Рефераты

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

2

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА

Курсовая работа

по курсу «Уголовное право»

Тема: ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Выполнил: студент 1 курса

группы № ___________

заочное высшее

Научный руководитель:

_________________________

РОСТОВ-НА-ДОНУ

2004

План

  • Введение 3
  • 1. Специфика уголовного судопроизводства по делам 4
  • несовершеннолетних 4
  • 2.Особенности уголовной ответственности 7
  • и наказания несовершеннолетних при совершении ими преступлений 7
  • 3. Применение и содержание принудительных мер воспитательного воздействия 12
  • 4. Освобождение несовершеннолетних от наказания и уголовной ответственности 14
  • 5. Профилактика правонарушений несовершеннолетних 16
  • Заключение 23
  • Литература 24
Введение

В структуре общества молодежь рассматривается как одна из самых многочисленных возрастных групп населения, занимающая заметное место в политической и культурной жизни, системе трудового потенциала страны. Кроме того, она выступает и как потребитель накопленных предыдущими поколениями духовных и материальных ценностей.

Однако сегодня нет особой нужды доказывать очевидную опасность того, что именно молодежь, подростки совершают самые тяжкие преступления. В современный период преступность несовершеннолетних в России стала носить более общественно опасный характер, чем в прошлом. Это свидетельствует о глубоких провалах в социальной политике и воспитательной работе с несовершеннолетними.

Предупреждение и устранение указанных процессов, защита детей и подростков от негативного влияния, создание нормальных условий для их социально значимого развития должны стать ведущими направлениями в сфере предупреждения личностных деформаций несовершеннолетних. Это обеспечит упреждающую нейтрализацию криминогенного окружения детей и подростков, коррекцию их личности на ранних стадиях деформации нравственного и правового сознания, применение мер административно-правового и уголовно-правового воздействия на подростков только в тех случаях, когда иные меры себя исчерпали. Реализация перечисленных подходов представляется возможной лишь при условии коренного преобразования совокупности органов, занятых социально-правовой охраной и предупреждением социальных отклонений несовершеннолетних, и решения вопросов научного, кадрового, правового, информационного обеспечения новой системы. Криминология: Учебник /Под ред. Акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. -- М.: Юрист, 1997.

1. Специфика уголовного судопроизводства по делам

несовершеннолетних

Производство по делам несовершеннолетних имеет свои особенности, которые обусловлены прежде всего личностью привлекаемого к уголовной ответственности. Несовершеннолет-ние правонарушители в силу своего физического, умственно-го и психического развития не могут самостоятельно в полной мере защищать свои интересы и пользоваться всеми правами, предоставляемыми им законом.

В действующем законодательстве с учетом этого предус-матриваются дополнительные гарантии, обеспечивающие при производстве по делам несовершеннолетних установление истины, защиту прав и законных интересов несовершеннолет-них, а также способствующие повышению воспитательного и предупредительного воздействия уголовного судопроизводства Настольная книга судьи. М., 1972. С. 665--690..

Судопроизводство по делам несовершеннолетних опреде-ляется как общими правилами, так и положениями специаль-ной главы УПК РФ, в которой учитываются особенности производства по делам этой категории.

По существу, в ней фиксируются особенности реализа-ции общих принципов уголовного судопроизводства при рас-следовании и рассмотрении дел о преступлениях несовершен-нолетних См.: Гуковская Н. И., Долгова А. И., Минъковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М., 1974. С. 5--18.

.

Нормы о производстве по делам несовершеннолетних при-меняются в отношении лиц, не достигших к моменту соверше-ния преступления 18-летнего возрастав При наступлении этого возраста применяются общеустановленные правила. Лицо считается достигшим определенного возраста не в день рож-дения, а начиная со следующего дня; при отсутствии доку-ментов о возрасте за день рождения принимается последний день года рождения, установленного для данного лица судебно-медицинской экспертизой.

Помимо обстоятельств, подлежащих доказыванию по каж-дому делу, УПК обязывает обратить особое внимание на вы-яснение следующих данных:

возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рожде-ния);

условия жизни и воспитания;

причины и условия, способствовавшие совершению пре-ступления несовершеннолетними;

наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников.

Кроме того, закон указывает на обязанность следователя, прокурора и суда при наличии данных об умственной отстало-сти несовершеннолетнего, не связанной с душевным заболева-нием, выяснить, мог ли он полностью сознавать значение сво-их действий. Для установления этих обстоятельств должны быть допрошены родители несовершеннолетнего, его учителя, вос-питатели и иные лица, могущие дать нужные сведения, а равно истребованы необходимые документы и проведены иные следственные и судебные действия.

Органы расследования и суд должны учитывать возраст-ные особенности несовершеннолетнего и при исследовании обстоятельств, входящих в предмет доказывания. К ним, в частности, относятся: при доказывании события преступле-ния -- анализ вопроса о способности подростка с учетом его физических возможностей совершить те или иные действия, а при выяснении обстоятельств, влияющих на степень и ха-рактер ответственности -- установление данных об уровне его развития и жизненном опыте, о его поведении до и после совершения преступления и оценке им содеянного Лубшев Ю. Ф. Адвокат в уголовном деле. М., 1997.

.

В целях охраны законных прав и интересов несовершен-нолетних предусматриваются дополнительные гарантии их защиты. Так, в производстве по таким делам допускается уча-стие законных представителей несовершеннолетнего или его близких родственников Каневский Л. Л. Расследование и профилактика преступлений не-совершеннолетних. М., 1982.. Участие защитника является обяза-тельным, т. е. не зависит от ходатайства обвиняемого или по-дозреваемого. Защитник по делам несовершеннолетних допус-кается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а когда подросток задержан в качестве подозреваемого -- с мо-мента объявления ему протокола задержания; если же он в порядке меры пресечения заключен под стражу до предъяв-ления обвинения -- с момента, когда ему объявлено постанов-ление о применении данной меры.

Учитывается специфика этой категории дел и при реше-нии вопроса о мерах пресечения. Помимо общих мер несовер-шеннолетние могут быть отданы под присмотр родителей, опе-кунов, попечителей либо под надзор администрации закры-тых детских учреждений.

Задержание несовершеннолетнего и применение к нему в качестве меры пресечения заключения под стражу допустимо (при наличии общих оснований) лишь в исключительных слу-чаях, когда это вызывается тяжестью совершенного преступ-ления и только при наличии совокупности условий, относя-щихся ко всем обстоятельствам преступления и личности об-виняемого (подозреваемого).

Учитывая это, уголовно-процессуальный закон обязывает прокурора при решении вопроса о заключении под стражу лично допросить несовершеннолетнего обвиняемого или подо-зреваемого. Уголовный процесс. Учебник для вузов / Под общ.ред. проф. А.С. Кобликова.- М.:Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М),2000.- С.309-315

2.Особенности уголовной ответственности

и наказания несовершеннолетних при совершении ими преступлений

Несовершеннолетними, согласно ч. 1. ст. 87 УК РФ, признаются лица, совершившие преступления в возрасте от 14 до 18 лет.

При этом с четырнадцатилетнего возраста лица мо-гут подлежать уголовной ответственности только за со-вершение тех преступлений, которые исчерпывающе ука-заны в ч. 2 ст. 20 УК РФ. За остальные же преступления лица могут нести уголовную ответственность в возрасте не моложе 16 лет.

Вместе с тем, если несовершеннолетний, хотя и дос-тиг возраста для уголовной ответственности, но вслед-ствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения дея-ния не мог в полной мере осознавать фактический харак-тер и общественную опасность своих действий либо без-действия либо руководить ими, он не подлежит уголов-ной ответственности.

При совершении преступлений к несовершеннолетним могут применяться наказание либо принудительные меры воспитательного воздействия. Причем, согласно ст. 96 УК РФ в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения настоящей главы к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием либо воспитательную колонию.

Учитывая несовершеннолетний возраст, когда подро-стки еще не имеют жизненного опыта, не сформирова-лись психофизиологически, внушаемы, стремятся бра-вировать, казаться взрослыми и нередко их поведение неадекватно объективной действительности и складыва-ющейся ситуации, уголовный закон признает соверше-ние ими преступлений как обстоятельство, смягчающее наказание (ст. 61 УК РФ). Вместе с тем УК РФ устанав-ливает и особенности ответственности несовершеннолет-них.

Согласно ч.1 ст.88 видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:

а) штраф;

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) арест;

е) лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет - трех часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцатилетнего возраста, на срок от одного до четырех месяцев.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части Уголовного Кодекса, сокращается наполовину.

В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 Уголовного Кодекса РФ.

Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

Сопоставление видов наказаний, указанных в ст.44 УК РФ, и видов наказаний, предусмотренных ст.88 УК РФ, показывает, что к несовершеннолетним не применяются такие наказания, как:

- лишение права занимать определенные должности;

- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;

- ограничение по военной службе;

- ограничение свободы;

- содержание в дисциплинарной воинской части;

- пожизненное лишение свободы;

- смертная казнь.

Суд может дать органу, исполняющему наказание указание об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

При этом, решая вопрос о назначении наказания несовершеннолетним, суд в соответствии с положениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О судебной практике по делам о преступле-ниях несовершеннолетних» от 14 февраля 2000 г., дол-жен обсуждать прежде всего возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы, имея в виду не только требования, изложенные в ст. 60 УК РФ ( характер и степень общественной опасности содеянно-го, данные о личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание), но и условия, предусмотренные ст. 89 УК РФ (условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особен-ности личности, влияние старших по возрасту лиц). Суд вправе назначить несовершеннолетнему лишение свобо-ды лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в при-говоре принятое решение.

Несовершеннолетний возраст, как смягчающее обсто-ятельство, учитывается в совокупности с другими обсто-ятельствами этого рода.

При назначении наказания лицам, совершившим пре-ступление в несовершеннолетнем возрасте, по совокуп-ности преступлений или по совокупности приговоров окончательное наказание не может превышать 10 лет лишения свободы. В случае же совершения лицом не-скольких преступлений, одни из которых были соверше-ны в несовершеннолетнем, а другие -- в совершеннолет-нем возрасте, при назначении наказания по совокупнос-ти преступлений, как указывается в постановлении Пле-нума Верховного Суда Российской Федерации «О прак-тике назначения судами уголовного наказания» от 11 июня 1999 г., вначале назначается наказание за совершенные преступления в несовершеннолетнем возрасте с учетом требований ст. 88 УК РФ, а затем за преступления, со-вершенные после достижения им совершеннолетия, а окончательное наказание -- по правилам, предусмотрен-ным ст. 69 У К РФ.

При назначении наказания несовершеннолетним не учитываются для признания рецидива преступлений су-димости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет.

Несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

3. Применение и содержание принудительных мер воспитательного воздействия

В соответствии с ч.1. ст.90 УК РФ несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия, в соответствии с ч.2. ст.90 УК РФ:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Срок применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами "б" и "г" части второй данной статьи, устанавливается продолжительностью от одного месяца до двух лет при совершении преступления небольшой тяжести и от шести месяцев до трех лет - при совершении преступления средней тяжести.

В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Предупреждение состоит в разъяснении несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных Уголовным Кодексом РФ.

Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением.

Обязанность загладить причиненный вред возлагается с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, ограничение пребывания вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без разрешения специализированного государственного органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться с помощью специализированного государственного органа. Настоящий перечень не является исчерпывающим.

4. Освобождение несовершеннолетних от наказания и уголовной ответственности

Исходя из содержания ст.92 УК РФ, несовершеннолетний, осужденный за совершение преступления небольшой или средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных частью второй статьи 90 УК РФ.

Несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается более в применении данной меры.

Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа допускается только по ходатайству несовершеннолетнего в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки.

Несовершеннолетние, совершившие преступления, предусмотренные частями первой и второй статьи 111, частью второй статьи 117, частью третьей статьи 122, статьей 126, частью третьей статьи 127, частью второй статьи 131, частью второй статьи 132, частью четвертой статьи 158, частью второй статьи 161, частями первой и второй статьи 162, частью второй статьи 163, частью первой статьи 205, частью первой статьи 205.1, частью первой статьи 206, статьей 208, частью второй статьи 210, частью первой статьи 211, частями второй и третьей статьи 223, частями первой и второй статьи 226, частью первой статьи 228.1, частями первой и второй статьи 229 УК РФ, освобождению от наказания в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи, не подлежат.

Хотелось бы отметить, что условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы, после фактического отбытия:

- не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести либо за тяжкое преступление;

- не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

Сроки давности, предусмотренные статьями 78 и 83 УК РФ, при освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности или от отбывания наказания сокращаются наполовину.

Для лиц, совершивших преступления до достижения возраста восемнадцати лет, сроки погашения судимости, предусмотренные частью третьей статьи 86 УК РФ, сокращаются и соответственно равны:

а) одному году после отбытия лишения свободы за преступление небольшой или средней тяжести;

б) трем годам после отбытия лишения свободы за тяжкое или особо тяжкое преступление.

5. Профилактика правонарушений несовершеннолетних

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Основными задачами деятельности по профилактике правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально - педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации, государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.

Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных нормах международного права и Федерального закона Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в пределах своей компетенции обязаны обеспечивать соблюдение прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществлять их защиту от всех форм дискриминации, физического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлять несовершеннолетних и семьи, находящиеся в социально опасном положении, а также незамедлительно информировать соответствующие органы системы профилактики .

По действующему законодательству координация профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав возложена на комиссии по делам несовершеннолетних. Они непосредственно призваны обеспечивать в организационно-управленческом отношении взаимодействие на региональном уровне различных звеньев функционирующей профилактической системы.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые органами местного самоуправления, в пределах своей компетенции обеспечивают осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних и др.

Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, а также осуществляют меры по развитию сети указанных учреждений; внедряют в деятельность учреждений и служб, предоставляющих социальные услуги несовершеннолетним и их семьям, современные методики и технологии социальной реабилитации.

Учреждения социального обслуживания, к которым относятся территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого - педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них предоставляют бесплатно социальные услуги несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации. принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолетними, в том числе путем организации их досуга, а также оказывают содействие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства.

Органы управления образованием в пределах своей компетенции: контролируют соблюдение законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации в области образования несовершеннолетних; осуществляют меры по развитию сети специальных учебно - воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, образовательных учреждений, детских домов и школ - интернатов для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении;

Органы по делам молодежи в пределах своей компетенции: участвуют в разработке и реализации целевых программ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; осуществляют организационно - методическое обеспечение и координацию деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находящихся в их ведении социальных учреждений, клубов и иных учреждений..

Социально - реабилитационные центры для подростков и молодежи, центры социально - психологической помощи молодежи, центры профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи, молодежные клубы и иные учреждения органов по делам молодежи в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них предоставляют бесплатно социальные, правовые и иные услуги несовершеннолетним; принимают участие в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, в том числе путем организации их досуга и занятости, осуществления информационно - просветительных и иных мер

Органы внутренних дел в пределах своей компетенции принимают участие в предупреждении правонарушений несовершеннолетних, а также оказывают в этих целях необходимое содействие: подразделениям по делам несовершеннолетних органов внутренних дел; центрам временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел; подразделениям криминальной милиции органов внутренних дел; другим подразделениям органов внутренних дел, осуществляющим меры по предупреждению правонарушений несовершеннолетних.

Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел: обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей, проводят индивидуальную профилактическую работу с доставленными несовершеннолетними, доставляют несовершеннолетних в специальные учебно - воспитательные учреждения закрытого типа, а также осуществляют в пределах своей компетенции другие меры по устройству несовершеннолетних, содержащихся в указанных учреждениях.

Подразделения криминальной милиции органов внутренних дел в пределах своей компетенции: выявляют, предупреждают, пресекают и раскрывают преступления несовершеннолетних.

Уголовно - исполнительные инспекции органов юстиции участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с несовершеннолетними, контроль за поведением которых осуществляется ими в соответствии с Уголовно - исполнительным кодексом Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, принимают в пределах своей компетенции участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе путем зачисления детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в списки воинских частей в качестве воспитанников с согласия указанных несовершеннолетних, а также с согласия органов опеки и попечительства.

Органы и учреждения, исполняющие постановление судьи .

Исполнение постановления судьи обеспечивают: 1) центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел - в части доставления несовершеннолетних в специальные учебно - воспитательные учреждения закрытого типа; 2) орган управления образованием - в части предоставления путевок для направления несовершеннолетних в специальные учебно - воспитательные учреждения закрытого типа в течение 20 суток со дня получения запроса о выдаче путевки; 3) комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованная органом местного самоуправления, - в части применения мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних 4) администрация специального учебно - воспитательного учреждения закрытого типа - в части обеспечения исправления несовершеннолетнего в течение срока его содержания в указанном учреждении.

В связи с ратификацией Конвенции ООН о правах ребенка в Российской Федерации проводятся законодательные работы, имеющие цель: устранить противоречия в правовом регулировании Конвенцией и законодательством Российской Федерации ряда важных юридических институтов, определяющих статус несовершеннолетних; восполнить существенные пробелы, имеющиеся в данном правовом статусе, обогатив его регламентацию за счет установленных данной Конвенцией и неизвестных нашему законодательству юридических прав, использование которых существенно расширит возможности позитивного формирования личности несовершеннолетнего (право на выживание и здоровое развитие, на достаточный уровень жизни и др.).

В связи с практической реализацией в стране концепции судебной реформы на законодательном уровне в настоящее время прорабатывается вопрос о создании специализированных судов по делам несовершеннолетних. Основополагающим принципом их деятельности должно стать положение Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которым во всех действиях в отношении детей следует уделять особое внимание наилучшему обеспечению их интересов. Предполагается, что эти суды возьмут на себя как рассмотрение гражданских дел, связанных с воспитанием и содержанием детей (о расторжении брака, алиментах, лишении родительских прав и т. д.), так и судебное разбирательство дел о преступлениях и административных правонарушениях несовершеннолетних, а также дел о преступлениях взрослых лиц, в результате которых нарушается нормальное развитие и воспитание детей и подростков (вовлечение их в преступную деятельность, доведение до состояния опьянения и др.).

Заключение

УК РФ рассматривает в отдельной главе вопросы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних с учетом определенных особенностей этой категории лиц. Органы дознания, следствия и суды должны учитывать социально-психологический аспект жизни подростка, уровень сознания, способность осознавать происходящее и да-вать этому оценку.

Одной из особенностей привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности является дифференциация пре-ступлений относительно возраста, с которого она наступает.

За отдельные преступления, перечень которых дан в ч. 2 ст. 20 УК РФ, уголовная ответственность наступает с четырнадцатилетнего возраста, по общим же правилам -- по достижении шестнадцатилетнего возраста (ч. 1 ст. 20 УК).

Несовершеннолетним считается лицо до исполнения ему восемнадцати лет. Это социальное и юридическое положение наступает на следующий день после восемнадцатого дня рож-дения лица. Например, лицо рождено 23 марта 1980 г., его совершеннолетие наступает в 0 часов 24 марта 1998 г. В таком же порядке исчисляется наступление четырнадцати и шестнад-цати лет.

Несовершеннолетний, совершивший преступление, может быть признан виновным и ему может быть назначено наказание, в то же время при совершении преступного деяния он может быть и освобожден от уголовной ответственности с применени-ем к нему принудительных мер воспитательного воздействия

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.

Литература

1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федера-ции «О судебной практике по делам о преступлениях несо-вершеннолетних» от 14 февраля 2000 г.

2. Конвенция о правах ребенка (44-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН. П.108 Повестки дня. Резолюция 44/25)// Семья, 1990. №22.

3. ФЗ “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” //Российская газета №121 от 28.06.99

4. Уголовный кодекс Российской Федерации (в ред.от 08.12.2003.№169-ФЗ)

5. Авдеев В. А. Условно-досрочное освобождение несовершеннолетних от отбывания наказания. -- Иркутск, 1996.

6. Арькова В. И. Принудительные меры воспитательного харак-тера. -- Иркутск, 1978.

7. Булатов И. Г. Вандализм и несовершеннолетние: (Уголовно- правовой и криминологический анализ). -- Махачкала,2000

8. Гуковская Н. И., Долгова А. И., Минъковский Г. М. Расследование и судебное разбирательство дел о преступлениях несовершеннолетних. М., 1974.

9. Забрянский Г. И. Социология преступности несовершеннолетних. -- Минск, 1997.

10. Иванов В.Д. Уголовное право. Общая часть.- Ростов н/Д: «Феникс»,2002.

11. Каневский Л. Л. Расследование и профилактика преступлений не-совершеннолетних. М., 1982.

12. Криминология: Учебник /Под ред. Акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. -- М.: Юрист, 1997.

13. Лубшев Ю. Ф. Адвокат в уголовном деле. М., 1997.

14. Настольная книга судьи. М., 1972.

15. Правонарушения несовершеннолетних и их предупреждение. -- Казань, 1993.

16. Примачонок А. А. Совершенствование уголовно-правовой сис-темы мер борьбы с правонарушениями несовершеннолетних. -- Минск, 1990.

17. Рыбальская В. Я. Проблемы борьбы с преступностью несовершеннолетних. -- Иркутск, 1994.

18. Сперанский К. К. Уголовно-правовая борьба с преступлениями несовершеннолетних и против несовершеннолетних. - Ростов н/Д, 1991.

19. Уголовный процесс. Учебник для вузов / Под общ.ред. проф. А.С. Кобликова.- М.:Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М),2000.

20. Уголовный кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий. Под ред. В.М.Лебедева.-М.:Юридическая литература,1998

21. Чапурко Т. М. Уголовно-правовые проблемы предупреждения преступлений несовершеннолетних. -- Краснодар,2000


© 2010 Современные рефераты