракт заключается только в письменной форме, его условия не могут ухудшать служебное и социальное положение сотрудника органов внутренних дел, которое предусмотрено действующим законодательством.

Контракты о службе с гражданами, назначенными на должности рядового и младшего начальствующего состава органов внутренних дел, заключаются на определенный срок, но не менее чем на три года.

Контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.

Контракт может быть продлен или перезаключен по соглашению сторон не позднее чем за два месяца до окончания срока, установленного в контракте.

В случае служебной необходимости сотрудник органов внутренних дел может привлекаться для выполнения обязанностей, не предусмотренных контрактом, на срок до одного месяца в течение календарного года с выплатой должностного оклада не ниже, чем по занимаемой должности.

Положение предусматривает возможность разработки и утверждения формы и условия контракта Министром внутренних дел Российской Федерации. В соответствии с Приказом МВД РФ от 19 июля 1999 г. N 526 «О назначении на должности руководителей органов внутренних дел по контракту». Здесь нужно поставить вопрос о том: при заключении трудового договора необходимо учитывать положения Трудового кодекса РФ о трудовых договорах или нет. С одной стороны, чтобы трудовой контракт считался заключенным необходимо согласовать все существенные условия договора, но не Закон «О милиции», не Положение не говорит о таком понятии как существенные условия контракта. В этом случае возможно использовать нормы ТК РФ. В связи с чем, необходимо внести дополнения в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, в ст.11 и уточнить, что понимается под существенными условиями контракта.

Также проблема кроется в следующем: В Трудовом кодексе РФ понятие контракт не употребляется, а в Положение о службе в ОВД говорится именно о контракте. Какое же соотношение этих понятий? Представляется, что они употребляются как синонимы, но для избежания вопросов необходимо привести терминологию нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения в сфере деятельности ОВД, в соответствии с ТК РФ либо решать более четко вопрос о разграничении частного и публичного в регулировании трудовых правоотношений сотрудников ОВД.

Под условиями службы в органах внутренних дел понимается «совокупность социальных и организационно-технических факторов, в которых протекает служебная деятельность сотрудника» [33 С. 54]. Организационно-технические факторы (технические, санитарные, гигиенические, служебно-бытовые и другие), устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами, оказывают влияние на организм сотрудника, его физиологические функции и психику, а, следовательно, и на работоспособность сотрудника в процессе служебной деятельности. Данные факторы подробно описаны в специальной литературе[31 С. 39]. Мы остановимся на характеристике установленных законодательством основных условий службы социального характера. К таким условиям службы законодатель отнес: внутренний распорядок; продолжительность рабочего времени; отпуска; денежное довольствие; государственное личное и дополнительное страхование. «Соблюдение условий службы обеспечивает не только охрану здоровья сотрудников, но и устойчивую деятельность органа внутренних дел. Кроме того, соблюдение условий службы стимулирует служебную деятельность сотрудников, обеспечивает их социально-правовую защиту».

Согласно Положению о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (ст. 43) и Инструкции о порядке его применения (разд. XIV), а также Типовому Положению об управлении (отделе) внутренних дел города (района, района в городе) начальник органа устанавливает внутренний распорядок и определяет режим работы управления (отдела) в соответствии с действующим законодательством и исходя из особенностей служебно-оперативной деятельности и оперативной обстановки. При необходимости он согласовывает распорядок с руководителем вышестоящего органа внутренних дел и органом местного самоуправления и утверждает его приказом. Распорядок дня определяет время начала и окончания служебной деятельности (работы), начало и продолжительность обеденного перерыва, часы приема граждан (наиболее удобные для населения), сменность в несении службы отдельных категорий сотрудников. В него можно включить часы и дни недели занятий по служебной, боевой и физической подготовке сотрудников, а также оперативных совещаний и других проводимых с определенной периодичностью мероприятий.

В соответствии со ст.91 ТК РФ, рабочее время - это «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка организации и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени». Для сотрудников органов внутренних дел согласно Закону РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» (ч. 2 ст. 20) установлена общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю. При необходимости сотрудники милиции могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. Именно вышеуказанная норма о продолжительности рабочего времени на практике нарушается чаще всего.

Подобную норму содержит и Положение о службе (ч. 4 ст. 44). Однако, слишком уж часто возникают «необходимые случаи» и очень редко руководители вспоминают о ч.3 ст. 22 Закона РФ «О милиции», которая определила: «За работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам милиции предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством о труде». Видимо, для единообразного понимания и применения порядка, установленного в законодательстве о труде, в Положении о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, записан:

«13. За выполнение служебных обязанностей в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени сотрудникам органов внутренних дел выплачиваются компенсации в следующих размерах:

13.1. За работу в ночное время производится доплата из расчета 35 процентов часовой ставки, исчисленной путем деления месячного оклада денежного содержания сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов в данном календарном году.

13.2. Оплата за работу в выходные и праздничные дни производится в размере одинарной часовой или дневной ставки сверх оклада денежного содержания, если работа в выходной (праздничный) день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой или дневной ставки, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Дневная ставка определяется путем деления месячного оклада денежного содержания сотрудника на среднемесячное количество рабочих дней в данном календарном году по расчетному графику пятидневной рабочей недели.

13.3. Работа в сверхурочное время оплачивается за первые два часа не менее чем в полуторном размере, а за последующие часы - не менее, чем в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 13.1 настоящего Положения».

Практика показывает, что руководители органов внутренних дел редко применяли ч. 3 ст. 22 Закона РФ «О милиции» и п. 13 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел. Например, в органах внутренних дел Новосибирской области в 2002 г. на эти цели израсходовано всего 3% от общего фонда заработной платы [37 С.25]. Компенсации предполагают выполнение, в некотором роде, защитной функции для сотрудников, но сложившаяся неблагоприятная финансово-экономическая обстановка в стране затрудняет их реализацию в полном объеме. В связи с чем, предлагается привлекать к дисциплинарной ответственности должностных лиц, в компетенцию которых входит решение вопроса о компенсации за время, отработанное сверх рабочего.

Виды времени отдыха сотрудников органов внутренних дел их продолжительность, также как и продолжительность рабочего времени устанавливается в соответствие с законодательством Российской Федерации, на что прямо указывает статьи 43 и 44 «Положения о службе в органах внутренних дел». На основании же статьи 18 Закона РФ «О милиции» сотрудник органов внутренних дел не зависимо от занимаемой должности, места нахождения и времени обязан:

- оказывать помощь, в том числе и первую доврачебную, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном состоянии, опасном для их жизни;

- в случае обращения к нему граждан с заявлениями и сообщениями о событиях, угрожающих личной или общественной безопасности, либо в случае непосредственного обнаружения сотрудником милиции таких событий принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушения, задержанию лица по подозрению в его совершении, охране места происшествия и сообщить об этом в ближайшее подразделение милиции.

В данной статье законодатель прямо указывает, что сотрудник ОВД может исполнять обязанности по охране общественного порядка не зависимо от места его нахождения и времени суток. Таким образом, находясь в очередном отпуске, в праздничный или выходной день сотрудник милиции обязан исполнять свои должностные обязанности по охране прав и свобод граждан. Положение о службе в органах внутренних дел оговаривает следующие виды свободного времени:

- перерывы;

- ежедневный (междусменный) отдых;

- выходные дни;

- нерабочие праздничные дни;

- отпуска.

В части правового регулирования перерывов Положение ссылается на трудовое законодательство, со следующей оговоркой в ст.44: «В необходимых случаях, кроме того, положением оговорен сокращенный рабочий день, устанавливаемый сотрудникам ОВД, исполняющих служебные обязанности во вредных условиях. Перечень должностей сотрудников ОВД, для которых устанавливается сокращенный рабочий день, а также порядок и условия его предоставления определяются Министром внутренних дел РФ. Однако следует отметить, что в перерывах сотрудник милиции должен действовать согласно ст.18 закона «О милиции».

Предоставление ежедневного (междусменного) отдыха сотруднику милиции закреплено ТК РФ. Для сотрудников органов внутренних дел исполняющих служебные обязанности посменно, устанавливается одинаковая продолжительность дневных, вечерних и ночных смен.

Для сотрудников органов внутренних дел устанавливаются следующие виды отпусков с сохранением денежного содержания (ст. 45 Положения о службе в органах внутренних дел):

- очередной ежегодный;

- краткосрочный;

- по болезни;

- каникулярный;

- в связи с окончанием учебного заведения МВД;

- дополнительный (за стаж службы, исполнение обязанностей во вредных условиях, за особый характер службы, а также награжденным почетным знаком «Заслуженный сотрудник МВД РФ»).

Очередной ежегодный отпуск сотрудникам ОВД предоставляется продолжительностью 30 календарных дней, сотрудникам, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, -- 45 календарных дней. Очередной ежегодный отпуск должен быть предоставлен в соответствие с планами очередных ежегодных отпусков каждому сотруднику, кроме тех, кому в соответствие с действующим законодательством разрешается соединение очередных ежегодных отпусков за два года. В отдельных случаях с разрешения прямого начальника -- ежегодный отпуск может быть предоставлен в первом квартале следующего года. Продолжительность ежегодного отпуска в году поступления на службу в органы внутренних дел исчисляется пропорционально отработанному времени из расчета одна двенадцатая часть отпуска за каждый полный месяц службы за период со дня поступления. При этом сотруднику ОВД, который имеет право на отпуск продолжительностью 10 календарных дней и более, оплачивается стоимость проезда к месту проведения отпуска и обратно, кроме того предоставляется сверх отпуска время на проезд. Отпуск продолжительностью менее 10 календарных дней может быть предоставлен сотруднику одновременно с очередным отпуском в следующем году. Сотрудникам ОВД, проходящим службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями, очередной отпуск за два года по их желанию может быть соединен. В случае перевода по службе указанных сотрудников в другие местности неиспользованный ими отпуск соединенный за два года предоставляется по новому месту службы. При служебной необходимости соединенный отпуск по новому месту службы может быть предоставлен в два срока с выдачей каждый раз перевозочных документов. Один раз в два года одному из членов семьи сотрудника ОВД оплачивается стоимость проезда к месту проведения очередного отпуска и обратно.

Для решения неотложных социально-бытовых вопросов, выполнения родственного долга, а также по другим уважительным причинам сотрудникам ОВД может предоставляться краткосрочный отпуск продолжительностью до 10 дней. Краткосрочный отпуск в счет очередного ежегодно отпуска не засчитывается. Отпуск по болезни. Отпуск по болезни предоставляется сотрудникам ОВД на основании заключения военно-врачебной комиссии. Продолжительность отпуска по болезни определяется характером заболевания. Время непрерывного нахождения в отпуске по болезни и на излечении в лечебных учреждениях не должно превышать четырех месяцев, кроме случаев, когда действующим законодательством предусмотрены более длительные сроки нахождения на излечении. Этот срок может быть продлен решением прямого начальника - от начальника управления, ему равных и выше на основании заключения медицинского учреждения. По истечении установленного срока непрерывного нахождения на излечении или в отпуске по болезни, сотрудникам ОВД подлежат освидетельствованию военно-врачебной комиссией для решения вопроса о годности их к дальнейшей службе. Время нахождения сотрудников ОВД на излечении в связи с полученными ими при исполнении служебных обязанностей ранением, контузией или увечьем не ограничивается. На медицинское освидетельствование указанные сотрудники направляются после окончания лечения или при определившемся исходе заболевания. Отпуск по болезни в счет очередного ежегодного отпуска не засчитывается. При увольнении сотрудников ОВД со службы отпуск по болезни не предоставляется. Сотрудникам ОВД, обучающимся в учебных заведениях МВД Российской федерации по очной форме обучения предоставляются: - зимний каникулярный отпуск продолжительностью 14 календарных дней; - летний каникулярный отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Отпуск в связи с окончанием учебного заведения. Выпускникам учебных заведений МВД РФ по окончании учебных заведений предоставляется отпуск сроком 30 календарных дней. Этот отпуск, а также отпуск, предоставляемый выпускникам высших и средних специальных учебных заведений других министерств и ведомств, принятым на службу в ОВД непосредственно по окончании этих учебных заведений, засчитывается в счет очередного ежегодного отпуска за текущий год. Отпуск, в связи с окончанием учебного заведения, должен быть использован до направления выпускника к месту прохождения службы.

Помимо основных отпусков сотрудникам ОВД предоставляются и дополнительные отпуска. Дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск за стаж службы в органах внутренних дел предоставляется (ст. 51 Положения о службе в органах внутренних дел):

- после 10 лет службы -- продолжительностью 5 календарных дней;

- после 15 лет службы -- продолжительностью 10 календарных дней;

- после 20 лет службы -- продолжительностью 15 календарных дней.

Продолжительность дополнительного ежегодного отпуска за службу во вредных условиях определяется в соответствии с законодательством. Дополнительный ежегодный отпуск за особый характер службы предоставляется продолжительностью до 10 календарных дней для восстановления профессиональной работоспособности сотрудников органов внутренних дел, служба которых связана с повышенными физическими и нервными нагрузками. Дополнительные отпуска суммируются и могут предоставляться одновременно с очередным ежегодным отпуском или отдельно по его желанию, при этом общая продолжительность дополнительного и очередного отпусков не должна превышать 60 календарных дней, за исключением отпусков сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями. Сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на дополнительный ежегодный отпуск за исполнение обязанностей во вредных условиях и за особый характер службы, дополнительный отпуск предоставляется по их выбору только по одному из оснований, за исключением случаев предусмотренных действующим законодательством.

Положением о службе в органах внутренних дел также предусмотрены отпуска, которые не фигурируют в ТК РФ, такие как: - отпуск по болезни; - каникулярный; - отпуск по окончании учебного заведения. Также, особенность отпусков сотрудников органов внутренних дел, заключается в том, что на основании статьи 45 Положения о службе в органах внутренних дел сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на очередной и дополнительный отпуска общей продолжительностью более 40 календарных дней, по их желанию разрешается использование отпуска в два срока с оплатой стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно один раз. В остальном, свободное время сотрудников органов внутренних дел регламентируется ТК РФ.

Одним из основных условий службы в органах внутренних дел является денежное довольствие сотрудников. Денежное довольствие - это вид материального обеспечения, устанавливаемый государством для удовлетворения потребностей сотрудников и их семей. Конкретные виды и размеры денежного довольствия сотрудников органов внутренних дел устанавливаются Правительством Российской Федерации в зависимости от занимаемой должности, специального звания, выслуги лет, а также с учетом особенностей несения службы и порядка ее прохождения различными категориями сотрудников.

Денежное довольствие сотрудников включает в себя оклад по занимаемой штатной должности (должностной оклад), оклад по присвоенному специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания или денежное содержание; процентную надбавку за выслугу лет; процентные надбавки за ученую степень и ученое звание; стоимость продовольственного пайка (если он не выдан в натуральном виде); другие денежные выплаты, устанавливаемые законодательством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Условия и порядок выплаты денежного содержания определяются Положением о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, утвержденным приказом МВД России от 30 сентября 1999 г № 750. Надбавки ежемесячные (в процентах к должностному окладу):

- за выслугу лет;

- сотрудникам, награжденным почетным знаком Заслуженный сотрудник МВД Российской Федерации” или “Заслуженный работник МВД 5%;

-за шифровальную работу;

- за работу на постоянной основе со сведениями, относящимися к государственной тайне, в зависимости от степени их секретности: со сведениями особой важности -- 25%;

- с совершенно секретными сведениями -- 20%;

- с секретными сведениями -- 10%;

- за особые условия службы в изоляторах временного содержания, приемниках-распределителях, центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей, строевых подразделениях конвойной службы милиции, за охрану отделений судебно-психиатрической экспертизы при психиатрических больницах для содержащихся под стражей лиц, кожно-венерологических диспансеров закрытого типа, специальных наркологических отделений -- 10%;

- за классную квалификацию милиционерам-водителям и инспекторам дорожно-патрульной службы (I класс -- 10%, II класс -- 5%);

- за мытье химической посуды эксперту (при отсутствии в штатном расписании экспертно-криминалистического подразделения должности лаборанта и в пределах его заработной платы) -- 10%;

- взамен суточных старшим участковым уполномоченным милиции и участковым уполномоченным милиции, старшим инспекторам и инспекторам по делам несовершеннолетних, работа которых связана с систематическими выездами за пределы постоянного места жительства в пределах обслуживаемого участка -- 10%;

- за службу в органах предварительного следствия -- до 50%;

- за сложность, напряженность и специальный режим службы. Может быть установлена начальником горрайоргана внутренних дел в размере до 120%;

- за ученую степень и (или) ученое звание;

- за знание и практическое применение иностранных языков в служебной деятельности.

Ежемесячные доплаты (в процентах к должностному окладу) устанавливаются за:

- работу по уходу за служебной собакой и ее тренировку (при содержании собаки в вольере -- 8%, на дому -- 12%);

- несение службы в течение 50% рабочего и более на объектах с вредными и особо вредными условиями труда (с вредными условиями -- до 12%, с особо вредными -- до 24%);

- сотрудникам органов внутренних дел, имеющим право на пенсию. Устанавливается в зависимости от стажа службы в размере от 25 до 50% суммы пенсии, которая могла быть им начислена;

- выполнение дополнительных обязанностей временно отсутствующих (в связи с отпуском, болезнью, командировкой, обучением) сотрудника.

Конкретный размер доплаты не может быть более 50% должностного оклада. Доплаты устанавливаются начальником горрайоргана внутренних дел и не могут превышать должностного оклада временно отсутствующего сотрудника.

Денежные вознаграждения устанавливаются за присвоенное сотрудникам квалификационное звание в процентах к должностному окладу ежемесячно (специалист II класса -- 5%, специалист I класса - 8% и специалист I класса- наставник - 10%); за добросовестное выполнение должностных обязанностей. Выплачивается по итогам работы за год: сотрудникам основных служб и подразделений горрайоргана внутренних дел в размере 3 месячных окладов, других служб и подразделений -- 2,5 месячных окладов.

Компенсации выплачиваются за работу в ночное время, выходные и праздничные дни, а также за работу сверх установленной законом продолжительности рабочего времени; за использование личного автотранспорта в служебных целях; за наем (поднаем) временных жилых помещений; ежегодно средняя стоимость путевки в санатории, дома отдыха, пансионаты и туристические базы системы МВД России (сотруднику -- 100%, жене (мужу) и несовершеннолетним детям - по 50%).

На основании вышеизложенного в органах внутренних дел можно выделить ряд особенностей при приеме работников на службу в органы внутренних дел:

1. Множественность субъектов, различных по правовому статусу. Трудовые отношения с каждым из субъектов различны и, следовательно, их регулирование осуществляется различными нормативными актам.

2. Оформление кандидата на службу в органы внутренних дел занимает более длительное время, чем оформление на работу в любой гражданской организации.

3. Все этапы исследования кандидата отражаются в формируемом личном деле.

4. Срок испытания при приеме на службу в органы внутренних дел превышает установленный трудовым законодательством 3-х месячный срок и установлен Положением о службе в органах внутренних дел в размере от 3-х до 6-ти месяцев.

5. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства о труде.

2.2 Трудовые правоотношения в сфере обеспечения профессиональной подготовки сотрудников

«Эффективно защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства могут только профессионалы». В связи с этим, огромное значение придается обеспечению профессиональной подготовки сотрудников. Согласно ст. 8 Положения о службе на должности рядового и младшего начальствующего состава принимаются граждане, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего образования, а на должности среднего и старшего начальствующего состава -- среднее специальное или высшее. Граждане, принимаемые на службу, в обязательном порядке проходят специальную профессиональную подготовку или переподготовку.

Профессионально подготовленный сотрудник, профессионал -- это специалист своего дела, владеющий комплексом специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате углубленной общей и специальной подготовки и опыта работы.

В целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами МВД России осуществляет профессиональную подготовку сотрудников, которая включает: специальное первоначальное обучение или начальное профессиональное образование; подготовку специалистов в учебных заведениях; повышение квалификации; переподготовку; кроме того, законодатель определил (ст. 7 Положения о службе), что сотрудники обязательно проходят периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Начальник органа внутренних дел обязан обеспечивать высокий уровень профессиональной подготовки всего личного состава. Для этого он организует профессиональную подготовку кадров и лично участвует в проведении занятий с ними.

Каждый гражданин, впервые поступающий на службу в органы внутренних дел, проходит специальное первоначальное профессиональное обучение. Первоначальная подготовка проводится для самостоятельного исполнения лицом служебных обязанностей и преследует цель овладения минимально необходимым комплексом специальных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей по соответствующей должности. Она проводится по специальным программам в учебных центрах МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, в образовательных учреждениях МВД России или по месту службы. Срок обучения -- до 3 месяцев.

По окончании специального первоначального обучения начальник органа принимает решение о возможности допуска сотрудника к самостоятельному исполнению служебных обязанностей, применению предоставленных ему прав и закрепления за ним табельного огнестрельного оружия.

Служебная, боевая и физическая подготовка в органе внутренних дел организуется его начальником. Мероприятия по ее организации и проведению отражаются в приказе об организации профессиональной подготовки в ОВД.

В этом приказе отражаются также результаты специального первоначального обучения, повышения квалификации и переподготовки, служебной, боевой и физической подготовки за истекший год, ставятся задачи на предстоящий год, утверждаются тематические планы, составы учебных групп и их руководители.

Служебная, боевая и физическая подготовка проводится в рабочее время в установленные дни недели и месяца по соответствующим схемам-расчетам, тематическим планам и учитывается в журналах. Занятия начинаются в январе, продолжаются десять месяцев и завершаются принятием дифференцированных зачетов по всем видам подготовки. Сотрудники, успешно сдавшие зачеты по боевой и физической подготовке, считаются прошедшими проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Начальник органа внутренних дел совместно с заместителями в пределах их компетенции ведет контроль выполнения программы обучения, своевременным и качественным проведением занятий по служебной, боевой и физической подготовке, подводит итоги обучения личного состава за истекший учебный год. Кроме того, начальник обязан, как отмечалось выше, лично принимать участие в проведении занятий.

Опыт человечества показывает: когда есть личная заинтересованность, человек старается. Чем она выше, тем человек старается больше. И если она очень высока, человек делает все возможное, а иногда и невозможное. Заинтересовать людей можно только с помощью системы стимулов.

В работе с кадрами стимулирование имеет огромное значение. Фактически система стимулирования сотрудников является одним из условий службы. Стимулирование является одним из способов социального управления и означает сознательное воздействие, назначение которого -- побуждать работников к определенным действиям, способствующим достижению целей субъекта управления. Как деятельность субъекта управления, полномочного принимать решения, стимулирование предполагает знание того, от чего зависит поведение людей, какие факторы побуждают их к определенной деятельности. Ориентация на получение удовлетворения в целом сильнее побуждает человека к определенному поведению, поэтому воздействие через стимулы обычно оказывается эффективнее прямого воздействия, но по своей организации гораздо сложнее последнего. Стимулирует деятельность всегда совокупность качественно различных факторов, их определенная система, характер которой обусловлен природой общественно-экономических и государственно-правовых отношений, положением различных социальных групп в обществе и различных организациях.

Организационные, социально-психологические и правовые аспекты стимулирования служебной деятельности связаны с отношением сотрудников к различным стимулам, с их личностными способностями, мотивацией, ценностными ориентациями, с социально-психологическим климатом и стилем руководства подразделением, с правовым статусом как руководителя, так и подчиненного.

Стимулирование принято разделять на два основных вида: материальное и моральное. В свою очередь, каждое из них некоторые специалисты подразделяют на положительное и отрицательное (позитивное и негативное).

Основной формой материального стимулирования в органах внутренних дел является денежное довольствие сотрудников, которое можно рассматривать и как условие службы. Стимулирующая положительная роль денежного довольствия определяется тем, что оно ставит материальное вознаграждение сотрудника в зависимость от качества и количества труда (результатов служебной деятельности), выслуги лет, интенсивности служебной деятельности, психологических нагрузок, риска для жизни и здоровья и т.п.

Как уже отмечалось, должностные оклады сотрудникам выплачиваются в размерах, установленных Правительством Российской Федерации, а также предусмотренных в нормативных актах МВД России. Если оклад по должности предусмотрен в минимальном и максимальном размерах, то это дает начальнику ОВД возможность в зависимости от результатов служебной деятельности сотрудников повышать или понижать им оклад в пределах установленных размеров. На практике, как правило, устанавливают три размера оклада по должности: минимальный, средний и максимальный

Еще одной формой материального стимулирования являются выдача денежной премии и награждение ценным подарком.

Условия и порядок выплата единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной Приказом МВД РФ от 22 марта 2003 г. N 185 «Об утверждении Инструкции о выплате отдельным категориям работников органов внутренних дел и гражданского персонала внутренних войск МВД России единовременного денежного вознаграждения за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года». Также возможно ежемесячного денежного поощрения отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел, в соответствии с Приказом МВД РФ от 9 ноября 2004 г. N 723 «О размерах ежемесячного денежного поощрения отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России».

К отрицательным (негативным) формам материального стимулирования можно отнести: невыплату сотруднику денежного довольствия за время необоснованного отсутствия на службе (прогула); перемещение на нижестоящую должность по служебному несоответствию или в порядке дисциплинарного взыскания, снижение в специальном звании на одну ступень, материальную ответственность сотрудника за ущерб, причиненный государству или гражданам.

Однако в своей жизнедеятельности сотрудник не ограничивается одними материальными потребностями. В его деятельности весомое место занимают более сложные, высшие потребности. Зачастую именно эти потребности побуждают сотрудника к служебной активности. Поэтому материальный стимул -- это далеко не универсальный рычаг стимулирования. Правда, степень универсальности колеблется в зависимости от уровня экономической, социальной и правовой защищенности сотрудника.

Моральное положительное стимулирование является средством поощрения сотрудника и заключается в воздействии путем объявления благодарности, присвоения очередного специального звания, тем более досрочно или на одну ступень выше звания, предусмотренного по должности, награждения Почетной грамотой, нагрудным знаком или государственными наградами России и т.п.

Моральным отрицательным стимулированием является наложение дисциплинарных взысканий за совершение дисциплинарного проступка. Дисциплинарным проступком признается неисполнение или ненадлежащее исполнение сотрудником по его вине возложенных на него служебных обязанностей.

С учетом специфики прохождения службы в органах внутренних дел виды дисциплинарных взысканий установлены следующие:

- замечание,

- выговор,

- строгий выговор,

- предупреждение о неполном служебном соответствии,

- увольнение (крайняя мера дисциплинарного взыскания).

Все виды взысканий -- от устных замечаний и выговоров (индивидуальных и публичных) до увольнения из органов внутренних дел -- нельзя делать поспешно, сгоряча, под воздействием отрицательных эмоций от противоправных деяний сотрудника. Необходимо проверить, перепроверить факт нарушения и точно определить степень вины сотрудника. Мера взыскания и степень вины сотрудника должны соответствовать друг другу, а прежние заслуги, возраст, квалификация, внешние условия, повлекшие за собой нарушение, материальный ущерб, должны быть учтены перед окончательным принятием решения о наложении взыскания.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты