Рефераты

Отрешение Президента Российской Федерации от власти: правовая база, основания и порядок

Отрешение Президента Российской Федерации от власти: правовая база, основания и порядок

СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Филиал Тобольский

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине Конституционное право России

Тема: Отрешение Президента Российской Федерации от власти: правовая база, основания и порядок

Выполнил студент(ка): Иванова Татьяна Сергеевна

Содержание

Введение

1. Отрешение Президента Российской Федерации от должности

1.1 Правовая база и основания отрешения Президента Российской Федерации от должности

2. Порядок отрешения Президента Российской Федерации от должности

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложения

Введение

Президентство является относительно молодым институтом в российской конституционно-политической практике. Он вызывает к себе пристальный интерес. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внешней и внутренней политики государства. Президент РФ, как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Указы и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам.

Президент РФ обладает неприкосновенностью. Избранный всенародно и обладающим высоким положением в обществе и государстве, он должен не только иметь большие права, но и иметь перед государством и обществом, перед народом не менее большие обязанности, за невыполнение которых должна быть предусмотрена конституционно-правовая ответственность Президента РФ.

Незыблемость Президентской власти основывается на доверии народа. В силу этого Президент РФ должен нести особую ответственность перед народом. Институт отрешения существует не для того, что бы сделать Президента РФ безответным. Смысл его - принудить Президента РФ контролировать, соизмерять поведение с Конституцией РФ, законами, нравственными нормами, существующими нормами, существующими в обществе не только в обществе не только в период выборов, но и между выборами.

Действующая Конституция РФ излишне усложнила процедуру привлечения Президента РФ к ответственности, сделала ее недоступной для представителей власти, а значит и для народа. Недейственность механизма отрешения Президента РФ от должности породила уверенность в безнаказанности, в стремлении действовать по собственному усмотрению, не взирать на Конституцию РФ и законы РФ.

Отрешение Президента РФ от должности на основании обвинения, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ, еще не означает, что впоследствии он будет непременно признан судом виновным в совершении преступления. Заключение Верховного Суда РФ, подтверждающее обвинение, - это еще не вступивший в законную силу обвинительный приговор компетентного суда.

Целью представленной работы является исследование основных элементов названного института. Для достижения вышеуказанной цели было необходимо решение нескольких задач:

- изучение правовой базы данного института;

- изучить основания отрешения Президента РФ от должности;

- обратить внимание на процедуру прекращения полномочий Президента РФ, ее возможные варианты;

Указанные выше задачи определили структуру работу: первая глава: отрешение Президента РФ от власти, разделена на подпункт: Правовая база и основания отрешения Президента РФ от должности; вторая глава: порядок отрешения Президента РФ от должности. Так же в работе будут представлены глоссарий, список использованных источников и приложения к данной теме.

Исследование будет проводиться стандартными методами научных исследований с использованием логических приемов, как анализа, так и синтеза.

База источников представлена основным кодексом, необходимым для рассмотрения института Президентства (Конституция РФ), а так же поясняющими его юридическую силу и принципы работами, которые большей своей частью представлены учебниками для высших учебных заведений. Вопросы, рассматриваемые в представленной работе, поднимаются не впервые, поскольку предмет данной работы в достаточной степени изучен в юридической литературе. Тем не менее, определенная субъективность подхода в той или иной степени присутствует.

1. Отрешение Президента Российской Федерации от должности

1.1 Правовая база и основания отрешения Президента Российской Федерации от должности

Отрешение Президента РФ - это мера конституционно-правовой ответственности главы государства за тяжкое преступление, реализуемое в форме принудительного отстранения лица, избранного Президентом РФ, от высокой должности и применяемая к нему компонентными органами государственной власти в надлежащем процессуально-правовом порядке с целью защиты конституционных ценностейСм.: Румянцев О. Г., Додонов В. И., Юридический энциклопедический словарь. - М. Инфо-М., 2008-348.

Президент РФ в соответствии со статьей 93 Конституции РФ может быть отрешен от должности на основании выдвинутого обвинения в государственной измене или совершения иного тяжкого преступления. Отрешение Президента от должности является конституционно-правовым институтом, точнее, мерой конституционно правовой ответственности. Его следует отличать, с одной стороны, от политической, а с другой от уголовно-правовой ответственности.

Довольно часто встречается ошибочное представление о том, что отрешение Президента РФ от должности является институтом политической ответственности Президентом РФ перед парламентом. Конституция РФ связывает отрешение Президента РФ от должности с необходимостью привлечения его к ответственности за тяжкое преступление. Ответственность же Президента РФ за совершение тяжкого преступления является юридической (основанием юридической ответственности является правонарушение), а не политической, как, например, у Правительства РФ перед Парламентом РФ. Политическая ответственность главы государства встречается чрезвычайно редко и не играет серьезного значения в свете отношений ветвей властиСм.: Козлова Е. И., Кутафин О. Е., Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., - М:. ТК Велби, издательство Проспект, 2008-608 с..

Согласно конституционной модели разделения властей Президент РФ в соответствующей процедурной форме отстраняется от должности исключительно за уголовно-наказуемое деяние (точнее, за государственную измену или иное тяжкое преступление), а не по чисто политическим мотивам. Никакие политические мотивы не могут быть основанием для применения данной меры ответственности. А особые процедурные отрешения Президента РФ от должности как раз направлены на то, что бы данный конституционно-правовой вопрос не перерос в политический.

С другой стороны, хотя правовым основанием отрешения Президента РФ от должности является предусмотренный Уголовным Кодексом РФ конкретный состав преступления, тем не менее, данная мера резко отличается от уголовно-правовой ответственности. Дело в том, что смысл указанной меры ответственности отличны от тех целей, которые преследует уголовное законодательство. Отрешение Президента РФ от должности имеет, подчеркнуто конституционно-правовой характер: его правовой смысл заключается в том, что бы защитить ценности Конституции РФ путем лишения о высокой должности виновного (точнее, подозреваемого) в тяжком преступлении лица, избранного Президентом РФ, и отстранение такого лица от осуществления функций государственной власти. А через соответствующие сословно-правовые нормы данная конституционная мера является правовой гарантией против злоупотребления властью и нарушением Президентом РФ конституционных порядков. Этим и ограничивается репрессивное правовосстановительное содержание данной меры ответственности. А тот факт, что такая мера направлена на личность Президента РФ, объясняется особенностью статуса Президента РФ, как единоличного конституционного органа властиСм.: Смоленский М. Б., Конституционное право России: история и современное состояние. Учебное пособие/Рост - 2007 год.

Аналогичный порядок отстранения Президента РФ и иных должностных лиц от должности известен законодательству некоторых иностранных государств как импичмент (от английского слова “impeachment” - обвинение и привлечение к суду). Юридическая ответственность главы государства известна при всех формах республиканского правления. Наиболее близкой для российской процедуры ответственности главы государства является импичмент Президента США, поскольку в Италии и ФРГ аналогичные процессы не имеют серьезного значения из-за парламентской формы правления. Во Франции подобная процедура до сих пор не отработана даже в законодательстве (например, во французском уголовном праве понятие «государственная измена» до сих пор не сформулировано).

Президент РФ вступает в должность с момента принесения торжественной присяги и, как правило, прекращает осуществление своих полномочий с истечением срока, на который был избран. О сроке полномочий нам гласит часть 1, статьи 81 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации избирается на пять лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при равном голосовании».

Согласно статье 91 Конституции РФ, Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает: никто не может применить в отношении Президента РФ физического или психического насилия; его нельзя задержать, ни обыскать, ни арестовать, ни привлечь к любому виду правовой ответственности, пока он состоит в должности Президента РФ; наконец, Президента РФ нельзя свергнуть, ни отстранить от исполнения обязанностей.

Для начала хотелось бы рассмотреть все основания прекращения Президентом РФ своих должностных полномочий. В последнее время привлекают пристальное внимание теоретические и практические вопросы, связанные с досрочным прекращением полномочий Президента РФ. В части 2, статьи 92 Конституции РФ, посвященной этим вопросам, говорится: «Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отстранения его от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий». Большое значение имеет и следующая, третья часть статьи 92: «Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу Российской Федерации, назначать референдум, а так же вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации».

- Отставка Президента РФ.

Это добровольный уход с поста подписанием письменного заявления, извещающего об оставлении должности. Подача в отставку и принятие Председателем Правительства РФ на себя выполнение обязанностей Президента РФ имеют уже бесповоротный для Президента РФ характер. Иначе говоря, Президент РФ не может потом объявить, что он «передумал» и отозвать свое заявление об отставке.

Возникает практический вопрос: наступает ли для Председателя Правительства РФ исполнение обязанностей Президента РФ при отставке последнего автоматически или же Председатель должен официально объявить о начале исполнения обязанностей? Во избежание недоразумений на этот счет было бы полезным толкование статьи 92 Конституции РФ со стороны Конституционного Суда РФ.

Начало развития событий вызывается фактором официального объявления Президентом РФ об отставке. С объявления момента Председатель Правительства РФ считается автоматически приступившим к исполнению обязанностей Президента РФ. В свою очередь и премьер незамедлительно делает заявление о том, что вступил в исполнение обязанностей. Такое его заявление необходимо для общественного спокойствия и обеспечения нормального продолжения общего хода государственных дел. Но не более того.

- Прекращение исполнения полномочий Президента РФ в случае его стойкой неспособности по состоянию здоровья.

При решении вопроса о судьбе полномочий Президента РФ в связи с состоянием здоровья возможны две ситуации.

В первой ситуации Президент чувствует себя больным, но он в ясном уме и поэтому сам объявляет, что не может продолжать исполнение полномочий Президента РФ в силу физической немощи. Для этой ситуации как раз и подходит начальная формула части 2 статьи 92: Президент РФ «прекращает исполнение полномочий досрочно» в силу стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия. Но это практически означает ту же отставку - лишь с указанием конкретного основания.

Вторая ситуация предполагает, что состояние здоровья Президента РФ такого, что требуется специальное авторитетное медицинское заключение.

Один вариант, как говорится, бесповоротный. Медицинская комиссия констатирует, что Президент РФ уже не в состоянии вернуться к делам. Тогда Председатель Правительства РФ приступает к исполнению обязанностей Президента РФ и делает специальное объявление об этом. И со дня такого объявления начинается отчет указанных в Конституции РФ 3 месяца для проведения новых выборов.

Другой вариант - положение, когда Президент РФ по состоянию здоровья не может временно исполнять свои обязанности, но есть надежда на то, что лечение восстановит его силы, после чего он опять сможет вести государственные дела. Предполагается, что в таком случае полномочия действующего Президента РФ не прекращаются, а в связи с экстраординарными обстоятельствами на определенное время как бы обрываются. Конституция РФ не устанавливает предельного срока для таких случаев (в силу исключительности обстоятельств это невозможно делать), что является дополнительной гарантией деятельности действующего Президента РФ. Но в любом случае полномочия исполняющего обязанности Президента РФ ограничены во времени в том смысле, что он действует в этом качестве до момента возвращения действующего Президента РФ. Только все зависит от конкретной ситуации и обстоятельств. В одном случае действующий Президент РФ сам может возложить на Председателя Правительства РФ временное исполнение своих обязанностей, определив при этом временные рамки. Именно так поступил Борис Николаевич Ельцин 5-6 ноября в связи с проведением ему хирургической операции, возложив на это время исполнение обязанностей Президента РФ на В. С. Черномырдина. Председатель Правительства РФ не только вправе, но и обязан принять на себя временное исполнение обязанностей Президента РФ и передать их действующему Президенту РФ в момент его возвращения.

Наконец хотелось бы большее внимание уделить рассматриваемой теме, а то есть еще одно основание досрочного прекращения полномочий Президента РФ:

- Отрешение от должности

Процедура отрешения Президента РФ от должности регламентируется статьей 93 Конституции РФ, Федеральным конституционным законом о Конституционном Суде РФ (в той мере, в которой Конституционный Суд РФ и Совет Федерации РФ участвуют в этой процедуре), а так же регламентами палат Федерального Собрания РФ. Причем регламенты палат устанавливают лишь процедуры принятия решений палатами и не могут изменять конституционную процедуру отрешения Президента РФ от должности.

При введении поста Президента РСФСР в 1991 году в Конституции РСФСР предусматривалась возможность его отрешения от должности в случае нарушения им Конституции РСФСР, законов РСФСР и принесенной присяги. Действующая же Конституция РФ установила такие основания для постановки вопроса об отрешении, при которых оно практически невозможно. Президент РФ, согласно статье 93 Конституции РФ, может быть отрешен от должности Советом Федерации РФ только на основании выдвинутого Государственной Думой РФ обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Согласно статье 275 Уголовного Кодекса РФ Государственная измена «Государственная измена, то есть шпионаж, выдача государственной тайны, либо иное оказание помощи иностранному государству, иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности Российской Федерации, совершенная гражданином Российской Федерации», в нашем случае Президентом РФ.

Понятие тяжкого и особо тяжкого преступления нам раскрывает части 4 и 5 статьи 15 Уголовного Кодекса РФ: «Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы», «Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание».

Хотя такие нормы навеяны опытом конституционного регулирования некоторых зарубежных стран, трудно себе вообразить, что бы Президентом РФ был избран человек, способный совершить столь тяжкие деяния. Кроме того, формулировка статьи 93 Конституции РФ в определенном смысле вызывает удивление - получается, что лицо, занимающее пост Президента РФ и совершившее преступление, не попадающее под категорию тяжкого и особо тяжкого преступления, но является уголовным преступлением, не может быть отрешено от должностиСм.: Кулябин А. И., Президентство. Государство и право. М-2008 год. Очевидно, в будущем придется решить более четко вопрос об основаниях отрешения Президента РФ от должности (см. Приложение А, рисунок 1).

Впрочем, жизненные ситуации могут быть настолько разнообразны, что подсказать и предусмотреть все невозможно. Ясно лишь одно: разрешение таких ситуаций должно протекать в русле основных конституционных начал организации государственной власти.

2. Порядок отрешения Президента Российской Федерации от должности

Отрешение Президента РФ от должности - высшая форма ответственности Президента РФ.

Исходя из статуса главы государства, факта всенародного избрания Президента РФ, порядок его отрешения от должности не может быть упрощенным.

Особенности конституционного статуса Президента РФ предполагают сложную процедуру отрешения от должности. Однако, по мнению многих специалистов, указанная процедура чрезмерно осложнена и выглядит нереальной См.: Безуглов А. А., Солдатов С. А., Конституционное право России. Т. 2 С. 343., Нерсесянц В. С., Общая теория права и государства. М., 2005. С. 348.. Конституция РФ предусматривает участие четырех властных структур в процессе отрешения Президента РФ от должности: Государственной Думы РФ, Верховного Суда РФ, Конституционного Суда РФ и Совета Федерации РФ.

Следуя этому, данный порядок отрешения Президента РФ от власти практически не реализуем. В нем участвует четыре органа государственной власти, и все они коллегиальные, что затягивает принятие решений. Причем судьи Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ назначаются на эти должности по представлению Президента РФ (пункт «е» статьи 83 Конституции РФ) и получают материальные блага согласно его указам. Вряд ли такие судьи позволят отрешить Президента РФ от должности. См.: Мазуров А. В., Комментарии к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде РФ». М., 2006. С. 357

Стадии отрешения Президента РФ от должности:

- Первая стадия. Для этого требуется инициатива не менее одной трети депутатов (то есть не менее 150 депутатов) Государственной Думы РФ, причем при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой РФ. Основная задача специальной комиссии - дата заключения по этому вопросу на основе полного и всестороннего исследования материалов дела. По итогам обсуждения данного заключения на пленарном заседании Государственной Думы РФ выдвигается обвинение против Президента РФ. За короткую историю Конституции РФ институт отрешения Президента РФ успел быть опробован: в 1999 году Государственной Думой РФ была предпринята попытка отрешить от должности Президента РФ Бориса Николаевича Ельцина. Но уже на первом этапе данная попытка потерпела неудачу: за выдвижение обвинения Борису Николаевичу Ельцину проголосовало менее двух третей депутатов.

- Вторая стадия. Это получение заключения Верховного Суда РФ относительно юридической квалификации представленных фактов с точки зрения уголовно-правовых норм. Иными словами, Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков тяжкого преступления. Следует заметить, что данное заключение имеет юридическую значимость исключительно в рамках процесса отрешения Президента РФ: юридическую силу приговора оно не имеет.

Кроме того, чтобы Верховный Суд РФ мог дать заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, соответствующая процедура должна быть предусмотрена Уголовно-процессуальным кодексом РФ См.: Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 52 (ч.1). Ст. 4921.. Однако в уголовно-процессуальном кодексе такая правовая регламентация отсутствует. Следовательно, Верховный Суд РФ, получив соответствующие материалы, не сможет их рассмотреть и дать заключение, пока в Уголовно-процессуальном кодексе не будут внесены нормы, регулирующие порядок дачи Верховным Судом РФ заключения о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления. Законопроекты по вопросу о даче Верховным Судом РФ такого заключения неоднократно вносились в Государственную Думу РФ, но она их не принимала. Без заключения Верховного Суда РФ не может быть ни обращения в Конституционный Суд РФ, ни соответственно заключения Конституционного Суда РФ.

- Третья стадия. Это получение заключения Конституционного Суда РФ о соблюдении соответствующего порядка выдвижения обвинения. Объектом юридической квалификации и оценка Конституционного Суда является процессуальная сторона деятельности инициативной группы, специальной комиссии и Государственной Думы РФ.

Положения главы XV Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» по большей части формальны, их реализация представляется маловероятной. Существует объективная потребность в видоизменении конструкции данного полномочия Конституционного Суда РФ и соответственно собственно механизма привлечения Президента РФ к конституционной ответственности. По большому счету о конституционной ответственности Президента РФ при нынешнем правовом регулировании можно говорить с большой долей условности. Это нельзя назвать конституционной ответственностью в ее чистом виде, поскольку основанием для отрешения Президента РФ от должности является не нарушение Конституции РФ, как это имеет место в большинстве зарубежных государств (Германия, Австрия, Италия, Болгария, Венгрия, Монголия, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Литва, Молдова, Таджикистан, Украина и др.) См.: Витрук Н. В., Конституционное правосудие. Судебно-конституционное право и процесс. М., 2007. С. 281- 283., а совершение тяжкого преступления, что делает эту ответственность сродни уголовной, она представляет собой, в сущности, снятие неприкосновенности для привлечения к уголовной ответственности.

Необходимо вводить конституционную ответственность Президента РФ в ее классическом варианте. Нарушение Президентом РФ Конституции РФ должно являться основанием процедуры отрешения его от должности. Абстрактного конституционного контроля в отношении актов Правительства РФ явно недостаточно. Более того, за все время существования Конституционного Суда РФ второй модели ни один акт Президента РФ не был признан некоституционным См.: Конституционный Суд Российской Федерации. Постановления. Определения. 2007. М., 2007. С. 770-774.. Хотя не для кого не секрет, что нормотворчества Президента РФ с позиций конституционной законности никак нельзя признать адекватным, особенно нормотворчество первого Президента РФ. Как остро заметил Е. В. Белкин, «Над всеми ветвями власти возвысился Президент РФ, который даже как бы не власть, а единственный гарант. Подсчитано, что в руках Президента РФ сосредоточено примерно 80% властных полномочий на федеральном уровне. Остальные 20% неравномерно делятся между традиционными ветвями власти. При данном соотношении нельзя всерьез говорить об эффективном функционировании системы сдержек и противовесов».

Подчеркнем, что Конституционный Суд РФ дает лишь заключение о наличии или отсутствии оснований для отрешения, но не отрешает сам. Это целесообразно с позиций принципа разделения властей

Четвертая стадия. Это принятие Советом Федерации РФ решение об отрешении Президента РФ от должности. Такое решение принимается большинством в две трети от общего числа членов Совета Федерации РФ и оформляется специальным постановлением. Причем это решение должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок с момента выдвижения Государственной Думой РФ обвинения против Президента РФ. Если в этот срок решение Совета Федерации РФ не будет принято, то обвинение против Президента РФ считается отклоненным. Следует так же отметить, что в течение указанного срока Президент РФ лишается права роспуска Государственной Думы РФ (см. Приложение Б, рисунок 1).

В целях обеспечения непрерывности и постоянности осуществления функций главы государства Конституция РФ предусматривает институт временного исполнения полномочий Президента РФ. Согласно части 3 статьи 92 Конституции РФ во всех случаях, когда Президент РФ не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства РФ. Следует подчеркнуть, что исполняющий обязанности Президента РФ Председатель Правительства РФ не приобретает правового статуса Президента РФ, а всего лишь временно замещает этот пост. Весьма важно, что исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права распускать Государственную Думу РФ, назначать референдум, а так же вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции РФСм.: Марченко М. Н., Политико-правовой статус института Президента РФ, М-2007 год.

С точки зрения дальнейшей судьбы поста Президента РФ, не зависимо от правовых оснований. В этом случае с момента досрочного прекращения полномочий Президента РФ не позднее трех месяцев должны состояться выборы Президента РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ завершает свою миссию с момента принесения присяги вновь избранным Президентом РФ.

Заключение

Проанализировав конституционный статус института Президента РФ можно сделать следующие выводы.

Президент РФ - это влиятельная, активная политическая сила, которая оказывает значительное воздействие на всю систему государственной власти, на внутреннею и внешнею политику страны.

Отрешение от должности Президента РФ - это особая процедура реализации конституционной ответственности, предусмотренная статьей 93 Конституции РФ. Конституционная ответственность Президента РФ наступает в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления и состоит в утрате им своей должности.

Процедура отрешения от должности включает два основных этапа: выдвижение обвинения против Президента РФ и принятие решения об отрешении Президента РФ от должности. Право выдвинуть обвинение против Президента РФ принадлежит Государственной Думе, а право принять решение об отрешении от должности - Совету Федерации РФ.

Отрешение Президента РФ от должности нельзя считать противовесом его прерогативе досрочного роспуска Государственной Думы. Последняя предполагает политические мотивы, а первое - юридические.

Остается вопрос: в какой мере возможность отрешения Президента РФ от должности является противовесом президентскому праву отлагательного вето? Ибо право вето может использоваться по чисто политическим мотивам, хотя и облеченным в правовую форму. Кроме того, при преодолении вето палаты Федерального Собрания РФ тоже могут исходить из чисто политических соображений, в то время как отклонение Президентом РФ определенного закона могло иметь очевидную юридическую подоплеку. Но и отрешение Президента РФ имеет не только юридический, но и политический аспект. Отрешение Президента РФ от должности на основании обвинения, подтвержденного заключением Верховного Суда РФ, еще не означает, что впоследствии он будет непременно признан судом виновным в совершении преступления.

Таким образом, процедуру импичмента Президента РФ в том виде, в котором она закреплена в российской Конституции, не следует рассматривать как действенный элемент системы сдержек и противовесов. Напротив, она тоже подчеркивает несбалансированности полномочий законодательной и исполнительной ветвей государственной власти в России. Столь сложный процесс отрешения Президента РФ от должности гарантирует максимальную защиту президентских полномочий и власти конкретного Президента РФ, в то время как сам по себе институт импичмента Президента РФ предназначен для максимального введения президентской власти в правовые рамки

Такое конституционное регулирование импичмента Президента РФ оказалось возможным в силу того, что «победная», или «ельцинская», Конституция РФ 1993 года была создана под фигуру конкретного Президента, установившего в одностороннем порядке новые конституционные правила политической игры: если в нижней палате законодательного собрания большинство будет у сторонников или союзников Президента РФ, то возникнет своего рода «партийная власть» и все будут сообща делать общее дело; если же большинство будет у политических противников, то на этот случай у Президента РФ будет достаточно конституционных возможностей для того, что бы сдерживать их влияние на политический процесс, в то время как у них возможности будут минимальные.

Но не надо забывать, что по прежнему многое зависит от главы государства, и то как он поведет дальнейшую политику во многом предопределит состояние страны в целом. Процедура отрешения Президента РФ от должности своеобразна и достаточно сложна (возникают сомнения, что Президента РФ вообще возможно отрешить от должности в рамках этой процедуры). Эта сложность не позволяет превратить ее в орудие политической борьбы и угрожать Президента РФ отстранением от должности по чисто политическим мотивам.

Глоссарий

№ п/п

Новое понятие

Содержание

1

2

3

1

Верховный Суд Российской Федерации

Высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

2

Вето Президента Российской Федерации

Отказ главы государства в санкционировании закона, поступившего на подпись.

3

Депутаты

Избранный народом представитель, уполномоченный осуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.

4

Конституция Российской Федерации

Нормативно правовой акт, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории Российской Федерации

5

Конституционный контроль

Проверка на соответствие Конституции Российской Федерации законов и других нормативных актов, а так же действий органов государственной власти.

6

Конституционный Суд РФ

Судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть по средствам конституционного судопроизводства.

7

Отрешение Президента Российской Федерации (импичмент)

Особая процедура реализации конституционной ответственности Президента Российской Федерации в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления

8

Президент Российской Федерации

Глава государства. Занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ветвей.

9

Парламент Российской Федерации

Родовое название высшего представительного и законодательного органа.

10

Роспуск Государственной Думы Российской Федерации

Способ разрешения конфликта между законодательной и исполнительной властью, применяемый в случае невозможности формирования правительства (трехкратного отклонения Государственной Думой РФ кандидатур Председателя Правительства РФ), в случае повторного выражения вотума недоверия правительству в течении трех месяцев, а так же в случае отказа в доверии Правительству РФ.

11

Федеральное Собрание Российской Федерации

Высший представительный и законодательный орган (парламент) РФ, состоящий из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной Думой (нижняя палата), различающихся по своему статусу, кругу полномочий и способу формирования.

Список использованных источников

Нормативные правовые акты

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)

2. Федеральный закон от 12.02.2001 №12 - ФЗ « О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (принят ГД ФС 25.01.2001)

3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2 - ФКЗ (ред. от 01.06.2005) «О Правительстве Российской Федерации»

4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 №1 - ФКЗ (ред. от 05.04.2005) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (одобрен СФ ФС 12.07.1994)

5. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.07.1999. №10 - П «По делу о толковании положений статьи 92 (части 2 и 3) конституции Российской Федерации

6. Уголовный Кодекс Российской Федерации.- М.: ГроссМедиа, 2007.-176 с.

Научная литература

1. Безуглов А.А., Солдатов С. А., Конституционное право России, Т 2. С 343, Нерсесянц В. С., Общая теория права и государства, М., 2007. С. 348

2. Витрук Н. В., Конституционное правосудие. Судебно-конституционный процесс. М., 2007. С. 281-283

3. Козлова Е. И., Кутафин О. Е., Конституционное право России: учеб. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008-608 с.

4. Мазуров А. В., Комментарий к Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации», М., 2007. С. 357.

5. Некрасов С. И., Шульженко Ю. Л., Лебедев А. Н., и др., Конституционное право России: курс лекций/ отв. ред. Шульженко Ю. Л., - ТК Велби, изд-во Проспект, 2008. - 480 с.

6. Окуньков Л. А., «Комментарий к Конституции Российской Федерации», издание 3-е, Издательство БЕК, 2007 г.

7. Окуньков Л. А., «Федеральный конституционный закон «О Правительстве РФ» Комментарий» (постатейный), издательство «Юридическая литература», 2008 г.

8. Садовников Г. Д., «Комментарий к Конституции Российской Федерации», (постатейный), издание 3-е, исправленное и добавленное, Юрайт-Издат, 2008 г.

Приложения

Приложение А

Рисунок 1 - Основания отрешения от должности Президента Российской Федерации

Приложение Б

Рисунок 2 - Этапы отрешения от должности Президента Российской Федерации


© 2010 Современные рефераты