Рефераты

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних

p align="left">Исправительные работы заключаются в том, что из заработка осужденного к исправительным работам производятся удержания в доход государства. Удержания из зарплаты производятся от 5 до 20 %. Этот вид наказания может применяться к тем лицам, основным занятием которых является работа на предприятиях, в организациях независимо от формы собственности. Процент удержания должен назначаться с учетом материального положения, наличия семьи, в частности родителей. Эффективным этот вид наказания может быть лишь при надлежащем контроле за ходом его исполнения комиссией по делам несовершеннолетних при районной (городской) администрации.

Арест является новым основным видом наказания, ранее не известным нашему законодательству. Он назначается несовершеннолетним, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестнадцати лет, на срок от одного до четырех месяцев. Арест по своей юридической природе является наказанием, близким к лишению свободы. Арестованный по приговору суда ограничивается в свободе передвижения, выборе занятий. Местом его пребывания становятся специально отведенные учреждения, дислоцированные в районе постоянного жительства осужденного. Краткий период не позволяет рассчитывать на проведение активной воспитательной работы с подростком. Предупредительное (можно сказать, «шоковое») воздействие должно оказать неотвратимость изоляции на определенное, пусть даже продолжительное время.

Арест применяется к несовершеннолетним при наличии двух условий, одно из которых - возраст - непосредственно указано в законе. Преступление, таким образом, может быть совершено и в более раннем возрасте, но к моменту провозглашения приговора подсудимому должно исполниться шестнадцать лет. Вторым условием является характер и степень общественной опасности преступления и преступника. Арест надо применять в тех случаях, когда несовершеннолетний, виновный в преступлении небольшой тяжести, нуждается для исправления во временной изоляции от той среды, которая способствовала совершению им преступления. Кроме того, арест следует назначать, когда реально исполнить иные наказания (штраф, исправительные, обязательные работы) невозможно: подросток не работает, уклоняется от трудоустройства, не имеет постоянного места жительства и т.п. За преступления более тяжкие арест может назначаться лишь при наличии исключительных обстоятельств.

Лишение свободы. Предельный срок лишения свободы для несовершеннолетних не может превышать десяти лет. Минимальный - шесть месяцев. Наказание отбывается: несовершеннолетними мужского пола, осужденными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола - в воспитательных колониях общего режима; несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими лишение свободы, - в воспитательных колониях усиленного режима.

Вместе с тем суд в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности виновного, а также других обстоятельств дела может отойти от общего правила и назначить для отбывания лишения свободы несовершеннолетним мужского пола колонию с более легким режимом, т.е. вместо колонии усиленного колонию общего режима. Усиление вида колонии несовершеннолетним законом не допускается.

Определяя несовершеннолетнему отбывание наказания в воспитательно-трудовой колонии, суд не предрешает вопроса о виде исправительно-трудовой колонии, в которую осужденный должен быть переведен для дальнейшего отбывания наказания по достижении совершеннолетия. По достижении осужденным 18-летнего возраста суд с обязательным вызовом в судебное заседание осужденного решает вопрос о виде колонии, в которой должно быть продолжено отбывание наказания. Осужденные, достигшие 18-летнего возраста, переводятся из воспитательно-трудовой колонии для дальнейшего отбывания наказания в исправительно-трудовую колонию; содержащиеся в воспитательно-трудовой колонии общего режима - в исправительно-трудовую колонию общего режима; содержащиеся в воспитательно-трудовой колонии усиленного режима - в исправительно-трудовую колонию общего или усиленного режима в зависимости от степени общественной опасности совершенного преступления, личности и поведения осужденного. В целях закрепления результатов исправления, завершения общеобразовательного или профессионально-технического обучения осужденные, достигшие 18-летнего возраста, могут быть оставлены в воспитательно-трудовой колонии до окончания срока наказания, но не более чем до достижения ими 20-летнего возраста. При этом учитываются данные о поведении осужденного за период отбывания им наказания и воспитательно-трудовой колонии, а также его влияние на содержащихся в воспитательно-трудовой колонии других несовершеннолетних.

Часть 2 статьи 43 УК РФ содержит новое положение, согласно которому лицу, совершившему преступление, должно быть назначено справедливое наказание, необходимое и достаточное для его исправления и предупреждения новых преступлений. Наказание в виде лишения свободы может быть назначено лишь при условии, что его цели не могут быть достигнуты иным, более мягким наказанием, предусмотренным законом. Это положение имеет большое значение для индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетних. Между тем, все еще имеются случаи назначения несоразмерно строгих мер наказания, прежде всего в виде лишения свободы. Так, суд за участие в угоне автомашины осудил к 3 годам лишения свободы несовершеннолетнего Петрова И.В., который учился в школе, преступление совершил впервые, по месту учебы характеризовался положительно, проживал вместе с родителями. Архив Новосибирского суда за 2007 г.: Дело № 1-234-2007.

Наряду с этим допускается и другой недостаток: несовершеннолетним иногда назначаются и неоправданно мягкие меры наказания, не соответствующие тяжести совершенных преступлений и личности виновных.

Учет всех индивидуальных особенностей подростка, находящегося в колонии, позволит сосредоточить усилия на коррекции его отклонений. Таким образом, цель исправления обретает четкие параметры, достижение которых позволит ставить вопрос об условно-досрочном освобождении несовершеннолетнего.

2.2 Особенности назначения наказания несовершеннолетним

Общие начала назначения наказания в своей основе распространяются и на назначение наказания несовершеннолетним. В разделе пятом УК РФ имеются дополнения к общим началам назначения наказания (ст. 89 УК РФ), обязывающие суд учитывать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц. Под влиянием старших следует, очевидно, понимать отрицательное влияние, которое способствовало или привело несовершеннолетнего к совершению преступления. Кроме того, суд обязан при назначении наказания несовершеннолетнему учитывать его возраст как смягчающее обстоятельство в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами (ст. 89 УК РФ). Некоторые из приведенных положений нуждаются в дополнениях, связанных главным образом с личностью несовершеннолетнего и обстоятельствами и характером совершенных преступлений. Иными словами, речь идет о тех особенностях назначения наказания несовершеннолетним, которые вытекают из действующего уголовного и уголовно-процессуального законодательства. См. Приложение Б.

Обсуждая вопрос о назначении наказания несовершеннолетнему, суд исходит из того, что такому лицу может быть не только назначено наказание, но к нему могут быть применены и принудительные меры воспитательного воздействия (ст. 90 УК РФ).

В числе смягчающих обстоятельств (при назначении наказания) прежде всего принимается во внимание тот факт, что преступление совершено несовершеннолетним (п. «б» ст. 61 и 2 ч. 89 УК РФ).

При оценке личности несовершеннолетнего, особенно когда речь идет о подростке 14-15 лет, должно быть выяснено соответствие степени развития личности виновного в преступлении возрасту, которого он достиг к моменту его совершения.

При совершении преступления в соучастии выясняется роль несовершеннолетнего в группе и его роль в момент совершения преступления. Совершение несовершеннолетним преступления без соучастников требует повышенного внимания суда к тяжести наступивших последствий и поведению виновного как до, так и после совершения преступления.

Если суд придет к выводу о необходимости назначения наказания несовершеннолетнему организатору, подстрекателю и исполнителю преступления, обсуждению подлежит вопрос о виде наказания и возможности (когда преступление не относится к числу тяжких и особо тяжких) повлиять на поведение несовершеннолетнего в будущем без применения лишения свободы.

Принимая решение о виде наказания несовершеннолетнему, суд обязан обсудить вопрос о назначении более мягкого наказания, чем предусмотрено законом (ст. 64 УК РФ), и об условном осуждении (ст. 73 УК РФ).

Имеются указания Пленума Верховного РФ в Постановлении № 7 от 14 декабря 2002 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», которое обязало суды при решении вопроса о назначении наказания несовершеннолетним суду следует обсуждать, прежде всего, возможность применения наказания, не связанного с лишением свободы, имея в виду не только требования, изложенные в статье 60 УК РФ (характер и степень общественной опасности совершенного преступления, данные о личности, обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание), но и условия, предусмотренные статьей 89 УК РФ (условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития, иные особенности личности, влияние старших по возрасту лиц). Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания в виде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляции от общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение, которое обязало суды при решении вопроса о назначении.

При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, мотивы содеянного, характер и размер причиненного вреда, личность виновного, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность. Все положения УК РФ применительно к несовершеннолетним имеют особенность. Так, характер общественной опасности преступления в первую очередь зависит от объекта преступления. Однако при совершении преступления несовершеннолетним следует выяснить, насколько подросток осознавал ценность объекта. Несовершеннолетние не всегда могут полно и правильно осознавать многообразные стороны и элементы общественных отношений, охраняемых законом; нередко по их представлению они посягают на менее ценный объект в сравнении с его действительной значимостью.

При определении степени общественной опасности совершенного преступления следует исходить из совокупности всех обстоятельств при которых было совершено преступное деяние (форма вины, мотив, способ, обстановка и стадия совершения преступления, тяжесть наступивших последствий, степень и характер участия каждого из соучастников преступления и пр.).

Касаясь различных форм вины, следует иметь в виду, что даже в умышленных преступлениях умысел может быть различным по степени осознанности виновным своих действий, степени предвидения последствий, времени возникновения умысла (прямой и косвенный, заранее обдуманный и внезапно возникший и т.д.). В преступлениях, совершенных подростками, в большинстве случаев умысел беднее по содержанию, чем у взрослых.

Еще сложнее дать оценку субъективной стороны неосторожного преступления, совершенного подростком. Так, совершая преступление по легкомыслию, несовершеннолетнему бывает затруднительно предвидеть абстрактную возможность наступления общественно-опасных последствий, а если они ее и предвидят, то нередко, преувеличивая свои возможности, самонадеянно рассчитывают на предотвращение этих последствий. Аналогично и в преступлениях, совершенных подростками по небрежности, довольно часто слабо бывает выражен субъективный критерий, т.е. способность подростка по своим индивидуальным качествам (незавершенность интеллектуального развития, особенности психики, недостаточность жизненного опыта, незаконченность образования и т.д.) предвидеть наступление общественно опасного последствия.

При определении характера и степени общественной опасности преступления, совершенного подростком, большое значение имеют мотив и цель преступления. Довольно часто даже по преступлениям, обязательным признаком которых являются низменные побуждения, доминирующими мотивами поведения подростка являются не низменные, а иные побуждения. Так, кражи, грабежи, разбойные нападения иногда мотивируются у подростков корыстными побуждениями в сочетании с мотивами озорства, стремлением утвердить себя в группе, желанием заполнить свободное время. Хулиганские действия, изнасилование подчас связаны со стремлением не отстать от товарищей, выглядеть взрослым, смелым, самостоятельным и т.д.

Значительно понизить степень общественной опасности совершенного подростком преступления может второстепенная роль виновного в преступлении. Велико значение личностных данных в индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетнего. Основными элементами, характеризующими личность подростка, совершившего преступление, являются возраст, образование, семейное положение, психические особенности, потребности и интересы, отношение к нормам права и морали, отношение к родителям, к учебе или своим обязанностям по работе, связь с антиобщественными элементами и пр.

Указание на необходимость учета личности виновного, предусмотренное общими началами назначения наказания, применительно к подросткам конкретизируется тем, что несовершеннолетние являются обстоятельством, смягчающим ответственность. Юридическая природа несовершеннолетия в качестве смягчающего ответственность обстоятельства заключается как в том, что подросток нередко не представляет себе ни общественной значимости своих действий и возможных результатов, ни тех последствий, которые могут наступить лично для него вследствие совершения преступления, так и в том, что в силу возрастных особенностей, с одной стороны, несовершеннолетние более чувствительны в сравнении со взрослыми к связанным с наказанием лишениям, ограничениям, а с другой стороны, подростки значительно легче поддаются исправительному воздействию, и потому применять к ним суровые меры наказания в большинстве случаев нецелесообразно.

Согласно ч. 2 ст.7 УК РФ, не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного УК РФ, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. Например, трое подростков 14-15 лет были осуждены за тайное хищение чужого имущества, совершенное по предварительному сговору группой лиц. В августе 2000 г. с целью кражи они пришли на дачный участок, где нарвали 26 арбузов общим весом 28 кг стоимостью 1000 руб. за кг, причинив потерпевшей ущерб на сумму 28 тысяч рублей. По делу установлено, что несовершеннолетние лица похитили арбузы на незначительную сумму - 28 тысяч рублей (минимальный размер оплаты труда на момент совершения преступления составлял 55 тысяч рублей). Потерпевшая в суде признала, что арбузы ей возвращены, она считает ущерб незначительным и просила не привлекать подростков к уголовной ответственности. Судебная коллегия Верховного Суда РФ, рассмотрев дело в порядке надзора по протесту прокурора, отменила приговор и дело прекратила производством по ст. 5 УПК РФ, указав, что действия несовершеннолетних хотя формально и содержат признаки преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 144 УК РФ, но в силу малозначительности не представляют общественной опасности. Архив Смоленского суда за 2000 г.: Дело № 1- 214-2000.

Относительно учета смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств необходимо прежде всего иметь в виду, что при уголовно-правовой оценке преступления несовершеннолетнего каждое смягчающее обстоятельство уменьшает ответственность виновного больше, а каждое отягчающее обстоятельство повышает ответственность меньше, чем это имеет место при аналогичных условиях по делам взрослых. Объясняется это тем, что в каждом деле подростка любое из смягчающих обстоятельств - уже совокупность минимум двух смягчающих факторов, где второй-несовершеннолетие.

По преступлениям, совершаемым подростками, чаще других встречаются такие смягчающие ответственность обстоятельства, как чистосердечное и активное способствование раскрытию преступления, совершение преступление вследствие стечения тяжелых личных, семейных и иных обстоятельств; совершение преступления под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости. Последнее бывает, когда подростка вовлекают в преступную деятельность родители либо лица, их заменяющие, или непосредственные руководители по работе, например бригадиры. В приговорах по делам несовершеннолетних нередко делаются ссылки на такие смягчающие обстоятельства, как наличие взрослых подстрекателей, вина потерпевшего, совершение преступления под влиянием других лиц и т.п.

При индивидуализации ответственности и наказания несовершеннолетних следует очень осторожно подходить к оценке отягчающих ответственность обстоятельств. Так, участие несовершеннолетнего в преступлении, совершенном по предварительному сговору либо организованной группировкой, не следует, как правило, рассматривать в качестве отягчающего ответственность обстоятельства, когда подросток вовлечен в преступление взрослыми и принял незначительное участие в преступлении. Из года в год значительное количество преступлений совершается подростками в группах. Отягчающим ответственность обстоятельством является совершение преступления лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном употреблением наркотических или токсических веществ.

Как уже отмечалось, при назначении наказания несовершеннолетнему необходимо учитывать степень его развития, условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, влияние взрослых. Уголовно-процессуальное законодательство также предписывает при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства обращать особое внимание на выяснение следующих обстоятельств:

1 возраста несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);

2 условий жизни и воспитания;

3 причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним;

4 наличия взрослых подстрекателей и иных соучастников.

Возраст 14-17 лет достаточно длительный период, 14-летний подросток по своему развитию существенно отличается от 17-летнего. Поэтому в ходе предварительного расследования и в суде должны быть приняты меры для установления точного возраста несовершеннолетнего. Это необходимо как для того, чтобы решить вопрос, отвечает ли несовершеннолетний требованиям субъекта преступления, так и для того, чтобы при индивидуализации ответственности и наказания был учтен не только сам факт несовершеннолетия виновного, но и то, в каком именно возрасте им совершено преступление.

Большое значение имеет установление способности подростка в полной мере осознавать значения своих действий и руководить ими. Пленум Верховного Суда РФ своим постановлением № 7 от 14 декабря 2002 г. обязал суды при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, выяснять степень умственной отсталости несовершеннолетнего, мог ли он полностью сознавать значения своих действий и какой мере руководить ими. В необходимых случаях должна быть произведена экспертиза в области детской и юношеской психологии (психолог, педагог) или вопросы могут быть поставлены на разрешение вопроса эксперта-психиатра. Постановление Пленума Верховного РФ в от 14 декабря 2002 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» [Текст] / Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002 г. № 7. С. 25.

Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого - один из наиболее сложных видов исследования, поскольку при этом необходимо применение специальных познаний не только в общей, медицинской и социальной психологии, но и в таких дисциплинах, как психология и патопсихология детей и подростков. Нельзя не отметить и тот факт, что этот вид экспертизы претерпевает значительные изменения, связанные с введением в действие УК РФ, в частности, тех его норм, которые регулируют уголовную ответственность несовершеннолетних.

Поскольку экспертное заключение относительно способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими основывается на совместных выводах психиатров, и психологов, судебно-следственными органами должны формулироваться вопросы, относящиеся как к компетенции психиатров, так и к компетенции экспертов-психологов. Основное значение при этом имеет следующий вопрос: «Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый в процессе совершения инкриминируемого деяния психическим расстройством (хроническим психическим расстройством, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики)?» Данный вопрос определяет медицинский критерий формулы невменяемости в соответствии с ч. 1 ст. 21 УК РФ, а также наличие психических расстройств, не исключающих вменяемости, в соответствии со ст. 22 УК РФ. Ответ на этот вопрос является прерогативой судебного эксперта-психиатра и полностью входит в его компетенцию.

«Очевидно, что при положительном ответе эксперт-психиатр должен дать оценку и квалификацию выявленного психического расстройства. Однако выявление наличия и формы психического расстройства еще не предопределяет экспертного решения о вменяемости или невменяемости, оно лишь служит необходимой предпосылкой для решения основного вопроса о мере способности обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими в криминальной ситуации». Никитин, А.Ф. Ответственность несовершеннолетних [Текст] : учебное пособие / А.Ф. Никитин. - М.: Статут, 2005. - 427 с.

При отрицательном ответе на данный вопрос, т.е. при отсутствии признаков психического расстройства у несовершеннолетнего, необходимо экспертное исследование таких особенностей его психики, которые входят в компетенцию: «Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?»

Формулировка данного вопроса определяется ч. 3 ст. 20 УК РФ. Перед психологом стоит задача выявления признаков задержки психического развития у подростков, не обнаруживающих признаков какого-либо психического расстройства. Карпушин, М.П. Уголовная ответственность и состав преступления [Текст] : учебное пособие / М.П. Карпушин. - М.: Юрид. Лит., 2003. - 237 с.

Отрицательный ответ на данный вопрос, т.е. констатация экспертом-психологом отсутствия у несовершеннолетнего обвиняемого признаков отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, означает, что он в полной мере мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, а также руководить ими в момент совершения инкриминируемого деяния, и, следовательно, подлежит уголовной ответственности.

При положительном ответе, т.е. при наличии у несовершеннолетнего психического недоразвития, не связанного с психическим расстройством, необходимо выяснить, мог ли он в полной мере осознавать значение своих действий или осуществлять их произвольную волевую регуляцию. Это же обстоятельство, как указывалось выше, необходимо устанавливать при экспертном психолого-психиатрическом исследовании и при выявлении психического расстройства у обвиняемого. Поэтому основной вопрос судебно-следственных органов должен формулироваться следующим образом: «Мог ли несовершеннолетний обвиняемый во время инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, и если мог, то в полной ли мере?»

При ответе на данный вопрос могут иметь место три варианта ответа: не мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими; мог осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, но не в полной мере; мог полностью осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Однако в зависимости от характера ответов на предыдущие два вопроса, юридическое значение вариантов экспертного решения (ответа) на последний вопрос может быть различным. Так при выявлении у несовершеннолетнего обвиняемого какого-либо психического расстройства, определяющего его неспособность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении общественно-опасного деяния, суд может сделать вывод о его невменяемости (ст. 21 УК РФ). Это означает, что подэкспертный не подлежит уголовной ответственности, и с учетом ответа экспертов-психиатров на вопрос: «Нуждается ли несовершеннолетний обвиняемый в применении к нему принудительных мер медицинского характера, и если да, то каких именно?», судом они ему могут быть назначены (п. «а» ч. 1 ст. 97 и ст. 99 УК РФ).

Если же у несовершеннолетнего обвиняемого обнаруживается психическое расстройство, ограничивающее его способность в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими при совершении преступления, то он подлежит уголовной ответственности, однако психическое расстройство учитывается судом при назначении наказания и также может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 22 УК РФ).

В то же время ограничение способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, обусловленное отставанием несовершеннолетнего в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, приводит к принципиально иным правовым последствиям - такой подросток не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК РФ).

В случаях же, когда подэкспертный обнаруживает способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, вне зависимости от того, имеются ли у него признаки психического расстройства либо отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, или нет, суд признает его вменяемым, и он подлежит уголовной ответственности на общих основаниях.

Устанавливая условия жизни и воспитания, следует выяснить обстоятельства, связанные с наличием у подростка родителей, с выполнением родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию подростка, его бытовое окружение и пр. Судебная практика показывает, что одним их криминогенных факторов является проживание подростков в неполных семьях. Плохие условия жизни и воспитания подростка так же, как и влияние взрослых, вовлекших подростка в совершение преступления, могут только смягчить его ответственность.

Иначе решил суд по делу Котова С., который был признан виновным в совершении кражи по предварительному сговору с другими лицами. Суд в обосновании наказания в виде лишения свободы указал в приговоре, что в семье нет условий для воспитания Котова, мать больна, инвалид II группы, имеет кроме Котова еще 2 малолетних детей, воспитанию Котова, внимания не уделяет, отец отбывает наказание в виде лишения свободы; Котов попал под влияние взрослых, ранее отбывавших наказание, с которыми совершил преступление и, оставаясь на свободе, может опять оказаться в том же окружении и совершить новое преступление. Кассационная инстанция, указав народному суду частным определением на неправильную оценку смягчающего ответственность обстоятельства, применил к Котову вместо наказания принудительную меру воспитательного характера, поместив его в специальное профессионально-техническое училище. Таким образом, можно сказать, что особенности назначения наказания несовершеннолетнему, установленные уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, направлены на углубленный анализ обстоятельств совершенного преступления, данных о личности виновного, его роли в совершении преступления.

Это способствует назначению несовершеннолетнему справедливого наказания с тем, чтобы в конечном счете попытаться уберечь его от совершения новых преступлений.

2.3 Освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности

и наказания

Основание освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности - невысокая степень общественной опасности деяния и личности, позволяющая добиться целей исправления преступника другими, не уголовно-правовыми методами. Освобождение от ответственности с применением принудительных мер воспитательного характера возможно при наличии следующих взаимосвязанных условий:

1) совершение преступления небольшой или средней тяжести;

2) совершение преступления впервые;

3) положительная характеристика личности подростка, позволяющая прийти к убеждению, что цель его исправления может быть достигнута принудительными мерами воспитательного воздействия. Такая убежденность должна складываться на основе характера общественной опасности деяния (оценка важности объекта посягательства, роль несовершеннолетнего в преступном посягательстве, степень завершенности деяния, размер вреда, причиненного именно несовершеннолетним, и т.д.), данных о личности преступника (впервые совершает преступление небольшой или средней тяжести, не имеет глубоких дефектов правосознания, в целом положительно характеризуется педагогами, преступление совершено вследствие стечения неблагоприятных для него обстоятельств, не вышел из-под контроля родителей или лиц, их заменяющих, не страдает алкогольной либо наркотической зависимостью).

При наличии этих условий уголовное дело прекращается следователем, дознавателем с согласия прокурора либо судом. Прекращая уголовное дело, следователь направляет материалы в комиссию по делам несовершеннолетних, которая назначает меры воспитательного воздействия, предусмотренные Положением о комиссиях.

Суд, найдя возможным прекратить уголовное дело на стадии предания суду, также направляет его материалы в комиссию. Если же такое решение принято на стадии судебного разбирательства, суд сам применяет меры воспитательного воздействия, названные в ч. 2 ст. 90 УК РФ. Их - четыре. Все они называются воспитательными, но имеют принудительный характер, т. е. применяются без учета желания подростка и его родителей волей государственных органов, наделенных специальными полномочиями по их применению. Неисполнение назначенной меры влечет негативные правовые последствия, прямо зафиксированные в законе.

Предупреждение, согласно закону, предполагает разъяснение несовершеннолетнему вреда, причиненного его деянием, и последствий повторного совершения преступлений, предусмотренных УК РФ. Эта мера воздействия имеет как воспитательное, так и правовое значение. Уголовное право [Текст] : учебник для вузов / Под ред. проф. В. В. Залесского, проф. М. М. Рассолова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. - 703 с.

Передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа (детского дома, интерната) состоит в возложении на указанных лиц или учреждений обязанности по воспитательному воздействию на несовершеннолетнего и контролю за его поведением. Данная мера может применяться как по инициативе названных лиц, так и по решению суда, но с их согласия. Ее применение целесообразно лишь в том случае, если родители и другие лица и организации способны оказать на подростка положительное воздействие.

Возложение обязанности загладить вред применяется в случае причинения материального ущерба потерпевшему и состоит в его денежной либо трудовой компенсации. Назначается данная мера с учетом имущественного положения несовершеннолетнего и наличия у него соответствующих трудовых навыков. Заглаживание вреда личным трудом - наиболее эффективная среди прочих мера воздействия на подростков. Денежная компенсация может применяться, но лично подростком (а не родителями, родственниками) получаемых доходов в виде заработной платы, пенсий, стипендий и других законных источников. Этот вид взыскания следует применять крайне осторожно, дабы не спровоцировать нового имущественного преступления, вызванного материальными затруднениями несовершеннолетнего.

Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего могут предусматривать запрет посещения определенных мест, использования определенных форм досуга, в том числе связанных с управлением механическим транспортным средством, запрет находиться вне дома после определенного времени суток, выезда в другие местности без ведома контролирующего органа. Несовершеннолетнему может быть предъявлено также требование возвратиться в образовательное учреждение либо трудоустроиться. Эта мера воздействия является наиболее серьезной. Она связана с ограничением свободы в выборе форм и места проведения досуга, выезда в другие местности, выбора места учебы или работы. Однако все эти ограничения преследуют позитивную цель - оградить подростка от вредных влияний микросреды, а также с помощью контроля нормализовать его поведение.

Приведенный перечень особых требований, предъявляемых к несовершеннолетнему, не является исчерпывающим. В соответствии с законом следственные органы и суд могут, учитывая обстоятельства конкретного дела, применить другие ограничения и предъявить другие особые требования. Данную норму закона следует воспринимать критически по двум причинам.

1 Субъективизм правоприменяющих органов может повлечь за собой нарушение прав и свобод, что не может положительно влиять на воспитание подростка.

2 Расширительному толкованию в уголовном праве могут подвергаться лишь обстоятельства, смягчающие ответственность. Здесь же имеются в виду ограничения, которые способны существенно нарушить, урезать права и свободы несовершеннолетнего. Думается, что анализ практики применения этой нормы позволит пересмотреть ее с тем, чтобы сделать перечень ограничений исчерпывающим.

Несовершеннолетнему может быть назначена не одна, а несколько принудительных мер воспитательного воздействия, например предупреждение и возложение обязанности загладить причиненный вред. Продолжительность срока передачи под надзор и ограничения досуга в законе не указывается. Эта обязанность возложена на орган, назначающий данные меры, что также должно оцениваться критически. В законе необходимо указать хотя бы на минимальные и максимальные сроки, в пределах которых их можно индивидуализировать исходя из конкретных обстоятельств дела. В противном случае возможны грубые нарушения принципа законности.

По нашему мнению, оптимальным сроком для названных мер воздействия должен быть один год. В течение этого периода возможно сделать обоснованный вывод об исправлении подростка либо его стремлении уклониться от исполнения возложенной на него меры; решить вопросы о возобновлении (завершении) учебы, устройстве на работу, установлении опеки, попечительства и т.п.

Формализация сроков, единых для правоприменяющих органов всей Российской Федерации, особенно важна сейчас, так как вновь принятый закон переводит освобождение несовершеннолетних от уголовной ответственности (с применением предупредительных мер воспитательного воздействия) из безусловного в условное.

В случае систематического неисполнения принудительной меры воспитательного воздействия она по представлению специализированного государственного органа (комиссии по делам несовершеннолетних, например) отменяется. Материалы возвращаются в тот орган, который вынес постановление (определение) о прекращении уголовного дела, чтобы он решил вопрос о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности.

Систематическим неисполнением следует считать отказ или уклонение от обязанностей, совершенное подростком в третий раз в течение года. Все случаи неисполнения должны быть официально зафиксированы с указанием, какие меры были приняты комиссией.

Основанием освобождения от уголовного наказания, так же как и при освобождении от уголовной ответственности, является невысокая степень общественной опасности деяния и личности, позволяющая достичь целей наказания другими, не уголовно-правовыми мерами.

Освобождение от наказания делится на три вида:

а) освобождение до начала его отбытия с применением мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 92 УК РФ);

б) освобождение до начала его отбытия с помещением осужденного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних (ч. 2 ст. 92 УК РФ);

в) освобождение от дальнейшего отбытия наказания (ст. 93 УК РФ). См. Приложение Б.

Первый вид применяется, когда преступление относится к категории небольшой или средней тяжести, а характеристика личности и обстоятельства его совершения показывают, что принудительных мер воспитательного воздействия в данном случае достаточно. Суд при наличии этих условий выносит обвинительный приговор по делу, но освобождает подсудимого от наказания, применив к нему указанные меры. Общий контроль за исполнением суд осуществляет самостоятельно. Констатацией сохранения уголовной ответственности служит обвинительный приговор.

Второй вид освобождения от наказания следует применять, когда несовершеннолетний хотя и осуждается за преступление средней тяжести, но в суде выясняется, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения осужденного в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних. Такая ситуация может возникнуть при каких-либо аномалиях в психическом развитии подсудимого, не позволяющих ему находиться в колонии среди здоровых осужденных, либо при установлении педагогической (социальной) запущенности, которую можно устранить лишь в специализированном учреждении, используя сугубо индивидуальный подход к несовершеннолетнему.

При осуждении несовершеннолетнего за совершение преступления средней тяжести его освобождение от наказания возможно и в том случае, если будет признано, что цели наказания могут быть достигнуты только путем помещения подростка в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для лиц, не достигших 18-летнего возраста (ст. 92 УК РФ).

Воспитательные учреждения - это специальные школы и специальные профессионально-технические училища; к лечебно-воспитательным учреждениям относятся школы-интернаты и другие школы, находящиеся в системе органов здравоохранения, предназначенные для несовершеннолетних с некоторыми физическими недостатками и психическими отклонениями, а также перенесших заболевания, которые отразились на их развитии. В указанных учреждениях с несовершеннолетними осуществляется повседневная воспитательная работа, общеобразовательная и профессиональная подготовка, проводится необходимое лечение.

Срок пребывания в указанных учреждениях не может превышать максимального срока наказания, предусмотренного УК РФ за данное преступление. В соответствии с понятием преступления средней тяжести этот срок колеблется в пределах от двух до пяти лет. Пребывание в указанных учреждениях может быть прекращено и досрочно, если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний не нуждается более в дальнейшем применении данной меры. Вместе с тем закон предусматривает и продление срока, но только в случае необходимости завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку.

Основное отличие нового УК РФ 1996 от УК 1960 г. состоит в том, что помещение несовершеннолетнего в специальное учреждение возможно только при освобождении несовершеннолетнего от наказания за совершение преступления средней тяжести. Следовательно, несовершеннолетний, совершивший преступление небольшой тяжести и освобождаемый от наказания, не может быть помещен в упомянутые заведения; к нему подлежат применению менее строгие меры воспитательного воздействия. Равным образом к несовершеннолетнему лицу, совершившему преступление средней тяжести, при освобождении от наказания применения менее строгих мер воспитательного воздействия не допускается. Кудрявцев, В.Н. О противоправности преступлений [Текст] : учебное пособие / В.Н. Кудрявцев. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 194 с.

Пребывание в указанных учреждениях может быть прекращено и досрочно, если по заключению специализированного государственного органа, обеспечивающего исправление, несовершеннолетний не нуждается более в дальнейшем применении данной меры. Вместе с тем закон предусматривает и продление срока, но только в случае необходимости завершить общеобразовательную или профессиональную подготовку.

Условия применения одних и тех же мер воспитательного воздействия при освобождении несовершеннолетнего от уголовной ответственности и при освобождении от наказания необходимо различать по следующим признакам:

а) освобождение от уголовной ответственности с применением названных мер возможно, если подросток впервые совершил преступление небольшой или средней тяжести (ст. 90 УК РФ). При освобождении от наказания этого условия не требуется (ст. 92 УК РФ);

б) при освобождении от уголовной ответственности за преступление средней тяжести к подростку применяются меры воспитательного характера (ст. 90 УК РФ). При освобождении от наказания (ст. 92 УК РФ) он должен быть помещен в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.

К сожалению, в ст. 92 УК РФ не предусмотрены правовые последствия уклонения несовершеннолетнего от принудительных мер воспитательного воздействия или злостного уклонения от лечебно-воспитательного воздействия в специальных учреждениях, что может дискредитировать эти в принципе положительные методы.

Третий вид освобождения несовершеннолетнего от наказания именуется условно-досрочным и применяется в тех случаях, когда лицо уже отбывает наказание в виде исправительных работ или лишения свободы. Оно применяется судом, находящимся в месте дислокации воспитательной колонии, по представлению администрации и после фактического отбытия:

а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступление небольшой или средней тяжести;

б) не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление;

в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

В законе не указываются условия, необходимые для условно-досрочного освобождения несовершеннолетних, так как они те же, что и для взрослых (ст. 79 УК РФ). Аналогично решается вопрос и о правовых последствиях неисполнения условий досрочно освобожденным подросткам (п. 7 ст. 79 УК РФ). В отличие от взрослых (ст. 80 УК РФ) закон специально для несовершеннолетних не предусматривает возможность замены неотбытой части наказания более легким видом и освобождение от наказания в связи с болезнью (ст. 81 УК РФ). Думается, что положения этих статей могут быть распространены и на несовершеннолетних.

К особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних относятся сокращенные сроки давности и погашения судимости (ст. 94, 95 УК РФ). Важное, не известное ранее положение установлено ст. 96 УК РФ, где говорится, что в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности суд может применить положения главы 14 УК РФ, регламентирующей особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет, кроме помещения их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних.

В законе не указывается, какие случаи надо считать исключительными. Установление их, видимо, будет отнесено к компетенции суда, который безусловно учтет не только характер общественной опасности совершенного преступления, но и личные качества виновного - уровень интеллектуального развития, наличие аномалий в психике, повышенную внушаемость, конформизм и т.п. На решение вопроса может повлиять также установление причин совершения преступления и педагогические прогнозы по исправлению лица при условии применения к нему льгот и особенностей, регламентированных законом для несовершеннолетних.

Заключение

На основании изложенного в работе материала в заключении можно сделать следующие выводы.

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних можно определить как установленные нормами уголовного и уголовно-исполнительного права исключительные, по сравнению с установленными для взрослых, правила о видах применяемых к ним мер воздействия, их содержании, основании назначения, порядке и условиях исполнения, освобождения от уголовной ответственности и отбывания наказания, а также о сроках давности и погашения судимости.

Сущность особенностей ответственности лиц рассматриваемой группы заключается в ее индивидуализации, базирующейся на максимальном учете возрастного своеобразия личности виновных.

Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних обусловлена не только социально-психологическими особенностями личности несовершеннолетнего, но и криминологическими ее предпосылками и оценкой личности несовершеннолетнего как преступника.

В генезисе преступности несовершеннолетних решающее место занимают недостатки воспитания и влияния среды. Однако это не исключает правомерности возложения на них уголовной ответственности.

Во-первых, эта ответственность устанавливается при наличии социально-психологических предпосылок.

Во-вторых, она сама как социальный и правовой институт призвана выступать в качестве объективного фактора, противоборствующего преступным проявлениям и способствующего воспитанию подрастающего поколения, привитию ему необходимого правосознания.

К особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних необходимо отнести:

-установление возрастного предела в определении уголовной ответственности;

-определение более узких пределов уголовной ответственности;

-ограничения срока наказания в виде лишения свободы независимо от тяжести совершенного преступления;

-установление иных видов уголовного наказания в сопоставлении с ответственностью взрослых правонарушителей;

-определение специфики при исполнении наказания и некоторые другие существенные особенности при судебном рассмотрении уголовных дел несовершеннолетних.

Несовершеннолетние не могут быть привлечены к ответственности за некоторые преступления, субъектом которых может быть только лицо, достигшее 18-летнего возраста. Следует иметь в
виду, что при признании лица особо опасным рецидивистом не учитывается судимость за преступление, совершенное в возрасте до 18 лет.

Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних влияет на характер наказания, в частности, в отношении несовершеннолетних запрещено применять: смертную казнь; срок лишения свободы не может превышать 10 лет; нельзя применить лишение свободы в виде заключения в тюрьму.

Система наказаний для несовершеннолетних (от мягких к наиболее строгим) ориентирует суд на необходимость глубоко проанализировать обстоятельства дела, учесть личность подростка, выяснить причины совершения им преступления и назначить такое наказание, которое будет достаточно эффективным и для исправления самого преступника, и для цели общей превенции, и для восстановления социальной справедливости. Лишение свободы применяется лишь в тех случаях, когда остальные меры, по обоснованному мнению суда, не смогут достичь названных целей наказания.

Освобождение от уголовной ответственности и отбывания наказания - важный материально-правовой институт, оно призвано средствами, исключающими отбывание наказания (полностью или частично), исправлять или перевоспитывать лиц, совершивших общественно-опасные деяния, предусмотренные УК РФ, способствовать достижению целей наказания и выполнению задач уголовного законодательства о борьбе с преступностью.

Все специальные виды освобождения лиц, не достигших 18 лет, от уголовной ответственности связаны с применением мер воспитательного воздействия, то есть установленных законом мер государственного принуждения к несовершеннолетним с целью их исправления педагогическим средствами без привлечения к уголовной ответственности. Принудительными эти меры являются потому, что они назначаются и приводятся в исполнение независимо от воли несовершеннолетнего или его законного представителя, обязательны как для лиц, совершивших преступления, так и для других лиц. Их реализация обеспечивается силой государственных органов, наделенных специальными полномочиями.

Таким образом, в отношении несовершеннолетних повышается воспитательная роль не только наказании, но и иных мер. Свидетельством чего является введение системы принудительных мер воспитательного характера, которые могут применяться к ним вместо наказания в случаях совершения преступлений, не представляющих большой общественной опасности.

По совершенствованию уголовного законодательства в области уголовной ответственности несовершеннолетних следует обратить внимание на следующее. При установлении круга преступлений, за совершение которых ответственность может наступать с минимального возраста, нельзя исключать и степень общественной опасности совершаемых преступлений, и при этом таких, осознание тяжести которых в любом подростковом возрасте очевидно. За такие преступления, как убийство, терроризм, бандитизм, разбой, захват заложника и другие преступления, связанные с насилием над человеком, вполне возможна ответственность и в более раннем возрасте - 13 лет.

Важное значение как при установлении минимального возраста уголовной ответственности, так и при решении вопроса о привлечении к уголовной ответственности подростков имеет глубокая разработка таких проблем, как возрастная вменяемость, эффективность системы воспитательного воздействия, оказываемого на детей, совершивших общественно опасные деяния в малолетнем возрасте, соотношение в аспекте эффективности мер наказания, а также иных мер уголовной ответственности, применяемых к несовершеннолетним, с мерами воспитательного воздействия, применяемыми к малолетним вне рамок уголовной ответственности. Системное исследование названных и целого ряда проблем, связанных с преступностью несовершеннолетних, позволит определить и более четкие критерии для установления возрастных пределов уголовной ответственности, которые в большей мере соответствовали бы не только международно-правовым стандартам, но и уровню развития детей и общества.

К сожалению, в главе 14 УК РФ не нашлось места таким институтам, как осуждение с отсрочкой исполнения наказания и осуждение с условным неприменением наказания, которые, как это вытекает и из международных актов, должны широко применяться в отношении несовершеннолетних.

Такие меры должны содержать существенные особенности, касающиеся в первую очередь оснований и условий их назначения, круга и характера обязанностей, возлагаемых на несовершеннолетних в период срока отсрочки исполнения наказания или в период испытательного срока при осуждении с условным неприменением наказания, правовых последствий применения указанных мер уголовной ответственности.

Глоссарий

№ п/п

Новые понятия

Содержание

1

Гражданин

лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству.

2

Конституция

основной закон государства, обладающий высшей юридической силой и определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, отношения гражданина и государства.

3

Наказание

мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда.

4

Права человека

система принципов, норм, правил и традиций взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающая индивиду, во-первых, возможность действовать по своему усмотрению (эта часть прав обычно называется свободами); во-вторых, получать определенные материальные, духовные и иные блага (собственно права).

5

Право

система общеобязательных социальных норм (правил поведения), установленных государством и обеспечиваемых силой его принуждения (позитивное право) либо вытекающих из самой природы, человеческого разума; императив, стоящий над государством и законом (естественное право).

6

Тяжкие преступления

по ст. 14 УК РФ умышленные и неосторожные деяния, за которые УК РФ предусматривает наказания, от пяти до десяти лет лишения свободы.

7

Убийство

умышленное причинение смерти другому человеку, самое тяжкое преступление против личности.

8

Увечье

вид тяжкого телесного повреждения.

9

Уголовная ответственность

один из видов юридической ответственности; правовое последствие совершенного преступления - государственное принуждение в форме наказания.

10

Уголовная ответственность

один из видов юридической ответственности; правовое последствие совершенного преступления - государственное принуждение в форме наказания.

11

Уголовная политика

совокупность всех государственных мер защиты общества и отдельного гражданина от преступных посягательств.

12

Уголовное дело

дело, возбужденное в установленном законом порядке в каждом случае обнаружения признаков преступления.

13

Уголовное законодательство

совокупность законодательных актов, содержащих нормы уголовного права.

14

Уголовное право

отрасль права, объединяющая правовые нормы, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания, а также иные меры уголовно-правового воздействия применяются к лицам, их совершившим, определяют основания уголовной ответственности и освобождения от уголовной ответственности и наказания.

15

Уголовный кодекс

систематизированный законодательный акт, определяющий, какие общественно опасные деяния являются преступными, и устанавливает наказания за них.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1 Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») утверждены резолюцией 40/33 Генеральной ассамблеи ООН от 29.11.1985 / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед, обновление 31.03.2009.

2 Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних 1990 г., принятых в Эр-Рияде и утвержденных резолюцией 45/112 на 45 сессии Генеральной Ассамблеи ООН / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Послед, обновление 31.03.2009.

3 Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст] : офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2007. - 39 с. - ISBN 5-94463-026-0.

4 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ с изм. 29.12.2008 г. / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». Посл. обновление 31.03.2009.

5 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая) от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ с изм. 29.12.2008 г. / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. обновление 31.03.2009.

6 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть третья) от 26.11.2001 г. № 146-ФЗ с изм. 29.12.2008 г. / Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. обновление 31.03.2009.

7 Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. обновление 31.03.2009.

8 Гражданский кодекс РСФСР от 31 октября 1922 г. [Текст] : Собрание узаконений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР, 1922., № 71, ст. 904. - (Утратил силу).

9 Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. [Текст] : Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1964 г. № 24, ст. 407. - (Утратил силу).

10 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 138-ФЗ с изм. 31.03.2009 г. / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. обновление 31.03.2009.

11 Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст] / - М.: Юрид. Литература, 2008. - 547 с. - ISBN 5-8344-0373-0.

12 Декрет СНК РСФСР от 4 марта 1920 г. «О делах несовершеннолетних, обвиняемых в общественно-опасных действиях» / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. обновление 31.03.2009.

13 Декрет СНК РСФСР от 14 января 1918 г. «О комиссиях для несовершеннолетних» / Справочно-правовая система «Консультант Плюс» : [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». - Посл. обновление 31.03.2009.

Научная литература

14 Астемиров, З.А. Уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних [Текст] : учебное пособие / З.А. Астемиров. - М. : Юрайт, 1999. - 329 с. - ISBN 5-85295-027-7.

15 Бабаев, М.М. Индивидуализация наказания несовершеннолетних [Текст] : учебное пособие / М.М. Бабаев. - М. : Юнити, 2007. - 257 с. - ISBN 978-5-242-01283-7.

16 Бокаев, А.А., О мерах по совершенствованию правового обеспечения профилактики правонарушений несовершеннолетних [Текст] : учебное пособие / А.А. Бокаев. - М. : Юристъ, 2005. - 245 с. - ISBN 5 7976-0549-7.

17 Виноградова, Р.И. Комментарий к Гражданскому кодексу российской Федерации, части третьей [Текст] / Р. И. Виноградова, Г. К. Дмитриева, В. С. Репин. - М. : Норма, 2006. - 413 с. -ISBN 5-89123-987-6.

18 Уголовное право [Текст] : учебник для вузов / Под ред. проф. В. В. Залесского, проф. М. М. Рассолова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. - 703 с. - ISBN 5-242-00439-4.

19 Евтеев, М.П. Законодательство об ответственности несовершеннолетних [Текст] : учебное пособие / М.П. Евтеев. - М : ПРИОР, 2003. - 199 с. - ISBN 5-94799-208-2.

20 Иванов, Н.Г. Уголовное право России. Общая и Особенная части [Текст] : учебное пособие / Н.Г. Иванов. - М.: Издательство «Экзамен», 2008. - 226 с. - ISBN 5-8648-0680-0.

21 Карпушин, М.П. Уголовная ответственность и состав преступления [Текст] : учебное пособие / М.П. Карпушин. - М.: Юрид. Лит., 2003. - 237 с. - ISBN 5-8422-05716-4.

22 Ковалев, М.И. Советское уголовное право [Текст] : учебное пособие / М.И. Ковалев. - М.: Проспект, 2004. - 203 с. - ISBN 5-8438-0554-0.

23 Коган, В.М. Логико-юридическая структура советского уголовного закона [Текст] : учебное пособие / В.М. Коган. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 203 с. - ISBN 5-8436-0552-3.

24 Концепция правового государства и уголовное право [Текст] : учебное пособие / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. 2005. - 217 с. - ISBN 5-8410-0579-0.

25 Кудрявцев, В.Н. О противоправности преступлений [Текст] : учебное пособие / В.Н. Кудрявцев. - М.: Изд-во РАГС, 2004. - 194 с. - ISBN 5-8436-0552-3.

26 Нечаева, А.М. Проблемы охраны прав несовершеннолетних в Российской Федерации [Текст] : учебное пособие / А.М. Начаева. - М : ПРИОР, 2004. - 191 с. - ISBN 5-9511-0205-Х.

27 Никитин, А.Ф. Ответственность несовершеннолетних [Текст] : учебное пособие / А.Ф. Никитин. - М.: Статут, 2005. - 427 с. - ISBN 5-8353-0144-0.

28 Понятовская, Т.Г. Концептуальные основы уголовного права России: история и современность [Текст] : учебное пособие / Т.Г. Понятовская. - М.: МАИК «Наука / Интерпериодика», 2005. - 234 с. - ISBN 5-8423-0592-0.

29 Прохоров, В.С. Преступление и ответственность [Текст] : учебное пособие / В.С. Прохоров. - М.: МАИК «Наука / Интерпериодика», 2005. - 219 с. - ISBN 5-8412-0581-0.

30 Сафуанов, Ф.А. Психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетнего обвиняемого [Текст] : учебное пособие / Ф.А. Сафуанов. - М.: Феникс, 2007. - 250 с. - ISBN 978-5-225-11831-3.

31 Скрябин, М.А. Общие начала назначения наказания и их применение к несовершеннолетним [Текст] : учебное пособие / М.А. Скрябин. - М.: Юристъ, 2003. - 327 с. - ISBN 5-7966-0583-0.

32 Шершеневич, Г.Ф. Учебник русского гражданского права [Текст]: в 2 т. 7 Г.Ф. Шершеневич. - М.: Статут, 2005. - 923 с. - ISBN 5-8354-0259-7.

Материалы судебной практики

33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» [Текст] / Бюллетень Верховного Суда СССР. 2000 г. № 7. С. 14-17.

34 Постановление Пленума Верховного РФ в от 14 декабря 2002 г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» [Текст] / Бюллетень Верховного Суда РФ. 2002 г. № 7. С. 25.

35 Архив Калужского суда за 2006 г.: Дело № 1- 187-2006.

36 Архив Московского суда за 2007 г.: Дело № 1-98-2007.

37 Архив Новосибирского суда за 2007 г.: Дело № 1-234-2007.

38 Архив Подольского суда за 2008 г.: Дело № 1-234-2008.

39 Архив Смоленского суда за 2000 г.: Дело № 1- 214-2000.

Список сокращений

абз. - абзац

ВЦИК - Всероссийский Центральный Исполнительный комитет

др. - другие

МВД РФ - Министерство внутренних дел Российской Федерации

ООН - Организация Объединенных Наций

п. - пункт

подп. - подпункт

пр. - прочие

РСФСР - Российская Советская Федерация Союзных Республик

РФ - Российская Федерация

СНК - Совет Народных Комисаров

СНК РСФСР - Совет Народных Комисаров Российской Советской Федерации Союзных Республик

СССР - Союз Советских Социалистических Республик

ст. - статья

т.д. - так далее

УК РСФСР - Уголовный кодекс Российской Советской Федерации Союзных Республик

УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации

УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации

ч. - часть

Приложение А

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

Приложение Б

Виды освобождения несовершеннолетних от уголовного наказания

Приложение В

Виды воспитательного характера при освобождении несовершеннолетних от наказания

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты