Рефераты

Отстранение от должности: основания и правовые последствия

Отстранение от должности: основания и правовые последствия

2

Отстранение от должности: основания и правовые последствия

Трудовой кодекс Республики Беларусь и другие законодательные акты предусматривают в определенных случаях право и обязанность нанимателя отстранить работника от работы (должности). Отстранение от работы (должности) - это временное недопущение работника нанимателем по своей инициативе либо по требованию уполномоченных государственных органов к исполнению предусмотренных трудовым договором обязанностей с приостановлением начисления заработной платы на период отстранения.

Отстранение от работы следует отличать от увольнения работника. При отстранении от работы трудовые отношения с работником не прекращаются. Работник временно не допускается к исполнению своих трудовых обязанностей по должности, профессии, специальности, квалификации, указанной в трудовом договоре. Отстранение от работы не является дисциплинарным взысканием (хотя оно производится нанимателем в связи с виновным поведением работника), поскольку такая мера, как отстранение от работы, не указана в ст. 198 ТК, предусматривающей виды дисциплинарных взысканий. Не признают эту меру воздействия дисциплинарным взысканием и акты специального законодательства (уставы, положения), регулирующие трудовые и связанные с ними отношения отдельных категорий работников.

Отстранение от работы может завершиться:

- переводом на другую работу;

- прекращением трудового договора;

- предоставлением прежней работы.

Статья 49 ТК предусматривает следующие основания отстранения от работы:

1) нанимателем по требованию уполномоченных государственных органов;

2) непосредственно уполномоченным государственным органом;

3) по инициативе самого нанимателя.

При этом в одних случаях закон предусматривает право, а в других - обязанность нанимателя отстранить работника от работы.

Кроме того, актами законодательства предусмотрены случаи отстранения работника от работы непосредственно уполномоченным органом, не являющимся нанимателем, у которого работает отстраняемый работник. К уполномоченным государственным органам, имеющим право требовать отстранения работника от работы (должности) относятся: органы предварительного следствия, суд, органы санитарного надзора и т.д.

Так, в соответствии со ст. 131 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее - УПК), если есть достаточные основания полагать, что, оставаясь на работе, подозреваемый или обвиняемый будут препятствовать предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовного дела, возмещению причиненного преступлением вреда или продолжать заниматься преступной деятельностью, связанной с пребыванием в этой должности, прокурор, его заместитель, а также орган дознания и следователь с санкции прокурора или его заместителя либо суд вправе отстранить от должности подозреваемого или обвиняемого. При этом отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, допускается только с согласия Президента Республики Беларусь.

Отстранение от должности заключается в запрещении подозреваемому или обвиняемому исполнять должностные полномочия, выполнять работу, которую они выполняли, или заниматься деятельностью, которой они занимались. Об отстранении от должности выносится соответствующее постановление (определение), подлежащее немедленному исполнению.

Таким образом, для нанимателя основанием для отстранения от работы (должности) по требованию судебно-следственных органов является постановление прокурора или его заместителя, органа дознания или следствия, санкционированного прокурором или его заместителем, а также определение (постановление) суда. Никакие другие документы этих органов (запросы, письма, представления, частные определения) не могут являться основанием для отстранения работника от работы (должности).

Рассматривая споры об отстранении от работы (должности), суды должны проверять, действительно ли требование об отстранении от работы исходило от уполномоченного на это органа, было ли требование надлежащим образом оформлено и, в зависимости от этого, являлось ли оно обязательным для исполнения нанимателем.

Пример:

Н. работала в торговой фирме "М" инженером отдела поставок и закупок. Приказом нанимателя она была отстранена от занимаемой должности до окончания следствия и с ее согласия переведена на должность весовщика погрузочно-разгрузочного участка. Приказ был мотивирован ссылкой на представление следователя. Н. предъявила иск о восстановлении в прежней должности. Дело рассматривалось различными судебными инстанциями. Решением районного суда, оставленным без изменения судебной коллегией и президиумом областного суда, истице в иске было отказано. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда отменила все судебные постановления и указала, что отстранение истицы от занимаемой должности произведено с нарушением требований уголовно-процессуального законодательства, поскольку, как это видно из материалов дела, документ, на основании которого произведено отстранение от работы, не отвечает требованиям закона.

Следователь в случае необходимости отстранения работника от должности должен вынести об этом постановление, санкционированное прокурором или его заместителем. Это постановление направляется нанимателю для немедленного исполнения. В случае с Н. данное требование закона соблюдено не было. В адрес руководства фирмы "М" направлено не постановление следователя, а представление, в котором обращалось внимание на причины и условия, способствующие совершению преступления, и предлагалось с учетом допущенных истицей нарушений в работе решить вопрос о дальнейшем пребывании Н. в должности инженера. Такое представление следователя само по себе не являлось основанием для отстранения истицы от работы (перевода ее на другую работу).

В данном случае наниматель должен был проверить, что из себя представляет документ, направленный следователем. Для нанимателя обязательно постановление следователя, оформленное согласно ст. 131 УПК и санкционированное прокурором или его заместителем. Если же следователь делает представление нанимателю, в котором, ссылаясь на обстоятельства, выявленные во время расследования уголовного дела, он просит решить вопрос о возможности пребывания работника в занимаемой должности, то наниматель должен проверить все обстоятельства, изложенные в представлении, и решить этот вопрос самостоятельно в соответствии с нормами трудового законодательства.

Временное отстранение от должности отменяется определением суда либо постановлением судьи, прокурором или его заместителем, а также постановлением следователя или органа дознания с согласия прокурора или его заместителя, когда в этой мере отпадает необходимость (ч. 4 ст. 131 УПК). Отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, отменяется только с согласия Президента Республики Беларусь, если указанные лица в установленном порядке не освобождены от должности.

Временное отстранение от должности на основании постановления прокурора, следователя или суда относится к мерам процессуального принуждения. Оно является обязательным для нанимателя. В то же время работник может обжаловать применение в отношении него этой меры в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. Согласно ст. 138-139 УПК участник уголовного процесса может обжаловать действия и решения органа, ведущего уголовный процесс, прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при производстве предварительного расследования. Жалобы на действия и решения прокурора подаются вышестоящему прокурору, а на действия и решения суда - в вышестоящий суд. Должностные лица или органы, которым направлена жалоба, могут отменить действие или решение органа, ведущего уголовный процесс. Если, например, вышестоящий прокурор или суд отменил постановление или определение об отстранении от должности, то наниматель обязан немедленно по поступлении к нему соответствующего документа допустить работника к работе и выплатить ему заработную плату за время фактического отстранения от работы.

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 08.11.2001 № 645 "О порядке назначения (утверждения, освобождения, отстранения) и согласования назначения (освобождения, отстранения) Президентом Республики Беларусь на некоторые должности, включенные в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями) отстранение от должности, приостановление полномочий, отстранение от исполнения служебных обязанностей лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, в случаях, предусмотренных актами законодательства, осуществляются:

- Президентом Республики Беларусь - в отношении назначенных Президентом Республики Беларусь руководящих работников;

- с согласия Президента Республики Беларусь государственными органами (должностными лицами) - в отношении назначенных ими по согласованию с Президентом Республики Беларусь руководящих работников.

Отстранение от должности руководителя при

процедурах банкротства

Законодательство предусматривает возможность отстранения от должности руководителя организации при процедурах банкротства.

В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 18.07.2000 № 423-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (с изменениями и дополнением) (далее -Закон) до рассмотрения хозяйственным судом дела о банкротстве предусматриваются защитный период и конкурсное производство.

Защитный период - процедура банкротства, применяемая к должнику с момента принятия хозяйственным судом заявления о банкротстве до окончания срока, определяемого в соответствии с Законом, в целях проверки наличия оснований для возбуждения конкурсного производства и обеспечения сохранности имущества должника.

Конкурсное производство - процедура банкротства, осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в установленной очередности, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процессе санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения - в процессе ликвидации должника - юридического лица или прекращения деятельности должника - индивидуального предпринимателя и освобождения его от долгов.

При введении защитного периода в определении хозяйственного суда о возбуждении производства по делу о банкротстве должника указывается о назначении временного управляющего. В защитный период руководитель организации-должника может действовать наряду с временным управляющим. Главными задачами временного управляющего являются обеспечение сохранности имущества должника и проведение анализа его финансового состояния. Поэтому в случаях, когда руководитель активно помогает управляющему, он может оставаться в своей должности. Однако при наличии достоверных сведений о воспрепятствовании руководителем должника действиям временного управляющего при исполнении им своих обязанностей, или о совершении руководителем должника действий, нарушающих права и интересы должника и кредиторов, или об иных нарушениях действующего законодательства, хозяйственный суд вправе отстранить руководителя должника от должности на срок, определяемый хозяйственным судом, и возложить на временного управляющего управление делами должника и обязанности его руководителя. При этом хозяйственный суд выносит определение об отстранении руководителя должника от должности.

Определение хозяйственного суда об отстранении руководителя должника от должности может быть обжаловано в установленном законодательными актами порядке, в том числе руководителем должника.

В соответствии с определением хозяйственного суда об отстранении руководителя должника от должности:

- лицо (орган), полномочное заключать трудовой договор с руководителем должника, обязано отстранить руководителя должника, исполняющего обязанности руководителя должника по такому трудовому договору, от работы на срок, определяемый хозяйственным судом;

- приостанавливаются на срок, определенный хозяйственным судом, права руководителя должника по непосредственному управлению должником (за исключением прав руководителя должника по осуществлению контрольных функций), исполняющего обязанности руководителя должника не по трудовому договору, если иное не предусмотрено законодательными актами (ст. 34 Закона).

Со дня вынесения хозяйственным судом определения об открытии конкурсного производства:

- лицо (орган), полномочное заключать трудовой договор с руководителем организации-должника, должно отстранить этого руководителя от работы по такому договору на срок, определяемый хозяйственным судом;

- приостанавливаются на срок, определенный хозяйственным судом, права руководителя должника по непосредственному управлению должником (за исключением прав руководителя должника по осуществлению контрольных функций), исполняющего обязанности руководителя должника не по трудовому договору, если иное не предусмотрено законодательными актами;

- управление делами должника возлагается на управляющего (ст. 90 Закона).

Таким образом, после принятия хозяйственным судом определения об отстранении руководителя должника от должности он может быть уволен собственником имущества организации или уполномоченным им органом по ст. 258 ТК.

Отстранение от должности предусмотрено и в отношении сотрудников органов внутренних дел. Этот вопрос регулируется Положением о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 13.11.2001 № 671 (с последующими изменениями и дополнениями). Согласно п. 60 названного Положения в случае грубого нарушения сотрудником органов внутренних дел служебной дисциплины, в результате которого исполнение обязанностей невозможно, а также в других случаях, предусмотренных законодательством, сотрудник органов внутренних дел может быть отстранен от должности на срок до двух месяцев.

В случае привлечения сотрудника органов внутренних дел в качестве подозреваемого или обвиняемого по уголовному делу он может быть временно отстранен от должности до прекращения уголовного дела либо до вынесения по данному делу судебного решения.

Отстранение от должности означает временное недопущение сотрудника органов внутренних дел к исполнению обязанностей по занимаемой должности и не является дисциплинарным взысканием.

Отстранение от должности производится начальником, которому предоставлено право назначения на данную должность.

В период отстранения от должности сотруднику органов внутренних дел выплачивается оклад по специальному званию, надбавка за выслугу лет и денежная компенсация взамен продовольственного пайка.

В случае применения в отношении сотрудника органов внутренних дел меры пресечения в виде заключения под стражу выплата ему указанных видов денежного довольствия приостанавливается.

При прекращении уголовного дела за отсутствием общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, отсутствием в деянии состава преступления, в связи с вступлением в силу закона, устраняющего наказуемость деяния, т.е. по реабилитирующим основаниям, либо вынесения оправдательного приговора сотруднику органов внутренних дел выплачивается денежное довольствие за все время отстранения его от должности.

Отстранение от должности предусмотрено и другими нормативными правовыми актами.

Отстранение от должности работников МЧС и органов финансовых расследований

Так, Положением о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 03.03.1999 № 130 (в редакции Указа от 15.06.2006 № 399, с изменениями и дополнениями), предусмотрено, что работник органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям может быть отстранен от исполнения служебных обязанностей на срок до двух месяцев начальником, которому он подчинен по службе, в случае привлечения его в качестве подозреваемого (обвиняемого) по уголовному делу, а также в случае нарушения им служебной дисциплины, в результате которого исполнение служебных обязанностей невозможно.

В период отстранения от исполнения служебных обязанностей работнику органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям выплачиваются оклад по специальному званию и денежная компенсация взамен продовольственного пайка.

В случае применения в отношении работника органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям меры пресечения в виде заключения под стражу выплата ему денежного довольствия приостанавливается. При прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям работнику органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям выплачивается денежное довольствие за все время нахождения его под стражей.

Аналогичная норма содержится в Положении о прохождении службы в органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 02.11.2001 № 618 (с дополнениями и изменениями).

Отстранение от должности руководителей

организаций по переработке сельскохозяйственной продукции

В целях обеспечения своевременных расчетов между юридическими лицами, осуществляющими переработку сельскохозяйственной продукции, торговыми, сельскохозяйственными, заготовительными организациями и иными юридическими лицами, осуществляющими производство сельскохозяйственной продукции, а также предотвращения возникновения задолженности по данным расчетам Совет Министров Республики Беларусь в постановлении от 28.02.2005 № 221 "О дополнительных мерах по обеспечению расчетов за мясную и молочную продукцию и внесении дополнений и изменения в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь" предусмотрел, что соответствующие руководители при необеспечении либо нарушении установленного законодательством порядка расчетов за мясомолочную продукцию отстраняются нанимателем от работы на срок до двух месяцев. При этом производится отстранение:

- руководителей местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня - по требованию Совета Министров Республики Беларусь;

- руководителей, работников заготовительных и перерабатывающих мясомолочную продукцию организаций независимо от форм собственности - по требованию Министерства сельского хозяйства и продовольствия;

- руководителей, работников организаций, осуществляющих розничную торговлю мясомолочной продукцией, независимо от форм собственности - по требованию Министерства торговли.

Более того, названным постановлением внесены дополнения в постановления Правительства, регулирующие контрактную форму найма. Предусмотрено, что наниматель вправе досрочно расторгать контракты с работниками за необеспечение либо нарушение установленного законодательством порядка и сроков оплаты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, повлекшее отстранение его от работы на срок более одного месяца.

Отстранение от должности в банковской сфере

В отдельных случаях право отстранения от должности предоставлено Национальному банку Республики Беларусь. Национальный банк осуществляет надзор за деятельностью коммерческих банков. При выявлении нарушений действующего законодательства, негативных тенденций финансового состояния банка, ситуаций, угрожающих интересам клиентов банка, Национальный банк обязан применять определенные меры воздействия, включая предупредительные меры, выбор которых производится с учетом характера допущенных нарушений и причин, обусловивших возникновение выявленных нарушений. Как правило, санкции к банку применяются, если применение предупредительных мер не смогло обеспечить необходимую корректировку деятельности банка. Согласно ст. 134 Банковского кодекса Республики Беларусь, Инструкции о порядке вынесения Национальным банком Республики Беларусь предписаний и применения мер воздействия к банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.11.2006 № 195, помимо предупредительных возможно применение других мер воздействия, в том числе:

- передача банка во временное управление Национального банка либо назначение временной администрации;

- внесение предложений о замене руководителя банка либо о проведении повторной оценки профессиональной пригодности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера и др.

Отстранение от должности в строительстве

Положением о государственном строительном надзоре в Республике Беларусь, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.11.1999 № 1860 (с изменениями и дополнениями), предусмотрено, что государственные строительные инспекторы при реализации своих полномочий по надзору и контролю за соблюдением участниками инвестиционной деятельности, осуществляющими строительство, требований законодательства Республики Беларусь, нормативно-технической и утвержденной проектно-сметной документации, имеют право вносить заказчикам (застройщикам), подрядчикам, проектировщикам представления:

- о привлечении к ответственности должностных лиц, нарушающих законодательство Республики Беларусь в области строительства и не выполняющих предписания органов государственного строительного надзора;

- об отстранении от работы на объектах должностных лиц подрядчиков, систематически не обеспечивающих выполнение требований нормативно-технической и проектно-сметной документации, а также работников, неудовлетворительно осуществляющих контроль за качеством работ, авторский и технический надзор.

Отстранение от должности адвокатов

Законом Республики Беларусь от 15.06.1993 № 2406-XII "Об адвокатуре" (с изменениями и дополнениями) установлено, что адвокат, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство или уголовное дело, может быть временно отстранен от исполнения профессиональных обязанностей органом, в производстве которого имеется дело, на срок до его рассмотрения, но не более чем на один год.

В случае оправдания по уголовному делу или появления реабилитирующего основания для прекращения дисциплинарного производства орган, по требованию которого принято решение об отстранении адвоката от исполнения профессиональных обязанностей, выплачивает адвокату его средний заработок за все время, на которое он был отстранен.

Отстранение от должности при введении

чрезвычайного положения

Законом Республики Беларусь от 24.06.2002 № 117-З "О чрезвычайном положении" предусмотрено, что в случае введения чрезвычайного положения в дополнение к чрезвычайным мерам и временным ограничениям, указанным в ст. 11 названного Закона, на территории, на которой вводится чрезвычайное положение, Указом Президента Республики Беларусь о введении чрезвычайного положения могут быть предусмотрены и такие чрезвычайные меры и временные ограничения, как отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей; отстранение от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими чрезвычайных мер, предусмотренных данным Законом, и назначение других лиц временно исполняющими обязанности указанных руководителей.

Законодательство предусматривает и приостановление полномочий отдельных должностных лиц.

Приостановление полномочий судей

Так, Законом Республики Беларусь от 30.03.1994 № 2914-XII "О Конституционном Суде Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями) полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в случаях, если:

1) дано согласие Президента Республики Беларусь на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности;

2) судья Конституционного Суда зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов.

Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конституционного Суда, направлять в государственные и другие органы, должностным лицам и гражданам официальные документы, запрашивать у них какие-либо документы и иную информацию в соответствии с названным Законом о Конституционном Суде.

Восстановление полномочий судьи Конституционного Суда допускается после отпадения оснований к их приостановлению и осуществляется Президентом Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь от 09.12.1998 № 217-З "О хозяйственных судах в Республике Беларусь" (с изменениями и дополнениями) предусматривает, что полномочия судьи хозяйственного суда приостанавливаются при наличии одного из следующих оснований:

1) признание судьи безвестно отсутствующим решением общего суда, вступившим в законную силу;

2) в установленном законом порядке дано согласие на привлечение судьи к уголовной ответственности или на заключение под стражу;

3) участие судьи в избирательной кампании в качестве кандидата в депутаты или на другие выборные государственные должности.

Решение о возобновлении полномочий судьи принимает Президент Республики Беларусь после отпадения оснований для приостановления полномочий судьи.

Иные случаи отстранения от работы

Помимо случаев, предусмотренных законодательством об отстранении работника от работы (должности) по требованию уполномоченных органов, наниматель обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника:

1) появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

2) не прошедшего проверку знаний по охране труда;

3) не использующего требуемые средства индивидуальной защиты при выполнении работ, связанных с повышенной опасностью;

4) не прошедшего медицинский осмотр в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством.

Появление работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения является основанием не только для отстранения от работы, но и для расторжения трудового договора по п. 7 ст. 42 ТК. Статья 49 ТК предусматривает обязанность нанимателя в этом случае отстранить работника в этот день от работы. На следующий день работник должен быть допущен к работе, если нанимателем еще не принято решение об увольнении работника. Увольнение работника за данное нарушение трудовой дисциплины наниматель вправе произвести в месячный срок со дня обнаружения факта нахождения в алкогольном, наркотическом или токсическом опьянении.

Для признания законными действий нанимателя по отстранению от работы и последующему увольнению лица, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, наниматель должен обеспечить доказательства нахождения работника на работе в указанном состоянии. Это обстоятельство может быть подтверждено медицинским заключением или составлением акта о нахождении работника в таком состоянии.

При обнаружении работника в состоянии, дающем основание полагать, что он находится в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, наниматель должен направить его в наркологический диспансер или другое медицинское учреждение для освидетельствования. При отказе работника от освидетельствования необходимо составить акт о нахождении работника в нетрезвом состоянии, подписанный очевидцами. В акте должно быть отражено: когда, где, в чьем присут-ствии обнаружен работник в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; указаны внешние признаки состояния работника (специфический запах, особенности речи, нарушение координации движений, агрессивность и т.п.). Акт обычно подписывается не менее чем тремя работниками, являющимися очевидцами такого состояния работника. В акте следует указать, предлагалось ли работнику пройти медицинское освидетельствование и по каким причинам оно не было проведено. Акт должен быть составлен в день обнаружения работника в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения. При возможности с актом нужно ознакомить нарушителя.

Невыполнение нанимателем обязанности по отстранению работника, появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не препятствует в дальнейшем в установленном порядке произвести его увольнение по п. 7 ст. 42 ТК.

Отстранение от работы при несоблюдении требований по охране труда

Статья 53 ТК в качестве одной из обязанностей работника называет соблюдение установленных нормативными правовыми актами (документами) требований по охране труда и безопасному ведению работ, пользование средствами индивидуальной защиты. Согласно ст. 232 ТК работник обязан правильно использовать предоставленные ему средства индивидуальной защиты, а в случае их отсутствия - незамедлительно уведомить об этом непосредственного руководителя.

Средства индивидуальной защиты в обязательном порядке должны выдаваться на работах с вредными, опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или осуществляемых в неблагоприятных температурных условиях.

При решении вопроса об отстранении работника от работы по данному основанию наниматель должен проверить, выдавались ли работнику эти средства, не истек ли срок их использования. Только установив, что работник, получивший средства индивидуальной защиты, не использует их при выполнении работ, наниматель может отстранить его от работы.

В соответствии с законом работник обязан проходить в определенном порядке обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда. На нанимателя возлагается обязанность по подготовке (обучению), проведению инструктажа, повышению квалификации и проверке знаний работников по вопросам охраны труда. Правила обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда утверждены постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 № 164 (с дополнением).

Организация обучения работников по вопросам охраны труда возлагается на службы подготовки кадров либо технического обучения. Проверку знаний работников по охране труда осуществляют службы охраны труда либо специально назначенное для этого лицо. Для проверки приказом на предприятии создается комиссия. Порядок и формы работы такой комиссии определяются нанимателем.

Работникам, прошедшим проверку знаний по охране труда, выдается удостоверение установленного образца. Не прошедшие проверку знаний обязаны в течение одного месяца пройти ее повторно. Не прошедшие повторно проверку знаний по охране труда отстраняются от работы, и в дальнейшем наниматель должен решить вопрос о соответствии их занимаемой должности.

ПОРЯДОК отстранения от работы

Согласно ст. 36 Закона Республики Беларусь от 23.11.1993 № 2583-XII "О санитарно-эпидемическом благополучии населения" (в редакции Закона от 23.05.2000 № 397-З, с изменениями и дополнениями) в целях охраны здоровья населения, преду-преждения профессиональных отравлений и заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний работники отдельных профессий, производств и организаций проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде. Обязанность работника проходить медосмотры и обязанность нанимателя производить такие осмотры установлена ст. 226 и 232 ТК.

Лицо, не прошедшее обязательный медосмотр или признанное непригодным по состоянию здоровья к работам и контакту с вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами, к таким видам работ не допускается.

При отказе работника от прохождения медицинского осмотра или признании его непригодным по состоянию здоровья к определенной работе, наниматель обязан не допускать этого работника к работе (отстранить от работы).

Если работник вообще не проходил медицинский осмотр, то он отстраняется от работы до его прохождения. Если же он признан непригодным к работе, то, отстраняя работника, наниматель должен решить вопрос о дальнейшей судьбе работника: с его согласия и при наличии другой работы -перевести работника на другую работу. Если работник не согласен на перевод или у нанимателя отсутствует другая работа, на которую он может перевести работника, работник подлежит увольнению по п. 2 ст. 42 ТК.

В перечисленных ситуациях отстранение от работы является обязанностью нанимателя. В случае невыполнения этой обязанности при наступлении негативных последствий неотстранения работника от работы уполномоченные должностные лица нанимателя могут быть привлечены к дисциплинарной, материальной, административной или уголовной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 49 ТК наниматель обязан отстранить работника от работы (не допустить к работе) в перечисленных в данной статье случаях в соответствующий день (смену). Следует отметить не совсем корректное изложение нормы закона. Это требование (т.е. отстранение от работы в соответствующий день (смену)) относится к случаям появления на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения и при неиспользовании работником требуемых средств индивидуальной защиты при выполнении работ, связанных с повышенной опасностью. Если же работник не прошел проверку знаний по охране труда и не прошел обязательный медицинский осмотр, отстранение производится до выполнения работником предъявляемых к нему требований.

Статья 49 ТК предусматривает право нанимателя отстранить от работы работника, задержанного по месту работы в момент совершения кражи до вступления в законную силу приговора суда или постановления органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания.

Хотя в норме закона речь идет о краже имущества, то по аналогии с п. 8 ст. 42 ТК следует иметь в виду хищение во всех его формах - кража, грабеж и др. При решении вопроса об отстранении от работы в этом случае наниматель должен иметь в виду, что сам факт хищения, очевидный для нанимателя, не является основанием для увольнения работника. Согласно требованиям закона факт хищения должен быть установлен соответствующими органами. Поэтому если этими органами не будет установлена виновность работника в совершении хищения, то он может оспорить и обоснованность отстранения от работы с возложением на нанимателя ответственности за незаконное отстранение от работы.

Кроме случаев, предусмотренных ст. 49 ТК, право и обязанность нанимателя по отстранению работника от работы предусмотрена специальными нормативными акта-ми - уставами и положениями о дисциплине, распространяющимися на отдельные категории работников.

Машинист, водитель моторно-рельсового транспорта несъемного типа и помощник машиниста в случае совершения проступка, который привел к крушению или аварии, появления на работе в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения отстраняются от работы и к ним может быть применено дисциплинарное взыскание (п. 15 Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.09.1993 № 656).

В соответствии с п. 16 Положения о дисциплине работников Минского метрополитена, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 30.09.1994 № 100, работник метрополитена, совершивший проступок, угрожающий безопасности движения поездов и маневровой работы, жизни и здоровью людей, отстраняется от работы в день (смену) его совершения должностным лицом, выполняющим распорядительные или контрольно-инспекторские функции на данном участке, с немедленным уведомлением об этом соответствующего руководителя. Уведомление должно содержать информацию о причинах и обстоятельствах, вызвавших это отстранение.

Отстранение от работы оформляется приказом, в котором указывается основание отстранения, срок отстранения.

За период отстранения от работы заработная плата работнику не начисляется.

Отстранение от работы - это существенное ограничение трудовых прав работников. Поэтому наниматель обязан строго соблюдать законодательство при принятии решения об отстранении от работы. Законом предусмотрено, что в случае признания незаконным отстранения от работы наниматель обязан возместить работнику утраченную заработную плату. Если работник в результате отстранения вообще не работает, то в его пользу взыскивается заработная плата за все время вынужденного прогула, если же при отстранении от работы работник был переведен на нижеоплачиваемую работу, то в его пользу взыскивается разница в заработной плате.

На практике возникает вопрос о том, кто должен возмещать ущерб, причиненный работнику, если наниматель выполнил обязательное для него требование уполномоченных государственных органов об отстранении от работы, а постановление этого органа впоследствии было признано незаконным и отменено. Однако в законодательстве такой вопрос не урегулирован. По нашему мнению, в данном случае отсутствует вина нанимателя, поскольку оформленное в установленном порядке требование указанного органа является для него обязательным. Представляется, что в подобной ситуации целесообразно ответственность за причиненный вред возложить на орган, необоснованно предъявивший требование нанимателю об отстранении работника. Хотя ответственность перед работником несет наниматель, но он впоследствии в регрессном порядке вправе предъявить иск о возмещении причиненного вреда к государственному органу, по требованию которого было произведено отстранение от работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Конституция Республики Беларусь. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996г. / Минск «Беларусь» 1997.

2. Трудовой кодекс Республики Беларусь, принят Палатой Представителей 8 июня 1999 года. Одобрен Советом республики 30 июня 1999 года. ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2008г.

3. Дмитрук В. Н. Трудовое право. / Учебное пособие. - Мн.: Амалфея, 2000.

4. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь. Под ред. Василевича Г.А. Издательство Амалфея. / 2003. - 1120с.

5. Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков, В.Н. Артемова, Г.А. Василевич и др.; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2001 - 592с.

6. Трудовое право: Учебник / В.И. Семенков; Под общ. ред. Семенкова В.И. / Мн.; Амалфея, 2002 - 672с.

7. Трудовое и социальное право: Учебник/под общей редакцией В.И. Семенкова. Мн.: Амалфея, 1999.-664с.

8. Трудовое право: Учебник/В.И Семенков, Г.А. Василевич Г.Б. Шишко и др.; Под общ. ред. В.И. Семенкова. - 3-е изд.; перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2006с.

9. Трудовое право Республики Беларусь: Практическое пособие / Важенкова Т.Н. - Мн.: УП «Молодежное», 2003.

10. Трудовое право Республики Беларусь, Краткое изложение курса / В.А. Круглов. - Мн.: Дикта 2004. - 75с.


© 2010 Современные рефераты