Рефераты

Ответственность за нарушения налогового законодательства

p align="left">При определении размера неуплаченного налога по части 1 ст. 199 Уголовного Кодекса РФ, то есть при уклонении от уплаты налогов с организаций, крупным размером неуплаченного налога признается сумма, превышающая одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

При определении этих сумм следует исходить из минимального размера оплаты труда, который действовал на момент окончания указанных налоговых преступлений.

При этом возникает вопрос: как определять крупный размер неуплаченного налога - по размеру одного неуплаченного налога или по нескольким его видам? По смыслу закона уклонение от уплаты налогов с организаций может быть признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда по какому-либо одному из видов налогов, так и в случаях, когда эта сумма является результатом неуплаты различных видов налогов.

Продолжая изучать указанные статьи Уголовного Кодекса РФ, обращает на себя внимание фраза “включение в декларацию (бухгалтерские документы) заведомо искаженных данных о доходах или расходах”, присутствующая в обеих статьях. Под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых, не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.97 N 8 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ", "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 9, 1997..

Без определения понятий “доходы” и “расходы”, а также “другие объекты налогообложения” в данном случае не обойтись, поэтому следует уточнить, что же такое доходы и расходы.

Начнем с расходов. Расходы - это понесенные гражданином затраты, влекущие в предусмотренных налоговым законодательством случаях уменьшение налогооблагаемой базы.

Доходы - это совокупный (общий) доход, полученный гражданином в календарном году как в денежной форме (в валюте Российской Федерации или иностранной валюте), так и в натуральной форме, в том числе в виде материальной выгоды. В целом доходы можно разделить на три большие группы:

доходы, полученные в денежной форме;

доходы, полученные в натуральной форме;

доходы, полученные в виде материальной выгоды.

В отношении первых двух групп доходов - полученных в денежной и натуральной форме - как правило, вопросов не возникает. По второй группе следует только учитывать, что доходы, полученные в натуральной форме, учитываются в составе совокупного годового дохода по государственным регулируемым ценам, а при их отсутствии - по свободным (рыночным) ценам на дату получения дохода; по доходам в иностранной валюте - то, что эти доходы для целей налогообложения пересчитываются в рубли по курсу Банка России, действовавшему на дату получения дохода, а уплата налога с таких доходов производится плательщиками в рублях или по их желанию в иностранной валюте, покупаемой Банком России.

О доходах же, полученных в виде материальной выгоды, следует сказать отдельно, так как налогообложение этой составной части совокупного дохода вызывает, как правило, наибольшие трудности, а отсюда наибольшая вероятность того, что при этом будут допущены ошибки. Какие именно доходы, полученные в виде материальной выгоды, подлежат учету при налогообложении, а какие нет определено подпунктами “н”, “ф” и “я.13” п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц” "Российская газета", N 59, 13.03.92., а именно:

1) не включаются в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период:

проценты и выигрыши по государственным казначейским обязательствам, облигациям и другим государственным ценным бумагам бывшего СССР, Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также по облигациям и ценным бумагам, выпущенным органами местного самоуправления;

проценты и выигрыши по вкладам в банках, находящихся на территории Российской Федерации, открытым в рублях, - если проценты выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России, действовавшей в течение периода существования вклада, а в иностранной валюте, - если проценты выплачиваются в пределах 15 процентов годовых от суммы вклада (сумма материальной выгоды, превышающая указанные выше размеры, подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других видов доходов);

2) не включаются в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, суммы страховых выплат физическим лицам по обязательному страхованию;

по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни (в том числе добровольного пенсионного страхования);

по договорам добровольного имущественного страхования и страхования ответственности в связи с наступлением страхового случая; в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц;

в остальных случаях, если суммы страховых выплат по договорам добровольного страхования окажутся больше сумм, внесенных физическими лицами в виде страховых взносов, увеличенных страховщиками на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России на момент заключения договора страхования, материальная выгода в виде разницы между этими суммами подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других видов доходов; во всех случаях суммы страховых взносов подлежат налогообложению в составе совокупного годового дохода, если они вносятся за физических лиц из средств предприятий, учреждений, организаций или иных работодателей, за исключением случаев, когда страхование своих работников производится работодателями в обязательном порядке в соответствии с законодательством и по договорам добровольного медицинского страхования при отсутствии выплат застрахованным физическим лицам;

3) не включается в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, материальная выгода в виде экономии на процентах при получении заемных средств от предприятий, учреждений, организаций, а также физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, если:

а) процент за пользование такими средствами в рублях составляет не менее двух третей от ставки рефинансирования, установленной Банком России;

б) процент за пользование такими средствами в иностранной валюте составляет не менее 10 процентов годовых; материальная выгода в виде положительной разницы между суммой, исчисленной исходя из двух третей ставки рефинансирования, установленной Банком России, по средствам, полученным в рублях, или исходя из 10 процентов годовых по средствам, полученным в иностранной валюте, и суммой фактически уплаченных процентов по полученным заемным денежным средствам подлежит налогообложению в составе совокупного годового дохода физических лиц;

налогообложению подлежит сумма материальной выгоды, исчисленная на начало отчетного года с той части заемных средств, которая осталась невозвращенной на момент уплаты процентов за пользование этими средствами; не облагаются подоходным налогом заемные средства, полученные физическими лицами на льготных условиях на строительство (приобретение) жилого дома или квартиры в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.

В соответствии с Налоговым Кодексом доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Подоходный налог с физических лиц", "Налог на прибыль (доход) организаций", "Налог на доходы от капитала", входящими во вторую часть настоящего Кодекса. "НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98), "Российская газета", N 148-149, 06.08.98, ст. 41.

Далее необходимо определить, что включает в себя выражение, фигурирующее в ст. 199 Уголовного Кодекса РФ, - “другие объекты налогообложения”. Согласно Закону РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации” "Российская газета", N 56, 10.03.92 (с учетом изменений и дополнений) и законодательным актам о конкретных видах налогов к другим объектам налогообложения помимо доходов (прибыли) относятся стоимость определенных товаров, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, добавленная стоимость продукции (работ, услуг), доходы от биржевой и страховой деятельности и прочие. Налоговый Кодекс не предусматривает “другие объекты налогообложения”, но поскольку вторую часть Налогового Кодекса Законодатели пока не приняли, то в этой части действуют прежние положения о налогах и сборах. Сокрытие указанных и других объектов налогообложения может выражаться как во включении в бухгалтерские документы и налоговую отчетность заведомо искаженных сведений, относящихся к этим объектам, так и в умышленном непредставлении в налоговые органы отчетной документации о таких объектах.

Физическим лицом могут быть получены доходы во всех перечисленных выше формах. Это правомерно и при осуществлении им любых видов предпринимательской деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат налогообложению. При этом нередко встречаются случаи осуществления предпринимательской деятельности без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением условий лицензирования. Такая ситуация может также стать причиной возникновения уголовной ответственности в случаях, когда это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Таким образом, действия виновного, занимающегося предпринимательской деятельностью без регистрации или без специального разрешения либо с нарушением условий лицензирования и уклоняющегося от уплаты налога с доходов, полученных в результате такой деятельности, надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных соответствующими частями ст. 171 и 198 Уголовного Кодекса РФ.

Согласно ст. 199 Уголовного Кодекса РФ к ответственности могут быть привлечены должностные лица организаций и предприятий: руководитель организации - налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации - налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывавшие другие объекты налогообложения.

Однако виновным может быть признано не только лицо, непосредственно осуществлявшее преступное деяние. Перечисленные лица могут быть как непосредственными исполнителями рассматриваемых преступлений, так и их организаторами или лицами, склоняющими других к совершению преступления. В этих случаях лица, организовавшие совершение преступления, о котором идет речь в ст. 199 Уголовного Кодекса РФ, или руководившие этим преступлением либо склонившие к его совершению руководителя, главного (старшего) бухгалтера организации - налогоплательщика или иных служащих этой организации, или содействовавшие совершению преступления советами, указаниями и т.п., несут ответственность как организаторы, подстрекатели или пособники по ст. 33 и соответствующей части ст. 199 данного Кодекса.

Пример. По сводкам Управления Налоговой полиции Ленинградской области за 06/04/1999. Следственной службой Управления возбуждено Уголовное дело по признакам преступления ст. 199, ч. 2 Уголовного Кодекса РФ в отношении директора и главного бухгалтера одного из ООО. Установлено, что директор по предварительному сговору с главным бухгалтером не обосновано предъявили для возмещения бюджету НДС по принятому на баланс в 1998 году объекту капитального строительства путем внесения заведомо искаженных данных в налоговую декларацию по НДС, тем самым уклонившись от уплаты НДС на сумму около 820 тыс. руб., что соответствует более 9,8 тыс. МРОТ. В настоящее время на ряду со следственными действиями осуществляется частичное возмещение ущерба (так в марте возмещено более 223 тыс. руб.).

Для того чтобы снять возникающие вопросы, необходимо уточнить, что представляет собой этот круг лиц.

Основным лицом при совершении преступления является, конечно, исполнитель. Остальные лица, принимавшие в нем участие, - соучастники.

Соучастниками преступления признаются организатор, подстрекатель и пособник.

Исполнитель - это лицо, непосредственно совершившее преступление либо непосредственно участвовавшее в его совершении совместно с другими лицами (соисполнителями), а также лицо, совершившее преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу возраста, невменяемости или других обстоятельств, предусмотренных Уголовным кодексом.

Организатором признается лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а также лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими.

Подстрекатель - это лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, подкупа, угрозы или другим способом.

Пособник - лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств или орудий совершения преступления либо устранением препятствий, а также лицо, заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, следы преступления либо предметы, добытые преступным путем.

Соучастниками в совершении преступления могут быть должностные лица любых предприятий и организаций, в том числе должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, которые, как это ни печально, могут умышленно содействовать уклонению от уплаты налогов. Это содействие может быть направлено как на физическое, так и юридическое лицо. Действия должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, которыми они умышленно содействовали уклонению от уплаты налогов гражданином или с организации, рассматриваются как соучастие в совершении преступления, то есть в соответствии с уже упомянутой ст. 33 Уголовного Кодекса РФ и соответствующей части ст. 199 (или ст. 198 Уголовного кодекса, когда речь идет об уклонении гражданина от уплаты налога).

Ранее судимым за уклонение от уплаты налога (ч. 2 ст. 198 Уголовного Кодекса РФ) следует считать лицо, которое в прошлом было осуждено по ст. 198 Уголовного Кодекса РФ или по ст. 199 Уголовного Кодекса РФ либо по ч. 1 ст. 162.2 Уголовного Кодекса РСФСР "УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР" (утв. ВС РСФСР 27.10.60) "Ведомости ВС РСФСР", 1960, N 40, ст. 591. Статья 162.2. Сокрытие доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения. (введена Законом РФ от 02.07.92 N 3181-1 - Ведомости СНД РФ и ВС РФ, 1992, N 33, ст. 1912), если приговором по этому делу установлено сокрытие полученных доходов, подоходный налог с которых превышает двести минимальных размеров оплаты труда, либо по ч. 2 ст. 162.2 Уголовного Кодекса РСФСР по признаку "сокрытие полученных доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения в особо крупных размерах", при условии, что прошлая судимость не снята или не погашена в установленном законом порядке. ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.97 N 8 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ", "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 9, 1997

К организациям, о которых говорится в ст. 199 Уголовного Кодекса РФ, относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов за исключением физических лиц.

Субъективная сторона предусматривает одну из форм вины: умысел или неосторожность.

Упомянутые должностные лица должны действовать при этом из корыстной или иной личной заинтересованности, либо должны были предполагать о наступлении общественно опасных последствий.

Объективная сторона позволяет определить, что является обязательным условием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в соответствии с перечисленными статьями и в чем оно может выражаться.

“Преступления, предусмотренные ст. ст. 198 и 199 Уголовного Кодекса РФ, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством” ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.97 N 8 "О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ СУДАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УКЛОНЕНИЕ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ", "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 9, 1997.

Для физического лица предусмотрено уклонение от уплаты налога, а равно от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды, путем:

непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной.

путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах.

либо иным способом.

Для организаций предусмотрено уклонение от уплаты налогов, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды путем:

включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах.

либо иным способом.

Обязательным условием, является установление крупного или особо крупного размера неуплаченного налога. При определении в денежном выражении размера неуплаченного налога, являющегося основанием для того, чтобы оценить содеянное по части 1 или 2 ст. 198 Уголовного Кодекса РФ как уклонение гражданина от уплаты налога, совершенное в крупном размере, принимается сумма неуплаченного налога, превышающая двести минимальных размеров оплаты труда, а в особо крупном размере - превышающая пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

При определении размера неуплаченного налога по части 1 ст. 199 Уголовного Кодекса РФ, то есть при уклонении от уплаты налогов с организаций, крупным размером неуплаченного налога признается сумма, превышающая одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

При определении этих сумм следует исходить из минимального размера оплаты труда, который действовал на момент окончания указанных налоговых преступлений.

Как неоднократное уклонение от уплаты налогов с организацией надлежит квалифицировать действия виновного, совершившего два раза и более деяние, предусмотренное ч. 1 ст. 199 Уголовного Кодекса РФ, независимо от того, был ли он осужден за ранее совершенное деяние, являлся исполнителем или соучастником преступления и было ли ранее совершенное деяние оконченным преступлением или покушением на преступление. Основанием для квалификации содеянного по ч. 2 ст. 199 Уголовного Кодекса РФ является также совершение ранее виновным деяния, предусмотренного ч. 2 ст. 162.2 Уголовного Кодекса РСФСР, по признаку "сокрытие полученных доходов/(прибыли) или иных объектов налогообложения в особо крупных размерах".

Уклонение от уплаты налогов с организаций не может квалифицироваться как совершенное неоднократно, если судимость за ранее совершенное лицом преступление была погашена или снята, а также если за ранее совершенное преступление лицо было в установленном законом порядке освобождено от уголовной ответственности.

Параграф 3. Санкции за налоговые преступления.

Статья 198 Уголовного Кодекса РФ предусматривает ответственность граждан за совершенное в крупном размере уклонение от уплаты налогов, которая выражается в применении штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишения свободы на срок до одного года за уклонение гражданина от уплаты налога путем непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путем включения в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах. За то же деяние, совершенное лицом, ранее судимым за уклонение от уплаты налога, либо совершенное в особо крупном размере, предусмотрен штраф в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти месяцев до одного года либо лишение свободы на срок до трех лет.

За неуплату налогов предприятиями и организациями уголовную ответственность в соответствии со ст. 199 Уголовного Кодекса РФ несут должностные лица этих предприятий и организаций. Уголовная ответственность, применяемая согласно этой статье, может выражаться в лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо аресте на срок от четырех до шести месяцев, либо лишении свободы на срок до трех лет; за то же деяние, совершенное неоднократно, предусмотрено лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

В целом с вступлением в силу Федерального закона от 25.06.98 N 92-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.06.98 N 92-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 20.05.98), "Российская газета", N 120, 27.06.98. произведено ужесточение наказания за совершение налоговых преступлений.

Рассматривая ст. 199 Уголовного Кодекса РФ, следует обратить внимание на ответственность субъектов преступления, установленную в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, что предусмотрено частями 1 и 2 данной ст. 199. При назначении наказания в виде лишения права занимать определенные должности следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 47 Уголовного Кодекса РФ это наказание не может быть назначено лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации. Им может быть назначено только наказание в виде лишения права заниматься деятельностью, связанной с выполнением этих функций. Назначение же наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может быть назначено только тем лицам, которые занимают должности на государственной службе или в органах местного самоуправления.

При этом существует особенность, которая заключается в том, что наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью не может быть назначено лицу, осужденному по данному закону, в качестве дополнительного наказания к другим видам наказаний, поскольку лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью предусмотрено санкцией части первой ст. 199 Уголовного Кодекса РФ в качестве основного наказания.

Может ли быть не применено обязательное дополнительное наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предусмотренное частью второй ст. 199 рассматриваемого Кодекса? Да, но это может иметь место лишь при наличии некоторых условий: при наличии исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами преступления, ролью виновного, его поведением во время или после совершения преступления, и других обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, а равно при активном содействии участника группового преступления раскрытию этого преступления. наказание может быть назначено ниже низшего предела, предусмотренного соответствующей статьей Кодекса, или суд может назначить более мягкий вид наказания, чем предусмотрен этой статьей, или не применить дополнительный вид наказания, предусмотренный в качестве обязательного; исключительными могут быть признаны как отдельные смягчающие обстоятельства, так и совокупность таких обстоятельств. Мотивы такого решения суда должны быть в обязательном порядке отражены в приговоре.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью - это достаточно суровый вид наказания, но не единственный. Необходимо рассмотреть еще один вид наказания за уклонение от уплаты налогов. Правда, он предусмотрен только ст. 198 Уголовного Кодекса РФ, а значит касается физических лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. Речь идет о штрафе. Определение этого вида наказания дается в ст. 46 Уголовного Кодекса РФ, согласно которой штраф - это денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных указанным Кодексом, в размере, соответствующем определенному количеству минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством Российской Федерации на момент назначения наказания, либо в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период.

Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и с учетом имущественного положения осужденного. На основании этого суд при назначении наказания по части первой или части второй ст. 198 Уголовного Кодекса РФ указывает в приговоре не только размер денежной суммы, которая подлежит взысканию с осужденного, но в обязательном порядке количество минимальных размеров оплаты труда или количество месяцев за период осуществления преступной деятельности с документально подтвержденным размером заработной платы или иного дохода осужденного за каждый из этих месяцев.

Произошло ужесточение ответственности, применяемой к физическим лицам. С момента вступления в силу Федерального закона N 92-ФЗ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.06.98 N 92-ФЗ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 20.05.98), "Российская газета", N 120, 27.06.98. данная ответственность выражается в наложении штрафа в размере от двухсот до семисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от пяти до семи месяцев, либо в аресте на срок от четырех до шести месяцев, либо лишении свободы на срок до двух лет. За деяния, предусмотренные частью 1 статьи 198, совершенные в особо крупном размере или лицом, ранее судимым за совершение определенных преступлений, установлен штраф в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года либо лишение свободы на срок до пяти лет. При этом уклонение физического лица от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченного налога и (или) страхового взноса в государственные внебюджетные фонды превышает двести минимальных размеров оплаты труда, а особо крупном размере - пятьсот минимальных размеров оплаты труда.

Еще один важный момент - освобождение от уголовной ответственности лиц, впервые совершивших преступления, предусмотренные данной статьей, а также ст. 194 или 199 Уголовного Кодекса РФ, если они способствовали раскрытию преступления и полностью возместили причиненный ущерб.

Внесены также изменения в ст. 199 Уголовного Кодекса РФ. Часть первая ст. 199 определяет ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций, а равно от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, совершенное в крупном размере, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо ареста на срок от четырех до шести месяцев, либо лишения свободы на срок до четырех лет. При этом уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организаций признается совершенным в крупном размере, если сумма неуплаченных налогов и (или) страховых взносов в эти фонды превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда.

Если деяние, указанное в части первой ст. 199, совершено группой лиц по предварительному сговору или лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных как ст. 199, так и ст. 194 или 198 указанного Кодекса, или неоднократно, то оно наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

На начальном этапе формирования судебной практики по налоговым преступлениям к осужденным за налоговые преступления очень редко применялся такой вид наказания, как лишение свободы. Так, в 1998 году в г. Москве было осуждено к реальному, а не условному лишению свободы 3 человека (один - на 8 месяцев и двое - на 6 месяцев). Согласно статистическим данным за 1995 год из 432 осужденных за налоговые преступления лишь двум было назначено наказание в виде лишения свободы, в отношении 2-х человек была применена отсрочка, 9 человек осуждены условно, к 164 лицам применен штраф или они переданы на поруки.

После анализа уголовных дел, возбужденных по признакам уклонения от уплаты налогов с организаций по г. Москве, можно прийти к выводу, что в 76 % случаев к ответственности привлекался руководитель организации, в 16 % - бухгалтер (которым в 95 % случаев являлась женщина) и в 8 % - руководитель и бухгалтер. Средний возраст руководителя составил 41 год, а бухгалтера - 43 года. Высшее образование имели 85 % руководителей и 94 % бухгалтеров, к уголовной ответственности ранее привлекались лишь 4 % (причем практически все за общеуголовные преступления). Соловьев И.Н. “Об ответственности за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды”, Налоговый вестник №(53)05, от 24.04.1999, стр. 118,

Из общего количества привлекаемых к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов руководителей: 78 % являлись руководителями негосударственных коммерческих предприятий, 14 % - общественных некоммерческих организаций, 6 % - организаций, где доля государства составляет более 50 процентов и 2 % - государственных бюджетных организаций.

Следует отметить, что все вышеприведенное не распространяется на лица, которые имеют различные льготы по уплате налогов или по представлению деклараций о доходах или не ответственны за неуплату налогов предприятиями, также имеющими льготы по налогам. Перечисление таких категорий и групп лиц содержится в законодательстве о конкретных видах налогов.

Заключение.

В результате многолетних дискуссий о концепции реформирования налоговой системы России была признана приоритетность кодификации российского налогового законодательства. В обществе достигнуто понимание, что, неустойчивая налоговая система подрывает основу бюджетной системы страны, провоцирует политическую нестабильность и социальную напряженность.

Комплексные преобразования, направленные на упорядочение и рационализацию налоговой системы, являются в настоящее время общепризнанной необходимостью. Их успешная реализация будет содействовать оздоровлению финансовой системы и проведению эффективной государственной экономической политики.

Кодификация российского налогового законодательства предполагала обеспечение полноты правового регулирования налоговых правоотношений, компактность и наибольшую согласованность нормативных предписаний, защиту от хаотичности и нестабильности налогового законодательства, упорядочение взаимоотношений участников налоговых правоотношений, усиление защиты их прав, усовершенствование налоговых процедур и системы ответственности, создание условий для эффективного налогового администрирования.

В принятой и введенной в действие с 1 января 1999 года части первой Налогового кодекса Российской Федерации удалось реализовать отдельные ранее обозначенные цели. Вместе с тем осталось множество нерешенных вопросов.

Неопределенность и противоречивость норм, расплывчатость и декларативность формулировок, лексико-терминологическая неоднозначность, содержащиеся в ряде положений части первой Налогового кодекса, в том числе в процессуальных нормах, а также в Федеральном законе “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации” ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.07.98 N 147-ФЗ "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 16.07.98) "Российская газета", N 148-149, 06.08.98, создают условия для произвольного манипулирования такими нормами и неисполнения налогоплательщиками, иными лицами конституционной публично-правовой обязанности по уплате каждым законно установленных налогов и сборов.

В данной ситуации представляется, что наибольший вред нанес Законодатель, не определившись с терминологией. “Поспешность, с которой принимался данный документ, не могла не отразиться на его качестве. Противоречивость норм, неоднозначность формулировок, обилие опечаток, лексических и терминологических ошибок предоставляют все возможности недобросовестным налогоплательщикам для произвольного манипулирования положениями Налогового Кодекса РФ. Налоговый Кодекс РФ содержит смысловые неточности, способные оказать негативное влияние на функционирование и развитие налоговой системы в России, а также на эффективность документально-проверочной деятельности налоговых органов”. “О введении в действие части первой Налогового кодекса” М.С. Мухин, начальник отдела налоговых проверок УФСНП России по г. Санкт-Петербургу, Т.В. Халявкина, зам. начальника отдела налоговых проверок, А.Н. Миронин, зам. начальника правового отдела, С.В. Земляченко, специалист I категории правового отдела. Налоговый вестник №(48)12 от 20.11.98, стр. 011.

В частности вызывают сомнение следующие моменты:

согласно абзацу 2 п. 3 ст. 94 Налогового Кодекса РФ должностное лицо налогового органа обязано разъяснить присутствующим при производстве выемки их права и обязанности. В то же время Кодекс не определяет, каковы эти права и обязанности;

в п. 6 ст. 94 Налогового Кодекса РФ одновременно упоминаются такие термины как “выемка” и “изъятие”. При этом ни из данной нормы, ни из других положений Кодекса невозможно уяснить, в чем заключается различие между изъятием и выемкой и есть ли такое различие. Следует особо подчеркнуть, что два официальных текста Налогового Кодекса РФ содержат разночтения в изложении указанной нормы. Так, в “Российской газете” говорится “о производстве выемки изъятия”, а в Собрании законодательства Российской Федерации “о производстве выемки, изъятия”;

подпункт 1 п. 7 ст. 95 Налогового Кодекса РФ предоставляет проверяемому лицу право заявить отвод эксперту, но не указывает оснований, по которым такой отвод может быть заявлен, и не устанавливает последствий такого отвода;

Ст. 125 Налогового Кодекса РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка владения, пользования и (или) распоряжения арестованным имуществом. Признавая определенный смысл в указанных нормах, нельзя не задаться вопросом: каким образом налоговый либо таможенный орган может разрешить или не разрешить владение арестованным имуществом? Ситуация, при которой ограничивается право собственника пользоваться и распоряжаться арестованным имуществом, вполне понятна и осуществима. Однако правомочие владения, в отличие от правомочия пользования и правомочия распоряжения, не зависит от волеизъявления административного органа и может быть прекращено лишь с прекращением права собственности. С практической точки зрения, поскольку нарушить порядок владения не представляется возможным, то нельзя привлечь к ответственности недобросовестного налогоплательщика, нарушающего порядок пользования арестованным имуществом (ст. 125 Налогового Кодекса РФ не предусматривает ответственности только за нарушение порядка пользования арестованным имуществом, а требует одновременного нарушения порядка как пользования, так и владения им);

в п. 5 ст. 101 Налогового Кодекса РФ говорится об основаниях отмены решения налогового органа судом. Подобная формулировка представляется юридически некорректной, поскольку ни суд общей юрисдикции, ни арбитражный суд не вправе отменить решение налогового органа. Решение, не соответствующее требованиям законодательства, подлежит признанию недействительным, а не отмене;

согласно п. 1 ст. 104 Налогового Кодекса РФ на налоговый орган возлагается обязанность предложить налогоплательщику добровольно уплатить сумму налоговой санкции, что само по себе вряд ли может вызвать возражения. Однако не вполне понятно, почему такое предложение должно реализовываться посредством направления требования об уплате налога;

пункт 3 ст. 104 Налогового Кодекса РФ неоправданно ограничивает процессуальные права налогового органа, говоря о возможности направления в суд одновременно с подачей искового заявления ходатайства о наложении ареста на имущество ответчика в порядке обеспечения искового требования. Между тем перечень мер по обеспечению иска, предусмотренных Арбитражным Процессуальным Кодексом РФ "Собрание законодательства РФ", 08.05.95, N 19, ст. 1709. и Гражданским Процессуальным Кодексом РСФСР "Ведомости ВС РСФСР", 1964, N 24, ст. 407., гораздо шире. Очевидно, более правильным являлось бы упоминание о праве налогового органа заявить ходатайство об обеспечении иска. При этом такое ходатайство вовсе не обязательно подавать “одновременно с подачей искового заявления”, поскольку иск может быть обеспечен на любой стадии арбитражного или гражданского процесса;

в соответствии с п. 6 ст. 108 Налогового Кодекса РФ каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим к законную силу решением суда. В то же время абзац 2 п. 1 ст. 104 Налогового Кодекса РФ предполагает возможность добровольной уплаты налогоплательщиком налоговой санкции во внесудебном порядке. Таким образом, буквальное следование п. 6 ст. 108 Налогового Кодекса РФ неминуемо приводит к выводу о том, что налогоплательщик, добровольно уплативший налоговую санкцию, привлечен налоговым органом к ответственности, не будучи виновным в совершении налогового правонарушения;

категорическое несогласие вызывают нормы подпункта 3 п. 1 ст. 112 и п. 3 ст. 114 Налогового Кодекса РФ, предоставляющие налоговому органу право самостоятельно расширять перечень обстоятельств, смягчающих ответственность и неограниченно уменьшать размер налоговых санкций. Данные нормы направлены, по своей сути, не на защиту налогоплательщика, а на установление произвола недобросовестных должностных лиц налоговых органов. Предоставление таких прав суду не вызывает никаких возражений, учитывая наличие многоступенчатой системы пересмотра судебных актов в апелляционном, кассационном и надзорном порядке. В отношении актов, выносимых налоговыми органами, ничего подобного Кодекс не предусматривает;

ст. 106 Налогового Кодекса определяет субъектом налогового правонарушения “..налогоплательщика, налогового агента и их представителей...”, однако лица содействующие налоговому контролю - эксперт, специалист, переводчик и свидетель фигурируют в гл. 16 Налогового Кодекса, ст. 128 и 129 в качестве субъектов налогового правонарушения, то есть налицо не полный состав правонарушения, и указанные статьи применяться не могут.

Как видим, пока не удалось решить одну из главных проблем: создать единую комплексную систему налогов в Российской Федерации, стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансового года, устранить противоречия в законодательных актах.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20.07.98 № 851 “Об утверждении Заявления Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о политике экономической и финансовой стабилизации” Правительство РФ обязуется внести в Государственную Думу изменения и дополнения в часть первую Налогового кодекса до 1 января 1999 года. В соответствии с указанными изменениями и дополнениями предполагается предоставить налоговым органам более широкие полномочия по взысканию основной суммы задолженности по уплате налогов, а также начисленных на нее пеней и штрафов без необходимости обращаться в суд; по отмене в ряде случаев отсрочек для налогоплательщиков; право издавать нормативные правовые акты по реализации налоговых законов, а также усовершенствовать положения по применению уголовной ответственности по отношению к налоговым агентам, не перечисляющим удержанные налоги в бюджет, и наделить налоговые органы правом взыскания денежных средств с банковских счетов неплательщиков.

Пока эти обещания не реализованы. Однако проблемы, связанные с введением в действие Налогового Кодекса РФ в принятой редакции, требуют немедленного вмешательства законодателей. В противном случае положительный эффект от вступления в силу данного документа несомненно будет сведен на нет катастрофическими последствиями для бюджета страны.

Список использованной литературы.

Алехин А.П.,. Козлов Ю.М “Административное право Российской Федерации” М., “Теис”, 1995

Комментарий к Уголовному кодексу РФ. “Бизнес-школа ЗАО ”Интел-Синтез”. Москва, 1997.

Мухин М.С., начальник отдела налоговых проверок УФСНП России по г. Санкт-Петербургу, Халявкина Т.В., зам. начальника отдела налоговых проверок, Миронин А.Н., зам. начальника правового отдела, Земляченко С.В., специалист I категории правового отдела. “О введении в действие части первой Налогового кодекса” Налоговый вестник №(48)12 от 20.11.98, стр. 011.

Обручев А.И., “Постановка на учет юридических лиц”, Налоговый вестник №(51)03, стр. 31.

Пансков В.Г. О нерешенных проблемах части первой Налогового кодекса. Журнал “Налоговый вестник”. 1998, № 12. С.6

Пепеляев С.Г., директор Департамента налогов и права аудиторско-консультационной фирмы “ФБК”, канд. юрид. наук, “Налоговый кодекс и подзаконные нормативные правовые акты”, Налоговый вестник №(52)04 от 25.03.99.

Розумов В.В., советник налоговой службы I ранга, “Об изменениях в порядке применения финансовых санкций за неуплату налогов и других обязательных платежей в части бесспорного списания средств”, Налоговый вестник №(49)01, стр.62.

Соловьев И.Н. “Об ответственности за уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды”, Налоговый вестник №(53)05, от 24.04.1999, стр. 118.

Тавкина М.В. “Налогообложение иностранных юридических лиц”, Налоговый вестник №(50)02, 26.01.1999, стр. 53.

Тимофеев Евгений, член Президиума Российской ассоциации налогового права, “О критике Налогового кодекса”, Налоговый вестник №(51)03 от 26.02.1999. стр.3.

Тимохина Е.В., Масленников М.В. “Комментарий к разделу VI Налогового кодекса РФ "Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение"” “АКДИ Экономика и жизнь”, от 06/11/98.

Уголовное право. Учебник под ред. Б.В. Здравомыслова, Ю.А. Красикова, А.И. Рарога, М. “Юридическая литература”, 1994.

Уголовное право: Учебник для вузов, - М.: “Инфра М”, 1997.

Черник Д.Г., государственный советник налоговой службы I ранга, д. э. н., профессор, действительный член Российской академии естественных наук, заслуженный экономист Российской Федерации, “К вопросу о Налоговом кодексе РФ”, Налоговый вестник №(53)05, стр. 3.

Эрделевский А. М. Комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный). М., Юристъ, 1999.

“Конституция Российской Федерации” (принята всенародным голосованием 12.12.93), "Российская газета", N 237, 25.12.93.

“Уголовно - процессуальный Кодекс РСФСР” (утв. ВС РСФСР 27.10.60), "Ведомости ВС РСФСР", 1960, N 40, ст.592.

“Уголовный кодекс РСФСР” (утв. ВС РСФСР 27.10.60), "Ведомости ВС РСФСР", 1960, N 40, ст. 591. (Отменен)

“Гражданский процессуальный кодекс РСФСР” (утв. ВС РСФСР 11.06.64), "Ведомости ВС РСФСР", 1964, N 24, ст. 407.

“Кодекс законов о труде Российской Федерации” (утв. ВС РСФСР 09.12.71), "Ведомости ВС РСФСР", 1971, N 50, ст. 1007.

“Кодекс РСФСР об административных правонарушениях” (утв. ВС РСФСР 20.06.84), "Ведомости ВС РСФСР", 1984, N 27, ст. 909.

“Гражданский кодекс Российской федерации” (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94), "Собрание законодательства РФ", 05.12.94, N 32, ст. 3301.

“Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.96 N

63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.96), "Собрание законодательства РФ", 17.06.96, N 25, ст. 2954.

“Налоговый кодекс Российской Федерации” (часть первая) от 31.07.98 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98), "Российская газета", N 148-149, 06.08.98.

Федеральный закон от 25.06.98 N 92-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в уголовный кодекс Российской Федерации” (принят ГД ФС РФ 20.05.98), "Российская газета", N 120, 27.06.98.

Федеральный закон от 31.07.98 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой налогового кодекса Российской Федерации” (принят ГД ФС РФ 16.07.98), "Российская газета", N 148-149, 06.08.98г.

Закон РСФСР от 21.03.91 N 943-1 “О государственной налоговой службе РСФСР”, "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 11.04.91, N 15, ст. 492.

Закон РФ от 27.12.91 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, "Российская газета", N 56, 10.03.92.

Закон РФ от 18.06.93 N 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”, "Российская газета", N 125, 02.07.93.

Закон РФ от 24.06.93 N 5238-1 “О федеральных органах налоговой полиции”, "Российская газета", N 134, 15.07.93.

Закон РФ от 06.12.91 N 1992-1 “О налоге на добавленную стоимость”, "Ведомости СНД и ВС РСФСР", 26.12.91, N 52, ст. 1871.

Закон РФ от 07.12.91 N 1998-1 “О подоходном налоге с физических лиц”, "Российская газета", N 59, 13.03.92.

Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.96 N 20-П “По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона РФ “О федеральных органах налоговой полиции”, "Вестник Конституционного Суда РФ", N 5, 1996.

Определение Конституционного Суда РФ от 06.11.97 N 111-О “Об отказе в принятии к рассмотрению запроса арбитражного суда Архангельской области о проверке конституционности положений статьи 13 закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”, "Российская газета", N 242, 18.12.97.

Указ Президента РФ от 14.06.92 N 629 “О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин”, "Российская газета", N 138, 18.06.92.

Указ Президента РФ от 22.12.93 N 2263 “Об аудиторской деятельности в Российской Федерации” вместе с “Временными Правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации”, "Российская газета", N 239, 29.12.93.

Указ Президента РФ от 23.05.94 N 1006 “Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей”, "Российская газета", N 96, 24.05.94.

Указ Президента РФ от 18.08.96 N 1212 “О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения”, "Российская газета", N 159, 22.08.96.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.07.97 N 8 “О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов”, "Бюллетень Верховного Суда РФ", N 9, 1997.

Письмо ВАС РФ от 31.05.94 N С1-7/ОП-370 “Обзор практики разрешения Арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства”, "Вестник ВАС РФ", N 8, 1994

Инструкция Госналогслужбы РФ от 16.06.95 N 34 “О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц”, "Российские вести", N 139, 27.07.95.

Письмо Госналогслужбы РФ от 06.06.94 N ВЗ-6-05/198 “О Применении ответственности за нарушение налогового законодательства в части налога на добавленную стоимость” (вместе с ПИСЬМОМ ВАС РФ от 10.03.94 N ОЩ-7/ОП-142), "Экономика и жизнь", N 8, 1994.

Письмо Госналогслужбы РФ от 25.06.97 N ВК-6-11/474 “О постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающегося возмещения убытков, причиненных налогоплательщику незаконным решением государственной налоговой инспекции” (вместе с Постановлением Президиума ВАС РФ от 22.04.97 N 4459/96), "Экономика и жизнь", N 27, 1997.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Современные рефераты