Рефераты

Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг

p align="left">7. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности в случае, если докажет, что вред возник вследствие нарушения потребителем установленных правил использования товара (результата работы, услуги), хранения, транспортировки товара (результата работы) или действий третьих лиц либо непреодолимой силы (ст.17 настоящего закона).

Статья 26 данного закона рассматривает ответственность продавца (изготовителя, поставщика, представителя, ремонтной организации) за просрочку выполнения требований потребителя в случае приобретения им товара ненадлежащего качества [14].

Таким образом (в соответствии с ст.439 ГК Республики Беларусь), продавец обязан передать покупателю товар качество, которого соответствует договору купли-продажи, т.е. при продаже товара продавец фактически предоставляет гарантию на него [12, с.108].

За нарушение сроков, предусмотренных пунктом 1 и частью первой пункта 2 статьи 22, пунктом 1 и частью первой пункта 2 статьи 23, пунктом 5 статьи 24, статьей 25 настоящего Закона, а также за невыполнение (задержку выполнения) требования потребителя о предоставлении ему на период ремонта (замены) аналогичного товара продавец (изготовитель, поставщик, представитель, ремонтная организация), допустивший такие нарушения, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере одного процента цены товара.

Цена товара определяется исходя из цены товара аналогичной модели (марки, типа, артикула и др.), существующей на момент выплаты неустойки продавцом (изготовителем, поставщиком, представителем, ремонтной организацией) или на день вынесения судебного решения, если требование не было удовлетворено добровольно. Если на день реализации потребителю товара его цена была выше, чем цена аналогичного товара на момент выплаты неустойки или на день вынесения судебного решения, размер неустойки определяется исходя из цены товара на день его реализации потребителю.

В случае невыполнения требований потребителя в сроки, предусмотренные пунктом 1 и частью первой пункта 2 статьи 22, пунктом 1 и частью первой пункта 2 статьи 23, пунктом 5 статьи 24, статьей 25 настоящего Закона, потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, предусмотренные пунктами 1-3, 5-7 статьи 20 настоящего Закона [14].

Таким образом, гражданско-правовая ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, услуг, работ имеет следующий состав: вина правонарушителя, основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги, субъекты хозяйствования, которые должны возместить вред причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги, сроки возмещения вреда.

2.2 Административная ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг

Административная ответственность устанавливается за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности. Административным правонарушением (проступком) признается противоправное виновное, а также характеризующееся иными признаками, предусмотренными Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП), деяние (действие или бездействие), за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП).

Согласно ст. 4.1 КоАП Республики Беларусь административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с КоАП Республики Беларусь. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению (ст. 3.5 КоАП).

Физическое лицо подлежит административной ответственности как индивидуальный предприниматель, если совершенное административное правонарушение связано с осуществляемой им предпринимательской деятельностью и прямо предусмотрено статьями Особенной части КоАП Республики Беларусь. В этом случае привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности исключает наложение на него административного взыскания, предусмотренного той же статьей Особенной части КоАП Республики Беларусь для физического лица.

Юридическое лицо может нести ответственность только за административные правонарушения, прямо предусмотренные статьями Особенной части КоАП Республики Беларусь.

Наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ст. 4.8 КоАП). Физическое лицо, совершившее административное правонарушение, или юридическое лицо, признанное виновным и подлежащее административной ответственности, обязаны возместить вред, причиненный административным правонарушением [11, c. 46].

Что же касается самих организаций и индивидуальных предпринимателей, то действующее законодательство предусматривает применение в отношении их экономической ответственности. Порядок организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденных Указом № 673, определяют экономическую ответственность как « установленные актами законодательства правовые последствия неисполнения и ненадлежащего исполнения субъектами предпринимательской деятельности актов законодательства в сфере экономических отношений». При этом в качестве основных мер указанной ответственности законодательство предусматривает штраф и взыскание имущества, денежных средств в соответствующий бюджет. Однако эти меры являются ничем иным, как административными взысканиями. При этом индивидуальный предприниматель как физическое лицо является субъектом административной ответственности [2, с.43].

Ответственность за административные правонарушения в области различных сфер хозяйственной деятельности рассредоточена в КоАП Республики Беларусь (особенной части). Отдельные составы административной ответственности содержатся, например, в гл. 10 (административные правонарушения против собственности), гл. 11 (административные правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности); гл. 12 (административные правонарушения в области предпринимательской деятельности); гл. 13 (административные правонарушения против порядка налогообложения); гл. 14 (административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения); гл. 20 (административные правонарушения против порядка использования топливно-энергетических ресурсов); гл. 21 (административные правонарушения против порядка архитектурной и градостроительной деятельности, строительства и благоустройства и пользования жилыми помещениями); гл. 23 (административные правонарушения против порядка управления) и др.

Мерой административной ответственности является административное взыскание. За совершение административных правонарушений КоАП Республики Беларусь предусмотрены следующие виды административных взысканий:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) исправительные работы;

4) административный арест;

5) лишение специального права;

6) лишение права заниматься определенной деятельностью;

7) конфискация;

8) депортация;

9)взыскание стоимости предмета административного правонарушения [11, c. 46].

Нормативные правовые акты, устанавливающие меры ответственности (а именно - административно - правовой ответственности) субъектов хозяйствования, можно условно разделить на две категории:

1. отраслевые нормативные правовые акты, регулирующие целый комплекс правоотношений, участниками которых являются субъекты хозяйствования, и содержащие санкции за нарушения установленных в них правил. Например, Закон Республики Беларусь «О ценообразовании» от 10 мая 1999 г. N 255-З устанавливает в целом «основы государственной политики в области ценообразования в Республике Беларусь, сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности и ответственность субъектов ценообразования» (ст.1 Закона). В том числе указанный Закон содержит специальную главу, посвященную ответственности за нарушения правовых норм, регулирующих вопросы ценообразования;

2. межотраслевые, специальные нормативные правовые акты, посвященные непосредственно описанию действий, составляющих нарушения установленного порядка проведения хозяйственных операций, и санкций, предусмотренных за такие нарушения. Примером такого нормативного правового акта является Указ Президента Республики Беларусь от 16 января 2002 г. N 40 «О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений», который действует сейчас в редакции Указов Президента Республики Беларусь от 30.08.2002 N 470, от 27.01.2003 N 42, и является наиболее часто применяемым при определении контролирующими органами ответственности субъекта хозяйствования за те или иные нарушения [17].

Рассмотрим подробнее случаи ответственности за административные правонарушения в области качества продукции, работ и услуг в КоАП Республики Беларусь (особенной части).

И так, необеспечение при реализации внешнеторговых договоров своевременного поступления денежных средств или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) либо поступления товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) или завершения внешнеторговой операции иным предусмотренным законодательными актами способом по импорту - влечет наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до двух процентов от суммы незавершенной в установленный срок внешнеторговой операции за каждый день превышения срока, но не более суммы незавершенной внешнеторговой операции (ст.11.37 КоАП).

Проведение расчетов при экспорте товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) в белорусских рублях резидентом по внешнеторговым договорам, заключенным между другим резидентом и нерезидентом, с нарушением требований законодательства - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере до двадцати процентов суммы этих средств (ст.11.38 КоАП).

1. Распоряжение в нарушение законодательства денежными средствами от экспорта товаров (охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг) без зачисления на свой счет - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере суммы средств, не полученной на свой счет.

2. Перечисление в нарушение законодательства денежных средств со своего счета для оплаты за товары (охраняемую информацию, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, работы, услуги), если импортером является иное лицо, - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере суммы перечисленных средств (ст.11.39 КоАП).

Перечисление денежных средств от экспорта товаров (работ, услуг) без зачисления на свой счет без соответствующего разрешения - влечет наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере суммы перечисленных средств (ст.11.40 КоАП) [9].

Кодексом установлена административная ответственность в сфере защиты прав потребителя. Обман покупателей, заказчиков или иных потребителей работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, осуществляющих реализацию товаров, выполнение работ или оказание услуг, либо обман потребителей индивидуальным предпринимателем, осуществляющим такую же деятельность (обман потребителей), влекут наложение штрафа в размере от двух до двадцати пяти базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью или без лишения (ст. 12.16).

Согласно Статье 13.13. КоАП Республики Беларусь отсутствие при реализации товаров, оказании услуг у индивидуального предпринимателя и иного физического лица, не осуществляющего предпринимательскую деятельность, в торговых, обслуживающих объектах (в случаях, предусмотренных законодательством, - в транспортных средствах), на торговых местах на рынке документа об уплате единого налога (заверенной налоговым органом его копии) с отметкой налогового органа или справки, выданной местным исполнительным и распорядительным органом, подтверждающей, что продаваемая этими лицами продукция произведена на земельном участке, предоставленном им в соответствии с законодательством для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (в отношении продукции пчеловодства - ветеринарно-санитарного паспорта пасеки или свидетельства, оформленного на основании этого паспорта), за исключением физического лица, реализующего лекарственные растения, ягоды, грибы, орехи, другую дикорастущую продукцию, - влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин (ст.13.13 КоАП).

Необеспечение зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества на счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях и неосуществление платежей с них.

Необеспечение должностным лицом юридического лица, имеющего задолженность по налогам и иным обязательным платежам в республиканский и местные бюджеты, включая государственные целевые бюджетные фонды, и (или) по обязательным платежам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, а также задолженность по штрафам и пеням за нарушения законодательства о налогах и предпринимательстве, зачисления выручки от реализации товаров (работ, услуг), иного имущества, включая ценные бумаги и имущественные права, а также от внереализационных доходов на свои счета в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях в соответствии с правовым режимом таких счетов и неосуществление платежей с этих счетов в порядке, предусмотренном законодательством, -влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин (ст. 13.14).

Статья 15.64 КоАП Республики Беларусь «О нарушении требований законодательства о гидрометеорологической деятельности при производстве гидрометеорологической информации или выполнении отдельных работ и оказании услуг», гласит о том, что нарушение требований законодательства о гидрометеорологической деятельности при производстве гидрометеорологической информации или выполнении отдельных работ и оказании услуг, составляющих этот вид гидрометеорологической деятельности, - влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до трехсот базовых величин(ст.15.64 КоАП) [9].

Статья 12.17 КоАП Республики Беларусь гласит о том, что нарушение правил торговли и оказания услуг населению - влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, а реализация товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации -влечет наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин. При этом деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, реализация товаров в нарушение установленного законодательством порядка (без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях документов, подтверждающих качество товаров, сопроводительных документов, документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов), а также реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь - влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере от тридцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров независимо от того, в чьей собственности они находятся, выручки, полученной от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Продажа товаров или лекарственных средств со складов, баз, из подсобных помещений государственных организаций бытового обслуживания, торговли, общественного питания, здравоохранения или при доставке их к месту хранения (реализации) либо сокрытие товаров или лекарственных средств от покупателей (нарушение правил торговли) - влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин (ст.12.17 КоАП).

Нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет работником индивидуального предпринимателя или юридического лица либо нарушение установленного порядка приема денежных средств при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет индивидуальным предпринимателем -влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин (ст.12.18 КоАП) [9].

Нарушение требований обязательного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации включает следующие моменты:

1. Реализация продукции (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия и (или) декларации о соответствии и (или) с неправомерным использованием знаков соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь - влечет наложение штрафа в размере от двух до пятнадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо - до двукратной стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

2. Производство, реализация и использование (оборот) индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом химических, биологических веществ, материалов и изделий из них, продукции производственно-технического назначения, товаров для личных (бытовых) нужд, продуктов питания, не подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, но подлежащих государственной гигиенической регламентации и регистрации и не прошедших их в установленном порядке, - влекут наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до пятидесяти базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин (ст. 23.11 КоАП).

Выпуск, в том числе в продажу и после ремонта, либо поставка (реализация) продукции, не соответствующей обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и образцов (эталонов) по качеству, маркировке, комплектности, упаковке и другим требованиям, установленным законодательством Республики Беларусь, влекут наложение штрафа в размере от десяти до сорока базовых величин, на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо -- до 100 % от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления -- до пятисот базовых величин (часть первая ст. 23.12).

Передача заказчику или в производство конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации по качеству продукции и технологическим процессам, связанным с производством продукции, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя -- от десяти до ста базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо -- до пятисот базовых величин или лишение права заниматься определенной деятельностью ( КоАП ч.2, ст. 23.12).

Несоблюдение обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации при транспортировке, хранении и использовании (эксплуатации) продукции, повлекшее снижение качества, порчу или сверхнормативные потери продукции, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин (КоАП ч.3, ст. 23.12). Выпуск в обращение, в том числе реализация, передача в аренду, предназначенных для применения в сфере законодательной метрологии средств измерений, не прошедших в установленном порядке поверку или калибровку, влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо -- до 100 % от стоимости реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг), а при невозможности ее установления -- до пятисот базовых величин (КоАП ч.1, ст. 23.13) [9].

Законодательство в определенных случаях возлагает на лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, обязанность по прохождению государственной гигиенической регламентации и регистрации продукции, цель которой выявление свойств, предоставляющих опасность для жизни и здоровья человека, а также предотвращение вредного воздействия продукции [3, с.57].

В Республике Беларусь существуют два основных закона, которые регулируют вопросы в области технического нормирования и стандартизации: Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. N 262-З «О техническом нормировании и стандартизации»; Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 г. N 269-З «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации».

Согласно ст.4 Закона о техническом нормировании и стандартизации» Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:

защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

единства измерений;

национальной безопасности;

устранения технических барьеров в торговле;

рационального использования ресурсов.

Техническое нормирование и стандартизация основываются на принципах:

обязательности применения технических регламентов;

доступности технических регламентов, технических кодексов и государственных стандартов, информации о порядке их разработки, утверждения и опубликования для пользователей и иных заинтересованных лиц;

приоритетного использования международных и межгосударственных (региональных) стандартов;

использования современных достижений науки и техники;

обеспечения права участия юридических и физических лиц, включая иностранные, и технических комитетов по стандартизации в разработке технических кодексов, государственных стандартов; добровольного применения государственных стандартов [18] .

Согласно Статье 6 Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» объектами оценки соответствия являются:

продукция;

процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции;

оказание услуг;

система управления качеством;

система управления окружающей средой;

компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции;

профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг;

иные объекты, в отношении которых в соответствии с законодательством Республики Беларусь принято решение об оценке соответствия [13].

Согласно статья 9 Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации» к документам об оценке соответствия относятся:

аттестат аккредитации;

сертификат соответствия;

декларация о соответствии;

сертификат компетентности.

Документы об оценке соответствия действуют на всей территории Республики Беларусь[13].

Реализация товара, на который еще не подготовлен предусмотренный законодательством документ является основанием для привлечения лиц реализующих такой товар к административной ответственности [3, с.57].

Этот факт можно подтвердить, рассмотрев в судебной практике случаи данного правонарушения. Например, один из них, согласно административному протоколу юридическое лицо в салоне сотовой связи реализовывало телефоны в отсутствие в торговом объекте сертификатов соответствия на товар. В ходе проведения рейдовой проверки проверяемое лицо представило проверяющим полученную от поставщика по факсимильной связи копию сертификата соответствия, однако она не была принята во внимание. Налоговый орган квалифицировал действия юридического лица как нарушение постановления Министерства торговли Республики Беларусь от 27.03.2002 N 10 "Об утверждении перечня основных нормативных и технологических документов, которые должны находиться в объектах розничной торговли и общественного питания" (далее - постановление N 10) и совместного постановления Министерства торговли Республики Беларусь, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 07.05.2007 N 28/35/38/27 "О подтверждении безопасности и качества товаров при их реализации в розничных торговых объектах, торговых объектах общественного питания, на торговых местах на рынках" (далее - постановление N 28/35/38/27).

Суд признал правильной квалификацию налоговым органом правонарушения и привлек нарушителя к административной ответственности. Вышестоящий суд, оставляя это постановление без изменений, указал, что согласно перечню продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, утвержденному постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 08.10.2007 N 51 "Об утверждении перечня продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь" (далее - постановление N 51), мобильные телефоны, которые не были представлены проверяющим при проверке торгового объекта, подлежат сертификации. В соответствии с п. 5 постановления N 10 документ, удостоверяющий качество и безопасность товара, должен находиться в объекте розничной торговли. Полученные проверяемым лицом по факсу копии сертификатов соответствия обоснованно не были приняты во внимание как надлежащий документ, поскольку подобная форма копий сертификатов не соответствует постановлению N 28/35/38/27. Согласно этому нормативному акту юридические лица и индивидуальные предприниматели должны подтвердить качество и безопасность подлежащих обязательной сертификации товаров при их реализации в розничных торговых объектах, торговых объектах общественного питания, на торговых местах на рынке либо подлинником сертификата соответствия, либо его копией, определенной Национальной системой подтверждения соответствия Республики Беларусь, либо наличием на товаре и (или) на его потребительской таре маркировки знаком соответствия Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь с указанием в товаросопроводительных документах регистрационного номера сертификата, срока его действия, наименования и адреса выдавшего сертификат органа, если эти сведения не указаны на товаре или на его потребительской таре.

Согласно постановлению Госстандарта от 13.07.1995 N 7 "О введении новой формы сертификата соответствия Национальной системы сертификации Республики Беларусь" <1> копирование сертификатов соответствия может производиться лишь с использованием специальных защищенных бланков для копий установленного образца. Как разъяснил Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь в письме от 02.02.2005 N 04-05/137 "О применении копий сертификатов соответствия", субъекты торговли могут подтверждать наличие сертификата на отечественную продукцию копией сертификата соответствия, выполненной на специальном защищенном бланке строгой отчетности, заверенной органом по сертификации продукции [1].

Таким образом, наличие документов по прохождению государственной регламентации и регистрации продукции, очень важные документы, отсутствие которых не дает права реализации продукции.

Особенно опасно для человека приобретение некачественных продуктов питания и сырья, что может повредить здоровью и даже жизни потребителя, поэтому согласно статье 9 Закона Республики Беларусь о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека, юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство и оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов, обязаны:

1. Обеспечивать соблюдение установленных требований к производству и обороту продовольственного сырья и пищевых продуктов.

2. При разработке продовольственного сырья и пищевых продуктов, изменении технологий их производства в установленном порядке обосновывать требования к качеству и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, их упаковке, маркировке и информации для населения, разрабатывать программы производственного контроля качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, методы испытаний, а также устанавливать сроки их годности.

3. Обеспечивать контроль качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, материалов и изделий, подготовки их к производству, соблюдение технологических режимов производства продовольственного сырья и пищевых продуктов.

4. Осуществлять производственный контроль качества и безопасности выпускаемой продукции в установленном ими порядке с учетом определения критических контрольных точек и требований законодательства Республики Беларусь.

5. Своевременно представлять населению и государственным органам, осуществляющим государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, необходимую и достоверную информацию о качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, соответствующую установленным законодательством Республики Беларусь требованиям к содержанию и способам представления такой информации.

6. Безотлагательно информировать население и органы, осуществляющие государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, об отклонениях от нормативных требований к качеству продовольственного сырья и пищевых продуктов.

7. Обеспечивать лабораторный контроль качества и безопасности производимых продовольственного сырья и пищевых продуктов.

8. Осуществлять контроль за состоянием здоровья, условиями труда работников, которые в процессе производства и оборота продовольственного сырья и пищевых продуктов осуществляют непосредственный контакт с продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, материалами и изделиями, а также за прохождением ими медицинских осмотров, соблюдением санитарных норм, правил и гигиенических нормативов.

9. Иметь документ, удостоверяющий качество и безопасность каждой реализуемой партии продовольственного сырья и пищевых продуктов, а в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь, и иные документы, также удостоверяющие их качество и безопасность.

10. Создавать условия, обеспечивающие качество и безопасность продовольственного сырья и пищевых продуктов при их производстве и обороте, в том числе обеспечивать хранение и транспортировку продовольственного сырья для производства пищевых продуктов и пищевых продуктов, предназначенных для реализации в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность, в специально предназначенных или оборудованных для этих целей помещениях и транспортных средствах, соответствующих обязательным требованиям в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов.

11. Упаковывать продовольственное сырье и пищевые продукты с применением способов, обеспечивающих сохранение качества и безопасность при их обороте.

12. Соблюдать требования законодательства Республики Беларусь по утилизации, промышленной переработке и уничтожению продовольственного сырья и пищевых продуктов.

13. Осуществлять мероприятия, указанные в пункте 2 части первой статьи 3 настоящего Закона.

14. Приостанавливать производство и оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов по решению государственных органов, осуществляющих контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов, на срок, указанный в решении этих органов, а в случаях, определенных законодательством Республики Беларусь, прекращать производство и оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов.

15. Выполнять иные обязанности в области обеспечения качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

На физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями и осуществляющих производство и оборот продовольственного сырья и пищевых продуктов, распространяются требования, указанные в пунктах 10-15 части первой настоящей статьи [15].

Ответственность в хозяйственных правоотношениях наступает и в сфере агроэкотуризма, согласно статье 23.74 КоАП Республики Беларусь о нарушении порядка осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, осуществление физическим лицом или крестьянским (фермерским) хозяйством деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма без уплаты сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, и (или) без подачи заявления в налоговый орган о постановке на учет, и (или) без извещения соответствующего сельского Совета депутатов, и (или) без заключения договора на оказание услуг в сфере агроэкотуризма - влечет наложение штрафа в размере от одной до десяти базовых величин.

Непредставление физическим лицом или крестьянским (фермерским) хозяйством в налоговый орган информации по установленной форме о договорах на оказание услуг в сфере агроэкотуризма, заключенных в истекшем году, - влечет наложение штрафа в размере от одной до пяти базовых величин [9].

Таким образом, меры административной ответственности субъектов хозяйственности за нарушение административной ответственности предусмотрены законодательством настоящим Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, где указаны случаи и виды и меры ответственности за определенное административное правонарушение в области различных сфер хозяйственной деятельности.

2.3 Уголовная ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг

Уголовная ответственность возникает в связи с совершением преступления и характеризуется наиболее жесткими мерами государственного воздействия (наказания): ограничение свободы, лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества и др.

Преступлением признается совершенное виновно общественно опасное деяние (действие или бездействие), характеризующееся определенными признаками и запрещенное под угрозой наказания [2, c.179].

Любое преступление в сфере экономической деятельности -- воспрепятствование законной предпринимательской деятельности или незаконное предпринимательство, монополистические действия и ограничение конкуренции, изготовление или сбыт поддельных денег, ценных бумаг, контрабанда, уклонение от уплаты налогов, обман погребителей и т.д. -- в той или иной степени представляет собой посягательство на экономические интересы государства и иных субъектов, связанных с экономической деятельностью.

Именно это свойство следует иметь в виду при отграничении рассматриваемых преступлений от преступлений против собственности, которые хотя и нарушают в определенных случаях интересы экономической деятельности, однако имеют иной объект -- частную, государственную, коммунальную формы собственности.

Уголовно-правовые нормы, предусматривающие ответственность за рассматриваемые преступления, охраняют совокупность общественных отношений, складывающихся в сфере экономической деятельности. Объединяя эти преступления в гл. 25. Уголовный Кодекс Республики Беларусь, законодатель тем самым считает, что родовым объектом преступлений, составы которых описаны в этом разделе, является экономика, понимаемая как совокупность производственных (экономических) отношений по поводу производства, обмена, распределения и потребления материальных благ [11, c.28].

Уголовная ответственность за преступления в сфере экономической деятельности предусмотрена нормами, объединенными в гл. 25 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее -- УК Республики Беларусь) «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности». В ранее действовавшем законодательстве эти преступления именовались хозяйственными [2, c.179].

К данной главе настоящего кодекса относиться ст. 250, относящаяся к изучаемой сфере, « Распространение ложной информации о товарах и услугах», которая предусматривает следующее:

1. Распространение заведомо ложной информации либо применение рекламы, вводящих в заблуждение потребителей относительно качества, количества, состава, способа изготовления и иных характеристик продукции (товаров, работ, услуг), - наказываются штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

2. Те же действия в отношении продукции (товаров, работ, услуг), могущей причинить вред здоровью потребителей, - наказываются ограничением свободы на срок до трех лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ст. 250 УК Республики Беларусь) [20].

В УК Республики Беларусь уголовная ответственность в области качества продукции, работ и услуг рассматривается и в разделе 10 «Преступления против общественной безопасности и здоровья населения». Здесь отмечаются проблемы недоброкачественной продукции и выполнение работ либо оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности , а также определенные меры ответственности в данной области.

Так ст. 337 УК Республики Беларусь «Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции» говорит о следующем:

1. Выпуск на товарный рынок либо реализация потребителям недоброкачественной продукции, заведомо способной повлечь заболевания или отравления людей, или заведомо загрязненной радионуклидами сверх допустимых уровней (выпуск либо реализация недоброкачественной продукции), совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, - наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев.

2. Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции, повлекшие по неосторожности причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, - наказываются исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

3. Выпуск либо реализация недоброкачественной продукции, повлекшие по неосторожности смерть человека, - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 337 УК Республики Беларусь).

Выполнение работ либо оказание услуг, заведомо не отвечающих требованиям безопасности для жизни или здоровья потребителей, повлекшие по неосторожности причинение менее тяжкого телесного повреждения, - наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

Те же действия, повлекшие по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения, - наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения (ст. 338 УК Республики Беларусь) [20].

За обман потребителей, совершенный в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение либо в значительном размере, либо в крупном размере, либо совершенный группой лиц по предварительному сговору, либо лицом, ранее судимым за обман потребителей, применяются меры уголовной ответственности в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ареста, ограничения свободы, лишения свободы (ст. 257 Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях) [19] .

Таким образом, уголовная ответственность наступает в случаях: распространение ложной информации о товарах и услугах, при выпуске либо реализации недоброкачественной продукции, при выполнении работ либо оказание услуг, заведомо не отвечающих требованиям безопасности, за обман потребителей, совершенный в течение года после наложения административного взыскания и др.; из-за которых может наступить урон здоровью человека, смерть человека либо причинение ему тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы решили основные задачи курсовой работы:

1.Изучили и проанализировали литературы по изучаемой проблеме;

2.Изучили и проанализировали нормативно-правовые документы по решаемой проблеме: Гражданский кодекс Республики Беларусь; Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей»;

Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 года «О техническом нормировании и стандартизации», который определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области; Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 года «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации»; Уголовный кодекс Республики Беларусь; Административный кодекс Республики Беларусь.

3.Дали понятие ответственности, ее видов, принципов и функций в хозяйственных взаимоотношениях:

1)ответственностью являются применения к правонарушителю установленных законом или договором санкций, вследствие чего он несет имущественные потери;

2)условиями хозяйственно-правовой ответственности являются: факт хозяйственного нарушения, противоправность поведения хозяйственного нарушителя, причинная связь между противоправным поведением нарушителя и причиненными пострадавшему убытками;

3) для применения имущественной ответственности в виде возмещения убытков необходимо наличие всех четырех условий, тогда как для применения неустойки (штрафа, пени) довольно лишь двух из них: факта хозяйственного правонарушения и противоправности поведения нарушителя;

4)функции ответственности: превентивная (предупредительная), пресекательная, штрафная, компенсационная;

5)принципы ответственности в хозяйственных правоотношениях: принцип законности, принцип неотвратимости ответственности, принцип полного возмещения вреда;

6)законодательством Республики Беларусь установлены следующие виды ответственности в хозяйственных правоотношениях: гражданско-правовая ответственность, административно-правовая ответственность, уголовно-правовая ответственность.

4.Охарактеризовали основные виды ответственности в области качества продукции, работ и услуг:

1.Гражданско-правовая ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг (см. Приложение Б).

2.Административная ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг (см. Приложение Б).

3.Уголовная ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг (см. Приложение Б).

С помощью решенных задач нами была достигнута цель, т.е. на основе анализа законодательства Республики Беларусь исследовали основные проблемы к теме «Ответственность субъектов хозяйствования за нарушение законодательства в области качества продукции, работ, услуг» и особенности их применения к правонарушителю, предложили пути их решения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Александров, Д.П. Оценка хозяйственным судом признаков состава правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 12.17 КоАП Республики Беларусь об админ. правонаруш.: Судебная практика/ Д.П. Александров // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электоронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр». Национальный центр правовой информации Респ. Беларусь. - Минск, 2010.

2. Вабищевич, С.С. Хозяйственное право (правовое регулирование

хозяйственной деятельности) / С.С. Вабищевич, И.А. Маньковский - 5-е издание перераб. и доп. - Минск: Молодежное научное общество, 2008.- 416 с.

3. Войтович, Г. Административная ответственность за передачу товара без документов, подтверждающих качество / Г. Войтович // Юрист. - 2010. -№6 (109) - с. 57-59.

4. Гальцов, В.С. Хозяйственное право: курс лекций / В.С. Гальцов, В.С. Радоман, А.В. Сальникова.- Минск: Тесей, 2008.-344с.

5. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 октября 1988г.:одобрен Советом Республики 19 ноября 1988г., № 218-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001. - 2/744.

6. Граданско-правовая ответственность субъектов хозяйствования [Электронный ресурс]/ Режим доступа: http: www.support. com / component/ content/656. htm.task= view. Дата доступа 23.08. 2010 г.

7. Жук, А.В. Хозяйственное право: общая часть/ А.В. Жук. -Минск:УО БГУ, 2009. - 53 с.

8. Кацубо, С.П. Хозяйственное право: Курс лекций. / С.П. Кацубо. - Минск: Дикта, 2009. - 272 с.

9. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 декабря 2002 г.2

Одобрен Советом Республики 2 апреля 2003 г., № 194-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003г.- 2 /946.

10.Конституция Республики Беларусь 1994 года ( с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) - Минск: Амалфея, 2005. - 45 с.

11. Мазур, О.А. Хозяйственное право: курс лекций / О.А. Мазур; Министерство образования Республики Беларусь, Барановичский государственный университет. -- Барановичи: БарГУ, 2008. --с. 329. -- Библиография.

12. Маслалевич, Г.Н. Ответственность продавца (поставщика) за качество предмета лизинга/ Г.Н. Маслалевич // Вестник Высшего хозяйственного суда Респ. Беларусь. - 2009. -№12 -с. 106 - 108.

13. Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 января 2004 г., № 269-3 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. -2004. - №2/1018.

14. О защите прав потребителей: Закон Республики Беларусь, 9янв. 2002 г., № 90-3 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь - 2002. - №10. - 2 / 839.

15. О качестве безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека: Закон Респ. Беларусь 29 июня 2003 г., № 217-З [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2005. - Режим доступа: http://www.pravo.by. - Дата доступа: 25.08.2010.

16. О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг): Указ Респ. Беларусь, 20 мая 1998г.,№ 268., // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1998. - № 1/ 3612.

17. Ответственность субъектов хозяйствования [Электронный ресурс] /Режим доступа: http: // www. rosbelnologi. com/htme/ bowse.prtme ? index 90. Дата доступа 23.08. 2010.

18. О техническом нормировании и стандартизации: Закон Респ. Беларусь, 5 января 2004г., № 262-3 // Национальный реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 2004. - №2/1011.

19. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 9 ноября 2006 г.: Одобрен Советом Республики 1 декабря 2006 г., № 194-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2007. - 2/ 1291.

20. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г., № 275 -3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - № 2/50.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ

Наступает в случаях когда:

вред, причинен жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица вследствие конструктивных, рецептурных или иных недостатков товара, работы или услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации о товаре, работе или услуге. Основополагающий принцип: полное возмещение всех причиненных убытков, восстановление должником имущественного состояния потерпевшего лица

Основными формами гражданско-правовой ответственности является взыскание убытков (компенсация морального вреда) и неустойка.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ

Наступает в случаях когда:

происходит нарушение законодательства денежных средств в данной сфере, нарушение правил производства, выпуска, реализации продукции, торговли и оказания услуг населению, приобретение, хранение, использование в производстве некачественной продукции, транспортировка.

Основными формами ответственности является наложение штрафа, лишение права заниматься определенной деятельностью.

УГОЛОВНАЯ

Наступает в случаях: распространение ложной информации о товарах и услугах, при выпуске либо реализации недоброкачественной продукции , при выполнении работ либо оказание услуг, заведомо не отвечающих требованиям безопасности, за обман потребителей, совершенный в течение года после наложения административного взыскания и др.; из-за которых может наступить урон здоровью человека, смерть человека либо причинение ему тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения. Основными формами ответственности является штраф, арест, ограничение свободы, исправительные работы, лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

НЕКАЧЕСТВЕННО ВЫПОЛНЕННЫЕ РАБОТЫ ОПЛАТЕ НЕ ПОДЛЕЖАТ (ПРИМЕР ИЗ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ)

Ю.К.ГРУШЕЦКИЙ, юрист

Материал подготовлен с использованием

правовых актов по состоянию

на 18 января 2010 г.

Между сторонами по рассмотренному хозяйственным судом делу 26.04.2007 был заключен договор строительного подряда N 02/163 (далее - договор), согласно которому ответчик принял на себя обязательство выполнить работы по благоустройству дворовой территории согласно утвержденной смете. В состав работ, выполненных в августе 2007 года, в частности, входило устройство песчаного основания под тротуарную плитку, устройство плиточного покрытия, установка борта. Общая стоимость работ составила 21000000 руб.

Выполненные ответчиком работы были приняты истцом по акту приемки выполненных работ и оплачены платежными поручениями от 16.05.2007 N 1170, от 23.07.2007 N 2518.

При проведении сотрудниками Комитета государственного контроля Республики Беларусь контрольного обмера 24.04.2008 было установлено завышение стоимости на сумму 5506131 руб. выполненных ответчиком строительно-монтажных работ в результате включения ответчиком в акт приемки выполненных работ некачественно выполненных работ по устройству песочного основания под плитку, устройству плиточного покрытия, установке борта.

Так, при устройстве основания под плитку не были соблюдены требования ТКП 45-3.02-6-2005 (02250) "Благоустройство территорий. Дорожные одежды с покрытием из плит тротуарных. Правила проектирования". Контрольный обмер в пяти точках выявил, что толщина уложенного основания и выравнивающего слоя составила 6,5 - 12 см, при требуемой минимальной толщине соответственно 20 см и 2 см.

Резка тротуарной плитки подрядчиком была произведена вдоль изделия, что запрещено данным ТКП.

Не был соблюден ТКП 45-3.02-7-2007 "Благоустройство территорий. Дорожные одежды с покрытием из плит тротуарных. Правила устройства", что выразилось в несоблюдении допустимой величины просветов между плиточным покрытием и контрольной рейкой, а также в несоблюдении высоты бортового камня над проезжей частью и высоты бортовой обоймы.

Платежным поручением от 04.06.2008 N 1361 истец перечислил в доход коммунального бюджета 5506131 руб. за некачественно выполненные ответчиком работы.

Поскольку ответчик в добровольном порядке денежные средства не вернул, в поданном в хозяйственный суд исковом заявлении истец просил взыскать с ответчика 5506131 руб. за некачественно выполненные работы.

В отзыве на исковое заявление, а также в судебном заседании ответчик исковые требования не признал, указал, что акт приемки выполненных работ подписан истцом (заказчиком) без замечаний и оплачен в полном объеме, т.е. действиями истца подтвержден факт качественного выполнения работ.

Ответчик направлял свои возражения на акт контрольного обмера, не учитывающего ряд существенных обстоятельств:

- фактически выполнялись работы не по устройству нового плиточного покрытия, а по замене старого. Согласно смете и в соответствии с ГОСТ 8736-93 на старое основание был уложен песчаный слой 10 см. При обмере не измерялась толщина старого;

- по тротуару регулярно ездят мусоровозы и другой автотранспорт, в результате чего происходит продавливание и дополнительное уплотнение. Это существенно повлияло и на ровность покрытия.

Что касается подрезки плиток, то в соответствии с ТКП 45-3.02-7-2005 данное требование не является обязательным. Согласно ГОСТу 15467-79 "Управление качеством продукции" данный дефект относится к категории малозначительных и устранимых, что ответчик готов выполнить.

По вопросу устройства бортового камня БР 100.30.15 ответчик указал, что бетонная обойма была сбита по просьбе заказчика. Кроме того, нет оснований считать некачественным (завышением) весь объем работ по устройству борта.

Статьей 290 Гражданского кодекса Республики Беларусь установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно статье 696 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить строительные или иные специальные монтажные работы и сдать их заказчику, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результаты этих работ и уплатить обусловленную цену.

Опрошенные судом по обстоятельствам проведения контрольного обмера и изложенным в акте выводам проводившие проверку сотрудники Комитета государственного контроля Республики Беларусь подтвердили обоснованность выводов. В частности, было пояснено, что как таковое старое основание под плитку отсутствовало и на грунт по технологии нельзя было укладывать основание толщиной 10 см.

Поскольку письмом от 02.06.2008 N 15 ответчик признал факт некачественного выполнения работ, а также с учетом положений пункта 44 Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительного подряда, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 N 1450, хозяйственный суд считает исковые требования в части взыскания с ответчика 5506131 руб. за некачественно выполненные работы обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В апелляционной жалобе ответчик просил решение суда в этой части отменить и в иске отказать, поскольку положенные в основу решения выводы, изложенные в акте контрольного обмера, не соответствуют фактическим обстоятельствам и техническим нормативным актам в строительстве (благоустройстве).

При вынесении постановления по делу суд апелляционной инстанции исходил из того, что материалами дела подтверждается несоблюдение ответчиком требований ТНПА при выполнении работ по устройству основания и укладке тротуарной плитки, а также установке бортового камня БР 100.30.15 и бетонной обоймы, что обусловило некачественное их выполнение.

Доводы ответчика о том, что работы (по устройству основания) выполнялись в пределах доведенной заказчиком сметы, не могут быть приняты во внимание с учетом пункта 1 статьи 670 Гражданского кодекса Республики Беларусь, возлагающего на подрядчика обязанность немедленно предупредить заказчика о непригодности техдокументации (ее несоответствии стандартам) и приостановить работу, а также пункта 2 данной статьи, не дающего подрядчику права ссылаться впоследствии на данное обстоятельство.

При наличии факта отступлений от нормативов не могут приниматься во внимание доводы ответчика о длительном сроке, прошедшем с момента выполнения работ до проведения контрольного обмера, в течение которого из-за ненадлежащей эксплуатации плиточное покрытие подверглось деформации.

Таким образом, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение о взыскании стоимости некачественных работ.

Страницы: 1, 2


© 2010 Современные рефераты